Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА»

способности и формирует у школьников преимущественно неблагоприятный тип ее изменений в течение учебного дня и года. С увеличением в комплексе числа неблагоприятно воздействующих факторов вероятность изменений работоспособности по неблагоприятному типу возрастает.

В комплексе неблагоприятно воздействующих биологических и социальных факторов наиболее Часто (у 37 из 43 детей) имелось сочетание неблагоприятного раннего анамнеза и отрицательных социально-бытовых условий. Дисперсионный анализ показал, что при высокой статистической значимости суммарного влияния обоих факторов на формирование преобладающего неблагоприятного типа дневной динамики работоспособности (стандартнее значение критерия Фишера для Р<0,001 равно 7, в наших наблюдениях 40,75) наибольший вклад в этом комплексе неблагоприятных социально-бытовых условий (стандартное значение критерия Фишера для Р<;0,001 равно 13,2, в наших наблюдениях 124,6).

Выводы. 1. У большинства учащихся младшего школьного возраста преобладает определенный тип изменений работоспособности в течение учебного дня.

УДК 613:616-084

Гигиена стоит в авангарде профилактического направления, являющегося ведущим в развитии здравоохранения социалистических стран. Как известно, буржуазное общество возлагает материальную, социально-политическую и этическую ответственность за здоровье на самого человека. С этих позиций здоровье и болезнь рассматриваются как нечто сугубо личное, индивидуальное (Г. И. Царегородцев, 1973). В нашей стране «сохранение здоровья .советских людей и увеличение продолжительности жизни составляют предмет постоянной заботы партии и государства»1.

Еще Д, И. Писарев в работе «Школа и жизнь», написанной в 1865 г. в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, указывал, что «гигие-

1 Брежнев Л. И. Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, с. 35.

2. Факторами, способствующими формированию преобладающего неблагоприятного типа динамики работоспособности. являются отклонения в состоянии здоровья — отягощенность хроническим заболеванием и (или) частые острые заболевания, неблагополучный ранний анамнез, неблагоприятные микросоциальные условия.

3. Наиболее существенное влияние на формирование преобладающего неблагоприятного типа * дневной динамики работоспособности оказывает сочетание неблагоприятных факторов эндо- и экзогенного характера.

Поступила 14.06.в2

, /

Summary. The study of 5953 individual curves of work capacity in "younger schoolchildren showed that from the moment the children started school they are different in the character of work capacity patterns which did not change in most children throughout the first three years. The factors contributing to the formation of an unfavourable type of diurnal and annual work capacity dynamics are: health impairments — a chronic disease and/or frequent acute diseases; a detrimental case history in early childhood; unfavourable social conditions of life and upbringing. The greatest damage on the work capacity dynamics in schoolchildren is produced by a complex of negative biological and social factors.

на — или изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, — приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого мыслящего и сведующего человека. Совершенное игнорирование гигиены с каждым годом становится менее возможным для всех разнообразнейших отраслей государственного хозяйства».

Эти положения получили полное отражение в трудах основоположников марксизма-ленинизма и документах коммунистических и рабочих партий.

Ф. Энгельс писал, что в условиях эксплуататорского общества пролетарии поставлены «в такое положение, что они неизбежно обречены на прежде- г' временную неестественную смерть»2.

! Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 2, с. 329.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

Ф. Г. Кроткое, В. Я Голиков ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА И ГИГИЕНА

ЦОЛИУВ, Москва

В. И. Ленин и большевики еще в нелегальных условиях, в дореволюционный период, исходили из того, что здоровье народа социально обусловлено. Это означало, что борьба за социализм была вместе с тем и борьбой за здоровье трудящихся.

В первой программе РСДРП, принятой в 1903 г. на II съезде, записано: «Учреждение правильно организованного сднитарного надзора во всех 4f предприятиях, употребляющих наемный труд, при полной независимости всей врачебно-санитарной организации от предпринимателей, бесплатной медицинской прмощи для рабочих за счет предпринимателей, с сохранением содержания во время болезни»3. Даже такие умеренные требования оказались невыполнимыми в условиях царской России.

