Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЮИ ФСИН РОССИИ)'

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЮИ ФСИН РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додуева О. Ф., Степанова В. В.

В статье рассматриваются особенности деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования, дается характеристика эмоционального выгорания педагога высшей школы, раскрывается специфика деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России, приводятся результаты исследования уровня эмоционального выгорания у преподавателей ВЮИ ФСИН России, предлагаются направления профилактики эмоционального выгорания преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA (EXAMPLE OF THE VLI OF THE FPS OF RUSSIA)

The article examines the features of the activities of teachers of higher educational institutions, gives a characteristic of the emotional burnout of a teacher of higher educational institution, reveals the specifics of the activities of FPS of Russia higher educational institutions, presents the results of a study of the level of emotional burnout among teachers of the VLI of the FPS of Russia, suggests directions for the prevention of emotional burnout of teachers.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЮИ ФСИН РОССИИ)»

DOI 10.51522/2307-0382-2021-226-3-47-57 УДК 378.12

О. Ф. ДОДУЕВА

старший преподаватель кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, подполковник внутренней службы Владимир

OLGA F. DODUEVA

Senior Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activity of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Lieutenant-Colonel of the Internal Service

Vladimir

В. В. СТЕПАНОВА

старший психолог отделения психологического обеспечения отдела

по работе с личным составом ВЮИ ФСИН России, майор внутренней службы

Владимир

VICTORIA V. STEPANOVA

Senior Psychologist of the Division for Psychological Support of the Personnel Management Department of the VLI of the FPS of Russia, Major of the Internal Service

Vladimir

Профилактика эмоционального выгорания преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России)

Prevention of emotional burnout of teachers of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia (example of the VLI of the FPS of Russia)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования, дается характеристика эмоционального выгорания педагога высшей школы, раскрывается

Abstract. The article examines the features of the activities of teachers of higher educational institutions, gives a characteristic of the emotional burnout of a teacher of higher educational institution, reveals the specifics of the activities of

специфика деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России, приводятся результаты исследования уровня эмоционального выгорания у преподавателей ВЮИ ФСИН России, предлагаются направления профилактики эмоционального выгорания преподавателей.

Ключевые слова: преподаватель, педагогическая деятельность, эмоциональное выгорание, факторы эмоционального выгорания, служебная деятельность, профилактика эмоционального выгорания.

FPS of Russia higher educational institutions, presents the results of a study of the level of emotional burnout among teachers of the VLI of the FPS of Russia, suggests directions for the prevention of emotional burnout of teachers.

Key words: teacher, pedagogical activity, emotional burnout, factors of emotional burnout, official activity, prevention of emotional burnout.

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Современное общество и система высшего образования России предъявляют высокие требования к личности преподавателя, которые определяются Федеральным законом от 29.12.2021 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») [1], приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, уставом образовательной организации, учебными планами и программами, а также различными документами, регулирующими образовательный процесс.

Преподаватель - это специалист в сфере образования, который осуществляет не только процесс передачи знаний, умений и навыков, но и формирует компетенции у будущих специалистов, оказывает на обучающихся воспитательное воздействие, формируя их личность, развивая нравственные и духовные качества, соответствующие требованиям времени.

Так, в пункте 21 статьи 2 главы 1 ФЗ «Об образовании» определяется, что «педагогический работник (читаем как преподаватель - примечание автора) -это физическое лицо, которое состоит

в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности» [1].

Педагогическая деятельность многофункциональна, так как помимо реализации функций обучения, воспитания и развития, преподаватель занимается научно-исследовательской и методической работой. Также многие педагоги совмещают преподавательскую деятельность с организаторской, управленческой и общественной [2].

Профессия педагога относится к числу «помогающих» профессий, требующих от ее обладателя внутренней готовности к оказанию помощи: профессиональной (педагогической), эмоциональной, психологической тем людям, с которыми он работает и общается изо дня в день. Без эмоционального участия и сопереживания (эмпатии) педагог будет просто человеком, который передает знания. Настоящий преподаватель не просто учит, он создает личность своего ученика, помогает ему сформироваться как будущему

профессионалу, счастливому человеку и гражданину своей страны.

