Научная статья на тему 'Профилактика делинквентности подростков в условиях лечебно-оздоровительного учреждения'

Профилактика делинквентности подростков в условиях лечебно-оздоровительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1106
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТЬЮТОР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / DELINQUENCY / DELINQUENT BEHAVIOR / VALEOLOGICAL CULTURE / VALEOLOGICAL SUPPORT / TUTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вакалюк Анна Святославовна

В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях лечебно-оздоровительного учреждения (санатория)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вакалюк Анна Святославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prophylaxis of adolescents’ delinquency in medical-and-health institutions

The article reveals the features of adolescents’ delinquent behavior, differentiates concepts of delinquent and deviant behavior. The features of social and psychological adjustment of adolescents and opportunities of possible prophylaxis of their delinquent behavior in the medical and health institution (health center) are considered

Текст научной работы на тему «Профилактика делинквентности подростков в условиях лечебно-оздоровительного учреждения»

А. С. Вакалюк

(Санкт-Петербург)

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье раскрыты особенности делинквентного поведения подростков, дифференцированы понятия деликвентного и девиантного поведения. Рассмотрены особенности социально-психологической адаптации подростков и возможности профилактики их делинквентного поведения в условиях лечебно-оздоровительного учреждения (санатория)

Подростковый возраст во все времена считался возрастом трудным как для самих подростков, так и для окружающих их взрослых. В настоящее время воздействия агрессивной окружающей среды негативно влияют не только на физическое здоровье, но также и на формирование личности подростка. Здесь под «окружающей средой» понимается не только плохая экология, но и другие условия жизни современного подростка. Напряженный ритм жизни, неконтролируемый поток информации пагубно влияют на неокрепшие умы детей и вынуждают активизировать резервные ресурсы организма, возможности которого не безграничны. В таких условиях у подростков «включаются» защитные механизмы, что приводит к возникновению отклоняющегося, в частности делинквентного, поведения.

Понятие «делинквентное поведение» часто путают с девиантным поведением. Однако имеется существенная разница. Делинквентное поведение можно рассматривать как разновидность девиантного поведения. То есть одно понятие является составной частью другого. Разница заключается в том, что девиантное поведение - отклонение от нормы, это любое поведение, вызывающее неодобрение общественного мнения, объективно оно может и не нести негативной характеристики. Делинквентное поведение - это поведение, граничащее с криминальным, преступным поведением.

В научной литературе делинквентность у разных авторов трактуется по-разному. Так, А. Е. Личко, Д. Н. Исаев [5, 4] определяют делинквентное поведение как проступки, не достигающие степени криминала и не влекущие за собой наказания в судебном порядке. Д. Н. Ломбарди [6] характеризует делин-

квентность как преступное поведение, запрещенное законом. Е. В. Змановская [3] указывает на делинквентность, как на поведение, отклоняющееся от норм, принятых в обществе, которое угрожает общественному порядку. М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов [2] указывают, что делинквентное поведение - это поведение отклоняющееся от норм, принятых в данном обществе, и приобретающее уголовно наказуемый характер в крайних своих проявлениях.

Из всего вышесказанного очевидно, что отличительной чертой делинквентного поведения является его обязательная деструктивная направленность.

А. Е. Личко выделил следующие формы проявления делинквентности: школьные

прогулы; мелкое хулиганство; издевательство над младшими и слабыми; отнимание денег у младших детей; угон велосипедов и мотоциклов; вызывающее поведение в общественных местах и т.д. [5].

Вострокнутов называет следующие формы делинквентного поведения: агрессивнонасильственное поведение, в том числе вандализм, поджоги, агрессивно-садистические действия; корыстное поведение, в том числе мелкие кражи, вымогательства; ранняя наркотизация и связанные с нею асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера [1].

Е. В. Змановская [3] указывает, что многообразие форм делинквентного поведения имеет междисциплинарный характер:

- насильственные и ненасильственные формы делинквентного поведения (социально-правовой подход];

- антидисциплинарные, антиобщественные, противоправное (социально-психологический подход]:

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33]2012

65

- паталогические и непаталогические формы (клинико-психопатологический подход].

