Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакулина Любовь Львовна, Курбатова Ольга Владимировна

Рассматриваются меры профилактики коррупции, приоритетное применение которых антикоррупционным законодательством провозглашено в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции. Акцентировано внимание на расширении полномочий прокуроров по контролю над расходами государственных служащих, на определении мер по защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, а также на повышении антикоррупционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURES AGAINST CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES

Corruption prevention measures are considered, the priority application of which is proclaimed by the anti-corruption legislation as one of the basic principles of combating corruption. Attention is focused on expanding the powers of prosecutors to control the expenses of civil servants, on determining measures to protect persons reporting corruption, as well as on improving the anti-corruption culture.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/! 0.24412/2073-0454-2022-5-217-220 NIION: 2003-0059-5/22-447 MOSURED: 77/27-003-2022-05-646

Профилактические меры противодействия коррупции в органах государственной власти

Любовь Львовна Сакулина1, Ольга Владимировна Курбатова2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 sll3@rambler.ru

2 Statya2015@mail.ru

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Г. Х. Хадисов

Аннотация. Рассматриваются меры профилактики коррупции, приоритетное применение которых антикоррупционным законодательством провозглашено в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции. Акцентировано внимание на расширении полномочий прокуроров по контролю над расходами государственных служащих, на определении мер по защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, а также на повышении антикоррупционной культуры.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, конфликт интересов, коррупция, коррупционное поведение, коррупционное правонарушение, коррупционный риск, меры профилактики

Для цитирования: Сакулина Л. Л., Курбатова О. В. Профилактические меры противодействия коррупции в органах государственной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 5. С. 217-220. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-217-220.

Original article

Preventive measures against corruption in public authorities

Lyubov L. Sakulina1, Olga V. Kurbatova2

'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 sll3@rambler.ru

2 Statya2015@mail.ru

Reviewer: Candidate of Legal Sciences, Associate Professor G. Kh. Hadisov

Abstract. Corruption prevention measures are considered, the priority application of which is proclaimed by the anti-corruption legislation as one of the basic principles of combating corruption. Attention is focused on expanding the powers of prosecutors to control the expenses of civil servants, on determining measures to protect persons reporting corruption, as well as on improving the anti-corruption culture.

Keywords: anti-corruption education, conflict of interests, corruption, corrupt behavior, corruption offense, corruption risk, preventive measures

For citation: Sakulina L. L., Kurbatova O. V. Preventive measures against corruption in public authorities. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):217-220. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-217-220.

Обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин отметил, что деятельность государственных служащих не должна компрометировать государство, подчеркнув необходимость более эффективной борьбы с коррупцией за счет применения новых методов [5]. Однако, созданная государством система противодействия коррупции не в полной мере обеспечивает снижение правонарушений коррупционной направленности. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 2020 г. было возбуждено более 18 тыс. уголовных дел о совершении коррупционных преступлений и более половины из

© Сакулина Л. Л., Курбатова О. В., 2022

них направлены в суд; по итогам 9 месяцев 2021 г. в суды передано 7405 дел о коррупции [11].

С момента принятия в 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции» [7] количество статей в нем увеличилось с 14 до 28; так же следует заметить, что нормативную базу по противодействию коррупции пополнили и другие нормативные правовые акты, в том числе подзаконного характера. Положительная динамика здесь очевидна, но в тоже время нельзя не отметить значительный минус такого быстрого развития законодательства по противодействию коррупции, так как многочисленность право-

№ 5/2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

217

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

вых норм ведет к снижению их систематизации, затрудняет реализацию предусмотренных в законах предписаний.

Государственная политика по противодействию коррупции, на наш взгляд, представляет собой систему взаимосвязанных мер, объединенных одной целью — снизить уровень коррупции. Акцент в государственной политике делается на профилактических мероприятиях, их приоритетном применении, что вытекает из реализации одного из основных принципов противодействия коррупции, закрепленных в ст. 3 Закона № 273-Ф3.

Основные меры, направленные на профилактику коррупции, закреплены в ст. 6 Закона № 273-Ф3, и составляют совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, которые направлены на выявление и устранение причин (и условий), способствующих совершению правонарушений коррупционной направленности, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.