Вопрос, какими личностными и профессиональными качествами должен обладать педагог, которого можно считать мастером своего дела и который готовит высококвалифицированных специалистов, обсуждается многими исследователями. К ним можно отнести труды О. А. Абдуллиной [3], В. В. Бойко [4], В. А. Кан-Калика [5], Н. В. Кузьминой [6], Г. А. Макарова [7], Л. М. Митиной [8], В. А. Сластенина [9], Ф. В. Шарипова [10] и других.

Каждый преподаватель должен заниматься самообразованием, совершенствовать свои научные знания, повышать профессиональную квалификацию, осваивать новые образовательные и инновационные технологии. И, конечно, без любви к своему труду, педагог никогда не станет профессионалом, мастером своего дела.

В каждодневной работе преподаватель сталкивается не только с радостными моментами, связанными с личными успехами и победами своих учеников, но и с большими умственными, эмоциональными нагрузками, так как зачастую решает новые профессиональные задачи, на которые не всегда хватает времени и опыта, а иногда и психолого-педагогических знаний.

Педагогическая деятельность, как утверждает О. П. Гредюшко, является достаточно напряженным трудом, связанным с действием экстремальных факторов. На занятиях происходит смена деятельности преподавателя, от него требуется собранность, быстрота реакции, владение множеством способов и приемов воздействия на обучающихся. От педагога во многом зависит уровень знаний обучающихся. Педагогическая деятельность является

не только социально значимой, но и социально оцениваемой. Преподаватель находится постоянно под пристальным вниманием своих коллег, руководителей, обучающихся [11].

Поэтому очень важно для качественной подготовки будущих специалистов, чтобы преподаватели были профессионально здоровы, а это сложно обеспечить в условиях постоянных перегрузок, возникающих в процессе выполнения своих служебных обязанностей. Профессиональное здоровье преподавателей, по мнению психолога Л. М. Митиной, можно рассматривать как «способность организма сохранять и оптимизировать механизмы защитные, компенсаторные, регуля-торные, которые обеспечивают высокую работоспособность, эффективность и развитие личности педагога в процессе профессиональной деятельности» [12].

Педагог - это профессия с достаточно высоким риском эмоционального выгорания, проявляющегося в профессиональной деформации, что приводит к снижению профессионального здоровья.

Преподаватель со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания не может в полной мере работать эффективно: он теряет не только работоспособность, но и желание развиваться в профессии, интерес к своему делу.

По определению О. П. Гредюшко, «эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их активности в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности и складывается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов» [13].

Это состояние опасно для физического и психического здоровья педагога, оно может привести к различным социальным проблемам как при выполнении профессиональных обязанностей, так и к осложнению семейных, дружеских отношений.

Деятельность преподавателей ведомственных образовательных организаций высшего образования ФСИН России отличается от профессиональной деятельности преподавателей других образовательных организаций своей специфичностью.

«Преподаватель ведомственной образовательной организации не только педагог с определенным набором профессиональных задач (учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной работой), он еще и сотрудник УИС с четко регламентированными служебными обязанностями, охватывающими определенный круг обязательных направлений служебной деятельности (огневую подготовку, строевую, физическую, юридическую, психолого-педагогическую и другие), участие в различных мероприятиях организационного характера (построения, дежурства, прибытия по тревоге и другие)» [14].

Преподаватель-сотрудник ФСИН России занимается, несомненно, важным делом - подготовкой кадров для уголовно-исполнительной системы (УИС), поэтому, помимо знаний по педагогике, психологии, методике преподавания, быть компетентным в своей дисциплине, он должен знать специфику деятельности УИС, быть юридически образованным, физически и психически здоровым.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что особенности профессиональной деятельности преподавателей ФСИН России, связанные с органи-

зационной спецификой, широким кругом обязанностей, повышенными требованиями к личностным и профессиональным качествам преподавателей, могут привести к нарастанию напряжения и усталости от выполняемых профессиональных обязанностей, а значит - к эмоциональному выгоранию.

