Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)'

ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ТЕРРОРИЗМА / ПРОФИЛАКТИКА / УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сумачев Алексей Витальевич

В статье отмечается общественная опасность фактов публичного оправдания терроризма, а равно его пропаганды, поскольку в последнее время этому явлению способствует и развитие информационных технологий. Также указывается, что среди мер профилактики идеологии терроризма основное значение принадлежит уголовно-правовому регулированию данной сферы. В статье определяются меры профилактики идеологии терроризма на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Основной акцент делается на методах специально-криминологического предупреждения идеологии терроризма. При этом анализируется роль педагогических коллективов общеобразовательных школ, колледжей и вузов в системе профилактики идеологии терроризма. Указываются возможные практические формы внеклассной работы с учащимися, педагогами и родителями обучающихся, ориентированные на профилактику идеологии терроризма в сфере образования. При этом в качестве иллюстраций приводятся примеры профилактической деятельности, осуществляемой в форме: чтения лекций сотрудниками полиции, прокуратуры и преподавателями юридических вузов в образовательных учреждениях; повышения квалификации педагогов образовательных учреждений, а также государственных и муниципальных служащих по реализации задач в сфере предупреждения идеологии терроризма в молодежной среде; проведения научных семинаров по проблемам терроризма и экстремизма; разработки и преподавания специального курса «Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму» не только для юристов, но и для студентов иных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сумачев Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF THE TERRORISM IDEOLOGY IN THE FIELD OF EDUCATION (SOME PRACTICAL ASPECTS)

The article notes the public danger of the facts of public terrorism justification, as well as its propaganda, since recently the development of information technologies has also promoted this phenomenon. It is also indicated that among the measures to prevent the ideology of terrorism, the main importance belongs to the criminal-legal regulation on committing a crime in this area. The article defines measures to prevent the ideology of terrorism at the general social, special criminological and individual levels. The main focus is put on the methods of special criminological prevention of the ideology of terrorism. At this, the role of pedagogical collectives of secondary schools, colleges and higher educational institutions in the system of terrorism ideology prevention is analyzed. Possible practical forms of extracurricular work with students, teachers and parents of students, aimed at preventing the expansion of terrorism ideology in the field of education are indicated. At this, the article gives examples of preventive activities carried out in the form of: lectures by police officers, prosecutors and law school teachers in educational institutions; professional development of teachers of educational institutions, as well as state and municipal employees on implementing the tasks in the field of terrorism ideology preventing among young people; conducting scientific seminars on the problems of terrorism and extremism; developing and teaching a special course "Legal Foundations for Countering Extremism and Terrorism" not only for lawyers, but for students of other specialties as well.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)»

DOI: 10.47026/2499-9636-2021-2-61-66

УДК 343.851 ББК 67.515

А.В. СУМАЧЕВ

ПРОФИЛАКТИКА ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (некоторые практические аспекты)

Ключевые слова: терроризм, идеология терроризма, профилактика, уровни профилактики, образовательные учреждения.

В статье отмечается общественная опасность фактов публичного оправдания терроризма, а равно его пропаганды, поскольку в последнее время этому явлению способствует и развитие информационных технологий. Также указывается, что среди мер профилактики идеологии терроризма основное значение принадлежит уголовно-правовому регулированию данной сферы. В статье определяются меры профилактики идеологии терроризма на общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном уровнях. Основной акцент делается на методах специально-криминологического предупреждения идеологии терроризма. При этом анализируется роль педагогических коллективов общеобразовательных школ, колледжей и вузов в системе профилактики идеологии терроризма. Указываются возможные практические формы внеклассной работы с учащимися, педагогами и родителями обучающихся, ориентированные на профилактику идеологии терроризма в сфере образования. При этом в качестве иллюстраций приводятся примеры профилактической деятельности, осуществляемой в форме: чтения лекций сотрудниками полиции, прокуратуры и преподавателями юридических вузов в образовательных учреждениях; повышения квалификации педагогов образовательных учреждений, а также государственных и муниципальных служащих по реализации задач в сфере предупреждения идеологии терроризма в молодежной среде; проведения научных семинаров по проблемам терроризма и экстремизма; разработки и преподавания специального курса «Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму» не только для юристов, но и для студентов иных специальностей.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму»1 (далее - Закон № 35-ФЗ) определяет терроризм не только как практику воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями посредством устрашения населения и (или) иных форм противоправных насильственных действий, но и как «идеологию насилия» (п. 1 ст. 3 Закона № 35-ФЗ), используя в дальнейшем категорию «идеология терроризма» (п. 3 ч. 2 ст. 5.1, п. 2 ст. 5.2 Закона № 35-ФЗ).

Конец XX в. и начало XXI в. характеризуются небывалым всплеском актов терроризма, прокатившихся по многим странам всех континентов Земли. В результате этих чудовищных преступлений погибли тысячи ни в чем не повинных людей, уничтожены значительные материальные ценности. Лидеры России неоднократно обращали внимание на опасность терроризма для

1 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

нашего государства и человечества в целом. Терроризм несет угрозу жизни и правам человека, дестабилизирует государства и целые регионы мира, встает на пути экономического и социального прогресса.

