Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации / приобщение / творческое наследие Тюменского края / дополнительное образование / живопись / value orientations / familiarization / creative heritage of the Tyumen region / additional education / painting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юшкова Анастасия Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся через приобщение к творческому наследию средствами живописи. Была проанализирована литература по проблеме. Уточнено определение «развитие ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края средствами живописи». Выявлен потенциал декоративно-прикладного искусства, как части творческого наследия родного края. Была проанализирована программа по Живописи. Выявлено недостаточность тем в программе, направленных на приобщение к творческому наследию Тюменского края. Разработан диагностический инструментарий. Проведено констатирующее исследование. Результаты исследования подтвердили актуальность темы. Был выявлен невысокий уровень сформированное™ ценностных ориентаций обучающихся. Было намечено направление работы для решения заявленной проблемы (модификация программы; разработка специальных упражнений и заданий, наглядного материала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юшкова Анастасия Дмитриевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the development of students' value orientations through the introduction to the creative heritage by means of painting. The literature on the problem was analyzed. The definition of "the development of value orientations among students of additional education through familiarization with the creative heritage of the Tyumen Region by means of painting" has been clarified. The potential of decorative and applied art as part of the creative heritage of the native land is revealed. The painting program was analyzed. The insufficiency of topics in the program aimed at introducing the creative heritage of the Tyumen Region was revealed. Diagnostic tools have been developed. A ascertaining study was conducted. The results of the study confirmed the relevance of the topic. A low level of formation of students' value orientations was revealed. The direction of work to solve the stated problem was outlined (modification of the program; development of special exercises and tasks, visual material).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ»

проявляемую ею надеитуативную (неадаптивную) активность [8], находя социально приемлемые и продуктивные формы для реализации этой активности.

Принцип диалога определяет ключевой режим и способы осуществления коммуникаций и взаимодействия социума и молодежи, и подразумевает постоянный и равноправный обмен мнениями, позициями и идеями, взаимное уважение и искренность, наличие непрерывной обратной связи о состоянии и нуждах молодежи для лучшего понимания и содействия.

Принцип опоры на жизненную практику и перспективу требует обращения к молодежи для разрешения конкретных социальных проблем и ситуаций, оперирования социально значимыми примерами, достойными для подражания, раскрытия различных областей социальной практики для самоопределения молодежи и выбора ею своей траектории жизненного пути.

Помимо отмеченных выше специфических принципов побуждающей социализации, большую роль в ней играют также такие традиционные принципы воспитания как: принципы природосообразности и культуросообразности, принцип гуманизма, принцип коллективизма, принцип системности и последовательности в воспитании.

5. Социализирующие средства и ресурсы. В качестве основных средств формирующих воздействий в побуждающей социализации преобладают не столько вербально- символические средства, сколько поведенческо-поступковые. В этом заключается основное отличие и привлекательная сторона такой формы обращения доя молодежи, поскольку ей предъявляются не абстрактные и отвлеченные образы и нарративы, а реальные образы и действующие субъекты (люди и их поступки, их дела во благо других). ПС оперирует в основном примерами для подражания и идентификации молодежи.

В качестве основного ресурса в побуждающей социализации выступают не столько материальные или статусные мотиваторы, сколько морально-психологический фактор обращения к молодым людям, который, взывая к их нравственным чувствам и ценностям (добро, справедливость, правда, мир, помощь обездоленным, любовь и др.), неизменно находит эмоциональный отклик в их душах, вдохновляя и к собственным поступкам для достижения этих ценностей.

Выводы. Представленный в настоящей работе категориально- концептуальный аппарат такой формы социального воспроизводства как побуждающая социализация может служить теоретической основной построения эффективных практик вовлечения студентов в волонтерскую работу. Раскрытие мировоззренческие основы и принципы побуждающей социализации задают необходимые ментально-императивные предпосылки формирования комплементарной культуры обращения к студенческой молодежи в деле ее приобщения к созидательной социальной деятельности.

