Научная статья на тему 'Модель конкурентоспособного учителя в системе инновационного развития образования'

Модель конкурентоспособного учителя в системе инновационного развития образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕСТАНДАРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / COMPETITIVENESS / SELFREALIZATION / SELFACTUALIZATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / UNUSUAL THINKING / PEDAGOGY OF COLLABORATION / EDUCATIONAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова В. С.

В данной статье поднимается проблема конкурентоспособности учителя в системе инновационного развития образования. Автор выявляет комплекс условий конкурентоспособности современного учителя. Разработана модель педагога нового типа. Автор видит свою задачу во внедрении данной модели в общеобразовательную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF COMPETITIVE TEACHER IN SYSTEM OF INNOVATE DEVELOPING EDUCATION

In this article raises the problem of the competitiveness of teachers in the innovate development of education. The author reveals the complex conditions of competitiveness of modern teacher. Have been developed a model of a new type of teacher. The author sees his task in implementing this model in general educational practice.

Текст научной работы на тему «Модель конкурентоспособного учителя в системе инновационного развития образования»

дальнейшему развитию стремления к профессиональной деятельности, саморазвитию, стимулированию познавательного интереса, формированию мотивов.

Таким образом, интеграция выделенных структурных компонентов выступает одним из ведущих факторов формирования педагогической направленности в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Литература

1.Амельченко, Т.В. Социально-педагогическое образование: содержание и стратегические ориентиры развития [Текст] / Т.В. Амельченко// Педагогическое образование и наука. -2009. - №4.- С. 50-55.

2.Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] http://www.hpc.щ/soft/software.phtml?id=5178/

3.Горденко, Н.В. Формирование академических компетенций у студентов вуза дис. .....канд.. пед. наук [Текст]: / Н.В. Горденко. - Ставрополь, 2006.

4.Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М. - 2003.

5.Сластенин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. -4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

6.Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ю.В. Сенько/ Издательский центр «Академия», 2000.

© Заречнова К.В. 2011

В.С. Кабанова

МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

V.S. Kabanova

THE MODEL OF COMPETITIVE TEACHER IN SYSTEM OF INNOVATE DEVELOPING EDUCATION

В данной статье поднимается проблема конкурентоспособности учителя в системе инновационного развития образования. Автор выявляет комплекс условий конкурентоспособности современного учителя. Разработана модель педагога нового типа. Автор видит свою задачу во внедрении данной модели в общеобразовательную практику.

Ключевые слова: конкурентоспособность, самоактуализация, самореализация, модернизация системы образования, нестандартность мышления, педагогика сотрудничества, образовательная рефлексия.

In this article raises the problem of the competitiveness of teachers in the innovate development of education. The author reveals the complex conditions of competitiveness of modern teacher. Have been developed a model of a new type of teacher. The author sees his task in implementing this model in general educational practice.

Key words: competitiveness, selfrealization, selfactualization, modernization of education, unusual thinking, pedagogy of collaboration, educational reflection.

Мы живем в стремительно меняющемся мире в условиях жесточайшей конкуренции. На сегодняшний день Россия вступила в фазу интеграции, фазу деловых контактов с ведущими мировыми державами. Как заявил президент Медведев Д.А. на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года, Россия готова вести диалог с другими странами «только на паритетных началах, только с позиций равноправного партнерства». В этих условиях в обществе будут востребованы люди, умеющие нестандартно, нешаблонно мыслить, не боящиеся брать ответственность на себя, вносить в свою работу элемент творчества, проводить исследовательскую деятельность и т.д. Они будут конкурентоспособны. Задача образовательных систем развитых стран - вырастить специалистов, которые будут не только вооружены знаниями, но и сумеют применить их на практике.

Лидирующие позиции в мировом рейтинге всегда будут занимать страны, которые будут конкурентоспособны в области экономики, но никакая экономика не разовьется, если не будет базироваться на совершенном образовании. Поднять экономику могут люди исключительно образованные, поэтому одним из приоритетных национальных проектов является проект «Образование», предполагающий качественные изменения в образовании. Что для этого необходимо? Нужны серьёзные вложения в образование со стороны государства и конкурентоспособные учителя, то есть высококвалифицированные и творчески работающие, социально активные и ориентированные на гуманистические ценности. Поэтому проблема

«конкурентоспособный педагог и успешный ученик в системе инновационного развития образования» не просто важна - она суперактуальна, она продиктована временем.

