Научная статья на тему 'Аркадий Михайлович Слободчиков'

Аркадий Михайлович Слободчиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аркадий Михайлович Слободчиков»

5. Варанкина В. И., Вечтомов Е. М. К 80-летию профессора Е. С. Канина // Матем. вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. Вып. 8. С. 6-12.

6. Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Ф. Ф. Нагибина / под ред. Е. М. Вечтомова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. 172 с.

Аркадий Михайлович Слободчиков

Аркадий Михайлович Слободчиков родился 13 июня 1941 г. в деревне Галки Сунского района Кировской области в крестьянской семье. Рано потеряв отца, погибшего на фронте 6 июля 1942 г., он, став не по возрасту взрослым, был вместе с двумя старшими братьями помощником и опорой семьи в трудное послевоенное время.

В 1963 г. А. М. Слободчиков окончил Кировский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина по специальности «Физика и химия» с присвоением квалификации учитель физики и химии средней школы. В студенческие годы он работал учителем физики и лаборантом школы рабочей молодежи № 15 г. Кирова, а после окончания вуза -учителем физики в Поломской средней школе Кирово-Чепец-кого района Кировской области.

В жизни Аркадия Михайловича произошло в 1964 г. знаменательное событие. Он был избран по конкурсу на должность ассистента кафедры химии Кировского пединститута. Тема его кандидатской диссертации, которую он выполнял, обучаясь в аспирантуре Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского, была «Физико-химическое исследование гетерогенных равновесий и характеристика твердых фаз в водных системах из карбамида, нитратов, хроматов калия, магния, кальция».

После окончания аспирантуры А. М. Слободчиков вернулся на кафедру химии в свой родной институт и работал в должности старшего преподавателя кафедры химии. В 1972 г. ему присвоено звание доцента, а в 1993 г. - ученое звание профессора по кафедре химии. В 1997 г. он избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук, а в 1998 г. - членом-корреспондентом Международной академии педагогического образования.

Отличительным качеством А. М. Слободчикова как преподавателя было и есть трепетное, внимательное отношение к студентам, которое помогло воспитать не одно поколение молодых специалистов, учителей, передать им свой бесценный практический опыт и глубокие теоретические знания. «Наши ученики - это наше настоящее и будущее», - говорит Аркадий Михайлович.

Все эти годы А. М. Слободчиков читал лекции, проводил семинарские и практические занятия по общей и неорганической химии для студентов специальности «Биология» с дополнительной специальностью «Химия», вёл курс физической и коллоидной химии, проводил занятия по неорганическому синтезу и спецкурсу «Инструментальные методы анализа».

Аркадий Михайлович Слободчиков прошел большую школу руководящей деятельности в университете. Он заведовал кафедрой (с 1974 по 1976 г.), был избран деканом (с 1976 по 1980 г.), работал проректором по учебной работе (с 1980 по 1988 г.), был избран ректором института (1988-1999 гг.).

С введением на кафедре химии новой специальности «Химия» А. М. Слободчиков разработал программы и рабочие планы новых дисциплин и проводил занятия по курсу «Строение вещества», «Введение в теорию химии», «История и методология химии», для студентов-выпускников читает курс «Избранные главы общей и неорганической химии».

Несмотря на административную занятость, А. М. Слободчиков руководит курсовыми и дипломными работами, педагогической и технологической практикой студентов, организу-

ет работу научно-исследовательской группы студентов по физико-химическому анализу солевых систем.

Неоценим вклад Аркадия Михайловича в развитие педагогических приемов обучения молодых педагогов области. С большим чувством ответственности он относится к отбору лекционного материала, который отличается новизной, глубиной и научностью содержания, методологическим подходом к его изложению. Для методического обеспечения учебного процесса им разработаны опорные схемы лекций по наиболее сложным вопросам курса, сводные таблицы и графики как дидактический материал к занятиям; опубликованы и используются в учебном процессе методические рекомендации по решению расчетных задач в курсе неорганической химии, а также по современному представлению об элементарных частицах. Им подготовлены тексты лекций читаемых дисциплин, методические указания для проведения семинарских и практических занятий, слайды, ежегодно проводятся открытые занятия. Систематически работая над методикой обучения студентов, он активно внедряет в учебный процесс новые прогрессивные методы обучения в вузе.

Работая проректором по учебной работе, Аркадий Михайлович был очень близок к заведующим кафедрами: проводил семинары, обобщал опыт работы. Под его руководством был создан учебно-воспитательный совет института.

