Научная статья на тему 'Профессор Федор Федорович Нагибин'

Профессор Федор Федорович Нагибин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
479
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГИБИН / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ШКОЛА / NAGIBIN / ACTIVITY / MATHEMATICAL EDUCATION / SCIENTIFIC-METHODICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Описываются судьба и творчество профессора Ф.Ф. Нагибина (1909-1976) - видного педагога, ученого, руководителя, всю свою сознательную жизнь посвятившего Кировскому государственному педагогическому институту. Рассматриваются основные направления его многогранной деятельности на поприще математического образования, в частности развитие созданной им научнометодической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fate and creativity of Professor F. Nagibin (1909-1976) is described in the article. He was prominent educator, scientist, and leader who devoted his entire adult life to Kirov State Pedagogical Institute. The basic directions of his multifaceted activities in the field of mathematical education in particular the development of his scientific-methodical school are considered.

Текст научной работы на тему «Профессор Федор Федорович Нагибин»

ПЕРСОНАЛИИ

Е. М. Вечтомов, В. И. Варанкина.

Профессор Федор Федорович Нагибин

Описываются судьба и творчество профессора Ф. Ф. Нагибина (1909-1976) - видного педагога, ученого, руководителя, всю свою сознательную жизнь посвятившего Кировскому государственному педагогическому институту. Рассматриваются основные направления его многогранной деятельности на поприще математического образования, в частности развитие созданной им научно-методической школы.

The fate and creativity of Professor F. Nagibin (1909-1976) is described in the article. He was prominent educator, scientist, and leader who devoted his entire adult life to Kirov State Pedagogical Institute. The basic directions of his multifaceted activities in the field of mathematical education in particular the development of his scientific-methodical school are considered.

Ключевые слова: Нагибин, деятельность, математическое образование, научно-методическая школа.

Keywords: Nagibin, activity, mathematical education, scientific-methodical school.

Федор Федорович Нагибин - математик-методист, профессор, чье имя было хорошо известно не только в СССР, но и за его пределами. Работы Нагибина были переведены на 9 языков мира. Трудно переоценить тот вклад, который внес Федор Федорович в становление и развитие высшего математического образования в Кировском педагогическом институте им. В. И. Ленина, где проработал 43 года, пройдя путь от выпускника математического отделения Вятского пединститута до профессора, заслуги которого были признаны всем научным ме-тодико-математическим сообществом Советского Союза.

Становление. Федор Федорович Нагибин родился12 5 (18) февраля 1909 г. в селе Карпухино Великоус-тюгского района Вологодской губернии. Детство его было трудным, голодным. В автобиографии он писал: «Мать моя батрачка, нищая, умерла в 1924 году. Отца не знаю... В детстве мне приходилось нищенствовать и ходить нянькой. Это продолжалось до моей учебы в городе Устюге, до 1922 года». В 1924 г. Федор поступил в Великоустюгский педагогический техникум, а в 1927 г., после защиты квалификационной работы «Проект правильной постановки природоведения в деревенской школе первой ступени», получил квалификацию учителя советской школы I ступени. В течение трех лет Нагибин работал сначала в начальной школе, затем преподавателем математики и заведующим в Лальской фабрично-заводской семилетке.

В 1930 г. Ф. Ф. Нагибин поступил на только что открывшееся математическое отделение Вятского педагогического института2. Студентов-математиков учили высококвалифицированные специалисты, получившие образование в классических университетах, и направленные на работу в Вятский пединститут. Среди них: выпускник Киевского университе-

© Е. М. Вечтомов, В. И. Варанкина, 2014 !Дата рождения уточнена в [1].

2 Информацию об истории вуза и его преподавателях математики можно найти в [2]. 170

