Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей'

Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1493
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБА / МОДЕЛИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ / EDUCATIONAL COMPONENT IN THE CHILDREN'S CAMP / SOCIAL AND CULTURAL STANDARD / INFORMAL EDUCATION MODELS / NATIONAL STRATEGY OF ACTIONS FOR THE CHILDREN'S INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубахин Алексей Алексеевич

Совершенствование работы с детьми и молодёжью в лагерях. Детский лагерь как мощное средство отдыха и оздоровления детей, социального развития и воспитания детей и молодёжи. Специфика и функции детских и молодёжных лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ современных детских лагерей

Алексей Алексеевич Зубахин,

заместитель генерального директора ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок» по образовательной деятельности, управлению персоналом и связям с общественностью, кандидат педагогических наук

Внимание государства к организации отдыха и оздоровления детей, оказываемое в последние годы, значительно повлияло на совершенствование этой работы с детьми и молодёжью, привело к системным изменениям, которые позволяют не просто качественно осуществлять эту деятельность, а значительно усиливают образовательную составляющую каникулярного отдыха детей.

• образовательная составляющая в детском лагере • социально-культурная проба • модели неформального образования • Национальная стратегия действий в интересах детей

А

.о.

нализ прошлой летней кампании свидетельствует об усилении внимания организаторов детского отдыха к содержанию воспитания в лагерях всех видов. Ставка на организацию детских развлечений, анимационный характер деятельности лагерей уходит в прошлое, неуклонно растёт число программ, создающих условия для:

• органичного слияния познавательной и практической деятельности детей;

• включения детей в систему социально ориентированных дел;

• приобретения и развития коммуникативных навыков подростков

во временных детских коллективах.

Детский лагерь, безусловно, — средство отдыха и оздоровления детей, но он должен становиться и средством их социального развития и воспитания. Лагерь — активный субъект реализации государственной политики в области воспитания детей и молодёжи.

Пребывание в детском лагере — социокультурная проба для ребёнка, в ходе которой демонстрируются новые жизненные стили, создаются новые смысловые связи, формируются новые социальные контексты. Работая круглый год с детьми из всех регионов страны, анализируя их интересы и потребности в дополнительном образовании, организованном досуге и оздоровлении, получая обратную связь от родителей, мы осознаём, что на результативность педагогических программ влияют не только условия пребывания ребёнка в центре. Детский лагерь влияет на воспитанность и образованность ребёнка, которые пригодятся ему для профессионального выбора в будущем.

В 2012 году появилась Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017 года. В IV разделе этого документа имеется 5-й пункт, по-свящённый детскому отдыху и оздоровлению.

4ародное образование 2'2015

А.А. Зубахин. Проблемы и перспективы развития современных детских лагерей

Какие шаги нужно сделать, чтобы качественно изменить ситуацию, связанную с повышением потенциала детского отдыха, в том числе воспитательного и образовательного?

Во-первых, необходимо создание не только государственной, но и общественной системы менеджмента и оценки качества образовательных услуг, предоставляемых в детских лагерях на основе консолидации усилий, прежде всего в области обеспечения выполнения утверждённого ещё в 2009 году Национального стандарта «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления». Пока он носит рамочный характер и практически не используется в работе.

Каковы интегральные показатели хорошего детского отдыха? Какие позитивные изменения должны произойти с ребёнком после лагерной смены? Каким образом оценивать эффективность и качество оказываемых детским лагерем образовательных услуг?

На наш взгляд, сегодня важно объединить усилия профессионального сообщества организаторов отдыха и оздоровления детей в единую национальную ассоциацию, которая будет отстаивать интересы на государственном уровне, представлять опыт на международном уровне, обеспечивая тем самым принцип общественно-государственного управления сферой детского отдыха и оздоровления детей и молодёжи.

Общественный характер организации — безусловная наша ценность. Мы видим, что привлечение общественности к разрешению проблем реформируемой России становится приоритетом в деятельности современного государства. Создание национальной ассоциации лагерного движения России, привлечение её членов к осуществлению национальных проектов, модельной программы развития сферы отдыха и оздоровления детей в субъектах России — всё это усилит наши международные позиции, позволит консолидировать передовой опыт работы

с детьми. Возможно, благодаря этому мы сможем решить хотя бы часть наших проблем, о которых постоянно говорим на рабочих совещаниях, конференциях, на круглых и проблемных столах в различных государственных органах.

