та (76,5 %) достоверно выше, чем у лиц неводительских профессий (51,7 %), что обусловлено характером и особенностями операторской деятельности и значительной частотой факторов риска основных сердечно-сосудистых заболеваний, формирующих высокий профессиональный риск. 2. Среди водителей транспорта установ-л ено явное преобладание факторов риска атеросклероза, а также тревожно-депрессивных расстройств и основных сердечно-сосудистых заболеваний, связанное с влиянием специфических производственных факторов и, прежде всего, психоэмоционального перенапряжения. 3. Характерными чертами клиники аритмий у водителей транспорта являются высокая их частота, в том числе с клинически выраженными симптомами, субъективно плохо переносимыми, асимптомных форм, с нарушениями гемодинамики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гоголашвили Н.Г., Новгородцева Н.Я., Поликарпов Л.С., Карпов Р.С. // Тер. арх. 2004. № 1. С. 41—45.
2. Мазур Н.А. Внезапная сердечная смерть (Рекомендации Европейского кардиологического общества). М.: «Медпрактика», 2003;С. 4—29.
3. Петров М.Н., Шварцман З.Д., Гаврилова Е.В. // Тер. арх. 1995. № 9. C. 21—23.
4. Свиридов С.Н., Новиков В.Ю., Стародубцева Т.А., Окунева М.Е. // Кардиовас. терап. и профил. 2005. № 3. С. 66—68.
5. Сибекова Т.В., Эльгаров А.А., Эльгаров М.А. // Мед. труда. 2007. №.5. C. 13—18.
6. Эльгаров А.А., Муртазов А.М., Шогенов А.Г. // Там же. 2007. № 7. С. 1—6.
7. ACC/AHA/ESC guidelines for management of patients with atrial fibrillation // Europ. Heart J. 2006. 27. P. 1979—2030.
8. Barrata L., Maffeo N., Tubani L. et al. // Recenti Prog. Med. 1996. 87 (3). P. 96—101.
9. Gresset J., Meyer F. // Can. J. Public Health. 1994. 85 (4). P. 282—285.
10. Peden M., Scurfield R., Sleet D. et al. World report on road traffic injury prevention. Geneva: WHO,
2004.
11. Reiffel J., Curtis A. // ACCSAP, Book 4. JACC.
2005. P. 15—53.
Поступила 10.09.10
УДК 616-005.4:343.346
М.А. Эльгаров
ИШЕМИЧЕСКИЕ АТАКИ У ВОДИТЕЛЕЙ — ФАКТОР РИСКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ?
Кабардино-Балкарский госуниверситет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Впервые определено влияние ишемических атак у водителей на их профессиональную работоспособность и систему безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: транзиторные ишемические атаки, водители автотранспорта, профессионально значимые функции и качества, безопасность дорожного движения.
M.A. Elgarov. Are ischemic attacks in drivers a risk factor of traffic accidents? The
authors first defined influence of transitory ischemic attacks in drivers on their professional performance and traffic safety system.
Key words: transitory ischemic attacks, automobile drivers, occupationally important functions and qualities, traffic safety.
Состояние здоровья лиц операторских профессий — водителей автотранспорта (ВА), машинистов локомотивов, летчиков — определяет не только качество производственной деятельности, но и систему безопасности дорожного движения (БДД).
Человеческий фактор в значительной степени формирует высококачественное и безошибочное управление транспортными средствами. Безаварийная профессиональная деятельность ВА зависит наряду с индивидуальными психосоматическими
и поведенческими характеристиками и от оптимального функционирования сердечнососудистой системы. Показано снижение системы оперативного реагирования ВА с кардиоваскулярными заболеваниями [1—3,
9].
Между тем, в настоящее время в РФ все еще сохраняются высокие уровни (около 230 000) дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из-за которых ежегодно погибает в среднем 32 тыс. человек, получают увечья более 280 тыс., в связи с чем общество несет огромные экономические потери [8]. Вот почему поиск путей совершенствования системы БДД, в том числе управления психосоматическим статусом ВА для профилактики ДТП представляется очень важной медико-социальной задачей. В литературе отсутствуют исследования, посвященные возможному влиянию преходящих нарушений мозгового кровообращения на профессионально значимые функции и качества (ПЗФиК) ВА.