та, профессор Петр Дмитриевич Белоновский (1885-1947), выпускник Санкт-Петербургского университета Вячеслав Осиевич Окулов (1885-?) и выпускник Казанского университета доцент Владимир Николаевич Русанов1 (1885-?). Эрудированный математик, хорошо знавший среднюю школу, разносторонне образованный человек, В. Н. Русанов во многом способствовал воспитанию у студентов любви к науке и увлеченности учительским трудом. На кафедре также работали выпускник Иркутского университета Лев Евсеевич Тильман (1908-?), который вел курс методики преподавания математики и руководил педагогической практикой студентов, и выпускник Казанского университета Сергей Михайлович Лобастов (1894-?). В учебной карточке Ф. Ф. Нагибина написано: «Квалификационная работа "Графики и их место в преподавании математики в техникуме" защищена "очень хорошо" 26 июня 1933 г». 5 июля 1933 г. Федор Федорович Нагибин в числе 17 первых выпускников математического отделения получил аттестат об окончании Вятского педагогического института. В аттестате говорится, что Ф. Ф. Нагибину присвоено «звание ПЕДАГОГА и ПРАВО преподавать математику во всех средних учебных заведениях: техникумах, рабфаках, школе 10-летке и школе ФЗУ».

О дальнейшем читаем в автобиографии Нагибина 1934 г.: «Кафедрой математики было вынесено решение об оставлении меня при институте, но Крайоно не дало на него своего согласия, поэтому я был назначен преподавателем математики и методики математики в Сан-чурский Педтехникум». В конце августа 1934 г. Ф. Ф. Нагибин был принят ассистентом на кафедру математики Вятского пединститута. Самостоятельно вел следующие курсы: методику математики, аналитическую геометрию, анализ и упражнения по анализу. В 1936 г. Федор Федорович поступил сразу на II курс аспирантуры по методике математики и математическому анализу при научно-исследовательском институте школ Наркомпроса, где учился до 1938 г. В становлении его как ученого и преподавателя огромную роль сыграли его научные руководители: по математике - известный в мире математик, профессор МГУ, член-корреспондент АН СССР Александр Яковлевич Хинчин (1858-1941), по методике преподавания математики -известный математик-методист Елизавета Савельевна Березанская (1890-1969).

Работа в вузе. После окончания аспирантуры Ф. Ф. Нагибин получил направление в КГПИ им. В. И. Ленина, и с 1938 г. вся его дальнейшая трудовая биография, становление и расцвет педагогического таланта связаны с Кировским пединститутом. 16 сентября 1939 г. Федор Федорович в МГПИ успешно защитил диссертацию на степень кандидата педагогических наук по теме «Вопросы изучения функций в курсе математики средней школы», а в 1941 г. ВАК утвердила его в звании доцента.

Сразу после защиты кандидатской диссертации в 1939 г. Ф. Ф. Нагибин был назначен деканом физико-математического факультета и работал в этом качестве по ноябрь 1943 г.

Великая Отечественная война изменила все планы. В октябре 1941 г. институт был эвакуирован в г. Яранск. Приказом № 321 по Кировскому государственному педагогическому и учительскому институту имени В. И. Ленина от 18 октября 1941 г. работникам института необходимо было срочно подготовиться к переезду на место новой работы в г. Яранск Кировской области 20 октября.

Многие студенты и преподаватели ушли на фронт. Кабинеты математики и методики математики были объединены. Согласно приказу от 11 октября 1941 г. кафедра математического анализа и кафедра алгебры и геометрии были объединены в единую кафедру, которой руководил Николай Андреевич Колмогоров.

3 декабря 1943 г. доцент Ф. Ф. Нагибин был назначен директором Кировского пединститута [3]. Время было тяжелое. В Яранск удалось перевезти лишь 15-20% имущества, остальное было в Кирове. Число студентов и преподавателей сократилось. Тем не менее в 1942-1943 гг. институт собрал 111000 руб. на постройку самолета «Кировский пединститут». В 1963 г. в № 38 многотиражки Ф. Ф. Нагибин писал: «Те годы были очень тяжелы в материальном отношении, и много сил уходило у нас на ведение хозяйственных дел. Мы должны были сами ремонтировать свои кабинеты и общежития, заготовлять дрова, работать в подсобном хозяйстве. Нам приходилось делать все. Мы рубили и возили на санках за 5 км

1 Сын В. Н. Русанова, Русанов Виктор Владимирович (1919, Киров - 2011, Москва), известный советский математик, член-корреспондент АН СССР (1976). Работал в области вычислительной и прикладной математики, математической физики. Награжден орденом Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», лауреат Государственной премии СССР (1967).

