УДК 316.624 - 053.6 ББК 60.524.258 К 22
Е.Н. Карелкин,
кандидат социологических наук, доцент кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета МВД РФ, г. Краснодар, тел.: +79184469519, e-mail: alexandr01.87@mail.ru
В.В. Хрущев,
соискатель кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп, тел.: +79181949980, e-mail: alexandrO 1.8 7@mail.ru
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
( Рецензирована )
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблем профилактики отклоняющегося поведения молодежи. Автором проводится анализ развития асоциальных тенденций в молодежной среде, выделяются основные проблемы формирования правовой культуры молодого поколения как одной из форм социальной превенции.
Ключевые слова: девиации, молодежь, правовая культура, правовое воспитание, превенция, профилактика.
E.N. Karelkin,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Physical Training and Sport Department, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Krasnodar, ph.: +79184469519, e-mail: alexandr01.87@mail.ru
V.V. Khruschev,
Competitor of Philosophy and Sociology Department, Adyghe State University, Maikop, ph.: + 79181949980, e-mail: alexandr01.87@mail.ru
SOCIOCULTURAL BASIC CONTENT OF THE THEORETICAL ANALYSIS OF PREVENTION OF YOUTH'S ASOCIAL BEHAVIOR
Abstract. This paper sheds new light on prevention of deviant behavior of youth. The author carries out the analysis of development of asocial tendencies in the youth environment and allocates the main issues of formation of legal culture of the younger generation as one of the forms of social prevention.
Keywords: deviations, youth, legal culture, legal education, prevention, preventive measures.
Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало возрастающее число различных девиант-ных проявлений на всех уровнях:
социально-институциональном, социально-психологическом, лично-стно-психологическом.
Данные проявления, например, в сфере половых отношений,
угрожают репродуктивному здоровью нации. Наблюдается рост уровня употребления алкоголя, в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. Угрожающие масштабы приобрело наркопотребление а также уровень самоубийств среди молодежи, являющийся одним из самых высоких в мире.
Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов в обществе.
Соответственно, на сегодняшний день в социуме в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно актуальный запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции.
В то же время в современной науке наметился еще один подход к явлению девиации как к проблеме интегративного свойства. Он просматривается в произведениях таких авторов, как Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, Е.Г. Багреева, И.П. Башкатов, Я.И. Гилинский,
A.B. Дмитриев, А.И. Долгова,
B.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, Г.Ф. Хохряков и другие. В данных работах убедительно доказывается, что детерминация отклоняющегося поведения, как правило, связана не только с криминологическими факторами, но и с социально-педагогическими и психологическими. Этим обуславливается ее комплексный, междисциплинарный характер.
Многие исследователи в области этиологии асоциального поведения молодых индивидов, оценивая факторы, провоцирующие развитие девиаций, констатируют, что в стадии переходного состояния общества, девиантные практики в среде подрастающего поколения формируются особенно активно. Именно переходное состояние социума активно побуждает «крушение норм» и появление отклонений в поведении, как личности, так и
социальных групп, и, таким образом, определяется как наиболее влиятельный социокультурный де-виантогенный фактор.
Рассматривая в данном контексте взаимовлияние девиаций поведения и процессов, обуславливающих систему личностной социализации индивидов, следует отметить, что процесс социализации индивида выражает активное взаимосвязанное функционирование его участников с целью воспитания, образования, обучения и развития. При этом воспитание трактуется в широком смысле, включающем многие компоненты стимулирования личности в целях ее формирования, включая и внешние факторы общественного функционирования.
В то же время, в контексте научных теорий по проблемам личностного формирования, рассматриваются, прежде всего, процессы целенаправленного, методического влияния, обеспечивающего наиболее полную реализацию потенциала личности в интересах ее самой и общества. Наука в данном контексте призвана решать и теоретические, и практические вопросы, относящиеся к определению целей и задач, реализации принципов оптимизации содержания, организации и методов работы, обеспечения благоприятных социальных условий.
Необходимо обозначить, что понятие «формирование личности» в энциклопедических словарях интерпретируется как форма изменения, совершенствования, развития, созревания динамической функциональной структуры личности под влиянием внешних воздействий. То есть формирование определяет изменение в плане развития, возрастание степени зрелости, достижение более совершенной формы, качественной определенности. Это не указывает на факт жесткого, внешнего принуждения в отношении индивида, насилия над ним. Данный аспект подчеркивает происходящие изменения в личности,
которые обогащают ее как по культурному содержанию, так и по форме, или, напротив, провоцирующие деградацию.
Исследуя особенности взаимодействия личности и социума, принципов ее социализации как эффективной социальной единицы, а также угрозы развития девиант-ных форм ее поведения и их превенции, следует обозначить, что одним из важнейших компонентов формирующего воздействия, обеспечивающих устойчивый иммунитет к возможностям вовлечения в асоциальные проявлениям, в общей системе личностной социализации является формирование правовой культуры, функционально призванной обеспечить цивилизованность правоотношений гражданина и государства.