Коммерциализация детского отдыха и оздоровления оказывает в настоящее время огромное влияние на развитие детского лагерного движения в России. Показателем эффективности детских лагерей становится комплекс образовательных, досуговых, медицинских, психологических, физкультурно-спортивных, бытовых и других услуг, способных привлечь внимание клиента (родителей, самих ребят) к конкретному детскому лагерю. Другими словами, появился и будет с каждым годом увеличиваться рынок организованного детского отдыха и оздоровления.

Отнесение детских оздоровительных комплексов, лагерей и центров к системе дополнительного образования детей будет стимулировать появление профильных лагерей по предметным направлениям образования школьников: компьютерных, математических, литературных, языковых.

Значительный потенциал летнего отдыха составят лагеря, направленно работающие на санаторно-курортное лечение и оздоровление детей в системе здоровьесберега-ющих, корректирующих технологий, лагеря психологической реабилитации и коррекции, то есть детские учреждения, помогающие восстанавливать и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

В ближайшие годы начнут появляться детские лагеря крупнейших детских и молодёжных организаций, финансируемые политическими партиями и движениями, для привлечения в будущем подростков и молодёжи в ряды этих организаций. В подобных лагерях будут отрабатываться, прежде всего, технологии лидерской направленности, формироваться сквозное лидерское звено для выращивания будущих руководителей и политиков государства.

4ародное образование 2'2015

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Эта специфика задаёт комплекс функций детских лагерей и центров, являющихся ответом на вызовы развития российского общества и развития образования:

• организация взаимодействия науки и педагогической практики, направленного на формирование людей нового лидерского уклада;

• организация жизненного самоопределения детей по отношению к перспективным типам будущей профессиональной деятельности;

• формирование базовых способностей и ком-петентностей детей (прежде всего способностей коммуникации и действия);

• формирование способности социального действия, социального творчества детей как условия позитивной социализации;

• формирование российской идентичности при способности общаться со всем миром, способности межкультурного диалога и практики межнациональных отношений;

• освоение аксиологической основы сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых, со-бытийный характер совместных дел.

Оценивая эти тенденции, мы разработали и внедряем в жизнь Стратегию образовательно-оздоровительной деятельности Всероссийского детского центра «Орлёнок» до 2020 года, создаём новое педагогическое и методическое сопровождение её реализации.

Отсутствие единых подходов к подготовке вожатых, работающих с детьми в детском лагере, размытые требования к уровню их профессиональных компетенций напрямую отражаются на качестве оказываемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей.

Одна из самых трудных проблем в деятельности детского лагеря — подбор квалифицированных и профессионально подготовленных педагогических кадров. Руководство детских лагерей и центров решает эту проблему по-разному. Мы считаем, что необходимо создать на базе федеральных округов ресурсные центры, в которых будет вестись планомерная работа по отбору и подготовке специалистов

именно для работы в интенсивной модели детского лагеря, где за 21 день необходимо решать массу педагогических, психологических и бытовых проблем, обеспечивая при этом полноценное содержание работы с ребёнком.

Финансирование организаций отдыха детей и их оздоровления во всех формах (субсидирование, закупка путёвок, предоставление налоговых льгот и др.) из бюджетов всех уровней должно осуществляться не только при условии создания благоприятной и безопасной окружающей среды при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований, а, главным образом, при условии реализации приоритетных профильных программ, особенно в части работы с детьми и молодёжью. Эти программы должны выполняться персоналом, прошедшим подготовку на базе ресурсных кадровых центров.

Более 50 лет в «Орлёнке» формировался уникальный педагогический опыт профессиональной подготовки молодых специалистов-педагогов. Культурно-образовательное пространство центра, накопленный научно-педагогический, методический потенциал в сочетании с опытными специалистами центра формируют необходимую информационную среду персонифицированной системы повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Разработанная и успешно реализуемая программа непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей детских лагерей в ВДЦ «Орлёнок» в своей инвариантной части отражает теоретические и практические основы работы педагога с временным детским коллективом в условиях детского лагеря и может стать основой единого образовательного стандарта подготовки вожатых детских лагерей. НО

Кому мы доверяем жизнь и здоровье детей?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.