УДК 379.81
СПЕЦИФИКА ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРОВ ДОСУГА
© Валерий Леонидович ВОРОТНИКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности,
e-mail: [email protected]
В статье раскрывается природа асоциального поведения молодежи и обосновывается специфика профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях центров досуга. Автор подчеркивает, что при рассмотрении специфики профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях центров досуга как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с молодежью.
Ключевые слова: социализация; социальная дезадаптация; асоциальное поведение; профилактика асоциальных явлений; молодежная среда; учреждения социально-культурной сферы; культурнодосуговая деятельность.
Основной задачей профилактики асоциальных явлений в молодежной среде являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогене -за, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями [1].
При этом важно отметить, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть
самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа [2].
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением полу-
чить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т. д.). Среди молодежи такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовнонаказуемых действий, так и в виде аморального поведения [3].
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства). Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении уйти от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы.
К такого рода проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социальнопассивной позиции - самоубийство, суицид.
Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопро-ступков до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т. е. деформация системы внутренней регуляции [4].
Для объяснения природы асоциального поведения молодежи чрезвычайно важным оказывается выяснить, каким образом происходит усвоение социального опыта, формирование внутренней системы регуляции поведения индивида, процесс интериоризации [1], т. е. перевода во внутренний план различных социальных групповых норм и ценностей, выступающих в качестве внешних поведенческих регуляторов. Понятно, что между внешними и внутренними поведенческими регуляторами нет прямой, непосредственной связи. Внешне законопослушное поведение может удерживаться из чувства
страха перед наказанием либо, наоборот, общественная трудовая активность стимулироваться корыстными, карьеристскими устремлениями. В таком случае снятие внешнего контроля приводит к отказу от вынужденного поведения и может выразиться в противоположных прежнему поведенческих реакциях. Напротив, внутренние поведенческие регуляторы заставляют личность иногда поступать и действовать вопреки групповым санкциям и ожиданиям, «забывать» о возможных неприятных последствиях своих поступков либо сознательно выбирать последующие суровые санкции осуждения и наказания.
Социализация как усвоение социального опыта в конечном счете осуществляется в процессе активного взаимодействия индивида со средой, в процессе воспроизводства им тех общественных связей, которыми он овладевает и которые усваивает [5].
Отсюда необходимо наряду с общесоциальными детерминантами, институтами, механизмами социализации рассматривать и способы социализации, т. е. те виды активного взаимодействия со средой, посредством которых индивид включается в систему общественных отношений и усваивает социальный опыт, интериоризует, усваивает социальные нормы и ценности своего окружения. В общей и возрастной психологии способы социализации раскрыты в таком близком ей понятии, как «ведущая деятельность» [4].
По определению А.Н. Леонтьева, «ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности» [4].
Выделение ведущей деятельности отнюдь не означает игнорирования других видов деятельности, в которые также включен индивид. Однако, тем не менее, именно этот вид деятельности играет наиболее важную роль в психическом развитии на данном возрастном этапе, опосредуя отношения индивида со своим ближайшим окружением.
Роль ведущей деятельности в усвоении индивидом социального опыта весьма поли-функциональна [6]. Она служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний и навыков, а также определяет, опосре-
дует характер взаимоотношений индивида со своим окружение, прежде всего, с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе.
Прежде всего, это различного рода группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных групповых норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции [4]. Далее, это социальнопсихологические воздействия среды, играющие роль механизмов социализации и непосредственно способствующие интериориза-ции внешних групповых норм и ценностей. И, наконец, это способы социализации, т. е. виды активного взаимодействия индивида со средой, выражающиеся в форме деятельностно-опосредствованных, формирующихся на основе ведущей деятельности взаимоотношений индивида со своим ближайшим окружением выступающим в качестве ведущего института социализации [5].
Очевидно, что нарушения процесса социализации, приводящие к различным отклонениям в поведении и сознании индивида, могут происходить за счет различных дефектов, возникающих в любом из перечисленных звеньев в цепи этих социально-психологических детерминант [7]. Очевидно также и то, что как содержательная, так и функциональная стороны социализации, включая институты, механизмы, способы социализации, на разных возрастных этапах представлены по-разному, и для управления процессом социального развития индивида необходимо знать возрастные особенности усвоения социального опыта, и в первую очередь в наиболее опасный кризисный переходный период от детства к взрослости, на рубеже подросткового и юношеского возраста.
Социально-культурная деятельность в условиях центров досуга является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, окружающей его. Процесс функционирования центров досуга можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в присвоении индивидом социальной сущности, то вторая - в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться [3].
Как мы уже отметили ранее, личность развивается в процессе деятельности, и поэтому социализация как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности как результат этой деятельности. Следовательно, процесс профилактики асоциальных явлений в молодежной среде может осуществляться в процессе социально-культурной деятельности.
Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где, с одной стороны, субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» [7] и способности, объективирует себя в них, с другой - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [7].
Такое присваивание социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях центров досуга. Именно в процессе социально-культурной деятельности молодежь знакомится с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. И профилактика асоциальных явлений в молодежной среде возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, т. к. здесь они более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью формировать на их нравственный облик и мировоззрение.
При рассмотрении специфики профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях центров досуга как педагогического процесса важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с молодежью - объектом педагогического влияния.
Прежде всего, эффективность такого воздействия в условиях центров досуга на молодежь во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации социально-куль-
турной деятельности, обусловленное его содержанием [6].
Организационные формы работы с молодежью должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей. Важно отметить, что молодежная среда характеризуется существенными изменениями всех сторон личности - психики, физиологии, взаимоотношений, когда молодой человек активно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия.
Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что деятельность центров досуга нуждается в более насыщенном этическом направлении, выдвижении на первый план социально-культурных проблем, гармонизации отношений между молодыми людьми, удовлетворении потребностей отдельной личности и общества в целом.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1980.
2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1998.
3. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 2003.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. М., 2008.
5. Кон И.С. Социология личности. М., 1999.
6. Материалы Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999-2002 гг.), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах РФ под рук. В.И. Чупрова.
7. Рубинштейн С.Л. Методологические проблемы социальной психологии. СПб., 2002.
Поступила в редакцию 6.12.2011 г.
UDC 379.81
SPECIFIC OF PROPHYLAXIS OF ASOCIAL PHENOMENA IN YOUTH ENVIRONMENT IN CONDITIONS OF CENTERS OF LEISURE
Valeriy Leonidovich VOROTNIKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
In the article nature of asocial behavior of young people opens up and the specific of prophylaxis of the asocial phenomena is grounded in a youth environment in the conditions of centers of leisure. An author underlines, that at consideration of specific of prophylaxis of the asocial phenomena in a youth environment in the conditions of centers of leisure as pedagogical process, an important value has determination of the most effective forms and methods of influence, making methodology in the system, which allows to attain socially-pedagogical aims in-process with young people.
Key words: socialization; social maladjustment; antisocial behavior; prevention of anti-social phenomena among young people; institutions; social and cultural facilities; cultural and leisure activities.