Научная статья на тему 'Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность'

Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / асоциальное поведение / молодежь / социальнопедагогическая деятельность / социализация молодого поколения / социум / воспитание / prevention / antisocial behavior / youth / socio-pedagogical activity / socialization of youth / society / education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данова Наталия Юрьевна

Актуальность. Описана проблематика педагогической профилактики асоциального поведения молодежи в образовательной среде. Проработана актуализация вопроса формирования всесторонней, гармоничной личности, призванной противостоять деструктивной идеологии. Один из важных вопросов − это формирование «правильного» социального окружения для молодых людей. Цель этого процесса − воспитать образованного индивида с положительной гражданской позицией, который готов стать активным участником общества. Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования являются философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися. Результаты исследования. Обоснована роль социально-педагогической деятельности в контексте профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Дана характеристика «социальных критериев» в определении поведения детей, подростков. Уточнены формы проявления асоциального поведения в молодежной среде. Выводы. Актуализация данного вопроса показывает необходимость создания более усовершенствованной модели социально-воспитательной работы по профилактике асоциального поведения в молодежной среде. Профилактика этой проблемы должна начинаться с раннего детства. Правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка являются залогом успешной профилактики асоциального поведения. На достижение успеха в профилактике асоциального поведения должны направлять свои усилия не только образовательные учреждения, но и федеральные и региональные органы власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Данова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth antisocial behavior prevention: socio-pedagogical activity

Importance. The problems of youth antisocial behavior pedagogical prevention in the educational environment are described. Development issue actualization of a comprehensive, harmonious personality designed to resist destructive ideology is worked out. One of the important issues is the formation of the “right” social environment for young people. The purpose of the process is to bring up an educated individual with a positive civic position who is ready to become an active participant in society. Research Methods. The methodological basis of the research is philosophical-anthropological, axiological and personality-oriented approaches that determine the spiritual and moral education’s concept’s content guidelines. Within the framework of these approaches, scientific literature theoretical analysis, synthesis and generalization methods, as well as students’ personalized observation are used. Results and Discussion. The role of socio-pedagogical activity in antisocial behavior prevention context in the youth environment is substantiated. The characteristic of “social criteria” in determining the children and adolescents’ behavior is given. Antisocial behavior demonstration forms in the youth environment are clarified. Conclusion. The issue actualization shows the need to create a more advanced model of social and educational work on the antisocial behavior prevention among young people. Prevention should begin from early childhood. True upbringing, a positive parents’ example, caring for the child’s material and emotional satisfaction are the key to successful prevention of antisocial behavior. Not only educational institutions, but also federal and regional authorities should direct their efforts to achieve success in antisocial behavior prevention.

Текст научной работы на тему «Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 5 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

Научная статья УДК 37.013.42

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1121-1128

Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность

Наталия Юрьевна ДАНОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392036, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33

[email protected]

Актуальность. Описана проблематика педагогической профилактики асоциального поведения молодежи в образовательной среде. Проработана актуализация вопроса формирования всесторонней, гармоничной личности, призванной противостоять деструктивной идеологии. Один из важных вопросов - это формирование «правильного» социального окружения для молодых людей. Цель этого процесса - воспитать образованного индивида с положительной гражданской позицией, который готов стать активным участником общества. Методы исследования. Методологическим основанием проведенного исследования являются философско-антропологический, аксиологический и личностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися.

Результаты исследования. Обоснована роль социально-педагогической деятельности в контексте профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Дана характеристика «социальных критериев» в определении поведения детей, подростков. Уточнены формы проявления асоциального поведения в молодежной среде.

Выводы. Актуализация данного вопроса показывает необходимость создания более усовершенствованной модели социально-воспитательной работы по профилактике асоциального поведения в молодежной среде. Профилактика этой проблемы должна начинаться с раннего детства. Правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка являются залогом успешной профилактики асоциального поведения. На достижение успеха в профилактике асоциального поведения должны направлять свои усилия не только образовательные учреждения, но и федеральные и региональные органы власти.

Ключевые слова: профилактика, асоциальное поведение, молодежь, социально-педагогическая деятельность, социализация молодого поколения, социум, воспитание

Для цитирования: Данова Н.Ю. Профилактика асоциального поведения молодежи: социально-педагогическая деятельность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1121-1128. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1121-1128

© Данова Н.Ю., 2023

1121

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1121-1128

Youth antisocial behavior prevention: socio-pedagogical activity

Natalia Y. DANOVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation [email protected]

Importance. The problems of youth antisocial behavior pedagogical prevention in the educational environment are described. Development issue actualization of a comprehensive, harmonious personality designed to resist destructive ideology is worked out. One of the important issues is the formation of the "right" social environment for young people. The purpose of the process is to bring up an educated individual with a positive civic position who is ready to become an active participant in society.

