Список литературы
1. Постановление Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72485152/ (дата обращения: 15.10.2019).
2. Постановление Правительства РФ № 1235 от 07.10.201 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.rU/71786064/#friends/ (дата обращения: 15.10.2019).
ДИСГРАФИЯ - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ Воропаева И.Н.
Воропаева Ирина Николаевна - магистрант, кафедра специальной педагогики и психологии, Московский государственный областной университет, г Мытищи
Аннотация: анализируются теоретические аспекты дисграфии. Отражены профилактика и коррекция дисграфии. Нами будут рассмотрены пять форм дисграфии. Даны упражнения и рекомендации по коррекции дисграфии. Ключевые слова: дисграфия, профилкатика, расстройство письма, фонематическое недоразвитие.
Дисграфия (греч.) - это частичное расстройства процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью, возможно даже распадом психических функций, участвующих при построении письменной речи человека. Проявляется она в типичных, повторяющихся ошибках в письме. Для коррекции дисграфии необходимо целенаправленное обучение.
Современное представление о письме основывается на исследованиях таких авторов как П.К. Анохина, Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, в своих работах они исследуют письмо и связывают его с психическими процессами, происходящими в головном мозге человека. Каждая операция письма связана со структурным компонентами психических процессов [1,2].
Г.А. Каше, Н.А. Никашина, О.Б. Ольхин рассматривают нарушения письма как следствие недоразвития устной речи. Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма с недостаточностью фонематического слуха и восприятия.
Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма. В случае дисграфии человек пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме, которое проявляется в заменах букв (любит на «лубит»), пропусках букв (письмо на «писмо»), контаминации, ошибки обозначения границ предложения, написания строчных букв; персеверации. В коррекции дисграфии можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Основные цели, которые стоят на подготовительном этапе:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слуховых дифференцировок;
- развитие фонематического внимания;
- уточнение артикуляции звуков при их произношении;
- производится коррекция звуков произношения. Целеполагание на основном этапе включает:
- развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие фонематического анализа синтеза;
- развитие слуховых дифференцировок (разбираются слова и словосочетания по слогам);
Целью заключительного этапа можем считать:
- закрепление полученных знаний, умений и навыков;
- перенос полученных умений, знаний на другие виды деятельности.
У большинства людей левое полушарие мозга отвечает за письмо. Например, у китайцев, в связи с особенностью их письменной речи - иероглифы можно им анонсировать развитие правого полушария головного мозга.
У людей страдающих дисграфией наблюдается способности к рисованию. Тут сразу проводится аналогия с древностью, когда древние люди объяснялись рисунком на камне, глиняных изделиях, скалах. Некоторые специалисты наблюдают «зеркальность» в характере письма пациентов.
Т.е при написании некоторых букв пациент их переворачивает, буква нарисована другой стороной, например буква «З» или «С». Очень часто зеркально переворачивать буквы могут левши.
К мерам профилактики дисграфии можно отнести:
- развитие тех психических функции на раннем этапе, например у школьников еще до поступления в школу.
- развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга. Если дисграфией страдают дети, то с самого раннего возраста с детьми рекомендовано выполнять пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук, игровые упражнения «Собери пирамидку», «Шнуровки».
- выполнять различные координированные движения руки: закрась предмет, нарисовать дорожку, обвести по контуру.
Можем предложить следующие упражнения для профилактики и лечения дисграфии:
- использовать речевые игры: разбирать слова по слогам, выделить грамматические элементы слова, складывание слов;
- разобрать чем отличается твердое произношение сова от мягкого;
- необходимо наращивать скорость чтения и письма. Для этого давать читать и писать тексты на время.
- рекомендовать больше читать. В процессе чтения грамматика правится, так как человек запоминает много слов.
- дать любую книжку и предложить в течение 5-10 минут зачеркивать и обводить в ней выбранные буквы, например, только «о»;
- при написании предложений и слов проговаривать их вслух по слогам. Логопед в процессе этого упражнения может увидеть слабые места. Важно, чтобы пациент проговаривал окончании слов;
- дать упражнение, где есть пропущенные буквы. Предложить пациенту их дописать;
Очень часто по почерку определяют степень пораженности дисграфией. Логопеды могут обратить внимание на уродливый или слишком красивый почерк с вырисовыванием каждой букв, если человек делает нетипичные ошибки в тексте, если он зеркально переворачивает буквы. Для профилактики можем предложить такие упражнения, как «Диктант», «Зачеркивание букв».
Список литературы
1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у
детей. М.: Просвещение, 1972.
2. Ивановская, Куликова, Хвостова: Преодоление артикуляторно-акустической
дисграфии у школьников. Учебное пособие.: Форум, 2016.
70
3. ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. М., 1950.
4. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2017. № 1 (70). С. 31-42.
5. Татьяна Воронина: Дисграфия, или Почему ребенок плохо пишет? :Феникс, 2017.