Научная статья на тему 'Профилактика терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи: опыт кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ'

Профилактика терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи: опыт кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартиросян София Ашотовна, Овруцкая Гульнора Каримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи: опыт кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ»

Профилактика терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи: опыт кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ

Мартиросян София Ашотовна — кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведе-ния Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Овруцкая Гульнора Каримовна — кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии и национальной безопасности Института социологии и регионоведения Южного федерального университета,, г. Ростов-на-Дону

Угрозы национальной безопасности представляют собой совокупность различных факторов, создающих опасность общественным, государственным и личным интересам. Считаем деятельность по профилактике терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи одной из составляющей комплекса мероприятий, направленных на обеспечение национальной безопасности РФ и рассмотрим данный вопрос на примере деятельности структурного подразделения Южного федерального университета — кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР.

В течение последних десятилетий в научном мире

происходит активное конструирование новой междисциплинарной сферы на-учно-прикладного знания — конфликтологии. Подготовка соответствующих специалистов является насущной задачей и для Ростовской области, и для России в целом. Всё это стало причиной открытия в 2006 году на Юге России нового направления подготовки — «Конфликтология». Южный федеральный университет, который славится традициями классического гуманитарного образования, вторым после Санкт-Петербургского университета, стал базой для развития и распространения конфликтологических знаний.

Целью развития направления «Конфликтология» является подготовка высококвалифицированных кадров, ориентированных на решение национальных и региональных проблем, обеспечение единства страны и её регионов, формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности. Данная программа также призвана формировать у выпускника компетенции, необходимые для адекватного, эффективного и успешного выполнения видов профессиональной деятельности в области анализа, управления конфликтами и поддержания мира в различных сферах жизнедеятельности об-

щества. Выпускник-конфлик-толог, бакалавр или магистр, является специалистом, обладающий знаниями по профилактике, предупреждению, разрешению конфликтов, постконфликтной практике. Выпускники могут заниматься экспертно-консультацион-ной, согласительно-процес-суальной, в том числе медиа-тивно-переговорной деятельностью в органах государственного и муниципального управления; в силовых структурах.

Выпускники кафедры могут найти применение в социальных службах и психокоррек-ционных центрах, на производственных предприятиях,

в торговых фирмах, консалтинговых и маркетинговых компаниях, банках и иных учреждениях; в общественных и политических организациях.

Компетенции, которые формируются у выпускников в процессе обучения по направлению «Конфликтология» обширны: владение знаниями о конфликте; владение навыками рефлексивного мышления; обладание способностью разрабатывать гуманитарные и социальные технологии работы с конфликтом; наличие желания и навыка формирования в общественном сознании представления о том, что конфликт содержит в себе как конструктивный, так и деструктивный потенциал, и что последний требует сознательного ограничения; наличие усилий для развития цивилизованной «культуры конфликтования»; наличие способности критически осмысливать результаты конфликтного взаимодействия.

Деятельность кафедры конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ по профилактике терроризма и экстремизма в среде учащейся молодёжи реализуется по нескольким направлениям.

1) Большая профилактическая работа ведётся в рамках самого образовательного процесса. В бакалавриате и магистратуре читаются такие курсы, как «Национальная и региональная безопасность», «Террористические угрозы национальной безопасности на

Юге России», «Терроризм в современном мире», «Информа-ционно-психологическое противодействие экстремизму и терроризму». А также курсы, косвенно затрагивающие темы терроризма и экстремизма - «Исламский фактор в политических процессах», «Социальная безопасность», «Миграционная безопасность» и другие.

Целями указанных образовательных курсов выступает формирование у студентов комплексного понимания причин и угроз терроризма и экстремизма, а также адекватной оценки мер по борьбе с этими явлениями. Дисциплины ориентированы на решение нескольких профессиональных задач:

- в контексте научно-ис-следовательской деятельности - на анализ современных теоретических подходов к исследованию экстремизма и терроризма, разработку теоре-тико-методологических основ информационно-психологичес-кого противодействия экстремизму и терроризму;

- в ракурсе информационно-аналитической деятельности - на сбор, обработку, анализ и презентацию информации о проявлениях экстремизма в информационном пространстве, а также о террористических актах в современном мире;

- в контексте технологической деятельности - на разработку и внедрение в практику социального взаимодействия технологий противодействия экстремизму и терроризму;

- в области проектной деятельности — на создание программ по снижению уровня конфликтогенности в различных регионах мира, проведение экспертизы потенциала конфликтогенности социального развития;

- в контексте педагогической деятельности — на формирование знаний о конфликтах, альтернативных технологиях их предупреждения, разрешения и управления, умения диагностировать конфликт, владение первичными навыками предупреждения, разрешения и управления конфликтом;

- с точки зрения формирования навыков организацион-но-управленческой деятельности - на организацию системы мер, методов, методик противодействия экстремизму и терроризму в сфере управленческой деятельности.

