Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ'

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
асоциальное поведение / психоэмоциональное состояние / подростковый возраст / физическая подготовленность / занятия спортом / спортивная секция / физическое воспитание / antisocial behavior / psycho-emotional state / adolescence / physical fitness / sports / sports section / physical education

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич, Томнов Иван Витальевич

В работе представлены результаты исследования возможности профилактики асоциального поведения детей подросткового возраста в процессе секционных занятий спортом. Для изучения данного вопроса была предложена экспериментальная программа спортивной подготовки в секции по баскетболу, направленная на профилактику асоциального поведения. В исследовании приняли участие подростки с признаками асоциальных отклонений в поведении, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группа. Занятия с представителями контрольной группы проводились по программе спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденной для ДЮСШ. Занятия с представителями экспериментальной группы проводились по экспериментальной программе спортивной подготовки. Результаты тестирования психоэмоционального состояния подростков сформированных нами групп, проводившегося на завершающем этапе эксперимента, обнаружили положительную динамику показателей, характеризующих отношение школьников экспериментальной группы к различным видам деятельности, а также проявление у них экстраверсии, нейротизма, агрессивности, нервно-психической устойчивости, ситуационной и личностной тревожности. У представителей контрольной группы занятия в спортивной секции по программе, утвержденной для ДЮСШ, привели лишь к незначительной положительной динамике перечисленных показателей. Наряду с выраженным улучшением психоэмоционального состояния, у подростков экспериментальной группы выявлен достоверно более выраженный прирост показателей физической подготовленности, по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Результаты исследования свидетельствовали о достаточно высокой эффективности представленной авторами программы. Полученные данные могут быть рекомендованы для практического использования педагогами по физической культуре и спорту с целью профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционной работы по виду спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Якимова Елена Алексеевна, Волков Валентин Евгеньевич, Томнов Иван Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of a study of the possibility of preventing antisocial behavior of adolescent children in the process of sectional sports. To study this issue, an experimental sports training program in the basketball section was proposed, aimed at preventing antisocial behavior. The study involved adolescents with signs of antisocial behavioral abnormalities, from among whom a control and experimental group were formed. Classes with representatives of the control group were conducted according to the sports training program for the sport "basketball", approved for the Youth Sports School. Classes with representatives of the experimental group were conducted according to the experimental sports training program. The results of testing the psychoemotional state of adolescents in the groups we formed, conducted at the final stage of the experiment, revealed positive dynamics of indicators characterizing the attitude of schoolchildren in the experimental group to various types of activities, as well as their manifestation of extraversion, neuroticism, aggressiveness, neuropsychic stability, situational and personal anxiety. For representatives of the control group, classes in the sports section according to the program approved for the Youth sports School led only to a slight positive dynamics of the listed indicators. Along with a marked improvement in the psycho-emotional state, adolescents in the experimental group showed a significantly more pronounced increase in physical fitness indicators compared with their peers from the control group. The results of the study indicated a fairly high efficiency of the program presented by the authors. The obtained data can be recommended for practical use by physical education and sports teachers in order to prevent antisocial behavior of adolescents in the process of sectional work on the sport.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ»

На основании данных результатов, можно сделать вывод, что ценностные ориентации обучающихся находятся на среднем и низком уровнях, что актуализирует заявленную проблему и требует дальнейшей корректирующей работы с обучающимися, способствующей развитию ценностных ориентаций через приобщение к творческому наследию Тюменского края с использованием эффективных методов (анализ художественных произведений, метод упражнений, метод творческого задания; формы проведения занятий: традиционная форма, мастер-класс, мини - выставка).

Выводы. Проведенные исследования актуализировали проблему, которая еще раз доказывает, что у подрастающего поколения недостаточно развиты ценностные ориентаций. В этой связи существует необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на решения данной проблемы (модификация программы обучения с включением блока по изучению творческого наследия родного края, разработать специальные упражнения и задания, разработать наглядный материал по заявленному содержанию программы).