Лишь после победы Октября удалось осуществить национализацию аптечного дела, крупных частнопредпринимательских лечебных учреждений, курортов и провести в жизнь ряд других оздоровительных мероприятий.

Первыми декретами по улучшению благосостояния трудящихся и их здоровья были декрет об увеличении на 100% пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев (21/XI 1917 г.) и изданный на один день позднее декрет о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев военнообязанных, командированных для работы на предприятиях. Эти документы были подписаны В. И. Лениным.

Через 20 дней после свершения Великой Октябрьской социалистической революции был принят декрет «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий или в случае неимения таковых о выдаче денежных сумм на оборудование их».

Существенную роль сыграла реализация и других пунктов первой партийной программы.

Во второй программе партии, принятой VIII съездом РКП (б) в 1919 г., говорится: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Формы проведения в жизнь профилактического направления в медицине многообразны. Помимо общесанитарных мер по оздоровлению внешней среды, условий труда и быта, установления и выполнения санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий, это ранняя диагностика, выявление пре-морбндных состояний и их устранение. Синтезом профилактики и лечения явился диспансерный метод, получивший широкое распространение в ^ больницах, поликлиниках, деятельности участковых врачей и всех других работников лечебно-профилактических учреждений. Целям профилак-

3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен цнй н пленумов ЦК. Ч. 1. Изд. 7-е. М., Госполитиздат, l£E?. с. 37—43.

тики служит санитарное воспитание, которым занимаются медицинские работники всех профилей и всех учреждений в содружестве с массовыми общественными, в том числе профессиональными организациями. Широкая профилактическая работа ведется разветвленной сетью здравниц-санаториев и домов отдыха.

Профилактическая направленность проявилась и в системе медицинского образования, тематике научных медицинских исследований, в которой первостепенное значение придавалось темам и проблемам, непосредственно связанным с профилактикой. В числе ведущих проблем, которые включались и включаются в план медицинских исследований АМН СССР на ближайшие годы, важное место занимают гигиена населенных мест, гигиена и физиология труда, профилактика профессиональных заболеваний, гигиенические и физиологические основы рационального питания здорового человека, профилактика промышленного, сельскохозяйственного и бытового травматизма, инфекционных (в первую очередь детских инфекций), сердечнососудистых и опухолевых заболеваний и др.

Осуществление профилактики на практике' всегда было связано с развитием медицинской науки. Только «познав все причины болезней, настоящая медицина, — отмечал акад. И. П. Павлов, — превращается в медицину будущего, т. е. в гигиену в широком смысле слова». Хотя установление причин болезней и способов их предупреждения — задача большинства медицинских дисциплин, она стояла в первую очередь перед гигиеной, микробиологией и эпидемиологией.

Развивая традиции гигиены и общественной медицины в России, советские гигиенисты и санитарные работники с первых лет установления Советской власти рассматривали гигиенические исследования как направленные на оздоровление и преобразование окружающей среды человека, неразрывно связанные с деятельностью целостного организма. Уделяя большое внимание санитарно-техннческим исследованиям, они не сводили сущность гигиены к изучению изолированных факторов внешней среды. В этом отношении эксперимент, получивший все большее распространение, был направлен не только на анализ факторов внешней среды, но и на выявление путей влияния на человеческий организм. Руководящей линией стала доктрина профилактического и физиологического направления медицины в СССР, которая исходила из представлений о целостности организма, единстве организма и среды. Советские гигиенисты столкнулись с необходимостью изучения социальных факторов внешней среды, необходимостью разработки массовых государственных мероприятий, направленных на искоренение неблагоприятных физических факторов внешней среды.

К концу 60-х годов основные положения второй программы партии в области здравоохранения, как и по другим разделам, оказались выполненными. На XXII съезде КПСС была принята новая,

третья программа партии, в которой предусматривалось дальнейшее развитие здравоохранения. В частности, указывалось: «Социалистическое государство — единственное государство, которое берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения. Это обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий. Осуществится широкая программа мер, направленная на предупреждение и решительное сокращение болезней, ликвидацию массовых инфекционных заболеваний, на дальнейшее увеличение продолжительности жизни...4

...Всемерное оздоровление и облегчение условий труда — одна из важных задач подъема народного благосостояния. На всех предприятиях будут внедрены современные средства техники безопасности и обеспечены санитарно-гигиенические условия, устраняющие производственный травматизм и профессиональные заболевания...

...Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи».

1969 г. вошел в историю советского здравоохранения как год опубликования проекта «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». В декабре этого года Основы были утверждены сессией Верховного Совета СССР, что явилось актом величайшего политического значения. В большинстве капиталистических стран, даже там, где есть министерства или департаменты здравоохранения, медицинское обслуживание населения по сути дела служит ареной частного иред-п р и н им ател ьства.

«Основы законодательства о здравоохранении» были нужны не только для более четкого определения задач различных органов, организаций и учреждений нашей страны в области здравоохранения, но и для регламентации прав и обязанностей как медицинских работников, так и работников других организаций и ведомств.

Этот документ подытоживает завоевания советского здравоохранения, закрепляя в виде законодательного акта положительный опыт, накопленный за годы Советской власти в данной области.

В 1977 г. задачи государства развитого социализма в области здравоохранения были закреплены новой Конституцией Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в истории человечества было провозглашено: «Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здра-

4 Программы н уставы КПСС. М., Госполнтиздат, 1969, с. 170, 171.

воохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и усовершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней жизни граждан» (ст. 42).

Выдающуюся роль в выполнении программных требований в области здравоохранения играют решения съездов, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В полной мере это относится и к документам XXVI съезда КПСС. В отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева сказано: «XXV съезд назвал заботу о здоровье советских людей одной из самых важных социальных задач. ЦК КПСС и правительство приняли в 1977 г. развернутое постановление о мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения. Его осуществление дает свои результаты».

В постановлении съезда нашел отражение широкий круг проблем, прямо или косвенно связанных с охраной здоровья населения. «На основе подъема экономики, повышения эффективности общественного производства обеспечить дальнейший рост народного благосостояния, развитие социалистического образа жизни, всей системы общественных отношений. В этих целях предусмотреть: создание наиболее благоприятных условий для высокопроизводительного труда, усиления его творческого характера; всемерное сокращение ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда; улучшение охраны труда и техники безопасности; усиление контроля за мерой труда и мерой потребления; повышение уровня и совершенствование структуры потребления материальных благ и услуг, улучшение их качества и расширение ассортимента; улучшение жилищных и бытовых условий населения, особенно сельского, облегчение труда в домашнем хозяйстве, повышение культуры всех видов обслуживания; создание условий для упрочения семьи; улучшение медицинского обслуживания и отдыха советских людей, создание более благоприятных условий для активной трудовой деятельности человека. И далее: «Проявлять постоянную заботу о развитии системы здравоохранения».

Новые ответственные задачи в области изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения выдвинуты перед гигиенистами в постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам охраны природной среды.

Никогда прежде гигиенисты не имели таких возможностей реализовать и проверить на практике свои концепции в области научных основ рационального питания, как с утверждением на май-

ском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС «Продовольственной программы СССР». Это историческое решение ставит по-новому и все проблемы гигиены села, гигиены сельскохозяйственного труда, охраны окружающей среды. Одним из условий успешного решения поставленных задач является анализ тенденцнй развития гигиены с целью определения основных направлений теоретических и фундаментальных исследований.'

На протяжении последнего столетия гигиена развивалась по пути дифференциации. От единой науки о здоровье человека отпочковалась вначале социальная гигиена, затем коммунальная, гигиена питания и др. В свою очередь из социальной гигиены выделилась гигиена труда и профзаболеваний, школьная (ныне гигиена детей и подростков). Эта тенденция была обусловлена как внутренними, так и внешними причинами, она отражала общие тенденции развития социалистического общества, научно-технического прогресса, биологических и медицинских наук.

