ПРОФЕССИЯ - УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ
Олимжон Самадович Ахмедов
Бухарский государственный университет
АННОТАЦИЯ
В данной статье излагаются всесторонние социальные взгляды на профессию современного учителя математики. Объясняется требуемые навыки, которые открывают дорогу к сердцу ученика. Отмечаются такие аспекты, которые помогают учителю, как урок математики не сделать скучным занятием, при этом использовать все рычаги и возможности для «учения ребенка с удовольствием».
Ключевые слова: Профессия, навык, опыт, информационно-компьютерные технологии, жизненное пространство.
PROFESSION - MATH TEACHER
Olimjon Samadovich Akhmedov
Bukhara State University
ABSTRACT
This article outlines comprehensive social views on the profession of modern mathematics teacher. The required skills that open the road to the heart of the student are explained. There are such aspects that help the teacher, as a lesson of mathematics not to make a boring occupation, while using all levers and opportunities for the "child's teachings with pleasure".
Keywords: profession, skill, experience, information and computer technology, living space.
ВВЕДЕНИЕ
Надо сказать что, учитель - это бесценное сочетание интеллекта, живости ума и тактичности, чуткого сердца. Если не уметь разговаривать с учениками и доносить до них информацию правильно, никакие программы не помогут, даже если будут изучены вдоль и поперёк. Также и одно лишь умение общаться и находить общий язык не дадут плодов, если учитель не любит свой предмет, скучает и не хочет развиваться в профессии.
Профессия учителя - одна из самых почетных, но, в то же время, очень непростых профессий на планете. Она требует колоссального запаса сил и большой ответственности от человека. Кроме того, в нее необходимо вкладывать собственную душу, поэтому выбравший ее человек должен быть не просто
хорошим специалистом, но и отличным педагогом и психологом. Профессионалов в разных областях может быть много, но не каждому по силам стать хорошим учителем.
МЕТОДОЛОГИЯ
Сегодня к учителю предъявляют достаточно высокие профессиональные требования: исключительная образованность, информированность, эрудиция, прогрессивность, способность проводить интересные уроки, давать прочные знания. На учителе лежит большая ответственность за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно с ним мы научились правильно писать, считать, рисовать и даже петь. Как сказал однажды Аристотель: Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
Математика - одна из самых старинных наук, зародившихся ещё на заре цивилизации. Возникла она в то время, когда человек впервые стал использовать абстрактные понятия - числа - с целью сосчитать количество имеющихся предметов. Постепенно люди научились высчитывать время. Они уже понимали, когда закончилась весна и пришло лето, когда приходит ночь и кончается день. Так родилось понятие арифметики.
Как и все учителя-предметники, математику нужно знать психологию, педагогику, возрастную физиологию, анатомию и гигиену, методики воспитательной работы, способы обучения, нормативно-правовую базу по вопросам воспитания и обучения детей, требования пожарной безопасности и охраны труда, правила личной гигиены, правила оказания первой помощи.
Воспоминания о школьной поре вызывают у каждого из нас разные эмоции: для кого-то это время было запоминающимся, а для другого эти годы равнодушно прошли мимо. В этом, несомненно, есть «вина» учителя. Если преподаватель умеет интересно преподносить информацию, чутко улавливает настроение учеников, может фокусировать внимание на важных этапах подготовки, всегда открыт и доброжелателен, корректен и краток, может всегда найти общий язык с учениками, понять их проблемы и по мере возможности помочь с их решением — конечно, к такому учителю останется благодарность и хорошее отношение и через десятки лет после окончания школы. Зачастую бывает так, что ложное учение, которое проповедует нравящийся нам человек, кажется нам более истинным, нежели когда истинное учение мы постигаем от дурного для нас человека.
В чем особенность профессии математика? Математик — высокоинтеллектуальная личность, обладающая техническим складом ума, специалист в области математических методов исследования, разработки и анализа, математического моделирования. Этот человек обладает хорошей памятью, логическим мышлением, длительной работоспособностью; такими качествами, как организованность, целеустремленность, внимательность и сосредоточенность. В задачи учителя математики входит составление математического описания задачи, алгоритма решения, рациональных способов решения.
Общеизвестный факт, что на сегодняшний день математика имеет всестороннее прикладное значение. Математические методы исследования внедрены во все отрасли науки (даже общественные) и техники. К тому же, ни один день из жизни современного человека не обходится без математики.
Так кто же он, современный учитель математики? Современный учитель должен быть интеллигентным и эрудированным, энергичным и мобильным. Он должен стремиться вырастить свободного, самостоятельного, ответственного, критически мыслящего и счастливого гражданина. Учитель только тогда учитель, когда ученики с удовольствием идут на его урок, когда они знают, что предстоит встреча с новым, увлекательным, необычным. Один из мощнейших рычагов в обучении - это интерес ребенка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с удовольствием».
