Научная статья на тему 'Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк'

Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессор Василий Васильевич Болотов: биографический очерк»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.И. Бриллиантов

Профессор

Василий Васильевич Болотов: биографический очерк

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 7-8. С. 830-854.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Профессоръ Василій Васильевичъ Болотовъ.

Біографическій очеркъ *).

XIII.

ВСЕЦѢЛО преданный интересамъ науки и углубленный въ свои разнообразныя занятія, В. В. Болотовъ жилъ въ Петербургѣ ученымъ отшельникомъ, совсѣмъ не за-$ ботясь объ удобствахъ жизни. Въ первые два года I службы, до ноября 1881 г., его помѣщеніе (Перекупной переул. д. Гулина № 6) представляло одну комнату съ однимъ окномъ въ пятомъ этажѣ. Вторая квартира (Невскій просп. № 164) состояла изъ двухъ комнатъ и передней *). Лишь въ 1897 г. онъ перемѣстился, благодаря заботамъ близкихъ къ нему лицъ, въ болѣе обширную и удобную въ гигіеническомъ отношеніи квартиру въ лаврскомъ домѣ (Невскій просп. № 182). Единственнымъ богатствомъ въ его квартирѣ была его библіотека, прекрасно подобранная имъ по интересовавшимъ его отраслямъ знанія, послѣ его смерти пожертвованная въ собственность Петербургской академіи наслѣдникомъ его, иркутскимъ врачемъ А. Д. Болотовымъ, племянникомъ В. В. по первому браку его отца (2593 названія въ количествѣ 4095 томовъ и брошюръ 2).

Отъ всякихъ почти визитовъ и гостьбы въ Петербургѣ В. В. Болотовъ уклонялся; чуть ли не единственнымъ исключеніемъ являлись «среды» у И. Е. Троицкаго, на которыхъ молено было видѣть иногда и его въ числѣ другихъ немного-

*) Окончаніе. См. май—іюнь.

О Рубцовъ, 81.

численныхъ избранныхъ гостей. Обычный путь его былъ въ Академію—на лекціи или въ академическую церковь. Но самому В. В. Болотову зато, повидимому, довольно часто приходилось принимать разныхъ лицъ въ качествѣ ученаго консультанта, хотя онъ въ подобныхъ случаяхъ, кажется, предпочиталъ вообще письменныя сношенія непосредственному обращенію къ нему. «Готовность помочь въ научной области, замѣчаетъ Б. А. Тураевъ въ некрологѣ В. В., встрѣчалъ со стороны покойнаго всякій, работавшій въ общей или смежной съ нимъ спеціальности. И надо сказать, съ нимъ не особенно въ этомъ отношеніи церемонились. Его любезностью и отзывчивостью на все, касающееся науки и церкви, прямо злоупотребляли. И это было тѣмъ тяжелѣе для покойнаго, что онъ обладалъ недюжинными знаніями въ разностороннихъ областяхъ и по нѣкоторымъ былъ первымъ, а то и единственнымъ авторитетомъ; къ нему обращались и богословы, и историки, и филологи, и туристы и даже популяризаторы. И каждаго онъ принималъ, съ каждымъ бесѣдовалъ, каждому отвѣчалъ на запросы не краткой справкой, а длинными письмами, заключавшими въ себѣ нерѣдко цѣлыя изслѣдованія» М. Постоянную правильную переписку велъ онъ съ своей матерью до конца ея жизни 2). Къ регулярной болѣе или менѣе перепискѣ его относятся также отвѣтныя письма его, иногда весьма обширныя, на поздравленія съ днемъ ангела и новымъ годомъ нѣкоторымъ товарищамъ и друзьямъ.

На лѣтнія вакаціи В. В. Болотовъ, когда былъ профессоромъ, почти каждый годъ отправлялся на родину въ с. Кра-вотынь, къ своей матери. Подробности о его образѣ жизни здѣсь сообщаетъ въ своемъ очеркѣ М. В. Рубцовъ 3) на основаніи разсказовъ посѣщавшаго его товарища М. А. Рязанцева и затѣмъ мѣстнаго священника Н. М. Верзина (съ 1892 г.). Ветхій домикъ его матери съ 4 небольшими окошками заключалъ пространство всего въ 9 X 8 кв. аршинъ, съ болѣе чѣмъ скромнымъ убранствомъ, которое всегда оставалось одно и то же. Время его и здѣсь проходило главнымъ образомъ въ научныхъ занятіяхъ съ книгами, привезенными изъ Петербурга, въ содѣйствіи матери въ ея хлопотахъ по хозяйству (онъ самъ ставилъ самоваръ, даже готовилъ обѣдъ, въ 1898 г.

’) Тураевъ, Жури. Мин. Нар. Просв. 1900, августъ, 96—97. 2) Рубцовъ, 75—8о. *) Стр. 82—96.

емѵ приходилось также ухаживать за больною матерью), частію въ прогулкахъ и бесѣдахъ съ какимъ-либо гостемъ. Самъ охотно принимая къ себѣ, онъ однако, по словамъ Н. М. Верзина, очень часто бывавшаго у него, рѣшительно при этомъ отказывался зайти въ чужой домъ; лишь въ послѣдній годъ (1898), который ему пришлось проводить въ Кравотыни. онъ сталъ даже безъ зова и довольно часто заходить въ домъ священника. Въ августѣ мѣсяцѣ, предъ отправленіемъ въ Петербургъ на службу (какъ и въ болѣе ранніе годы — предъ отправленіемъ въ школы, гдѣ онъ учился), В. В. имѣлъ обыкновеніе совершать съ своей матерью паломничество пѣшкомъ въ близъ лежащую пустынь преп. Нила Столобенскаго для поклоненія мощамъ угодника; здѣсь послѣ богослуженія заходилъ къ настоятелю архимандриту Арсенію (1871 —1898) и до вечера проводилъ время въ бесѣдѣ съ нимъ.

ХІУ.

Въ послѣдніе годы жизни уже внѣшній видъ В. В. Болотова ясно указывалъ на крайне разстроенное состояніе его здоровья, какъ слѣдствіе чрезвычайныхъ вольныхъ и невольныхъ трудовъ его и негигіеничнаго образа жизни, не смотря на природную крѣпость его организма. Постоянно сидячій образъ жизни имѣлъ для него результатомъ съ давнихъ поръ отказъ желудка служить и сопровождавшіяся рѣзко выраженной анэміей геммороидальныя страданія. Со временемъ у него развилось хроническое воспаленіе почекъ (нефритъ), осложненное болѣзнью печени и отчасти сердца. Эта болѣзнь, получивъ острый характеръ, быстро и неожиданно для всѣхъ и свела его въ могилу, хотя самъ онъ (какъ это видно изъ писемъ, приводимыхъ у М. В. Рубцова) уже ранѣе сознавалъ свое пололіеніе, не переставая, однако, до послѣднихъ дней работать по прежнему и исполнять всѣ возлагаемыя на него порученія.

Въ первый, повидимому, разъ ему пришлось обратиться За серьезной медицинской помощью (къ гофмедикѵ Байкову) въ 1896 г., когда у него появилась опухоль на ногѣ,—отъ привычки, какъ потомъ объяснилъ онъ самъ, держать на лѣвой ногѣ во время писанія цитируемыя книги, иногда до 15 фунтовъ; лѣто въ этомъ году, въ виду необходимости ле-

ченія онъ провелъ въ Петербургѣ *). Въ слѣдующемъ 1897 г., въ одномъ письмѣ, показателемъ того, что его здоровье сравнительно съ другими ему подобными «обстоитъ довольно сносно», онъ готовъ считать тотъ фактъ, что онъ «остается еще на земной поверхности»,—«тогда какъ судя по тому, что всякими требованіями гигіены я пренебрегалъ столько времени—я съ полнымъ основаніемъ могъ бы отправиться ad patres». «Мой организмъ представляетъ дырявое рѣшето, если не руину. Желудокъ измѣняетъ предательски. Ревматизмъ и haemorroides. Послѣднія накликали на меня острую, рѣзко выраженную анэмію. Моя физіономія, поэтому, не изъ цвѣтущихъ. Труповидна въ достаточной степени» 2)... Отъ приглашенія въ этомъ году сдѣлать поѣздку въ Англію, принявъ участіе въ путешествіи архіеп. финляндскаго Антонія, отправлявшагося туда на юбилейное торжество королевы Викторіи, онъ рѣшительно отказался. Лѣтомъ этого года онъ былъ въ Перновѣ, лифляндской губерніи, гдѣ пользовался теплыми грязевыми ваннами 3J.

Болѣзнь матери В. В. въ теченіи всего 1898 г. и смерть ея въ 1899 г. 27 мая и соединенные съ этимъ безпокойство и хлопоты должны были болѣе или менѣе неблагопріятно отразиться и на его здоровьѣ. Въ то именно время ему, между тѣмъ, приходилось принимать участіе въ дѣлѣ возсоединенія несторіанъ (1898) и выступать въ коммиссіи по реформѣ календаря (1899). Во время зимы 1899 г. онъ не разъ былъ боленъ и чувствовалъ себя по временамъ такъ плохо, что, по его словамъ, въ великомъ посту не разъ, уходя въ пятницу изъ аудиторіи, ставилъ себѣ вопросъ, не въ послѣдній ли разъ онъ былъ въ Академіи 4). На приглашеніе занять каѳедру въ Университетѣ онъ отвѣчалъ В. И. Ламанскому, что онъ «серьезно собирается еще въ XIX вѣкѣ умереть и остаться вѣрнымъ сыномъ XIX столѣтія» 5). Когда онъ, «по настоянію

9 Рубцовъ, 97—98. 2) Рубцовъ, 98, 93 иримѣч.