Цель работы — определить влияние ише-мических атак (ТИА) на профессиональную работоспособность водителей и систему БДД.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Под
наблюдением находились 156 мужчин — ВА с ТИА в возрасте 29—59 лет (средний возраст составил 45,6 ± 2,7 года). Обследование больных включало общеклинические методы, суточное мониторирование артериального давления (СМАД) и ЭКГ (СМ ЭКГ), психологическое (СМОЛ) и психофизиологическое тестирование (комплекс хронорефлексометрический, КХР-01). Диагноз ТИА основывался на регистрации начальных признаков недостаточности кровоснабжения головного мозга (НПНКГМ) — головные боли, головокружение, шум в ушах, ухудшение памяти, снижение работоспособности, которые часто воспринимаются ВА как следствие напряженной работы в течение конкретного дня и/или недели. Основанием для диагностики недостаточности кровоснабжения головного мозга считается сочетание двух и более симптомов, часто повторяющихся или наблюдаемых через определенный промежуток времени. Среди ВА, как правило, симптомы НПНКГМ усиливаются после производственного (управление транспортом) и обычного (в повседневной жизни) психоэмоционального перенапряжения.
На этом фоне развиваются ТИА, которые возникают внезапно и достаточно быстро проходят (в течение суток): онемение и парестезии конечностей, снижение мышечной силы в руке (ноге) вплоть до полного отсутствия движений, нарушениями речи, зрения (одного глаза). У 48 (30,7 %) ВА ТИА сопровождались приступом потери сознания, головными болями, головокружением, нарушением походки, звоном в ушах, появлением «пелены, сетки» перед глазами. ВА с учетом наличия НПНКГМ и ТИА были разделены на 2 группы: 1-я — с НПНКГМ (n 79) и 2-я - с ТИА (n 77) для комплексного мониторинга.
Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Благодаря комплексному обследованию у всех 156 пациентов отмечены артериальная гипертония (АГ, 88,4 %) II (75,4 %) и III (24,6 %) степени, более половины (52,9 %) из них регулярно лечение не получали; гипертрофия левого желудочка (ГЛЖ, 90,4 %), дислипопротеидемии (ДЛП, 51,9 %), курение (94,8 %), употребление алкоголя (86,5 %), ожирение (50,6 %), сахарный диабет 2-го типа (СД, 26,9 %) и нарушения ритма сердца (НРС,45,5 %). Сочетание 2 факторов риска атеросклероза зарегистрировано в 51,8 %, 3-х и более — в 24,4 % случаев. Симптомы тревоги и депрессии (76,2 %), личностная и/или ситуационная тревожность (87,8 %) также выявлялись часто. Активными участниками ДТП были более трети ВА (36,5 %), пассивными — около половины (49,3 %). Сравнительная оценка частоты указанных выше характеристик в обеих группах не достоверно различалась. Основные показатели суточного профиля АД (СМАД) и кардиогемодинамики (СМ ЭКГ) представлены в табл. 1.
Как следует из табл. 1, основные параметры СМ АД — средние суточные, дневные и ночные величины систолического и диастолического АД (в мм рт. ст.) были достоверно (р < 0,05 < 0,01) выше у ВА 2-й группы. Кроме этого, число лиц с dipper, non-dipper и night-peaker (в %) оказались более напряженными в группе лиц с ТИА, чем с НПНКГМ (р < 0,01 < 0,05), что демонстрирует значительные нарушения суточного профиля АД ВА с преходящими нарушениями церебрального кровообращения. Нарушения суточного профиля и, прежде всего, утренние подъемы АД, считаются предиктором мозговых сосудистых рас-
Т а б л и ц а 1
Кардиоваскулярные и психофизиологические параметры ВА
Параметр Группа водителей автотранспорта
1-я группа (НПНКГМ), n=79 2-я группа (ТИА), n = 77 Достоверность, р
СМАД: среднесуточное, мм рт. ст.
САД 143,2 ± 1,46 149,8 ± 1,5 < 0,05
ДАД 88,1 ± 1,12 94,8 ± 1,7 < 0,05
Среднедневное
САД 171,2 ± 1,23 179,4 ± 1,63 < 0,05
ДАД 91,3 ± 1,21 99,8 ± 1,3 < 0,01
Средненочное
САД 131,5 ± 1,26 139,7 ± 1,4 < 0,01
ДАД 90,5 ± 1,21 99,3 ± 1,28 < 0,01
Dipper, %
САД 39,2 20,7 < 0,01
ДАД 36,7 15,5 < 0,01
Non-dipper, %
САД 50,6 62,3 < 0,01
ДАД 46,8 53,2 < 0,05
Night-peaker, %
САД 34,1 44,1 < 0,05
ДАД 12,6 20,8 < 0,05
СМ ЭКГ, %
ЭТИМ, в том числе «немые» 35,4/ 32,1 50,6/ 48,7 < 0,01/< 0,05
НРС, в том числе. «немые» 26,5/28,6 44,1/ 52,9 < 0,01/< 0,01
стройств [7]. Косвенным подтверждением преобладания выраженных гемодинамиче-ских изменений во 2-й группе были данные СМ ЭКГ, выявившие в достаточно большом проценте случаев эпизоды транзиторной ишемии миокарда (50,6) и НРС (44,1); при этом «немые» варианты коронарной недостаточности (48,7) и аритмий сердца (52,9) также достоверно преобладали у лиц с ТИА. Эти сведения вкупе с вышеизложенными гемодинамическими расстройствами могут серьезно повлиять на систему оперативного реагирования, то есть ПЗФиК ВА с ТИА. Последние, по данным литературы [4—6] расцениваются фактором риска неотложных пароксизмальных состояний вплоть до внезапной смерти.
