УДК 616.12-008.331. 1-057:050.131-0«4
А. А. Эльгаров, А. М. Инарокова
ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Кабардино-Балкарский университет, Нальчик
Значительная заболеваемость гипертонической болезнью (ГБ) взрослого населения, особенно лиц конкретных профессий — водцтедей автомобильного и железнодорожного транспорта II, 2, 5, 61, диктует необходимость разработки профилактических мероприятий. Возникновение и более быстрое прогрессирование ГБ у водителей любого вида транспорта, в частности автомобильного, связаны с рядом особенностей их производственно-профессиональной деятельности (нервно-психическое напряжение, вибрация, шум, гипокинезия и др.). Поэтому перспективным направлением эффективных предупредительных мер по снижению заболеваемости ГБ водителей транспорта могут быть лечебно-оздоровительные мероприятия, ограничивающие или исключающие воздействие на организм неблагоприятных профессиональных факторов.
Для разработки методов профилактики ГБ нами обследовано по программе борьбы с артериальной гипертонией (ВКНЦ АМН СССР) 4767 сотрудников автотранспортных предприятий Нальчика в возрасте 20—54 лет (4467 мужчин и 300 женщин). Среди них было 73,3% водителей автотранспорта, 18,6 и 8% инженерно-технических работников (ИТР). Обследование осуществлялось в рамках обычных профилактических осмотров, проводимых врачами ведомственной поликлиники, и не требовало дополнительного времени. Благодаря первичному скринингу повышенное артериальное давление (АД) зарегистрировано у 28,4% обследованных. Следует оговорить, что при специальном обследовании (амбулаторном и стационарном) лиц с повышенным АД для уточнения генеза артериальной гипертонии (АГ) у 88% установлена первичная АГ, т. е. ГБ. Поэтому в дальнейшем под АГ мы подразумеваем ГБ. Стабильная АГ — САГ (диастолическое АД — ДАД равно или выше 95 мм рт. ст.) имелась у 15,4%, пограничная АГ — Г1АГ (ДАД 90—94 мм рт. ст.) — у 13%. АГ выявлена у 27% мужчин и 30% женщин. Частота АГ в трех производственно-профессиональных группах оказалась неодинаковой: примерно равная у рабочих (28,6%) и ИТР (28,2%), несколько меньшая у водителей автотранспорта (25,4%). Оказалось, что лиц молодого возраста (20—39 лет) среди водителей было значительно больше, чем среди рабочих и ИТР (/><0,05); средний возраст водителей был 37,8 года, рабочих — 48,4 года, ИТР — 46,2 года. Кроме того, перед поступлением на водительские курсы и затем на работу в автотранспортные учреждения все проходят обязательно строгое медицинское освидетельствование,
а АГ является противопоказанием к управлению автомобилем. Поэтому частота АГ среди водителей представляется достаточно высокой. Очень важно, что большинство (75,1%) лиц с АГ не знали о наличии заболевания и, естественно, не были охвачены лечебно-профилактическими мероприятиями и не находились на диспансерном учете. Среди осведомленных о заболевании гипертонией регулярное лечение получали лишь 12%. Принципиальное значение имеет различная частота и степень выраженности АГ у водителей в зависимости от особенностей трудовой деятельности: частота АГ у водителей такси составила 29,5% (САГ 18,4%, ПАГ 11,1%), у водителей автобусов — 22% (САГ 12,1%, ПАГ 9,8%), у водителей грузовых автож>-билей — 18,4% (САГ 10,4%, ПАГ 8%). Подпйр-ждена закономерная зависимость частоты АГ от возраста (9,5% больных 20—24 лет, 24,4% больных 30—34 лет, 31,2% больных 40—44 лет, 45,4% больных 50—54 лет). Особый интерес вызываег корреляционная связь между частотой АГ у водителей и их профессиональным стажем: 16,1% до 5 лет, 21,4% до 10 лет, 25,3% до 15 лет, 34,6% до 20 лет.