Следует также отметить, что проблемам профилактики асоциального поведения молодежи в современном российском обществе уделяется особое внимание как со стороны представителей органов власти, так и широкой общественности. Научные изыскания по данной проблематике представляют собой определенное сочетание теоретических дискурсов на различных научных полях и комплекса эмпирических исследований.
Особую значимость исследованиям в данной области придает наметившаяся тенденция активного участия молодых индивидов в различных асоциальных группах радикального толка. Доля молодежи, участвующей в различных радикальных и экстремистских течениях, продолжает оставаться весьма существенной.
В данном контексте особо актуальными являются такие проблемы, как участие молодых людей в различных протестных акциях, дестабилизирующих общее состояние национальной безопасности и характеризующихся явным выходом за рамки установленных правил и норм поведения.
Выделяя некоторые позитивные тенденции в функционировании систем общественного противодействия асоциальным проявлениям в среде молодежи, необходимо констатировать тот факт, что такие негативные склонности как, например, алкоголизация и наркотизация молодого поколения, по-прежнему, продолжают вызывать обеспокоенность общества.
Следует отдельно отметить, что в современном российском социуме институты профилактики характеризуются значительным объемом проводимых исследований и нормотворческих инициатив. Нормативно-правовые акты, регулирующие профилактическую работу, принимаются в немалом объеме, как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.
Тем не менее, предлагаемые государственными институтами меры не дают желаемых результатов. Проблема отклоняющегося поведения молодого поколения остается одной из важнейших проблем современного социума.
Одним из факторов, провоцирующих данную тенденцию, можно назвать недостаточное изучение социокультурного содержания принимаемых государственными институтами профилактических мер, степени осмысления социумом актуальности данной проблематики и ключевых направлений ее решения, уровня корреляции состояния правовой культуры и систем формирования поведенческих стереотипов в молодежной среде в современном российском обществе.
В то же время одним из важнейших аспектов в деятельности по предупреждению групповых правонарушений со стороны молодежи продолжает оставаться система ранней профилактики, так как ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности. При
своевременном проведении комплекса соответствующих мер, ранняя профилактика может дать значительные результаты, тем самым исключить необходимость в применении специальных мер. В данном случае особое значение для предупреждения преступлений имеет вовлечение в добровольную трудовую деятельность, участие в различных молодежных движениях и т.д.
Данные меры имеют большое общесоциальное значение, так как облегчают молодым людям решение основных, наиболее сложных и болезненных для нашего времени проблем, связанных с безработицей, падением жизненного уровня большей части населения и многих других, обеспечивая им основные гарантии трудоустройства и надлежащие условия труда [1].
Изучая социокультурные основы системы современной профилактики, необходимо, прежде всего, обозначить направленность профилактического воздействия, а также выявить непосредственный объект воздействия.
Безусловно, в современной социологии, так же, как и в других общегуманитарных научных течениях, ключевым объектом превенции считаются разного рода девиации (отклонения) от традиционных норм и правил, принятых в конкретном обществе.
Следовательно, для изучения основных принципов профилактики асоциального поведения требуется углубленный анализ теоретических проблем, существующих в исследованиях девиаций, в том числе и социокультурного содержания [2].
Необходимо отметить, что важнейшим элементом современной профилактики асоциального поведения молодых индивидов является процесс формирования правовой культуры молодежи.
Рассматривая данный процесс, следует отметить, что правовому воспитанию присущи свои
причинно-следственные зависимости - между формирующими процессами и их результатами.
Данная причинно-следственная зависимость и прочие особо значимые зависимости, реализующие значения существующего опыта правовоспитания, находят свое отражение в частных принципах, на основе которых рекомендуется строить практику правокультурно-го воздействия [3].
Таким образом, исследуя процессы формирования правовой культуры как немаловажного элемента в системе развития законопослушной личности, обуславливая ключевые теоретические понятия, применяемые в исследованиях данной научной области, следует обозначить, что в современной теории объективно применяется термин «правовая социализация личности». Данный термин имеет широкое распространение в различных гуманитарных научных отраслях.
Суть правовой социализации заключается в усвоении индивидом правовых ценностей, трансформации их в социальные нормы своей жизнедеятельности и поведения, в личные качества и особенности психологии. Так, А.М. Столяренко отмечает: «Воспитанный человек не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может» [4].
Проведя анализ результативности и содержания процесса правового воспитания молодого поколения, необходимо отметить, что корректность определения его целей и задач имеет первостепенное значение. Не вызывает сомнений тот факт, что воспитание всегда связано с целенаправленным организационным воздействием на всю личность, и правовое воспитание следует понимать в этом же значении. Оно является последовательным и систематическим воспитательным воздействием на молодых индивидов с целью формирования и поступательного развития их правовой культуры [5].