Особый практический и научный интерес представляют впервые полученные результаты психофизиологического и психологического тестирования ВА обеих групп (табл. 2). Из табл. 2 следует достоверное удлинение времени латентного и моторного
периодов сложной реакции как при сравнении с аналогичными показателями здоровых шоферов, так и среди ВА с НПНКГМ и ТИА (р < 0,05 < 0,01). Эти сведения подтверждают достоверное угнетение ПЗФиК ВА обеих групп, но более выраженное — у лиц 2-й группы с ТИА. Вместе с этим частота пограничных нервно-психических расстройств (ПНПР) у обследованных ВА оказалась значительной и их выраженность также зависела от наличия НПНКГМ и ТИА, о чем свидетельствовали достаточно высокие уровни тревоги и депрессии (36,7 и 53,2 %, соответственно), а также личностной и ситуационной тревожности (53,1 и 80,5 %), с достоверным их преобладанием у ВА с ТИА.
Представленные в табл. 2 результаты подтверждают выраженный сердечнососудистый и профессиональный риск возникновения ДТП, обусловленный патологическими изменениями ПЗФиК, а также выраженностью ПНПР. Следовательно,
Т а б л и ц а 2
Психофизиологические и психологические показатели ВА с НПНКГМ и ТИА
ПЗФиК Группа водителей автотранспорта
1-я группа (НПНКГМ) 2-я группа (ТИА) Р
Латентный период / норма 0,708 ± 0,095 1,698 ± 0,073 1,899 ± 0,069 < 0,01
Моторный период / норма 0,221 ± 0,088 0,487 ± 0,093 0,653 ± 0,092 < 0,01
СДО / норма 10,38 ± 1,05 23,26 ± 0,27 25,29 ± 0,28 < 0,01
Пограничные нервно-психические изменения, %
Тревога, депрессия 36,7 53,2 < 0,01
Личностная, ситуационная тревожность 53,1 80,5 < 0,01
ТИА у ВА, как и у лиц иных транспортных профессий необходимо отнести к управляемым факторам риска возникновения дорожных происшествий. Таким образом, на поставленный в названии работы вопрос необходимо ответить положительно.
В ы в о д. Высокая распространенность артериальной гипертонии и определенных факторов риска атеросклероза (дислипопротеидемия, ПЭН, НФА, курение, алкоголь), явно недостаточный охват гипотензивным лечением водителей автотранспорта с артериальной гипертонией, низкая эффективность последнего, значительные уровни расстройств суточного профиля артериального давления, коронарной гемодинамики (ЭТИМ) и нарушений ритма сердца, по данным суточного мониторирования артериального давления и ЭКГ, а также частота пограничных нервно-психических расстройств требуют комплексного медико-психологического и образовательного сопровождения шоферов для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, стресс обусловленных психосоматических состояний и их осложнений вплоть до неотложных синкопальных и жизнеугрожающих, а также сохранения качества работоспособности и профессионального долголетия, оптимизации системы безопасности дорожного движения и
предупреждения дорожно-транспортных происшествий, что бесспорно является актуальной медицинской и социальной проблемой современного российского государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арамисова Р.М., Эльгаров А.А. // Труды Рос. научного форума с междунар. участием «Кардиология 2001» «Консервативное и хирургическое лечение заболеваний сердца и сосудов, границы выбора». М., 2001. С 379—383.
2. Калмыкова М.А. // «Актуальные проблемы клиники внутренних болезней». Материалы международной научно-практ. конф. ЮФЮ. Владикавказ, 2007. С. 51—54.
3. Керефова З.Ш., Жилова И.И., Эльгаров А.А. // Кардиоваск. терапия и профил. 2007. № 7. С. 25—31.
4. Рябыкина Г.В., Соболев А.В. // Вестн. аритмо-логии. 2002. 26. С. 5—10.
5. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Сулимов В.А. // Кардиология. 2004. № 8. С. 20—26.
6. Сыркин А.Л. // Кардиология и сердечно-сосуд. хирургия. 2007. № 1. С. 6—9.
7. Шевченко О.П., Праскурничий Е.А., Макарова С.В. и др. // Кардиология. 2004. № 3. С. 58—63.
8. Эльгаров А.А., Муртазов А.М., Шогенов А.Г. // Мед. труда. 2007. № 5. С. 1— 6.
9. Elgarov A., Aramisova R. // J. Traffic Medicine. 2001. № 1. P. 34—36.
Поступила 10.09.10