При разработке профилактических мероприятий для лиц с АГ, занятых на автотранспортных предприятиях, приходится сталкиваться с рядом нерешенных вопросов. Главный из них — трудности медикаментозной терапии АГ, связанные со свойством гипотензивных средств вызывать патологическую сонливость, заторможенность, снижение профессионально значимых функций, зрительно-моторной реакции, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, данные препараты могут сохранять побочные свойства и через несколько дней после прекращения их приема, возможно также повышение АД пос^01 прекращения лечения, значительно превышающее его показатели до начала терапии. Мы проводили специальные психофизиологические исследования для изучения влияния отдельных гипотензивных средств на профессионально важные функции водителей и определения подходов к лекарственной терапии водителей с АГ в поликлинических условиях. Предварительные результаты пока не позволили выявить закономерных изменений изучаемых показателей и требуют продолжения исследований на большем материале с использованием различных дополнительных методик. Психофизиологические исследования могут быть основой для решения вопросов профориентации (автошколы) и профотбора с целью рекомендовать тот или иной вид транспорта, наиболее соответствующий
ишивидуальным особенностям водителя, что обеспечит условия работы без перенапряжения, а значит, предупреждение ГБ. Строго индивидуальный подбор препаратов должен быть главным принципом амбулаторной гипотензивной терапии АГ у водителей автотранспорта с учетом «парадоксального» или нестандартного влияния традиционных лекарственных средств на ответственные функции водителей [3, 41. Указанные трудности медикаментозной терапии АГ у водителей предопределяют необходимость разработки нелекарственных методов профилактики. Основу разработанных немедикаментозных методов профилактики АГ у работников транспортных предприятий составляют различные формы психоэмоциональной разгрузки (психо-, гипно- и иглорефлексотерапия, аутотренинг), тренирующей ходьбы и лечебной физкультуры, бальнеологические и физиотерапевтические процедуры. Специфическим методом нефармакологической профилактики АГ у шоферов и ИТР в определенной степени можно считать психоэмоциональную релаксацию, а мероприятия
^ борьбе с избыточной массой тела, гинодинами-
, курением, употреблением алкоголя и большого количества соли — неспецифическими, ибо они значимы практически для лиц всех профессионально-производственных групп. Выбор немедикаментозных методов был обусловлен особенностями трудовой деятельности работников автотранспорта вообще и водителей в частности, а также наличием факторов риска. Общими мероприятиями были активное санитарное просвещение, антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда.
Комплекс немедикаментозного лечения и первичной профилактики АГ у работников автотранспорта осуществляется в центрах (кабинетах) здоровья отдельных автотранспортных предприятий, располагающих кабинетами лечебной физкультуры и психопрофилактики, в ведомственной поликлинике, оснащенной современным физиотерапевтическим оборудованием, санатории-профилактории. Широкое применение основных бальнеологических факторов (бром-йодных и азотно-у^ермальных минеральных ванн) курорта Нальчик, различных физиотерапевтических процедур перспективно ввиду отсутствия нежелательного действия, присущего гипотензивным средствам, что очень важно для водителей, и способности снимать психоэмоциональное напряжение, улучшать функциональное состояние ЦНС и аппарата гемодинамики, стимулировать систему адаптации и компенсации. Эффективной превентивной ор-
ганизационной формой оказалась система контроля АД у водителей с АГ и лиц, включенных в группу риска. Персоналом предрейсовой службы ежедневно перед выездом и после заезда указанных лиц измеряется АД и показатели проставляются в путевом листе. По истечении месяца эти данные переносятся цеховым врачом в специальный журнал. Тщательный анализ показателей АД является основанием для консультаций данного водителя и определения соответствующих рекомендаций с указанием кратности, контроля. Затем в конце месяца оцениваются регулярность выполнения рекомендаций и их эффективность. Цеховой врач систематически представляет отчет о результатах систематического контроля АД, принятых администрацией мерах с соответствующими выводами. Опыт подобного диспансерного наблюдения показывает эффективность простой организационной формы контроля АД. Следует отметить, что эффективность немедикаментозной терапии у 492 больных с АГ составила 50%.
Результаты активной профилактики АГ у работников автотранспортных предприятий указывают на возможность повышения эффективного контроля АД и свидетельствуют о тенденции к снижению частоты основных сердечно-сосудистых заболеваний.
Литература
1. Вайсман А. И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. М., 1979.
2. Иксаное М. Ш. — В кн.: Проблемы артериальной гипертонии. Горький, 1982, с. 115—119.
3. Инарокова А. М., Эльгаров А. А., Гучев А. К. — В кн.: Вопросы диагностики, клиники, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Нальчик, 1984, с. 57—61.
4. Пенкнович А. А. — Гиг. труда, 1983, № 7, с. 30—33.
5. Цфасман А. 3., Старых И. Ф., Журавлева Г. П., Ильина Т. Я. Профессиональные аспекты гипертонической болезни. М., 1983.
6. Эльгаров А. А., Гучев А. К.. Инарокова А. Л1. — Гиг. и сан., 1983, № 2, с. 83—84.
Поступила 07.02.85
Summary. A total of 4767 workers at motor transport enterprises in the town of Nalchik were examined in the framework of Hypertension Control Programme. Elevated arterial BP was revealed in 28.4 % of them. Lack of inlor-mation on hypertension and its dependence on age and the years of service have been observed. Hypertension has been found in 28.6% of workers, 28.2% of engineers, and 25.4% of drivers. Measures of hypertension control worked out with regard to specific occupational activities proved to be effective for controlling arterial BP and decreasing the incidence of the main cardiovascular diseases.