Научная статья на тему 'Особенности протекания синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского вуза'

Особенности протекания синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Наталья Владимировна, Анапашева Сания Тлеккалеевна

Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности преподавателя. Теоретический анализ позволил выделить основные составляющие, симптомы и стадии синдрома эмоционального выгорания, а также факторы, вызывающие эмоциональное выгорание. Экспериментальное исследование подтвердило актуальность проблемы эмоционального выгорания для преподавателей медицинского вуза. В группе испытуемых эмоциональное выгорание более выражено в симптомах редуцирования личных достижений, менее всего выражены симптомы деперсонализации. Значимая связь между особенностями протекания синдрома эмоционального выгорания и такими индивидуальными характеристиками, как пол, возраст и стаж работы не выявлена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Наталья Владимировна, Анапашева Сания Тлеккалеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of syndrome of emotional burnout among teachers of the medical institute of higher education

The article deals with the problem of emotional burnout in the professional activity of a teacher. The theoretical analysis has allowed to identify the main components, symptoms and stages of burnout, as well as factors that cause burnout. An experimental study has confirmed the relevance of burnout for teachers of medical institute of higher education. In the group of teachers being tested emotional burnout is more marked in the symptoms of personal achievement reduction and the symptoms of depersonalization are the least marked ones. Significant association between special burnout process characteristics and individual characteristics such as gender, age and record of service was not found.

Текст научной работы на тему «Особенности протекания синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского вуза»

Здоровый пародонт имели 72,0±4,5% школьников. Признаки заболеваний тканей пародонта отмечены у 28,0±4,5% детей, при среднем числе пораженных сегментов - 1,61±0,99. Чаще всего выявлялись признаки кровоточивости десен (24,0±4,3%), зубной камень имели 4,0±2,0% обследованных (табл. 2).

Проанализирована распространенность признаков поражения тканей пародонта в зависимости от пола обследованных (табл. 3). У девочек эти признаки выявлялись чаще, чем у мальчиков, однако это отличие статистически недостоверно.

Полученные данные отличаются от результатов обследования 12-летних детей Республики Дагестан, у которых в зависимости от района проживания признаки поражения тканей пародонта к 12 годам отмечены у 82-89% детей (И. В. Кузнецова, 2002).

Установлено, что заболевания слизистой оболочки полости рта имели место у 18,0±3,8% детей, в том числе у 20,0±5,7% детей, проживающих в Промышленном, и 16,0±5,2% - в Центральном районах (р=0,6). Полученные результаты отличаются от

данных Н. В. Ногиной (2009), проанализировавшей распространенность заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей г. Чапаевска Самарской области, которая составила 27,9%.

Состояние ВНЧС оценивалось по следующим критериям: щелканье, болезненность (при пальпации), ограничение подвижности челюсти (открывание менее 30 мм). Наиболее часто наблюдалось щелканье сустава при открывании и закрывании рта. Патология ВНЧС установлена у 5,0±2,2% детей (4,0±2,8% - в Промышленном районе и 6,0±3,4% -в Центральном районе). Она отмечена у 6,4±3,6% мальчиков и у 3,8±2,6% девочек. Разница между этими показателями статистически недостоверна. Полученные результаты сравнимы с данными, представленными в других работах [А. А. Колесов, 1992].

Полученные данные позволили оценить уровень стоматологического здоровья детского населения г. Оренбурга и свидетельствуют о необходимости расширения программы первичной профилактики стоматологических заболеваний.

ПСИХИАТРИЯ, НАРКОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, ОБЩАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159. 942. 5 : 378.12

Н. В. СТЕПАНОВА, С. Т. АНАПАШЕВА

ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», Оренбург N. V. STEPANOVA, S. T. ANAPASHEVA

FEATURES OF SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS OF THE MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

SВEIHPE «The Orenburg State Medical Academy», Orenburg

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ.

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена проблеме синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности пре-

Степанова Наталья Владимировна - к. пс. н., доцент кафедры общей психологии; 8 (3532) 776560; stepanowa-nw@yandex.ru; Анапашева Сания Тлеккалеевна - студентка 4-го курса факультета клинической психологии; izhdu@mail.ru

подавателя. Теоретический анализ позволил выделить основные составляющие, симптомы и стадии синдрома эмоционального выгорания, а также факторы, вызывающие эмоциональное выгорание. Экспериментальное исследование подтвердило актуальность проблемы эмоционального выгорания для преподавателей медицинского вуза. В группе испытуемых эмоциональное выгорание более выражено в симптомах редуцирования личных достижений, менее всего выражены симптомы деперсонализации. Значимая связь между особенностями протекания синдрома эмоционального выгорания и такими индивидуальными характеристиками, как пол, возраст и стаж работы не выявлена.

