Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ'

МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МЕТОД / АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / УПРАЖНЕНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Юшкова Анастасия Дмитриевна

В данной статье рассмотрены проблемы приобщения к творческому наследию родного края. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, рассматривают процесс «приобщения обучающихся к творческому наследию родного края» средствами живописи, при использовании эффективных методов работы (метод анализа живописного произведения, метод анализа изображаемых предметов народного быта, метод упражнений, метод творческого задания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакиева Ольга Афанасьевна, Юшкова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INTRODUCTION TO THE CREATIVE HERITAGE OF THE TYUMEN REGION

This article discusses the problems of familiarization with the creative heritage of the native land. The authors analyze philosophical, psychological and methodological literature, consider the process of "introducing students to the creative heritage of their native land" by means of painting, using effective methods of work (the method of analyzing a painting, the method of analyzing depicted objects of folk life, the method of exercises, the method of creative tasks).

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ»

6. Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1637824915&tld=ru&lang=ru&name=kalennikova_slovar-psixologo-pedagogicheskix-ponyatii.pdf&text (дата обращения 20 октября 2021)

7. Терехин В.А. Методические рекомендации по проведению занятий с родителями. Особенности детей 9-12 лет (физиологические, психологические, социальные). https://starogorodkovskay.odinedu.ru/school_life/Psiholog/Родителям/Особенности%20%20детей%209-12%20лет.pdf (дата обращения 10 ноября 2021)

8. Толстолуцких, Н.П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно ориентированном обучении: автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.П. Толстолуцких. - Саратов, 1997. - 22 с. (дата обращения 28 сентября 2021)

9. Тугаринов Дмитрий Никитович Керамика и фарфор в работе скульптора // Искусство Евразии. - 2019. - №2 (13). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/keramika-i-farfor-v-rabote-skulptora (дата обращения: 01.10.2021).

10. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности / И.А. Шаршов. - Тамбов, 2003. - 198 с. (дата обращения 20 сентября 2021)

11. Шокорова Л.В. Активизация творческого саморазвития студентов-бакалавров декоративно-прикладного искусства https://www.dissercat.com/content/aktivizatsiya-tvorcheskogo-samorazvitiya-studentov-bakalavrov-dekorativno-prikladnogo-iskuss (дата обращения 24 сентября 2021)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); студентка Юшкова Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ ТЮМЕНСКОГО КРАЯ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы приобщения к творческому наследию родного края. Авторы анализируют философскую, психологическую и методическую литературу, рассматривают процесс «приобщения обучающихся к творческому наследию родного края» средствами живописи, при использовании эффективных методов работы (метод анализа живописного произведения, метод анализа изображаемых предметов народного быта, метод упражнений, метод творческого задания).

Ключевые слова: приобщение, творческое наследие, метод, анализ произведений, упражнение, творческое задание.

Annotation. This article discusses the problems of familiarization with the creative heritage of the native land. The authors analyze philosophical, psychological and methodological literature, consider the process of "introducing students to the creative heritage of their native land" by means of painting, using effective methods of work (the method of analyzing a painting, the method of analyzing depicted objects of folk life, the method of exercises, the method of creative tasks).

Keywords: introduction, creative heritage, method, analysis of works, exercise, creative task.

Введение. В российском обществе, на фоне развития информационных, цифровых технологий, где происходит подмена культурных ценностей (стирание культурных различий), становится особенно актуальным приобщение обучающихся к творческому наследию родного края, которое связано с сохранением исторически сложившегося культурного наследия. Подрастающее поколение, находящееся в современных реалиях «массовой культуры» нуждается в ознакомлении с творчеством предшественников.

Изложение основного материала статьи. Вопросы приобщения к наследию родного края уже стали предметом исследования многих современных научных деятелей таких как: философы (Бердяев Н.А. и др.), психологи (Братченко С.Л., Д. Мацумото и мн. др.), педагоги (Кашекова И.Э., Флерина Е.А., Эльконин Д.Б., Шабанова М.Н. и др.).

В трудах русского философа Н.А. Бердяева спецификой приобщения является его познавательный смысл, приобщение понимается как необходимая ступень к познанию, к поиску идей, смыслов [1].

