Научная статья на тему 'Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ'

Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
828
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / PROFESSIONAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лубсанова Светлана Викторовна, Пестерева Виктория Александровна, Сусичан Кристина Андреевна

В статье представлены сравнительные результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ. В опросе приняло участие 66 врачей различных стационаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лубсанова Светлана Викторовна, Пестерева Виктория Александровна, Сусичан Кристина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of professional stress in different medical specialists (Ulan-Ude)

The article presents the comparative results of a study on emotional burnout syndrome burnout in different medical specialists of Ulan-Ude. The survey has involved 66 doctors of different hospitals.

Текст научной работы на тему «Оценка профессионального стресса у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ»

В результате проведенного исследования иммунного статуса отмечено отсутствие достоверных различий между уровнями цитокинов у здоровых женщин и пациенток с I степенью БВ. Вместе с тем прослеживается достоверная разница уровней цитокинов в зависимости от степени БВ. Проведенный анализ показал, что у пациенток наблюдается повышенная способность клеток крови к продукции основных про-воспалительных цитокинов в зависимости от степени БВ. Уровни ИЛ (интерлейкина)-ф при БВ II и III степеней достоверно выше легкой степени на 18,6 и 33,7% (р<0,05) соответственно. Содержание ИЛ-6 в сравнении имеет ту же тенденцию. Уровни противовоспалительных цитокинов ИЛ-4 были достоверно ниже, чем в первой группе, особенно при БВ III степени.

Диагноз бактериального вагиноза устанавливается на основании комплексного клинического исследования, а также данных бактерио-скопического, бактериологического, цитологического исследований. Объективным критерием является выявление «ключевых» клеток.

Нарушение цитокиновой регуляции иммунной системы у больных БВ свидетельствует о наличии вторичной иммунной недостаточности, способствующей персистенции дисбиотического процесса.

Литература

1. Малышева С.В. Современные аспекты клинического течения и лечения бактериального вагиноза у подростков // Венеролог. - 2005. - №6. - С. 76-78.

2. Муслимова С.З. Современные представления о бактериальном вагинозе // Российский вестник акушера-гинеколога. - 2008. - №1. - С.13-18.

3. Решетько О.В., Луцевич К.А. Бактериальный вагиноз при беременности: современное состояние проблемы и значение фармакотерапии // Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия.

- 2007. -Т. 9, № 4. - С. 337-350.

4. Сидорова И.С., Макаров И.О. Бактериальный вагиноз // Российский вестник акушера-гинеколога. -2006. - Т. 6, №6. - С.50-54.

5. Amsel R., Totten P.A Nonspecific vaginitis. Diagnostic criteria and microbial and epidemiologic associations // Am. J. Med. - 2003. - Vol. 74, №1. -P. 14-22.

6. Hashemi F.B., Ghassemi, M. Roebuck K.A. Activation of human immunodeficiency virus type 1 expression by Gardnerella vaginalis / J. Infect. Dis. -2009. - Vol. 179, №4. - P. 924-930.

7. Paige D.M., Augustyn М., Adih W.K. Bacterial vaginosis and preterm birth: a comprehensive review of the literature // Nurse Midwifery. - 2008. - Vol. 43, №2.

- P. 83-89.

8. Sagawa T., Fujimoto S. Screening for bacterial vaginosis and cervicitis aimed at preventing premature delivery // J. Obstet Gynaecol. Res. - 2007. - Vol. 23, №1. - P. 103-110.

Цыденова Цырема Батуевна - кандидат медицинских наук, врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории ГУЗ «Республиканский перинатальный центр», старший преподаватель кафедры акушерства и гинекологии с курсом педиатрии медицинского института Бурятского государственного университета. Тел. 55-36-23.

Tsydenova Tsyrema Batuevna - candidate of medical sciences, obstetrician-gynecologist of the highest qualification category, Republican Perinatal Center, senior lecturer, department of obstetrics and gynecology with the course of pediatrics, Buryat State University. Tel. 553623.