Не меньшей опасностью обладают и факты публичного оправдания терроризма, а равно его пропаганда. Кроме того, с развитием информационных технологий такого рода деяния получают широкие возможности при помощи информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Соответственно, разработка меры по профилактике пропаганды идеологии терроризма задача важная. Нет сомнений в том, что среди мер, направленных на противодействие этому опаснейшему явлению, одно из ведущих мест принадлежит уголовно-правовому реагированию на совершение преступлений террористического характера, а также предупреждению терроризма. Вместе с тем следует акцентировать внимание и на некоторых практических аспектах профилактика идеологии терроризма вообще и в сфере образования в частности.

Предупреждение идеологии терроризма, равно как и любого иного социально опасного явления, осуществляется на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

Относительно предупреждения идеологии терроризма на общесоциальном уровне следует вести речь о государственной политике по нейтрализации идей терроризма в обществе. Деятельность эта включает в себя прежде всего разработку правовых основ противодействия идеологии терроризма. В первую очередь здесь следует говорить о криминализации такого рода деяний. Так, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в рамках противодействия «идеологии терроризма» предусматривает уголовную ответственность за публичное оправдание либо пропаганду терроризма (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ). В свою очередь, в данной статье «под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании» (примечание 1 к ст. 205.2 УК РФ), а «под пропагандой терроризма понимается деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности» (примечание 1.1 к ст. 205.2 УК РФ). Наличие данной нормы стоит признать в качестве действенной меры профилактики распространения идеологии терроризма.

Закон № 35-ФЗ в рамках реализации организационных основ противодействия идеологии терроризму предусматривает обязанность высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимать меры «по выявлению и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма» (п. 3 ч. 2 ст. 5.1 Закона № 35-ФЗ), а для органов местного самоуправления - обязанность организации и проведения в муниципальных образованиях информационно-пропагандистских мероприятий «по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан

неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий» (п. 2 ст. 5.2 Закона № 35-Ф3).

К специально-криминологическим методам предупреждения идеологии терроризма в рамках разработки правовых основ необходимо отнести «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы»1.

К специально-криминологическим методам предупреждения идеологии терроризма организационного плана следует отнести соответствующей направленности мероприятия, осуществляемые педагогическими коллективами общеобразовательных школ, колледжей и вузов. Однако стоит заметить, что реформа системы образования не способствует повышению эффективности профилактической работы в отношении так называемой «группы риска» (юноши от 16 до 24 лет), т.е. лиц, склонных к проявлениям националистического экстремизма и крайних его форм - терроризма. Так, А.А. Бурков, анализируя возможности профилактики националистического экстремизма в образовательных учреждениях, пишет: «В результате изменений в российском образовании за последнее десятилетие школа все больше дает критически не отфильтрованные знания, учебные предметы лишаются воспитательного потенциала. Распространение тестовых форм проверки знаний в значительной степени сводит обучение к запоминанию единичных фактов, не связанных между собой и несистематизированных. Бессистемные знания менее подвержены критическому осмыслению, а значит, несут в себе меньший воспитательный потенциал» [1. С. 77]. И далее он делает весьма категоричный вывод: «Сама система образования исключает воспитательный компонент из учебной деятельности» [1. С. 78].

В этой связи акцент следует делать на внеклассной работе с учащимися, педагогами и родителями обучающихся. Работа эта может выражаться в проведении тематических занятий, ориентированных на профилактику идеологии терроризма; организации различных конкурсов (например, конкурсов тематических работ по противодействию терроризму); чтении лекций сотрудниками полиции, прокуратуры и преподавателями юридических вузов.

Относительно форм подготовки педагогов образовательных учреждений, а также государственных и муниципальных служащих по реализации задач в сфере предупреждения идеологии терроризма в молодежной среде следует указать на систему обучающих семинаров, проведение должных конференций различного уровня, курсов повышения квалификации, а также круглых столов в рамках межведомственного взаимодействия. В частности, 17-18 июня 2019 г. в г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

1 Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы: утв. Президентом Российской Федерации 28.12.2018 г. № Пр-2665 [Электронный ресурс] // МЧС России: сайт. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2632 (дата обращения: 25.02.2021).

Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Нижневартовский профориентационный учебный центр» (АНО ДПО «НПУЦ») были организованы курсы повышения квалификации «Организация деятельности органов местного самоуправления по профилактике и предупреждению терроризма и националистического экстремизма» с последующей выдачей соответствующего сертификата. Кроме того, АНО ДПО «НПУЦ» 12 августа 2019 г. в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были проведены курсы повышения квалификации «Профилактика терроризма и экстремизма».

В Югорском государственном университете практикуется проведение научных семинаров по проблемам терроризма и экстремизма. Так, 25 октября 2019 г. в Югорском государственном университете состоялся научный семинар на тему ««Бытовой» (молодежный) экстремизм». В работе семинара приняли участие преподаватели, студенты, магистранты и аспиранты. Основные доклады касались проблем «бытового» (молодежного) экстремизма и основ его профилактики.

