^разили сомнений в своей готовности к самостоятельной работе, 40,8 % студентов считают себя готовыми к работе в теоретическом плане, но видят трудности в применении своих знаний на практике. И, наконец, 6,6 % выпускников выразили сомнение в своей подготовленности к самостоятельной работе. Характерно, что будущая специальность этих выпускников является весьма узкой (врачи по санитарно-просве-тительной работе, врач-лаборант, врач-инспектор ведомства) и в меньшей степени связана с вопросами, изучаемыми в процессе первичной специализации.
Обобщенный материал проведенного экзамена был обсужден на расширенном заседании цикловой методической комиссии. На его основе был разработан комплексный план мероприятий, направленных на совершенствование учебно-методической работы на кафедрах санитарно-гигиенического факультета. Основными разделами этих мероприятий на профильных кафедрах должны стать: а) всемерное усиление проблемности обучения; б) максимальное ^приближение формы и содержания занятий к реальным условиям работы врача СЭС; в) усиление интеграции и комплексности обучения как основных условий широкопрофильной подготовки врача-гигиениста; г) усиление акцента на развитии у выпускников профессиональной самостоятельности.
Следует подчеркнуть, что обобщенный экзамен в значительной степени соответствует и современным научным представлениям о структуре и динамике процесса познания, понимаемого как последовательный переход от общего (общая гигиена) к частному (изучение профильных разделов) и затем снова к обобщению, но
уже обогащенному глубоким знанием конкретных фактов и законов (широкопрофильная субординатура и комплексный экзамен).
Опыт проведения государственного экзамена на санитарно-гигиеническом факультете по новой форме позволяет сделать следующие обобщающие выводы.
1. Комплексный экзамен по гигиене должен служить логическим завершением всей системы обучения врача-гигиениста в вузе. Он является методически наиболее рациональным, так как в ходе его достигается необходимая комплексность оценки знаний по всем разделам гигиены с учетом предшествующей широкопрофнльной подготовки.
2. Новая форма экзамена устраняет противоречие между осуществляемой в настоящее время подготовкой врача-гигиениста широкого профиля и характером выпускного экзамена, полностью отвечая запросам практики.
3. Новая форма государственного экзамена позволяет не только достаточно глубоко и объективно выявить объем теоретических знаний по профильным гигиеническим дисциплинам, но и оценить степень практической врачебной компетенции выпускника.
4. Опыт Харьковского медицинского института показывает, что комплексный государственный экзамен по гигиене имеет не только методические, но и большие организационные преимущества. При его проведении общее количество выпускных экзаменов на санитарно-гигиеническом факультете (как на лечебном и педиатрическом факультетах) уменьшается до 3 (вместо 5). Рациональность же такой организации экзаменов подтверждена многолетней практикой во всех вузах страны.
Поступили 28.11.83
УДК 613.6 + 6М]:92 Днхтяр
В. А. Литкенс (Москва) ПРОФЕССОР С. Р. ДИХТЯР (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР, доктор медицинских наук, профессор Соломон Романович Дихтяр был выдающимся гигиенистом — ученым, педагогом, общественным деятелем.
Родился Соломон Романович 4 июля (22 июня) 1894 г. в местечке Чашники Витебской губернии. В 1921 г. окончил медицинский факультет Московского университета. Врачебную деятельность начал участковым врачом в сельской местности Витебской области. Затем перешел на санитарную работу в Витебск и Минск.
Научную и педагогическую деятельность С. Р. Дихтяр начал в 1924 г. на кафедре социальной гигиены Белорусского медицинского института. Здесь он вел курс гигиены труда и ор-
ганизовал клинику профессиональных заболеваний. Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Соломона Романовича связана преимущественно с пребыванием в Средней Азии и на Северном Кавказе.