Таким образом, можно утверждать, что формы проявления индивидуальности стали более агрессивными.

Детерминантами делинквентного поведения выступают социальные, психологические и биологические факторы, влияющие на личность. Социальные факторы - это недостатки воспитания, неблагоприятная обстановка в семье, в школе. Как психологические факторы выступают акцентуации черт характера подростков.

К биологическим факторам относятся наследственные и генетические заболевания, подразумевающие наличие скрытой или явной паталогии, влияющей на поведение.

Само делинквентное поведение указывает на наличие конфликта человека с обществом, в подростковом возрасте не последнюю роль среди обуславливающих факторов играют родители (Е. В. Змановская, В. С. Мухина [3, 6]]. Как утверждают М. Г. Дмитриев, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов [2] для некоторых детерминант делинквентного поведения еще не имеется действенных средств профилактики. Основными его причинами названы окружающие подростка неблагоприятные условия: семейные взаимоотношения, ошибки педагогов, стремление к самоутверждению любым способом.

Очевидно, что делинквентное поведение является как бы предвестником преступного поведения. При отсутствии профилактики длительные периоды делинквентного поведения приводят к криминальному.

В школах, лицеях и других учебных заведениях, где дети пребывают на постоянной основе из года в год, имеются возможности для профилактики отклоняющегося поведения, но во временных коллективах, в санатории, летнем лагере и т.д., эта задача не всегда решена наиболее оптимально.

В реабилитационных условиях лечебнооздоровительного учреждения (ЛОУ) дети находятся, самое большое, полтора месяца, и за этот период им необходимо адаптироваться в окружающей среде, а также в коллективе.

Процесс социально-психологической адаптации подростков в течение всего периода пребывания в санатории осложнен и другими факторами:

- новое социальное окружение. Подростку необходимо приспособиться не только к непривычной обстановке, но и к незнакомым

людям (медицинский персонал, воспитатели, школьные учителя, сверстники];

- режимные моменты. Ранний подъем, лечебные процедуры, школьные занятия в вечернее время суток;

- постоянное пребывание ребенка под контролем взрослых и в окружении сверстников.

Эти обстоятельства являются для многих подростков стрессовыми, и в безуспешной попытке справиться с ними, проявляются де-задаптивные механизмы поведения, в частности делинквентное поведение. Такое поведение нередко становится образцом для подражания остальных для детей. В этом случае лечебно-оздоровительный процесс в санатории превращается в малоэффективный.

Данная проблема создает противоречие между высоким уровнем здоровьезатратно-сти подростков при адаптации к агрессивной окружающей среде, а также между относительно небольшим периодом времени, за который необходимо пройти адаптацию в лечебно-оздоровительном учреждении, куда подростки поступают с уже сложившимися механизмами дезадаптивного поведения.

В лечебно-оздоровительное учреждение поступают дети с разным характером, и невозможно предугадать, будут ли среди новичков подростки с проблемами в поведении.

Делинквентное поведение, как часть дезадаптации, - обратимое явление и поддается коррекции, однако в данном случае, представляет интерес не процесс исправления, а профилактика такого поведения, возможности создания таких условий, при которых процесс адаптации не переходит в дезадаптацию. Наибольший интерес представляет вопрос о том, при каких условиях процесс адаптации и профилактики делинквентного поведения будет наиболее эффективным в лечебно-оздоровительном учреждении.

Рассматривая данную проблему, необходимо учитывать не только детерминанты делинквентного поведения, но и отношение самого подростка к данному явлению. Делинквентное поведение проявляется не только в поведенческом, внешнем аспекте, но и во внутреннем, личностном аспекте. У подростка происходит деформация ценностных ориентаций, которая приводит к ослаблению системы внутренней регуляции.

Поэтому необходимо не просто корректировать дезадаптационное поведение ребенка,

но также и развивать у него валеологическую культуру, обеспечивающую сохранение здоровья в условиях влияния на него окружающей среды средствами валеолого-педагогиче-ского сопровождения не только педагогического процесса в целом, но и медицинского обслуживания в лечебно-оздоровительном учреждении.

