Научная статья на тему 'Профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода'

Профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД / GENDER DISADAPTATION / ADOLESCENTS / PREVENTIVE EDUCATION / HOLISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столярчук И. А.

Статья посвящена проблеме гендерной дезадаптированности подростков и ее профилактике на основе целостного подхода в соответствие с социокультурными и экономическими трансформациями, происходящими в современном обществе. Автор приводит диагностические методики для практического изучения гендерной позиции подростков, предлагает возможные способы профилактики гендерной дезадаптированности подростков в условиях учреждений общего и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTING GENDER DISADAPTATION OF TEENAGERS: A HOLISTIC APPROACH

The article is devoted to a problem of gender disadaptation and its prevention, which is based on a holistic approach in correspondence with socio-cultural and economic transformations, taking place in the modern society. The author provides diagnostic tools for practical study a gender-based standpoint of adolescents and suggests possible ways of prevention of gender disadaptation of teenagers in conditions of institutions of general and additional education.

Текст научной работы на тему «Профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода»

УДК 37.04

Stolyarchuk I.A. PREVENTING GENDER DISADAPTATION OF TEENAGERS: A HOLISTIC APPROACH. The

article is devoted to a problem of gender disadaptation and its prevention, which is based on a holistic approach in correspondence with socio-cultural and economic transformations, taking place in the modern society. The author provides diagnostic tools for practical study a gender-based standpoint of adolescents and suggests possible ways of prevention of gender disadaptation of teenagers in conditions of institutions of general and additional education. Key words: gender disadaptation, adolescents, preventive education, holistic approach.

И.А. Столярчук, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский гос. социально-педагогический университет, г. Волгоград, E-mail: lisgender-vspu@mail.ru

ПРОФИЛАКТИКА ГЕНДЕРНОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА

Статья посвящена проблеме гендерной дезадаптированности подростков и ее профилактике на основе целостного подхода в соответствие с социокультурными и экономическими трансформациями, происходящими в современном обществе. Автор приводит диагностические методики для практического изучения гендерной позиции подростков, предлагает возможные способы профилактики гендерной дезадаптированности подростков в условиях учреждений общего и дополнительного образования.

Ключевые слова: гендерная дезадаптированность, подростки, педагогическая профилактика, целостный подход.

В современном мире имеет место тенденция к большей независимости гендеров, а официальный брак уже не считается для нового поколения единственной формой «постоянных» взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В наименее выгодном положении оказываются дети, проявляющие признаки гендерной несостоятельности. Неспособность девочек и мальчиков-подростков (тинейджеров) адаптироваться к усложнившимся условиям жизни, новым требованиям, предъявляемым к ним самим и их окружению, меняющимся ценностям, психо-травмирующим ситуациям, возникающим, главным образом, в процессе их общения в семье, школе, учреждениях дополнительного образования сопровождается развитием гендерной де-задаптированности.

Вызывает беспокойство увеличивающееся количество подростков с деструктивным гендерным поведением, снижение возраста первого сексуального опыта, рост подростковых беременностей, ухудшение репродуктивного здоровья молодежи, подростковая наркомания и другие причины гендерной дезадапти-рованности, являющиеся, однако, лишь следствием глубоких внутриличностных противоречий.

Под гендерной дезадаптированностью подростков мы понимаем рассогласование между половым самосознанием и шаблонными гендерными стереотипами, недостаточными представлениями подростков о путях преодоления стереотипов; между требованиями (традиционной, «гегемонной») маскулинной стратегией и эгалитарной (равноценных взаимоотношений), неспособностью подростков к ценностному выбору стратегии, адаптации в ситуации гендерной неопределенности; между деструктивными социализирующими влияниями и неспособностью подростков к их противостоянию, субъектной позиции в гендерном поведении в русле конструктивной гендерной социализации.

Подростковую субкультуру сегодня можно рассматривать в качестве глобального сегмента, поскольку она вольно или невольно включена в медиа-пространство: через интернет-сети, блоги, - она участвует в обмене, смотрит новые фильмы, следит за музыкой, новинками. Подростки склонны к экспериментам в любых сферах жизни: менять увлечения, пробовать себя в разных ролях, «примерять» разные имиджи. Гендерная социализация подростков происходит в пространстве гендерных отношений. В процессе взросления подростки осуществляют поиск подходящей гендерной стратегии поведения (маскулинной, гипермаскулинной, фемининной, гиперфемининной, унисекс), взаимоотношений с людьми: (маскулинного, фемининного, анд-рогинного, недефференцированного типа). Проблемы подросткового возраста связаны именно с «гендерным разговором» с собой. Важно, чтобы особенно в этот период преодоления возрастных кризисов не происходила утрата целостности личности, не нарушался внутриличностный баланс, разногласие между сознательными действиями и непроизвольными реакциями,

чтобы не происходил раскол, когда «один аспект личности восстает против другого, вызывая саморазрушительное поведение» [1], гендерную дезадаптированность подростков.