Таким образом, термин приобщение в философии может пониматься как формирование духовного стрежня человека, воспитание эстетического и этического самосознания.

В психологии понятие приобщение рассматривается как «процесс, в ходе которого люди учатся и усваивают общепринятые в их родной культуре нормы поведения и манеры» [3].

Базовую теоретико-методологическую базу дает выдающийся советский психолог Д.Б. Эльконин, который процесс приобщения рассматривает в более широком значении для человека, где приобщение есть процесс присвоение (или овладение) индивидом исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности - основа его поэтапного психического развития [6].

Автор обращает внимание, что включение индивида в деятельность, направленную на создание качественно нового, не обходится без процесса приобщения к опыту и культуре предшественников.

Современный российский психолог Братченко С.Л. опираясь на теорию Эльконина, рассматривает приобщение как процесс общения человека через мир материальный с миром духовным [2].

Из этого следует, что психология акцентирует свое внимание на механизмах приобщения, присвоение рассматривает как сложный процесс, включающий в себя овладение индивидом способами родовой человеческой деятельности, общение мира материального с миром духовным, обучение и усваивание норм поведения и манеры, принятые в родной культуре.

В области педагогики исследователи рассматривают возможности процесса приобщения в качественном изменении характеристик человека (обучающегося, ученика), при котором обучающий и воспитывающий процесс приобщения оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие человека.

Так, доктор педагогических наук Е.А. Флерина активно ратовала за включение народного искусства в развитии детского творчества.

Из сказанного становится очевидным то, что, знакомясь с материальным наследием наших предков: изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, быт, ремёсла нашего края; мы приобщаемся в том числе к их духовным ценностям таким как любовь к Родине, причастность к истории малой родины, уважение к традициям.

В процессе приобщения обучающихся к творческому наследию родного края создаются условия для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества, которые возможно активизировать в ходе обучению изобразительному искусству, как в общеобразовательной школе, так и в учреждениях дополнительного образования.

По мнению практикующих педагогов, процесс обучения декоративно-прикладному творчеству доступен пониманию обучающихся за счет декоративности, яркости цветовых сочетаний и природосообразности (использование природных материалов, интерпретация мотивов в орнаментике и т.п.). Кроме того, как отмечают педагоги, приобщение к народным традициям в декоративно-прикладном искусстве раскрывают возможности формировать различные художественные навыки через художественно-творческую деятельность, с помощью использования различных материалов (глина, дерево, текстиль) возможно познать свойство этих материалов, изучая возникновение промыслов можно расширить представления по истории развития края [4].

Таким образом, в результате ознакомления с народными промыслами на уроках изобразительного искусства обучающийся не только делает успехи в решении учебных и творческих задач, но и формируется в нравственном отношении.

Немаловажным элементом в образовательном процессе приобщения к творческому наследию средствами изобразительного искусства являются методы.

Рассмотрим наиболее популярные методы.

Одним из методов, которые важно использовать на начальном этапе приобщения обучающихся к творческому наследию края является метод визуального знакомства с творчеством народных художников большой и малой родины.

Известно, что для обучающихся на занятиях по изобразительному искусству важным аспектом познания является метод визуального знакомства с творческим наследием народных мастеров, который позволяет понять индивидуальную особенность народного художника, его роль в становлении народной культуры в целом, позволяет получить творческий опыт.

Именно творческий опыт поможет в будущем подрастающему человеку расширить границы освоения мира.

К осознанности восприятия народного творчества приводит известный метод экскурсий, который позволяет окунуться в атмосферу создания произведений народного искусства (цех по изготовлению Тюменских ковров, Тобольская косторезная фабрика и т.п.), увидеть технологический процесс, пообщаться с народными мастерами. Все это позволит обучающимся получить яркое, образное представление о процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства.

После получения визуального представления о народном творчестве, происходит процесс закрепления объектов творчества через деятельность. Для этого можно использовать метод зарисовок с натуры объектов культурного наследия. Этот метод педагоги использовали не только для развития глазомера, графических навыков быстрого рисунка, но и для того, чтобы развивать зрительную память, внимание и наблюдательность. Исследуя объект зарисовки обучающийся стремиться передавать красоту увиденного, понять технологию изготовления через передачу фактуры, конструкции, что определенным образом способствует духовному обогащению (гордость за историю нашего края, глубокий интерес к творческому наследию предков и т.д.).