Research Methods. The methodological basis of the research is philosophical-anthropological, axiological and personality-oriented approaches that determine the spiritual and moral education's concept's content guidelines. Within the framework of these approaches, scientific literature theoretical analysis, synthesis and generalization methods, as well as students' personalized observation are used.

Results and Discussion. The role of socio-pedagogical activity in antisocial behavior prevention context in the youth environment is substantiated. The characteristic of "social criteria" in determining the children and adolescents' behavior is given. Antisocial behavior demonstration forms in the youth environment are clarified.

Conclusion. The issue actualization shows the need to create a more advanced model of social and educational work on the antisocial behavior prevention among young people. Prevention should begin from early childhood. True upbringing, a positive parents' example, caring for the child's material and emotional satisfaction are the key to successful prevention of antisocial behavior. Not only educational institutions, but also federal and regional authorities should direct their efforts to achieve success in antisocial behavior prevention.

Keywords: prevention, antisocial behavior, youth, socio-pedagogical activity, socialization of youth, society, education

For citation: Danova, N.Y. (2023). Youth antisocial behavior prevention: socio-pedagogical activity. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 5, pp. 1121-1128. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-5-1121-1128

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Основным структурным и содержательным компонентом системы профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в образовательной среде является педагогическая профилактика. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздей-

ствием на причины и последствия употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения социальных компетенций, формирования лично-

стных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды»1.

Социализация молодого поколения является особым процессом, связанным с организацией их жизнедеятельности. Один из важных вопросов, который рассматривается еще на самых ранних этапах взросления, - это формирование «правильного» социального окружения для молодых людей. Цель этого процесса - воспитать образованного индивида с положительной гражданской позицией, который готов стать активным участником общества2.

Взросление каждого человека уникально и индивидуально, несмотря на то, что существуют общие подходы к социально-воспитательной и учебно-познавательной работе. В то же время на молодых людей в периоды их психоэмоциональной нестабильности могут оказывать негативное воздействие внешние факторы, что может привести к разрушительным последствиям для них и для их организма, который еще не полностью сформирован и не готов к такому противостоянию.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологическим основанием проведенного исследования являются философско-антропологический, аксиологический и лич-ностно-ориентированные подходы, определяющие содержательные ориентиры концепции духовно-нравственного воспитания. В рамках данных подходов использованы методы теоретического анализа, синтеза и обобщения научной литературы, а также персонифицированного наблюдения за обучающимися.

1 О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: письмо Минобрнауки РФ от 05.09.2011 № МД-1197/06. Доступ из СПС Гарант.

2 Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. 303 с.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Каждое общество устанавливает свои правила и нормы поведения, чтобы структурировать действия индивидов и предотвратить действия, разрушительные для общества. Если кто-то отклоняется от установленных норм и правил, его поведение рассматривается как асоциальное и направленное на разрушение установленных порядков общества.

Таким образом, асоциальное поведение понимается как деятельность, нарушающая общественные нормы и принципы, которая может проявляться в безнравственных или противоправных действиях3.

Многие исследователи продолжают изучать такое явление, как «асоциальное поведение», так как поведение молодых людей, которое противоречит общественным нормам, подвержено изменению в силу изменения норм самого общества [1]. В настоящее время можно выделить несколько определений асоциального поведения. Асоциальное поведение является индивидуальным или групповым поведением, связанным с отказом от приятия нравственных, социальных, правовых и других норм общества. Агрессия часто является составляющей асоциального поведения4.

Асоциальное поведение - это явление, которое отражает попытку некоторых индивидов навредить существующим социальным структурам. Научное определение этого понятия обозначает четыре типа асоциального поведения: противоправное, аморальное, ад-диктивное и преступное [2].

Противоправное поведение - это действия, которые противоречат законодательству и наносят вред окружающей среде. Оно может проявляться в различных формах: кража, грабеж, угон транспорта, нападение на людей с целью запугивания, оскорбление и

3 Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+, 2006. 143 с.

4 Жмуров Д.В. Словарь терминов агрессии и наси-

лия. Анатомия жестокости. L.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 272 c.

Педагогика дополнительного образования Pedagogy of Additional Education

унижение достоинства других людей. Это поведение не является уголовно наказуемым, но оно привлекает внимание правоохранительных органов.

Аморальное поведение не представляет прямой угрозы для общества, однако, оно осуждается и порицается обществом как неэтичное. К такому поведению можно отнести проституцию, гомосексуализм, бродяжничество, нежелание работать и попрошайничество.