К мерам правового и организационного характера относятся запреты, ограничения и обязанности, предусмотренные законодательством о государственной службе, которые направлены на снижение коррупционных рисков. Остановимся на некоторых из них.

Ежегодное предоставление сведений о доходах и расходах государственных служащих, а также запрет на открытие счетов и хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, позволяет выявлять неподтвержденные доходы.

Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] расширены полномочия прокуроров по контролю над расходами чиновников. Так, изменения коснулись таких федеральных законов, как: «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон № 230-Ф3) [8], Закона № 273-Ф3, «О банках и банковской деятельности» [6]. Прокурор имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в порядке ст. 17 Закона № 230-ФЗ об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества, приобретенных государственным служащим или его (ее) супругой (супругом) на неподтвержденные доходы.

Так, например, зачастую суды в различных инстанциях удовлетворяют подобные исковые заявления

прокуроров. В доход государства может быть обращено как само недвижимое имущество, так и стоимость этого имущества на момент покупки в случае его уничтожения. Аргументацией судов в пользу принятия таких решений выступают, например, заинтересованность свидетелей, превышение совокупного дохода служащего за три предыдущих года, противоречивость изложенных ответчиком сведений об источнике получения денежных средств, неотражение в установленном порядке факта займа у родственников, выводы о неискренности при ответах во время опроса с использованием полиграфа на вопросы об источнике получения денежных средств. Отказы судов в удовлетворении подобных исковых требований обусловлены непринятием прокурорами исчерпывающих мер по оценке представленных материалов по итогам контроля за расходами [1]. Отметим, что в настоящее время судебная практика по рассмотрению исков такой категории находится в стадии формирования.

Актуальным является вопрос, касающийся подарков, которые получают должностные лица. Не случайно отмечается, что необходимо подвергнуть анализу практику соблюдения ограничений и установления обязанностей и запретов в данной части. Следует обратить внимание, что эта проблема носит межотраслевой характер. Прежде всего проблематичным бывает установить отличие подарка (до 3 тыс. руб.) от мелкой взятки. Мы придерживаемся мнения, что на сегодняшний день государственным служащим запрещено получать какие-либо вознаграждения за совершение ими своих должностных обязанностей.

Кроме вышеперечисленных направлений, необходимо усилить меры по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. Отметим, что по данному вопросу в Национальном плане противодействия коррупции еще на 2014-2015 гг. была поставлена задача провести научные исследования организационных и тактических аспектов защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции [9]. Проведенные Институтом законодательства и сравнительного правоведения исследования в данном направлении позволили выявить ряд проблем, преодолению которых могло бы способствовать применение стимулирующего механизма в отношении указанных лиц [2]. Меры по защите лиц, сообщивших о фактах коррупции (преимущественно защиты от преследования со стороны работодателя — увольнения, понижения в

JURISPRUDENCE

должности, привлечения к дисциплинарной ответственности) были определены в проекте федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях», однако данный законопроект в июне 2019 г. был отклонен Государственной Думой ФС РФ [4]. Обзор правоприменительной практики, связанной с защитой указанных лиц, должен быть подготовлен Минтрудом России до конца декабря 2023 г. [10].

Важным направлением, которое также можно отнести к профилактике коррупции, является повышение эффективности мер по предотвращению конфликта интересов на государственной службе.

Для того, чтобы повысить эффективность правового регулирования в данной сфере, необходимо, во-первых, на законодательном уровне уточнить понятия «конфликта интересов», «личной заинтересованности» и некоторых других, с учетом реалий это должно найти свое отражение в Законе № 273-Ф3. Кроме этого, актуальным является вопрос возложения на руководителя полномочий по урегулированию конфликта интересов между подчиненными; необходимо конкретизировать обязанности руководителя в данной сфере.

Новым отдельным направлением работы по борьбе с коррупцией в России должна стать популяризация правомерного стандарта поведения государственного служащего и развитие общественного правосознания, иначе говоря, правовое воспитание государственных служащих и обычных граждан.

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению связано с развитием устойчивого нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупции, укреплением доверия граждан к правоохранительным органам, активизацией поддержки гражданами деятельности государства по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений со стороны работников государственной и муниципальной службы. Реализация указанной меры зависит от уровня антикоррупционной культуры, что обеспечивается антикоррупционным воспитанием. Антикоррупционная культура — это определенные ценностные установки, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции; это способность человека быть морально устойчивым в любых коррупциогенных ситуациях.

Антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правопо-слушного поведения. В профессиональной сфере,

например, для будущих юристов, сотрудников органов внутренних дел — это способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению.

Итак, дальнейшее развитие законодательства по борьбе с коррупцией заключается в совершенствовании действующих правовых норм, систем прозрачности и открытости в деятельности всех органов власти на различных уровнях, при этом введение мер противодействия коррупции должно сопровождаться разумным балансом превентивных и уголовно-правовых инструментов.

Законодателю также следует расширить понятие коррупции, трансформировав ее характеристики из международно-нормативного во внутригосударственное право, а также определить ключевое понятие «коррупционное правонарушение», так как с одной стороны, его можно трактовать как уголовное деяние, с другой, — как административное, а с третьей — как дисциплинарное.

Кроме того, необходимо совершенствовать меры финансового контроля в рамках общего декларирования доходов и расходов государственных служащих, соблюдая при этом баланс частных и государственных интересов.

Поэтому, чтобы в обозримом будущем достичь определенных целей в сфере противодействия коррупции в органах государственной власти, необходимо обеспечить исчерпывающий, обоснованный, понятный и стабильный перечень измеримых целевых показателей для руководителей государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора в части превенции коррупции.

Список источников

1. Информационное письмо № 86-13-2016/Ип7002-16 «О практике обращения в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации имущества по результатам осуществления контроля за расходами» // URL://https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf7ac-tivity/combating-corraptюn/methodic/mf?item=1716490.

2. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование: науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин, Т. Л. Козлов, Н. М. Колосова и др. М., 2016.

3. Официальный интернет-портал правовой информации // URL://http://pravo.gov.ru/

4. Паспорт проекта Федерального закона № 286313-7 «О внесении изменения в Федеральный

№ 5 / 2022 - Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia - 219

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

закон «О противодействии коррупции» в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях» (внесен Правительством РФ) (снят с рассмотрения) // СПС «КонсультантПлюс».

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. // Российская газета. 2020. 16 янв.

6. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

8. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СЗ РФ. 2012. № 50 (ч. IV). Ст. 6953.

9. Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» // URL://http://www.pravo.gov.ru.

10. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // URL://http://pravo.gov.ru.

11. URL://https://sledcom.ru/news.

References

1. Information letter No. 86-13-2016/Ip7002-16 «On the practice of applying to the court for the recovery of property to the income of the Russian Federation based on the results of cost control» // URL://https://epp.gen-proc.gov.ru/web/gprf/activity/combating-corruption/met-hodic/inf?item= 1716490.

2. Conflict of interests in the state and municipal service, in the activities of organizations: causes, prevention, settlement: scientific and practical. manual / T. S. Glazyrin, T. L. Kozlov, N. M. Kolosova, etc. M., 2016.

3. Official Internet portal of legal information // URL://http://pravo .gov.ru/

4. Passport of the draft Federal Law No. 286313-7 «On Amendments to the Federal Law «On Combating Corruption» regarding the protection of Persons who have notified of corruption offenses» (submitted by the Government of the Russian Federation) (withdrawn from consideration) // SPS «ConsultantPlus».

5. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of January 15, 2020 // Ros-siyskaya Gazeta. 2020. January 16.

6. Federal Law No. 395-1 of December 2, 1990 «On Banks and Banking activities» // SZ RF. 1996. No. 6. Art. 492.

7. Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 «On Combating Corruption» // SZ RF. 2008. No. 52 (Part I). Art. 6228.

8. Federal Law No. 230-FZ of December 3, 2012 «On Control over the Compliance of expenses of Persons holding Public positions, and other persons to their incomes» // SZ RF. 2012. No. 50 (Part IV). Art. 6953.

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 226 dated April 11, 2014 «On the National Anti-Corruption Plan for 2014-2015» // URL://http ://www.pravo .gov.ru.

10. Decree of the President of the Russian Federation No. 478 dated August 16, 2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024» // URL://http://pravo.gov.ru.

11. URL://https://sledcom.ru/news.

Информация об авторах

Л. Л. Сакулина — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент;

О. В. Курбатова — доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

L. L. Sakulina — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

O. V. Kurbatova — Associate Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Economic Sciences.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 29.07.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 29.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.