Анализируя опыт работы с обучающимися в дополнительных учреждениях г. Тюмени (ДХШ им. Митинского, ДХШ «Этюд», ДШИ им. Знаменского и др.) мы пришли к выводу, что во всех вышеназванных учреждениях происходит приобщение обучающихся к творческому наследию родного края.

Так, например, в ДХШ ДО им. Митинского этот процесс проходит красной нитью через все преподаваемые дисциплины (Скульптура, Рисунок, Живопись, Композиция, История искусств и т.п.).

Рассмотрим некоторые методы приобщения обучающихся к творческому наследию родного края на занятиях по Живописи, на примере живописного натюрморта.

Знакомство обучающихся с темой «Народный натюрморт» можно начать с презентации художников, работающих в этом направлении. Например, живописные русские натюрморты Стажарова В.Ф., где используется метод анализа живописного произведения. В ходе анализа обучающиеся рассматривают не только особенности композиционных и живописных приемов автора в раскрытии темы, но и анализируют изображаемые предметы народного быта, как правило, являющиеся источниками для отдельного изучения (резьба по дереву, роспись по дереву, металлу, вышивка и т.д.).

Таким образом, анализируя произведения художников, обучающиеся знакомятся с творческим опытом художника по созданию произведения, а также изучая особенность изображаемых объектов приобщаются к творческому наследию родного края.

Приступая к практическим занятиям немаловажным, является метод упражнений. По мнению известных художников-педагогов, (П.П. Чистяков, Д. Кардовский и др.) именно метод упражнений позволяет обучающимся подготовиться к выполнению задания, развивает необходимые навыки.

Известно, что упражнения направлены на решение педагогической задачи и поэтому имеют разнообразные формы (устные, письменные, изобразительные).

Например, после анализа работ художников, педагог может дать небольшое упражнение на закрепление или проверку знаний в устной форме.

Но перед выполнением творческого задания, педагог может поставить задачу на отработку приемов работы с различными материалами в изобразительной форме. И в этом случае будет использоваться разработанное упражнение на выполнение вспомогательных кратковременных заданий, способствующих более качественному и быстрому выполнению основной творческой работы.

Таким образом, метод упражнения в процессе работы над творческим заданием способствует лучшему усвоению предмета, улучшает навыки работы с художественными материалами и приемами работы.

Из этого следует, что данные методы (метод анализа живописного произведения, метод анализа изображаемых предметов народного быта, метод упражнений, метод творческого задания) применимы к урокам изобразительного искусства с целью приобщения обучающихся к творческому наследию.

В соответствии с темой и целью исследования нами была организована и проведена опытно-поисковая работа по приобщению к творческому наследию родного края обучающихся на базе детской художественной школы им. А.П. Митинского города Тюмени. В исследовании приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве девяти человек.

На первом этапе опытно-поисковой работы среди обучающихся была проведена начальная диагностика на выявление (когнитивного компонента). На втором этапе, были разработаны и реализованы уроки по теме исследования, направленные

на приобщение обучающихся к творческому наследию родного края средствами живописи. На третьем, итоговом этапе опытно-поисковой работы, была проведена итоговая диагностика.

При разработке критериев сформированности уровня приобщения обучающихся к творческому наследию родного края нами была рассмотрена целостная динамическая система компонентов, основанная на знаниях традиционной культуры региона, на овладение умениями и навыками работы в соответствии с этими традициями и эмоционально-ценностное переживание самого процесса приобщения М.Н. Шабановой. Мария Николаевна в своей целостной системе определяет взаимодействие с личностной сферой в процессе приобщения: (когнитивный компонент, раскрывающий систему знаний об истории развития народных промыслов, фольклора, традиций и т. д.; операционально-творческий компонент раскрывает инструментарий способов познания этнохудожественной культуры через деятельность; эмоционально-ценностное отношение - эмоциональное переживание процесса и отношения к его потенциалу) [5].