Аддиктивное поведение - это проявление различных видов зависимостей, при помощи которых индивиды пытаются справиться с жизненными трудностями. К таким видам зависимостей можно отнести: химическую (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевую (анорексия или булимия), культовую (участие в религиозных сектах) и другие виды зависимостей, такие как игровая, компьютерная, информационная или сексуальная.

Тип асоциального поведения, который проявляется у молодого человека, может зависеть от его темперамента и природных склонностей. При этом стоит отметить, что асоциальное поведение представляет собой серьезную проблему для общества и требует разработки эффективных мер борьбы с ним5.

Существует множество причин, которые могут привести к делинквентному поведению подростков. Не только кража, изнасилование или грабеж, но и другие противозаконные действия могут быть совершены ради получения материальной выгоды или морального удовлетворения.

Эти причины могут быть связаны с политической и экономической нестабильностью в стране, неблагоприятной психологической обстановкой в семье, детской психотравмой, генетической предрасположенностью, мозговой дисфункцией и задержкой психического развития личности, отсутствием хобби и смысла жизни, слабым эмоциональным интеллектом, недостатком положи-

5 Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М.: Флинта, 2021. 281 с.

тельных эмоций, проблемами с обучением, разводом родителей и распадом семьи.

Но не только внешние обстоятельства могут стать причиной делинквентного поведения. Некоторые подростки могут стать асоциальными из-за своей внутренней неуравновешенности, склонности к консерватизму, конфликтному стилю поведения или злоупотреблениям алкоголем, табаком и психоактивными веществами [3].

Каждый случай асоциального поведения уникален и зависит от множества факторов, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в течение жизни. Поэтому, чтобы предотвратить девиантное поведение подростков, необходимо учитывать все эти факторы и помочь каждому ребенку или подростку найти свой собственный путь в жизни.

Категоризация причин поведенческих отклонений включает медицинские, педагогические, психологические и социальные факторы [4]. Медицинские причины включают врожденные поражения, наследственные генетические предрасположенности и приобретенные инфекционные заболевания или психосоматические патологии. Педагогические причины включают ошибки в воспитании, такие как наказания без причины, завышенные требования или игнорирование потребностей ребенка. Психологические причины, связанные с патологиями головного мозга и нервной системы, могут усугубляться неадекватной атмосферой в семье, что может привести к негативным изменениям психики ребенка, таким как агрессия и неуправляемость. Социальные причины, такие как насмешки, издевательства и травля со стороны сверстников, а также неблагополучная семейная ситуация, могут также способствовать проявлению асоциального поведения6.

Современный российский социум прошел через множество изменений, и это сказалось на том, как воспринимается общественно-допустимое и недопустимое поведе-

6 Крившенко Л.П., Юркина Л.В., Буслаева Е.Л.

Психология и педагогика в высшей школе. М.: Юрайт, 2023. 454 с.

ние. Молодежь родилась и взрослела в совершенно разных условиях, что приводит к изменению моральных установок и к росту числа молодых людей, склонных к проявлению асоциального поведения. Однако, несмотря на кризис современного общества, важно помнить, что каждый человек уникален, и причины его поведенческих отклонений могут быть разными и индивидуальными. Поэтому для более эффективной борьбы с асоциальным поведением необходимо развивать индивидуальный подход к каждому человеку, учитывая его особенности и потребности7.

На текущий момент существует устоявшийся «перечень социальных критериев», который используется для классификации поведения на положительное, допустимое и асоциальное. Однако данный перечень является динамическим и регулярно изменяется, отражая изменения в обществе и новые социальные тенденции [5]. Примером такого изменения является признание киберспорта как официального вида спорта в России с 2001 г., что изменило его статус с асоциального поведения на допустимое.

При этом устойчивое асоциальное поведение подростка формируется постепенно и может быть связано с отсутствием реакции взрослых на его проявления на ранних этапах развития. В результате некоторые молодые люди могут перейти от отдельных проявлений асоциального поведения к регулярным разрушительным действиям не только в отношении окружающих, но и в отношении самих себя. Это может привести к серьезным негативным последствиям.

Часто подростки, которые проявляют асоциальное поведение, находят поддержку в своей среде сверстников и создают бунтарские группы. Они могут бравировать своим поведением и гордиться безнаказанностью со стороны родителей [6]. Наиболее агрессивные молодые люди могут уходить из дома, ввязываться в драки, кражи, а также примыкать к преступным группировкам.

7 Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Дея-тельностный подход. М.: Юрайт, 2023. 241 с.

