О КАЧЕСТВАХ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
12 3
Негматова М.М. , Курбонова Э.К. , Курбонова Н.К.
1Негматова Мавжуда Махмудовна - старший преподаватель, кафедра дошкольного образования;
2Курбонова Эльмира Кувондик кизи - студент, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет;
3Курбонова Назира Кувондик кизи - воспитатель, Организация дошкольного образования № 2, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается проблемы современных учителей. Каким должен быть современный учитель, какими навыками он должен обладать, чтобы воспитывать достойных учеников, которые станут продолжателями благородных дел.
Ключевые слова: учитель, интеллигент, образовательные учреждения, гармоничная личность.
Каким должен быть современный учитель? Сегодня эта проблема оказалась в центре внимания многих ученых, интеллигентных людей и родителей. Для учителей стали создаваться методические и учебные пособия, учебники, отвечающие современным требованиям. Нынешние глобальные перемены, развитие науки, техники и информационно-коммуникационных технологий требуют от учителя XXI века педагогического мастерства, крепкой воли, педагогико-психологических знаний, глубокого знания своей науки и высокого мышления, политической грамотности, широкого кругозора.
Учителя, работающие в образовательных учреждениях, должны тщательно уметь оптимально организовывать форму обучения, обогащать теорию формирования гармоничной личности различными новыми идеями. Ведь внедрение в практику новых идей во многом зависит от морального облика и профессиональных навыков учителей и воспитателей, работающих в образовательных учреждениях, обеспечения успеха проводимых реформ в системе образования.
Всестороннее воспитание личности на уровне гармонично развитого человека является сложным процессом, и с давних времен к этой деятельности привлекались зрелые люди общества. Данное положение имеет важное значение для воспитания молодого поколения развития общества. Опыт работы играет важную роль в творческом применении принципов, законов обучения, применении на практике идей, теорий, законов, применяемых в формах обучения. Воспитание молодого поколения сегодня приобретает совершенно иной смысл.
Учитель - лицо, ответственное за образование и воспитание подрастающего поколения, олицетворяющее светлое будущее народа. Таким образом, соответствующая этим требованиям профессия учителя, его репутация среди учеников, коллег и родителей должны соответствовать современным требованиям.
Учитель должен быть ответственным лицом за воспитание гармонично развитого поколения, быть примером для окружающих не только духовно-нравственной культурой, но и проявлять педагогическое мастерство, вносить достойный вклад в подготовку квалифицированных кадров в качестве зрелого учителя.
Наличие педагогического мастерства не только служит основой для обеспечения учебно-воспитательной работы учителя, но и повышает его авторитет в обществе, вызывает уважение к ученикам.
Организация практических действий по повышению профессионального мастерства позволит избежать ошибок, допущенных в педагогической деятельности, добиться успехов в отношениях с учащимися, коллегами и родителями.
Учитель, не осознавший сути педагогического процесса, не имеющий глубокого уважения к ребенку, не может иметь представление об эффективности воспитания и обеспечения человеческого совершенства.
Учитель, обладающий высокими педагогическими навыками, должен уметь воспитывать ребенка, быть гуманным по отношению к нему, правильно оценивать любую педагогическую ситуацию, своевременно устранять возникающие противоречия, всегда соответствовать развитию педагогической деятельности, развитию общества и быть источником благородных идей, которые вкладываются в сознание учащихся в педагогическом процессе.
Основной целью воспитания будущих учителей является формирование у будущих учителей профессиональных навыков, творческих навыков, формирование культуры поведения, навыков педагогической техники, содержание первых навыков преподавания, воспитания. Наука «педагогическое мастерство» открывает секреты выработки у личности учителя таких качеств, как наблюдательность, творчество, самостоятельное освоение передового педагогического опыта. В процессе обучения студенты должны уделять особое внимание формированию навыков самостоятельного овладения знаниями, навыками и умениями педагогического мастерства и педагогической техники.
