Научная статья на тему 'АВТОТРАНСПОРТНАЯ МЕДИЦИНА - ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

АВТОТРАНСПОРТНАЯ МЕДИЦИНА - ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / НЕИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А.

Результаты комплексных многолетних исследований явились основанием для представления социальных и медицинских аргументов для официального признания автодорожной медицины в России и пути улучшения системы безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMOBILE TRANSPORT MEDICINE - EXPERIENCE AND PROSPECTS

Results of complex long-standing research served as a basis to present social and medical reasons for official acknowledgement of automobile transport medicine in Russia and ways to improve traffic safety.

Текст научной работы на тему «АВТОТРАНСПОРТНАЯ МЕДИЦИНА - ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 65.012.8:613.6

А.А. Эльгаров, М.А. Калмыкова, М.А. Эльгаров АВТОТРАНСПОРТНАЯ МЕДИЦИНА - ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Кабардино-Балкарский госуниверситет им.Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Результаты комплексных многолетних исследований явились основанием для представления социальных и медицинских аргументов для официального признания автодорожной медицины в России и пути улучшения системы безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: водители автотранспорта, неинфекционные заболевания, профессиональная работоспособность, безопасность дорожного движения.

A.A. Elgarov, M.A. Kalmykova, M.A. Elgarov. Automobile transport medicine — experience and prospects. Results of complex long-standing research served as a basis to present social and medical reasons for official acknowledgement of automobile transport medicine in Russia and ways to improve traffic safety.

Key words: automobile drivers, noninfectious diseases, professional performance, traffic safety.

В последние годы прилагаются усилия для официального признания автотранспортной (автодорожной) медицины у нас в стране. Транспортная медицина (ТМ) — понятие собирательное, включающее авиационную, космическую, морскую, железнодорожную и автодорожную медицину. Последние две разновидности ТМ не определены как медицинские специальности и научные дисциплины. Одно из объяснений этому отсутствие общепринятых критериев к обоснованию выделения той или иной специальности. Подтверждением этого является неутихающая до последнего времени дискуссия по поводу приказа МЗ РФ № 33 (16.02.95) и приложения № 2 к нему (номенклатура врачебных специальностей). Вместе с тем официальный перечень врачебных специальностей, хотя и дополняется периодически (нередко без достаточных оснований и учета объективных требований, реалий медицинской науки и практического здравоохранения) остается неприступным для железнодорожной и автодорожной медицины (АМ). Практическая и научная целесообразность признания АМ обсуждалась и ранее в печати [3, 4], а также в последние годы [1, 8, 9]. Представляется необходимым еще раз вернуться к проблеме АМ в связи с опытом научно-практических исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Прежде всего, чрезвычайная ситуация на дорогах России (более 170

тыс. дорожных происшествий, в результате которых ежегодно погибает 32—34 тыс. россиян), сопровождающаяся огромным социально-экономическим ущербом, потребовала принятия Правительством РФ Постановления «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения». В документе констатируется сложная обстановка с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) и тенденция к ее ухудшению, обусловленная значительным ростом мобильности населения, транспортных перевозок личным транспортом, значительной диспропорцией между числом транспортных средств и возможностями дорожной сети. Отмечается отсутствие широко масштабных современных научных исследований в области АМ, а также эффективной системы медицинского и психофизиологического отбора кандидатов в шоферы по специальным показаниям, что следует считать одной из ряда причин нынешней эпидемии ДТП в РФ. К сожалению, наработки ученых и специалистов, опыт комплексного медико-психологического мониторинга водителей автотранспорта (ВА), обеспечивавший вкупе с правовыми, организационно-методическими и административными мероприятиями поддержание безопасности дорожного движения (БДД) в минувшем столетии, оказались невостребованными возрожденной Россией. Объяснение этого лежит как в объективных,

так и субъективных причинах, которые не требуют подробных комментариев. Более целесообразно, по нашему мнению, определение направлений научных, практических и иных исследований на современном этапе.

— Хронические неинфекционные (прежде всего, сердечно-сосудистые, нервно-психические, сахарный диабет) заболевания ВА и качество профессиональной работоспособности. При исследовании выявлена связь частоты артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), инфаркта миокарда (ИМ), нарушений ритма сердца (НРС) и мозгового кровообращения (НМК), сахарного диабета (СД) с особенностями профессиональной деятельности шоферов [1, 2, 5—7, 9, 10]. Наряду с этим установлено угнетение системы оперативного реагирования ВА с указанными патологическими состояниями (удлинение времени латентной и моторной реакции, скорости слежения за движущимся объектом, степень которого зависит от выраженности патологического процесса и особенностей его течения. Влияние отдельных лекарственных средств, а также НРС, СД у ВА на показатели ДТП представлено в ряде зарубежных исследований [11—13]. Необходимо определить противопоказания для управления транспортными средствами лицами с отмеченными выше и иными хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ).

— Легальные, нелегальные (наркотические) лекарства, алкоголь и система оперативного реагирования («Профессия и лекарства»). Обнаружено негативное влияние на профессионально значимые функции (ПЗФиК) ВА с АГ, ИБС, ИМ, НРС,СД в процессе применения отдельных лекарственных средств — гипотензивных, антидиабетических, антиаритмических. Подтверждена зависимость частоты ДТП и их последствий от уровня алкоголя в крови и степени наркотического опьянения. Требуется формирование списка медикаментов, опасных для применения у ВА.

