Научная статья на тему 'ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ - ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ?'

ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ - ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ? Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТОРНЫЕ ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ / ВОДИТЕЛИ АВТОТРАНСПОРТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ И КАЧЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эльгаров М.А.

Впервые определено влияние ишемических атак у водителей на их профессиональную работоспособность и систему безопасности дорожного движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARE ISCHEMIC ATTACKS IN DRIVERS A RISK FACTOR OF TRAFFIC ACCIDENTS?

The authors first defined influence of transitory ischemic attacks in drivers on their professional performance and traffic safety system.

Текст научной работы на тему «ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ - ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ?»

та (76,5 %) достоверно выше, чем у лиц неводительских профессий (51,7 %), что обусловлено характером и особенностями операторской деятельности и значительной частотой факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний, формирующих высокий профессиональный риск. 2. Среди водителей транспорта установ-л ено явное преобладание факторов риска атеросклероза, а также тревожно-депрессивных расстройств и основных сердечно-сосудистых заболеваний, связанное с влиянием специфических производственных факторов и, прежде всего, психоэмоционального перенапряжения. 3. Характерными чертами клиники аритмий у водителей транспорта являются высокая их частота, в том числе с клинически выраженными симптомами, субъективно плохо переносимыми, асимптомных форм, с нарушениями гемодинамики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоголашвили Н.Г., Новгородцева Н.Я., Поликарпов Л.С., Карпов Р.С. // Тер. арх. 2004. № 1. С. 41—45.

2. Мазур Н.А. Внезапная сердечная смерть (Рекомендации Европейского кардиологического общества). М.: «Медпрактика», 2003;С. 4—29.

3. Петров М.Н., Шварцман З.Д., Гаврилова Е.В. // Тер. арх. 1995. № 9. C. 21—23.

4. Свиридов С.Н., Новиков В.Ю., Стародубцева Т.А., Окунева М.Е. // Кардиовас. терап. и профил. 2005. № 3. С. 66—68.

5. Сибекова Т.В., Эльгаров А.А., Эльгаров М.А. // Мед. труда. 2007. №.5. C. 13—18.

6. Эльгаров А.А., Муртазов А.М., Шогенов А.Г. // Там же. 2007. № 7. С. 1—6.

7. ACC/AHA/ESC guidelines for management of patients with atrial fibrillation // Europ. Heart J. 2006. 27. P. 1979—2030.

8. Barrata L., Maffeo N., Tubani L. et al. // Recenti Prog. Med. 1996. 87 (3). P. 96—101.

9. Gresset J., Meyer F. // Can. J. Public Health. 1994. 85 (4). P. 282—285.

10. Peden M., Scurfield R., Sleet D. et al. World report on road traffic injury prevention. Geneva: WHO,

2004.

11. Reiffel J., Curtis A. // ACCSAP, Book 4. JACC.

2005. P. 15—53.

Поступила 10.09.10

УДК 616-005.4:343.346

М.А. Эльгаров

ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ — ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ?

Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Впервые определено влияние ишемических атак у водителей на их профессиональную работоспособность и систему безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: транзиторные ишемические атаки, водители автотранспорта, профессионально значимые функции и качества, безопасность дорожного движения.

M.A. Elgarov. Are ischemic attacks in drivers a risk factor of traffic accidents? The

authors first defined influence of transitory ischemic attacks in drivers on their professional performance and traffic safety system.

Key words: transitory ischemic attacks, automobile drivers, occupationally important functions and qualities, traffic safety.

Состояние здоровья лиц операторских профессий — водителей автотранспорта (ВА), машинистов локомотивов, летчиков — определяет не только качество производственной деятельности, но и систему безопасности дорожного движения (БДД).

Человеческий фактор в значительной степени формирует высококачественное и безошибочное управление транспортными средствами. Безаварийная профессиональная деятельность ВА зависит наряду с индивидуальными психосоматическими

и поведенческими характеристиками и от оптимального функционирования сердечнососудистой системы. Показано снижение системы оперативного реагирования ВА с кардиоваскулярными заболеваниями [1—3,

9].

Между тем, в настоящее время в РФ все еще сохраняются высокие уровни (около 230 000) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из-за которых ежегодно погибает в среднем 32 тыс. человек, получают увечья более 280 тыс., в связи с чем общество несет огромные экономические потери [8]. Вот почему поиск путей совершенствования системы БДД, в том числе управления психосоматическим статусом ВА для профилактики ДТП представляется очень важной медико-социальной задачей. В литературе отсутствуют исследования, посвященные возможному влиянию преходящих нарушений мозгового кровообращения на профессионально значимые функции и качества (ПЗФиК) ВА.