Литература:

1. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология: Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - Т.2. - № 4. - С. 3-21

2. Богданова, Е.В. Воспитательный потенциал волонтерской деятельности студентов / Е.В. Богданова // Волонтер. -2014. -№ 1 (9).-С. 6-20

3. Большов, В.Б. Волонтерство и волонтерская практика как способ самореализации студентов вузов / В.Б. Большов, В.В. Николаенко // Социальная компетентность. - 2020. - Т.5. - № 3 (17). - С. 377-388

4. Известия от 5.09.2023. iz.ru: сайт - 2023. - URL: https://iz.ru/1569135/2023-09-05/v-minekonomrazvitiia-rasskazali-o-roste-chisla-volonterov (дата обращения: 17.11.2023)

5. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - Москва: Изд-во Юрайт, 2021.-424 с.

6. Мудрик, A.B. Социализация человека / A.B. Мудрик. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011,- 624 с.

7. Певная, М.В. Волонтерское неучастие студентов, или как эффективно организовать обучение добровольчеству в российских университетах / М.В. Певная, А.Н. Тарасова, Д.Ф. Телепаева // Университетское управление: практика и анализ. - 2023. - Т. 27. - № 2. - С. 59-74

8. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - Москва: ТОО "Горбунок", 1992.-224 с.

9. Ромм, Т.А. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография / Т.А. Ромм, Е.В. Богданова. - Новосибирск: СО РАН, Изд-во НГТУ, 2015. - 383 с.

10. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - Москва: Прогресс, 1992. - 376 с.

11. Шульгина, Т.А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтеры / Т.А. Шульгина, H.A. Кетова // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 1,- С. 116-124

12. Шутенко, А.Н. Мотивационные и личностные особенности студентов, принимающих участие в реализации волонтерских проектов социальной направленности / А.И Шутенко, E.H. Шутенко, A.B. Локтева // Перспективы науки и образования. - 2023. - № 4 (64). - С. 427-441

13. Building Community Resilience through Youth Volunteering: Towards a New Model / M. Nursey-Bray, M. Masud-All-Kamal, M. Di Giacomo, S. Millcock // Regional Studies, Regional Science. - 2022. - Vol. 9(1). - P. 242-263

Педагогика

УДК 37

магистрант Юшкова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

доцент кафедры искусств, кандидат педагогических наук Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития ценностных ориентаций обучающихся через приобщение к творческому наследию средствами живописи. Была проанализирована литература по проблеме. Уточнено определение «развитие ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края средствами живописи». Выявлен потенциал декоративно-прикладного искусства, как части творческого наследия родного края. Была проанализирована программа по Живописи. Выявлено недостаточность тем в программе, направленных на приобщение к творческому наследию Тюменского края. Разработан диагностический инструментарий. Проведено констатирующее исследование. Результаты исследования подтвердили актуальность темы. Был выявлен невысокий уровень сформированности ценностных ориентаций обучающихся. Было намечено направление работы

для решения заявленной проблемы (модификация программы; разработка специальных упражнений и заданий, наглядного материала).

Ключевые слова: ценностные ориентации, приобщение, творческое наследие Тюменского края, дополнительное образование, живопись.

Annotation. The article deals with the problem of the development of students' value orientations through the introduction to the creative heritage by means of painting. The literature on the problem was analyzed. The definition of "the development of value orientations among students of additional education through familiarization with the creative heritage of the Tyumen Region by means of painting" has been clarified. The potential of decorative and applied art as part of the creative heritage of the native land is revealed. The painting program was analyzed. The insufficiency of topics in the program aimed at introducing the creative heritage of the Tyumen Region was revealed. Diagnostic tools have been developed. A ascertaining study was conducted. The results of the study confirmed the relevance of the topic. A low level of formation of students' value orientations was revealed. The direction of work to solve the stated problem was outlined (modification of the program; development of special exercises and tasks, visual material).

Key words: value orientations, familiarization, creative heritage of the Tyumen region, additional education, painting.