Поэтому мы считаем, что актуальной является задача разработки профилактических мероприятий для снижения уровня проявления эмоционального выгорания у преподавателей образовательных организаций ФСИН России.

Каждый педагог должен знать минимум рекомендаций, которые помогут ему сохранить свое профессиональное здоровье. Чтобы разработать рекомендации для профилактики эмоционального выгорания преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России, мы провели исследование уровня эмоционального выгорания преподавателей ВЮИ ФСИН России, используя методику В. В. Бойко, который придерживается точки зрения, что «эмоциональное выгорание является своеобразным механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотрав мирующие воздействия» [15]. Данная методика подробно описывает синдром эмоционального выгорания, используя разбивку каждой фазы на определенные симптомы выгорания по степени их проявления и выраженности. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

- 9 и менее баллов - несложившийся симптом;

- 10-15 баллов - складывающийся симптом;

- 16 и более - сложившийся.

Если получилось 20 баллов и больше, то можно говорить о наличии синдрома эмоционального выгорания у тестируемого.

Эмоциональное выгорание является процессом, который имеет свою динамику. Так, В. В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания [16]:

1. Напряжение - характеризуется усталостью, ощущением эмоционального истощения и проявляется в переживаниях психотравмирующих обстоятельств, ощущениях недовольства собой, загнанности в тупик, присутствием чувства тревоги, депрессией. Преподаватель в стадии напряжения не осознает, что усталость -это проявление не только физического утомления от совмещения большого объема учебной нагрузки и служебных обязанностей, это внутреннее неудовлетворение от профессии, когда некоторые обстоятельства профессиональной деятельности являются психотравмирую-щими факторами, вызывающими недовольство собой как профессионалом, нет удовлетворения от выполняемой работы. Возникает желание сменить профессию или хотя бы коллектив. Может появиться повышенная тревожность, нервозность и даже депрессия.

2. Резистенция - характеризуется избыточным эмоциональным истощением от любых профессиональных коммуникаций, эмоциональной закрытостью, отстраненностью и безразличием. Может развиться безразличие к профессии и профессиональной коммуникации, отчужденность от коллектива. Это более глубокая стадия: преподаватель уже очень близок к эмоциональному выгоранию, которое может нанести вред его здоровью, поэтому возникает так называемая защитная реакция организма, при которой он просто подсознательно запрещает

себе испытывать какие-либо эмоции (как положительные, так и отрицательные) от работы. Именно на этой стадии может появиться эмоциональная отстраненность от коллектива, безразличие к профессиональной деятельности, к качеству выполняемых обязанностей. Так как служебные обязанности необходимо выполнять (а радости и желания нет), появляется чувство избыточного переутомления, которое может проявляться в эмоциональной экономии или выборочной эмоциональности, когда преподаватель выстраивает только значимые для него коммуникации, от которых зависит его деятельность, но прекращает все незначимые, с его точки зрения.

3. Истощение - характеризуется появлением психосоматических расстройств, выраженных в глубоком психофизическом переутомлении человека, опустошенности, нарушении профессиональных коммуникаций, развитии циничного отношения к окружающим. Преподаватель в стадии истощения становится эмоционально бесчувственным по причине переутомления, он ставит защитный барьер в профессиональном общении, у него формируется личностное отчуждение к тем членам коллектива, с которыми ранее могли быть теплые профессиональные отношения, могут появляться такие психосоматические нарушения, как головные боли, ощущение хронической усталости, общее физическое недомогание, проблемы со сном и давлением.

В проведенном нами исследовании приняли участие преподаватели ВЮИ ФСИН России в количестве 30 человек с различным стажем педагогической деятельности и разным сроком службы в УИС, среди которых 23 (77 %) женщины и 7 (23 %) мужчин. Возраст испытуемых -от 20 до 50 лет, из них средний возраст

(от 31 до 40 лет) имеют 20 человек. Стаж службы в УИС распределился следующим образом: менее 10 лет службы у 9 (30 %) испытуемых, 10-15 лет - у 11 (37 %) человек и 15-25 лет - у 10 (33 %).