дрова, лопатами выравнивали землю для посевов, впрягались в бороны, сеялки и телеги, косили траву, метали сено в стога, жали, молотили, переносили в рюкзаках картофель, заготовляли торф для заводов. Благодаря самоотверженной работе наших научных работников А. И. Шернина, И. И. Бессонова, И. П. Колчанова, А. В, Эммаусского, К. В. Дрягина, В. С. Крекни-на, П. В. Плесского, Н. А. Колмогорова и др. мы сохранили наши кадры и сделали возможным расцвет института в послевоенные годы».

Профессора и преподаватели института продолжали научную работу во время войны, хотя условий для ее осуществления практически не было. Ф. Ф. Нагибин написал работу о жизни и творчестве П. Л. Чебышева, выдающегося русского математика. В 1943 г. физико-математический факультет провел научную сессию, приуроченную к 300-летию со дня рождения Исаака Ньютона. При институте был открыт воскресный университет для учителей Яранского района и соседних районов. Ф. Ф. Нагибин был активным лектором этого университета. Во многом благодаря стараниям директора в 1942 г. институт получил право принимать кандидатские экзамены. С 1943 г. производится набор в аспирантуру, а в 1944 г. аспирантура в университете начинает успешно функционировать. В сентябре 1944 г. доцент Ф. Ф. Нагибин передал обязанности ректора КГПИ А. И. Заручевскому, направленному в Киров Министерством просвещения РСФСР.

Очень тяжелыми для кафедры математики были и первые послевоенные годы. По разным причинам в 1944 и 1945 гг. из состава её выбыли профессор А. Р. Кулишер, доценты Б. А. Манзон, В. Н. Русанов и В. Н. Салтыков. Почти всю учебную нагрузку выполняли Н. А. Колмогоров и Ф. Ф. Нагибин. Ценой огромных усилий ими было обеспечено выполнение учебных планов.

В 1947 г. кафедра математики делится на две кафедры - кафедру алгебры и геометрии и кафедру математического анализа и методики преподавания математики (МПМ). Заведующим первой кафедрой назначен доцент Н. А. Колмогоров, исполняющим обязанности заведующего второй кафедрой - доцент Ф. Ф. Нагибин. Федор Федорович возглавлял эту кафедру до июня 1969 г. Для работы на кафедре были приглашены доцент А. Н. Чибисов, А. Н. Ивановский, В. В. Горбунов, Е. М. Черезова, Н. И. Елина и др. Сам Нагибин читал курсы математического анализа, теории функций действительного переменного, теории аналитических функций, истории математики, методики преподавания математики.

Публикации. Первая работа Ф. Ф. Нагибина, статья «Развитие глазомера на уроках математики», была публикована в 1935 г. в журнале «Математика в школе», № 4. С тех пор и до конца своей жизни Федор Федорович сотрудничал с этим известным во всем мире журналом для математиков и педагогов-математиков, тираж которого неуклонно рос и к концу 1989 г. составил 457480 экземпляров.

Удалось разыскать 92 прижизненные работы Ф. Ф. Нагибина, 12 работ были опубликованы его учениками. Научно-методическое наследие профессора включает 35 книг, учебников и учебных пособий, 39 статей в центральных изданиях, из них 29 статей в журнале «Математика в школе». 13 работ Ф. Ф. Нагибина были переведены на другие языки.

Первые 30 лет своей творческой деятельности Федор Федорович занимался в основном вопросами методики обучения алгебре в средней школе. С 1965 г. его научные интересы и предпочтения переместились в направлении курса геометрии восьмилетней школы. 19651976 г. стали временем наибольшего расцвета в его творчестве: почти 2/3 публикаций и разработок Ф. Ф. Нагибина приходятся на эти годы.

В работах Ф. Ф. Нагибина выделяются пять основных направлений:

1) Обучение решению математических задач.

2) Исследования по методике обучения алгебре и началам математического анализа в средней школе.

3) Исследования по методике обучения геометрии.

4) Общая методика обучения математике.

5) Развитие мышления и творчества учащихся в процессе обучения математике. См. [4].

Один перечень этих направлений свидетельствует о широте и разнообразии научных

интересов профессора Ф. Ф. Нагибина. Глубина и серьезность его исследований известна всем, кто знаком с его публикациями. Многое в трудах Ф. Ф. Нагибина актуально и теперь.