Введение. В современном быстроменяющемся мире, мотивационные установки, ценностные ориентации претерпевают существенные изменения под влиянием глобализации и внедрения новых видов информационных технологий. В связи с чем меняется парадигма личности и её взаимоотношения с окружающим миром, в случае не достаточного развития ценностных ориентаций нарушается целая система отношений индивида.

Изложение основного материала статьи. Проблема ценностных ориентаций является объектом исследования многих отечественных и зарубежных исследователей (Леонтьев Д.А., М. Рокич, Здравомыслов А.Г., Рубинштейн С.Л.).

В психологии Леонтьев Д.А., рассматривает ценностные ориентации как, состояние психики человека, сознание которого отражает ценности, являющиеся важными для него целями. Таким целями могут стать материальные объекты, общественные отношения и духовное явление. Автор исследования выделяет такие формы ценностных ориентаций: социальные идеалы; предметно-воплощенные ценности; личностные ценности [4, С. 24-25].

Рубинштейн С.Л. рассматривал ценностные ориентации с позиций субъектно-деятельностного подхода, где развитие личности человека происходит не прерывно в связи с окружающим миром [6].

Таким образом, ценностно-ориентированная деятельность, способствует выражению переживаний и субъективного отношения к объектам окружающего мира, благодаря чему происходит становление и развитие личности.

В педагогической среде ценностные ориентации рассматривают с точки зрения воспитательного процесса, в котором ценностные ориентации являются основанием для совершения поступков и действий, благодаря которым выстраиваются взаимоотношения с окружающим миром [2, С. 87].

В социологической науке ценностные ориентации рассматривают как установку личности на предметные ценности материального мира и духовную культуру общества в целом [3, С. 199].

Рассмотрев множество подходов к изучению ценностных ориентаций отечественными авторами, можно утверждать, что ценностные ориентации выступают как осознанные, укоренившиеся убеждения и представления человека о значимых аспектах окружающего мира. При этом, если определенные условия будут оказывать влияние на личность, то он начинает перенимать культурные ценности общества, в которых находится то, что меняет нравственный его облик в целом.

Известно, что благоприятные условия создаются в образовательных учреждениях, где проявляется возможность для развития установок на развитие ценностных ориентаций подрастающей личности обучающегося.

Одним из наиболее благоприятных направлений для развития ценностных ориентаций является искусство, которое оказывает мягкое, ненавязчивое влияние, в процессе чего происходит творческое развитие и самовыражение, реализация эстетических потребностей и художественных интересов.

В учреждениях дополнительного образования, где происходит предпрофессиональная подготовка обучающихся в области искусства, существует ряд дисциплин, способствующих творческому становлению личности и развитию нравственных ценностей такие как рисунок, композиция, декоративно-прикладное искусство и живопись.

Живопись как дисциплина, в которой выразительным средством является цвет, с помощью которого возможно формировать эмоциональную сферу, так как «цвет эмоциоподобен, а эмоции цветоподобны» [8]. Известно, что эмоциональная сфера тесно связана с процессом развития ценностных ориентаций. Учитывая это, можно утверждать, что занятия по живописи могут способствовать процессу развития ценностных ориентаций через знакомство с народным искусством и творческим наследием художников-живописцев Тюменской области.

В соответствии с целью исследования, которая заключается в выявлении и апробации методов развития ценностных ориентаций через приобщение к творческому наследию Тюменского края и понятием «ценностные ориентации», нами были разработаны критерии, показатели, диагностические задания по определению уровня развития ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края средствами живописи. При этом надо отметить, что творческое наследие нами было ограничено только декоративно-прикладным творчеством мастеров (деревянное зодчество, ковроткачество, орнаментальное искусство, косторезное искусство) и изобразительным искусством (творчеством художников-живописцев).