3) О встрѣчѣ и знакомствѣ съ нимъ здѣсь упоминаетъ Н. В. Ш л я-ковъ въ статьѣ „Почему 1 августа бываетъ крестный ходъ на воду? (Посвящается памяти В. В. Болотова)“, въ Извѣстіяхъ Отдѣл. русск. яз. и словесности Имп. Акад. Наукъ, т. IX, кн. 2. Спб. 1904, стр 42. Имъ же посвящена „незабвенной памяти Н. А. Лавровскаго и В. В. Болотова“ статья „О поученіи Владиміра Мономаха“ въ Жури. Мииист. Нар. Просв. 1900 май—іюль.

4) Рубцовъ, 100.

9 Тураевъ, Журн. Мин. Нар. Просв. 1900, августъ, 101,

многихъ», обратился къ доктору (профессору Сиротининѵ), послѣдній (22 іюня), къ его удивленію, не назвалъ его болѣзнь очень серьезной; прописанное ему леченье (эмсскія воды) заставило его и въ этомъ году остаться на лѣто въ Петербургѣ *). На приглашеніе друзей пріѣхать къ нимъ на каникулы въ слѣдующемъ году, онъ отвѣчалъ въ пессимистическомъ тонѣ, что ихъ рѣчь о «будущемъ годѣ» заставляетъ его «почти — улыбаться». Въ письмѣ 1900 г. 5 января онъ подтверждалъ, что его «здоровье очень неважное—ревматизмъ не любитъ давать ни отдыха ни сроку» 2). Онъ продолжалъ однако и теперь исполнять всѣ обычныя обязанности по академической службѣ.

20 марта 1900 г. В. В. Болотовъ долженъ былъ явиться на собраніе Совѣта для дополнительныхъ разъясненій къ своему отзыву о сочиненіи А. А. Бронзова, читанному въ засѣданіи 16 марта, но уже не былъ въ состояніи сдѣлать это. Послѣдніе дни и минуты его жизни съ подробностію описаны близкимъ участникомъ всѣхъ заботъ о немъ за это время, его другомъ проф. И. С. Пальмовымъ 3). Начиная приблизительно съ 18 марта, онъ чувствовалъ себя весьма слабымъ и 22 окончательно слегъ въ постель. Но и теперь онъ продолжалъ читать и просматривать недавно полученныя имъ изданія по церковной исторіи Египта и другія книги. 23 числа больного посѣтилъ митр. Антоній. Въ этотъ день, по совѣту друзей, онъ переселился въ больницу Крестовоздвиженской общины, гдѣ онъ, при особомъ вниманіи предсѣдателя совѣта общины, В. К. Саблера, былъ окруженъ самымъ заботливымъ уходомъ. Послѣ нѣкотораго улучшенія въ теченіи первыхъ трехъ дней, 27 числа у него обнаружились изнурительные эпилептическіе припадки. Созванъ былъ консиліумъ врачей, но бороться долго съ принявшей острое теченіе болѣзнью было уже невозможно. Въ больницѣ В. В. посѣщали митрополитъ, В. К. Саблеръ, ректоръ Академіи и многіе сослуживцы и знакомые. 4 апрѣля онъ опять почувствовалъ нѣкоторое улучшеніе. Но на другой же день (въ среду на страстной недѣлѣ) получена была вѣсть о его тяжеломъ положеніи, заставившая поспѣшить къ его одру нѣкоторыхъ его сослуживцевъ. Послѣ пріобщенія св. Таинъ и отходной молитвы, онъ снова оживился, и затѣмъ, то осла-

бѣвая, то опять приходя въ сознаніе, много говорилъ отдѣльными словами и отрывочными фразами («какъ прекрасны предсмертныя минуты!», «иду ко кресту», «Христосъ идетъ», «Богъ идетъ», слова на какихъ-то восточныхъ языкахъ). За четверть часа до смерти онъ пересталъ говорить и сталъ какъ бы засыпать, слагая руки на груди. Въ началѣ восьмого часа послѣ полудни, между 7—7 ч. 10 м., онъ скончался, въ присутствіи священника А. П. Васильева, прочитавшаго снова отходную молитву, И. С. Пальмова и дежурнаго врача и сестеръ общины.

Погребеніе В. В. Болотова совершено было съ особою тержественностію 8 апрѣля, въ великую субботу 1). Перенесенное въ четвергъ въ многолюдной процессіи изъ часовни Крестовоздвиженской общины въ Академію, тѣло его находилось до субботы въ актовомъ залѣ; въ субботу предъ литургіей гробъ перенесенъ былъ въ академическую церковь. Литургію и отпѣваніе совершалъ ректоръ Академіи, преосв. Борисъ, съ академическимъ духовенствомъ, въ присутствіи всей академической семьи и многочисленныхъ постороннихъ почитателей покойнаго. Въ рядѣ рѣчей друзья и ученики почившаго въ яркихъ чертахъ обрисовали съ разныхъ сторонъ свѣтлый, возбуждающій восторгъ и удивленіе образъ его и излили наполнявшее ихъ чувство тяжкой тоски о понесенной неизмѣримой утратѣ. Преосв. Борисомъ рѣчь была сказана еще 6 апрѣля, при встрѣчѣ гроба въ актовомъ залѣ. Выносъ его изъ зала въ храмъ сопровождался рѣчью инспектора Академіи, архим. Сергія (нынѣ архіеп. финляндскаго). Проф. Т. А. Налимовъ въ словѣ во время- литургіи, сказанномъ вмѣсто запричастнаго стиха, характеризовалъ умершаго, какъ «самаго могучаго, самаго ревностнаго труженика» академической среды, «невольно возбуждавшаго чувство притрегіетнаго изумленія мощью своего духа», съ творческимъ умомъ соединявшаго высоконравственный характеръ и чистоту сердца, и выяснялъ смыслъ совпаденія дня покоя Христа съ днемъ погребенія новопреставлн-наго, жившаго всегда по завѣтамъ Христовымъ и стремившагося къ единенію со Христомъ. Предъ отпѣваніемъ рѣчь сказана была проф. Е. П. Аквилоновымъ. Далѣе слѣдовали въ разные моменты рѣчи: профессорскаго стипендіата А. В. Кар- * 503

1) Описано проф. П. Н. Жу ковичемъ, Цсрк. Вѣстн. 1900, № 16,

503 —505=Вѣнокъ, 31—35.

ташова, студента IV курса В. Успенскаго, доцента М. И. Орлова, студента II курса А. Лаврова, помощника инспектора тверской дух. семинаріи, товарища В. В. по школѣ, М. В. Рубцова, смотрителя московскаго Заиконоспасскаго дух. училища И. Е. Евсѣева, студента II курса А. Судакова, студента I курса В. Потапова (въ академическомъ вестибюлѣ, предъ выносомъ на кладбище). Послѣднее слово сказалъ надъ разверстой могилой съ опущеннымъ уже въ нее гробомъ, проф. И. С. Паль-мовъ, обращаясь къ своему другу съ прощальнымъ привѣтомъ и напоминая присутствующимъ объ оставленномъ имъ всею жизнью завѣтѣ—внутренняго глубокаго сочетаніи вѣры и знанія. Въ телеграммѣ, посланной В. К. Саблеромъ на имя митроп. Антонія и прочитанной предъ отпѣваніемъ, сообщалось о выраженіи Высочайшаго соболѣзнованія Академіи со стороны Государя Императора по поводу ея утраты. Получены были и другія телеграммы отъ разныхъ лицъ и учрежденій (К. П. Побѣдоносцева, В. К. Саблера, епископа Арсенія—ректора московской дух. Академіи—отъ имени Академіи, особо—отъ группы профессоровъ этой Академіи, отъ харьковскаго университета— отъ ректора ея А. С. Будиловича, отъ ректора казанской дух. Академіи еп. Антонія). На гробъ возложены были вѣнки отъ товарищей—сослуживцевъ («Дорогому, незабвенному, славному профессору»), отъ студентовъ старшихъ и младшихъ курсовъ («Незабвенному», «Любимѣйшему») и отъ товарища В. В. по Академіи и друга, проф. кіевской дух. Академіи В. 3. Завит-невича.

Погребенъ В. В. Болотовъ на Никольскомъ кладбищѣ Александро-Невской Лавры. Чрезъ годъ и 4 мѣсяца возлѣ него (въ одну линію съ нимъ) положенъ былъ учитель его, И. Е. Троицкій (f 1901 августа 2). Въ 1903 г. надъ могилами ихъ воздвигутъ былъ общій памятникъ, въ ознаменованіе ихъ близости по духу и личныхъ отношеній, соединявшихъ ихъ при жизни. На двухъ сторонахъ памятника, кромѣ изображеній святыхъ, имена которыхъ они носили при жизни (преп. Іоанна Ветхопещерника и св. Василія В.), помѣщена одна и та же надпись: «Блажени алчущій и жаждущій правды». Открытіе памятника (19 апрѣля) сопровождалось рѣчами доцента А. И. Брилліантова, ректора Академіи еп. Сергія (нынѣ архіеп. финляндскаго) и студента IY курса В. Потапова 1).

Студентами Академіи сразу послѣ/смерти В. В. Болотова, для сохраненія о немъ памяти, помѣщенъ былъ портретъ его въ той аудиторіи, гдѣ онъ обычно читалъ въ послѣднее время свои лекціи. Возникшее тогда же въ средѣ друзей и почитателей его желаніе увѣковѣчить его образъ устройствомъ бюста (для чего тогда сдѣлана была съ лица умершаго маска), въ настоящее время, когда матеріальныя средства для этого оказались достаточными, постановленіемъ Совѣта 28 января 1910 г. рѣшено привести въ исполненіе; заказанный академику скульптуры М. А. Чижову бюстъ изъ мрамора предположено поставить въ актовомъ залѣ Академіи.