В 1988 г. Аркадий Михайлович Слободчиков Ученым советом был единогласно избран ректором Кировского государственного педагогического института. В тяжелые годы распада Советского Союза, работая ректором института, он не только не допустил упадка в научной и учебной работе, но сумел многократно повысить исследовательский и педагогический потенциал своего любимого вуза. Он умело сочетал организаторскую, учебную и научно-исследовательскую деятельность. По результатам исследования сплавов и солевых систем, проблемам подготовки педагогических кадров им опубликовано 89 работ. Результаты исследований докладывались на университетских, межвузовских и международных научных конференциях. Им опубликовано учебное пособие «Исследование водно-солевых систем методом растворимости» по спецкурсу для студентов педвузов специальности «Химия» (рекомендовано УМО Министерства образования РФ), «Лекции по методологии химии» и «Введение в методологию химии» - по курсу «История и методология химии» для студентов специальности «Химия».

Помимо основной, учебной, работы А. М. Слободчиков активно занимался и общественно значимой деятельностью: в течение 9 лет возглавлял общественный совет микрорайона пединститута, организовывал уборку закрепленных за институтом территорий г. Кирова; обеспечивал сельскохозяйственные работы с участием студентов института в различных районах Кировской области, участие студентов в важных областных стройках; организовывал работу в детских клубах, в опорных пунктах по охране общественного порядка. Каждый вечер с 18.00 до 22.00 дружина из 22 студентов, возглавляемая участковым из опорного пункта милиции, совершала обход территории, закрепленной за институтом, для поддержания общественного порядка. И каждый вечер ровно в 18.00 дружину напутствовал Аркадий Михайлович.

Под руководством А. М. Слободчикова Кировский государственный педагогический институт получил статус Вятского государственного педагогического университета. Работая ректором, он много делал для совершенствования учебного процесса, организации научных исследований и укрепления научно-педагогических кадров. В эти годы значительно возросло количество защит докторских диссертаций, открыта магистратура по 4 специальностям, аспирантура по 18 специальностям и докторантура по одной специальности, активизировалась работа редакционно-издательского совета, организована работа диссертационного совета по двум специальностям, развивалась материально-техническая база университета.

При всей своей масштабной натуре: высоком профессионализме, таланте организатора, энциклопедических знаниях - он обладает редким сочетанием таких качеств, как принципиальность, уважительное отношение и внимание к чужим проблемам. В тяжелые для страны времена в 90-х гг. XX в. Аркадий Михайлович организует строительство общежития на 535 мест, 80-квартирного дома для преподавателей, плавательного бассейна с пристроем для военной кафедры, завершает пристрой учебного корпуса технолого-экономического факультета, начинает строительство нового учебного корпуса для гуманитарных факультетов.

Под руководством А. М. Слободчикова ВГПУ стал центром педагогического образования в регионе. В университете созданы новые факультеты: начальных классов, дошкольного

образования, управленческих кадров, психологии и педагогики, экономики, культурологии; а также дополнительные образовательные центры (открытый лицей; факультет довузовской подготовки; колледж экономики и права; учебно-консультационные пункты в городах Ижевске, Кирово-Чепецке, Вятских Полянах; центр практической психологии; лаборатория перевода и обучения иностранным языкам; ассоциация международной науки и образования; ФПК организаторов обучения). Благодаря созданию инновационных факультетов и центров в университете создалась возможность повысить образовательный уровень педагогических кадров учреждений дошкольного и начального образования Кировской области, а также решить проблемы обеспечения региона квалифицированными специалистами в области управления, экономики, права и др. Работа по подготовке педагогических кадров велась совместно со школами и органами управления образованием в районах и области.

За период с 1989 по 1998 г. коллективом университета подготовлено 10609 специалистов-педагогов для учреждений образования Кировской области.

В годы работы А. М. Слободчикова ректором Вятский государственный педагогический университет стал центром военно-патриотического воспитания молодежи области. В университете активно работали музей вуза и совет ветеранов института.

Как ректор А. М. Слободчиков принимал активное участие в аттестации педагогических училищ и вузов в составе комиссии Министерства общего и профессионального образования РФ.

Аркадий Михайлович - большой поклонник учительства, успехов в педагогическом творчестве, глубокий ценитель методических находок, искренний почитатель педагогов-мастеров. В Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования он ежегодно читает лекции по темам: «Периодический закон Д. И. Менделеева», «Строение вещества», «Методологические проблемы химии», постоянно выступает перед учителями химии Богородского, Кирово-Чепецкого, Котельничского, Слободского, Советского, Сунского, Уржумского и других районов области, на педагогических советах Уржумской, Слободской, Кирово-Чепецкой гимназий, Кировского лицея естественных наук, школ-гимназий г. Кирова, Стуловской и Столбовской гимназий Слободского района, проводит открытые уроки с учащимися гимназических и лицейских классов. Участвовал в аттестации педагогических кадров Кировской области. Организовывал многие областные конференции, педагогические чтения в Вятском государственном педагогическом университете.