В этой связи необходимо вспомнить, что предметом гигиены в широком смысле является такая сложная система, как общество— природа с позиций оценки и прогнозирования влияния природных и социальных факторов на здоровье населения. В процессе своей деятельности гигиена вынуждена контактировать с широким кругом дисциплин, изучающих природные и социальные явления. Она заимствует информацию и методические подходы у теоретических дисциплин, передает собственную информацию, теоретические положения и практические рекомендации прикладным наукам. В результате этого научный багаж гигиены после окончания гражданской войны стал слишком обширным и разнообразным и появилась необходимость в дифференциации. Вновь возникшие узкопрофильные науки получили в наследство более узкий предмет и круг методических приемов и задач. В то же время все они исходили из общих теоретических положений, сформулированных основоположниками гигиены.

Как показал опыт, специализация узкопрофильных дисциплин, объединенных общегигненичес-кими концепциями, оказалась плодотворной и способствовала успешному решению многих научно-практических задач. Со временем и узкопрофильные дисциплины накопили такой обширный материал, что потребовалась дальнейшая дифференциация. Например, в коммунальной гигиене четко выделились гигиена населенных мест, гигиена атмосферного воздуха, гигиена воды и водоснабжения.

Во второй половине нашего столетия наметились иные тенденции дифференциации: возникновение новых дисциплин путем интеграции отдельных разделов, ставших традиционными. Первым примером такого рода явилась гигиена детей и подростков, включающая вопросы труда, быта, отдыха и питания подростков. В 50-е годы возникла радиационная гигиена, объединившая все проблемы

защиты от действия ионизирующих излучений, ранее систематически не изучавшиеся.

Развитие космической техники и внедрение человека в космическое пространство поставили на повестку дня создание новой дисциплины — космической гигиены, включающей, кроме общегигие-ническнх, новые проблемы, обусловленные экстремальными условиями космического полета■

Таким образом, дифференциация стала включать элементы интеграции, но уже на новом уровне: не путем простого слияния .накопленных знаний, а за счет кооперирования частных дисциплин по объединяющим их проблемам. Это новое направление развития гигиены оказалось весьма плодотворным, примером чего могут служить успехи радиационной гигиены. Эта молодая гигиеническая наука сумела создать стройный теоретический аппарат и разработать надежную систему защитных мероприятий. Достаточно сказать, что в настоящее время более 90 % лиц, работающих с источниками излучений, получают дозы ниже 1/Б предельно допустимой, благодаря чему в последние 15 лет не зарегистрировано ни одного случая хронической лучевой болезни. 1

Характерной чертой монофакторных дисциплин является единый подход к нормированию, оценке и защите от исследуемого фактора независимо от сферы контакта (производственной и бытовой), изучению всех возможных путей воздействия без учета «ведомственных барьеров». Например, радиационная гигиена рассматривает все пути миграции радионуклидов от момента их поступлений в окружающую среду до инкорпорирования в организм человека, включая поступление с воздухом, питьевой водой (объекты коммунальной гигиены), а также по биологическим цепочкам с продуктами питания (объекты гигиены питания). Подобный комплексный подход взят на вооружение и при оценке вредного влияния пестицидов.

Успехи гигиены труда, которые привели к снижению частоты ряда профессиональных, заболеваний, усилили необходимость изучения влияния на ■ здоровье рабочих условий их быта и отдыха, а также вредных для здоровья привычек (курения, потребления алкоголя и др.). В связи с этим, оттолкнувшись от социально-гигиенических проблем и распределив свои усилия для решения частных задач, узкопрофильные дисциплины не смогли в ряде случаев развиваться дальше только за счет собственных сил и оказались перед необходимостью вновь объединиться в рамках отдельных научных проблем, связанных с оздоровлением условий труда и быта конкретных групп населения. Этому объединению в значительной степени препятствует отсутствие единых подходов к вопросам гигиенической оценки и нормирования факторов окружающей среды. Приходится отметить, что не существует единых взглядов по таким важнейшим вопросам, как показатели влияния внешней среды на здоровье человека, норма показателей здоровья, правила

моделирования этих влияний в биологическом эксперименте, возможности и условия использования отдельных методов исследования, принципы нормирования, место гигиены среди отдельных профилактических дисциплин.