Десятилѣтняя годовщина со дня кончины В. В. ознаменована была совершеніемъ 4 апрѣля (воскресенье) заупокойной литургіи въ академическомъ храмѣ и литіи на могилѣ В. В., гдѣ произнесены затѣмъ рѣчи студентомъ III курса А. Акимовымъ и совершавшимъ богослуженіе архіепископомъ варшавскимъ Николаемъ. Вечеромъ 5 апрѣля, въ день и часъ смерти В. В., отслужена въ академическомъ храмѣ панихида и потомъ открыто торжественное собраніе въ память В. В. въ актовомъ залѣ, устроенное Совѣтомъ Академіи. Рѣчи произнесены были проф. И. С. Пальмовымъ, А. И. Брилліантовымъ, И. Е. Евсѣевымъ и Б. А. Тураевымъ *).

XY.

Самимъ В. В. Болотовымъ, какъ было уже выше замѣчено * 2), составленъ былъ списокъ статей и замѣтокъ его, напечатанныхъ въ «Церк. Вѣстникѣ» и «Христ. Чтеніи» отъ 1880 до 1893 г., съ разнаго рода замѣчаніями по поводу ихъ; этотъ списокъ изданъ въ «Христ. Чтеніи» 1907, I, 250—263, и отдѣльно. Въ «Вѣнкѣ на могилу проф. В. В. Болотова» въ «Церк. Вѣстникѣ» 1900, № 16, 498—500, и отдѣльно стр. 22—26, напечатанъ перечень всѣхъ вообще его статей, помѣщенныхъ въ академическихъ журналахъ, составленный проф.

A. П. Рождественскимъ независимо отъ списка самого

B. В. Болотова по даннымъ редакціи того и другого журнала,

О Cp. И. Н. Ж у к о в и ч ъ, Десятилѣтняя годовщина со дня кончины проф. В. В. Болотова, въ „Церк. Вѣстн.“ 1910, № 15—16, 480—483,—Рѣчь на могилѣ f проф. В. В. Болотова по случаю 10-лѣтней годовщины со дня его смерти, студ. III курса Академіи Аѳанасія Акимова, тамъ же, 483—486.

2) Христ. Чт. 1910, май—іюнь, 578.

но вполнѣ почти совпадающій для указаннаго времени съ этимъ спискомъ; извлеченіе изъ него помѣщено у М. В. Рубцова въ біографическомъ очеркѣ, 64—65. Обзоръ трудовъ по исторіи восточныхъ церквей данъ проф. Б. А. Тураевымъ въ некрологѣ, напечатанномъ въ «Журн. Мин. Нар. Просвѣщенія» 1900, октябрь. Вполнѣ точная въ частностяхъ классификація всѣхъ трудовъ В. В. Болотова по ихъ содержанію едва ли возможна.

I) Къ переводнымъ трудамъ принадлежатъ:

1) Переводъ съ примѣчаніями сочиненія доктора Овер-бека «Безспорныя преимущества православной каѳолической церкви предъ всѣми другими христіанскими исповѣданіями». (А plan view of the claims of the orthodox catholic church as opposed to all other Christian denominations. By J. J. 0 v e r-beck. D. D., изъ журнала, издававшагося Овербекомъ, The orthodox catholic review, за 1881 г.). Христ. Чт. 1882, I, № 5—6, 776—798; II, $ 7—8; 176—207; № 9—10, 385— 413; 1883, I, № 1—2, 56—114, № 3—4, 407-445. Были и отдѣльные оттиски перевода (180 стр.).

2) Сокращенный переводъ статьи проф. Р. Ф. Г р а у изъ «Beweis des Glaubens» 1881 «Тайна еврейскаго вопроса». Церк. Вѣст. 1884, № 49, 5—7, № 50, 7—8, № 51—52, 9—12; 1885, № 2, 29—30, № 3. 51—52, № 4, 74—75.

' И) За одной частью написаннаго имъ самъ В. В. Болотовъ не признаетъ научнаго значенія, замѣчая, что, однако, и все это написанное имъ, вѣроятно, «не будетъ хуже того, что обычно появляется въ свѣтъ въ русской журналистикѣ» *). Сюда онъ прежде всего относитъ все, помѣщенное нѣкогда

а) въ «Церк. Вѣстникѣ» подъ сиглою «Б-л-ъ» и въ одномъ случаѣ «Р».

1) «Журнальное Обозрѣніе» (русскіе богословскіе журналы) за 1880, № 2 (Стр. 6—9), № 27 (6—9), № 33—34 (5—7) и 1881, № 3 (11—13), № 6 (15—16).

2) Еще о «Справочномъ и объяснительномъ словарѣ къ Новому Завѣту» г. Гильтебрандта. 1884, № 6 (стр. 4—7), № 7 (5—7).

3) Библіографическая замѣтка о книгѣ В. И. .Даманскаго: «Secrets d’etat de Venise». Documents, extraits, notices et dtudes servant a eclaircir les rapports de la seignerie

О Христ. Чт. 1907, I, 250.

avec les grecs, les slaves et la Porte ottomane a la fin du XV et au XVI siöcle, par Vladimir Lamansky. St.-Pöters-bourg». 1884, № 29, (стр. 6—9). '

4) «Нѣсколько словъ о новомъ изданіи греческаго текста перевода LXX« (Р. de L agar de, Librorum Veteris Testament canonicorum pars prior graece. Göttingen 1883). 1884, № 41 (стр. 6—8).

5) Библіографическая замѣтка о книгѣ нроф. А. Лебедева: «Эпоха гоненій па христіанъ и утвержденіе христіанства въ греко-римскомъ мірѣ при Константинѣ В.». 1885, № 13 (223—224 съ сиглою Р.) г).

6) Къ этому же разряду В. Б. Болотовъ относитъ изъ напечатаннаго въ « X р и с т. Чтеніи»:

1) «Троякое пониманіе ученія Оригена о св. Троицѣ» (Рѣчь предъ публичною защитою магистерской диссертаціи). 1880, I, № 1—2, 68—76.

2) «Нѣмецкая богословская литература. (Библіографическія замѣтки)». (Рефераты о 15 книгахъ: Гольстена, Липсіуса, Гельцера, Бригера, Буркгардта, Францисса, Бахмана, Гер-генрётера, Шмида, Ландерера, Бюлера, Михелиса, Лаурина, Зома и Дикгофа). 1881, И, № 9—10, 514—574 * 2).

Х)У А. П. Рождественскаго отмѣчено еще „Оглавленіе неоффиціальной части „Церковнаго Вѣстника“ за первое полугодіе 1885 г.“ — „первое систематическое оглавленіе, но образцу котораго составляются оглавленія и до настоящаго времени“. 1885, № 25—26, 424—428. Затѣмъ еще отмѣчены подъ рубрикой статей, помѣщенныхъ въ „Церк. Вѣстникѣ“, указанныя уже ранѣе (Христ. Чт. 1910, май—іюнь, 572—574) замѣчанія на коллоквіумахъ Т. А. Налимова 1890, № 45, II. С. Соколова 1893. № 46, А. И. Брилліантова 1898, № 21, М. И. (Орлова 1899, № 12.

2) Монографіи: 1) С. Holsten, Das Evangelium des Paulus. T. I. Abt. 1. Berlin 1880. 2) R. A. Lipsius, Dieedessenische Abgarsage, kritisch untersucht. Braunschweig 1880. 3) H. Geizer, Sextus Julius Africanus und byzantinische Cbronographie. Th. I. Die Chronographie des Julius Africanus. Leipzig 1880. 4) Th. Brieger, Constantin der Grosse als Religionspoliti-ker. Gotha 1880. 5) J. Burk har dt, Die Zeit Constantin’s des Grossen. Leipzig 1880. 6) F. F г а n c i s s, Der deutsche Episcopat in seinem Verhältniss zu Kaiser und Reich unter Heinrich HI. 1039—1056. Zwei Tlieile. Regensburg 1879.7) R. В а c h m а n n, Niclas Storch, der Anfänger der Zwickauer Wiedertäufer. Zwickau 1880. Системы: 8) J. Hergenrö tlier, Handbuch der allgemeinen Kirchengeschichte. В. 1—III. Freiburg i. Br. 1879—80. 9) H. Schmi d, Handbuch der Kirchengeschichte. Th. 1. Erlangen 1880. 10) M. A. Länderer, Neueste Dogmengeschichte (von Seniler bis auf die Gegenwart). Heilbronn 1881. 11) Ch. B ü h 1 e r, Der Altkatholicismus, historisch und kritisch dargestellt. Leiden 1880. 12) F. M i c h о 1 i s, Katholische Dogmatik. Zwei

3) «Къ исторіи внѣшняго состоянія константинопольской церкви подъ игомъ турецкимъ». 1882, I. № 1 — 2, 138—172; II, № 9-10, 353 — 384.

4) «Иностранная богословская литература. (Библіографическія замѣтки)». (О 12 книгахъ: Кейма, Лангена, Ленера, Шегга, Функа, Дрэзеке, Рисселя; Копаллика, Гуйлью, Грего-ровіуса, Марра [Marrast], Гавэ). 1882, II, № 11—12, 796— 835 Ц; 1883, I, № 5—6, 778-817 * 2).

III) Оригинальные труды съ серьезнымъ, по его собственной оцѣнкѣ, научнымъ значеніемъ относятся частію

А) спеціально къ исторіи восточныхъ негреческихъ церквей. Таковы прежде всего его

а) этюды изъ церковной исторіи Египта.