Литература:

1. Бакиева, O.A. Приобщение обучающихся к творческому наследию родного края через цвет в живописи / O.A. Бакиева // Социологические штудии: сборник молодых ученых. - Вып. № 1 (5) - Смоленск - 2022. -С.4-10

2. Ефимова, Д.В. Ценностная система личности - высший уровень социальной регуляции / Д.В. Ефимова // Социосфера. 2010. - № 4. - С. 86-91. - URL: https://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n4/35888_full.shtml (дата обращения: 25.03.23)

3. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А.Г. Здравомыслов // Социология в СССР. Т.П.-М,- 1965.

4. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. -М.: Смысл. - 1997. - 287 с.

5. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. - №5. - С. 20-28

6. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Мир. - 1998. - 438 с.

7. Щуркова, Н.Е. Формирование образа жизни, достойной Человека / Н.Е. Щуркова // Общая педагогика [сайт]. -URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26741-formirovanie-obraza-zhizni-dostoynoy-cheloveka.html (дата обращения: 15.05.23)

8. Яньшин, П.В. Психология и психосемантика цвета / П.В. Яньшин // Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ. -2001.- 189 с.

Педагогика

УДК 796(045)

кандидат биологических наук, доцент Якимова Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент факультета физической культуры Волков Валентин Евгеньевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент факультета физической культуры Томнов Иван Витальевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

СПОРТОМ

Аннотация. В работе представлены результаты исследования возможности профилактики асоциального поведения детей подросткового возраста в процессе секционных занятий спортом. Для изучения данного вопроса была предложена экспериментальная программа спортивной подготовки в секции по баскетболу, направленная на профилактику асоциального поведения. В исследовании приняли участие подростки с признаками асоциальных отклонений в поведении, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группа. Занятия с представителями контрольной группы проводились по программе спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденной для ДЮСШ. Занятия с представителями экспериментальной группы проводились по экспериментальной программе спортивной подготовки. Результаты тестирования психоэмоционального состояния подростков сформированных нами групп, проводившегося на завершающем этапе эксперимента, обнаружили положительную динамику показателей, характеризующих отношение школьников экспериментальной группы к различным видам деятельности, а также проявление у них экстраверсии, нейротизма, агрессивности, нервно-психической устойчивости, ситуационной и личностной тревожности. У представителей контрольной группы занятия в спортивной секции по программе, утвержденной для ДЮСШ, привели лишь к незначительной положительной динамике перечисленных показателей. Наряду с выраженным улучшением психоэмоционального состояния, у подростков экспериментальной группы выявлен достоверно более выраженный прирост показателей физической подготовленности, по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Результаты исследования свидетельствовали о достаточно высокой эффективности представленной авторами программы. Полученные данные могут быть рекомендованы для практического использования педагогами по физической культуре и спорту с целью профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционной работы по виду спорта.

Ключевые слова: асоциальное поведение, психоэмоциональное состояние, подростковый возраст, физическая подготовленность, занятия спортом, спортивная секция, физическое воспитание.

Annotation. The paper presents the results of a study of the possibility of preventing antisocial behavior of adolescent children in the process of sectional sports. To study this issue, an experimental sports training program in the basketball section was proposed, aimed at preventing antisocial behavior. The study involved adolescents with signs of antisocial behavioral abnormalities, from among whom a control and experimental group were formed. Classes with representatives of the control group were conducted according to the sports training program for the sport "basketball", approved for the Youth Sports School. Classes with representatives of the experimental group were conducted according to the experimental sports training program. The results of testing the psychoemotional state of adolescents in the groups we formed, conducted at the final stage of the experiment, revealed positive dynamics of indicators characterizing the attitude of schoolchildren in the experimental group to various types of activities, as well as their manifestation of extraversión, neuroticism, aggressiveness, neuropsychic stability, situational and personal anxiety. For representatives of the control group, classes in the sports section according to the program approved for the Youth sports School led only to a slight positive dynamics of the listed indicators. Along with a marked improvement in the psycho-emotional state, adolescents in the experimental group showed a significantly more pronounced increase in physical fitness indicators compared with

their peers from the control group. The results of the study indicated a fairly high efficiency of the program presented by the authors. The obtained data can be recommended for practical use by physical education and sports teachers in order to prevent antisocial behavior of adolescente in the process of sectional work on the sport.

