Список литературы
1. Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей. / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. 128 с.
2. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб: Речь, 2008. 366 с.
3. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: «Академия», 2007 503 с.
4. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 496 с.
5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. М., Генезис,.2000. 128 с.
6. Самоопределение школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пособие для учителя / С.Н.Чистякова. П.С. Лернер, Н.Ф.Родичев и др. (Под ред. С.Н.Чистяковой). - М: Педагогический университет, 2005. 162 с.
7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / [П.С. Лернер, Г.Ф Михальченко,. А. В Прудило и др.] под ред. С.Н. Чистяковой, М: Просвещение,: 2010. 80 с.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ Барабонина А.А.
Барабонина Анна Андреевна - студент, кафедра логопедии,
Первый московский гсударственный медицинский университет им. И.М. Сеченова,
учитель-логопед, Школа 1362, г. Москва
Аннотация: в статье представлен теоретический анализ дисграфии. Отражена профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, коррекция, профилактика, фонематическое недоразвитие, расстройство письма.
Дисграфия (греч.) - это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.
Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [1,2].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.
В науке и практике понятие дисграфии определилось и включает различные нарушения в виде следующих форм (рисунок 1).
Рис. 1. Пять форм дисграфии
Обратимся к рисунку. В нем мы показали пять форм дисграфии. Первая форма -артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем: пациент, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. В данном случае он пишет так, как произносит. Это происходит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, в этом случае заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
Вторая форма - акустическая форма дисграфии. Данная форма дисграфии проявляется в замене букв, соответствующих, фонетически близким звукам. В данной форме в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Например «Бар - Пар», «Любит - Лубит».
Третья форма - дисграфия, на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Данная форма наиболее распространена. Для пациента будут характерны следующие ошибки: слова обрываются на половине, перестановка букв и слогов местами, пропуск букв в словах, контоминация когда в одном слове слоги разных слов, повторение букв и (или) слогов в одном слове несколько раз, когда в одном слове много букв - например три «ооо» или «еее», слитное написание предлогов.
Четвертая форма - аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи. Пациент пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («классный сумка», «радостный дети»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. В основном аграмматическая дисграфия обычно встречается у детей. Она проявляется в неправильном написании окончаний слов. Когда пациент не может согласовать два слова между собой.
Пятая форма - оптическая дисграфия. В её основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы в алфавите состоят из набора одних и тех же элементов: «палочки», «овалы». Если пациент не видит различие между буквами, то это приведет к неправильному их написанию.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации.
В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слуховых дифференцировок;
- развитие фонематического внимания;
- уточнение артикуляции звуков при их произношении;
- производится коррекция звуков произношения.
Целеполагание на основном этапе включает:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического анализа синтеза;
- развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);
Целью заключительного этапа можем считать:
- закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.
Мы знаем, что у большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи - иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного мозга.
У людей страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма пациентов. Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очнь часто зеркально переворачивать буквы могут левши.
К мерам профилактики дисграфии можно отнести:
- развитие тех психических функции на раннем этапе, например у школьников еще до поступления в школу.
- развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».
- выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.
Можем предложить следующие упражнения для профилактики и лечения дисграфии:
- использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов;
- разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;
- необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на время.
- рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек запоминает много слов.
- дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;
- при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;
- дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;
- предложить найти ошибки в тексте, в котором проставлены «лишние» запятые. Нужно объяснить каждый знак препинания;
78
- дать поиграть в игру «лабиринт».
Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».
Список литературы
1. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.
2. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Корякина О.А.
Корякина Ольга Анатольевна - учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка», г. Черногорск, Республика Хакасия
Аннотация: в статье рассматривается коррекционная работа по воспитанию воздушной струи у детей с дислалией.
Ключевые слова: воздушная струя, игровые упражнения, методы, приемы.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Источник образования звуков речи - воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»[1, с.4].
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Дыхательные упражнения помогают выработать силу и правильное распределение выдоха.
Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка следующих основных противопоставлений. Воздушная струя при произнесении шипящих звуков: широкая, теплая, слабая, рассеянная. Воздушная струя при произнесении свистящих звуков: узкая, холодная, сильная, направленная. Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.