1) «Разсказы Діоскора о Халкидонскомъ соборѣ». (Переводъ съ коптскаго похвальнаго слова Макарію, епископу города Ткоу, и «Примѣчанія. Церковно-историческіе очерки и наброски»). Христ. Чт. 1884, II, № 11 —12, 581—625; 1885, I, № 1—2, 9—94; то же въ сборникѣ «Сердечный привѣтъ» въ память пятидесятилѣтія служенія митр. Исидора въ архіерейскомъ санѣ.'Спб. 1884, 169—299. Въ отдѣльныхъ оттискахъ: выпускъ первый (131 стр.).

2) «Житіе блаженнаго Афу, епископа пемджескаго». Съ Экскурсомъ «А. Ignatiana у коптовъ» въ концѣ («Примѣчанія.

Theile. Freiburg і. Br. 1881. 13) F. Laurin, Der Cölibat der Geistlichen nach canonischem Rechte. Wien 1880. 14) R. So hm, Zur Trauungsfrage. Heilbronn 1879. (15) W. Di eck hoff, Civilehe und kirchliche Trauung. Rostock 1880.

9 I) T. Keim, Rom und das Christenthum. Berlin 1881. II) J. Langen, Geschichte der römischen Kirche bis zum Pontificate Leo’s 1 quellenmässig dargestellt. Bonn 1881. Ill) F. A. von Lehn er, Die Marienverehrung in den ersten Jahrhunderten. Stuttgart 1881. IV) P. S c h e g g, Das Todesjahr des Königs Herodes und das Todesjahr Jesu Christi. München 1882. V) Opera

patrum apostolicorum. Textum recensuit----F. X. F u n k. Vol. I—II. Tubingae

1881. VI) J. Dräseke, Der Brief an Diognetos nebst Beiträgen zur Geschichte des Lebens und der Schriften des Gregorios von Neociisarea. Leipzig 1881. VII) V. Ryssel, Gregorius Thaumaturgus. Sein Leben und seine Schriften. Leipzig 1880.

2) VIII) J. Kopallik, Cyrillus von Alexandrien. Mainz 1881. IX) A. G.o u i 11 о u d, Saint Eucher. Lerins et l’eglise de Lyon au V-e siede. Lyon 1881. X) F. Gregorovius, Athenais. Geschichte einer byzantinischen Kaiserin. Leipzig 1882. XI) A. Marrast, La vie byzantine au VI-е siede. Paris 1881. XII) J. II а ve t, L’hevesie et le bras seculier au moyen age jusq’au XIII siede. Paris 1881.

Церковно-историческіе очерки и наброски»); другой набросокъ Б, который долженъ былъ содержать очеркъ исторіи города ІІемдже (Оксиринха), не появлялся. Хр. Чт. 1886, I, № 3— 4, 334 — 377. Въ отдѣльныхъ оттискахъ: выпускъ второй (стр. 133 — 177). — Общее заглавіе для перваго и второго выпусковъ: «Изъ церковной исторіи Египта. Но Revue 6gyp-tologique, publiee sous la direction de H. Brugsch, F. Chabas, Eug. Revillout, 1880, pp. 187—189; 1881, pp. 21—25; 1883, pp. 17—25 et 27—33». [«Ревилью и его изданія»].

3) «Архимандритъ тавѳннисіотовъ Викторъ при дворѣ константинопольскомъ въ 431 г. (По The Church Quarterly Review 1891 October)». Хр. Чт. 1892, I, X? 1—2, 63—89, № 5—6, 335—361. Appendix: «Параволаны ли»? (Орѳографическій вопросъ). 1892, И, 18—37. Въ отдѣльныхъ оттискахъ: выпускъ третій (стр. 181—255) ‘).

4) «День и годъ мученической кончины св. евангелиста Марка». Хр. Чт. 1893, И, № 122—174, № 11 — 12, 405—434. Въ отдѣльныхъ оттискахъ: выпускъ четвертый (стр. 259—434).

5) «Bpejätov Мелитія ликопольскаго, какъ источникъ для исторической географіи Египта». Напечатано въ 1909 г. по найденной въ бумагахъ В. В. Болотова рукописи въ «Византійскомъ Временникѣ» за 1908 г., т. ХУ, 1, стр. 2—31 (не ХІУ т. 1907 г., какъ помѣчено па отдѣльныхъ оттискахъ).

6) Къ исторіи же Египта (эпоха завоеванія арабами) должно было, повидимому, относиться въ цѣломъ изслѣдованіе, часть котораго сохранилась безъ общаго заглавія въ бумагахъ В. В. Болотова и издана въ 1908 г. подъ общимъ названіемъ «Къ исторіи императора Ираклія» въ «Визант. Временникѣ» за 1907 г. т. ХІУ, 1 (1908), стр. 68—124 (въ отд. оттиск. 57 стр.). Кромѣ экскурса: «Кто былъ «аль-мукаукисъ»? Что значитъ слово «аль-мукаукисъ»? (68—73=1—6, заглавіе принадлежитъ самому В. В. Болотову), здѣсь дается разъясненіе нѣкоторыхъ вопросовъ изъ хронологіи царствованія Ираклія (74—98=7—31), затѣмъ ведется рѣчь о судьбѣ патр. Кира (= мукаукисъ) (98—106=31—39) и о данныхъ хроники Іоанна никіускаго для * 431

*) Нѣмецкимъ переводомъ (рукописнымъ) статьи о Викторѣ пользо-валси W. Kraatz, Koptische Acten zum Ephesinischen Konzil vom Jahre

431. Uebersetzung und Untersuchungen. (Texte und Untersuchungen heraus-geg. von 0. Gebhardt und A. Harnack. N. F. XI, 2) Leipzig 1904. О главномъ тезисѣ статьи, съ которымъ авторъ не соглашается, говорится въ особомъ приложеніи, S. 202—214.

исторіи административнаго строя Египта въ эпоху арабскаго завоеванія (106—124—39—57). Сюда же относится «Экскурсъ о географіи Египта» (заглавіе принадлежитъ редакціи), напечатанный въ «Визант. Временникѣ» за 1908 г., т. XV, 1, СТр. 32—48 (ВЪ ОТД. OTT. вмѣстѣ СЪ «Врг^оѵ»).

7) Отзывъ о сочиненіи проф. А. А. Бронзова: «Преп. Макарій Египетскій. Его жизнь, творенія и нравственное міровоззрѣніе. Т. I. Жизнь и творенія преп. Макарія Египетскаго. Спб. 1899». Журн. Совѣта Академіи 1899/1900, 200—-207.

б) Къ исторіи Эѳіопіи и эѳіопской церковной письменности относится прежде всего:

1) «Описаніе двухъ эѳіопскихъ рукописей, пожертвованныхъ въ библіотеку Спб. Дух. Академіи преосвященнымъ Анатоліемъ, епископомъ балтскимъ (нынѣ острогожскимъ)». Хр. Чт. 1887, И, № 7—8, 137—160.

Затѣмъ 2) и 3) этюды «Нѣсколько страницъ изъ церковной исторіи Эѳіопіи». «I. Къ вопросу о соединеніи абиссинъ съ православною церковію». (Рѣчь, читанная на годичномъ актѣ академіи 16 февраля 1888 г.). Хр. Чт. 1888, I, № 3—4, 450— 469. «II. Богословскіе споры въ эѳіопской церкви». 1888, II, № 7—8, 30—62, № 11 —12, 775—832. Въ отдѣльныхъ оттискахъ оба этюда вмѣстѣ съ указаннымъ общимъ заглавіемъ (111 стр.); первый также въ брошюрѣ: «Годичный актъ въ Спб. духовной Академіи въ 3888 г. (16 февраля). Спб. 1888», стр. 33—52 4).

4) «Описаніе четвертой эѳіопской рукописи библіотеки Спб. Духовной Академіи (Cod. Aethiop. Sablerianus Membranac. 4)» [Акад. библ. № И/39]. Спб. 1900 (40 стр.; извлечено изъ «Протоколовъ [= Журналовъ] Совѣта Академіи» за 1895/6 г.).

5) «Часословъ эѳіопской церкви. Издалъ и перевелъ на основаніи нѣсколькихъ рукописей Б. Тураевъ. Спб. 1897. (Библіографическая замѣтка)». Хр. Чт. 1898, I, № 2, 189—198.

в) Сирійской церкви и ея литературы касаются:

1) Описаніе сирско-каршунской рукописи—монофиситскаго служебника (№ 3702 библ. митр. Исид.). Въ «Алфавитномъ указателѣ книгъ и рукописей, поступившихъ въ библіотеку Спб. Дух. Академіи въ 1893 г.» Спб. 1894, стр. 95—99.

2) Описаніе сирской рукописи, пожертвованной въ библіо-

теку Академіи К. В. Харламповичемъ. (Акад. библ. № Б НІ/1). Хр.* Чт. 1900, I, № 4, 676—679.