Одним из детерминантов для реализации поставленной задачи является тьюторство в системе реабилитационных учреждений. Целью тьютора в данном случае будет выявление проблем, влияющих на здоровье и мешающих вести здоровый образ жизни, помощь подросткам в создании индивидуальной программы по сохранению и укреплению собственного здоровья. Тьютор способствует осознанию влияния образа жизни и поведения на здоровье, изменению отношения к своему здоровью и личностному развитию каждого подростка, а также создает педагогические условия, позволяющие подростку реализовать возможность восстановить свое здоровье.

Для разрешения этих противоречий и профилактики делинквентного поведения в ЛОУ нами разработана валеологическая программа. Данная программа базируется на двух блоках:

1. Подготовительный блок, в котором осуществляется валеологическая подготовка медицинского и педагогического персонала. Большую роль играет как разовое обучение персонала, где даются основные теоретические и практические знания, так и регулярные (в конце каждой смены] тренинговые занятия, на которых педагоги и медицинские работники могут совместно найти решение тех трудностей, которые возникают в процессе реализации данной программы.

2. Ключевой блок, который определяет содержание работы с подростками по следующим направлениям:

1] Работа с подростками группы риска. Это подростки, у которых на момент прибытия в ЛОУ уже имеются признаки социальной дезадаптации. При этом также ведется работа по различным модулям с теми подростками, у которых выявлена склонность к отклоняющемуся поведению, и с подростками, у которых социальная дезадаптация выражается в тревожности, замкнутости, эмоциональной неуравновешенности. Доминантным на

занятиях с такими подростками является индивидуальный подход, базирующийся на методах краткосрочной психотерапии. При этом валеологическим аспектом является учет индивидуальных психосоматических особенностей личности, а также помощь в становлении адекватной гендерной идентичности, смещение которой является одной из детерминант делинквентного поведения [8].

2] Работа с основной группой подростков, которая ведется в виде валеологических занятий, игр и тренингов и основывается на ва-леологических посылках, инициирующих у подростков развитие валеологической культуры. Эти занятия проводятся в группах, разделенных по гендерному принципу, и направлены как на развитие гендерной идентичности, так и на развитие валеологической культуры, что подразумевает формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также создание мотивации на ведение здорового образа жизни. Основной акцент делается на том, чтобы дать подросткам знания об особенностях их развития, а также влияния собственного поведения на свое здоровье и здоровье окружающих, так как незнание этих особенностей -одна из причин, по которой подростки безответственно относятся к своему здоровью;

3] Тьюторство. Данный блок предполагает работу с каждым подростком по созданию индивидуального здоровьесозидающего маршрута и привитие подросткам навыков здорового образа жизни, которые органично трансформируются в дальнейшей, вне стен ЛОУ. В качестве тьюторов выступают педагоги и медицинский персонал. В среднем на одного тьютора приходится по пять подростков за смену. Также, старших подростков (15-17 лет] возможно формирование команды волонтеров, которые будут проводить валеоло-гические занятия у младших подростков (1113 лет].

Таким образом, предложенная программа валеологического образования в ЛОУ обеспечивает педагогические условия, методы и приемы (технологии], учет индивидуальных и гендерных особенностей. Реализация этой программы поможет подросткам успешно пройти период адаптации в лечебном учреждении и восстановить свое здоровье, что в целом будет способствовать повышению качества их жизни.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (33) 2012

67

Несмотря на то, что проблема делинквентного поведения изучается давно и разработано достаточное количество методик для профилактики и коррекции такого поведения, наблюдается рост детской и подростковой преступности. Об этом свидетельствуют не

только средства массовой информации, но и статистические данные. Поэтому можно сделать вывод, что те методы, которые мы имеем на сегодняшний день мало эффективны.

Нами сделана попытка нахождения новых путей для решения этой проблемы.

Литература

1. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация нарушения поведения у детей и подростков. - М.: Грааль, 1996.

2. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Практикум по психодиагностике девиантного поведения у трудных подростков. - СПб.: ПОНИ, 2008. - 279 с.

3. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). - М.: Академия, 2003. - 288 с.

4. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и со-матопсихические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 255 с.

6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 452 с.

7. Психологическая энциклопедия / под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

8. Сыроквашина К. В., Дворянчиков Н. В. Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12 : Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - №1. - 2008. - С. 222-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.