Цель работы — определить влияние ише-мических атак (ТИА) на профессиональную работоспособность водителей и систему БДД.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Под

наблюдением находились 156 мужчин — ВА с ТИА в возрасте 29—59 лет (средний возраст составил 45,6 ± 2,7 года). Обследование больных включало общеклинические методы, суточное мониторирование артериального давления (СМАД) и ЭКГ (СМ ЭКГ), психологическое (СМОЛ) и психофизиологическое тестирование (комплекс хронорефлексометрический, КХР-01). Диагноз ТИА основывался на регистрации начальных признаков недостаточности кровоснабжения головного мозга (НПНКГМ) — головные боли, головокружение, шум в ушах, ухудшение памяти, снижение работоспособности, которые часто воспринимаются ВА как следствие напряженной работы в течение конкретного дня и/или недели. Основанием для диагностики недостаточности кровоснабжения головного мозга считается сочетание двух и более симптомов, часто повторяющихся или наблюдаемых через определенный промежуток времени. Среди ВА, как правило, симптомы НПНКГМ усиливаются после производственного (управление транспортом) и обычного (в повседневной жизни) психоэмоционального перенапряжения.

На этом фоне развиваются ТИА, которые возникают внезапно и достаточно быстро проходят (в течение суток): онемение и парестезии конечностей, снижение мышечной силы в руке (ноге) вплоть до полного отсутствия движений, нарушениями речи, зрения (одного глаза). У 48 (30,7 %) ВА ТИА сопровождались приступом потери сознания, головными болями, головокружением, нарушением походки, звоном в ушах, появлением «пелены, сетки» перед глазами. ВА с учетом наличия НПНКГМ и ТИА были разделены на 2 группы: 1-я — с НПНКГМ (n 79) и 2-я - с ТИА (n 77) для комплексного мониторинга.

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Благодаря комплексному обследованию у всех 156 пациентов отмечены артериальная гипертония (АГ, 88,4 %) II (75,4 %) и III (24,6 %) степени, более половины (52,9 %) из них регулярно лечение не получали; гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ, 90,4 %), дислипопротеидемии (ДЛП, 51,9 %), курение (94,8 %), употребление алкоголя (86,5 %), ожирение (50,6 %), сахарный диабет 2-го типа (СД, 26,9 %) и нарушения ритма сердца (НРС,45,5 %). Сочетание 2 факторов риска атеросклероза зарегистрировано в 51,8 %, 3-х и более — в 24,4 % случаев. Симптомы тревоги и депрессии (76,2 %), личностная и/или ситуационная тревожность (87,8 %) также выявлялись часто. Активными участниками ДТП были более трети ВА (36,5 %), пассивными — около половины (49,3 %). Сравнительная оценка частоты указанных выше характеристик в обеих группах не достоверно различалась. Основные показатели суточного профиля АД (СМАД) и кардиогемодинамики (СМ ЭКГ) представлены в табл. 1.

Как следует из табл. 1, основные параметры СМ АД — средние суточные, дневные и ночные величины систолического и диастолического АД (в мм рт. ст.) были достоверно (р < 0,05 < 0,01) выше у ВА 2-й группы. Кроме этого, число лиц с dipper, non-dipper и night-peaker (в %) оказались более напряженными в группе лиц с ТИА, чем с НПНКГМ (р < 0,01 < 0,05), что демонстрирует значительные нарушения суточного профиля АД ВА с преходящими нарушениями церебрального кровообращения. Нарушения суточного профиля и, прежде всего, утренние подъемы АД, считаются предиктором мозговых сосудистых рас-

Т а б л и ц а 1

Кардиоваскулярные и психофизиологические параметры ВА

Параметр Группа водителей автотранспорта

1-я группа (НПНКГМ), n=79 2-я группа (ТИА), n = 77 Достоверность, р

СМАД: среднесуточное, мм рт. ст.

САД 143,2 ± 1,46 149,8 ± 1,5 < 0,05

ДАД 88,1 ± 1,12 94,8 ± 1,7 < 0,05

Среднедневное

САД 171,2 ± 1,23 179,4 ± 1,63 < 0,05

ДАД 91,3 ± 1,21 99,8 ± 1,3 < 0,01

Средненочное

САД 131,5 ± 1,26 139,7 ± 1,4 < 0,01

ДАД 90,5 ± 1,21 99,3 ± 1,28 < 0,01

Dipper, %

САД 39,2 20,7 < 0,01

ДАД 36,7 15,5 < 0,01

Non-dipper, %

САД 50,6 62,3 < 0,01

ДАД 46,8 53,2 < 0,05

Night-peaker, %

САД 34,1 44,1 < 0,05

ДАД 12,6 20,8 < 0,05

СМ ЭКГ, %

ЭТИМ, в том числе «немые» 35,4/ 32,1 50,6/ 48,7 < 0,01/< 0,05

НРС, в том числе. «немые» 26,5/28,6 44,1/ 52,9 < 0,01/< 0,01

стройств [7]. Косвенным подтверждением преобладания выраженных гемодинамиче-ских изменений во 2-й группе были данные СМ ЭКГ, выявившие в достаточно большом проценте случаев эпизоды транзиторной ишемии миокарда (50,6) и НРС (44,1); при этом «немые» варианты коронарной недостаточности (48,7) и аритмий сердца (52,9) также достоверно преобладали у лиц с ТИА. Эти сведения вкупе с вышеизложенными гемодинамическими расстройствами могут серьезно повлиять на систему оперативного реагирования, то есть ПЗФиК ВА с ТИА. Последние, по данным литературы [4—6] расцениваются фактором риска неотложных пароксизмальных состояний вплоть до внезапной смерти.

