Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — А.А. Эльгаров, A.M. Инарокова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A total of 4767 workers at motor transport enterprises in the town of Nalchik were examined in the framework of Hypertension Control Programme. Elevated arterial BP was revealed in 28.4 % of them. Lack of information on hypertension and its dependence on age and the years of service have been observed. Hypertension has been found in 28.6% of workers, 28.2% of engineers, and 25.4% of drivers. Measures of hypertension control worked out with regard to specific occupational activities proved to be effective for controlling arterial BP and decreasing the incidence of the main cardiovascular diseases.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

УДК 616.12-008.331. 1-057:050.131-0«4

А. А. Эльгаров, А. М. Инарокова

ПРОФИЛАКТИКА ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ У РАБОТНИКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кабардино-Балкарский университет, Нальчик

Значительная заболеваемость гипертонической болезнью (ГБ) взрослого населения, особенно лиц конкретных профессий — водцтедей автомобильного и железнодорожного транспорта II, 2, 5, 61, диктует необходимость разработки профилактических мероприятий. Возникновение и более быстрое прогрессирование ГБ у водителей любого вида транспорта, в частности автомобильного, связаны с рядом особенностей их производственно-профессиональной деятельности (нервно-психическое напряжение, вибрация, шум, гипокинезия и др.). Поэтому перспективным направлением эффективных предупредительных мер по снижению заболеваемости ГБ водителей транспорта могут быть лечебно-оздоровительные мероприятия, ограничивающие или исключающие воздействие на организм неблагоприятных профессиональных факторов.

Для разработки методов профилактики ГБ нами обследовано по программе борьбы с артериальной гипертонией (ВКНЦ АМН СССР) 4767 сотрудников автотранспортных предприятий Нальчика в возрасте 20—54 лет (4467 мужчин и 300 женщин). Среди них было 73,3% водителей автотранспорта, 18,6 и 8% инженерно-технических работников (ИТР). Обследование осуществлялось в рамках обычных профилактических осмотров, проводимых врачами ведомственной поликлиники, и не требовало дополнительного времени. Благодаря первичному скринингу повышенное артериальное давление (АД) зарегистрировано у 28,4% обследованных. Следует оговорить, что при специальном обследовании (амбулаторном и стационарном) лиц с повышенным АД для уточнения генеза артериальной гипертонии (АГ) у 88% установлена первичная АГ, т. е. ГБ. Поэтому в дальнейшем под АГ мы подразумеваем ГБ. Стабильная АГ — САГ (диастолическое АД — ДАД равно или выше 95 мм рт. ст.) имелась у 15,4%, пограничная АГ — Г1АГ (ДАД 90—94 мм рт. ст.) — у 13%. АГ выявлена у 27% мужчин и 30% женщин. Частота АГ в трех производственно-профессиональных группах оказалась неодинаковой: примерно равная у рабочих (28,6%) и ИТР (28,2%), несколько меньшая у водителей автотранспорта (25,4%). Оказалось, что лиц молодого возраста (20—39 лет) среди водителей было значительно больше, чем среди рабочих и ИТР (/><0,05); средний возраст водителей был 37,8 года, рабочих — 48,4 года, ИТР — 46,2 года. Кроме того, перед поступлением на водительские курсы и затем на работу в автотранспортные учреждения все проходят обязательно строгое медицинское освидетельствование,

а АГ является противопоказанием к управлению автомобилем. Поэтому частота АГ среди водителей представляется достаточно высокой. Очень важно, что большинство (75,1%) лиц с АГ не знали о наличии заболевания и, естественно, не были охвачены лечебно-профилактическими мероприятиями и не находились на диспансерном учете. Среди осведомленных о заболевании гипертонией регулярное лечение получали лишь 12%. Принципиальное значение имеет различная частота и степень выраженности АГ у водителей в зависимости от особенностей трудовой деятельности: частота АГ у водителей такси составила 29,5% (САГ 18,4%, ПАГ 11,1%), у водителей автобусов — 22% (САГ 12,1%, ПАГ 9,8%), у водителей грузовых автож>-билей — 18,4% (САГ 10,4%, ПАГ 8%). Подпйр-ждена закономерная зависимость частоты АГ от возраста (9,5% больных 20—24 лет, 24,4% больных 30—34 лет, 31,2% больных 40—44 лет, 45,4% больных 50—54 лет). Особый интерес вызываег корреляционная связь между частотой АГ у водителей и их профессиональным стажем: 16,1% до 5 лет, 21,4% до 10 лет, 25,3% до 15 лет, 34,6% до 20 лет.