Результатами освоения курсов является овладение студентами научно-ис-следовательским, информационно-аналитическим, технологическим, проектным, организационно-управленчес-ким видами профессиональной деятельности в области противодействия экстремизму и терроризму.

2) Регулярное привлечение студенчества для участия в мероприятиях, научных конференциях, симпозиумах, круглых столах, направленных на профилактику экстремистской и террористической деятельности.

3) Ежегодное проведение Всероссийского конфликтологического форума «Векторы развития современной конфликтологии», а также конференции «Конфликты и безопасность в трансформирующемся обществе».

4) Сотрудничество с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ), а также региональным общественным движением «Интернет без угроз». Несколько выпускников кафедры работают в этих организациях, а в начале 2018 года группа студентов-конфликто-логов прошла стажировку в НЦПТИ.

5) Развитие волонтёрского движения в рамках реализации социальных проектов. Кафедра активно сотрудничает с AHO по

оказанию социальных услуг семье и Областным центром социальной помощи семье и детям. С 2015 г. были совместно реализованы такие проекты, как «Мир без насилия» (2015 г.), «Профилактика насилия в отношении женщин и детей в Ростовской области» (2016 г.), «Профилактика правонарушений в интер-нет-пространстве» (2016-2018 гг.), «Безопасные шаги» (2017-

2018 гг.), «Безопасный Интернет» (2016-2017 гг.). В настоящее время кафедра участвует в реализации проекта «Безопасные шаги во взрослую жизнь» (2018-

2019 гг.), работа ведётся при

поддержке Фонда президентских грантов 2018 г. Проект направлен на развитие во-лонтёрства и наставничества в области профилактики правонарушений и формирование навыков конструктивного поведения у несовершеннолетних в сложных жизненных и конфликтных ситуациях.

Профилактическая работа с детьми и подростками направлена на создание у подрастающего поколения социопсихологических установок нравственного и здорового образа жизни; нивелирование стереотипов асоциального поведения и ориентацию молодёжи на общечеловеческие духовные ценности; формирование модели безопасного поведения в ситуациях риска; устранение причин социопсихологических деструктивных зависимостей. Все перечисленные направления деятельности, так или иначе, направлены на профилактику экстремистской и террористической деятельности среди учащихся общеобразовательных учреждений.

6) Кафедра проводит активную научно-исследовательскую работу, направленную на изучение ценностных установок, специфики общественного сознания, жизненных стратегий, гражданского потенциала студенческой молодёжи [2; 3].

7) Целенаправленная работа по формированию культуры межнациональных и межконфессиональных отношений в молодёжной среде. Так, в 2011 году кафедра выступила инициатором создания проекта

«ЮФУ объединяет», который реализуется и по сей день в форме деятельности Интерклуба ЮФУ [1].

Таким образом, кафедрой конфликтологии и национальной безопасности ИСиР ЮФУ накоплен большой опыт работы в области профилактики экстремизма и терроризма в среде учащейся молодёжи и в то же время перманентно ведётся поиск новых направлений и методов работы. Профилактическая работа кафедры носит системный характер и включает в себя организационные, идеологические и информационно-аналитические виды профилактической деятельности.

Литература и ссылки:

1. Марутян С. Т. Профилактика межэтнических конфликтов в среде учащейся молодёжи: опыт работы Интерклуба Южного федерального университета // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/ profilaktika-mezhetnicheskih-konfliktov-v-srede-uchascheysya-molodezhi-opyt-raboty-interkluba-yuzhnogo-federalnogo-universiteta (дата обращения: 01.05.2019).

2. Межэтнические и конфессиональные отношения в Южном федеральном округе: экспертный доклад. Экспертный доклад / под ред. В.А.Тишкова, Л.Л. Хоперской, В.В. Степанова. М. Ростов-на-Дону, 2013. 114 с.

3. Российское студенчество: идентичность, жизненные стратегии и гражданский потенциал / Ред. Тишков В.А., Бараш Р.Э., Степанов В.В. Москва: ИЭА РАН, 2014. 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.