На Всесоюзном конкурсе учебников геометрии для 8-летней школы в 1964 г. учебник группы авторов Ф. Ф. Нагибина, А. Ф. Семеновича, Р. С. Черкасова «Геометрия. Учебник для 6172

8 классов» был признан лучшим, получил вторую премию (первая ни одному учебнику присуждена не была) и издан в 1967 г. издательством «Просвещение» объемом 384 с. Академик А. Н. Колмогоров, возглавлявший комиссию АН СССР по реформе математического образования, предложил авторскому коллективу этого учебника создать под его руководством современный учебник геометрии для 8-летней школы. С этого момента началось сотрудничество Федора Федоровича Нагибина с выдающимся математиком А. Н. Колмогоровым. Работа по созданию учебника была выполнена. В 1971 г. издательством «Просвещение» были выпущены пробные учебники по геометрии для 6-х и 7-х классов, созданные авторским коллективом - Ф. Ф. Нагибин, А. Ф. Семенович, Р. С. Черкасов - под редакцией академика А. Н. Колмогорова. Затем появились единые для всей страны действующие учебники. Результатом этого сотрудничества также стали и многие методические статьи, рекомендации и пособия для учителей.

Ф. Ф. Нагибин создал индивидуально или в соавторстве пять сборников задач для средней школы: один по геометрии, два по алгебре и два по внеклассной работе.

1. В «Сборнике задач и вопросов по геометрии» (авторы Е. С. Березанская, Н. А. Колмогоров и Ф. Ф. Нагибин), выпущенном издательством «Учпедгиз» в 1962 г., опубликованы задачи практически по всему школьному курсу геометрии.

2. «Сборник вопросов и упражнений по алгебре и тригонометрии для 8-10 классов» (авторы Е. С. Березанская и Ф. Ф. Нагибин) был выпущен издательством «Учпедгиз» в 1951 и 1955 гг., а в 1954 г. издан в Китае на китайском языке.

3. Те же авторы в книге «Упражнения для устных занятий по алгебре» (М.: Учпедгиз, 1949) предлагают методику проведения устных упражнений и устного решения задач.

4. В «Сборнике задач для подготовки учащихся средних школ к математическим олимпиадам» коллектива авторов - Н. А. Колмогоров, Ф. Ф. Нагибин, В. В. Чудиновских - Федор Федорович поместил большой раздел «Логические задачи».

5. Наибольшее значение для развития логического мышления учащихся имел сборник занимательных и нестандартных задач для учащихся неполной средней школы «Математическая шкатулка». Но это был не просто сборник задач. У Ф. Ф. Нагибина получилась книга, которая привлекла внимание миллионов читателей. Тираж первого издания «Математической шкатулки», выпущенного издательством «Просвещение» в 1958 г., составил 108000 экземпляров. Книга оказалась настолько популярна, что вскоре, в 1961 г. и в 1964 г., была переиздана и переведена на японский и украинский языки, издана для слепых (в 4 книгах). В 1984 г., после переработки Евгением Степановичем Каниным, книга «Математическая шкатулка» стала иметь двух авторов - Ф. Ф. Нагибина и Е. С. Канина. Эта книга была переиздана в 1988 г., переведена на китайский - в 1988 г., молдавский - в 1987 г., киргизский - в 1988 г., татарский - в 1993 г. и башкирский - в 1986 г. языки. Последний раз книга после существенной переработки Е. С. Каниным была выпущена издательством «Дрофа» в 2006 г. Общий тираж этой книги за все время составляет более 2 миллионов экземпляров. «Математическая шкатулка» живет уже более 50 лет!

Аспиранты. Велик вклад профессора Ф. Ф. Нагибина в подготовку научно-педагогических кадров для высших учебных заведений. В 1947 г. при кафедре математического анализа и методики преподавания математики КГПИ им. В. И. Ленина начала действовать аспирантура по методике преподавания математики. Научным руководителем стал тогда кандидат педагогических наук, доцент Ф. Ф. Нагибин.

Всего у Ф. Ф. Нагибина закончили аспирантуру 23 человека, большинство из них связали свою жизнь с КГПИ им. В. И. Ленина и продолжили дело своего учителя.

Первый его аспирант, Аркадий Иванович Жаворонков (1923-1965) с успехом защитил диссертацию в 1955 г. Работал доцентом кафедры математического анализа и МПМ КГПИ имени В. И. Ленина, затем деканом физико-математического факультета (1957-1963 гг.), проректором института по научной работе (1963-1965 гг.). Фронтовик, награжден орденами Красной звезды и «Знак Почета».