KEY WORDS: PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER, A SYNDROME OF EMOTIONAL

BURNOUT, SYMPTOMS OF BURNOUT, EMOTIONAL EXHAUSTION, DEPERSONALIZATION, PROFESSIONAL ACHIEVEMENT REDUCTION.

SUMMARY

The article deals with the problem of emotional burnout in the professional activity of a teacher. The theoretical analysis has allowed to identify the main components, symptoms and stages of burnout, as well as factors that cause burnout. An experimental study has confirmed the relevance of burnout for teachers of medical institute of higher education. In the group of teachers being tested emotional burnout is more marked in the symptoms of personal achievement reduction and the symptoms of depersonalization are the least marked ones. Significant association between special burnout process characteristics and individual characteristics such as gender, age and record of service was not found.

В работе преподавателя вуза постоянно присутствует большое число стресс-факторов, вызывающих высокую эмоциональную напряженность. Это такие особенности деятельности, как необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка и т. д. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности преподавателя, ответственностью и сложностью профессионального труда педагога увеличивается риск развития синдрома эмоционального выгорания.

Изучение проблемы эмоционального выгорания имело свое начало в зарубежной психологии конца XX в. (Х. Дж. Фрейденбергер, 1974; К. Маслач, 1976; Б. Пельман, 1982; К. Кондо, 1991; и др.) и получило развитие в трудах отечественных ученых (В. В. Бойко, М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, Л. М. Митина, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк и др.). Проблема эмоционального выгорания представляет не только научный интерес, но и имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья педагогических работников.

В настоящее время большинством отечественных исследователей (В. В. Бойко, М. Б. Борисова, В. Е. Орел и др.) синдром эмоционального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения. В основном он проявляется в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, де-

персонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [1]. К. Маслач (1976) условно разделяет симптомы эмоционального выгорания на физические (усталость, чувство истощения, астенизация, частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, избыток или недостаток веса, одышка, бессонница), поведенческие и психологические (работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше, чувство неосознанного беспокойства, снижение уровня энтузиазма, чувство обиды, чувство разочарования, неуверенность, чувство вины, легко возникающее чувство гнева, раздражительность, ригидность, общая негативная установка на жизненные перспективы, злоупотребление алкоголем и т. д.) [4].

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативиста-ми и пессимистами, взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих». Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

С. Филина (2003), работая с педагогами и руководителями образования, специалистами службы занятости, системы социального обеспечения и здравоохранения, выделяет три основных стадии синдрома эмоционального выгорания.

Первая стадия - на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо действий и т. д. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех - пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (студентов, больных, клиентов), «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание. Для нее характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению.

На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет [5].

В. В. Бойко выделяет две группы факторов, вызывающих эмоциональное выгорание: индивидуальные (пол, возраст, стаж работы, семейное положение, уровень образования, стиль сопротивления, самооценка, выносливость и др.) и организационные (условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, рабочие перегрузки, дефицит времени, взаимоотношения в коллективе и др.) [1].

Согласно результатам исследований М. А. Воробьевой, эмоциональное выгорание обусловливается, прежде всего, индивидуально-личностными, психологическими особенностями, которые в значительно большей степени влияют на развитие выгорания по сравнению с факторами рабочей среды. Особенностями индивидуально-психологических характеристик личности педагога, влияющих на возникновение данного синдрома, являются низкий уровень эмоциональной устойчивости, повышенная тревожность, недостаточное развитие умений саморегуляции, эмоциональное напряжение, сдержанность, подчиненное поведение и т. д. [3].

ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ стало изучение особенностей протекания синдрома эмоционального выгорания у преподавателей медицинского вуза. Работа выполнена на базе Оренбургской государственной медицинской академии, в ней принимали участие 35 преподавателей - мужчины и женщины в возрасте от 26 до 68 лет, с педагогическим стажем от 1 года до 44 лет. С целью выявления симптомов эмоционального выгорания была проведена методика «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, Е. А. Старченкова).