В настоящее время, независимо от того, насколько часто применяются учебники, информационные коммуникационные технологии, педагогическая практика, успех учебно-воспитательной работы в конечном итоге зависит от знаний учителя, его профессионализма. «Для этого нам, прежде всего, необходимо воспитать кадры новой формации, выступающие инициаторами реформ, обладающие стратегическим видением, глубокими знаниями и высокой квалификацией.
Наука и просвещение имеют первостепенное значение для повышения интеллектуального и духовного потенциала не только молодежи, но и всего нашего общества. Там, где не развивается наука, наблюдаются регресс, отсталость общества во всех сферах.
Великие мыслители Востока говорили: «Самое большое богатство - разум и наука, самое большое наследство - хорошее воспитание, самая большая нищета - отсутствие знаний».
Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой должно стать для всех нас жизненной потребностью» - Шавкат Мирзиёев.
В заключение следует отметить, что грамотный человек и зрелый квалифицированный специалист формируются в специально организованном процессе педагогической деятельности и роль учителей в этом процессе неоценима.
Список литературы
1. Послание Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева Олий Мажлису. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 17.02.2020).
2. Самойленков Ф. Мастерство, педагогический такт - это авторитет учителя. М.: Просвещение, 1990. 254 с.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192 с.
4. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Межд. пед. академия, 1995. 192 с.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. 2 ч. М.: Гуманитарный изд. центр. ВЛАДОС, 2003. 256 с.
9
6. Атаева Г.И., Турдиева Г.С. Общие проблемы мировой науки // Наука образование и культура. № 3 (27), 2018. С. 68-70.
7. Атаева Г.И. Информационные технологии и современное образование // Молодой учёный. № 10, 2016. С. 1166-1167.
8. Атаева Г.И. Технологический подход к образовательному процессу// Academy. № 6 (33), 2018. С. 91-92.
ТЕХНИКА РЕЧИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ Низомова Ш.Ш.1, Нурмуродова С.Э.2
1Низомова Шохиста Шодиевна - преподаватель;
2Нурмуродова Севара Эркин кизи - студент, факультет дошкольного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается речевая техника как важнейший инструмент учителя, владение которой позволяет эффективно взаимодействовать с учащимися в различных педагогических ситуациях.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, техника речи, учебный материал, учебно-воспитательный процесс.
В педагогической деятельности учителя техника речи - это процесс, который вызывает самые сложные и постоянные дискуссии. Учитель общается с учащимися в разных ситуациях, разного характера. Это означает, что он должен формировать свою речь на основе этих ситуаций, в зависимости от состояния учащихся, обращать внимание на впечатляющее действие выступления, использовать метафоры, метонимию, являющиеся изобразительными средствами языка, чтобы обучение не было скучным. Привлечение внимания слушателей, их интерес к изучаемой теме -одна из основных особенностей техники речи учителя.
Наличие у учителя чёткой речи, обеспечение тщательного усвоения учащимися учебного материала. Дети уделяют большое внимание воспитательной речи. Неправильное произношение буквы или звука вызывает смех у учащихся. От монотонной речи учащиеся быстро устают. От громкого голоса учителя во время индивидуального разговора учащийся чувствует себя подавленным. Это вызывает чувства недоверия к учителю. Некоторые специалисты утверждают, что звук голоса человека и его тембр -врожденная особенность. Но нынешняя экспертно-ментальная физиология подтверждает, что можно изменить силу звука. На сегодняшний день специалистами разработано множество комплексов упражнений по совершенствованию речевых техник. Они в основном основаны на опыте театральной педагогики. Этот способ, развивая навыки дыхания, издания звука и его смыслового выражения во время разговора, позволяет учителю сосредотачиваться на работе, что также дает возможность учителям более полно донести содержание своего слова до читателей.
На протяжении всей жизни ученик хранит в памяти речевые характеристики своего учителя, способы обращения к ученикам, четкие и отличные ответы на вопросы. Речь учителя должна выполнять воспитательную функцию для учащихся. Поэтому к нему предъявляются не только общечеловеческие, но и профессиональные и педагогические требования. Учитель является социально ответственным лицом перед обществом за содержание, качество и последствия своих слов. Поэтому в учебно-воспитательном процессе речь учителя является важной составляющей педагогического мастерства.