3) «Изъ исторіи церкви сиро-персидской». Глава I. Супур-гапъ. Значеніе этого имени. Хр. Чт. 1899, I, № 1, 95—112 (отд. отт. = 1 —18). Экскурсъ А. Sephakan-Waspurakan. (Изъ исторической географіи Арменіи. 1899,1, № 1, 112—121 (=18— 27). Экскурсъ Б. Древнѣйшія митрополіи въ церкви персидской. 1899, I, № 2,323—349 (=28—54). Экскурсъ В. Смутное время въ исторіи сиро-персидской церкви. 1899, I, № 3, 535—547 (= 55—67). Глава II. Списокъ католикосовъ се-левкіе-ктисифонскихъ. 1899, I, № 4, 789—804, № 5, 1004— 1031, № 6, 1182—1204 (=67—134). Экскурсъ Г. Что знаетъ о началѣ христіанства въ Персіи исторія? 1900, I, № 1, 65— 99, № 3, 428—439 (= 137—171, 100—111). ШРгРТоѵ. Изъ эпохи споровъ о пасхѣ въ концѣ II в. № 3, 439—454 (= Ш — 126). Экскурсъ Д. Календарь персовъ. 1901, I, № 3, 439— 462, № 4, 499—515 (= 127—167). Экскурсъ Е. Церковный годъ сирохалдеевъ. 1901, I, № 6, 937—948 (= 169—180). Corrigenda. № 6, 949—965 (= 181 —197).—Экскурсы Д и Е и Corrigenda напечатаны по смерти автора. Въ отдѣльномъ оттискѣ 197-4-72=269 стр., такъ какъ послѣ 171 (=99 въ Хр. Чт.) страницы вмѣсто 172 стоитъ по недосмотру во второй разъ 100 и этотъ счетъ идетъ до послѣдней 197 страницы оттиска.—Въ этихъ изслѣдованіяхъ изъ исторіи сиро-персидской церкви, какъ видно уже изъ оглавленія, В. В. Болотовъ касался и исторіи Арменіи.

г) Спеціально армянской письменности касается сдѣланный для проф. Н. К. Никольскаго переводъ житія свв. Бориса и Глѣба изъ армянскаго айсмавурка, съ примѣчаніями. Напечатанъ (съ армянскимъ текстомъ) у проф. В. Н. Бенешевича: «Армянскій прологъ о свв. Борисѣ и Глѣбѣ», въ Извѣстіяхъ Отдѣленія русскаго языка и словесности Импер. Академіи Наукъ. 1909, т. ХІУ, кн. 1, стр. 201—236, на стр. 216—236, и въ отдѣльномъ оттискѣ.

д) Относительно церковной исторіи Грузіи В. В. Болотовъ высказывался, какъ было уже упомянуто, въ отзывѣ о кандидатскомъ сочиненіи студента Г. Г а м р е к е л о в а «Древнѣйшая исторія церкви въ Грузіи» (отъ ІУ В. до прибытія сирскихъ святыхъ»), въ Журналахъ Совѣта Спб. духовной Академіи за 1896—7 г., 253—271. Главное содержаніе перепечатано въ «Журналахъ и протоколахъ засѣданій высо-

чайше утвержденнаго ГІредсоборнаго Присутствія». Т. III, Спб. 1907. Журналы засѣданій II Отдѣла, 214—221 ^приложеніе къ «Цѳрк. Вѣдомостямъ» 1907, № 7) 1).

Б) Изъ произведеній, посвященныхъ исторіи греко-латинскаго христіанства и развивавшагося въ средѣ его богословія (съ неизбѣжными однако въ нѣкоторыхъ случаяхъ экскурсами въ исторію восточныхъ церквей) прежде всего должна быть названа

1) его магистерская диссертація: «Ученіе Оригена о св. Троицѣ. Спб. 1879» (ср. также упомянутую выше рѣчь при ея защитѣ. II б 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) «Отзывъ объ удостоенномъ Учебнымъ Комитетомъ при Св. Синодѣ преміи преосв. митрополита Макарія въ 1886 г. сочиненіи В. Ки пари сова: «О свободѣ совѣсти. Опытъ изслѣдованія вопроса въ области исторіи церкви и государства съ 1 по IX в. Вып. I. М. 1883». Хр. Чт. 18S6, II, 265—301.

3) «Либерій, епископъ римскій, п сирмійскіе соборы. (Чет-

верть часа магистерскаго коллоквіума 8 октября 1890 г., дополненная п разъясненная)». (ІІо поводу коллоквіума В. Н. Самуилова при защитѣ сочиненія: «Исторія аріанства на латинскомъ западѣ»). Хр. Чт. 1891,1, № 3—4, 304—315, № 5—6, 434—459; II, № 7—8, 61—79, № 9—10, 266—282,

*№ 11 — 12, 386 — 394. Экскурсы: «Сардика или Сердика»? (Орѳографическій вопросъ), I, № 5—6. 511—517; «Реабилитація четырехъ документовъ 343 г.», II, № 7—8, 79—109.— Въ отдѣльномъ оттискѣ: выпускъ первый (главы I—X Спб. 1903 (119 стр.); второй выпускъ не появлялся.

4) «Отзывъ объ удостоенномъ Св. Синодомъ полной преміи митрополита Макарія въ 1892 г. сочиненіи Н. Н. Глубоко в с к а г о: « Блаж. Ѳеодоритъ, епископъ киррскій. Его жизнь и литературная дѣятельность. I—II. М. 1890». Хр. Чт. 1892, И, № 7—8, 58—62, 63—124, 125—164. Отдѣльный оттискъ

съ заглавіемъ: «Theodoretiana. I. Отзывъ------. II. Addenda-

Corrigenda [къ сочиненію]. III. Addendis Superaddenda. Спб. 1892» (164 стр.).

5) «Михайловъ день. Почему соборъ св. архистратига Ми-

0 Изъ упомянутыхъ уже выше (Христ. Чт. 1910, май—іюнь, 570—574) различныхъ отзывовъ В. В. о кандидатскихъ и магистерскихъ сочиненіяхъ въ настоящемъ спискѣ указываются вообще лишь имѣющіе особо важное значеніе.

хайла совершается 8 ноября? (Эортологическій этюдъ)». Хр. Чт. 1892, И, № 11—12, 593—644. Въ отдѣльномъ оттискѣ 56 стр.

6) «Слѣды древнихъ мѣсяцеслововъ помѣстныхъ церквей». Хр. Чт. 1893, I, № 1—2, 177—210. Въ отдѣльныхъ оттискахъ: «Слѣды древнихъ мѣсяцеслововъ помѣстныхъ церквей. Appendix къ этюду Михайловъ день» (стр. 57—94).

7) «Отзывъ о представленномъ на соисканіе степени доктора церковной исторіи сочиненіи А. И. Садова «Древнехристіанскій церковный писатель Лактанцій. Спб. 1895». Въ Журналахъ Совѣта Академіи 1895/6 г., 97—202, и отдѣльно, Спб. 1900 (106 стр.).

8) «Замѣтка о книгѣ: Каноны важнѣйшихъ древне-церковныхъ соборовъ вмѣстѣ съ апостольскими правилами, изд. проф. Фр. Лаухерта (Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostolischen Kanones, heraus-geg. von Lie. Dr. Fr. Lauch ert. Fr. i. B. und Leipzig. 1896). Хр. Чт. 1896, II, № 7—8, 178—195 (и отдѣльно).

9) Отзывъ о представленномъ въ 1897 г. на соисканіе преміи митр. Макарія сочиненіи А. А. Спасскаго: «Историческая судьба сочиненій Аполлинарія Лаодикійскаго съ краткимъ предварительнымъ очеркомъ его жизни. Сергіевъ Посадъ 1895». Хр. Чт. II, № 8—9, 1253—1275, № 10, 1400-1420 4).

10) «Thesen über das „Filioque“». Въ Internationale Theologische Zeitschrift, 1898, Heft 24, S. 681—712, и отдѣльно. Нѣмецкій переводъ (А. А. Кирѣева при участіи протопр. I. Л. Янышева) составленныхъ В. В. Болотовымъ, какъ членомъ старокатолической коммиссіи, тезисовъ о Filioque съ введеніемъ къ нимъ и особо написаннымъ для печати предисловіемъ.

11) «„Трактаты“ Геласія I» (замѣтка по поводу коллоквіума М. И. Орлова 15 марта 1899 г.). Хр. Чт. 1899, I, № 4, 812—817, и отдѣльно.

12) «Гоненіе на христіанъ при Неронѣ». Хр. Чт. 1903, I, № 1, 56 — 75 (въ рукописи В. В. озаглавлено: «Гоненіе при Неронѣ»).

13) «Къ вопросу объ Acta Martyrum Scilitanorum». Хр. Чт.

О Ср. но поводу этого отзыва N. Во а wets eh, Zum Briefwechsel zwischen Basilius und Apollinarius, въ Theolog. Studien und Kritiken 1909, H. 4, 625—628.

1903, 1, № 6, 8S2—894; II, № 7, 60—76. Обѣ эти статьи, изданныя по оставшимся послѣ В. В. Болотова въ его бумагахъ рукописямъ, имѣются также въ особомъ оттискѣ (50 стр.).

14) Подъ общимъ заглавіемъ «Письмо и двѣ записки о неоконченной работѣ о Рустикѣ» изданы относящіяся къ предмету его предполагавшейся докторской диссертаціи о діаконѣ Рустикѣ письмо И. Е. Троицкому отъ 1896 г. и записки, одна написанная въ концѣ 1883 или началѣ 1884, другая послѣ 1890 г. Хр. Чт. 1907,1, № 3, 380—381. Часть второй записки была напечатана въ французскомъ переводѣ въ некрологѣ В. В. Болотова въ Internationale Theologische Zeitschrift (=Revue intern, de Theologie), № 31, 1900, S. 43 (cp. также Христ. Чт. 1900, II, № 8, 316—317). Въ отдѣльномъ оттискѣ эти документы соединены съ упомянутымъ выше «Спискомъ статей и замѣтокъ, напечатанныхъ въ «Дерк. Вѣстникѣ» и «Христ. Чтеніи» отъ 1880 до 1893 г., съ замѣчаніями ad instar retractationum» (Хр. Чт. 1907,1, № 2, 250—263) (26 стр.).