Key words: antisocial behavior, psycho-emotional state, adolescence, physical fitness, sports, sports section, physical education.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ имени И.Я. Яковлева и МГПУ имени М.Е. Евсевьева) по теме «Влияние занятий в спортивной секции на формирование личности в подростковом возрасте»

Введение. Глобальные изменения, происходящие в современном российском обществе, породили огромное количество проблем, связанных с изменением поведенческих реакций человека, его взглядов, убеждений, привычек и морально-нравственных ценностей [8].

Наиболее остро на социальные и психологические стрессы, вызванные описанными процессами, являются дети подросткового возраста [3].

Среди названной категории школьников в последние годы отмечается резкое увеличение числа правонарушений, сопровождающихся алкоголизмом, наркоманией и нравственной деградацией личности [2; 7].

Описанная ситуация требует разработки и реализации социальных программ в области образования и воспитания молодого поколения, направленных на профилактику и коррекцию возникающих асоциальных отклонений в поведении подростков. В научно-методической литературе накоплен достаточно богатый опыт использования средств физической культуры и спорта для решения данной проблемы [1; 6].

Однако определенные трудности в разрешении проблемной ситуации создает преимущественная направленность программного материала, реализуемого в спортивных секциях на базе общеобразовательной школы, на школьников, не имеющих отклонений ни в психоэмоциональном, ни в педагогическом плане [5].

В сложившихся условиях прослеживается противоречие между требованиями общества к молодому поколению и состоянием воспитательной работы в общеобразовательной школе: противоречие между содержанием существующих программ по физическому воспитанию и современными требованиями физкультурно-оздоровительной деятельности по формированию личности подростка; противоречие между нормативными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе и отсутствием обоснованного научно-методического обеспечения воспитательно-профилактической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с изложенным выше, целью нашего исследования стало изучение эффективности экспериментальной программы профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционных занятий по баскетболу на базе общеобразовательной школы.

С данной целью было организовано проведение педагогического эксперимента, длившегося с сентября 2022 г. по май 2023 г. В процессе проведения предварительных исследований среди обучающихся 8-х классов были выявлены школьники с признаками асоциальных отклонений в поведении, из числа которых были сформированы две группы: контрольная группа (КГ, 15 человек, обучающиеся МОУ «СОШ № 32»), экспериментальная группа (ЭГ, 16 человек, обучающиеся МОУ «СОШ № 36»),

Для представителей сформированных нами групп на базе общеобразовательных школ были организованы секционные занятия по баскетболу: занятия с представителями КГ проводились по программе спортивной подготовки, утвержденной для ДЮСШ; занятия с представителями ЭГ проводились по экспериментальной программе, направленной на профилактику асоциального поведения.

Выбор средств и методов физического воспитания для проведения занятий с представителями ЭГ осуществлялся, исходя из их интересов и потребностей, а учебный материал преподносился на уровне, понятном и доступном для освоения в подростковом возрасте.

На начальном этапе в качестве основного был выбран круговой метод обучения в сочетании с повторно-серийным методом. Физические нагрузки подбирались таким образом, чтобы среднее значение ЧСС в течение учебно-тренировочного занятия составляло 130-160 уд/мин. На этапе формирования специфических двигательных действий использовались круговой и повторно-серийный методы. В последующем, по мере формирования мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом, вводился соревновательный метод обучения. На специализированном этапе подготовки предпочтение отдавалось повторно-серийному методу, методу выполнения упражнений «до отказа», соревновательному методу, а также самостоятельным занятиям выбранным видом спорта с величиной нагрузки, обеспечивающей достижении величины ЧСС до 170 уд/мин.

В соответствии с программными требованиями, общая физическая подготовка подростков ЭГ занимала около 40% от общего времени учебно-тренировочного занятия, специальная физическая и технико-тактическая подготовка - около 50%. Коррекция физического и психического состояния занимающихся проводилась в течение всего учебного года на основе данных текущего и промежуточного мониторинга.