— Медикаментозная и нелекарственная терапия ВА с ХНИЗ и безопасность дорожного движения. Планирование рандо-мизируемых научно-практических проектов позволит ответить на вопрос — какие препараты и немедикаментозные методы опасны при длительном использовании ВА с различными хроническими заболеваниями.

— Водители автотранспорта и внезапная (сердечная) смерть. Работы в данном направлении единичные, ограничены и не отвечают на важные вопросы: частота внезапной смерти, её причины, возможно ли предупреждение пароксизмальных состояний у ВА.

— Дорожно-транспортные происшествия: частота, последствия, причины и профилактика («Психосоматическое здоровье, лекарства и ДТП»). До настоящего времени в литературе отсутствуют сведения, доказывающие роль психосоматических характеристик лиц транспортных профессий, применения лекарств, употребления алкоголя и наркотиков в развитии ДТП.

— Профилактические медицинские осмотры (ПМО) ВА необходимо привести в соответствие с реалиями современного этапа социально-экономического состояния государства в целом, транспортного хозяйства — в частности. Главное при этом, обеспечение качества ПМО и деятельности медицинских экспертных комиссий с обязательным применением методов психофизиологического тестирования (отбор, допуск, рекомендации по динамическому наблюдению). Накопленные данные российских и зарубежных научных проектов свидетельствуют о настоятельной целесообразности пересмотра, внесения изменений в специальные медицинские противопоказания для управления транспортом (приказы МЗ СССР № 555 от 29 сентября 1989 г МЗиМП РФ № 89 от 14.03.1996 г.).

З а к л ю ч е н и е. Создание федерального и региональных центров автодорожной медицины, официальное признание ее как врачебной и научной дисциплины, активное внедрение полученных результатов специальных исследований и осуществление комплексных медико-психологических, санитарно-гигиенических, образовательных проектов позволили бы разработать эффективную систему охраны здоровья водителей автотранспорта профилактики дорожно-транспортных происшествий в стране.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арамисова Р.М. // Тезисы докладов Рос. нац. конгресса кардиологов «Кардиология, основанная на доказательствах». М., 2001. С. 344.

2. Асанова Ж.И., Калмыкова М.А., Эльгарова Д.А. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 40—45.

3. Вайсман А.И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина,1988.

4. Вайсман А.И., Эльгаров А.А. // Мед. труда. 1996. № 8. С. 29—31.

5. Жилова И.И., Керефова З.Ш., Эльгаров А.А. // Там же. 2007. № 5. С. 7—10.

6. Калмыкова М.А., Эльгаров М.А., Эльгаров А.А. // «Медицина труда: Реализация Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008—2017 гг.». Материалы Всерос. конф., посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. М., 2008. С. 126—127.

7. Керефова З.Ш., Жилова И.И., Эльгаров А.А. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 18—23.

8. Трошин В.В., Каляганов П.И., Макаров И.А. // «Медицина труда: Реализация Глобального плана

действий по здоровью работающих на 2008—2017 гг.» . Материалы Всерос. конф., посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. М., 2008. С. 342—344.

9. Эльгаров А.А., Арамисова Р.М. Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. Нальчик: «Эльбрус», 2001.

10. Эльгаров М.А. // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы профилактической медицины». Нальчик, 2009. С. 58—63.

11. Cox D. J., Penberthy J. K., Zrebiec J. et al. // Diabetes care. 2003. 26. P. 2329—2334.

12. Gresset J., Meyer F. // Can. J. public health. 1994. 85 (4). P. 282—285.

13. Laaksonen H. // J. traffic medicine. Suppl. 1994. Vol. 22, N 1. P. 20—30.

Поступила 10.09.10

УДК 612.172.2:656.045.6

М.А. Калмыкова, М.А. Эльгаров

ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Обнаружены распространенность нарушений ритма сердца у водителей транспорта, обусловленная особенностями транспортной профессии, а также значительный риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы с аритмиями сердца.

Ключевые слова: нарушения ритма сердца, водители автотранспорта, профессиональный кардиоваскулярный риск.

M.A. Kalmykova, M.A. Elgarov. Epidemiologic features of heart arrhythmias in automobile drivers. The authors revealed prevalent heart arrhythmias in automobile drivers, caused by occupational features, and significant risk of cardiovascular diseases with heart arrhythmias.

Key words: heart arrhythmias, automobile drivers, occupational cardiovascular risk.

В современной России, как и в большинстве стран мира, уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приобрел характер эпидемии [6, 10]. За последние годы в нашей стране неуклонно растет число транспортных событий, погибших и раненых, и это сопровождается огромными экономическими потерями. Последнее подчеркивает медико-социальное значение системы безопасности дорожного движения, ключевой элемент которой — человеческий фактор, обусловленный операторскими свойствами, психофизиологическим и соматическим статусом водителей транс-

порта (ВТ). Наличие связи между уровнями распространенности хронических неинфекционных заболеваний и особенностями профессиональной деятельности в настоящее время не вызывает сомнения. Среди них основные сердечно-сосудистые заболевания (ОССЗ) занимают особое место. Наряду с ишемической болезнью сердца (ИБС), артериальной гипертонией (АГ) привле-кают к себе внимание нарушения ритма сердца (НРС). Аритмии — важная медико-социальная проблема, относящаяся к разряду весьма сложных, недостаточно изученных разделов клинической медицины. За

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.