УДК 616.89-008.441.44

© С.В. Лубсанова, В.А. Пестерева, К.А. Сусичан

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У ВРАЧЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (г. УЛАН-УДЭ)

В статье представлены сравнительные результаты исследования синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей г. Улан-Удэ. В опросе приняло участие 66 врачей различных стационаров. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональный стресс.

S.V. Lubsanova, V.A. Pestereva, K.A. Susichan

EVALUATION OF PROFESSIONAL STRESS IN DIFFERENT MEDICAL SPECIALISTS (ULAN-UDE)

The article presents the comparative results of a study on emotional burnout syndrome burnout in different medical specialists of Ulan-Ude. The survey has involved 66 doctors of different hospitals. Keywords: emotional burnout syndrome, professional stress.

Работа составляет очень важную и неотъемлемую часть нашей жизни. В настоящее профессиональная занятость сопряжена с высокой эмоциональной нагрузкой, которая обусловлена высокой конкуренцией за престижную и высокооплачиваемую работу, отсутствием уверенности в стабильности своего положения, массивностью информации в сочетании с дефицитом времени для ее переработки и усвоения, постоянно меняющимися запросами рынка труда, не всегда благоприятным внутренним климатом организации и т.д. Такая нестабильность является фактором риска формирования профессионального стресса, который очень часто называют «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

Применение этого термина скорее дань традиции. В иностранной литературе СЭВ («burnout») обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

«Эмоциональное выгорание» (Х.Дж. Фрей-денбергер) было описано как истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях. Позднее в группу специалистов, подверженных эмоциональному выгоранию вошли представители профессий «Человек - человек»: учителя, полицейские, юристы, политики, менеджеры всех уровней и т.д. Как пишет один из ведущих специалистов по исследованию эмоционального выгорания К. Маслач (1976 г.): «... деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время» [4].

Теоретический интерес к теме выгорания обусловлен практическим запросом, т. к. феномен выгорания возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, учеников, пациентов, коллег, т. е. тех, с кем он взаимодействует.

Пальма первенства в изучении проявлений, диагностики и профилактики принадлежит американцам (Х. Фрейденбергер, 1974; К. Чернисс, 1980; К. Маслач, С. Джексон, 1986). Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является В. В. Бойко. Под эмоциональным выгоранием он понимает выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного

или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотрав-мирующие воздействия [1].

В настоящее время нет определенной и общепризнанной в науке точки зрения на причины, механизмы и особенности возникновения и протекания эмоционального выгорания [1]. Существует несколько моделей этого синдрома, описывающих данный феномен.

1. Однофакторная модель эмоционального выгорания (Э. Пайнс, Э. Аронсон). Выгорание -это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

2. Двухфакторная модель (Д. Дирендонк,

B. Шауфели, Х. Сиксма). Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации.

3. Трехфакторная модель (К. Маслач и

C. Джексон). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

4. Четырехфакторная модель (Файрт, Маймс, Иваницкий, Шваб).

Трехфакторная модель, предложенная Кристиной Маслач, получила наибольшее признание и распространение в отечественной психологии, психотерапии. Теоретическое описание подкреплено диагностическим инструментом: опросник выгорания (перегорания) Маслач (англ. Maslach Burnout Inventory, сокр. MBI) -тестовая методика, предназначенная для диагностики профессионального выгорания. Создана в 1986 г. Maslach и Jackson, в России адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева [2, 3].

Изучение психического здоровья врачей Республики Бурятия, в том числе и исследование наличия и определения степени сформиро-ванности профессионального выгорания, представляет достаточно актуальную проблему, особенно если учитывать кадровый дефицит медицинских работников, приводящий к очень интенсивной нагрузке.

В связи с вышеизложенным нами была проведена исследовательская работа, целью которой являлось изучение степени выраженности синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей городских стационаров.

