Научная статья на тему 'ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ'

ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / БОЛЕЛЬЩИК / ФУТБОЛ / МОТИВЫ / ЗРИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бондаренко Дарья Викторовна, Безнебеева Анна Михайловна, Бондаренко Майя Павловна, Яковлев Алексей Сергеевич

Целью исследования было изучить профиль российского футбольного зрителя для формирования рекомендаций, способствующих повышению эффективности в управления взаимоотношениями с болельщиками. Методология исследования включала анкетирование, опрос, интервьюирование. Собранные в ходе исследования данные, о болельщиках содержали информацию: пол, возраст, их социально-экономическое положение, уровень удовлетворенности, мотивах посещения и готовности рекомендовать конкретное спортивное событие друзьям. Данные о футбольных зрителях, которые были собраны, обсуждались с точки зрения управления взаимоотношениями с клиентами в спортивном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бондаренко Дарья Викторовна, Безнебеева Анна Михайловна, Бондаренко Майя Павловна, Яковлев Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFILE OF THE RUSSIAN FOOTBALL SPECTATOR: SPECIFICS AND FEATURES

The purpose of the study was to study the profile of the Russian football spectator in order to form recommendations that contribute to improving efficiency in managing relationships with fans. The research methodology included a questionnaire, a survey, and an interview. The data collected during the study about the fans contained information: gender, age, their socio-economic status, satisfaction level, motives for attending and willingness to recommend a specific sporting event to friends. The data on football viewers that were collected were discussed from the point of view of customer relationship management in the sports business.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ: СПЕЦИФИКА И ОСОБЕННОСТИ»

3. Kapilevich, L.V. (2010), "Physiological control of technical preparedness of athletes", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 12-15.

4. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020), "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.

5. Khamraev, I.Kh. (2021), "Race walking in the classroom for physical education of students", Problems of Pedagogy, No. 7 (58), pp. 45-47.

6. Makhov A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Physiological reaction of cardiovascular system to vestibular irritation in athletes in different sports", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 97.

7. Abramov, Yu.V., Bogachev, A.E. and Skidan, A.A. (2020), "Race walking as a way of recovery", Notes of a scientist, No. 9, pp. 91-95.

8. Zavalishina, S.Yu. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN Journal of Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 55-62.

9. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2022), "Physiological characteristics of young men who started sport walking", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 42.

10. Komarov, M.N., Zavalishina, S.Yu., Karpushkin, A.A., Malyshev, A.V. and Kumantsova, E.S. (2019), "Rehabilitation Potential of Physical Activity Complex with Elements of Sports and Health Tourism in Case of Dysfunction of the Cardiovascular System in Adolescence", Indian Journal of Public Health Research & Development, No.10 (10), pp. 1814-1818.

11. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2022), "Physical education for functional optimization of young body", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 58.

12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y., and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

УДК 796.332

ПРОФИЛЬ РОССИЙСКОГО ФУТБОЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ: СПЕЦИФИКА И

ОСОБЕННОСТИ

Дарья Викторовна Бондаренко, студентка, Анна Михайловна Безнебеева, кандидат

экономических наук, доцент, Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Алексей Сергеевич Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Целью исследования было изучить профиль российского футбольного зрителя для формирования рекомендаций, способствующих повышению эффективности в управления взаимоотношениями с болельщиками. Методология исследования включала анкетирование, опрос, интервьюирование. Собранные в ходе исследования данные, о болельщиках содержали информацию: пол, возраст, их социально-экономическое положение, уровень удовлетворенности, мотивах посещения и готовности рекомендовать конкретное спортивное событие друзьям. Данные о футбольных зрителях, которые были собраны, обсуждались с точки зрения управления взаимоотношениями с клиентами в спортивном бизнесе.

Ключевые слова: спорт, болельщик, футбол, мотивы, зритель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p36-39

PROFILE OF THE RUSSIAN FOOTBALL SPECTATOR: SPECIFICS AND

FEATURES

Daria Viktorovna Bondarenko, the student, Anna Mikhailovna Beznebeeva, the candidate of economic sciences, docent, Maya Pavlovna Bondarenko, the candidate of economic sciences,

docent, Professor, Alexey Sergeevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Academy of Physical Culture

Abstract

The purpose of the study was to study the profile of the Russian football spectator in order to form recommendations that contribute to improving efficiency in managing relationships with fans. The research methodology included a questionnaire, a survey, and an interview. The data collected during the study about the fans contained information: gender, age, their socio-economic status, satisfaction level, motives for attending and willingness to recommend a specific sporting event to friends. The data on football viewers that were collected were discussed from the point of view of customer relationship management in the sports business.