В своем ежегодном послании Федеральному собранию 30 ноября 2010 года президент России заявил: «Мы обновляем страну, мы обновляемся сами для наших детей, чтобы они жили лучше нас, чтобы им не пришлось выполнять работу над ошибками взрослых. Без модернизации всех отраслей экономики мы не сможем стать конкурентоспособными» [1, с.11]. Это в равной степени относится и к образованию.

Глубокие социально-экономические реформы, проводимые в нашей стране, привели к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. Сегодня новизна преобразований предполагает ориентацию на самореализацию и самоактуализацию личности, способной к восприятию новых идей и принятию нестандартных решений. Образование, становясь вариативным и динамичным, требует от личности учителя творческой активности, способности преобразовывать себя и обучаемых.

Одним из важнейших факторов ускоренного социального и экономического развития Российской Федерации, усиления ее конкурентоспособности является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров современного типа -ключевого ресурса модернизации отечественной системы образования, способного

существенно повысить качество ее деятельности и результатов. От качества подготовки работников образования, уровня их профессиональных компетенций прямо или опосредованно зависит качество подготовки профессиональных кадров в любой другой области - экономике, социальной сфере, культуре, здравоохранении и т.д.

Личность учителя в контексте гуманизации общества не соотносима с позицией функционального исполнителя, которую он выполнял ранее. В современной образовательной парадигме личность учителя ориентирована на создание нового, на уход от педагогической монотонности. Формирование такого педагога требует систематической и настойчивой работы по развитию творческого потенциала и профессионального исследовательского мастерства.

Социальным заказом общества на сегодняшний день является востребованность личности нового формата - педагога нового типа, способного осуществлять проектно-технологическую деятельность.

Высококвалифицированный учитель - это учитель, освоивший уникальные профессиональные знания, учитель, который довел до высокого уровня педагогическое мастерство. Совершенное владение методами учебно-воспитательной деятельности дает максимальный эффект их применения. Для достижения педагогического мастерства человек, безусловно, должен не только обладать природными способностями, но и желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, вести постоянную активную работу в этом направлении, иметь значительный опыт учительской практики и уметь правильно использовать его результаты. Высокий уровень мастерства учителя определяется:

- позитивностью развития учебных достижений и результатов внеурочной деятельности по предмету;

- активностью учителя в качестве классного руководителя;

- использованием педагогом современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных;

- обобщением и распространением собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне. Это проведение мастер-классов, участие в семинарах, выступления на конференциях, круглых столах и тд;

- участием в профессиональных конкурсах разных уровней;

- повышением квалификации и профессиональной переподготовки;

- нестандартностью мышления;

- способностью к исследовательской деятельности.

Конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

Главное, чтобы это был творчески работающий учитель. Педагогическое творчество связано с внесением новизны в практическую деятельность учителя. Эта новизна определяется и принципиально новыми методами и творческим подходом к учебно-воспитательной работе применительно к конкретной ситуации. Творческая направленность педагога позволяет максимально адаптировать выбранный им метод к среде обучения, настроению класса, индивидуальным способностям учеников и тд.

«Особое значение в связи с этим приобретает подготовка педагогических кадров. Может ли педагог, не имеющий никакого опыта в самостоятельной творческой работе, распознать творческую активность своих учеников, вдохновить их, руководить ими? Может ли он создать условия для активного усвоения учащимися программного материала? На эти вопросы педагогическая практика дает однозначный ответ - нет. Поэтому сегодня чрезвычайно важно использовать результаты педагогической науки и передового опыта для обучения будущих педагогов навыкам самостоятельной творческой деятельности, формам и методам ее организации.» [2, ^33]

В нашем информатизированном обществе учитель давно перестал быть единственным источником знаний для учащихся. Его задача на сегодняшний день -быть уже не просто транслятором знаний, а научить школьников самостоятельно искать источники знаний, что называется, «рыться в книгах». Современному педагогу уже недостаточно просто хорошо знать свой предмет, быть эрудированным в различных областях знаний и т.д. Он должен в совершенстве владеть всеми методами учебно-воспитательной деятельности, уметь их применять с максимальным эффектом, умело их сочетать.