При разработке профилактических мероприятий для лиц с АГ, занятых на автотранспортных предприятиях, приходится сталкиваться с рядом нерешенных вопросов. Главный из них — трудности медикаментозной терапии АГ, связанные со свойством гипотензивных средств вызывать патологическую сонливость, заторможенность, снижение профессионально значимых функций, зрительно-моторной реакции, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, данные препараты могут сохранять побочные свойства и через несколько дней после прекращения их приема, возможно также повышение АД пос^01 прекращения лечения, значительно превышающее его показатели до начала терапии. Мы проводили специальные психофизиологические исследования для изучения влияния отдельных гипотензивных средств на профессионально важные функции водителей и определения подходов к лекарственной терапии водителей с АГ в поликлинических условиях. Предварительные результаты пока не позволили выявить закономерных изменений изучаемых показателей и требуют продолжения исследований на большем материале с использованием различных дополнительных методик. Психофизиологические исследования могут быть основой для решения вопросов профориентации (автошколы) и профотбора с целью рекомендовать тот или иной вид транспорта, наиболее соответствующий

ишивидуальным особенностям водителя, что обеспечит условия работы без перенапряжения, а значит, предупреждение ГБ. Строго индивидуальный подбор препаратов должен быть главным принципом амбулаторной гипотензивной терапии АГ у водителей автотранспорта с учетом «парадоксального» или нестандартного влияния традиционных лекарственных средств на ответственные функции водителей [3, 41. Указанные трудности медикаментозной терапии АГ у водителей предопределяют необходимость разработки нелекарственных методов профилактики. Основу разработанных немедикаментозных методов профилактики АГ у работников транспортных предприятий составляют различные формы психоэмоциональной разгрузки (психо-, гипно- и иглорефлексотерапия, аутотренинг), тренирующей ходьбы и лечебной физкультуры, бальнеологические и физиотерапевтические процедуры. Специфическим методом нефармакологической профилактики АГ у шоферов и ИТР в определенной степени можно считать психоэмоциональную релаксацию, а мероприятия

^ борьбе с избыточной массой тела, гинодинами-

, курением, употреблением алкоголя и большого количества соли — неспецифическими, ибо они значимы практически для лиц всех профессионально-производственных групп. Выбор немедикаментозных методов был обусловлен особенностями трудовой деятельности работников автотранспорта вообще и водителей в частности, а также наличием факторов риска. Общими мероприятиями были активное санитарное просвещение, антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда.

Комплекс немедикаментозного лечения и первичной профилактики АГ у работников автотранспорта осуществляется в центрах (кабинетах) здоровья отдельных автотранспортных предприятий, располагающих кабинетами лечебной физкультуры и психопрофилактики, в ведомственной поликлинике, оснащенной современным физиотерапевтическим оборудованием, санатории-профилактории. Широкое применение основных бальнеологических факторов (бром-йодных и азотно-у^ермальных минеральных ванн) курорта Нальчик, различных физиотерапевтических процедур перспективно ввиду отсутствия нежелательного действия, присущего гипотензивным средствам, что очень важно для водителей, и способности снимать психоэмоциональное напряжение, улучшать функциональное состояние ЦНС и аппарата гемодинамики, стимулировать систему адаптации и компенсации. Эффективной превентивной ор-

ганизационной формой оказалась система контроля АД у водителей с АГ и лиц, включенных в группу риска. Персоналом предрейсовой службы ежедневно перед выездом и после заезда указанных лиц измеряется АД и показатели проставляются в путевом листе. По истечении месяца эти данные переносятся цеховым врачом в специальный журнал. Тщательный анализ показателей АД является основанием для консультаций данного водителя и определения соответствующих рекомендаций с указанием кратности, контроля. Затем в конце месяца оцениваются регулярность выполнения рекомендаций и их эффективность. Цеховой врач систематически представляет отчет о результатах систематического контроля АД, принятых администрацией мерах с соответствующими выводами. Опыт подобного диспансерного наблюдения показывает эффективность простой организационной формы контроля АД. Следует отметить, что эффективность немедикаментозной терапии у 492 больных с АГ составила 50%.

Результаты активной профилактики АГ у работников автотранспортных предприятий указывают на возможность повышения эффективного контроля АД и свидетельствуют о тенденции к снижению частоты основных сердечно-сосудистых заболеваний.

Литература

1. Вайсман А. И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. М., 1979.

2. Иксаное М. Ш. — В кн.: Проблемы артериальной гипертонии. Горький, 1982, с. 115—119.

3. Инарокова А. М., Эльгаров А. А., Гучев А. К. — В кн.: Вопросы диагностики, клиники, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Нальчик, 1984, с. 57—61.

4. Пенкнович А. А. — Гиг. труда, 1983, № 7, с. 30—33.

5. Цфасман А. 3., Старых И. Ф., Журавлева Г. П., Ильина Т. Я. Профессиональные аспекты гипертонической болезни. М., 1983.

6. Эльгаров А. А., Гучев А. К.. Инарокова А. Л1. — Гиг. и сан., 1983, № 2, с. 83—84.

Поступила 07.02.85

Summary. A total of 4767 workers at motor transport enterprises in the town of Nalchik were examined in the framework of Hypertension Control Programme. Elevated arterial BP was revealed in 28.4 % of them. Lack of inlor-mation on hypertension and its dependence on age and the years of service have been observed. Hypertension has been found in 28.6% of workers, 28.2% of engineers, and 25.4% of drivers. Measures of hypertension control worked out with regard to specific occupational activities proved to be effective for controlling arterial BP and decreasing the incidence of the main cardiovascular diseases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.