По итогам исследования можно утверждать, что женщины подвержены выгоранию гораздо чаще, чем мужчины. Это связано с тем, что женщины более эмоциональны. Они испытывают чувство эмпатии чаще, чем мужчины, поэтому и процесс выгорания проходит у них чаще. Данный факт подтверждают и другие исследователи, среди которых О. П. Гредюш-ко [16], Т. И. Кузьмина [6] и другие.

Так, в результате проведенного опроса нами было выявлено наличие сформированного эмоционального выгорания у 2 (7 %) сотрудников, у 11 (36 %) испытуемых оно находилось в стадии формирования, не сформировано у 17 (57 %). Сформирована фаза напряжения, то есть присутствуют переживания психотрав-мирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, ощущение «загнанности в клетку», тревога и депрессия у 1 (3 %) испытуемого. У 8 (27 %) сотрудников в наибольшей степени наблюдается неадекватное эмоциональное реагирование на профессиональные сложности, у них возможна эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных

обязанностей. 2 (7 %) сотрудника испытывают эмоциональный дефицит, эмоциональную и личную отстраненность при выполнении профессиональных обязанностей (деперсонализацию). У них отмечается развитие психосоматических и психовегетативных нарушений здоровья, которые могут проявляться в синдроме «хронической усталости», частых сменах настроения и других отклонениях психического и физического здоровья. Результат исследования представлен в таблице.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание не коснулось 17 (57 %) сотрудников от общего числа испытуемых, у более трети эмоциональное выгорание находится в стадии формирования по одной, двум или трем возможным фазам и у 2 (7 %) уже сформировано под воздействием факторов службы в УИС.

Полученные нами результаты говорят о том, что более чем у одной трети сотрудников-преподавателей ВЮИ ФСИН России без своевременной профилактики возможны проявления симптомов эмоционального выгорания. Причинами могут быть эмоциональные и психические перегрузки, связанные с совмещением преподавательской и служебной деятельности, повышенной ответственностью, а иногда и неопытностью молодых преподавателей.

Таблица

Соотношение результатов опроса сотрудников (преподавателей) ВЮИ ФСИН России по фазам эмоционального выгорания (методика В. В. Бойко)

Стадия Фаза Эмоциональное выгорание, %

Напряжение, % Резистенция (сопротивление), % Истощение, %

Сформирована 3 27 7 7

В процессе формирования 40 33 33 36

Не сформирована 57 40 60 57

Хотя, исходя их результатов исследования, эмоциональному выгоранию подвержены преподаватели более опытные, имеющие большой стаж работы и службы, испытывающие определенную усталость от профессии, истощение своих ресурсов как профессиональных, так и личных.

Чувствуя истощение, многие видят возможный выход из давящей ситуации в смене профессиональной деятельности, остальные «уходят в болезнь». Многие не осознают, что нуждаются в помощи и пытаются избавиться от эмоционального напряжения посредством употребления табака, алкоголя и даже психотропных веществ, что может перерасти в зависимость, которую нельзя считать способом снятия напряжения и усталости. Это не решение проблемы эмоционального выгорания и истощения внутренних ресурсов человека, а только кажущееся временное отстранение от нее.

Эмоциональное выгорание проявляется в различных сферах жизнедеятельности преподавателя: профессиональной и социальной. Говоря о профессиональной сфере, стоит сказать, что эмоциональное выгорание приводит к снижению качества выполняемой деятельности, к ошибкам, совершаемым в профессиональной деятельности, к снижению мотивации к труду и даже к желанию сменить род деятельности.