В сложившейся социокультурной и экономической ситуации перспективной представляется педагогическая профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода, разрабатываемого Волгоградской научной школой (Н.М. Борытко, А.Н. Вырщиков, С.Б. Думов, В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Л.И. Столярчук и др.), способствующая конструктивной направленности гендерной социализации, обеспечивающая эффективное воспитание подростков. Результатом эффективного воспитания подростков в ходе конструктивной гендерной социализации является достижение определенного уровня гендерной адаптированности, ее дальнейшее совершенствование, целостное развитие личности. «Для обеспечения целостного подхода к воспитанию важно, прежде всего, видеть какой вклад в развитие учащихся может внести данная педагогическая система, каковы ее возможности в этом отношении, и сформулировать общие цели так, чтобы они наиболее полно выражали эти возможности. Для этого в целях должно быть выделено такое сочетание качеств личности, такой их «конструкт», который в определенном отношении представляет личность в целом, является репрезентативным для личности в целом [2].

В нашем исследовании вслед за исследователями (А.Г. Ас-молов, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев) «адаптацию» мы рассматриваем как условие целостного развития, становления личности подростка, обладающего сочетанием качеств личности, «конструктом», позволяющим ему конструктивно взаимодействовать (не саморазрушительно, а созидательно) с самим собой и окружающими людьми в ходе гендерной социализации.

Гендерная дезадаптированность подростков возникает в результате неэффективного воспитания или ввиду его отсутствия, тогда подростки становятся более уязвимыми и подверженными деструктивным влияниям гендерной социализации. Под дезадаптацией, гендрной дезадаптацией мы понимаем неблагоприятные условия для развития личности подростка, нарушающие его структурно-функциональное приспособление (или отдельные личностные инстанции) к изменяющимся обстоятельствам социума, создающим трудности в жизнедеятельности. В понимании сущности дезадаптированности, гендерной дезадаптированности мы основываемся на теории социализации (Ф.Г. Гиддингс, Т. Парсонс и др.). Их употребление термина «социализация» включает размышления о ее деструктивной и конструктивной направленности, выполнящей роль предупреждения дезадаптированности подростков. Первоначальное значение социализации ограничивалось лишь адаптацией в значении приспособления подростка к социальной среде на основе усвоенных норм, правил. С развитием социологического знания

под конструктивной социализацией исследователи стали понимать преобразование личностью себя и окружающего мира [3].

В ходе исследования мы осуществляли поиск ответа на вопрос: почему в реальности, несмотря на глубокие психофизиологические изменения, трудности возраста и жизненные ситуации: у одних подростков происходит дезадаптированность, а у других нет. Мы основывались на положениях Г.М. Андреевой, расширившей представления о роли личности в процессе социализации как субъекте социализации [4]. Для нашего исследования существенное значение имел перенос акцента в социализации Н.Ф. Головановой, с усвоения социальных норм на осознанный выбор ценностей и своего стиля жизни [5], что существенно в понимании целостности личности и ее активной конструктивной роли во взаимодействии с окружающими при осуществлении профилактики гендерной дезадаптированности подростков.

Профилактика гендерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода «...переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъек-тности - в сферу Бытия» [6, с. 21], обусловливает возрастание независимости личности от возникающих жизненных ситуаций, «меньшую восприимчивость» к внешним факторам, большую ориентированность на свой внутренний мир. Профилактическая работа, обладающая характеристикой целостности, более эффективно способствует развитию адаптированности, «вытесняющей» у подростков ситуативные примитивные, вредные для личностного развития ориентиры, более значимыми ценностями, ведущими к полноценному и целостному развитию личности, «воспитанию новой личности с высокими интенциями открытости и адаптивности к различным гендерным культурам, приоритетами миролюбия и эгалитаризма во всех сферах жизни, способной к индивидуальному жизненному выбору в динамично развивающемся современном обществе» [7], препятствующими дезадаптированности, гендерной дезадаптированности посредством педагогической поддержки системы взаимоотношений: с самим собой и окружающими его людьми (взрослыми и сверстниками обоего пола).

