Научная статья на тему 'Профилактика экстремизма в молодёжной среде: опыт «Океана»'

Профилактика экстремизма в молодёжной среде: опыт «Океана» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЁЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УПРАВЛЯЕМАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТОЛЕРАНТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / YOUTH EXTREMISM / INTERNATIONAL RELATIONS / CONTROLLED SOCIALIZATION / TOLERANT AND ORIENTED SOCIAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестовая Марина Викторовна

Молодёжный экстремизм. Межнациональные отношения. Управляемая социализация. Толерантно ориентированные социальные отношения. Системная работа по профилактике молодёжного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика экстремизма в молодёжной среде: опыт «Океана»»

ПРО

ФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА в молодёжной среде: опыт «Океана»

Марина Викторовна Берестовая,

вожатая Федерального государственного образовательного учреждения «Всероссийский детский центр «Океан»

Российская молодёжь в условиях социально-экономической и политической модернизации России, интегрирующей многообразие этнических, конфессиональных, регионально-культурных укладов, становится объектом целенаправленной деятельности органов образования и молодёжной политики по воспитанию гражданской терпимости, взаимоуважения, солидарности и профилактике экстремизма.

• молодёжный экстремизм • межнациональные отношения • управляемая социализация • толерантно ориентированные социальные отношения

При организации системной работы по профилактике молодёжного экстремизма1 необходимо учитывать следующее:

• непосредственная, прямая профилактика не даёт эффекта, поэтому основной опорой должны стать косвенные, «мягкие» методы и формы работы, оптимизирующие и среду,

и личность;

• главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет, так как именно в этом возрасте высока вероятность попадания под влияние экстремистских организаций;

• в основе организации системы профилактической работы должна

1 Смирнов В.А. Особенности молодёжной политики в сфере профилактики экстремизма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.lib.csu.ru/vch/115/012.pdf

лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с молодёжью, про фессионально сопровождаются соответствующими специалистами, причём не всегда являющимися представителями официальных институтов.

Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодёжной среде и актуализации ценностей толерантности и патриотизма.

Всероссийский детский центр «Океан» выполняет государственный заказ по вос питанию, обучению молодого поколения. Сюда ежесменно приезжает молодёжь в возрасте от 14 до 17 лет из всех регионов нашей страны. Сотрудники, непосредственно работающие с этой категори ей молодёжи, — вожатые, педагоги — представители разных национальностей РФ, проходят предварительное обучение, в том числе и по вопросам воспитания межнациональных отношений.

4ародное образование 3'2013

М.В. Берестовая. Профилактика экстремизма в молодёжной среде: опыт «Океана»

ВДЦ «Океан», как центр федерального значения выполняет важнейшие задачи патриотического и гражданского воспитания детей, формирования у молодёжи толерантного сознания и воспитания норм толерантного поведения, противодействия экстремизму во всех его проявлениях.

В центре получили распространение следующие формы гражданско-патриотического воспитания:

• подготовка и размещение на стендах отрядного уголка информации о государственном флаге РФ, государственном гербе РФ, государственном гимне, субъектах РФ, народах, их обычаях и традициях; отрядные дела: «Моя малая родина», «Символы РФ: овеянные славой флаг и герб», «Главная песня нашей страны» и др.;

• дружинные дела: тематический вечер «Символы России», линейка «России посвящаю», урок мужества, тематический вечер «Как хочется оставить всех в живых», конкурс-смотр строя и песни;

• учебная исследовательская деятельность по изучению исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов России.

В основе педагогической системы центра — идея создания особого культурного пространства, в условиях которого формируется личность ребёнка — носителя национальной культуры, и в то же время способного усваивать традиции, язык, культуру других народов, основываясь на собственном опыте, а не под давлением чужого мнения. Для успешной реализации этого направления центр выполняет следующие организационные мероприятия:

• Отряды формируются по национально-территориальному принципу.

• Организуются конкурсы полиглотов, конкурсы рефератов по краеведению.

• Готовятся сувениры для друзей с национальной символикой и орнаментом (на занятиях в отделе дополнительного образования).

• Совместно с педагогами центра проходит подготовка радиопередач, видеоклипов на национальные темы.

• Создаются необходимые организационно-педагогические условия для предоставления детям вариантов интересной и успешной деятельности в многонациональных группах, коллективах.