Также осуществляется преподавание специального курса «Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму» не только для юристов, но и для студентов иных специальностей [2]. Целью изучения данной дисциплины является усвоение основных способов и навыков противодействию экстремизму и терроризму. В качестве основных задач учебной дисциплины выступают: ознакомление студентов с состоянием и перспективой развития знаний в области противодействия экстремизму и терроризму; привитие студентам навыков формализации и использования уголовно-правовой информации в процессе противодействия экстремизму и терроризму; приведение в систему и закрепление умений использования и самостоятельного пополнения уголовно-правовых знаний, необходимых для правильного противодействия экстремизму и терроризму.

Работа с родителями обучающихся может осуществляться посредством проведение тематических родительских собраний. И здесь, как нам представляется, упор необходимо делать на групповые формы работы.

Кроме того, в рамках предупреждения идеологии терроризма необходимо проведение специальных исследований профилактики распространения идеологии терроризма вообще и преступности несовершеннолетних с позиций молодежных криминально-активных неформальных объединений (правые и левые скинхеды, антифашисты и др.) в частности. Результаты такого рода исследований следует публиковать и распространять в соответствующих пособиях [3].

Индивидуальный уровень профилактики идеологии терроризма предполагает прежде всего выявление лиц, склонных к восприятию идей террористической деятельности, а также к проявлениям ненависти или вражды по отношению к лицам другой национальности. Такого рода «выявление» возможно посредством мониторинга информации в социальных сетях, учета не-

благополучных семей, а равно в ходе индивидуальных бесед с представителями различных молодежных групп. Далее в зависимости от степени угрозы проявлений идей одобрения терроризма следует реализовывать меры индивидуальной профилактики, включая решение вопросов о привлечении виновных к юридической ответственности.

Литература

1. Бурков А.А. Возможности профилактики националистического экстремизма в образовательных учреждениях // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 73-78.

2. Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму: рабочая программа дисциплины / одобрена на заседании Ученого совета юридического института Югорского гос. ун-та, протокол № 03 от 14 февраля 2019 г. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. 15 с.

3. Профилактика экстремизма и террористического поведения молодежи в интернет-пространстве: традиционные и инновационные формы / авт.-сост. П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, А.Г. Штейнбух. М.: Кредо, 2018. 76 с.

СУМАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса, Югорский государственный университет, Россия, Ханты-Мансийск (alekssumachev@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1133-9574)._

Alexey V. SUMACHEV

PREVENTION OF THE TERRORISM IDEOLOGY IN THE FIELD OF EDUCATION (some practical aspects)

Key words: terrorism, ideology of terrorism, prevention, levels ofprevention, educational institutions.

The article notes the public danger of the facts of public terrorism justification, as well as its propaganda, since recently the development of information technologies has also promoted this phenomenon. It is also indicated that among the measures to prevent the ideology of terrorism, the main importance belongs to the criminal-legal regulation on committing a crime in this area. The article defines measures to prevent the ideology of terrorism at the general social, special criminological and individual levels. The main focus is put on the methods of special criminological prevention of the ideology of terrorism. At this, the role ofpedagogical collectives of secondary schools, colleges and higher educational institutions in the system of terrorism ideology prevention is analyzed. Possible practical forms of extracurricular work with students, teachers and parents of students, aimed at preventing the expansion of terrorism ideology in the field of education are indicated. At this, the article gives examples ofpreventive activities carried out in the form of: lectures by police officers, prosecutors and law school teachers in educational institutions; professional development of teachers of educational institutions, as well as state and municipal employees on implementing the tasks in the field of terrorism ideology preventing among young people; conducting scientific seminars on the problems of terrorism and extremism; developing and teaching a special course "Legal Foundations for Countering Extremism and Terrorism" not only for lawyers, but for students of other specialties as well.

References

1. Burkov A.A. Vozmozhnosti profilaktiki natsionalisticheskogo ekstremizma v obrazovatel'-nykh uchrezhdeniyakh [Opportunities for the prevention of nationalist extremism in educational institutions]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2012, no. 4, pp. 73-78.

2. Pravovye osnovy protivodeistviya ekstremizmu i terrorizmu: rabochaya programma distsi-pliny [Legal bases of countering extremism and terrorism: working program of the discipline. Khanty-Mansiysk, Ugra State University Publ., 2019, 15 p.

3. Ermakov P.N., Abakumova I.V., Shteynbukh A.G. Profilaktika ekstremizma i terroristi-cheskogo povedeniya molodezhi v internet-prostranstve: traditsionnye i innovatsionnye formy [Prevention of extremism and terrorist behavior of young people in the Internet space: traditional and innovative forms]. Moscow, Credo Publ., 2018, 76 p.

ALEXEY V. SUMACHEV - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure, Ugra State University, Russia, Khanty-Mansiysk (alekssumachev@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1133-9574)._

Формат цитирования: Сумачев А.В. Профилактика идеологии терроризма в сфере образования (некоторые практические аспекты) [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. -2021. - № 2. - С. 61-66. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2021/2/9. DOI: 10.47026/24999636-2021-2-61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.