На начальном (сентябрь 2022 г.) и на завершающем (май 2023 г.) этапах педагогического эксперимента проводилось контрольное тестирование психоэмоционального состояния и уровня физической подготовленности подростков КГ и ЭГ.

Первоначальное тестирование интересующих нас показателей не выявило значимых различий между представителями КГ и ЭГ, что позволило нам считать их исходно равнозначными.

По истечении 9 месяцев педагогического эксперимента в показателях психоэмоционального состояния наблюдаемых школьников произошли изменения. В частности, к концу учебного года изменилось отношение подростков к различным видам деятельности, по сравнению с первоначальной экспертной оценкой классных руководителей и учителей (таблица 1).

Отношение представителей КГ и ЭГ к различным видам деятельности (по результатам экспертных оценок, %)

№ Показатели КГ (15 чел.) ЭГ (16 чел.)

п/п исх. кон. исх. кон.

1 2 3 4 5 6

1 Конфликт между обучающимися и учителями

- нет 26,7 26,7 25,0 50,0

- иногда 40,0 33,3 43,7 43,7

- постоянно 33,3 40,0 31,3 6,3

2 Отношение к воспитательным мероприятиям

- положительное 20,0 20,0 18,8 31,3

- равнодушное 53,3 60,0 68,7 56,2

- отрицательное 26,7 20,0 12,5 12,5

3 Отношение к физкультурно-спортивным мероприятиям

- положительное 13,3 20,0 12,5 56,3

- равнодушное 53,3 60,0 50,0 37,5

- отрицательное 33,4 20,0 37,5 6,2

4 Поведение

- хорошее, неконфликтное 0 6,7 0 18,8

- критичное к замечаниям педагогов 60,0 53,3 31,2 43,8

- нарушение дисциплины, пропуски занятий 40,0 40,0 68,8 37,4

5 Негативные интересы и потребности

- не наблюдаются 33,3 26,7 25,0 62,4

- курение, употребление спиртного 46,7 40,0 43,8 18,8

- тяга к асоциальным поступкам 20,0 33,3 31,2 18,8

6 Отношение к учебе

- положительное 6,7 13,3 0 18,8

- нейтрально-равнодушное 53,3 46,7 75,0 81,2

- отрицательное 40,0 40,0 25,0 0

В течение эксперимента значительно возросла социальная активность представителей ЭГ, что проявилось снижением частоты возникновения конфликтов, как в общении с педагогами, так и в общении со сверстниками (с 31,3% до 6,3%). У представителей КГ этот показатель не только не снизился, но и несколько возрос (в среднем на 6,7%).

Уровень социальной активности испытуемых ЭГ (по их отношению к воспитательным мероприятиям) повысился с 18,8% до 31,3%, у подростков КГ данный показатель не изменился и остался на уровне 20,0%.

В показателях, отражающих дисциплинированность подростков, на протяжении педагогического эксперимента также наблюдалась положительная динамика: в ЭГ значение данного показателя увеличилось с 0 % до 18,8 %, в КГ изменения были статистически недостоверными (увеличение с 0% до 6,7%).

По результатам повторной экспертной оценки были отмечены значительные изменения в степени проявления негативных интересов и потребностей подростков, составивших ЭГ, - снижение величины изучаемой характеристики с 62,4% до 25,0%. У подростков КГ данный показатель в сторону улучшения изменился незначительно (на 6,6%).

Под влиянием систематических занятий спортом у подростков с асоциальными отклонениями в поведении произошли благоприятные изменения в их отношении к учебной деятельности: если в начале организованного нами исследования большинство опрошенных педагогов оценили отношение к учебе как равнодушное, то в конце эксперимента положительное отношение было отмечено у 18,8% представителей ЭГ и у 6,6% представителей КГ.

В показателях психоэмоционального состояния школьников наблюдаемых нами групп также произошли изменения, свидетельствующие о том, что состояние представителей обеих групп к моменту завершения педагогического эксперимента несколько стабилизировалось, но в разных группах это происходило неодинаково (таблица 2).