Высшей ступенью педагогического мастерства и педагогического творчества является педагогическое новаторство. Педагог-новатор, несомненно, один из самых конкурентоспособных в образовательной сфере. Он вносит принципиально новые идеи, методики, принципы, приемы и способы в учебно-воспитательную деятельность, основываясь на собственной практике и практике своих коллег, проводя анализ, исследования и обобщение результатов и соответствующих выводов. Педагоги - новаторы развивают педагогику сотрудничества, которая основывается на личностно-ориентированном подходе в обучении. Шаталов, Лысенкова, Амонашвили, Волков - эти имена давно стали брендами в сфере образовательных услуг, а созданные ими и их последователями школы были и остаются заветной целью учащихся и родителей.

Конкурентоспособный учитель-это социально активный учитель. Он активно взаимодействует с родителями и детьми - полноправными участниками образовательного процесса. С одной стороны, учитель должен выполнять социальный заказ родителей, с другой,- государственный заказ.

В концепции модернизации российского образования до 2010 года говорится: «Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества... Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций».[3, 44] Поэтому учитель ответственен за выполнение и социального, и государственного заказов.

Современное общество предъявляет повышенные требования к учителю, который должен выполнять многообразные функции: целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектную, информационную,

организационную, контрольную, коррекционную, аналитическую.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей - от актера и режиссера до аналитика, исследователя и психолога.

Поэтому в учительской среде так много талантливых и неординарных личностей, вынужденных по причине низкой оплаты труда педагога искать дополнительный заработок. Хорошо это или плохо, что учителя в свободное от основной работы время становятся переводчиками и экскурсоводами, репетиторами и организаторами детских праздников? Вопрос - открытый.

С одной стороны - хорошо, ведь стимулируется саморазвитие и проявляется материальная независимость педагога.

С другой стороны, талант и неординарность учителя работают уже не на образование, а на частные интересы. Об этом государству стоит задуматься. Ведь лучшие лидерские качества педагога должны быть использованы по назначению. Прежде всего, это:

- способность к личностному росту;

- дальновидность;

- целеустремленность и умение проложить путь к завтрашним успехам;

- харизматичность;

- интуиция;

- логика;

- способность не ограничивать сферу возможного, но отличать перспективные идеи от бесплодных фантазий;

Но достаточно ли учителю быть только лидером? Педагогическая профессия предъявляет особые требования к личности педагога, он должен быть не только профессионалом, но обладать устойчивой социальной и гражданской позицией, которую воспитает в своих учениках.

Для этого ему нужно овладеть специальными навыками:

- концептуальными;

- административными (способностью руководить людьми и группами для достижения цели или выполнения задания);

- навыками эффективного планирования и организации своей деятельности;

- коммуникативными;

- личным влиянием и способностью производить хорошее впечатление;

- объективностью (способностью к объективной оценке);

- речевыми навыками и навыками письменной коммуникации (способностью выражать свои мысли ясно и убедительно в устной и письменной форме);

- навыками снятия стресса и высокой работоспособностью при наличии стресса;

- умением работать в команде.

Кроме того, ориентация на гуманистические ценности является необходимой составляющей модели конкурентоспособного учителя.

Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповеданий. Ведь, как говорил ирландский писатель Джордж Мур, «в конечном счете существует лишь одна раса: человечество». В самой деятельности педагога заложено гуманистическое начало, которое реализуется в стремлении воспитывать в человеке лучшие человеческие качества и веру в свои возможности.

Учитель должен помочь ребёнку поверить в себя. Эту веру даст лишь тот педагог, который ежедневно реализуется. Как сказал французский дипломат Талейран: «Люди верят только в тех, кто верит в себя». Поэтому вполне логично считать отношения «конкурентоспособный педагог - успешный ученик» процессом взаимосвязанным и даже взаимозависимым. В частности, уровень мастерства учителя определяется успехами учеников (победы на олимпиадах по предмету.) С другой стороны, у педагога - мастера не бывает неспособных учеников...

Сегодня перед учителем стоит непростая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Какова же роль учителя в карьере ученика? Залогом успешности ученика будет решение задач, которые ставит перед ним учитель. Прежде всего, это так называемые неалгоритмизированные задания, то есть задания нестандартные, при выполнении которых нужно будет проявить творческие способности, творческий подход к делу. Раскрытие творческого потенциала ученика должно стать первоочередной задачей каждого учителя. Участие ребят в Днях самоуправления также будет способствовать развитию таких качеств, как самоуважение, уверенность в своих силах,

ответственность за порученное дело и тд. Необходимо также поощрять исследовательскую деятельность ученика, например, участие в городских конкурсах исследовательских работ среди старшеклассников, участие в ежегодных литературных конкурсах городского масштаба («Виктория»), конкурсах сочинений и тд. Это повысит уровень самооценки, что также важно для успешного развития личности.

