Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ РИТМА СЕРДЦА / ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАРДИОВАСКУЛЯРНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Калмыкова М.А., Эльгаров М.А.

Обнаружены распространенность нарушений ритма сердца у водителей транспорта, обусловленная особенностями транспортной профессии, а также значительный риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы с аритмиями сердца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EPIDEMIOLOGIC FEATURES OF HEART ARRHYTHMIAS IN AUTOMOBILE DRIVERS

The authors revealed prevalent heart arrhythmias in automobile drivers, caused by occupational features, and significant risk of cardiovascular diseases with heart arrhythmias.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА»

2. Асанова Ж.И., Калмыкова М.А., Эльгарова Д.А. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 40—45.

3. Вайсман А.И. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина,1988.

4. Вайсман А.И., Эльгаров А.А. // Мед. труда. 1996. № 8. С. 29—31.

5. Жилова И.И., Керефова З.Ш., Эльгаров А.А. // Там же. 2007. № 5. С. 7—10.

6. Калмыкова М.А., Эльгаров М.А., Эльгаров А.А. // «Медицина труда: Реализация Глобального плана действий по здоровью работающих на 2008—2017 гг.». Материалы Всерос. конф., посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. М., 2008. С. 126—127.

7. Керефова З.Ш., Жилова И.И., Эльгаров А.А. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 18—23.

8. Трошин В.В., Каляганов П.И., Макаров И.А. // «Медицина труда: Реализация Глобального плана

действий по здоровью работающих на 2008—2017 гг.» . Материалы Всерос. конф., посвященной 85-летию ГУ НИИ МТ РАМН. М., 2008. С. 342—344.

9. Эльгаров А.А., Арамисова Р.М. Гипертоническая болезнь у водителей автотранспорта. Нальчик: «Эльбрус», 2001.

10. Эльгаров М.А. // Материалы Всерос. научно-практ. конф. «Актуальные вопросы профилактической медицины». Нальчик, 2009. С. 58—63.

11. Cox D. J., Penberthy J. K., Zrebiec J. et al. // Diabetes care. 2003. 26. P. 2329—2334.

12. Gresset J., Meyer F. // Can. J. public health. 1994. 85 (4). P. 282—285.

13. Laaksonen H. // J. traffic medicine. Suppl. 1994. Vol. 22, N 1. P. 20—30.

Поступила 10.09.10

УДК 612.172.2:656.045.6

М.А. Калмыкова, М.А. Эльгаров

ОСОБЕННОСТИ ЭПИДЕМИОЛОГИИ НАРУШЕНИЙ РИТМА СЕРДЦА У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Обнаружены распространенность нарушений ритма сердца у водителей транспорта, обусловленная особенностями транспортной профессии, а также значительный риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы с аритмиями сердца.

Ключевые слова: нарушения ритма сердца, водители автотранспорта, профессиональный кардиоваскулярный риск.

M.A. Kalmykova, M.A. Elgarov. Epidemiologic features of heart arrhythmias in automobile drivers. The authors revealed prevalent heart arrhythmias in automobile drivers, caused by occupational features, and significant risk of cardiovascular diseases with heart arrhythmias.

Key words: heart arrhythmias, automobile drivers, occupational cardiovascular risk.

В современной России, как и в большинстве стран мира, уровень дорожно-транспортных происшествий (ДТП) приобрел характер эпидемии [6, 10]. За последние годы в нашей стране неуклонно растет число транспортных событий, погибших и раненых, и это сопровождается огромными экономическими потерями. Последнее подчеркивает медико-социальное значение системы безопасности дорожного движения, ключевой элемент которой — человеческий фактор, обусловленный операторскими свойствами, психофизиологическим и соматическим статусом водителей транс-

порта (ВТ). Наличие связи между уровнями распространенности хронических неинфекционных заболеваний и особенностями профессиональной деятельности в настоящее время не вызывает сомнения. Среди них основные сердечно-сосудистые заболевания (ОССЗ) занимают особое место. Наряду с ишемической болезнью сердца (ИБС), артериальной гипертонией (АГ) привле-кают к себе внимание нарушения ритма сердца (НРС). Аритмии — важная медико-социальная проблема, относящаяся к разряду весьма сложных, недостаточно изученных разделов клинической медицины. За