Эмоциональное выгорание в семье может проявиться в нежелании преподавателя общаться с близкими людьми, в возникновении отчуждения от домашних хлопот, проблем родных. Часто в состоянии истощения возникает желание побыть в одиночестве, побыть одному, чтобы никто не мешал и не дергал. У людей с признаками эмоционального выгорания сужается круг межличностного общения, пропадает желание создать семью (если

ее нет), может даже произойти ее распад (в крайнем случае), так как близкие тоже не всегда осознают, что их родной человек нуждается в помощи и поддержке, а просто отворачиваются от него, считая, что они ему не нужны, а важна только работа. Карьеризм - еще один признак профессиональной деформации и эмоционального выгорания, с профилактикой развития которого нужно работать.

Эмоциональное выгорание препятствует получению удовлетворения от профессии, мешает качественно выполнять свои служебные обязанности, жить полноценной жизнью, развиваться профессионально и лишает педагога возможности быть счастливым человеком, испытывать моральное и эмоциональное удовольствие от каждодневного труда.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что необходимо проводить профилактику эмоционального выгорания у преподавателей ведомственных образовательных организаций, чтобы сохранить их профессиональное здоровье и работоспособность.

При разработке практических рекомендаций для профилактики эмоционального выгорания преподавателей необходимо выделить те факторы, которые способствуют выгоранию, чтобы, воздействуя на них, избежать негативных последствий профессионального сгорания.

Среди них можно выделить две группы - субъективные (внутренние, индивидуальные) и объективные (внешние, ситуационные) [13]. Для преподавателей-сотрудников ФСИН России субъективными (внутренними, индивидуальными) факторами являются индивидуально-личностные психологические особенности человека, к которым можно отнести: эмоциональность, эмпатийность, участливость, добросовестность, чувствитель-

ность к критике, повышенное чувство ответственности и другие, а объективными факторы (внешними, ситуационными) являются: специфика организационной системы ФСИН, особенности профессиональной деятельности, особенности организационной культуры, социально-психологический климат в коллективе, экстремальные условия труда, оценка обществом и контролирующими организациями и другие.

При проведении профилактических и коррекционных мероприятий необходимо учитывать, какой именно фактор (внешний или внутренний) является доминирующим в результате формирования синдрома эмоционального выгорания. Некоторые факторы невозможно снять, исключить. К ним относятся условия профессиональной деятельности сотрудников-преподавателей ФСИН России - служебные обязанности, строевая, огневая подготовка, участие в нарядах и дежурствах, выезды по служебной тревоге, оплата труда и некоторые другие. Это специфика организационной системы ведомственной образовательной организации.

Но есть факторы, негативное влияние которых можно уменьшить при оптимальной организации деятельности преподавателя. К ним относится мотивация профессиональной деятельности. Преподаватель-профессионал, владеющий на высоком уровне педагогическим мастерством, испытывающий эмоциональное и моральное удовлетворение от профессии, способен избежать эмоционального выгорания, работая над самосовершенствованием, развитием своих психических, духовных качеств.

Среди негативных факторов можно назвать неблагоприятную психологическую обстановку в образовательной орга-

низации, негативный психологический климат в коллективе или подразделении. Этот фактор легко преодолеть, эффективно используя административные возможности руководителей при расстановке кадров, распределении нагрузки на преподавателей, проведении мероприятий по сплочению коллектива.

Для профилактики эмоционального выгорания преподавателей мы предлагаем следующие направления профилактической работы:

1) работа преподавателя над собой, развитие личностных ресурсов и позитивного отношения к себе, к своей жизни, своему окружению и своим обучающимся, постоянное совершенствование в профессиональной деятельности, освоение технологий саморегуляции;

2) обращение за помощью к профессионалам (психологам), которые после проведения диагностики смогут определить уровень эмоционального выгорания сотрудника и подобрать адекватные формы борьбы с ним (например, тренинги помогут снизить уровень выгорания преподавателя и повысить его психоэмоциональную устойчивость и работоспособность).

В работе психологов по предупреждению и профилактике эмоционального выгорания у преподавателей-сотрудников УИС на первое место нужно поставить снятие стрессовых состояний, возникающих как последствия от напряженной профессиональной деятельности, и формирование индивидуальных навыков саморегуляции, которые включают такие техники как расслабление, восстановление своего внутреннего психологического состояния, повышение стрессоустой-чивости.