15) Въ «Прибавленіяхъ къ Церковнымъ Вѣдомостямъ» за 1906 г. помѣщена записка В. В. Болотова по нѣкоторымъ вопросамъ изъ исторіи церковной организаціи въ древности, носящая въ подлинникѣ лишь неопредѣленное заглавіе «Очеркъ» и раздѣленная при напечатаніи на три статьи съ особыми заглавіями: а) «Епархіи въ древней Церкви», № 3, стр. 99-105 (98—99—предисловіе редакціи); ß) «Хорепископы и періо-девты», № 4, 149—154; т) «Остатки древняго церковнаго сирскаго чина постановленія въ церковныя степени», № 10, 486—492. •

В) Нѣкоторыя изъ статей и замѣтокъ В. В. Болотова разнаго содержанія выходятъ за предѣлы указанныхъ рубрикъ, касаясь, напр., вопросовъ изъ области библейской исторіи и экзегетики, или по крайней мѣрѣ съ ббльшимъ удобствомъ могутъ быть выдѣлены въ особую группу, относясь къ области вспомогательныхъ для исторіи наукъ, филологіи, хронологіи, метрологіи.

1) «Валтасаръ и Дарій Мидянинъ. Опытъ рѣшенія экзегетической проблемы. Съ двумя приложеніями: А. Antedatirung или Postdatirung? Спорный вопросъ въ вавилонской хронологіи. Б. Имя «Астіагъ». Хр. Чт. 1896, II, № 9—10, 279—341 (и отдѣльно).

2) «Приложеніе II» въ соч. А. II. Рождественскаго: «Откровеніе Даніилу о семидесяти седьминахъ. Спб. 1896», по

вопросу о томъ, какъ думалъ св. Ипполитъ римскій о продолжительности общественнаго служенія Господа I. Христа, стр. 271 —274.

3) Примѣчаніе относительно коптскихъ переводовъ откровенія о седьминахъ (въ дополненіе къ переводу съ коптскаго въ упомянутомъ сочиненіи). Хр. Чт. 1896, II, №7—8,143— 145 (въ отдѣльномъ оттискѣ сброшюровано вмѣстѣ съ замѣткой о книгѣ Лаухерта, III Б 8).

4) «Замѣны понятія І'Хгок въ восточныхъ языкахъ. Письмо къ свящ. М. И. Орлову» (4 января 1897 г.).Хр. Чт. 1897, I, № 4, 633—641 (также отдѣльно, вмѣстѣ съ статьей М. И. Орлова: «Понятіе милости. Богословско-филологическій опытъ разграниченія sXssiv и iXdtoxsoilai»).

.5) Ученыя замѣтки и письма проф. В. В. Болотова, относящіяся къ сношеніямъ его съ коммиссіей по переводу богослужебныхъ книгъ на финскій языкъ. Хр. Чт. 1906, I, № 3, 379—390, № 5, 671—696 (отд. оттискъ 37 стр.).

6) Отзывъ о богословскихъ ученыхъ трудахъ ироф. прот. С. А. Соллертинскаго: «О мученической кончинѣ св. Іоанна Предтечи» [въ Хр. Чт. 1886, I], «Объясненіе Mo. V, 22; У. 38—42; VII, 1; Лук. VI, 37 у гр. Толстого» [въ Хр. Чт. 1887, I]; «Пастырство Христа Спасителя. Спб. 1896». Жури. Совѣта Академіи 1899/1900, 43—55 (и отдѣл. оттискъ).

7) Въ «Постановленіяхъ» и «Журналахъ засѣданій коммиссіи по вопросу о реформѣ календаря при Русскомъ Астрономическомъ обществѣ» (3 мая 1899—21 февраля 1900) помѣщено, кромѣ устныхъ разъясненій и справокъ по разнымъ отдѣльнымъ вопросамъ (стр. 10, 11, 13—14, 14—15, 20, 21, 24, 25, 28—29; ср. особенно 17—19: противъ мнѣнія, будто въ Византіи еще въ XIV в. предпринимались попытки реформы календаря), а) особое мнѣніе В. В. противъ отмѣны юліанскаго календаря, стр. 33—34 (какъ приложеніе къ журналу 8 засѣданія коммиссіи). Затѣмъ въ «Приложеніяхъ» къ Журналамъ засѣданій коммиссіи (съ особымъ счетомъ страницъ) напечатаны: ,3) сообщеніе по вопросу о годѣ Рождества Христова, какъ началѣ эры (Прилож. II, къ 2 засѣданію 17 мая, представляетъ письменное изложеніе того, что было сказано устно на этомъ засѣданіи, написанное В. В. Болотовымъ по заявленному 22 ноября пожеланію Д. И. Менделѣева) стр. 7—18. ѵ) Сообщеніе по вопросу о началѣ (первомъ днѣ) года (Прилож. І\, къ 5 засѣд. 1 ноября) (27—30). 8) Докладъ по вопросу

о времени празднованія пасхи (Прилож. У, къ 3 засѣд. 31 мая), 31—49 \).

8) Замѣтки о метрологическихъ терминахъ (хармоѵ и таб-jasvov) въ приложеніи къ очерку проф. И. С. ІІальмова «Новыя данныя къ исторіи охридской архіепископіи ХУІ, XVII и XYIII вв.» въ «Славянскомъ Обозрѣніи». Спб. 1894, стр. 232—235 (въ отд. оттискѣ 38—41).

9) Подъ заглавіемъ: «Замѣтки о селѣ Кравотыни» напечатана въ Хр. Чт. 1910, I, 527—640, найденная въ бумагахъ В. В. статья о его родномъ селѣ (географическое положеніе, орѳографія—Кравотынь или Кровотыиь, клиръ села Кравотыни за прежнее время), написанная не раньше 1895 г.

ІУ) Лекціи по исторіи древней церкви. I. Введеніе въ церковную исторію. Спб. 1907. II. Исторія церкви въ періодъ до Константина В. Спб. 1910. Посмертное изданіе подъ редакціей проф. А. Брилліантова (печаталось какъ приложеніе къ Христ. Чтенію за 1907 и 1908—1910 г.г.).

Изъ поименованныхъ выше трудовъ по смерти В. В. Болотова напечатаны: III А а 5, 6, 7, III А б 4, часть III А в 3, III А г, III Б 9, 12, 13, 14, 15. Ill В 5, 6, 9, ІУ.

Ненапечатанными доселѣ остаются изъ разныхъ записокъ, отзывовъ и трактатовъ:

1) Русскій текстъ «Тезисовъ о Filioque» и рефераты, помѣщенные въ приложеніяхъ къ журналамъ старокатолической коммиссіи 2).

2) Записки, находящіяся въ дѣлѣ о возсоединеніи несто-ріанъ ®).

3) Записка въ дѣлѣ Св. Синода о реформѣ календаря (въ архивѣ Св. Синода) и отчетъ В. В. объ участіи его въ дѣятельности коммиссіи при Русскомъ Астрономическомъ Обществѣ по реформѣ календаря, представленный К. II. Побѣдо-

') Постановленіе коммиссіи о составленіи резюме всъхъ трудовъ ея и о переводѣ на французскій языкъ для разсылки всѣмъ ученымъ обществамъ русскимъ и иностраннымъ (журналъ 7 засѣданія 13 декабря, стр. 29), осталось, повидимому, невыполненнымъ. Какъ сообщается въ F. Wislicenus, Der Kalender. (Aus Natur und Geisteswelt. Sammlung wissenschaftlich-gemeinverständlichen Darstellungen. 69. Bändchen). Leipzig 1905, S. 23, постановленія коммиссіи и протоколы напечатаны въ нѣмецкомъ переводѣ въ Richters Kalender für Riga auf das Jahr 1901.

4 Cp. выше, Христ. Чт. 1910, I, 584—585. ») Cp. выше, 586.

носцеву (въ бумагахъ К. П. Побѣдоносцева въ архивѣ Канцеляріи оберъ-прокурора Св. Синода) *).

4) Отзывъ о брошюрѣ «Св. Писаніе на языкахъ вселенной» *).

5) Отзывъ о коптскомъ Евхологіи, поднесенномъ Государю Императору коптомъ Михаиломъ Ханна л)

6) Отзывъ объ ученыхъ трудахъ проф. Н. И. Барсова, представленныхъ на соисканіе степени доктора богословія {«Исторія первобытной христіанской (до 4-го вѣка). Спб. 1886») %

7) Отзывъ о сочиненіи проф. Н. В. Покровскаго «Евангеліе въ памятникахъ иконографіи преимущественно византійской и русской. Спб. 1892» 5).

8) Трактатъ по метрологіи или, можетъ быть, часть не окончательно обработаннаго трактата, безъ особаго заглавія (по поводу сочиненія Епифанія кипрскаго Пері рітршѵ хаі атад{А&ѵ) (въ оставшихся послѣ В. В. бумагахъ).

Не напечатаны большею частью и многочисленныя (У) письма В. В. къ разнымъ лицамъ, иногда весьма обширныя по объему и представляющія также цѣлые ученые трактаты. Изданы изъ нихъ лишь немногія. Въ «Тверск. Епарх. Вѣдом.» 1899, № 12, 327—328, помѣщено письмо прот. Г. П. Первухину; тамъ же 1900, № 11, 363—282, въ некрологѣ В. В. Болотова, напечатано отдѣльными частями весьма важное по содержащимся въ немъ автобіографическимъ свѣдѣніямъ письмо свящ. А. П. Флоренскому, писанное изъ Пернова лѣтомъ 1897 г. и помѣченное 21 іюля—3 августа. М. В. Рубцовъ въ своемъ біографическомъ очеркѣ пользуется, кромѣ этихъ писемъ, также письмами В. В., адресованными къ нему самому, письмами къ матери, къ М. А. Рязанцеву и приводитъ изъ нихъ не мало извлеченій; у него же упоминается о перепискѣ В. В. Болотова съ прот. В. П. Успенскимъ (f 28 декабря 1894 г.) по вопросамъ мѣстной осташковской археологіи 6). Имъ же сообщено письмо, напечатанное въ «Церк. Вѣсти.» 1901, № 33, 1069—1070 (съ сравнительной характеристикой проф. И. Е. Троицкаго и И. В. Чѳльцова). Въ

’) Ср. выше, 588—589. '*) Ср. выше, 584.