последние 30 лет отмечен резкий рост заболеваемости НРС, особенно в экономически развитых странах. По прогнозам ВОЗ к 2025 г. частота аритмий сердца и обращаемость за неотложной помощью, прежде всего из-за фибрилляции предсердий (ФП), повысится в 4 раза [7, 11]. Наличие НРС вообще и жизнеугрожающих в частности сопряжено с повышенным риском возникновения внезапной сердечной смерти [2]. Аритмии сердца считаются независимым предиктором сердечной недостаточности, мозгового инсульта, тромбоэмболических осложнений. Управление транспортным средством лицами с НРС считается опасным [3, 9]. Следует подчеркнуть отсутствие до настоящего времени специальных эпидемиологических исследований мужчин-ВТ для оценки частоты НРС, влияния последних на систему оперативного реагирования индивида и разработки адекватных рациональных методов клинико-психофизиологического мониторинга шоферов-профессионалов с аритмиями сердца.

Цель исследования — изучить распространенность НРС, факторов риска (ФР) атеросклероза у мужчин-ВТ, оценить профессиональный риск лиц с аритмиями сердца.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и.

Выполнено эпидемиологическое исследование (ВОЗ, ГНИЦ Росмедтехнологий) 1248 мужчин-ВТ (основная группа, ОГ) и

1212 лиц неводительских профессий (контрольная группа, КГ) 20—59 лет. В рамках скрининга регистрировались уровни АД, психоэмоционального напряжения (ПЭН), низкой физической активности (НФА), избыточной массы тела (ИМТ), употребление алкоголя (А), курение (К), дислипопротеи-немия (ДЛП) — 15 % выборка, ЭКГ покоя — 30 % выборка (оценка по Миннесотскому коду), в том числе выявление гипертрофии левого желудочка (ГЛЖ), эпидемиологических форм ИБС — стенокардии напряжения (СКН), инфаркта миокарда (ИМ); участие в ДТП, а также наличие характерных субъективных и прямых ЭКГ-признаков НРС. Проведено суточное мониторирование ЭКГ (СМ ЭКГ) 168 мужчин-ВТ (п = 81) и лиц неводительских профессий (п = 87), случайным образом отобранных из эпидемиологической базы. Оценка психологического статуса проводилась у 96 мужчин ОГ (п = 48) и КГ (п = 48) с различными НРС. Регистрировались параметры личностной и ситуационной тревожности, признаки нейро-тизма и экстра-, интроверсии по опроснику Айзенка, средний балл по шкале Шихана, опросникам Бека, САН, сокращенного многофакторного опросника личности (СМОЛ).

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Уровень прямых и косвенных признаков НРС, ФР атеросклероза, форм ИБС (СКН, ИМ) среди мужчин ВТ и КГ представлены в табл. 1 и 2.

Т а б л и ц а 1

Доля факторов риска развития атеросклероза среди водителей-мужчин, %

Группа Возраст, лет Число, n ГЛЖ НФА ИМТ К А ДЛП ПЭН

20—29 360 7,5 87,5 4,4 96,4 86,7 11,3 94,1

3 к и о К 30—39 337 16,3 86,0 14,5 82,8 94,6 17,5 91,1

40—49 260 26,2 76,1 27,3 77,3 81,5 27,7 79,2

О 50—59 291 51,3 81,1 33,3 84,9 81,8 44,3 78,0

20—59 1248 19,8* 83,3* 18,6** 86,0* 86,6* 24,1* 86,4**

20—29 352 4,2 90,3 4,2 81,8 80,1 9,4 51,4

3 к 30—39 333 13,2 92,8 9,6 78,1 84,4 10,0 53,7

н о & 40—49 238 18,6 87,5 10,0 72,3 82,5 19,5 58,5

К £ 50—59 289 30,4 83,4 11,4 79,9 79,9 29,1 73,4

20—59 1212 16,0 88,7 8,8 78,5 81,8 16,7 59,3

Здесь и в табл. 2 различия достоверны: * р < 0,05; ** р < 0,01.