Психологические тренинги могут быть направлены на формирование навыков

конструктивного общения, которые помогут избегать конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности педагога с коллегами, обучающимися или руководителями разных уровней. При необходимости могут быть использованы тренинги, направленные на повышение мотивации преподавателей к профессиональному и личностному росту, на повышение уверенности в себе, раскрытие внутренних ресурсов и резервов.

Также, несомненно, важными направлениями работы по профилактике эмоционального выгорания среди преподавателей-сотрудников ведомственных образовательных организаций ФСИН России, по нашему мнению, можно считать своевременное выявление первых признаков профессиональной усталости путем проведения социально-психологического мониторинга эмоционального выгорания у преподавателей ФСИН России сотрудниками психологической службы и своевременную профилактику возможных последствий эмоционального выгорания.

Предложенные нами профилактические мероприятия помогут снизить уровень возможного эмоционального выгорания в коллективе, что скажется благоприятным образом на эффективности деятельности всей образовательной организации в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциональное выгорание преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России является достаточно актуальной социально-психологической проблемой. Специфика организационной системы ФСИН,

индивидуальные особенности личности преподавателя и коллектива, в котором служит преподаватель-офицер, являются факторами, провоцирующими усталость, опустошенность, неудовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, снижение качества работы, что приводит к эмоциональному выгоранию преподавателей. Данный факт подтвержден проведенным нами исследованием уровня эмоционального выгорания преподавателей ВЮИ ФСИН России.

Чтобы исключить возможные негативные последствия проявления эмоционального выгорания преподавателей ФСИН России, мы предлагаем разработать коррекционные мероприятия, которые должны проводиться как лично каждым преподавателем самостоятельно, так и комплексно со всем педагогическим коллективом образовательной организации в виде тренингов, направленных на оптимизацию негативных состояний, которые испытывают педагоги в своей профессиональной деятельности и службе.

Комплексные профилактические мероприятия помогут нивелировать негативные факторы профессиональной деятельности преподавателей ведомственных образовательных организаций и сохранить их психическое и физическое здоровье, повысить качество жизни. В этом состоит главная задача самих преподавателей и руководящего состава, так как государству требуются работоспособные и здоровые сотрудники, готовые выполнять сложные задачи на высоком профессиональном уровне. Ф

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ. 31.12.2012. № 53 (часть II). ст. 7598.

2. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. М. : Логос, 2012. С. 376.

3. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1989. 139 с.

4. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб : Сударыня, 1999. 28 с.

5. Кан-КаликВ. А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987. 190 с. URL : https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf (дата обращения: 04.02.2020).

6. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: [микроформа] : монография. М. : РГБ, 2004. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Макарова Г. А. Синдром эмоционального выгорания : электронная версия книги. URL: https://zlatoiruna.ucoz.ru/samoosvita/sindrom_ehmocionalnogo_vygoranija-makarova.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

8. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М. ; СПб : Нестор-История, 2019. 400 с. : электронная версия книги. URL: https://nestorbook.ru/uDrive/file/ 3897/58ece2e4517a020172cd87ba031a4aac (дата обращения: 04.02.2020).

9. Сластенин В. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов пед. профиля. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2006. 477 с.

10. Шарипов Ф. В. Указ. соч. 446 с.

11. Гредюшко О. П. Эмоциональное выгорание преподавателей высшей школы // Вестник Татарского государственного гуманитарного педагогического университета. 2009. № 2-3 (17-18). С. 29.

12. Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы : учебное пособие. М. : ПИ РАО МГППУ, 2010. С. 25.

13. Гредюшко О. П. Указ. соч. c. 31.

14. Додуева О. Ф. Некоторые особенности профессиональной деятельности преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России как фактор эмоционального выгорания // Преступление, наказание, исправление : сб. материалов IV Междунар. пенитенциарного форума (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России) ( Рязань, 20-22 нояб. 2019 г.). Рязань, 2019. Т. 7. С. 216.