Задачи

1. Определить наличие и степень выраженности основных признаков СЭВ (эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных достижений) у врачей различных специальностей городских стационаров.

2. Установить различия степени выраженности признаков СЭВ у врачей разных специальностей.

Настоящее исследование было проведено в г. Улан-Удэ на базе городских стационаров в период с 2013-2014 гг. Были опрошены врачи тех специальностей, которые по литературным данным наиболее подвержены формированию СЭВ.

В исследовании приняли участие 66 врачей (терапевты, акушеры-гинекологи, травматологи, онкологи). Основным принципом разделения обследуемых на группы являлась профессиональная специализация, т.к. по данным некоторых исследователей пол, возраст не являются факторами, влияющими на формирование СЭВ. Оценка средних показателей в исследуемых группах производилась с учетом средневозрастных значений по российской выборке.

Все участники выражали добровольное информированное согласие на участие в исследовании, которое проводилось анонимно. Так же врачи указывали, с чем связывают у себя синдром эмоционального выгорания: с материальными трудностями, с нехваткой профессиональных знаний и другие причины.

Использовалось стандартизированное анкетирование с помощью опросника Maslach Burnout Inventory (MBI) в модификации

Значение ур

Н.Е. Водопьяновой 1986 г., состоящее из 22 вопросов, на каждый из которых опрашиваемые давали ответ по шестибалльной системе. Полученные ответы формировались по типу в три шкалы.

I шкала оценивает эмоциональное истощение (переживания сниженного эмоционального тонуса, утрата интереса к окружающему или эмоциональное перенасыщение, агрессивные реакции, вспышки гнева, появление симптомов депрессии).

II шкала определяет наличие деперсонализации (деформация обезличивание) отношений с другими людьми, повышение зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам).

III шкала выявляет редукцию личных достижений (тенденция к негативному собственному оцениванию, снижение значимости собственных достижений, ограничение своих возможностей, негативизм относительно служебных обязанностей, снижение самооценки и профессиональной мотивации, редуцирование собственного достоинства, устранение с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим).

Обработка результатов происходила путем сопоставления с «ключом».

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» и низкие - по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений).

Таблица 1

ей «выгорания»

Шкалы профессионального выгорания Баллы

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Эмоциональное истощение 0 - 16 17 - 26 27 и больше

Деперсонализация 0 - 6 7 - 12 13 и больше

Редукция личных достижений 39 и больше 38 - 32 31 и меньше

По рекомендации проводимой методики учитывается только высокий балл по каждой шкале.

Статистическая обработка полученных в ходе выполнения работы результатов осуществлялась при помощи стандартного пакета программ «Statistica 6.0 for windows» с применением метода оценки значимости различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента, для сопоставления средних у несвязных выборок, причем выборки были не равны по величине. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимался р<0,05.

Социально-демографичес]

Результаты и обсуждения

Среди обследованных 66 врачей было: 18 (27%) терапевтов, 20 (30%) акушеров-гинекологов, 17 (26%), травматологов, 11(17%) онкологов.

Женщины-врачи составили 66,6% от общего числа респондентов (44 чел), мужчины в два раза меньше - 22 респондента (33,4%). Семейный статус имеет почти половина опрошенных -36 (57,5%), одиноких - 30 (42,5%). Средний возраст врачей-травматологов составляет 29,3; акушеров-гинекологов - 39,25; терапевтов -35,8; онкологов - 41,8 (табл. 2).

