Научная статья на тему 'Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел'

Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1953
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА / ЕДИНЫЙ ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A PSYCHOLOGIST AT THE INTERNAL AFFAIRS' AGENCIES / PROFESSIONAL TASKS AND MAIN TYPES OF A PSYCHOLOGIST'S ACTIVITY / ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL WORK / WORK SCHEDULING / A SINGLE PROFILE OF PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

В статье приводятся результаты исследования профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел, изложены некоторые проблемы в организации психологической работы в органах внутренних дел; предложен единый профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цветков Вячеслав Лазаревич, Хрусталева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Profile of professional competencies of a psychologist at the Internal Affairs’ agencies

The article presents the results of investigating professional competencies of a psychologist at the Internal Affairs’ agencies, sets forth some problems relating to the organization of psychological work at the Internal Affairs’ agencies; and suggests a single profile of professional competencies of a psychologist at the Internal Affairs’ agencies.

Текст научной работы на тему «Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел»

Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога...

УДК 159.9

ПРОФИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПСИХОЛОГА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В. Л. Цветков, Т. А. Хрусталева

В статье приводятся результаты исследования профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел, изложены некоторые проблемы в организации психологической работы в органах внутренних дел; предложен единый профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональные компетенции психолога органов внутренних дел; организация психологической работы; распределение рабочего времени; профессиональные задачи и основные виды деятельности психолога; единый профиль профессиональных компетенций

Произошедшие в последние годы изменения в обществе требуют повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, что обусловливает проблему качественного отбора кадров. Поэтому одной из приоритетных задач научных исследований психологов в системе МВД России является профес-сиографическое описание различных видов деятельности на основе компетентностного подхода, позволяющего более эффективно готовить специалистов. Вместе с тем нельзя не согласиться с существующим несоответствием между требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, ориентированного на формирование профессиональных компетенций у курсантов, и требованиями в практических органах к личности специалиста, основанными не на оценке профиля компетенций, а на описании профессионально важных качеств. С связи с тем что нет разработанного профессионального стандарта по основным видам деятельности, небезынтересен соответствующий опыт зарубежной полиции '.

Для устранения возникшего несоответствия особую актуальность приобретает разработка профилей профессиональных компетенций, что позволит положить их в основу будущего стандарта и ликвидировать возникшее противоречие. Поэтому нами была предпринята попытка комплексного исследования профессиональной деятельности психологов органов внутренних дел на основе компетентностного подхода, а также разработки профиля профессиональных компетенций, соответствующих должности психолога органов внутренних дел.

Наше исследование включало несколько этапов. Вначале была разработана анкета по оценке профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел и проведено анкетирование экспертов (руководителей подразделений моральнопсихологического обеспечения) и психологов-практиков (психологов территориальных подразделений органов внутренних дел). Для этого были реализованы две исследовательские программы. Пер-

вая — «Желаемое» — была нацелена на выработку компетентностного профиля руководителями. Этот профиль отражает ожидания руководителей от психологов и психологии относительно их вклада в решение оперативно-служебных задач. Вторая исследовательская программа — «Возможное» — имела целью построение компетентностного профиля, составленного психологами-практиками. Затем было проведено корреляционное измерение, выбраны наиболее коррелирующие компетенции двух контуров и сформирован единый компетентностный профиль. Далее посредством интервьюирования смешанной группы экспертов были получены поведенческие примеры эффективного специалиста-психолога. В последующем проведен качественный и количественный анализ полученных данных и разработан профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел.

В исследовании использовались методы: структурированное интервью с использованием метода критических инцидентов Дж. Фланагана, метод парного сравнения. Кроме того, метод экспертной оценки 2 применялся для изучения профессионально важных качеств и компетенций специалистов разных профессий. Его суть заключается «в опросе наиболее опытных специалистов в той области профессиональной деятельности, к которой относится анализируемая специальность» 3.

Проведенное исследование позволило выявить некоторые проблемы в организации психологической работы в органах внутренних дел. Так, 74,3% опрошенных психологов затруднялись в определении цели своей профессиональной деятельности, полагая, что главное для них: «самореализация, самосовершенствование, личностный рост», а также «совершенствование собственных профессиональных знаний, увеличение стажа работы» и др.

При этом руководители проявили единодушие в определении цели профессиональной деятельности психологов: психологическое обеспечение работы с личным составом подразделения, психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

Значительная же часть респондентов имеет нечеткое представление о критериях эффективности своей профессиональной деятельности, полагая, что это — позитивная обратная связь с личным составом (23%), заинтересованность руководителя (16%), повышение работоспособности сотрудников (9%); 24% респондентов не смогли их сформулировать. Большинство психологов, имеющих стаж работы менее 3 лет, достаточно высоко оценивают уровень своей профессиональной подготовки.

Исследование распределения рабочего времени показало, что почти половину (около 40%) психолог посвящает психодиагностическим мероприятиям, направленным на изучение личности в рамках профессионального психологического отбора либо психологического сопровождения профессиональной деятельности. Около 25% их затрачивает на работу

22

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога...

