Научная статья на тему 'Коррекция дисграфии у младших школьников'

Коррекция дисграфии у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2562
327
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мелюханова Е. Е.

В статье описаны виды дисграфии и способы коррекции нарушений письменной речи у учеников младших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция дисграфии у младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

2. Каримов М.Ф. Системно - структурно - функциональный под к проектированию и реализации подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 125 - 133.

3. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.

4. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.

5. Каримов М.Ф., Набиуллина И.Р. Математический язык и его освоение учащимися средней общеобразовательной школы // Инновационное развитие. - 2017. - № 6. - С 78 - 79.

© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2017

УДК37

Е.Е.Мелюханова

Учитель-логопед

МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»

с.Пушкарное, Российская Федерация

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье описаны виды дисграфии и способы коррекции нарушений письменной речи у учеников младших классов.

Ключевые слова

Нарушение письменной речи, коррекция.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение письма.

Р.Е. Лалаева выделила следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическую; дисграфию на основе нарушений фонемного распознавания; на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую.

При артикуляторно-акустической ребенок пишет так, как произносит. Отражение неправильного звукопроизношения на письме. Проявляется в заменах, пропусках букв.

При дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия) буквы заменяются фонетически близкими звуками: свистящими и шипящими, звонкими и глухими. Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме из-за нарушенной дифференциации твердых и мягких согласных: («писмо» - письмо, «лубит» - любит), замены гласных даже в ударном положении («лис» -лес).

При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза на письме проявляется в искажениях структуры слова, предложения. Пропуски, перестановки, добавление букв, слогов: («кола» - школа, «коно» - окно, «кота» -комната). Нарушение деления предложения на слова, слитное написание слов, предлогов с другими словами, раздельное написание слова: («вдоме» - в доме).

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. Нарушение в установлении логических и языковых связей между предложениями, последовательности описываемых событий, смысловых и грамматических связей, изменении падежных окончаний, нарушении согласования, пропуска членов предложения.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070_

пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме [1, с. 476].

Л.П. Барылкина предлагает для коррекции нарушений письменной речи следующие упражнения [2,

с. 7].

I. Лексико-грамматический анализ

Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».

1. Какое число я задумал?

Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.

2. Кто самый внимательный?

Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.

3. Конвейер

Дети должны собрать предложение из слов. На доске 3—5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое так, чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. И так по всем картинкам.

4. Точка, найди свое место

Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.

II. Слоговой анализ и синтез

Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.

1. Только гласные

Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.

2. Шифровальщики

а) Выделить устно из слов первый слог

Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.

б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.

Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)

в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.

III. Фонематический анализ и синтез

В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.

1. Угадайка

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

2. Кто быстрей

В течение двух минут:

а) составить как можно больше слов на определенный звук;

б) составить предложение с большим количеством слов;

в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №09/2017 ISSN 2410-6070

В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.

3. Слово-загадка

На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.

4. Различные ребусы, кроссворды.

IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:

1. Что изменилось?

Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.

2. Чего не стало?

Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.

3. Что добавилось?

Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.

4. Сделай, как было

Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально. Список использованной литературы:

1. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2007. - 703 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).

2. Барылкина Л. П. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей / Л.П. Барылкина, И.П. Матраева, Л.А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 128 с. (Методическая библиотека)

© Мелюханова Е.Е., 2017

УДК37

Е.Е.Мелюханова

Учитель-логопед

МОУ «Пушкарская СОШ Белгородского района Белгородской области»

с.Пушкарное, Российская Федерация

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО КОРРЕКЦИИ НЕПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В данной статье даются рекомендации родителям по преодолению неправильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова Неправильное звукопроизношение, речь, звуки.

В настоящее время увеличилось количество детей, которым необходима логопедическая помощь по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.