По итогам проведения анализа психологической, методической и педагогической литературы по теме исследования, учитывая возрастные особенности обучающихся, на основании уточненного понятия «приобщение к творческому наследию родного края» (знакомство с культурными ценностями народа, с историей развития и видам художественных ремесел нашего края, декоративно-прикладного искусства, (на примере элементов деревянного зодчества), живописными произведениями художников отражающих традиционную культуру народа в следствии чего способность создания творческой работы на основе преобразования познанного живописными средствами), нами были разработаны критерии и показатели данного качества.

В соответствии с темой исследования была проведена диагностика на выявления когнитивного компонента, (раскрывающий систему знаний в области декоративно-прикладного искусства, элементов деревянного зодчества, творчества художников), а также операционально-технологического компонента раскрывающего инструментарий способов познания традиционной культуры через деятельность (владеет навыками передачи цветовых сочетаний в соответствии с культурными кодами цвета, орнаментальных композиций в цвете и живописными приёмами).

Для данных показателей были определены уровни (высокий, средний, низкий).

Первое диагностическое задание представляло собой тест, в котором обучающиеся решали задачи направленные на раскрытие системы знаний в области декоративно-прикладного искусства. При прохождении тестирования большинство обучающихся не смогли назвать элементы деревянного зодчества и показали недостаточные знания в области регионального декоративно-прикладного искусства (виды промыслов, ремесел развитых в регионе).

Второе диагностическое задание направлено на выявление уровня операционально-технологического компонента. Применяемый диагностический метод - творческое задание (с помощью художественно-выразительных средств живописи передать элементы народных промыслов в декоративном натюрморте). Большинство обучающихся справились с работой на среднем уровне.

Выводы. Таким образом, на этапе начальной диагностики были определены следующие результаты приобщения обучающихся к творческому наследию родного края: по первому показателю были получены следующие результаты: В (высокий уровень) - 11,2%, С (средний уровень) - 44,4%, Н (низкий уровень) -44,4%; по второму - В (высокий уровень) -33,3%, С (средний уровень) - 33,3%, Н (низкий уровень) - 33,3%.

В связи с полученными результатами нами были сформулированы следующие задачи:

1. Познакомить обучающихся с историей развития и видами художественных ремесел нашего края, с творчеством художников-живописцев, отражающих эту тематику в своих произведениях.

2. Использовать эффективные методы работы в процессе приобщения обучающихся к творческому наследию родного края.

Выводы. Таким образом, рассматривая проблему приобщения к творческому наследию родного края, нами было выявлено, что возможно достичь положительных результатов через обучение всех преподаваемых дисциплин (Скульптура, Рисунок, Живопись, Композиция, История искусств и т.п.) в учреждениях дополнительного образования, при выполнении ряда условий: последовательном, систематическом использовании методов работы с обучающимися (метод анализа живописного произведения, метод анализа изображаемых предметов народного быта, метод упражнений, метод творческого задания); при проведении диагностики сформированности данного качества у обучающихся с целью выявления пробелов в знаниях, умениях для корректирования образовательного процесса направленного на достижение более высокого уровня знаний в области истории развития видов художественных ремесел нашего края, а также формирования навыков создания творческой работы с использованием живописных приёмов.

Литература:

1. Бердяев, Н.А. О назначении человека. - Париж: Современные записки, 1931. - С. 14-15

2. Галышева А.С., Филатова М.П., Сабурикова Т.В. Приобщение как средство воспитания и педагогическая категория. - Изд: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. - (Санкт-Петербург), 2015. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/priobschenie-kak-sredstvo-vospitaniya-i-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 30.09.2021)

3. Мацумото, Дэвид. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Дэвид Мацумото; [пер. на рус. яз.: Голубева О. и др.]. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 668 с.

4. Севрюкова Н.В. Приобщение учащихся к народному искусству России в учебно-воспитательном процессе: детский сад - школа. (ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»), 2017. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-education.ru/en/node/1449 (дата обращения: 30.09.2021)

5. Шабанова М.Н. Включение этнокультурного наследия региона в содержание художественно- педагогического образования. // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. Учредители: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов. - 2011. - С. 90-93. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-etnokulturnogo-naslediya-regiona-v-soderzhanie-hudozhestvenno-pedagogicheskogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 30.09.2021)

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.: ил. - (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) Электронный ресурс. URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 29.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.