Таблица 1. Распределение рабочего времени психолога

Основные профессиональные задачи Распределение рабочего времени, %

Психологи Эксперты

Изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава 7,5 15,1

Оказание психологической помощи сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности 6,2 13,2

Отбор и назначение на должности сотрудников, с учетом их индивидуальнопсихологических особенностей личности и групповой совместимости 38,6 26,1

Консультирование сотрудников по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов 4,2 13,3

Проведение мероприятий, направленных на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности 6,7 10,5

Проведение мероприятий психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления 7,8 11,9

Обеспечение функционирования кабинета психологической регуляции 4,1 9,9

Другое (работа с документацией, выполнение поручений руководителя) 24,9 -

с документацией и выполнение поручений, не связанных с психологической работой, т. е. на выполнение других видов деятельности остается не более 35% времени (табл. 1).

Эксперты также полагают, что значительную часть рабочего времени психологи посвящают мероприятиям, связанным с отбором и назначением на должности сотрудников (26,1%), оставшееся время равномерно распределяют на выполнение других профессиональных задач.

Смещение акцента на проведение психодиагностических мероприятий подтверждают и результаты изучения значимости профессиональных задач и видов деятельности, выполняемых психологом. Более половины опрошенных считают, что приоритетной задачей психологической работы в органах внутренних дел является отбор и назначение на должности сотрудников с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости, а основные виды деятельности психолога — обследо-

вание личного состава (анкетирование, тестирование, опрос) и анализ документов.

Консультированию сотрудников по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов, обеспечению функционирования кабинета психологической регуляции отводится недостаточно внимания (табл. 2).

К числу приоритетных видов деятельности, выполняемых психологами, также относят психодиагностику (обследование личного состава) и организационно-методическую работу (анализ документов) (табл. 3).

К числу основных проблем, негативно влияющих на эффективность психологической работы, опрошенные относят: большой документооборот (76%), необходимость выполнения поручений, не связанных с психологической работой (58%), отсутствие материально-технических средств (21%).

Таблица 2. Рейтинг значимости профессиональных задач психологов

Профессиональные задачи психолога Рейтинг

Отбор и назначение на должности сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей личности и групповой совместимости 1

Мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий и предупреждение профессиональной деформации личности 2

Мероприятия психологической коррекции с сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления 3

Оказание психологической помощи сотрудникам, впервые принятым на службу в органы внутренних дел, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности 4

Изучение, анализ и оценка социально-психологического климата в служебных коллективах и моральнопсихологического состояния личного состава 5

Консультирование сотрудников по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов 6

Обеспечение функционирования кабинета психологической регуляции 7

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

23

Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога...

Таблица 3. Рейтинг значимости видов деятельности

Виды деятельности Рейтинг

Обследование личного состава (анкетирование, тестирование, опрос) 1

Организационно-методическая работа 2

Проведение социометрии, исследование социальнопсихологического климата в коллективах 3

Коррекционные мероприятия 4

Консультирование сотрудников 5

Релаксационные мероприятия 7

Проведение психологического тренинга 8

Все перечисленное позволило сформулировать причины, препятствующие развитию профессиональных компетенций психолога: определенная разобщенность и непоследовательность организации психологической работы в связи с необходимостью выполнения большого количества не связанных друг с другом поручений и указаний; отсутствие адекватного представления о целеполагании в профессиональной деятельности; смещение акцента на проведение психодиагностических мероприятий, а также на работу с документацией; трудности использования конфиденциальной психологической информации в практической деятельности; зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы; неадекватная самооценка знаний, умений, навыков, а также профессионально важных качеств психологами.

В ходе эмпирического исследования экспертам и психологам-практикам предлагалось оценить значимость компетенций с позиции их влияния на эффективность профессиональной деятельности психологов органов внутренних дел. В анкету был включен заведомо избыточный список первичных компетенций, необходимых для успешного выполнения психологами профессиональных задач (29), затем, в ходе оценивания респондентами, перечень был сокращен и структурирован (табл. 4).

Анализ результатов исследования показывает единодушие обеих групп в определении ранга профессиональных компетенций. Наиболее значимыми профессиональными компетенциями опрошенные считают профессиональную убежденность и ответственность за результат. Наименее значимыми — открытость к инновациям, лидерские качества, способность руководить коллективом. Эти компетенции были исключены из списка, так же как и те, которые в результате ранжирования получили менее 3,5 балла.

Затем нами было проведено структурированное интервью по разработанному плану в целях сбора поведенческих признаков эффективного специалиста-психолога. Как известно, структурированное (стандартизированное) интервью включает стандартные вопросы относительно профессиональных компетенций кандидата и необходимых качеств личности, прошлого опыта работы, социальной деятельности.