На научно-практических конференциях учащиеся выступают с докладами и рефератами, подготовленными по самостоятельно выбранной теме. Сама конференция проходит в форме защиты проекта. У учащегося формируется умение аргументировано отвечать оппонентам, доказывая правомерность своих доводов и суждений. Подобные публичные выступления учащихся на конференциях различного уровня необходимо практиковать как можно чаще. В этих условиях у учащихся формируются внимание к оппоненту, благожелательное восприятие, вдумчивая оценка достоинств, характеристика недочетов, объективность, терпимость, наблюдательность, отслеживание динамики изменений. Это становится важнейшей формой проявления активности, заинтересованности и стремления к самосовершенствованию. Удачные выступления формируют у учащихся вкус к хорошо подготовленной, эмоциональной, выразительной, убедительной, яркой речи, становящейся своеобразным эталоном, на который можно ориентироваться в перспективе, а также развивают такое немаловажное чувство, как чувство удовлетворения от публичного успеха.

Формированию развитой самостоятельности ума способствуют различные дискуссии, в том числе, круглые столы, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, столкновение различных точек зрения на поставленную проблему и т.д. Эти формы в значительной мере воспитывают умение выслушивать и учитывать чужую точку зрения, отстаивать свою на основе научности, объективности и аргументированности; воспитывают критичность, культуру общения и взаимодействия.

Значение таких конференций для развития самостоятельности ума трудно переоценить. Кроме всего прочего, исследовательскую деятельность школьников необходимо правильно организовывать, направлять, а также вести учет творческих достижений («портфолио ученика»). Отсутствие учета снизит интерес к занятиям творческой деятельностью, не будет способствовать развитию личности.

Говоря о путях и способах развития успешности ученика, нельзя не сказать о тьюторстве как особой педагогической позиции, исторически сложившейся еще в XIV веке в классических английских университетах - Оксфордском и Кэмбриджском. Под тьюторством понималась форма университетского наставничества. Основным процессом получения университетских знаний был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса. В настоящее время тьюторство обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ и сопровождение процесса индивидуального образования в школе, ВУЗе и тд.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии (рефлексия -самоанализ, осмысление человеком собственных действий), как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как равноправные, при этом ведущую функцию выполняет процесс образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил" в школе, но и обладающего готовностью создавать, вырабатывать новые

знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают" знания и умения, полученные в школе.

Образовательная рефлексия — это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Тьютор помогает ему в этом, организуя условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной программы учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Учитель— это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится развитие способности молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи. Учитель-тьютор — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы.

Полезность тьюторства как педагогической позиции с точки зрения успешности ученика очевидна. Кроме того, любая форма наставничества обязательно предполагает наличие воспитательной составляющей, а это архиважно в наше неспокойное время. Нельзя допустить, чтобы вместо педагога с его ориентацией на гуманистические ценности рядом с подрастающим человеком оказался кто-то другой. Поэтому значение тьюторства как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения трудно переоценить.

Итак, модель конкурентоспособного учителя определяется многими параметрами. Что же нужно сделать, чтобы все эти составляющие стали реальностью?

Взглянуть на себя как на личность, на свое «я» критически. Каждый педагог должен оценить «я» - реальное, сравнить его с «я» - идеальным, т.е. с моделью конкурентоспособного учителя, выделить «я»- актуальное на данном этапе и следовать ему. Один философ сказал: «Чтобы найти себя - надо себя переделать». Поэтому в стремительно меняющемся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, самостоятельного, деятельного, творческого человека, способного возродить Россию экономически и духовно.

Литература

1.Из Послания Президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации. // Народное образование. 2010. - № 6. - С. 11-12.

2.Кабанова В.С. Развитие самостоятельности мышления современных школьников. // Русский язык в национальной школе 2010. №2 . «Современное образование», с. 32-39.

3.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Министерство образования Российской Федерации. Март, 2002. — С. 44-45.

© Кабанова В.С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.