Выраженность синдрома эмоционального выгорания у преподавателей ОрГМА (в %)

Стадии эмоционального выгорания Составляющие^\^^ синдрома эмоционального выгорания\^ I стадия II стадия III стадия

Эмоциональное истощение 31 63 6

Деперсонализация 60 40 -

Редукция личных достижений 14 80 6

Общее эмоциональное выгорание 29 71 -

В группе испытуемых у 29% преподавателей

(10 человек) выражена первая стадия синдрома эмоционального выгорания. На первой стадии проявляются редкие и недолговечные симптомы. Они облегчаются путем умения следить за собой, путем релаксации, взятия паузы (отдыха, отпуска). У 71% преподавателей (25 человек) выражены симптомы второй стадии синдрома эмоционального выгорания. На второй стадии признаки сгорания более регулярны, длятся дольше и более трудны для купирования. Стратегии, которые раньше были подходящими для снятия симптомов, становятся неэффективными. Человек может чувствовать признаки усталости после ночного сна, после отдыха в выходные дни. Все больше усилий требуется для того, чтобы «приводить себя в норму» и следить за собой. Третья стадия синдрома эмоционального выгорания в группе испытуемых не выявлена.

Далее рассмотрим выраженность синдрома эмоционального выгорания по отдельным шкалам. По шкале «эмоциональное истощение» у 31% опрошенных (11 человек) выявлена первая стадия эмоционального выгорания, у 63% (22 человека) - вторая стадия эмоционального выгорания, у 6% опрошенных (2 человека) выявлена третья стадия эмоционального выгорания. По шкале «деперсонализация» у 60% испытуемых (21 человек) выражена первая стадия эмоционального выгорания, у 40% испытуемых (14 человек) - вторая стадия эмоционального выгорания, третья стадия по данной шкале не выявлена. По шкале «редукция личных достижений» 14% опрошенных (5 человек) имеют первую стадию эмоционального выгорания, 80% опрошенных (28 человек) - вторую стадию эмоционального выгорания и 6% (2 человека) - третью стадию эмоционального выгорания. Полученные результаты свидетельствуют о том, что проблема эмоционального выгорания является действительно актуальной для преподавателей медицинского вуза. Больше всего эмоциональное выгорание проявляется в редуцировании личных достижений (80% опрошенных оказались на второй стадии эмоционального выгорания). Редуцирование личных достижений выражается в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятии с себя ответственности и перекладывании ее на других. Менее всего выражен симптом «деперсонализация» (60% опрошенных - на первой стадии эмоционального выгорания), следовательно, эмоциональное выгорание преподавателей меньше всего проявляется в деформации отношений с коллегами и студентами.

Для изучения особенностей протекания синдрома эмоционального выгорания у преподавателей с различным стажем педагогической деятельности мы сравнили результаты выраженности синдрома эмоционального выгорания у преподавателей трех групп:

1) со стажем работы от одного года до десяти лет;

2) со стажем работы от одиннадцати до двадцати лет;

3) со стажем работы свыше двадцати лет.

Для первой группы испытуемых характерна широкая индивидуальная изменчивость данных (размах равен 47), следовательно, проявление симптомов эмоционального выгорания у преподавателей со стажем работы от одного года до десяти лет носит индивидуальный характер. Во второй группе испытуемых размах результатов составляет 36, что свидетельствует о сглаживании индивидуальных проявлений эмоционального выгорания преподавателей со стажем работы от одиннадцати до двадцати лет. В третьей группе размах данных составляет 72, что говорит о еще более широкой индивидуальной изменчивости данных, по сравнению с первой группой. Следовательно, проявление симптомов эмоционального выгорания у преподавателей со стажем работы более 20 лет носит ярко выраженный индивидуальный характер.

Корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена показал отсутствие значимых связей между особенностями протекания синдрома эмоционального выгорания и такими индивидуальными характеристиками, как пол, возраст и стаж работы. Выявлены две положительные связи: 1) между шкалой «эмоциональное истощение» и общим эмоциональным выгоранием (г=0,478, при р<0,01), чем больше выражено эмоциональное истощение, тем более выражен синдром эмоционального выгорания; 2) между шкалой «редукция лич-

ных достижений» и общим эмоциональным выгоранием (г=0,363, р<0,05), чем больше редукция личных достижений, тем более выражен синдром эмоционального выгорания. Взаимосвязи между шкалой «деперсонализация» и общим эмоциональным выгоранием не выявлено. Следовательно, в группе испытуемых эмоциональное выгорание более выражено в симптомах эмоционального истощения и редукции личных достижений.

Рекомендации по профилактике и преодолению синдрома эмоционального выгорания педагогов касаются оптимизации режимов труда и отдыха, здорового образа жизни, правильного питания, овладения умениями и навыками саморегуляции, профессионального и личностного развития и самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. -СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова // Психология здоровья. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 498 с.

3. Воробьева, М. А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: автореф. дис. ... канд. психол. наук /М. А. Воробъева. - Самара, 2008. - 24 с.

4. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. -2001. - Т. 22. - № 1.

5. Филина, С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы / С. Филина // Школьный психолог. - 2003. - № 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.