Т а б л и ц а 2

Величина нарушений ритма сердца и основных сердечно-сосудистых заболеваний среди мужчин, %

Группа Возраст, лет Число наблюдений, п Клинические признаки НРС ЭКГ-признаки НРС А Г СКН ИМ

20—29 360 5,3 6,8 13,3 1,1 0,27

3 30—39 337 11,9 10,5 32,3 5,0 1,18

к и о К 40—49 260 17,0 16,0 49,2 11,9 4,6

о о 50—59 291 27,8 26,7 64,9 28,5 9,3

20—59 1248 14,7* 15,4* 38,0** 10,8** 3,5*

3 к л 20—29 352 2,6 2,8 7,9 0,6 0,0

30—39 333 8,4 7,9 23,7 1,5 0,6

н о & 40—49 238 13,0 12,4 30,2 3,5 1,8

К £ 50—59 289 18,3 20,2 33,9 8,9 5,9

20—59 1212 10,2 11,3 22,8 3,4 1,9

Как следует из табл. 1, основные ФР - А (86,6 %), К (86,0 %), ПЭН (86,4 %), ДЛП (24,1 %), ИМТ (18,6 %) и ГЛЖ (19,8 %) достоверно чаще (р < 0,05 < 0,01) обнаружены в ОГ при сравнении с КГ— А (81,8 %), К (78,5 %), ПЭН (59,3 % ), ДЛП (16,7 %), ГЛЖ (16,0 %) и ИМТ (8,8 %). При этом, только НФА отмечена чаще в КГ (88,7 %), чем в ОГ (83,3 %). Таким образом, установлена зависимость изучаемых показателей не только от возраста, но и характера производственных условий.

Особое внимание привлекают впервые установленные сведения о частоте НРС среди работающих мужчин 20—59 лет (см. табл. 2).

Клинические (14,7 %) и ЭКГ-признаки НРС (15,4 %) определены достоверно (р < 0,05) чаще среди ВТ, чем в КГ (в 10,2 и 11,3 %). В этой связи представляет интерес важное обстоятельство: среди лиц ОГ с НРС 45,8 % ВТ были участниками — активными (68,5 %) и пассивными (31,5 %) ДТП, что, как правило, оказывает влияние на уровень стрессированности и может способствовать дебюту различных болезней, прежде всего, ОССЗ, в том числе аритмий сердца, а также формированию высокого профессионального риска у шоферов-профессионалов. Эпидемиологические варианты ИБС — СКН (10,8 %), ИМ (3,5 %), а также АГ (38,0 %) достоверно чаще (р < 0,05 < 0,01) обнаружены в ОГ при сравнении с аналогичными параметрами у лиц КГ — СКН (3,4 %), ИМ (1,9 %), АГ (22,8 %). В структуре НРС

принципиальных различий в сравниваемых группах обследованных не было выявлено, однако частота гетеротропных аритмий по данным ЭКГ покоя преобладала (р < 0,05) у ВТ (13,3 и 10,0 % в ОГ и КГ соответственно). Наджелудочковые экстрасистолы (НЖЭ) обнаружены у 8,0 и 6,3 % мужчин ОГ и КГ соответственно. При этом предсердные наблюдались в 96,3 % случаев всех НЖЭ, атри-овентрикулярные — в 3,7 %, одновременно регистрировались предсердные и атриовен-трикулярные в 2,8 %. При сборе анамнеза среди лиц с НЖЭ 57,4 % из них предъявляли жалобы на сердцебиение, перебои в работе сердца. Осведомленность о наличии НЖЭ составила в обеих группах 38,9 % (среди ВТ —36,7 %, среди лиц КГ — 41,7 %). Желудочковые экстрасистолы (ЖЭ) достоверно чаще (р < 0,05) встречались у ВТ (6,9 %), чем в КГ (5,5 %). Клинические проявления аритмий (перебои в работе сердца, ощущение «замирания сердца», сердцебиение) среди лиц с ЖЭ отмечались в 55,3 %. Осведомленность о наличии ЖЭ составила в ОГ 42,3 %, а в КГ — 66,7 %. ФП выявлена у 0,8 % ВТ и несколько реже (0,3 %) в КГ.

Все случаи ФП отмечались у лиц 40 лет и старше. У 75 % больных наблюдалась тахисистолическая форма ФП, у 25 % — нормосистолическая. Все пациенты с тахисистолической формой ФП жаловались на сердцебиение и перебои в работе сердца, были осведомлены о наличии НРС. Представленные нами результаты свидетельствуют о наибольшей частоте выявления

экстрасистол с помощью однократной регистрации ЭКГ. Подобное мнение разделяют авторы ряда исследований [1, 4].