Образовательное и профилактическое направление предполагает раскрытие культурных богатств народов, проживающих на территории РФ, посредством разработки и реализации дружинных и отрядных мероприятий: тематических вечеров («Национальные герои», «Моя малая родина», вечер национального танца, вечер российской символики «Мы — дети твои, Россия!»); ярмарок игр и забав народов России, круглых столов по обмену опытом между делегациями субъектов РФ по вопросам самоуправления в школе, фестивалей национальных культур, спецкурсов по толерантности «Я и другие», дебатов, «мозговых штурмов» по обсуждению проблем многонациональной России, многообразных игр.

Деятельностное направление предполагает обучение молодёжи конкретным способам и формам толерантного взаимодействия с представителями других этносов в процессе создания основы временного детского коллектива, особого нравственного базиса (взаимоуважения, желания работать вместе).

Показательна ежегодная программа смены «Моя Федерация», представляющая собой выстроенную систему занятий, мероприятий, дел, игр, экскурсий, дискуссий, концертов, лекций, объединённых общей идеей — формировать готовность детей к толерантно ориентированным социальным отношениям в обществе. Во время

4ародное образование 3'2013

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

реализации программы учебно-воспитательный комплекс «Бригантина» превращается в «Океанскую республику», живущую по законам демократии. Высший орган власти в «Океанской республике» — республиканское собрание. В перерывах между республиканским собранием руководство «республикой» осуществляет верховный совет.

В «Океане» ведётся целенаправленная работа по воспитанию культуры болельщика во всех отделах центра: проводятся специальные занятия, распространяются памятки для болельщика, проходит специальная подготовка зрителей-болельщиков к проведению соревнований.

Всё вышеперечисленное относится к «мягким» формам профилактики экстремизма. В то же время в центре уделяется внимание прямой профилактике. Так, в ходе проведённого исследования было выявлено, что многие старшеклассники не задумываются о социальной сути экстремизма и дистанцируются от его проявлений, не выделяя для себя личностной угрозы. В опросе участвовало 22 старшеклассника в возрасте 14—16 лет, представители разных субъектов РФ, имеющие опыт журналистской деятельности. Согласно ответам наших респондентов, с проявлениями экстремизма никогда не сталкивались 36%, крайне редко — 50%, очень редко — 14%. Тем не менее, на вопрос «Как вы считаете, существует ли экстремизм в молодёжной среде?» 86% респондентов ответило утвердительно, ответ «не знаю» дало 14% опрошенных. Его проявления 82% респондентов видят в порче ценного имущества, принадлежащим лицам других национальностей, нанесении физического и морального ущерба людям других национальностей; 14% не дали ответа на вопрос. В числе основных проблем возникновения экстремизма в молодёжной среде респонденты выделяют: недостаток информации о сути экстремизма (50%), «от нечего делать» (5%), «модно» (14%), «желание помочь своей стране, нации» (14%), не ответили — 18%.

Как видим, в среде активной молодёжи ярко обозначилась проблема недостаточной информированности и неосмысления сути экстремизма. Это побудило педагогов совместно с органами самоуправления провести во всех отрядах тематические вечера «Суд над экстремизмом», проблемные площадки «Субкультуры: за и против».

Автором статьи был разработан проект отрядной программы «Нет в молодёжи экстремизма», цель которой — профилактика экстремизма в молодёжной среде. В основе программы — морально-этический урок, формирующий прочный рефлекс гражданского поведения и гражданских поступков и представляющий собой выстроенную систему занятий, мероприятий, дел, игр, экскурсий, дискуссий, лекций, концертов, объединённых общей идеей — формирование готовности молодых людей к толерантно ориентированным социальным отношениям. В рамках реализации этой программы предусматривается одноимённый спецкурс, направленный на знакомство с видами, формами экстремистской деятельности, ответственностью за данные деяния. Режим обучения — интенсивное погружение в тему с использованием большого арсенала технических, художественных средств.

Выполняя системную работу по профилактике молодёжного экстремизма, педагогический коллектив ВДЦ «Океан» способствует трансляции идей среди участников программ центра из всех субъектов РФ, которые, являясь лидерами, несут их в свои организации, школы, творческие коллективы. Можно надеяться, что множится аудитория не только информированная, но и социально ответственная. В этом — главный результат. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.