Динамика показателей психоэмоционального состояния представителей КГ и ЭГ (баллы)

№ п/п Наименование показателя Группа М ± т Р

исходное тестирование повторное тестирование

1 Экстраверсия КГ 17,8±0,67 17,4±0,59 >0,05

ЭГ 18,9±0,62 16,1±0,91 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

2 Нейротизм кг 17,6±0,95 17,9±0,88 <0,05

ЭГ 17,5±0,68 15,1±0,49 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

3 Агрессивность кг 13,6±0,42 13,5±0,38 >0,05

ЭГ 13,6±0,29 11,2±0,24 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

4 Ситуационная тревожность кг 2,6±0,08 2,6±0,09 >0,05

ЭГ 2,8±0,09 2,5±0,08 >0,05

РК-Э >0,05 <0,05

5 Личностная тревожность кг 3,3±0,07 3,2±0,09 >0,05

ЭГ 3,2±0,08 2,6±0,07 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

6 Нервно-психическая устойчивость кг 4,7±0,24 4,6±0,23 >0,05

ЭГ 4,7±0,31 5,8±0,22 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

Примечание: Р — достоверность внутригрупповых различий показателей при первоначальном и повторном тестировании; Рк-э — достоверность межгрупповых различий показателей, полученных при первоначальном и при повторном тестировании

Секционные занятия по экспериментальной программе в ЭГ привели к значительному снижению показателей экстраверсии (на 14,8%), нейротизма (на 13,7%) и агрессивности (на 17,6%). Улучшение перечисленных показателей в КГ было статистически недостоверным и составило по показателю экстраверсии 2,2%, по показателю нейротизма 1,7%, по показателю агрессивности 0,7%.

Степень проявления личностной и ситуационной тревожности в процессе занятий баскетболом у подростков с признаками асоциального поведения несколько уменьшилась. В частности, у школьников, составивших ЭГ, произошло статистически достоверное снижение уровня личностной тревожности на 18,8%, ситуационной тревожности - на 10,7%. Значительная положительная динамика была выявлена у представителей данной группы и по показателю нервно-психической устойчивости (прирост показателя -23,4%).

В КГ обнаружено лишь незначительное, статистически недостоверное улучшение показателей личностной тревожности (на 3,0%) и нервно-психической устойчивости (на 2,1%), показатель ситуационной тревожности при этом остался неизменным.

Результаты повторного тестирования уровня развития основных физических качеств показали, что изменение изучаемых показателей в различных группах также проявилось в различной степени (таблица 3).

Таблица 3

Динамика показателей физической подготовленности представителей КГ и ЭГ в течение эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Наименование Группа М ± т

п/п показателя исходное тестирование повторное тестирование Р

1 2 3 4 5 6

1 Бег 30 м, с КГ 4,9±0,04 4,7±0,02 >0,05

ЭГ 4,9±0,04 4,5±0,03 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

2 Прыжок в длину с места, см кг 183,9±1,4 207,9±1,4 <0,05

ЭГ 181,9±1,2 208,9±1,2 <0,05

РК-Э >0,05 >0,05

3 Челночный бег 3x10 м, с кг 7,9±0,04 7,6±0,03 >0,05

ЭГ 7,9±0,06 7,3±0,03 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

4 Наклон вперед кг 7,9±0,42 8,3±0,50 >0,05

из положения сидя, см ЭГ 7,8±0,40 8,3±0,48 >0,05

РК-Э >0,05 >0,05

5 Бег 3 000 м, мин кг 12,9±0,30 12,1±0,43 >0,05

ЭГ 13,1±0,35 11,2±0,41 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

6 Сила мышц правой кг 26,2±0,17 27,2±0,31 >0,05

кисти, кг ЭГ 26,4±0,21 34,1±0,25 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

7 Сила мышц левой кисти, кг КГ 21,1±0,32 21,9±0,64 >0,05

ЭГ 22,0±0,27 28,4±0,91 <0,05

РК-Э >0,05 <0,05

Так, у испытуемых КГ за время проведения педагогического эксперимента произошло незначительное повышение уровня развития двигательных качеств, которое лишь по показателю скоростно-силовых способностей (тест «прыжок в длину с места») оказалось статистически достоверными (на 5,4%).