Таблица 4. Результаты первичного ранжирования профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел, ср. балл

Название компетенции Психологи Эксперты

Владение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения служебных задач 4,6 4,8

Профессиональная убежденность 4,3 4,7

Ответственность за результат 4,4 4,6

Психическая устойчивость 4,4 4,4

Умение устанавливать психологический контакт 4,6 4,7

Владение коммуникативными техниками 4,3 4,6

Гибкость в общении 4,3 4,6

Тактичность в общении 4,3 4,4

Обучаемость 4,3 4,0

Эмпатийные способности 4,3 4,4

Адаптивность 4,2 4,3

Высокий интеллект 4,2 4,4

Способность организовывать и планировать 4,2 4,1

Рефлексивные способности 4,2 3,8

Уверенность в своих силах 4,1 4,4

Способность правильно оформлять служебные документы 4,0 4,2

Аналитические способности 4,0 4,0

Ориентация на ценности 3,9 4,2

Самостоятельность 3,8 3,9

Способность стратегически мыслить 3,8 3,9

Беспристрастность 3,7 3,7

Умение регулировать человеческие взаимоотношения 3,7 4,2

Умение реагировать, держать обратную связь 3,6 4,0

Владение методами воспитания личного состава 3,6 3,6

Способность работать с различными источниками информации 3,6 3,3

Креативность 3,1 2,2

Лидерские качества 3,1 2,7

Открытость к инновациям 3,1 3,1

Способность руководить коллективом 2,7 3,0

В основу структурированного интервью нами были заложены профессиональные ситуации (кейсы), типичные для деятельности психолога органов внутренних дел, а также проблемные ситуации и вопросы, касающиеся оценки поведенческих паттернов специалиста. На основе анализа собранных в процессе анкетирования данных каждой компетенции было дано четкое определение, а также выявлены ее поведенческие индикаторы. Определение компетенций позволило достигнуть единого понимания ее содер-

24

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессиональных компетенций психолога...

Таблица 5. Единый профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел

Название и содержание компетенции Средние значения

Профессиональная убежденность — способность отстаивать собственное профессиональное мнение, эмоциональная независимость от суждений других 4,7

Ответственность за результат — способность принять на себя ответственность за результат и качество профессиональной деятельности 4,7

Владение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения служебных задач, — способность решать основные задачи психологической работы 4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гибкость в общении — умение учитывать состояние собеседника в ходе общения, готовность импровизировать и реагировать согласно ситуации 4,5

Владение коммуникативными техниками — способность организовать беседу для достижения цели с моделированием ситуации 4,5

Стрессоустойчивость — способность сохранять стабильность, работая в условиях дефицита времени и/или конфликта, сопротивления 4,4

Стремление к достижению успеха — стремление к достижению высокого качества решения служебных задач, уверенность в своих силах, способность целенаправленно добиваться результатов и делать правильные выводы о проделанной работе 4,4

Конфликтоустойчивость — умение своевременно выявить конфликт и способствовать его решению 4,4

Эмпатийные способности — способность очно оценивать эмоциональное состояние сотрудника по внешним признакам; проявлять внимание к состоянию другого человека; стремление выяснить причины негативного состояния 4,4

Адаптивность — эффективное исполнение своих профессиональных обязанностей в новых или непредвиденных ситуациях деятельности; способность изменить манеру поведения и стиль общения в зависимости от профессиональной ситуации 4,3

Обучаемость и стремление к саморазвитию — желание и способность к постоянному профессиональному и личностному росту, освоению и внедрению в свою работу новых технологий 4,3

Способность организовывать и планировать свою деятельность — способность ориентироваться во времени и грамотно распределять объем работ; способность на основе объективной оценки профессиональной ситуации принимать обоснованные решения с учетом временных рамок 4,2

Ориентация на ценности — способность действовать согласно общественным нормам и ценностям, учитывая ценности и цели профессиональной деятельности, опора на личностные ресурсы сотрудников, проявление гуманизма при решении профессиональных задач 4,1

Способность правильно оформлять служебные документы — правильно и полно отражать результаты исследований, давать рекомендации руководителям подразделений по расстановке и кадров, оформлять заключения и другую служебную документацию 4,1

Аналитические способности — понимать обстоятельства дела и отличать значимую информацию от несущественной; точно оценивать положение вещей и делать необходимые выводы 4,0

жания. В единый профиль профессиональных компетенций мы включили только те, которые в результате ранжирования получили более 4 баллов. В результате мы выделили 15 профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел, которые определяют его эффективность (табл. 5).

По мнению экспертов, описанные профессиональные компетенции являются необходимыми для эффективной профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел. В целом разработанный профиль представляет собой набор компетенций, которыми должен обладать психолог органов внутренних дел.

Таким образом, технология описания профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел дает возможность согласовывать критерии подбо-

ра и оценки сотрудников с учетом характера выполняемой служебной деятельности, назначать на вышестоящие должности тех сотрудников, чьи потенциальные компетенции максимально соответствуют задачам и специфике данного вида деятельности, задавать приоритетные направления их профессионального развития. 1 2 3

1 Цветков В. Л. Полицейская психология: опыт Испании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 4(59). С. 86-90.

2 Фрумкин А. А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб., 2004. С. 26.

3 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности : учеб. пособие / С. А. Боровикова [и др.] ; под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. 152 с.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.