Евгений Степанович Канин (1926-2013) защитил диссертацию в 1965 г., а в 1988 г. ВАК СССР присвоила ему ученое звание профессора по кафедре математического анализа и МПМ. Е. С. Канин после кончины Ф. Ф. Нагибина возглавил руководство научной школой и проработал в вузе вплоть до своего 80-летия. Под его руководством выполнены и защищены две кандидатские диссертации по методике обучения математике. Опубликовал 102 статьи, из

них в журнале «Математика в школе» - 33, в других центральных изданиях - 10 статей. Автор или соавтор 36 книг и брошюр. Его работы издавались на 8 языках мира. Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, 11 медалями. Отличник народного просвещения РСФСР (1968 г.) и СССР (1985 г.). См. [5].

Виктор Степанович Семаков (род. 20.10.1935 г.) защитил кандидатскую диссертацию в 1972 г., в 1973 г. получил ученое звание доцента. Автор 15 диафильмов по математике для школ (студия «Союздиафильм»), общий их тираж составил 450000 экз. Декан математического факультета КГПИ им. В. И. Ленина (1972-1988 гг.). Проректор КГПИ им. В. И. Ленина по учебной работе с 1988 г., первый проректор ВятГГУ (1999-2005 гг.). Отличник просвещения СССР, заслуженный работник высшей школы (2000 г.), почетный работник высшего профессионального образования РФ (2002 г.).

Миня Григорьевна Лускина (1936-1997) в аспирантуре училась в 1971-1974 гг., доцент (1988 г.). Декан факультета дополнительных педагогических профессий (1988-1996 гг.). Опубликовала 30 статей, книгу «Элементы теории рядов на факультативных занятиях в школе» (1976 г.). Долгие годы Миня Григорьевна была членом парткома института, курировала студенческую самодеятельность.

Августа Петровна Шихова (род. 4.08.1932 г.) училась в аспирантуре в 1970-1973 гг. Защитила кандидатскую диссертацию в 1979 г., доцент. Заведующая кафедрой алгебры в 19841988, 1991-1993 гг. Опубликовала 13 статей, учебное пособие.

Нина Григорьевна Килина (род. 2.10.1929 г.) училась в аспирантуре в 1954-1957 гг. у Ф. Ф. Нагибина. Защитила диссертацию в 1967 г. Работала в КГПИ на кафедре математического анализа и МПМ в 1969-1984 гг. В 1970-1972 гг., будучи командированной, на кафедре математики Монгольского пединститута руководила научной работой двух преподавателей. Один из них, Х. Дугер, в 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию. Опубликовала 23 статьи и «Сборник задач по методике преподавания математики».

Маргарита Александровна Вершинина (1922-1977) училась в аспирантуре в 19551958 гг. Работала в КГПИ с 1948 по 1977 г. Одна из ведущих лекторов по математическому анализу. Награждена значком «Отличник народного просвещения РСФСР».

Выпускники аспирантуры Ф. Ф. Нагибина работали и в других педвузах: Л. Г. Ярослав-цева - в Перми, А. П. Югринова - в Тюмени, Г. И. Лобастов - в Борисоглебске.

Научные связи. Активное общение Федора Федоровича Нагибина способствовало установлению научных связей с математиками и математиками-методистами педагогических вузов и научно-методических центров г. Москвы, Уральской зоны, зоны Поволжья. Эти связи позволяли координировать научные исследования по методике преподавания математики: отбирать проявивших способности преподавателей в аспирантуру по МПМ, выявлять возможных соискателей ученой степени; публиковать наиболее удачные работы преподавателей математики. В 50-60-е гг. XX в. регулярно проводились научные конференции математиков и математиков-методистов педвузов зоны Урала. Они поочередно проходили в педвузах городов Свердловска, Перми, Челябинска, Оренбурга, Кирова. Позднее к этим городам присоединился Ижевск. В Кирове проходили V, XI, XVI, XXI, XXVI конференции. Уральские конференции, собиравшие цвет математико-методической науки, были тем местом, где завязывались научные связи, опробовались новые идеи в методике математики, решались вопросы о защите той или иной диссертации, о публикации статей. Создавались авторские коллективы. Начинающие исследователи, аспиранты и преподаватели могли получить квалифицированные консультации.