Одним из таких «рычагов» пробуждения интереса к изучению математики может быть информационно-компьютерная технология. Ребенок только родился, а его окружают: телевизор, компьютер, планшет, телефон, интернет, и др. В последнее время произошли значительные изменения в информатизации жизни всего общества, а, следовательно, и образовательного процесса. Без гаджетов уже невозможно представить себе современного человека и любое образовательное учреждение. Применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе делает урок более динамичным, насыщенным, ярким, что заставляет каждого ученика активно работать, способствует развитию познавательного интереса, мотивирует к участию в работе всех групп учащихся, формирует информационную компетенцию.
От уровня математического образования в жизни каждого человека зависит многое. Оно нужно не только тем, кто впоследствии будет заниматься математикой или математическими вычислениями, а всем без исключения. Достижение необходимого результата в обучении математике возможно только при реализации деятельного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся. Одна из основных задач учителя - это правильная организация работы на уроках, т. е.
сделать так, чтобы материал обязательно усвоили все обучающиеся. Учить ребенка учиться - значит организовать работу так, чтобы он не просто действовал, но и ставил цели, умел контролировать и оценивать свои и чужие действия, творчески подходил к выполнению работы, видел продукт своей деятельности.
Личный жизненный опыт приобретается через разные виды деятельности, и чем он богаче, тем легче ребенку строить взаимоотношения между всеми участниками социума, тем гуманнее отношение к окружающему миру, тем содержательнее его внутренний мир.
ОБСУЖДЕНИЕ
Обучение математике в школе должно быть направлено не на передачу некоторого багажа знаний, а на развитие способностей к получению математических знаний с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Слова Сухомлинского В.А. должны стать девизом в работе каждого учителя: «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире».
Математика - предмет, который занимает значительную территорию в жизненном пространстве ученика. Он встречается с ней в первом классе и расстается в одиннадцатом. Кажется ли ему при этом очевидным, что математика - серьезная и нужная ему наука? Ведь на уроке биологии ученику ясно, что он изучает, потому что он видит в окружающей действительности все эти растения, всех этих животных. На уроке истории понимает, что все события, о которых идет речь, происходили реально. На уроке математики он встречается с интегралами, логарифмами, числовыми последовательностями и рядами, графиками замысловатых функций и подчас не понимает, где они в жизни. Невозможно сказать своим ученикам: «Сейчас мы будем изучать логарифмы, и я вам их покажу!» Какие мысли рождаются в головах учеников на уроке? Не задают ли они постоянно себе такие вопросы: «Зачем мне все это нужно? Зачем такая наука, которая не имеет никакого отношения к жизни?».
Надо объяснять ребятам, что математика присутствует в жизни так широко, как, может быть, ни одна другая наука, показывать, что математика вездесуща, что она в каждой точке пространства и времени, в каждом действии и событии, потому что описывает все жизненные процессы. Как из круглого бревна выпилить
прямоугольную балку с наименьшим количеством отходов? Каких размеров должен быть металлический бак при заданном расходе материалов, чтобы он был наиболее вместительным? В каком месте следует строить мост через реку, чтобы дорога, проходящая через него и соединяющая два города, была кратчайшей?
Развитие у учащихся интереса к математике, развитие творческих способностей каждого ученика должно быть целью учителя [1-30]. Для того чтобы «пробудить» ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика.
РЕЗУЛЬТАТ
Для осуществления поставленных целей надо применять занимательное изложение учебного материала, используя фрагменты из художественной литературы, истории, примеры, взятые из повседневной жизни, знакомит детей с достижениями современной техники. Такие формы уроков, как: урок -путешествие, урок - сказка, игра, использование нетрадиционной системы оценки знаний учащихся, проведение внеклассных мероприятий позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес.
Современная психология утверждает, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, обеспечивать психологическую разрядку. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию. Поэтому в своей педагогической деятельности полезно часто использовать игры, игровые моменты, ситуации. Дети любят игровые задания, ребусы, «Математические перестрелки», «А ну-ка, сообрази!», «Математические аттракционы», «Вычисли цепочку», «Эстафета», «Не ошибись», «Вычисли и отгадай слово». Все эти задания позволяют значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным. Опыт показывает, что игра, проведённая в дидактических целях, приносит не только хорошие результаты, но и много положительных эмоций учащимся и учителю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интеллектуальная игра - одна из эффективных форм проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время урока надо стараться делать их не только познавательными, но и творческими,
применяя для этого различные формы и новые технологии, формируя навык учебного труда и добросовестное отношение к учебной работе. А чтобы развить старательность, необходимо сформировать интерес. Для этого следует вовлекать каждого в учебный процесс, создать условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности на уроках нет места. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что позволяет повысить результат обученности. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. На уроке следует создать благоприятную для работы обстановку в классе, доверять своим ученикам и оценивать, насколько комфортно ученикам в школе. Дети отвечают всегда благодарностью. Что бы учитель хотел видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью.