Таблица 2

характеристика респондентов

Специальность Пол Средний возраст Семейное положение

М 22 (33,3%) Ж 44 (66,7%) Семейный/ая Одинокий/ая

Онкологи n=11 7(63,6%) 4 (36,4%) 41,8 8 (72,7%) 3 (27,3%)

Терапевты n=18 2 (11,1%) 16(88,9%) 35,8 9 (50%) 9 (50%)

Акушеры-гинекологи n=20 2 (10%) 18 (90%) 39,25 12 (60%) 8 (40%)

Травматологи n=17 11(64,7%) 6(35,3%) 29,3 9 (52,9%) 8 (47,1%)

Таблица 3

Характеристика длительности стажа врачей-респондентов

Специальность Стаж

от 0-5 лет от 5 до 10 лет свыше 10 лет

Онкологи n=11 3(27,3%) 5(45,4%) 3(27,3%)

Терапевты n=18 8(44,4%) 4(22,3%) 6(33,3%)

Акушеры- гинекологи n=20 7(35%) 3(15%) 10(50%)

Травматологи n=17 10(58,8%) 4(23,6%) 3(17,6%)

Полученные при анкетировании результаты сопоставимы со средневозрастными значениями по российской выборке. Как указывалось выше, по рекомендации проводимой методики учитывается только высокий балл по каждой шкале.

Следует также отметить, что лишь у 8 (12,1%) обследованных не выявлено признаков СЭВ. 58 врачей (87,9%) имеют СЭВ той или иной степени сформированности. В отношении структуры самого синдрома и показателей в распространенности шкал было выявлено, что

сформированы высокая шкала эмоционального истощения у 10 (15,1%) врачей, деперсонализация у 27(40,9%), редукция личных достижений у 22 (33,3%).

Это говорит о том, что большая часть врачей лечебных учреждений г. Улан-Удэ подвержена воздействию психотравмирующих факторов, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью.

Анализируя средние значения по отдельным шкалам среди опрошенных врачебных специ-

альностеи, можно говорить о том, что по шкале эмоционального истощения врачи различных специальностей имеют средние значения (табл. 3).

Высокие значения по шкале деперсонализация получены среди врачей трех специальностей: травматологов, терапевтов и онкологов.

Данная шкала характеризует формирование обезличивания отношений с другими людьми, повышение зависимости от других или, напротив, негативизм, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам. Среди травматологов данный показатель составляет 13,117; среди терапевтов - 13,333 и среди онкологов -13,545, достоверность разницы между средними баллами шкалы была достаточно высокой -р<0,05 (табл 3).

Третья шкала выявляет редукцию личных достижений: тенденцию к негативному собственному оцениванию, снижение значимости собственных достижений, ограничение своих возможностей, негативизм относительно служебных обязанностей, снижение самооценки и профессиональной мотивации, редуцирование собственного достоинства, устранение с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим. По значениям этой шкалы высокие показатели зафиксированы только среди акушеров-гинекологов -30,9. И хотя это значение очень близко к пограничному, разница достоверна в сравнении с показателями данной шкалы у врачей других специальностей (р<0,05) (табл. 4).

Таблица 4

Выраженность признаков СЭВ у врачей разного профиля

Признаки СЭВ

Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений

Травматологи 21,235 13,117 31,294

Онкологи 19,909 13,545* 35,363

Терапевты 19,444 13,333 31,888

Акушеры-гинекологи 21,5 12,15 30,9*

* - р < 0,05

Обобщая полученные результаты, можно говорить о статистически значимых высоких показателях по шкале «деперсонализация/цинизм» среди врачей онкологов и высоких статистически значимых показателях по шкале «редукция личных достижений» среди акушеров-гинекологов. Необходимо напомнить, что опрос производился среди врачей городских стационаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересно отметить в качестве предположения, что врачи отмеченных специальностей составляют преимущество в категориях длительности стажа: так врачи-онкологи преобладают в категории стажа от 5 до 10 лет, а акушеры-гинекологи в категории стажа свыше 10 лет. Возможно, на формирование данной симптоматики оказывает влияние именно длительность пребывания в одной специализации, но данное предположение требует статистического подтверждения.

