УДК 614.84
Чекулаева М.И.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в данной статье рассмотрены рекомендации по планированию профилактических мероприятий в области пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования. Пожары в дошкольных и начальных образовательных учреждениях могут быть особенно опасными из-за особенностей зданий, наличия большого количества детей и возможности паники в чрезвычайной ситуации.
Планирование профилактических мероприятий в области пожарной безопасности в дошкольных и начальных учебных заведениях требует комплексного подхода, включающего обучение, практику, тщательное планирование и постоянный мониторинг. Соблюдение этих рекомендаций поможет создать безопасную и защищенную среду для детей, персонала и всех присутствующих в учебных заведениях.
Ключевые слова: планирование, профилактические мероприятия, пожарная безопасность, дошкольное образование, начальное общее образование, учебное заведение, чрезвычайная ситуация.
Пожары представляют серьезную угрозу для жизни, здоровья и благополучия людей. Дым, выделения газов и высокие температуры могут быть смертельно опасными. Быстрое распространение огня и возможность образования ловушек усугубляют опасность для эвакуации [3].
Пожары в организациях дошкольного и начального общего образования могут иметь серьезные последствия из-за наличия детей, которые являются
наиболее уязвимой категорией населения. Возникновение пожаров в таких учреждениях может быть вызвано различными причинами, такими как:
1) Неисправности электрооборудования, недостаточное обслуживание электрических систем и неисправности в электрооборудовании могут стать причиной возгорания.
2) Намеренные поджоги могут возникнуть как результат конфликтов между детьми или персоналом, а также из-за неблагоприятной атмосферы в учреждении.
3) Недостаточное обучение по пожарной безопасности, если персонал и дети не знают, как правильно действовать в случае пожара, это может привести к увеличению риска возникновения пожара и травмирования людей.
4) Неправильное хранение легковоспламеняющихся материалов, наличие легковоспламеняющихся материалов вблизи источников огня или нагревательных приборов может способствовать возникновению пожара.
5) Отсутствие аварийных выходов и плана эвакуации. Необходимость быстрой эвакуации детей и персонала при возгорании подчеркивает важность наличия четкого плана эвакуации и аварийных выходов.
Важно отметить, что пожары в дошкольных и начальных образовательных учреждениях могут быть особенно опасными из-за особенностей зданий, наличия большого количества детей и возможности паники в чрезвычайной ситуации. Поэтому профилактика пожаров и подготовка к действиям в случае пожара играют ключевую роль в обеспечении безопасности.
Профилактика пожаров - это комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения пожаров и уменьшение их последствий.
Для предотвращения пожаров и минимизации потерь, органы по государственному пожарному надзору проводят профилактику рисков, которые могут нанести ущерб в области пожарной безопасности в соответствии с законодательством [2].
В соответствии с документами, утвержденными законодательством, главные государственные инспекторы по пожарному надзору и их сотрудники имеют право проводить профилактические мероприятия, включающие информационные кампании, такие как предупреждения, консультации и профилактические проверки.
Цели профилактики рисков в области пожарной безопасности включают:
- Поддержание соблюдения обязательных требований всеми проверяемыми лицами.
- Устранение потенциальных нарушений и факторов, которые могут привести к несоблюдению требований и причинению ущерба.
- Обеспечение информированности контролируемых лиц о требованиях и способах их соблюдения.
Профилактические мероприятия в области пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования имеют огромное значение, поскольку они направлены на обеспечение безопасности детей, персонала и имущества.
Дети - наиболее уязвимая категория населения, и их безопасность должна быть приоритетом. Профилактические меры помогают минимизировать риски возникновения пожаров и обеспечивают готовность к эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
Обеспечение пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования регулируется законодательством о пожарной безопасности. В России основным законодательным актом, определяющим требования к обеспечению пожарной безопасности, является Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1].
Этот закон устанавливает основные требования к обеспечению пожарной безопасности, включая:
1) Обязательное проведение пожарно-технического обслуживания зданий и сооружений.
2) Проведение мероприятий по предупреждению пожаров, включая обучение персонала и детей правилам пожарной безопасности.
3) Требования к эвакуационным планам, аварийным выходам, средствам пожаротушения и сигнализации.
4) Контроль за соблюдением требований пожарной безопасности со стороны государственных органов и служб [1].
Для организаций дошкольного и начального общего образования также могут быть применимы нормативные акты и инструкции, устанавливающие специфические требования к обеспечению пожарной безопасности в данном типе учреждений. Кроме того, могут быть разработаны локальные нормативные документы, учитывающие особенности конкретного учреждения и его потребностей в области пожарной безопасности.
Рекомендации по планированию профилактических мероприятий в области пожарной безопасности в организациях дошкольного и начального общего образования включают в себя следующие основные шаги:
1) Анализ рисков. Проведение анализа возможных пожарных рисков в здании организации, выявление потенциально опасных зон, источников возгорания и проблемных мест.
2) Разработка плана действий. Создание плана действий в случае пожара, который включает в себя процедуры эвакуации, роли сотрудников и учеников, использование средств пожаротушения и связи с экстренными службами.
3) Обучение персонала и детей. Проведение обучающих мероприятий по правилам пожарной безопасности для персонала и детей, проведение тренировочных эвакуационных учений [4].
4) Проверка и обслуживание оборудования. Регулярная проверка состояния пожаротушения, пожарных извещателей, автоматических систем пожаротушения и другого оборудования.
5) Установка средств защиты. Размещение дымоулавливающих устройств, автоматических систем пожаротушения, пожарных кранов и других средств защиты в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
6) Проведение инструктажей. Регулярное проведение инструктажей персонала по действиям в случае пожара, использованию средств пожаротушения и эвакуации [4].
7) Сотрудничество с пожарными службами. Взаимодействие с местными пожарными службами для проведения аудитов пожарной безопасности, получения рекомендаций и консультаций.
8) Постоянное обновление и контроль. Постоянное обновление информации о правилах пожарной безопасности, контроль за выполнением мероприятий и их эффективностью.
Планирование профилактических мероприятий в области пожарной безопасности в дошкольных и начальных учебных заведениях требует комплексного подхода, включающего обучение, практику, тщательное планирование и постоянный мониторинг. Соблюдение этих рекомендаций поможет создать безопасную и защищенную среду для детей, персонала и всех присутствующих в учебных заведениях [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 12Э-ФЗ;
2. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ;
3. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное -- М.: Высшая школа, 2017. - 592 с;
4. Бойчук В.А. Обучение младших школьников основам безопасного поведения и культуре здоровья // Основы безопасности жизни. 2018. №4;
5. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 09.03.2024г)
Chekulaeva M.I.
St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia
(St. Petersburg, Russia)
PREVENTIVE MEASURES IN THE FIELD OF FIRE SAFETY IN PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS
Abstract: this article discusses recommendations for planning preventive measures in the field offire safety in organizations ofpreschool and primary general education. Fires in preschool and primary educational institutions can be especially dangerous due to the nature of the buildings, the presence of large numbers of children and the possibility of panic in an emergency.
Planning preventative measures in the field of fire safety in preschool and primary educational institutions requires an integrated approach, including training, practice, careful planning and constant monitoring. Following these guidelines will help create a safe and secure environment for children, staff and everyone present in educational settings.
Keywords: planning, preventive measures, fire safety, preschool education, primary general education, educational institution, emergency.