Таким образом, отличительная черта правовой социализации непосредственно связана с формированием правопослушных убеждений в повседневных правоотношениях, с осознанием личностных правовых и морально-нравственных обязанностей, с субъективной ответственностью за какие-либо деяния, другими словами, с воспитанием законопослушной личности.
Глобализация процессов, детерминирующих отклоняющееся поведение молодых людей, масштабность маргинальных явлений в обществе - все это является факторами, указывающими на актуальность правового воспитания в современной России в качестве одного из ведущих разделов в общей системе воспитания и профилактики асоциального поведения молодежи.
В свою очередь, необходимо отметить тот факт, что развитие ключевых составляющих правовой культуры индивидов осуществляется во всех социальных системах и структурах, как правило, по механизму научения - неосознанного формирования их у граждан [3].
Необходимо также констатировать тот факт, что в ходе становления законопослушной личности одно из главных значений имеют ключевые системы, в которых воздействие элементов правовой культуры носит осознанный характер. Данное утверждение разделяется многими современными исследователями в научной сфере.
Вместе с тем, качественное содержание правовой культуры равным образом видоизменяется под воздействием критериев социальной среды, идентифицирующей так называемые «культурные универсалии». Стабильный социум, планомерно развивающий культурную и экономическую сферу, обладает устойчивой, традиционной системой ценностей, образцов и эталонов поведения.
Интересы социализации молодого поколения обуславливают
потребность организации концепции поэтапного правового воспитания, разработки определенной стратегии, отвечающей уровню развития личности представителей молодого поколения граждан, их правовой компетентности и возрастных особенностей.
Проводя анализ особенности правовой социализации, следует отметить, что она представляет собой часть общей системы формирования молодежного сообщества и сохраняет его общие принципы, то есть она, в первую очередь, опирается на общечеловеческие нравственные позиции, гуманистический подход к взаимоотношениям с каждой конкретной личностью, уважение ее прав на самореализацию.
В свою очередь, принцип целостности и всесторонности процесса подразумевает применение средств и методов правовоспитательного воздействия с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляющее воздействие на основные сферы человеческой психики - на сознание, чувства и волю. Данный принцип построен на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает «белых пятен» [3].
Данное утверждение позволяет сделать вывод о том, что немаловажным аспектом является необходимость систематического, последовательного и непрерывного культурно-правового воздействия на представителей молодежи.
Проведенные в России социокультурные исследования показали сложность достижения высокого уровня правовой культуры и правового сознания у подростков. Подрастающему поколению необходимо прививать культурно -правовые основы, формируя представления о правовых нормах общества, социально полезные установки, стимулируя его активную деятельность, способствующую накоплению позитивного опыта.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что в современной России все больше нарастает нигилистическое отношение к праву в среде молодого поколения граждан, в особенности необходимо обратить внимание на актуальность происходящих в стране культурно-правовых процессов, нацеленных на создание гражданского общества. Данная тенденция
предполагает существенную активизацию деятельности по становлению полноценной, всесторонне развитой личности, а также по созданию эффективной социальной превенции асоциального поведения, так как гражданское общество, бесспорно, заинтересовано в создании устойчивой правовой системы, гарантирующей соблюдения конституционных прав и свобод личности.
Примечания:
1. Жигарев Е.С., Петухов В.И. Проблемные аспекты преступности несовершеннолетних и ее предупреждения // Криминологический журнал. 2005 № 2 (8). 49 с.
2. Михайлов А.П. Ювенальная делинквентность в контексте социокультурной транзиции России. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. 184 с.
3. Ядов А.В. Стратегия социологических исследований. М., 2002. 309 с.
4. Столяренко A.M. Юридическая педагогика. Курс лекций. СПб, 1993. 63 с.
5. Сергиенко С.В. Современные стратегии ювенальной профилактики (социологический анализ): дис. ... канд. социол. наук. Сочи, 2011. 132 с.
References:
1. Zhigarev E.S., Petukkhov V.I. Problematic aspects of juvenile delinquency and its prevention // The journal of criminology. No. 2 (8). 2005. 49 pp.
2. Mikhailov A.P. Juvenile delinquency in the context of socio-cultural transition of Russia. Rostov-on-Don. University Press, 2006. 184 pp.
3. Yadov A.V. Strategy for social research. M., 2002. 309 pp.
4. Stolyarenko A.M. Legal pedagogy. A course of lectures. SPb., 1993. 63 pp.
5. Sergienko S.V. Current strategies for juvenile prevention (sociological analysis). Diss, for the Cand. of Sociology degree. Sochi. 2011. 132 pp.