При СМ ЭКГ НРС выявлены в 63,7 % случаев, что существенно чаще, чем при однократной регистрации ЭКГ. Следует отметить, частота аритмического синдрома достоверно (р < 0,01) была выше среди ВТ (76,5 %), чем в КГ (51,7 %). ЖЭ зафиксированы в 37,0 % в ОГ и 24,1 % в КГ (р < 0,05) и строго зависели от возраста в обеих группах, что согласуется с данными специального проекта [8]. У 58,0 и 42,2 % лиц с НРС ОГ и КГ соответственно имели место случаи ЖЭ высоких градаций (по Lown В. et а1., 1975), частые ЖЭ и НЖЭ, в том числе, у многих из них в различном сочетании, а также эпизоды неустойчивой желудочковой и наджелудочковой тахикардии (ЖТ и НЖТ). Частые ЖЭ у ВТ с НРС обнаружены в 16,1 %, а в КГ достоверно (р < 0,01) реже — в 15,5 %. У всех этих лиц зарегистрированы многочисленные эпизоды аллорит-мии по типу би-, три- и квадригимении. Высокие градации ЖЭ по классификации B.Lown, М.Уо^ (3—5-я градация) в возрасте до 40 лет наблюдались у ВТ в 3,2 и 1,6 % (3 и 4а соответственно), тогда как у лиц КГ последние не выявлялись. У ВТ 40 лет и старше ЖЭ 3-й градации регистрировались в 11,3 % случаев. ЖЭ градаций 4а и 5 имели место в этой группе в 11,3 и 3,1 % случаев соответственно (р < 0,05). Среди лиц КГ того же возраста ЖЭ высоких градаций (3, 4а и 5) отмечались реже (11,1 — 8,9 — 2,2 % соответственно), чем у ВТ (р < 0,05). ЖЭ градации 4б при СМ ЭКГ вообще не обнаружено, что не противоречит результатам исследования [1]. Эпизоды неустойчивой ЖТ (исчезающие менее чем за 30 с) зафиксированы у 6,5 % ВТ и 4,4 % КГ. НЖЭ отмечались чаще — в 42,9 % случаев. В обеих группах наблюдалось увеличение частоты НЖЭ с возрастом. В целом, у ВТ НЖЭ выявлялись чаще, чем в КГ (49,4 и 36,8 % соответственно, р < 0,05). Частая НЖЭ (более 30 в час) отмечена в 24,2 % всех случаев НРС у ВТ, реже регистрировались пароксизмы НЖТ (17,7 %): кратковременные эпизоды наджелудочко-вой пароксизмальной тахикардии (11,3 %), кратковременные пароксизмы ФП (6,4 %). Постоянная форма ФП была выявлена только у ВТ в 1,2 %. Следует подчеркнуть, что у 50,0 % ВТ и 35,6 % лиц КГ с аритмиями

имело место различное сочетание желудочковых и наджелудочковых нарушений ритма. Наиболее часто сочетания аритмий наблюдались среди лиц 40 лет и старше. Чаще всего (22,4 %) сочетались ЖЭ и НЖЭ. Пароксизмальные НЖТ, в том числе пароксизмы ФП, во всех случаях возникали на фоне других НРС: частой НЖЭ (11,2 %), у 4,7 % — в сочетании с ЖЭ и НЖЭ; в 5,6 % возникали эпизоды ЖТ на фоне ЖЭ высоких градаций. У 11,1 % ОГ и 6,9 % КГ выявлены нарушения проводимости: у 2,5 % ВТ — миграция суправентрикулярного водителя ритма, у 2,5 % — атриовентрику-лярная блокада I и у 1,2 % — II степени, блокада левой ножки пучка Гиса у 4,9 %, среди лиц неводительских профессий в 1,1 — 2,3 — 0-3,5 % соответственно. Из 107 лиц с НРС (СМ ЭКГ) только 27 (25,2 %) имели аналогичные нарушения на ЭКГ покоя. Это положение не противоречит ранее представленным данным [1, 4, 5].

Итак, обнаружена более высокая частота НРС (76,5 %, в том числе аритмий высоких градаций — 58,0 %) у лиц операторских профессий ОГ при сравнении с мужчинами (51,7 и 42,2 % соответственно) трудоспособного возраста КГ.