Научные труды проф. С. Р. Дихтяра посвящены актуальным вопросам гигиены труда и социальной гигиены. Всего опубликовано свыше ста его научных работ и статей по оздоровлению труда при добыче и переработке цветных и редких металлов и в порошковой металлургии. Под его редакцией и при его активном участии издано 17 сборников научных трудов. Под его руководством выполнено и успешно защищено 12 кандидатских диссертаций.
Ученый и коммунист, проф. С. Р. Дихтяр свою научную, практическую и педагогическую работу всегда сочетал с активной общественной деятельностью. Многие годы заведуя кафедрой гигиены труда Ташкентского медицинского института, он являлся председателем Узбекского медицинского научного общества гигиенистов и санитарных врачей, а также членом правления Всесоюзного научного общества гигиенистов.
В течение многих лет Соломон Романович был заместителем председателя Ученого медицинского совета Минздрава Узбекской ССР. Не-
однократно избирался и с честью выполнял свои обязанности в местных партийных, советских органах и профсоюзных организациях.
Партия и правительство высоко оценили более чем полувековую научную, педагогическую и общественную деятельность С. Р. Дихтяра. Он был награжден орденами, медалями и почетными грамотами.
Соломон Романович Дихтяр был отзывчивым, благожелательным товарищем, строгим и требовательным руководителем в совместной научной работе.
Поступила 0S.07.84
Методы исследования
УДК ви.Иг-07+615.9.015.9-057
А. К. Панков, В. М. Исаев, В. П. Арсенькин
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗАГРЯЗНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ЗОНЕ МЕТОДОМ ИЗМЕРЕНИЯ ДОЗ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ
ВНИИ химических реактивои и особо чистых химических веществ, Москва
Одной из основных задач токсикологии в области промышленного производства является установление ПДК, не вызывающих у работающих каких-либо патологических изменений или заболеваний. Однако установление факта загазованности газоанализатором и определение концентрации вредного вещества не характеризует величину токсической дозы, полученной человеком, более того, если вредное вещество обладает способностью накапливаться, доза может с течением времени опасно нарастать и при концентрациях, меньших ПДК.
Наиболее целесообразным и перспективным методом контроля воздушной среды, с нашей точки зрения, является метод измерения доз, как наиболее универсальный, так как приборы-дозиметры работают в ждущем режиме и время для определения разовой дозы не ограничено. В настоящее время еще не установлены предельно допустимые дозы (Д) при непрерывном и длительном их воздействии на организм человека, но эти нормы при необходимости могут быть установлены ориентировочно, исходя из предельно допустимой концентрации вредного вещества в воздухе рабочей зоны [4].
За рубежом известны дозиметры [1, 6] для автоматического контроля уровня промышленных загрязнений. На международной выставке «Контроль загрязнения природной среды—82» фирмой «Compur Elektronik GmbH» (ФРГ) были представлены минидозиметры [3], действующие по электрохимическому принципу и вклю-
чающие блок контроля и сигнализации, который выдает среднее за рабочую смену значение дозы от различных загрязнителей.
Основной задачей данной работы является рассмотрение теоретических аспектов определения доз и концентраций вредных веществ (аммиак, хлор, хлористый водород) фотометрическими приборами-дозиметрами и обоснование метода оценки уровня токсичности производственных вредностей [2].
Измерение токсических доз является наиболее надежным методом, характеризующим санитарно-гигиеническую обстановку в рабочей зоне.
Предложен метод измерения доз вредных веществ в воздухе рабочей зоны с помощью пере-^ носных газовых дозиметров, которые характеризуют величину предельно-допустимой токсической дозы.
Как известно, при фотометрии окрашенных растворов существует связь между оптической плотностью раствора и концентрацией определяемого компонента. Эта связь выражается законом Бугера — Ламберта — Бера [5]:
О = еС/, (I)
где О — оптическая плотность раствора; С — концентрация, моль/дм3; I — толщина фотомет-рируемого слоя, см; е— молярный коэффициент погашения, см3/моль.
Закон Бугера — Ламберта — Бера не может быть непосредственно использован для описа-