Так, оценить влияние факторов окружающей среды на здоровье можно на основе изучения динамики отдельных функциональных биохимических или морфологических тестов, по изменениям показателей заболеваемости, инвалидности, смертности и др. Эти показатели характеризуют разные уровни здоровья: молекулярный, клеточный, органный, организменный, популяционный. Прямая корреляция между ними иногда отсутствует, что затрудняет сопоставление данных, полученных в отдельных работах. Неидентифицированность подходов в выборе показателей здоровья отрицательно сказывается в наибольшей степени при сопоставлении факторов с разными механизмами действия или одного фактора, но действующего с разной интенсивностью, или ритмом, при воздействии его на различные возрастно-половые группы и т. д.

В ряде случаев исследователь не может ответить на вопросы, как оценить выявленные им изменения показателей, можно ли их считать вариантами нормы, проявлением адаптации или признаком неадекватной реакции. Общепринятый, но не всегда обоснованный методический прием — сравнение опытной и контрольной групп — приводит к тому, что данные разных ученых оказываются несопоставимы вследствие существенных различий этого эталона (контроля).

Общеизвестно, что биологический эксперимент лишь частично моделирует реальные условия воздействия исследуемого фактора на человека. Поэтому можно выработать единые взгляды на усло-

вия моделирования. Принятое в санитарной токсикологии воспроизведение концентрации испытуемых агентов в воздухе или других средах в ряде случаев оказалось неприемлемым для радиотоксикологии. Например, при оценке биологического действия долгоживущих. радионуклидов, накапливающихся в организме в течение всей жизни, приходится учитывать длительность поступления и суммарное поступление за жизнь (или период тру- ^ доспособности). В самой же токсикологии показано значение ритма введения, разовых концентраций и др.

Мы не считаем целесообразным рассматривать в данной статье все нерешенные проблемы и пытаться дать какие-то рецепты, рекомендации к их решению, так как для этого необходимо более обстоятельное рассмотрение каждой проблемы. В то же время анализ тенденций развития гйгиенической науки свидетельствует о необходимости вернуться, к рассмотрению ее фундаментальных и теоретических основ с целью создания базиса для комплекси-рования узкопрофильных гигиенических дисциплин при решении общих -задач. Такой анализ невозможен силами одной науки или нескольких узкопрофильных наук.

Очевидно, что ни одна из современных гигиенических дисциплин, включая социальную гигиену и так называемую гигиену окружающей среды, не охватывает все аспекты профилактики как части образа жизни.

В связи с этим назрел вопрос о возрождении в новом качестве общей гигиены — широкой, ин-тегративной профилактической дисциплины, охватывающей все аспекты предупреждения заболева- | ний и оздоровления условий жизни человека.

Поступнлз 26.10.82

УДК 378.661:1614.37:613.95

Н. Ф. Борисенко, И. И. Слепушкина, А. Г. Глущенко

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Квалификационная характеристика врача ги-гнениста-эпидемиолога определяет круг требований к его подготовке. В частности, выпускники санитарно-гигиенического факультета медицинского института должны уметь организовывать и проводить текущий санитарный надзор. А это значит, что они должны уметь планировать, организовывать и выполнять санитарно-гигиенические обследования объектов, анализировать й давать гигиеническую оценку результатов лабораторных и инструментальных исследований и др.1 Поэтому при организации практических занятий студентов ка-

1 Министерство высшего и среднего специального образования СССР. М., 1981.

федра гигиены детей и подростков максимально приближает преподавание к условиям практической деятельности врача. С этой целью практическая подготовка студентов осуществляется на базе детских учебно-воспитательных учреждении различных типов, где они осваивают методику комплексного санитарного обследования объекта.

Многолетний опыт кафедры свидетельствует о высокой эффективности такой подготовки санитарных врачей по разделу гигиены детей и подростков. Поэтому считаем целесообразным сообщить о некоторых методических решениях.

В пропедевтическом курсе в X семестре студенты осваивают методики выполнения отдельных фрагментов комплексного санитарного обследования ос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.