Keywords: sport, fan, football, motives, spectator.

ВВЕДЕНИЕ

Постоянно растущий спрос на спортивные услуги для населения различных групп, возрастов, различных спортивных направлений - все это связано с необходимостью развивать и модернизировать существующую спортивную индустрию [2, С. 196] . Одним из самых значимых элементов это индустрии выступают болельщики. В 21 веке спортивные организации начали более профессионально управлять зрителями спортивных мероприятий, используя современные методы и стратегии в управлении взаимоотношениями с болельщиками. Понимание особенностей и уникальной среды спорта имеет большое значение при работе в спортивном бизнесе. Кроме того, спортивные организации, ассоциации и клубы должны признать свою выгоду: владея информацией о своих болельщиках, которые удовлетворены организацией спортивных мероприятий, всегда желают посетить конкретное спортивное мероприятие и рекомендовать его друзьям. Спорт включает в себя уникальные особенности, которые помогают понять специфические методы управления спортивными организациями. Спорт можно рассматривать как явление, созданное увлеченными людьми, которые желают участвовать в деятельности спортивных организаций. Потребление спорта приводит к попытке получения прибыли, что является явным свидетельством приемлемой бизнес-логики. С другой стороны, традиции и связи с ностальгическими аспектами, клубным наследием или историей направляют спортивный бизнес на обеспечение долгосрочных отношений с болельщиками.

Цель исследования состоит в том, чтобы, во-первых, изучить профиль российского футбольного зрителя с точки зрения социально-экономических факторов, их удовлетворенности конкретным событием футбольного матча, их мотивов посещения, а затем применить эти результаты и выводы к применению управления взаимоотношениями с клиентами. Разработанный опросник для спортивных болельщиков содержит достоверную информацию респондентов, которая может быть использована в качестве основы базы данных любителей футбола, маркетинга базы данных и, наконец, в управлении взаимоотношениями с болельщиками. Исследование проводилось в период с 2011/2022 игровой сезон. Участи приняли болельщики 8 матчей, проводимых на стадионе Волгоград Арена.

В этом исследовании профиль российского футбольного зрителя определялся шестью демографическими переменными: полом, возрастом, семейным положением, образованием, профессиональным статусом и районом проживания. После определения можно углубить профиль зрителя информацией об уровнях удовлетворенности и лояльности, которые измерялись показателями посещаемости. Кроме того, мотивы, стоящие за посещаемостью и готовностью рекомендовать конкретное событие футбольного матча, определяют изученный профиль этого события.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Потребитель спорта осознает собственные ценности, установки и поведение, которые связаны со спортом. Настоящий фанат спорта проявляет страсть и целеустремлен-

ность, посещая занятия спортом и активно следя за ними. Типы спортивных болельщиков можно разделить на категории в зависимости от интенсивности их интереса к спорту или на основе характеристик болельщиков.

Управление взаимоотношениями с клиентами - это бизнес-стратегия, целью которой является отбор прибыльных клиентов с долгосрочной ценностью и управление ими. Управление взаимоотношениями с клиентами может быть преобразовано в спортивную индустрию как управление взаимоотношениями с болельщиками. Управление взаимоотношениями с болельщиками основано на существующих знаниях о спортивных зрителях и болельщиках, а также об их поведении. Целью управления взаимоотношениями с болельщиками является охват спортивных болельщиков и получение финансовой выгоды от предлагаемых спортивный мероприятий. Из-за уникальных аспектов спорта и его болельщиков разработку и внедрение результатов этого исследования можно рассматривать как пробный алгоритм для других отраслей бизнеса.

Последняя часть исследования направлена на адаптацию результатов к традиционной концепции управления взаимоотношениями с болельщиками спортивного бизнеса. Управление взаимоотношениями с болельщиками позволяет спортивным организациям, ассоциациям и клубам относиться к болельщикам как к уникальным клиентам, которые являются чем-то большим, чем просто потребителями.

Идентификация спортивных потребителей в этом исследовании означает характеристики потребителей, которые влияют на поведение спортивных потребителей. Идентификация клиента может быть основана на четырех аспектах сегментации, которые описывают характеристики групп клиентов:

- демография: пол, возраст, род занятий, этническая принадлежность, доход и религия;

- география: страна, регион, город и область;

- психографика: образ жизни, интересы, виды деятельности, ценности и мнения;

- поведенческие характеристики: предполагаемое использование, показатели использования, лояльность к бренду и желаемая выгода.