) Ср. выше, 590. Можно думать, что этотъ отзывъ, равно и предыдущій, также будутъ найдены въ бумагахъ К. П. Побѣдоносцева.

4) Ср. выше, 574. 5) Ср. выше, 574. 6) Стр. 14.

«Христ. Чт.» были напечатаны письма М. И. Орлову (ср. выше III В 4), о. С. Окулову (III В 5) и И. Е. Троицкому (III Б 14, имѣется еще до 15 писемъ). Ср. такжо у Убер-скаго, «Христ. Чт.» 1903,1, 839 ( = 19), И. А. Уберскому; 840 — 842 ( = 20—22), А. П. Дьяконову; у прот. Н. Ё. Дроздова, «Спб. Дѵх. Вѣстникъ», 1901, № 15, 173, и «Прибавленія къ Церк. Вѣдомостямъ, 1910, JV? 14, 668—670 (два письма). Въ «Отчетахъ о засѣданіяхъ Имп. Общества Любителей древней письменности въ 1897—1898 г.г. [Спб.] 1898». Приложеніе, стр. 22, примѣч., помѣщено извлеченіе изъ письма Б. А. Тураеву 1897 г. ноября 26, о календарной части описанной Б. А. Тураевымъ эѳіопской рукописи № 4046 QCCX библіотеки Общества. Въ «Автобіографическихъ запискахъ» Саввы, архіеп. тверскаго, т. IX, 259—260 (Богословскій Вѣстникъ 1910, мартъ), напечатано нисьмо отъ 24 іюня 1892 г. архіеп. Саввѣ (по случаю посѣщенія Саввою 28 мая села Кравотыни и разговора его съ матерью В. В.).

Адресатами В. В. Болотова, кромѣ указанныхъ лицъ, между прочимъ, являются: митроп. спб. Антоній (письма, напр., по дѣламъ старокатолической коммиссіи, письмо объ ареопагитскихъ твореніяхъ), прот. П. Н. Бѣлюстинъ, Н.Н. Г л у б око в с кій, И. Е. Евсѣевъ, В. 3. Завитневичъ (болѣе или менѣе регулярная переписка), II. В. Кедрин-скій (1895 окт. 29. объ отсутствіи основаній сомнѣваться въ историческомъ существованіи св. Павла исповѣдника, епископа никейскаго, память котораго празднуется 10 сентября), Н. М. Коркуновъ (о терминѣ хайоХіщ еххЦоіа), проф. А. П. Лебедевъ, свящ. Д. А. Лебедевъ (весьма обширная переписка), И. С. П а л ь м о в ъ, И. В. П о м я л о в с к і й (4 письма: 1892 окт. 13 и 30, ноябр. 15, 1893 дек. 9, хранятся въ

Импер. Публ. Библіотекѣ; письмо 1892 ноябр. 15 заключаетъ подробныя разсужденія по вопросу о русской трансскрипціи или точнѣе, по В. В., транссонаціи иностранныхъ словъ), А. IL Рождественскій, А. В. Розовъ, А. И. Садовъ, Н. И. Троицкій (о значеніи имени Варсонофій). Н. В. Шляковъ.

Изъ оставшихся въ бумагахъ В. В. Болотова черновыхъ набросковъ, частію изъ написанныхъ уже на-бѣло, но не пошедшихъ въ дѣло отдѣльныхъ листковъ, видно, что онъ писалъ письма и къ западно-европейскимъ ученымъ на нѣмецкомъ языкѣ. Но всегда ли были эти письма отправляемы по адресу, неизвѣстно. По разсказу его самого, онъ предлагалъ нѣ

когда Вюстенфельду составленный имъ указатель къ вышедшей части коптскаго синаксаря (Synaxarium der coptischen Christen, übers, v. F. Wüstenfe ld. Göttingen 1879), но получилъ отъ него отвѣтъ, что воспользоваться этимъ указателемъ для печати не придется, такъ какъ изданіе по независящимъ отъ самого нѣмецкаго ученаго причинамъ не будетъ продолжено. Въ бумагахъ его сохранилось начало письма его отъ 10/22 "апрѣля 1885 г. къ Land'y по поводу выраженнаго имъ въ его Anecdota Syriaca, t. ІУ (1876) мнѣнія о діалектѣ въ Fragmenta Syro-Palaestina, какъ языкѣ потомковъ удалившихся въ Пеллу христіанъ. По поводу появленія второго изданія Regesta pontificiim romanorum (t. I, 1885) подъ редакціей Wattenbach’a въ обработкѣ Loewenfeld’a, Kaltenbrunner’a и Ewald’a, онъ, какъ можно заключать по черновому наброску, обратился, или намѣревался обратиться, вѣроятно къ Wat-tenbach’y, съ письмомъ, гдѣ указывалъ на необходимость приложенія сравнительнаго указателя папскихъ писемъ по старымъ изданіямъ и желательность напечатанія его отдѣльной книжкой, и прилагалъ свой опытъ подобнаго указателя для писемъ Льва В. Въ 1888 г. или вскорѣ послѣ этого года, получивъ отъ французскаго оріенталиста Rene Basset нѣкоторыя его произведенія, онъ послалъ ему свои эѳіопскіе этюды, и вмѣстѣ съ тѣмъ написалъ для него (но неизвѣстно, отправилъ ли ихъ, или нѣтъ) длинный рядъ замѣчаній, составляющихъ цѣлое обширное изслѣдованіе, на нѣмецкомъ языкѣ, по поводу изданной Basset эѳіопской хроники въ его книгѣ Etudes sur Fhistoire d’Ethiopie. Paris 1882 (замѣчанія приготовлены къ печати Б. А. Тураевымъ). Отъ другого французскаго оріенталиста Zoten berg’а онъ также получилъ его труды въ предшествовавшемъ году. Было уже упомянуто о письмѣ его проф. Schwartz’y (въ Ростокѣ) 23 марта 1891 г. Когда вышло изданіе Н. Gelzer’a Leontios’ von Neapolis Leben des Heil. Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien. Fr. i. B. u. Leipzig 1893, съ ученымъ комментаріемъ издателя, онъ написалъ съ цѣлію послать Гельцеру рядъ замѣчаній на его цѣнный трудъ. Переписку, касавшуюся не только лишь заказовъ на книги, велъ онъ съ лейпцигскимъ книгопродавцемъ и издателемъ Harrassowitг’омъ, своимъ поставщикомъ, исполняя иногда просьбы его о разныхъ справкахъ (напр. о петербургскомъ сирійскомъ кодексѣ Церковной исторіи Евсевія для изданія Р. Bedjan’a).

Болѣе или менѣе полная біографія и характеристика В. В. Болотова возможна лишь на основаніи полнаго собранія его писемъ.

Памяти В. В. Болотова посвященъ былъ послѣ его смерти весь JV« 16 „Церковнаго Вѣстника“ за 1900 г., ст. 489—528, вышедшій также отдѣльною брошюрою: „Вѣнокъ на могилу въ Бозѣ почившаго ординарнаго профессора Спб. Духовной Академіи, доктора церковной исторіи, Василія Васильевича Болотова (1 января 1854 г. 5 апрѣля 1900 гг.). Спб. 1900“ (съ портретомъ, 4 -{- 72 стр.). Здѣсь помѣщены: некрологъ его, написанный проф. II. Н. Жуковиче м ъ: „Памяти проф. В. В. Болотова“ (491—498 — отд. изд. 9—21); „Перечень статей В. В. Болотова, помѣщенныхъ въ академическихъ журналахъ“ А. II. Рождественскаго (498—500=22—26); „Послѣдніе дни и минуты жизни проф. В. В. Болотова“ И. С. Нальмова. (501—503=27—30); „Погребеніе проф. В. В. Болотова“ П. Н. Жуковича (503—505=31—35); рѣчи, перечисленныя выше (506—525 = 36—71): телеграммы (525=1,7—8); рѣчь митр. Антонія въ академической церкви 11 апрѣля (526—528=3—6). Затѣмъ были напечатаны некрологи, Н. В. Малицкаго въ „Владимірскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ“ 1900, JMS 10; Б. М. М е л і о р а н с к а г о въ „Визант. Временникѣ“ 1900, т. VII, вып. 4, 614—620: анонима въ „Тверскихъ Епарх. Вѣдом“. 1900, № 11, 263—282; В. С. Соловьева въ „Вѣстникѣ Европы“ 1900, іюль, 416—418; Б. А. Тураева въ „Журн. Минист. Нар. Просвѣщенія“ 1900, октябрь, 81—101. Ср. также воспоминанія [А. В. Поло в ц е в а] объ участіи В. В. Болотова въ коммиссіи по реформѣ календаря въ Московскихъ Вѣдомостяхъ“ 1900, апр. 28, № 116: „Памяти проф. В. В. Болотова“ (извлеченія въ „Тверскихъ Епарх. Вѣдом. 1900, № 11,276—278, и болѣе сокращенно у Рубцова въ біографическомъ очеркѣ, 69—70).