В ходе исследования, проведенного научно-исследовательским Центром гендерных исследований (ЦГИ) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» при личном участии автора статьи как сотрудника ЦГИ в результате экспериментальной работы в МОУ «Центр допол-

Библиографический список

нительного образования детей «Славянка», МОУ СОШ № 84, № 35 г. Волгограда, было выявлено, что педагогическая профилактика препятствует развитию гендерной дезадаптированнос-ти. У подростков не закрепляются гендерные стереотипы, приветствующие в мужчине только гнев, агрессию, а предлагаются активные формы обучения, самовыражения, в которых обида, разочарование, страх, печаль, волнение переживаются безопасно, без давления и порицания окружающих, осуществляемые в игре, театрализации и др. Подростки не теряют часть самих себя, не «приносят в жертву» почитаемому в обществе культу традиционной («гегемонной») маскулинности (мужественности), а сохраняют и развивают целостность своей личности.

Для практического изучения гендерной позиции как способа профилактики гендерной дезадаптированности подростка мы используем диагностические методики: сочинение «Мое отношение к мужественности (маскулинности) и женственности (фе-мининности)», незаконченные предложения: «Разные, но равные» это.....», тест WZT (Wartegg Zeichentest) - проективная

методика исследования личности Э. Вартегга. Обработка результатов основывается на полученных показателях.

Педагогическая профилактика осуществляется в условиях дополнительного образования в ходе занятий творческих кружков и спортивных секций, наполненных гендерным содержанием. Мы не ограничиваем как мальчиков, так и девочек традиционно считавшимися «женскими» и «мужскими» видами деятельности, спорта и творчества (кулинария, пение, драма, танцы и фотография, борьба, компьютерные технологии и др.), в ходе которых взрослеющий человек осмысливает собственное поведение и стремится к самореализации, учится защищаться от негативных социальных влияний и справляться с внутрилично-стными конфликтами. Для этого мы применяем различные механизмы профилактики гендерной дезадапатированности подростков: блокирование, воздействие на среду, нейтрализация, ограничение и др., применение которых является уместным, своевременным и соответствует реальной ситуации гендерной дезадаптированности как вида девиации и глубины проявления, что дает основание считать педагогическую профилактику ген-дерной дезадаптированности подростков на основе целостного подхода перспективной для дальнейшего изучения и реализации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

1. Лоуэн. А. Удовольствие: творческий подход к жизни / пер. с англ. - М., 2011.

2. Ильин, В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Известия ВГПУ. - 2007. - № 1 (19). - Сер. «Педагогические науки».

3. Столярчук, Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8(62). - Сер. «Педагогические науки».

4. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 1980.

5. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое // Педагогика. - 1998. - № 5.

6. Борытко, Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Известия ВГПУ. - 2011. - № 8 (62). - Сер. «Педагогические науки».

7. Гендерное образование: учеб. пособ. / под ред. Л.И. Столярчук. - Краснодар, 2011. Bibliography

1. Louehn. A. Udovoljstvie: tvorcheskiyj podkhod k zhizni / per. s angl. - M., 2011.

2. Iljin, V.S. Problemih teorii pedagogicheskikh sistem s poziciyj celostnogo podkhoda // Izvestiya VGPU. - 2007. - № 1 (19). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».

3. Stolyarchuk, L.I. Gendernihyj podkhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8(62). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».

4. Andreeva, G.M. Socialjnaya psikhologiya. - M., 1980.

5. Golovanova, N.F. Socializaciya shkoljnikov kak yavlenie pedagogicheskoe // Pedagogika. - 1998. - № 5.

6. Borihtko, N.M. Gumanitarno-celostnihyj podkhod v pedagogicheskom issledovanii // Izvestiya VGPU. - 2011. - № 8 (62). - Ser. «Pedagogicheskie nauki».

7. Gendernoe obrazovanie: ucheb. posob. / pod red. L.I. Stolyarchuk. - Krasnodar, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.08.14

УДК 371

Balyasnikova L.V., Vasilieva S.I. LITERARY WORKSHOPS AS A FORM OF CREATING CONDITIONS FOR PERSONAL GROWTH OF PUPILS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION. The paper analyzes a problem of development of subject (individual) growth of pupils by upbringing means in a school in the context of a Federal State Educational Standard. The article demonstrates the experience of a social partnership of a school, a higher educational institution, representatives of culture, art, public institutions the name of which is a school scientific centre of "Successful development for everybody".

Key words: education, subject experience, creative work, cooperation, development, school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.