У представителей ЭГ было выявлено статистически значимое улучшение большинства показателей физической подготовленности: скоростных («бег 30 м») и скоростно-силовых способностей («прыжок в длину с места») -соответственно на 7,9% и 8,9%; координационных качеств («челночный бег 3x10 м») - на 7,7%; выносливости («бег 3 ООО м») - на 13,9%. И лишь в отношении показателя гибкости («наклон вперед из положения сидя») не было обнаружено достоверных изменений.

По средним значениям прирост показателей физической подготовленности в течение эксперимента составил в КГ -6,1%, в ЭГ - 9,0%.

Выводы:

1. Реализация экспериментальной программы в условиях школьной секции по баскетболу способствовала увеличению социальной активности подростков, снижению их конфликтности с педагогами и сверстниками, повышению дисциплинированности, снижению проявлений негативных интересов и потребностей, формированию положительного отношения к учебе.

2. Занятия спортом по программе, направленной на профилактику асоциального поведения, привели к стабилизации психоэмоционального состояния представителей экспериментальной группы, что подтверждается выраженным уменьшением показателей экстраверсии, нейротизма, агрессивности, увеличением показателей нервно-психической устойчивости, снижением уровня личностной и ситуационной тревожности.

3. Положительная динамика показателей психоэмоционального состояния подростков экспериментальной группы сопровождалась достоверно более выраженным приростом показателей физической подготовленности, по сравнению с подростками контрольной группы.

Литература:

1. Блохин, В.Н. Роль спорта в формировании гармонично развитой личности / В.Н. Блохин // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2019 г., г. Гкатеринбург. - Гкатеринбург, 2019,- С. 102-104

2. Веселова, В.В. Резервы повышения эффективности профилактики девиантного поведения детей и подростков /

B.В. Веселова // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: сборник статей и методических материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 ноября 2019 г., г. Арзамас. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. - С. 103-109

3. Карпушина, Л.П. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова, C.B. Баранова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 1. -

C. 52-56

4. Комкин, A.B. Внешние факторы, провоцирующие отклоняющееся поведение подростков / A.B. Комкин // Проблемы профилактики социально опасного поведения среди подростков и молодежи: сборник статей и методических материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14 ноября 2019 г., г. Арзамас. -Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. - С. 267-271

5. Лазарева, И.В. Профилактика девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта в школе / И.В. Лазарева, М.А. Волков // Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, 08-10 октября 2019 г., г. Ялта. - Ялта: Ариал, 2019. - С. 145-150

6. Маклакова, Т.В. Профилактика девиантного поведения современных подростков средствами физической культуры и спорта / Т.В. Маклакова // Образование, воспитание и педагогика: традиции, опыт инновации: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции, 30 апреля 2020 г., г. Пенза. - Пенза: Наука и просвещение, 2020. -С. 51-53

7. Сафонов, A.A. Направления профилактики асоциального поведения учащихся группы риска / A.A. Сафонов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 6 (85). - С. 236-238

8. Шафикова, A.A. Асоциальные проявления личности: проблемы профилактики / A.A. Шафикова, Н.Г. Хабибова, А. Р. Гарданов // Образовательный вестник «Сознание». - 2019. - Выпуск 21,- № 8. - С. 16-20

Педагогика

УДК 37.016:54]:004

кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат технических наук, доцент Чаловская Оксана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается значение химических дисциплин в экологическом воспитании будущих учителей химии. Особое внимание уделяется формированию экологическая культуры. К педагогическим показателям формирования экологической культуры личности относятся экологически ответственное мировоззрение, внутренняя нравственно-экологическая позиция личности обучающихся. Показаны особенности формирования внутренней нравственно-экологической позиции и экологически ответственного мировоззрения. В осуществлении экологического воспитания большая роль отводится развитию познавательного интереса к изучению эколого-химического материала. Рассмотрены следующие направления: изучение его на аудиторных занятиях, во внеаудиторной деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.