С 1973 г. А. М. Слободчиков является организатором и активным участником ежегодных научно-практических конференций учителей биологии, географии, химии и экологии общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области. В 2011 г. была проведена 38-я научно-практическая конференция учителей области. Традиция продолжается: в январе 2013 г. прошла 40-я научно-практическая конференция учителей химии, биологии, географии, экологии общеобразовательных учреждений г. Кирова и Кировской области.

Будучи ректором Кировского государственного педагогического института, Аркадий Михайлович всегда был в гуще событий образования, поддерживал тесные творческие контакты с департаментом образования Кировской области, руководителями районных отделов образования, учителями и директорами инновационных учебных заведений области. За счет притока в сферу образования хорошо подготовленных выпускников пединститута, а позднее и университета удавалось поддерживать высокий уровень качественного состава педагогических работников. Поддержка школ, педагогических училищ, других образовательных учреждений - это характерная особенность деятельности А. М. Слободчикова как на посту ректора университета, так и в должности профессора кафедры химии. А. М. Слободчиков был делегатом Всесоюзного и Российского съездов учителей.

Педагогическая общественность области хорошо знает высокий профессионализм А. М. Слободчикова, огромный потенциал и жизненное кредо - служение делу науки и образования, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Среди выпускников А. М. Сло-бодчикова - известные ученые, передовые учителя химии Кировской области: Соросовские учителя, заслуженные учителя РФ, отличники просвещения.

Значителен вклад А. М. Слободчикова в общественную и культурную жизнь г. Кирова и Кировской области. В течение 4 созывов он являлся депутатом Первомайского районного Совета, дважды избирался депутатом Кировского городского Совета народных депутатов, возглавлял депутатскую комиссию по народному образованию и был членом облисполкома.

А. М. Слободчиков многократно выступал на страницах областных газет, телевидении и радио по актуальным проблемам жизни Кировской области в сфере образования и культуры.

Неоценим его вклад в создание исторической летописи ВятГГУ. А. М. Слободчиков собрал материалы: «КГПИ в годы Великой Отечественной войны», «95 лет ВятГГУ», «К 90-летию кафедры химии», «У истоков индустриально-педагогического факультета», «Преподаватели и деканы естественно-географического и химического факультетов».

За большую работу по подготовке учительских кадров, специалистов для региона А. М. Слободчиков награждён знаком «Отличник народного просвещения СССР», значком «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР», знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», почетным званием «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», знаком «За заслуги перед городом Кировом», ему присвоено звание «Почетный работник ВяГГУ». В 2006 г. по итогам внутривузовского конкурса А. М. Слободчикову присвоено звание «Профессор года».

А. М. Слободчиков пользуется заслуженным авторитетом у жителей Кировской области, обретенным длительной и многогранной общественной, культурной, научной, просветительской и хозяйственной деятельностью. В 2012 г. А. М. Слободчикову присвоено звание «Почетный гражданин Кировской области».

Аркадий Михайлович - это удивительный Человек, педагог и ученый, глубоко порядочный, искренний и добрый, с уважением и почтением относящийся не только к старшим по возрасту коллегам, но и к молодежи, патриот своего университета, Вятского края, Отечества. Вся его жизнь есть бесценный пример для подрастающего поколения, которому он передавал и передает глубокие предметные знания и мудрость жизненного опыта.

В подготовке статьи приняли участие Ашихмина Т. Я., заведующая кафедрой химии, профессор, д. т. н.; Зайцев М. А., декан химического факультета, доцент, к. п. н.; Даровских Л. В., зам. декана химического факультета, ст. преподаватель кафедры химии, к. п. н.

Ю. А. Сауров

Наш выпускник профессор В. Г. Разумовский (методологический портрет)

И человеком становится только тот, кто имел учителя и тем самым получил определенное прошлое и определенную культуру.

Г. П. Щедровицкий*

В статье раскрыта научная деятельность выпускника Кировского государственного педагогического института (сейчас - ВятГГУ).

The article disclosed the scientific activity graduate of the Kirov State Pedagogical Institute.

Ключевые слова: наука, история и методология образования, личность в образовании, физика.

Keywords: science the history and methodology of education, the identity of education, physics.

В настоящее время для движения вперед остается проблема объективного осмысления достижений методики обучения физике второй половины XX в. Ещё десять лет назад это было трудно сделать из-за эйфории перестроечных и послеперестроечных ка-

© Сауров Ю. А2014

* Щедровицкий Г. П. Мышление - Понимание - Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. С. 634.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.