Память. Федор Федорович Нагибин как человек, ученый, педагог оставил неизгладимый след в сердцах всех, кто его знал. Сила его обаяния, глубина его таланта, жажда познания очаровывали и вдохновляли других. Все, кто лично был знаком с Федором Федоровичем, его ученики и коллеги, сохранили о нем добрую память. Приведем несколько таких воспоминаний:

Н. Г. Килина: «Трудно высказать словами, какую огромную роль в моей жизни сыграл Федор Федорович! На протяжении 22 лет он был моим Учителем (с большой буквы), верным другом и наставником. Он учил меня не только математике и методике математики, но и жизненной мудрости, принципиальности, профессиональной гордости. Учил всему этому не словесными назиданиями, а личным примером, своими делами, умением отдаваться делу, которому он служил».

H. А. Лаптева: «Федор Федорович - прекрасный лектор, которого отличали предельная четкость и лаконичность, высокая научность и доступность, логическая законченность изложения материала. Казалось, что он читает лекцию неторопливо, размеренно, но даваемая им информация всегда была большой по объему, отвлекаться на лекции было некогда. Аккуратные чертежи, четкие записи на доске, методика чтения лекции вызывали у слушателей восхищение и желание быть похожими на него. И действительно, во многих из его учеников можно найти черты, которые сформировались под влиянием Ф. Ф. Нагибина как педагога».

А. И. Глушкова: «Таким замечательным математиком-методистом, прекрасным педагогом, человеком высокой эрудиции, большой силы воли и выдержки, огромного трудолюбия, неиссякаемой энергии, исключительной скромности и честности остался в наших сердцах Федор Федорович Нагибин».

В 2009 г. в ВятГГУ была организована и проведена Всероссийская научно-методическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Ф. Ф. Нагибина. Второй раздел материалов конференции содержит воспоминания о профессоре Нагибине [6].

Подведем итог научной деятельности Нагибина.

Научно-методическая школа. Ученики профессора Ф. Ф. Нагибина, пройдя систему его аспирантской подготовки, в дальнейшем проявили себя как в научной и преподавательской деятельности в вузах, так и в административной работе. Пять человек защитили кандидатские диссертации по методике преподавания математики, пятеро стали доцентами и один - профессором. Четверо участвовали в создании учебных пособий для педагогических институтов по методике преподавания математики. Двое заведовали кафедрами, трое были деканами факультетов, из них двое - проректорами нашего вуза.

Благодаря многогранной и скоординированной деятельности Ф. Ф. Нагибина в 6070-е гг. XX в. под его руководством сформировалась научно-методическая школа «Теория и методика обучения решению математических задач», имеющая свое неповторимое лицо и известная во многих регионах СССР.

После кончины Нагибина в 1976 г. работа школы стала затухать. Но в первом десятилетии XXI в. последовал новый подъем, связанный с деятельностью профессора Е. С. Канина и доцента С. И. Калинина, защитившего в 2010 г. докторскую диссертацию по вузовской методике математики на тему «Обучение студентов математическому анализу в условиях фунда-ментализации высшего педагогического образования». Под руководством каждого из этих ученых защищены по две методические кандидатские диссертации аспирантами университета.

Заключение. Можно смело утверждать, что на протяжении 40 лет - со второй половины 30-х гг. до середины 70-х гг. прошлого века - Федор Федорович Нагибин был самой крупной научно-педагогической фигурой в нашем вузе. Отметим, что к 100-летнему юбилею ВятГГУ в серии «Научно-педагогическое наследие ВятГГУ» вышла книга В. И. Варанкиной, Е. М. Вечтомова, Е. С. Канина «Профессор Федор Нагибин: сквозь призму времени».

Примечания

I. Варанкина В. И., Тебенькова С. В. Профессор Ф. Ф. Нагибин. Страницы истории советского математического образования // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2(3). С. 88-95.