REFERENCES:
1. Akmedov O.S. Implementing "Venn diagram method" in mathematics lessons. Наука, техника и образование. 2020. № 8 (72). стр. 40-43.
2. Ахмедов О.С. Основные требования к языку учителя математики. Наука, техника и образование. 2021. № 2 (77). Часть 2. стр. 74-75.
3. Шарипова И.Ф., Марданова Ф.Я. Преимущества работы в малых группах при изучении темы первообразной функции. Проблемы педагогики. 50:5 (2020), С. 2932.
4. Boboeva M.N., Rasulov T.H. The method of using problematic equation in teaching theory of matrix to students. Academy. 55:4 (2020), pp. 68-71.
5. Бобоева М.Н. Проблемная образовательная технология в изучении систем линейных уравнений с многими неизвестными. Наука, техника и образование. 73:9 (2020), С. 48-51.
6. Бобокулова С.Б., Бобоева М.Н. Использование игровых элементов при введении первичных понятий математики. Вестник науки и образования. 99:21 (2020), часть 2, С. 85-88.
7. Бобоева М.Н., Шукурова М.Ф. Обучение теме «множества неотрицательных целых чисел» с технологией «Бумеранг». Проблемы педагогики. 51:6 (2020), С. 81-83.
8. Mardanova F.Ya., Rasulov T.H. Advantages and disadvantages of the method of working in small group in teaching higher mathematics. Academy. 55:4 (2020), pp. 6568.
9. Марданова Ф.Я. Рекомендации по организации самостоятельной работы в высших учебных заведениях. Вестник науки и образования, 95:17 (2020), Часть 2, С. 83-86.
10. Марданова Ф.Я. Использование научного наследия великих предков на уроках математики. Проблемы педагогики. 51:6 (2020), С. 40-43.
11. Rasulov T.H., Rashidov A.Sh. The usage of foreign experience in effective organization of teaching activities in Mathematics. International Journal of Scientific & Technology Research. 9:4 (2020), pp. 3068-3071.
12. Расулов Т.Х. Инновационные технологии изучения темы линейные интегральные уравнения // Наука, техника и образование. 73:9 (2020), С. 74-76.
13. Rasulov T.H., Rasulova Z.D. Organizing educational activities based on interactive methods on mathematics subject. Journal of Global Research in Mathematical Archives, 6:10 (2019), pp. 43-45.
14. Марданова Ф.Я. Нестандартные методы обучения высшей математике. Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 19-22.
15. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел». Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 23-26.
16. Boboyeva M., Qutliyeva Z. Formation of elementary mathematical concepts in preschool children. J. Global Research in Math. Archives. 6:11 (2019), pp. 10-12.
17. Курбонов Г.Г. Информационные технологии в преподавании аналитической геометрии. Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 11-14.
18. Марданова Ф.Я. Нестандартные методы обучения высшей математике. Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 19-22.
19. Расулов Т.Х., Ширинова М.У. Об одном применение леммы Морса. Молодой учёный. № 9 (2015), С. 36-40.
20. Бобоева М.Н. Обучение теме «Множества неотрицательных целых чисел» кластерным методом. Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 23-26.
21 . Сайлиева Г.Р. Использование метода «Математический рынок» в организации практических занятий по «Дискретной математике». Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 27-30.
22. Тошева Н.А. Использование метода мозгового штурма на уроке комплексного анализа и его преимущества. Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 31-34.
23. Расулов Т.Х., Бахронов Б.И. О спектре тензорной суммы моделей Фридрихса. Молодой учёный. № 9 (2015), С. 17-20.
24. Хайитова Х.Г. Преимущества использования метода анализа при изучении темы «Непрерывные функции» по предмету «Математический анализ». Проблемы педагогики. 53:2 (2021), С. 35-38.
25. Расулов Х.Р., Раупова М.Х. Роль математики в биологических науках. Проблемы педагогики № 53:2 (2021), С. 7-10.
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 2 I ISSUE 1 I 2021
ISSN: 2181-1601
26. Мамуров Б.Ж., Жураева Н.О. О первом уроке по теории вероятностей. Вестник науки и образования. 96:18 (2020), часть 2, С. 5-7.
27. Расулов Х.Р., Рашидов А.Ш. Организация практического занятия на основе инновационных технологий на уроках математики. Наука, техника и образование, 72:8 (2020), С. 29-32.
28. Расулов Т.Х., Нуриддинов Ж.З. Об одном методе решения линейных интегральных уравнений. Молодой учёный, 90:10 (2015), С. 16-20.
29. Бобоева М.Н. "Номанфий бутун сонлар туплами" мавзусини укитишда айрим интерфаол методлардан фойдаланиш. Scientific progress. 2:1 (2021), pp. 53-60.
30. Умарова У.У. Использование педагогических технологий в дис-танционном обучении moodle. Проблемы педагогики 51:6 (2020), С. 31-34.