Выводы

Психическое здоровье врачей разных специальностей лечебных учреждений г. Улан-Удэ

вызывает некоторое опасение: синдром выгорания больше выражен у акушеров-гинекологов (3 - 17,6%), чем у терапевтов (1 - 5,5%), онкологов (1 - 9,09%) и травматологов (1 - 5,88%), а у 8 (12,1%) обследованных врачей не были выявлены признаки СЭВ. У акушер-гинекологов наиболее выражено эмоциональное истощение, а деперсонализация у онкологов, редукция у терапевтов и акушер-гинекологов.

Из полученных результатов исследования следует, что психическое здоровье врачей разных специализаций является неудовлетворительным и это связано с характером профессиональной деятельности.

Изложенные выводы так же говорят о том, что необходима профилактика СЭВ, которая должна быть комплексной, учитывающей индивидуальные особенности личности каждого медицинского работника, условия работы в конкретном лечебно-профилактическом учреждении, возможности проведения специальных ме-

А.Ю. Ерентуева, И.Р. Балданова, Л.Р. Абидуева. Технологический подход в оценивании достижений профессиональных компетенций

тодов психологической разгрузки, своевременное выявление сотрудников, нуждающихся в оказании профессиональной помощи психологов и др. Профилактические мероприятия СЭВ и реабилитация должны осуществляться не только самим медицинским работником, но и администрацией лечебного учреждения, в котором он работает. Администрация ЛПУ может смягчить развитие «эмоционального выгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию врача к росту своей квалификации и оказанию ему качественной медицинской помощи.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб., 2004. - 474

с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.:

Питер, 2008. - 358 с.

3. Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В. Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста МВ1): метод. рекомендации / НИПНИ им. Бехтерева.

- СПБ., 2007. - 49 с.

4. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал.

- 2004. - № 2. - С. 26-44.

5. Орел В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 320 с.

Лубсанова Светлана Викторовна - кандидат медицинских наук, доцент Бурятского государственного университета, кафедра инфекционных болезней. E-mail: lsv1972@mail.ru

Пестерева Виктория Александровна - врач-психиатр, ГАУЗ «Детская клиническая больница с центром медицинской реабилитации "Здоровье"». E-mail: pva8800@mail.ru

Сусичан Кристина Андреевна - врач психиатр, ГБУЗ «Республиканский психоневрологический диспансер».

Lubsanova Svetlana Victorovna - candidate of medical sciences, associate professor, department of infectious diseases, Buryat State University. E-mail: lsv1972@mail.ru

Pestereva Victoria Alexandrovna - psychiatrist, Children's Clinical Hospital with Medical Rehabilitation Center «Health». E-mail: pva8800@mail.ru.

Susichan Christina Andreevna - psychiatrist, Republican Psycho-Neurological Dispensary.

УДК 378.4

© А.Ю. Ерентуева, И.Р. Балданова, Л.Р. Абидуева

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОЦЕНИВАНИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье изложены научно-методические подходы к разработке системы оценивания достижения уровней компетенций будущими специалистами с опорой на матрицы и паспорта компетенций. Предложены основные этапы формирования компетенций, оценочные средства и современные требования к их составлению.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, паспорт компетенции, иерархия учебных целей, качество образования.

A.Yu. Erentueva, I.R. Baldanova, L.R. Abidueva

TECHNOLOGICAL APPROACH TO THE EVALUATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES

The article is devoted to the scientific and methodological approaches to the development of evaluation system in attainment of professional competences levels in the future medical experts based on matrices and passports of competences. The main stages of the competences formation, evaluation means and modern requirements to their drawing up are proposed.

Keywords: competence, competence-based approach, passport of competence, hierarchy of educational purposes, quality of education.

Переход системы высшего профессионального образования в России определяет в качестве основы образовательного процесса компе-тентностный подход. Использование данного подхода, заменившего квалификационный и его

традиционные дидактические единицы - знания умения, навыки, на практике определяет больше вопросов, чем ответов. Безусловно, компетент-ностный подход характеризуется и положительными моментами: система подготовки специа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.