2. Полвека в пути / под ред. Ю. М. Рябова. Киров, 1970. 440 с.; Вятский государственный гуманитарный университет: 1914-2004 / отв. ред. М. С. Судовиков. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. 304 с.; Преподаватели ВятГГУ: 1914-2004 / отв. ред. Ю. М. Рябов. Киров: Изд-во ВГГУ, 2004. 208 с.; Энциклопедия Земли Вятской: Знатные люди. Т. 6 / под ред. В. Д. Сергеева. Киров, 1996. 540 с.; Варанкина В. И., Вечтомов Е. М. Профессора-математики в истории математического образования Вятского края // Педагогические технологии математического творчества: сб. статей участников междунар. науч.-практ. конф. Арзамас: АГПИ, 2011. С. 51-57; Варанкина В. И., Вечтомов Е. М. Преподаватели математики Вятского педагогического института в 20-30-е годы XX века // Вятская земля в прошлом и настоящем: сб. материалов регион. науч.-практ. конф. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. С. 260-266; Вечтомов Е. М., Канин Е. С. Математика в Вятском государственном гуманитарном университете // Матем. вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2004. Вып. 6. С. 3-20.

3. Ректоры ВятГГУ: 1914-2004 / отв. ред. В. А. Бердинских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. 192 с.

4. Канин Е. С. Профессор Федор Федорович Нагибин: к 100-летию со дня рождения / под общ. ред. Е. М. Вечтомова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 72 с.

5. Варанкина В. И., Вечтомов Е. М. К 80-летию профессора Е. С. Канина // Матем. вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. Вып. 8. С. 6-12.

6. Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина / под ред. Е. М. Вечтомова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 172 с.

Аркадий Михайлович Слободчиков

Аркадий Михайлович Слободчиков родился 13 июня 1941 г. в деревне Галки Сунского района Кировской области в крестьянской семье. Рано потеряв отца, погибшего на фронте 6 июля 1942 г., он, став не по возрасту взрослым, был вместе с двумя старшими братьями помощником и опорой семьи в трудное послевоенное время.

В 1963 г. А. М. Слободчиков окончил Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина по специальности «Физика и химия» с присвоением квалификации учитель физики и химии средней школы. В студенческие годы он работал учителем физики и лаборантом школы рабочей молодежи № 15 г. Кирова, а после окончания вуза -учителем физики в Поломской средней школе Кирово-Чепец-кого района Кировской области.

В жизни Аркадия Михайловича произошло в 1964 г. знаменательное событие. Он был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры химии Кировского пединститута. Тема его кандидатской диссертации, которую он выполнял, обучаясь в аспирантуре Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского, была «Физико-химическое исследование гетерогенных равновесий и характеристика твердых фаз в водных системах из карбамида, нитратов, хроматов калия, магния, кальция».

После окончания аспирантуры А. М. Слободчиков вернулся на кафедру химии в свой родной институт и работал в должности старшего преподавателя кафедры химии. В 1972 г. ему присвоено звание доцента, а в 1993 г. - ученое звание профессора по кафедре химии. В 1997 г. он избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук, а в 1998 г. - членом-корреспондентом Международной академии педагогического образования.

Отличительным качеством А. М. Слободчикова как преподавателя было и есть трепетное, внимательное отношение к студентам, которое помогло воспитать не одно поколение молодых специалистов, учителей, передать им свой бесценный практический опыт и глубокие теоретические знания. «Наши ученики - это наше настоящее и будущее», - говорит Аркадий Михайлович.

Все эти годы А. М. Слободчиков читал лекции, проводил семинарские и практические занятия по общей и неорганической химии для студентов специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия», вёл курс физической и коллоидной химии, проводил занятия по неорганическому синтезу и спецкурсу «Инструментальные методы анализа».

Аркадий Михайлович Слободчиков прошел большую школу руководящей деятельности в университете. Он заведовал кафедрой (с 1974 по 1976 г.), был избран деканом (с 1976 по 1980 г.), работал проректором по учебной работе (с 1980 по 1988 г.), был избран ректором института (1988-1999 гг.).

С введением на кафедре химии новой специальности «Химия» А. М. Слободчиков разработал программы и рабочие планы новых дисциплин и проводил занятия по курсу «Строение вещества», «Введение в теорию химии», «История и методология химии», для студентов-выпускников читает курс «Избранные главы общей и неорганической химии».

Несмотря на административную занятость, А. М. Слободчиков руководит курсовыми и дипломными работами, педагогической и технологической практикой студентов, организу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.