Особый практический и научный интерес представляют впервые полученные результаты психофизиологического и психологического тестирования ВА обеих групп (табл. 2). Из табл. 2 следует достоверное удлинение времени латентного и моторного

периодов сложной реакции как при сравнении с аналогичными показателями здоровых шоферов, так и среди ВА с НПНКГМ и ТИА (р < 0,05 < 0,01). Эти сведения подтверждают достоверное угнетение ПЗФиК ВА обеих групп, но более выраженное — у лиц 2-й группы с ТИА. Вместе с этим частота пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР) у обследованных ВА оказалась значительной и их выраженность также зависела от наличия НПНКГМ и ТИА, о чем свидетельствовали достаточно высокие уровни тревоги и депрессии (36,7 и 53,2 %, соответственно), а также личностной и ситуационной тревожности (53,1 и 80,5 %), с достоверным их преобладанием у ВА с ТИА.

Представленные в табл. 2 результаты подтверждают выраженный сердечнососудистый и профессиональный риск возникновения ДТП, обусловленный патологическими изменениями ПЗФиК, а также выраженностью ПНПР. Следовательно,

Т а б л и ц а 2

Психофизиологические и психологические показатели ВА с НПНКГМ и ТИА

ПЗФиК Группа водителей автотранспорта

1-я группа (НПНКГМ) 2-я группа (ТИА) Р

Латентный период / норма 0,708 ± 0,095 1,698 ± 0,073 1,899 ± 0,069 < 0,01

Моторный период / норма 0,221 ± 0,088 0,487 ± 0,093 0,653 ± 0,092 < 0,01

СДО / норма 10,38 ± 1,05 23,26 ± 0,27 25,29 ± 0,28 < 0,01

Пограничные нервно-психические изменения, %

Тревога, депрессия 36,7 53,2 < 0,01

Личностная, ситуационная тревожность 53,1 80,5 < 0,01

ТИА у ВА, как и у лиц иных транспортных профессий необходимо отнести к управляемым факторам риска возникновения дорожных происшествий. Таким образом, на поставленный в названии работы вопрос необходимо ответить положительно.

В ы в о д. Высокая распространенность артериальной гипертонии и определенных факторов риска атеросклероза (дислипопротеидемия, ПЭН, НФА, курение, алкоголь), явно недостаточный охват гипотензивным лечением водителей автотранспорта с артериальной гипертонией, низкая эффективность последнего, значительные уровни расстройств суточного профиля артериального давления, коронарной гемодинамики (ЭТИМ) и нарушений ритма сердца, по данным суточного мониторирования артериального давления и ЭКГ, а также частота пограничных нервно-психических расстройств требуют комплексного медико-психологического и образовательного сопровождения шоферов для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, стресс обусловленных психосоматических состояний и их осложнений вплоть до неотложных синкопальных и жизнеугрожающих, а также сохранения качества работоспособности и профессионального долголетия, оптимизации системы безопасности дорожного движения и

предупреждения дорожно-транспортных происшествий, что бесспорно является актуальной медицинской и социальной проблемой современного российского государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арамисова Р.М., Эльгаров А.А. // Труды Рос. научного форума с междунар. участием «Кардиология 2001» «Консервативное и хирургическое лечение заболеваний сердца и сосудов, границы выбора». М., 2001. С 379—383.

2. Калмыкова М.А. // «Актуальные проблемы клиники внутренних болезней». Материалы международной научно-практ. конф. ЮФЮ. Владикавказ, 2007. С. 51—54.

3. Керефова З.Ш., Жилова И.И., Эльгаров А.А. // Кардиоваск. терапия и профил. 2007. № 7. С. 25—31.

4. Рябыкина Г.В., Соболев А.В. // Вестн. аритмо-логии. 2002. 26. С. 5—10.

5. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Сулимов В.А. // Кардиология. 2004. № 8. С. 20—26.

6. Сыркин А.Л. // Кардиология и сердечно-сосуд. хирургия. 2007. № 1. С. 6—9.

7. Шевченко О.П., Праскурничий Е.А., Макарова С.В. и др. // Кардиология. 2004. № 3. С. 58—63.

8. Эльгаров А.А., Муртазов А.М., Шогенов А.Г. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 1— 6.

9. Elgarov A., Aramisova R. // J. Traffic Medicine. 2001. № 1. P. 34—36.

Поступила 10.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.