Поэтому для предотвращения асоциального поведения подростков необходимо проводить профилактику и своевременно реагировать на его проявления. Важно обращать внимание на социальные изменения и пересматривать перечень социальных критериев, чтобы соответствующим образом оценивать поведение в соответствии с современными требованиями.

Подростки из благополучных семей, не имеющие проблем с адаптацией, успеваемостью и поведением, также могут начать вести себя антисоциально. Эти изменения поведения часто вызваны влиянием друзей, строгостью родителей, романтическим представлением образа «плохого парня» и отношений с ним (у девушек) и семейными проблемами.

Подростки могут направлять свою агрессию на себя, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Это является попыткой заглушить эмоциональные страдания и физическую боль. Если вы заметили у подростка такие повреждения на теле, необходимо вовремя оказать ему помощь, чтобы предотвратить крайнее проявление аутоаг-рессии - суицидальные наклонности [7].

Таким образом, поведение подростков может быть вызвано различными факторами, такими как влияние друзей, строгость родителей, романтизация «плохого парня», семейные проблемы и многие другие. В результате этого подросток может проявлять асоциальное поведение, включая аутоагрес-сию и даже суицидальные наклонности8.

Однако асоциальное поведение подростка может также быть рассмотрено как проявление формирования индивидуального личностного бренда, направленного на выделение себя из социума со сложившимися на определенный момент времени социально принятыми нормами. В этом контексте образовательное учреждение играет важную роль в социально-педагогическом формировании и взрослении личности подростка [8].

8 Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов. М.: Юрайт, 2023. 222 с.

Педагогика дополнительного образования Pedagogy of Additional Education

Современные социально-педагогические подходы в России зачастую заимствуют и подражают зарубежным практикам, что не всегда соответствует условиям и традициям нашего государства. В связи с этим социальные педагоги должны постоянно подстраивать свои методы работы под новые социальные стандарты и нормы современного общества, чтобы обеспечить подросткам необходимые условия для социализации, освоения социокультурного опыта и самореализации в обществе.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность является важным звеном в цепочке становления и взросления личности подростка, и ее задача состоит в оказании помощи в процессе социализации и создании условий для самореализации в обществе.

В современном обществе проблема профилактики распространения асоциального поведения среди детей и подростков приобретает все большую значимость. Лечение асоциальных отклонений в поведении подростков возможно только при наличии физических или психических заболеваний. В остальных случаях основным способом коррекции асоциальных проявлений молодого человека является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Залогом эффективной профилактики является правильное воспитание, образец положительного поведения со стороны родителей и забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.

Существующие программы социально-педагогической деятельности образовательных организаций предусматривают проведение мероприятий профилактической направленности, которые способствуют формированию положительно-ориентированной среды для обучающихся. Несмотря на улучше-

ние и актуализацию данного направления работы образовательных учреждений, а также на адресную поддержку федеральных и региональных органов власти, результаты исследований уровня проявления асоциального поведения среди молодежи показывают необходимость создания дополнительной, более усовершенствованной модели социально-воспитательной работы по профилактике асоциального поведения в молодежной среде. Эта модель должна быть направлена на раскрытие потенциала современного молодого поколения и на разработку новых методов и приемов профилактики, соответствующих особенностям современной культуры и общественной жизни.

ВЫВОДЫ

Во-первых, проблема асоциального поведения среди детей и подростков становится все более актуальной, и профилактика этой проблемы должна начинаться с раннего детства. Во-вторых, правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка являются залогом успешной профилактики асоциального поведения. В-третьих, существующие программы социально-педагогической деятельности образовательных организаций в целом успешно справляются с проблемой профилактики асоциального поведения, однако, требуют дополнительных усовершенствований и создания более эффективной модели социально-воспитательной работы. В-четвертых, на достижение успеха в профилактике асоциального поведения должны направлять свои усилия не только образовательные учреждения, но и федеральные и региональные органы власти.

Список источников

1. Харитонов М.Г. Структурно-содержательная модель подготовки социальных педагогов и педагогов-психологов к работе по профилактике асоциального поведения учащейся молодежи // Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: проблемы, опыт, перспективы: сб. тр. конф. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2016. С. 152-158. https://elibrary.ru/wzazlv

2. Рыскулова А.Р. Проявления асоциального поведения у первокурсников в зависимости от особенностей социально-психологического типа личности // Неделя науки - 2022: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Г.М. Насыров. Сибай, 2022. С. 275-277. https://elibrary.ru/rxuvpv

3. Шаршов И.А., Королева А.В., Прокудин Ю.П. Проблемные аспекты личностно-профессиональной адаптации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 182. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13, https://elibrary.ru/janmzn