Поведенческие характеристики сегментации раскрывают типичное поведение спортивных болельщиков по отношению к спортивным событиям [1, С. 102]. Потребности спортивного болельщика можно разделить на три основные группы: самоутверждение, удовольствие и возбуждение, а также на семь основных групп мотивов: самоуважение, принадлежность к группе, общение, развлечения, эстетика, бегство и эустресс.

Валидация определяет, как потребители отражают свое самопознание и идентичность в другие через ассоциацию с командой или клубом. Основополагающий мотиваци-онный аспект валидации, самоуважение, подчеркивает, что успех собственной спортивной команды или клуба приводит к увеличению поддержки сообщества, что может рассматриваться как рост продаж фанатских товаров, связанных с командой. Дружеские отношения и принадлежность также являются основополагающими мотивирующими аспектами валидации, и они отражают удовольствие болельщиков от спортивного мероприятия с другими болельщиками, общую близость

ВЫВОДЫ

Пол: 73% респондентов были мужчинами и 27% - женщинами.

Три самые большие возрастные группы: 32% респондентов были в возрасте от 35 до 44 лет, 25% - от 45 до 54 лет и 23% - от 25 до 34 лет.

Образование: 31% респондентов имеют высшее образование, 6% окончили школу и 42% получили специальность на уровне колледжа.

Профессиональный статус: 48% респондентов - работники торговли, 36% специалисты производственного сектора, 16% офисные работники.

Наиболее значимые выводы из географической информации: 56% респондентов проживают в Волгограде, 12% проживают в Волгоградской области, 8% проживают за пределами Волгоградской области.

Цель управления взаимоотношениями с клиентами в спортивном бизнесе - охватить спортивных болельщиков через маркетинговые каналы и найти правильный баланс в общении с болельщиками.

Огромное количество коммуникаций происходит именно с помощью социальных сетей [3, С. 33]. Согласно результатам исследования, наиболее эффективными маркетинговыми каналами являются домашняя страница команды, электронная почта и каналы социальных сетей. Почти половина респондентов (49%) заявили, что они получили информацию о конкретном событии в день матча с домашней страницы. Каждый третий респондент сказал, что они получили информацию по электронной почте (34%) и/или телеграмм (32%).

Болельщики, которые следят за спортом, участвуют в нем и «потребляют» его, являются одним из наиболее значительных источников дохода для спортивных организаций. Изучая характеристики и профили клиентов-болельщиков, спортивная организация может ориентировать маркетинговую деятельность на сегменты спортивных потребителей, которые имеют разные ожидания от спортивных мероприятий. Собранные, сохраненные и проанализированные данные о любителях спортивных игр дают возможность использовать знания об удовлетворенных и лояльных болельщиках для более эффективного управления взаимоотношениями. Однако в России, главной проблемой многих спортивных организаций, является то, что они не в состоянии точно определить профили своих клиентов, что усложняет использование информации о клиентах в маркетинге и, более того, в управлении взаимоотношениями с болельщиками.

Многие футбольные клубы проводят исследования болельщиков, стараясь предугадать их поведение и не допустить срывов спортивных мероприятий. Игра с пустыми трибунами не способствует формированию положительного имиджа у клуба. После того как спортивная организация будет знать наиболее эффективные маркетинговые каналы, она должна изучить мотивы, стоящие за посещаемостью зрителей, чтобы разработать привлекательные маркетинговые сообщения для клиентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко М.П. Стимулирование и оплата труда профессиональных спортсменов и спортивных тренеров в современной России / М.П. Бондаренко // Волгоград : ВГАФК, 2017 - 189 с.

2. Трипартизм в развитии спортивной индустрии: мотивы, желания и результаты / Д.В. Колесникова, М.П. Бондаренко, А.М. Безнебеева, А.С. Яковлев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 196-200.

3. Bondarenko M.P. Social networks to make physical education universities more competitive / M.P. Bondarenko, V.A. Balueva, P.A. Sychev // Theory and Practice of Physical Culture. - 2020. - № 1. -С. 33-35.

REFERENCES

1. Bondarenko, M.P. (2017), Stimulation and remuneration of professional athletes and sports coaches in modern Russia, monograph, Volgograd.

2. Kolesnikova, D.V., Bondarenko, M.P., Beznebeeva, A.M. and Yakovlev, A.S. (2021), "Tripar-tism in the development of the sports industry: motives, desires and results", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 196-200.

3. Bondarenko, M.P., Balueva, V.A. and Sychev, P.A. (2020), "Social networks to make physical education universities more competitive", Theory and Practice ofPhysical Culture, No. 1, pp. 33-35.

Контактная информация: mayya_k@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.