Нами не случайно были выбраны в качестве образцов творческого наследия Тюменского края, такие виды декоративно-прикладного искусства как тюменское деревянное зодчество, сибирское ковроткачество, урало-сибирская роспись, тобольское косторезное искусство, потому что в них находят отражение идеалы красоты, природы и искусства различных этнических групп, наиболее характерных для нашего региона.

Например, в Тюменском деревянном зодчестве наши предки отражали своё мировосприятие через символику, знаки, которые тесно связаны с природой (кувшинки, берегиня - оберегающий символ, круг и солнце, шишки и фрукты), статусом жильцов (свиток - символ того, что в доме живет государственный деятель), библейскими символами (виноградная лоза) и т.д. Таким образом, в Тюменском деревянном зодчестве воплотились традиции, отразилось многообразие взглядов наших предков на мир, сложились культурные ценности. Именно с этим напрямую связана важность приобщения подрастающего поколения к творческому наследию родного края.

Тобольские мастера жанровой скульптуры изображали в своих миниатюрах из кости бытовые реалии старинного времени. Отличительной чертой Тобольского ремесла является деликатность, проработка скульптуры и тематика Севера. Произведения региональных мастеров отличает ценностная ориентация любви к Родине, к малой родине, к творческому наследию прошлого.

Такие ремесла как Сибирское ковроткачество и Тюменская, Урало-Сибирская (кармацкая) домовая роспись напрямую связаны с рукотворным творчеством, созиданием природной красоты и воплощением её в материальный предметный мир с помощью художественных материалов и живописных средств. Так, основными мотивами Тюменского ковра выступали

изображения одного-двух бутонов роз, мака, шиповника. Крупные цветы занимали почти весь центр ковра, оставляя для каймы небольшую часть, а по углам располагали по одному крупному цветку или бутону. Роза символизировала беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. Сибирские ковры отличались повышенной декоративностью за счет использования черного фона и живописных цветов на нем. Ведущими расцветками в колорите ковров являлись красный и зелёный с оттенками, для фона использовался черный цвет (реже красный, белый). Сочетание черного и красного цветов на ковре символизировало могущество и богатство [1,С. 7].

Ценностная ориентация на способность продуктивно жить, сохраняя и приумножая культурное наследие прошлого, преобразовывать его в свою созидательную, творческую деятельность отражается в Урало-Сибирской домовой росписи, которую и сейчас продолжают возрождать Тюменские мастерицы. Данную роспись отличает уникальная цветовая палитра минеральных и растительных красителей (синяя схожая с «брусковой» краска, «желтая в охрой», «земля лазоревая», «белая глина»). На контрастном фоне изображались цветочные орнаментальные композиции, которые дорабатывались особенными приёмами («разделками», «оживками», «приписками») для расширения градации цвета, объединяя их в гармоничное целое.

Таким образом, тюменское деревянное зодчество, сибирское ковроткачество, урало-сибирская роспись, тобольско косторезное искусство могут оказывать благотворное влияние на ценностную ориентацию обучающихся, на занятия творческой деятельностью, на созидательный творческий труд во благо нашего общества.

Предметы материальной культуры, как «визитная карточка» нашего края часто использовались региональными художниками при создании своих произведений, которые необходимо изучать на занятиях по живописи.

Анализ художественных произведений, метод, позволяющий обучающимся рассмотреть колористические особенности, с помощью которых живописцы показывали характерные для нашего региона особенности. Например, живописные произведения М.М. Гордубея отличает рубленность мазков за счет чего получается передать деревянное зодчество, прозрачность красочного слоя, динамичность в произведениях. Работы живописца Ю.Д. Юдина будут полезны для анализа обучающимся так как большинство произведений посвящены Тюменскому краю, уголкам старого города и домам, которых уже нет, но которые навсегда останутся на холстах художника.

Известно, что любые ценностные ориентации как осознанные, укоренившиеся убеждения и представления человека о значимых аспектах окружающего мира проявляются на фоне знакомства или приобретения информации об этих аспектах (стилистические особенности декоративно-прикладного искусства, история развития и виды художественных ремесел Тюменского края, живописные произведения художников, отражающих традиционную культуру народа), то есть познавательный (когнитивный) критерий.