4. Чванова М.С., Киселева И.А. Педагогическая модель формирования ценностных ориентаций студентов в условиях интернет-социализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 1. С. 7-17. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17, Ы^/МШ-rary.ru/dqrlgm

5. Ушамирский А.Э. Асоциальная активность молодежи: проблема интерпретации причин // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2017. № 17 (266). С. 38-43. https://elibrary.ru/wtxpzi

6. Болдина М.А., Деева Е.В. Организация социального консультирования семей «группы риска» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27. № 2. С. 329-339. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-329-339, https://elibrary.ru/bjbbve

7. Уваров Е.А., Горбунова А.В. Формирование социального интеллекта студентов на основе развития эмоциональной гибкости и эмпатии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 235-246. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-235-246, https://elib-rary.ru/dwvkml

8. Давлетбаева З.К. Влияние социально-психологического типа личности на асоциальное поведение студентов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика: материалы 3 Междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. Я.Т. Суюндуков, Г.М. Насыров, А.А. Барлыбаев и др. Сибай, 2022. С. 49-51. https://doi.org/10.56363/9785604860908_49, https://elibrary.ru/krktis

1. Kharitonov M.G. (2016). Structurally-substantial model of preparation of social pedagogues and teachers-psychologists to work on the prevention of antisocial behavior of students. Sbornik trudov konferentsii «Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei gruppy riska: problemy, opyt, perspektivy» [Proceedings of the Conference "Psychological and Pedagogical Support of Children at Risk: Problems, Experience, Prospects"]. Cheboksary, The Chuvash State Pedagogical University named I.Y. Yakovlev Publ., pp. 152158. (In Russ.) https://elibrary.ru/wzazlv

2. Ryskulova A.R. (2022). Proyavleniya asotsial'nogo povedeniya u pervokursnikov v zavisimosti ot osoben-nostei sotsial'no-psikhologicheskogo tipa lichnosti [Manifestations of antisocial behavior in first-year students, depending on the characteristics of the socio-psychological personality type]. In: Nasyrov G.M. (executive ed.). Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Nedelya nauki - 2022» [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Science Week - 2022"]. Sibay, pp. 275-277. (In Russ.) https://elibrary.ru/rxuvpv

3. Sharshov I.A., Koroleva A.V., Prokudin Yu.P. (2019). Problematic aspects of personal and professional adaptation of university students. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 24, no. 182, pp. 7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2019-24-182-7-13, https://elibrary.ru/janmzn

4. Chvanova M.S., Kiseleva I.A. (2022). Pedagogical model of development of value orientations of students in the conditions of internet socialization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27, no. 1, pp. 7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-7-17, https://elibrary.ru/dqrlgm

5. Ushamirskii A.E. (2017). Asocial activity of youth: the interpretation problem of causes. Nauchnye vedo-mosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo = Belgorod State University Scientific Bulletin: Philosophy. Sociology. Law, no. 17 (266), pp. 38-43. (In Russ.) https ://elibrary.ru/wtxpzi

6. Boldina M.A., Deeva E.V. (2022). Organization of social counseling for families at risk. Vestnik Tambovs-kogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 27,

Педагогика дополнительного образования

References

Pedagogy of Additional Education

no. 2, pp. 329-339. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-2-329-339, https://elib-rary.ru/bjbbve

7. Uvarov E.A., Gorbunova A.V. (2023). Development of student's social intelligence based on the development of emotional flexibility and empathy. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 235-246. (In Russ.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-235-246, https://elibrary.ru/dwvkml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Davletbaeva Z.K. (2022). The influence of the socio-psychological personality type on the antisocial behavior of students. In: Suyundukov Ya.T., Nasyrov G.M., Barlybaev A.A. et al. (eds.). Materialy 3 Mezhduna-rodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii « Ustoichivoe razvitie territorii: teoriya i praktika» [Proceedings of the 3rd International Scientific and Practical Conference "Sustainable Development of Territories: Theory and Practice"]. Sibay, pp. 49-51. (In Russ.) https://doi.org/10.56363/9785604860908_49, https ://elibrary.ru/krktis

Информация об авторе

Данова Наталия Юрьевна, начальник отдела по противодействию идеологии экстремизма и терроризма, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. https://orcid.org/0009-0006-6260-037X [email protected]

Поступила в редакцию 29.07.2023 Получена после доработки 01.09.2023 Принята к публикации 08.09.2023

Information about the author

Natalia Y. Danova, Head of Extremism and Terrorism Ideology Counteracting Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. https://orcid.org/0009-0006-6260-037X [email protected]

Received 29.07.2023 Revised 01.09.2023 Accepted 08.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.