Показательно, что уровень информированности о наличии НРС у ВТ был достоверно ниже (43,8 %) сравнительно с КГ (66,7 %). Среди ВТ НРС чаще сочетались с ЭТИМ (49,4 %), чем в КГ (29,3 %). Наряду с этим, частота пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР), в том числе тревоги и депрессии, оказалась выше в ОГ (85,4 %), чем в КГ — 64,6 % (р < 0,01). При сравнении усредненных профилей СМОЛ отмечено повышение по шкалам «невротической триады»: ипохондрии (64,3), депрессии (74,2), истерии (63,0). Самым частым оказалось ипохондрическое состояние с тревожными расстройствами (28,6 %). Это обстоятельство вкупе с другими, по-видимому, предопределило достаточно высокую частоту выявления клинически выраженных симптомов аритмий, субъективно плохо переносимых у 77,3 % ВТ по сравнению с КГ (40,0 %), с нарушениями гемодинамики (48,0 % в ОГ; 31,2 % в КГ), а также «немых» вариантов НРС у ВТ (54,2 %), при сравнении с лицами неводительских профессий — 37,5 % (р < 0,01).

В ы в о д ы. 1. Уровень нарушений ритма сердца среди водителей транспор-

та (76,5 %) достоверно выше, чем у лиц неводительских профессий (51,7 %), что обусловлено характером и особенностями операторской деятельности и значительной частотой факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний, формирующих высокий профессиональный риск. 2. Среди водителей транспорта установ-л ено явное преобладание факторов риска атеросклероза, а также тревожно-депрессивных расстройств и основных сердечно-сосудистых заболеваний, связанное с влиянием специфических производственных факторов и, прежде всего, психоэмоционального перенапряжения. 3. Характерными чертами клиники аритмий у водителей транспорта являются высокая их частота, в том числе с клинически выраженными симптомами, субъективно плохо переносимыми, асимптомных форм, с нарушениями гемодинамики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоголашвили Н.Г., Новгородцева Н.Я., Поликарпов Л.С., Карпов Р.С. // Тер. арх. 2004. № 1. С. 41—45.

2. Мазур Н.А. Внезапная сердечная смерть (Рекомендации Европейского кардиологического общества). М.: «Медпрактика», 2003;С. 4—29.

3. Петров М.Н., Шварцман З.Д., Гаврилова Е.В. // Тер. арх. 1995. № 9. C. 21—23.

4. Свиридов С.Н., Новиков В.Ю., Стародубцева Т.А., Окунева М.Е. // Кардиовас. терап. и профил. 2005. № 3. С. 66—68.

5. Сибекова Т.В., Эльгаров А.А., Эльгаров М.А. // Мед. труда. 2007. №.5. C. 13—18.

6. Эльгаров А.А., Муртазов А.М., Шогенов А.Г. // Там же. 2007. № 7. С. 1—6.

7. ACC/AHA/ESC guidelines for management of patients with atrial fibrillation // Europ. Heart J. 2006. 27. P. 1979—2030.

8. Barrata L., Maffeo N., Tubani L. et al. // Recenti Prog. Med. 1996. 87 (3). P. 96—101.

9. Gresset J., Meyer F. // Can. J. Public Health. 1994. 85 (4). P. 282—285.

10. Peden M., Scurfield R., Sleet D. et al. World report on road traffic injury prevention. Geneva: WHO,

2004.

11. Reiffel J., Curtis A. // ACCSAP, Book 4. JACC.

2005. P. 15—53.

Поступила 10.09.10

УДК 616-005.4:343.346

М.А. Эльгаров

ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ — ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ?

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Впервые определено влияние ишемических атак у водителей на их профессиональную работоспособность и систему безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: транзиторные ишемические атаки, водители автотранспорта, профессионально значимые функции и качества, безопасность дорожного движения.

M.A. Elgarov. Are ischemic attacks in drivers a risk factor of traffic accidents? The

authors first defined influence of transitory ischemic attacks in drivers on their professional performance and traffic safety system.

Key words: transitory ischemic attacks, automobile drivers, occupationally important functions and qualities, traffic safety.

Состояние здоровья лиц операторских профессий — водителей автотранспорта (ВА), машинистов локомотивов, летчиков — определяет не только качество производственной деятельности, но и систему безопасности дорожного движения (БДД).

Человеческий фактор в значительной степени формирует высококачественное и безошибочное управление транспортными средствами. Безаварийная профессиональная деятельность ВА зависит наряду с индивидуальными психосоматическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.