В ходе ознакомления и приобретения знаний происходит оценка происходящего (эмоциональные переживания к культурному наследию, процесс приобщения к традиционным ценностям), которая нами отмечена, как эмоционально-ценностный критерий.

Любая информация в художественно-творческой деятельности требует своего выражения в виде творческого продукта, поэтому третий критерий нами был сформулирован как операционально-технологический критерий.

В соответствии с уточненным понятием «Развитие ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края средствами живописи», нами были разработаны содержание показателей по критериям, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели, диагностические задания по определению уровня развития ценностных ориентаций у обучающихся дополнительного образования через приобщение к творческому наследию Тюменского края

средствами живописи

Критерии

Когнитивный (познавательный)! Эмоционально-ценностный | Операционально-технологический

Показатели

Уровень знаний об истории развития и видах художественных ремесел родного края, живописных произведениях художников Уровень направленности сознания на те или иные нормы, принципы, идеалы, этические понятия, установки Уровень выполнения упражнений и творческих заданий на основе преобразования изученного материала живописными средствами

Диагностические методики

Авторский диагностический тест по Тюменским ремёслам O.A. Бакиевой, А.Д. Юшковой Адаптированная диагностическая методика М. Рокича; адаптированный диагностический тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой Творческое задание

Прежде чем проводить диагностику развития ценностных ориентаций на базе «Центра дополнительного образования ТюмГУ» города Тюмени нами была проанализирована программа по «Живописи», по которой обучающиеся получают предпрофессиональные знания и умения в соответствии с ФГТ.

Анализ показал, что в данной программе недостаточное внимание уделяется задачам развития ценностных ориентаций через приобщение обучающихся к творческому наследию Тюменского края (деревянному зодчеству, ковроткачеству, орнаментальному искусству и т.п.) на занятиях по Живописи и соответственно не отражены темы, направленные на приобщение к народным региональным ценностям.

В исследовании приняли участие обучающиеся 14 и 15 лет в количестве десяти человек. На первом этапе опытно-поисковой работы среди обучающихся была проведена начальная диагностика на выявление уровня ценностных ориентаций.

Целью исследования является выявить и апробировать эффективные методы развития ценностных ориентаций через приобщение к творческому наследию Тюменского края.

В качестве методик нами были использованы адаптированный тест Милтона Рокича «Ценностные ориентации» [5] и адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте», составленный доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой [7], потому что указанные методики соответствуют заявленным нами целям.

После проведенной диагностики нами были получены следующие данные, где общий уровень развитости ценностных ориентаций через приобщение к творческому наследию Тюменского края на занятиях живописью составляет: высокий уровень 10%, средний уровень 50%, низкий уровень 40%.

На основании данных результатов, можно сделать вывод, что ценностные ориентации обучающихся находятся на среднем и низком уровнях, что актуализирует заявленную проблему и требует дальнейшей корректирующей работы с обучающимися, способствующей развитию ценностных ориентаций через приобщение к творческому наследию Тюменского края с использованием эффективных методов (анализ художественных произведений, метод упражнений, метод творческого задания; формы проведения занятий: традиционная форма, мастер-класс, мини - выставка).

Выводы. Проведенные исследования актуализировали проблему, которая еще раз доказывает, что у подрастающего поколения недостаточно развиты ценностные ориентаций. В этой связи существует необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на решения данной проблемы (модификация программы обучения с включением блока по изучению творческого наследия родного края, разработать специальные упражнения и задания, разработать наглядный материал по заявленному содержанию программы).

Литература:

1. Бакиева, O.A. Приобщение обучающихся к творческому наследию родного края через цвет в живописи / O.A. Бакиева // Социологические штудии: сборник молодых ученых. - Вып. № 1 (5) - Смоленск - 2022. -С.4-10

2. Ефимова, Д.В. Ценностная система личности - высший уровень социальной регуляции / Д.В. Ефимова // Социосфера. 2010. - № 4. - С. 86-91. - URL: https://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n4/35888_full.shtml (дата обращения: 25.03.23)

3. Здравомыслов, А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / А.Г. Здравомыслов // Социология в СССР. Т.П.-М,- 1965.

4. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. -М.: Смысл. - 1997. - 287 с.

5. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. - 1973. - №5. - С. 20-28

6. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Мир. - 1998. - 438 с.

7. Щуркова, Н.Е. Формирование образа жизни, достойной Человека / Н.Е. Щуркова // Общая педагогика [сайт]. -URL: https://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26741-formirovanie-obraza-zhizni-dostoynoy-cheloveka.html (дата обращения: 15.05.23)

8. Яньшин, П.В. Психология и психосемантика цвета / П.В. Яньшин // Учебное пособие. - Самара: Изд-во СамГПУ. -2001.- 189 с.

Педагогика

УДК 796(045)

кандидат биологических наук, доцент Якимова Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент факультета физической культуры Волков Валентин Евгеньевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студент факультета физической культуры Томнов Иван Витальевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

СПОРТОМ

Аннотация. В работе представлены результаты исследования возможности профилактики асоциального поведения детей подросткового возраста в процессе секционных занятий спортом. Для изучения данного вопроса была предложена экспериментальная программа спортивной подготовки в секции по баскетболу, направленная на профилактику асоциального поведения. В исследовании приняли участие подростки с признаками асоциальных отклонений в поведении, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группа. Занятия с представителями контрольной группы проводились по программе спортивной подготовки по виду спорта «баскетбол», утвержденной для ДЮСШ. Занятия с представителями экспериментальной группы проводились по экспериментальной программе спортивной подготовки. Результаты тестирования психоэмоционального состояния подростков сформированных нами групп, проводившегося на завершающем этапе эксперимента, обнаружили положительную динамику показателей, характеризующих отношение школьников экспериментальной группы к различным видам деятельности, а также проявление у них экстраверсии, нейротизма, агрессивности, нервно-психической устойчивости, ситуационной и личностной тревожности. У представителей контрольной группы занятия в спортивной секции по программе, утвержденной для ДЮСШ, привели лишь к незначительной положительной динамике перечисленных показателей. Наряду с выраженным улучшением психоэмоционального состояния, у подростков экспериментальной группы выявлен достоверно более выраженный прирост показателей физической подготовленности, по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. Результаты исследования свидетельствовали о достаточно высокой эффективности представленной авторами программы. Полученные данные могут быть рекомендованы для практического использования педагогами по физической культуре и спорту с целью профилактики асоциального поведения подростков в процессе секционной работы по виду спорта.

Ключевые слова: асоциальное поведение, психоэмоциональное состояние, подростковый возраст, физическая подготовленность, занятия спортом, спортивная секция, физическое воспитание.

Annotation. The paper presents the results of a study of the possibility of preventing antisocial behavior of adolescent children in the process of sectional sports. To study this issue, an experimental sports training program in the basketball section was proposed, aimed at preventing antisocial behavior. The study involved adolescents with signs of antisocial behavioral abnormalities, from among whom a control and experimental group were formed. Classes with representatives of the control group were conducted according to the sports training program for the sport "basketball", approved for the Youth Sports School. Classes with representatives of the experimental group were conducted according to the experimental sports training program. The results of testing the psychoemotional state of adolescents in the groups we formed, conducted at the final stage of the experiment, revealed positive dynamics of indicators characterizing the attitude of schoolchildren in the experimental group to various types of activities, as well as their manifestation of extraversión, neuroticism, aggressiveness, neuropsychic stability, situational and personal anxiety. For representatives of the control group, classes in the sports section according to the program approved for the Youth sports School led only to a slight positive dynamics of the listed indicators. Along with a marked improvement in the psycho-emotional state, adolescents in the experimental group showed a significantly more pronounced increase in physical fitness indicators compared with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.