15. Бойко В. В. Диагностика уровня эмоционального выгорания : электронная версия книги. URL: http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Boiko-diagnostika.pdf (дата обращения: 04.02.2021).

16. Савченко Т. А., Нечай Л. Ю. Эмоциональное выгорание. Как сохранить психологическое здоровье. Министерство образования Республики Беларусь. Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет». 2019. С. 3-4 : электронная версия книги. URL: https://ovr.vstu.by/wp-content/uploads/2019/10/jemocionalnoe-vygoranie.pdf (дата обращения: 10.10.2020).

17. Гредюшко О. П. Указ. соч. С. 29-34.

1. On education in the Russian Federation: Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ // Collection of Laws of the RF. 31.12.2012. No. 53 (part II). Art. 7598.

2. Sharipov F. V. (2012) Pedagogy and psychology of higher education : a textbook. Moscow : Logos, p. 376.

3. Abdullina O. A. (1989) General pedagogical training of a teacher in the system of higher pedagogical education : For teachers of specialized universities. 2d edition, revised and supplemented. Moscow : Prosveshcheniye, 139 p.

4. Boyko V. V. (1999) The syndrome of «emotional burnout» in professional communication. SPb : Sudarynya, 28 p.

5. Kan-Kalik V. A. (1987) To a teacher about pedagogical communication. Moscow : Prosveshcheniye, 190 p. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kankal/text.pdf [Accessed 04th February 2020].

6. Kuzmina N. V. (2004) Acmeological theory of improving the quality of training of education specialists: [microform] : monograph. Moscow : Russian State Library, 144 p.

7. Makarova G. A. The emotional burnout syndrome : electronic version of the book. URL: https: //zlatoiruna.ucoz.ru/samoosvita/sindrom_ehmocionalnogo_vygoranija-makarova.pdf [Accessed 01st November 2020].

8. Mitina L. M. (2019) Psychology of personality's professional and career development. Moscow : SPb : Nestor-Istoriya, 400 p. : electronic version of the book. URL: https://nestorbook.ru/uDrive/file/3897 /58ece2e4517a020172cd87ba031a4aac [Accessed 04th February 2020].

9. Slastenin V. A. (2006) Psychology and pedagogy : manual for university students of pedagogy profile. 4th edition, standard. Moscow : Academia, 477 p.

10. Sharipov F. V. Index of ref. 446 p.

11. Gredyushko, O. P. (2009) Emotional «burning-out» of teachers of higher educational establishments // Bulletin of the Tatar State Humanitarian Pedagogical University. 2-3 (17-18), 29.

12. Mitina L. M. (2010) To a psychologist about a teacher. Personal and professional development of a teacher: psychological content, diagnostics, technology, correctional and developmental programs: a textbook. Moscow : Psychological Institute of the Russian Academy of Sciences, Moscow State University of Psychology and Education, p. 25.

13. Gredyushko, O. P. Index of ref. 31.

14. Dodueva O. F. (2019) Some features of the professional activity of teachers of educational institutions of higher education of the FPS of Russia as a factor of emotional burnout // Crime, punishment, correction: collection of articles. materials IV Int. Penitentiary Forum (to the 140th anniversary of the penal system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the FPS of Russia) (Ryazan, 20-22 Nov. 2019). Ryazan, 10. Vol. 7, p. 216.

15. Boyko V. V. Diagnostics of the level of emotional burnout : electronic version of the book. URL: http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Boiko-diagnostika.pdf [Accessed 04th February 2021].

16. Savchenko T. A., Nechai L. Yu. (2019) Emotional burnout. How to maintain psychological health. Ministry of Education of the Republic of Belarus. Educational institution «Vitebsk State Technological University». pp. 3-4 : electronic version of the book. URL: https://ovr.vstu.by /wp-content/uploads/2019/10/jemocionalnoe-vygoranie.pdf [Accessed 10th October 2020].

17. Gredyushko, O. P. Index of ref. pp. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.