Обстоятельную біографію В. В., составленную на основаніи личныхъ воспоминаній и сообщенныхъ другими свѣдѣній и на основаніи писемъ В. В., далъ М. В. Рубцовъ: „Василій Васильевичъ Болотовъ. (Біографическій очеркъ). (Съ приложеніемъ двухъ портретовъ: Вас. Вас. и его матери и двухъ факсимиле). М. Рубцова. (Изданіе Тверской Ученой Архивной Коммиссіи). Тверь 1900“. (111+129 стр.). Содержаніе очерка: I. Родители Василія Васильевича, дѣтство его и воспитаніе (4-9). II. Осташковское духовное училище (9—16). III. Тверская духовная Семинарія начала семидесятыхъ годовъ (16—48). IV. Василій Васильевичъ—студентъ С.-Петербургской духовной Академіи (48—55).

V. Василій Васильевичъ—профессоръ и ученый (56—74). VI. Василій Васильевичъ- въ частной жизни (75—96). VII. Болѣзнь Василія Васильевича, послѣдніе дни его жизни и кончина (97—105). Въ концѣ очерка, въ приложеніи, напечатано сочиненіе В. В. Болотова, по церковной исторіи, писанное имъ въ ЛИ классѣ семинаріи: „Аналогія исторіи распространенія христіанства въ Россіи съ исторіею распространенія христіанства въ Римской имперіи“ (106—128, ср. 29, прим. 2). Особый интересъ и значеніе очеркъ имѣетъ въ главахъ, посвящен-

пыхъ времени дѣтства В. В. и обученія его въ духовномъ училищѣ и семинаріи, также изображенію частной жизни его (именно—въ каникулярное время въ Кравотыни), но содержитъ также много весьма важныхъ документовъ и данныхъ и для другихъ періодовъ и сторонъ жизни и дѣятельности В. В. О дѣтствѣ В. В. на основаніи личныхъ воспоминаній подробныя свѣдѣнія сообщаетъ прот. П. Н. Бѣлю-стин ъ: „Изъ воспоминаній о дѣтствѣ покойнаго профессора В. В. Болотова“. „Христ. Чтеніе“ 1900, II, № 8, 278—297. Нѣкоторыя данныя о раннемъ дѣтствѣ В. В. приводитъ Д. А. Л е б е д е в ъ; „Воспоминанія о В. В. Болотовѣ, профессорѣ Петербургской духовной Академіи. Тверь 1901. (Читано въ засѣданіи тверской ученой архивной коммиссіи 21-го февраля 1901 г.)“ (8 страницъ). Ср. также въ статьѣ Д. Дубакина „Школьные ученическіе журналы“ въ „Прибавленіяхъ къ Церковнымъ Вѣдомостямъ“ 1909, X 31, стр. 1425— 1427. Воспоминанія, между прочимъ, о времени студенчества В. В. въ петербургской Академіи содержатся въ статьѣ прот. Н. Д р о з-д о-ва: „Къ годовщинѣ смерти В. В. Болотова“, въ „С.-Петербургскомъ Духовномъ Вѣстникѣ“ 1901, X» 15, 171—173. С р. его же: „Памяти проф. В. В. Болотова“, въ „Прибавленіяхъ къ Церковнымъ Вѣдомостямъ“, 1910, № 14, 666—010.

О В. В. Болотовѣ какъ ученомъ, въ особенности нужно отмѣтить упомянутый выше некрологъ, написанный Б. А. Т у р а е в ы м ъ и дающій обозрѣніе и оцѣнку трудовъ В. В. въ излюбленной имъ области — исторіи восточныхъ церквей. А. Брилліантовъ: „Къ характеристикѣ ученой дѣятельности проф. В. В. Болотова, какъ церковнаго историка“, въ „Христ. Чтеніи“ 1901, I, X« 4,467—497 (съ портретомъ), также отдѣльно (33 стр.); ср. также рѣчь при открытіи памятника И. Е. Троицкому и В. В. Болотову въ „Церк. Вѣстникѣ“ 1903, № 14, 525—528. Объ участіи В. В. Болотова во внутренней жизни Академіи подробно говорить И. А. У б е р с к і й: „Памяти проф. В. В. Болотова“ въ „Христ. Чтеніи“ 1903, I, X 6, 821—849, II, № 7, 3—26, № 9, 265—277, № 10, 399—406 (съ портретомъ), также отдѣльно (72 стр.) (съ многими извлеченіями изъ ненапечатанныхъ документовъ академическаго Архива). Слишкомъ общимъ характеромъ отличается брошюра свящ. Д. Я к ш и ч а: „Взглядъ профессора В. В. Болотова на старо-католи-низмъ и римеко-католицизмъ. Спб. 1903“ (10 стр.).—По случаю десятилѣтней годовщины со дня смерти В. В. посвящены его памяти статьи-іеромонаха Анатолія: „Памяти профессора В. В. Болотова. (По поводу десятилѣтія со дня его смерти 5 апрѣля 1900 г.)“, въ „Трудахъ Кіевской Духовной Академіи“ 1910, апрѣль, 556 — 576 (начало статьи), А. И. Архангельскаго: „В. В. Болотовъ. (Къ 10-лѣтію со дня его смерти“, въ „Свѣточѣ“ (приложеніе къ журналу „Русскій Паломникъ“) 1910, кн. 4 (апрѣль), 386—390, и упомянутая выше прот. Н. Дроздова въ „Прибавл. къ Церк. Вѣдом.“ 1910, № 14.

Изъ статей о В. В. Болотовѣ, помѣщенныхъ въ разныхъ словаряхъ, напечатанная еще при жизни В. В. статья В. С. С о л ов ь ѳ в а вь изданіи С. Венгерова „Критико-біографическій словарь русскихъ писателей и ученыхъ“. Т. V. Спб. 1897, стр. 122—130, посвящена соб-ывенно почти вся диссертаціи В. В. объ Оригенѣ и философской

сторонѣ ученія Оригена о Св. Троицѣ. Біографическій- очеркъ оо-щаго характера анонимнаго автора данъ въ „Православной богословской энциклопедіи“ изд. подъ редакціей проф. А. II. Лопухина Т. II. Спб. 1901, 930—936. Анонимный также очеркъ (извлеченія изъ некролога, написаннаго II. Н. Жуковичемъ) дается у Брокгауза-Эфрона въ „Энциклоіі. Словарѣ“. Дополнит. томъ I. Спб. 1905. 294—295. [Въ „Русскомъ біографическомъ словарѣ“ Спб. 1908 (Бе-танкуръ-Бякетеръ) нѣтъ біографіи В. В. Болотова].

0 магистерской диссертаціи В. В. Болотова объ ученіи Оригена о Св. Троицѣ помѣщена была очень краткая, но притязательная и несправедливая въ разныхъ отношеніяхъ библіографическая замѣтка К. К. [Арсеньева, по В. С. Соловьеву, 1. с. 122] въ „Вѣстникѣ Европы“ 1880, т. И, № 3. 338—339. О первомъ выпускѣ посмертнаго изданія лекцій: проф. I. А. Бродовичъ въ „Трудахъ Кіевской духовной Академіи“ 1908,1, № 1,139—142; проф. А. А. С п а с с к і й въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1908, II. № 5, ПО—140 (ср. А. Брилліантовъ, „Къ вопросу о бенедиктинскихъ изданіяхъ твореній св. отцовъ, въ „Христ. Чтеніи“ 1908, II, 1365—1378).

Въ иностранной литературѣ на нѣмецкомъ языкѣ имѣется краткій очеркъ о В. В. и его ученыхъ трудахъ N. Воп-wetsch’a „Ein gelehrter russischer Theologe“ въ „Nene kirchliche Zeitschrift“, herausgeg. von W. Engelhardt. 1907 (XVIII Jahrgang), Heft 4, S. 536—547. Очеркъ составленъ въ большей части на основаніи „Списка“ трудовъ самаго В. В., напечатаннаго въ „Христ. Чтен.“ 1907. № 2: автору извѣстенъ также „Вѣнокъ на могилу проф. В. В. Болотова“, и очерки А. Брилліантова „Къ характеристикѣ ученой дѣятельности проф. В. В. Болотова“ 1901, и И. Уберскаго „Памяти проф. В. В. Болотова“ 1903; имѣлъ онъ возможность познакомиться и съ большею частью сочиненій самого В. В., которыя были присланы ему проф. Н. Н. Глубоковскимъ. На французскомъ языкѣ былъ помѣщенъ въ свое время краткій анонимны й некрологъ въ старокатолическомъ журналѣ Revue Internationale de Theologie, 1900, № 31. p. 43. Краткія біографическія свѣдѣнія сообщаетъ А. Palmier і въ А. Vacant „Dictionnaire de theologie catholique“, continue par E. Man-genot. T. II (fascic. XII, 1904), col. 951—952. Er о же краткія замѣтки объ изданіи лекцій В. В. Болотова въ „Revue d’histoire ecclesiastiquo“ 1907, № 2, 465; 1908, 2,459. На англійскомъ языкѣ Н. В. Орло-

вымъ сообщены были свѣдѣнія о В. В. въ „The Journal of Theological Studies“, 1901, April (Vol. II, № 7), p. 417—420, и въ „Review of Reviews“ ed. by W. T. Stead, 1901, May 15, p. 442 l).

А. Брилліантовъ.

l) Въ предыдущей книжкѣ „Христ. Чт.“ (май—іюнь) на 564 стр. 23 строка сверху вмѣсто „363r“ нужно читать „364ѵ‘\ на 569 стр. 12 строка сверху вмѣсто „не мало не“—„не мало“, на 570 стр. 10 строка снизу вмѣсто „мартъ *)“—„апрѣль 5)“, на 575 стр. 9—10 строка сверху вмѣсто „нравственныя міровоззрѣнія“ —„нравственное міровоззрѣніе“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.