Научная статья на тему 'Профессия «Учитель» и её роль в обществе'

Профессия «Учитель» и её роль в обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / УМ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Мабуба Бахшиллаевна, Садуллоева Мохинурбегим Баходир Кизи

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессиональных качеств современного учителя. Приведены различные точки зрения, описывающие профессию учителя. В первую очередь, необходимо обладать современными знаниями, передовым опытом и педагогическим мастерством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессия «Учитель» и её роль в обществе»

ПРОФЕССИЯ «УЧИТЕЛЬ» И ЕЁ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ Шарипова М.Б.1, Садуллоева М.Б.2

1Шарипова Мабуба Бахшиллаевна - преподаватель;

2Садуллоева Мохинурбегим Баходир кизи - студент, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся профессиональных качеств современного учителя. Приведены различные точки зрения, описывающие профессию учителя. В первую очередь, необходимо обладать современными знаниями, передовым опытом и педагогическим мастерством.

Ключевые слова: учитель, этика, мораль, образованность, ум, креативность, передовой опыт.

Близкий друг Алишера Навои, живший и творивший в XV веке, проповедник Камолиддин Хусейн Аль-Кашифи (предположительно 1440-1505 гг.), говоря о том, что школа и учитель играют особую роль в воспитании ребенка, считает, что учителя должны быть мудрыми, образованными, справедливыми. В своей работе «Этика Мухсиний» ученый пишет: «Учитель должен соблюдать правила этикета в наставлении и обучении. В общественных местах не стоит делать замечание ребёнку, а нужно дать наставление в уединении. Если учитель знает, что пришло время дать наставление, он должен вежливо к нему обратиться, потому что в наше время желательно быть вежливым для достижения цели».

Абдурахман Джами - один из великих ученых Востока, в своих произведениях описывает философию воспитателя-учителя следующим образом: «Учитель должен быть образованным, умным, справедливым, воплощающим в себе все высокие качества. Человек, который ведет себя неадекватно, никогда не сможет дать детям знания и привить хорошие манеры».

Какими положительными качествами должен обладать современный учитель? В первую очередь необходимо обладать современными знаниями, передовым опытом и педагогическим мастерством, уметь формировать комплекс методов исследований, соответствующих задачам педагогического исследования, иметь навыки проведения теоретических и практических опытно-испытательных работ, создавать и применять на практике учебную программу, учебники и учебно-методические пособия, электронные учебники. Он должен постоянно совершенствовать свою педагогическую деятельность, развивать профессиональные качества, овладевать навыками самоконтроля и оценки, разрабатывать новые педагогические идеи, обладать навыками применения современных информационных технологий в учебном процессе, создавать методы, формы и инструменты на основе требований перспективных направлений обучения и знать навыки их неразрывного применения в образовательном процессе.

Учитель - вежливый, справедливый и «инженер детского сердца». Ученые-психологи отметили, что положительные и отрицательные черты ребенка иногда приобретаются от учителя потому, что ученик имитирует поведение, манеру одевается, разговор учителя. Ребенок хоть и мал, но не стоит забывать, что он человек, не стоит обижать и унижать его у многих на глазах.

Педагог-ученый Камиль Зарипов обосновывает и описывает содержание и сущность профессионального мастерства учителя на примере «Передового учителя», «Творческого педагога», «Учителя-новатора».

«Передовой учитель» в первую очередь ответственно относится к своей работе, в отличие от других учителей. Изучая положительный опыт в этой области, он использует его на уроках, во внеурочных воспитательных мероприятиях. Благодаря этому он добивается определенных успехов в области образования и воспитания.

Если сравнить «Креативного учителя» и «Передового учителя», то их существенная разница заключается в том, что передовой учитель изучает имеющиеся ресурсы и на их основе обучается, когда он выполняет определенную работу, креативный учитель заглядывает в ресурсы, которые у него есть, с критической точки зрения. В большинстве случаев, выражая свое отношение к существующим методическим указаниям, исходя из условий и обстоятельств, своих возможностей, он использует традиционные методы обучения по-своему (креативно).

«Учитель новатор» отличается наличием собственного целостного педагогического инструмента и методов. В то же время у учителей-новаторов имеются и особенности научного анализа, критического взгляда на себя. Многие из таких педагогов даже в сложных ситуациях, когда другие не верят в себя, убеждены, что их работа правильна.

Таким образом, чтобы стать обладателем педагогического мастерства, Учитель должен воспитывать в себе и прогресс, и новаторство (стремление к инновациям), и креативность. Профессор Малла Очилов, изучивший педагогическое мастерство учителя по направлению «Нравственное формирование учителей», отметил, что важным источником овладения педагогическим мастерством является мораль, так он описывает нормы профессиональной этики: «Существуют моральные нормы и требования, касающиеся лиц, занимающихся определенной сферой деятельности. Такую мораль называют профессиональной этикой. В каждом обществе существует связь между общечеловеческой этикой и профессиональной этикой. Это взаимосвязь между общностью и индивидуальностью. Профессиональная этика включает в себя правила и недостатки теории общечеловеческой этики, разъясняет и развивает их».

Еще одна из особенностей педагогического мастерства заключается в том, что он обладает полной информацией и пониманием личности и профессии учителя. Учитель наряду с личными качествами должен обладать профессиональными качествами. Это показывает сама жизнь. Мы также видели это на примере вышеупомянутых мнений о профессиональной этике.

В системе личностных качеств должны быть такие качества, как: национальное идеологическое сознание, национальная этика, преданность делу учителя и Родине, совесть, светскость манер, настойчивость, честность, педагогическая этика, предпринимательство, умение вести себя в любой ситуации, культура межнационального общения, наблюдательность, искренность, целеустремленность, уверенность в будущем, доброжелательность.

Профессия педагога - это устойчивая система социально значимых качеств, характеризующихся как гармоничный человек. Эти качества учитель должен иметь отчасти по природе своего характера, а также он должен приобрести их во время обучения педагогической деятельности. Некоторые качества приходят к учителю с опытом работы с учениками. Главное в деле педагога не преступить черту этических норм и нравственности педагога.

Список литературы

1. Очилов М., Очилова Н. «Воспитанность учителя». Т.: «Учитель», 1997. 67 с.

2. Зарипов К. Роль руководителя школы в повышении квалификации учителей. Т.: «Учитель», 1993. 97 с.

3. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3 (27), 2018. С. 68-70.

4. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование// Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.

5. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу// Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.