УДК 614.84
Бородин А.П.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
имени героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные профилактические мероприятия, направленных на снижение рисков возникновения пожаров в зданиях дошкольных образовательных учреждений. В последнее время особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Этот акцент справедливо объясняется высоким риском для детей в пожарной ситуации, когда неподготовленность к опасности может привести к серьезным последствиям.
Для уменьшения риска возникновения пожаров, требуется регулярно проводить соответствующие мероприятия. Достижение пожарной безопасности во многом зависит от пожарной профилактики, которая включает в себя комплекс действий, направленных на предупреждение пожара и уменьшение ущерба от его возникновения
Ключевые слова: пожар, дошкольное образовательное учреждение, пожарная безопасность, дети, профилактические мероприятия, предупреждение пожара, уменьшение ущерба.
В последнее время особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности в образовательных учреждениях. Этот акцент справедливо объясняется высоким риском для детей в пожарной ситуации, когда неподготовленность к опасности может привести к серьезным последствиям. Важно отметить, что несмотря на усилия взрослых в разъяснении мер
безопасности, все еще существуют недостатки в обучении детей адекватным реакциям на чрезвычайные ситуации, включая пожары.
Согласно статистике, около 2% пожаров в России ежегодно происходят в образовательных учреждениях, при этом погибает более 700 детей. Ежегодно по всему миру от пожаров погибает примерно 85 тысяч человек. В России каждый год фиксируется примерно 350 тысяч пожаров, что приводит к гибели около 20 тысяч россиян [5].
Основными факторами риска является непоследовательное соблюдение простых правил пожарной безопасности, недостаточная последовательность и контроль со стороны руководства, пассивность и неряшливость окружающих, а также недостаточное обучение. Неправильные действия или неуверенность в ситуации обнаружения признаков пожара часто становятся основным фактором, заставляющим обстановку ухудшиться. С другой стороны, решительные и грамотные действия, соблюдение мер безопасности, способствуют успешному преодолению огня.
Пожар является опасным чрезвычайным происшествием, который наносит ущерб экономике, экологии, а также может уносить и человеческие жизни. Вероятность возникновения пожаров в помещениях увеличивается с приходом холодного времени года. Это напрямую связано пренебрежением правилами использования электрических приборов, обогревателей, газовых устройств, а также неосторожным обращением с огнем.
Для уменьшения риска возникновения пожаров, требуется регулярно проводить соответствующие мероприятия.
Достижение пожарной безопасности во многом зависит от пожарной профилактики, которая включает в себя комплекс действий, направленных на предупреждение пожара и уменьшение ущерба от его возникновения.
К таким мероприятиям следует отнести следующие действия:
1) Проведение регулярных проверок и осмотра здания для того чтобы выявить вероятные проблемные места и неисправности. Предусмотреть
постоянное техническое обслуживание и ремонт пожарного оборудования, системы пожарной сигнализации.
2) Проведение регулярного осмотра и обслуживания оборудования, системы предупреждения пожаров, аварийного освещения.
3) Проведение регулярного обслуживания проводки, электрических приборов, розеток, находящихся на территории дошкольного образовательного учреждения, чтобы предотвратить возможные короткие замыкания и перегревы, которые часто становятся причинами возникновения пожаров. В случае возникновения неисправностей проводить ремонт.
4) Обязательное соблюдение противопожарного режима, для того чтобы предотвратить возможные факторы появления/занесения источника огня в здание.
5) Минимизация хранения легковоспламеняющихся материалов в здании (например, не стоит хранить большое количество бумаги, особенно в помещениях, где находятся дети).
6) Разработка плана эвакуации с учетом особенностей здания дошкольного образовательного учреждения (наличие выходов, местоположение огнетушителей и других противопожарных средств, пути эвакуации).
7) Обеспечение достаточного количества противопожарных средств с учетом требований и стандартов пожарной безопасности.
8) Обучение персонала здания основам пожарной безопасности. Данный этап занимает важное место в организации профилактических мероприятий. Следует организовать обучение сотрудников правилам пожарной безопасности, проводить регулярные инструктажи и учебные эвакуации, обучать использованию противопожарного оборудования, а также разбирать произошедшие пожары на подобного рода объектах.
9) Проведение учебных эвакуаций как минимум два раза в год, чтобы персонал и дети были готовы к возникновению пожара и знали порядок действий и маршруты эвакуации [1].
10) Обучение детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение главным нормам пожарной безопасности, правилам поведения в быту.
В дошкольном возрасте многие важнейшие жизненные познания, в том числе и элементарные навыки пожарной безопасности, прививаются на основе игровой деятельности, где в наибольшей степени проявляется активность ребёнка [3].
Начинать обучение основам пожарной безопасности целесообразно с четырехлетнего возраста. Важно формировать у детей серьезное и осознанное отношение к вопросам пожарной безопасности, учитывая, что знания, усвоенные на раннем возрасте, становятся прочными привычками, которые в конечном итоге определяют характеристики личности ребенка[4].
Для педагогов хорошим помощником для обучения являются стенды и уголки, посвященные пожарной безопасности, содержащие в себе общие правила безопасности, информацию о действиях при обнаружении очага возгорания, телефоны экстренных служб. К тому же, наличие таких уголков является обязательным требованием для всех учебных учреждений. Нарисованные художниками различные познавательные ситуации, где главными героями выступают малыши, всегда заставляют обратить на это внимание детей. В последствии они задают вопросы о ситуациях, размещенных на стендах по пожарной безопасности и благодаря этому дети в игровой форме получают начальные знания о достижении пожарной безопасности в ежедневной жизни, осознают поступки, влекущие к пожарам, понимают насколько это может быть опасным для здоровья. И самое главное, учатся вести себя при пожаре правильным образом, для того чтобы не получить возможные травмы от пламени или дыма.
Рис. 1. Пример стенда пожарной безопасности.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе последних изменений в законодательстве и нормативных актах, касающихся пожарной безопасности [2]. В ходе планирования и организации контрольно-надзорных и профилактических мероприятий следует опираться на требования и нормы, которые устанавливаются соответствующими органами и ведомствами [5].
Постоянное проведение профилактических мероприятий, обучение и подготовка персонала и детей, регулярные проверки оборудования и полномочий играют ключевую роль в обеспечении пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях. Систематический подход к профилактике пожаров способствует созданию безопасной и защищенной образовательной среды для всех присутствующих в учреждении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (ред. от 24.10.2022) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу обеспечения первичных мер пожарной безопасности в муниципальных образованиях// Проблемы
обеспечения безопасности: Материалы II Международной научно-практической конференции: Уфа, РИК УГАТУ. - 2020. - С. 242 - 244;
3. Бойчук В.А. Обучение младших школьников основам безопасного поведения и культуре здоровья // Основы безопасности жизни. 2008. №4;
4. Лизунова Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста, Самарский научный вестник, 2013;
5. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mchs.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2024г)
Borodin A.P.
St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia
(St. Petersburg, Russia)
CARRYING OUT PREVENTIVE MEASURES AIMED AT REDUCING THE RISKS OF FIRE IN BUILDINGS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Abstract: this article discusses the main preventive measures aimed at reducing the risk of fires in the buildings of preschool educational institutions. Recently, special attention has been paid to fire safety issues in educational institutions. This emphasis is rightly explained by the high risk for children in a fire situation, where unpreparedness for danger can lead to serious consequences.
Keywords: fire, preschool educational institution, fire safety, children, preventive measures, fire prevention, damage reduction.