Научная статья на тему 'Формирование компетенций учителя иностранного языка в свете инноваций в современном иноязычном образовании'

Формирование компетенций учителя иностранного языка в свете инноваций в современном иноязычном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / COMPETENCE / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Елена Ивановна

Освещаются актуальные проблемы подготовки учителей иностранного языка на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения. Изменение парадигмы современного иноязычного образования предполагает принципиальные изменения в содержании, структуре, организации и применяемых технологиях при обучении бакалавров педагогического образования в курсе методики обучения иностранным языкам. Определяются условия формирования будущих специалистов языкового образования, где главным является создание профессиограммы учителя иностранного языка, обладающего рядом общих и частных профессиональных компетентностей. Особая роль отводится развитию лингводидактической компетенции как интегративной характеристики личности, включающей субъектные и профессиональные качества, формирующиеся на основе главных и дополнительных компетенций специалиста иноязычного образования. Лингводидактическая компетенция включает в себя ряд компонентов: мотивационная компетенция, когнитивная компетенция, диагностическая компетенция, проектировочная компетенция, коммуникативная компетенция, организаторская компетенция, креативная компетенция, рефлексивная компетенция. Дается характеристика каждого из компонентов лингводидактической компетенции, описываются цели и условия их формирования, реализуемые в курсе обучения образовательные функции. Подчеркивается необходимость и важность формирования перечисленных компетенций в единстве из-за их взаимосвязанности и взаимообусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER COMPETENCE IN THE LIGHT OF INNOVATION IN MODERN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The urgent problems of training of foreign language teachers in the implementation phase of the Federal state educational standard of higher education of the new generation are considered. The change of the paradigm of modern foreign language education involves fundamental changes in the content, structure, organization and technologies used in the training of bachelors of teacher education course in methods of teaching foreign languages. The conditions for the formation of future professionals of language education, where the main establishment is a foreign language teacher’s professiogram, possessing a number of general and specific professional competencies, are determined. The specific role is given to the development of lingvodidactic competence as integrative personality characteristics, including subjectivity and professional qualities, formed on the basis of the main and additional specialist competencies of foreign language education. The lingvodidactic competence includes a number of components: motivational competence, cognitive competence, diagnostic competence, design competence, communicative competence, organizational competence, creative competence, reflective competence. The characteristic of each of the components of lingvodidactic competence describes the objectives and conditions of their formation, curriculum implemented in educational functions. The need and importance of building competencies listed in unity because of their interconnectedness and interdependence is scrutinized.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций учителя иностранного языка в свете инноваций в современном иноязычном образовании»

УДК 881.111

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СВЕТЕ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Елена Ивановна НИКОНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики; Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, Российская Федерация, преподаватель кафедры теории и практики межкультурной коммуникации, e-mail: [email protected]

Освещаются актуальные проблемы подготовки учителей иностранного языка на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения. Изменение парадигмы современного иноязычного образования предполагает принципиальные изменения в содержании, структуре, организации и применяемых технологиях при обучении бакалавров педагогического образования в курсе методики обучения иностранным языкам. Определяются условия формирования будущих специалистов языкового образования, где главным является создание профессиограммы учителя иностранного языка, обладающего рядом общих и частных профессиональных компетентностей. Особая роль отводится развитию лингводидактической компетенции как интегративной характеристики личности, включающей субъектные и профессиональные качества, формирующиеся на основе главных и дополнительных компетенций специалиста иноязычного образования. Лингводидактическая компетенция включает в себя ряд компонентов: мо-тивационная компетенция, когнитивная компетенция, диагностическая компетенция, проектировочная компетенция, коммуникативная компетенция, организаторская компетенция, креативная компетенция, рефлексивная компетенция. Дается характеристика каждого из компонентов лингводидакти-ческой компетенции, описываются цели и условия их формирования, реализуемые в курсе обучения образовательные функции. Подчеркивается необходимость и важность формирования перечисленных компетенций в единстве из-за их взаимосвязанности и взаимообусловленности.

Ключевые слова: учитель иностранного языка; компетентность; компетенция.

Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 г. признает «образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов» [1, с. 2]. В связи с этим, сегодня происходит значительное переосмысление общих целей обучения в системе непрерывного образования личности, а одной из основных тенденций в высшем профессиональном образовании является тенденция перехода от понятия «профессиональная квалификация» к более широкому понятию «компетентности». Данное понятие включает в себя, прежде всего, организованные интеллектуальные, коммуникативные, моральные начала.

Современные тенденции в развитии образовательного процесса определяются задачами подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессиональными и нравственными

качествами, способных не только воспроизводить полученные в вузе знания, применять в знакомых ситуациях профессиональные умения и навыки, но и творчески решать стоящие перед ними задачи.

Успешная реализация целевых аспектов обучения иностранному языку в современном понимании в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки учителя иностранного языка, который должен обладать профессиональной компетенцией, т. е. способностью эффективно осуществлять преподавательскую (обучающую) деятельность. Показателем сформированности этой компетенции является профессиональное мастерство учителя, складывающееся из совокупности профессиональных знаний и умений применять на практике эти знания, переносить приобретаемые знания и умения в новые условия обучения, а также положительное отношение к своей профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное мастерство - это взаимосвязь профессионально

значимых знаний и опыта преподавателя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, учитель иностранного языка должен знать свой предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения иностранному языку - развитии у обучающихся черт поликультурной личности. Учитель иностранного языка должен творчески относиться к своей профессии, преломляя свой педагогический опыт в соответствии с индивидуальными особенностями школьников и конкретными условиями изучения иностранного языка (в условиях сельской школы, мегаполиса, дистанционного обучения, в процессе инклюзивного иноязычного образования и т. п.).

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для ее решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учетом специфики учебного предмета, выделение компетенций, необходимых учителю для управления качеством оценивания результатов обучения школьников.

Мы разделяем точку зрения Г.В. Сороковых, которая считает, что профессиограм-ма учителя иностранного языка содержит не только общее, что типично для педагогической профессии вообще, но и то особенное, что характерно только для деятельности учителя иностранного языка: она содержит характеристику основных педагогических функций учителя иностранного языка, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально-методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций [2].

В условиях подготовки к введению ФГОС ВПО нового поколения, который строится на компетентностной основе, особую актуальность приобретает проблема формирования будущих специалистов общей профессиональной компетентности в целом и различных видов частных профессиональных ком-петентностей, что предполагает системные изменения в образовательном процессе вуза.

Говоря об общих профессиональных компетентностях, следует отметить, что Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми должны обладать все молодые специалисты, в т. ч. и учитель иностранного языка:

1) политические и социальные компетенции - способность принимать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

2) компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, межкультурные компетенции, - принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, -владение более чем одним языком;

4) компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, - владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов критического суждения в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

5) способность учиться на протяжении жизни - в качестве основы непрерывного образования в контексте как личной и профессиональной, так и социальной жизни.

Для того чтобы раскрыть сущность лин-гводидактической компетенции специалиста иноязычного образования, необходимо понять, в чем специфика такой науки как методика обучения иностранным языкам, какое место лингводидактика занимает в профессиональной деятельности современного специалиста.

Как считает Е.И. Пассов, современная методика обучения иностранным языкам перешла «в другое измерение, что означает не терминологическую замену, а революционный сдвиг» [3, с. 16]. Кроме того, изменилась парадигма. На место знаниецентрической парадигмы пришла культуросообразная, которая по своей сути является иной образовательной философией и влечет за собой принципиальные изменения в содержании, структуре, организации, технологии.

Таким образом, лингводидактическая компетенция специалиста иноязычного образования является интегративной характери-

стикой личности, включающей субъектные и профессиональные качества, формирующиеся на основе главных и дополнительных компетенций специалиста иноязычного образования. Это означает, что стержнем, системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя иностранного языка является его методическое мастерство, основанное на педагогических и психологических знаниях и умениях и подкрепленное всеми другими дисциплинами, имеющими обязательную профессиональную направленность.

Лингводидактическая компетенция

представляет собой интегративное качество личности и включает в себя следующие компоненты.

1. Мотивационная компетенция. В

настоящее время обучение иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях должно быть организовано таким образом, чтобы не только дать обучаемым определенную сумму знаний, а развить их способности средствами иностранного языка, подготовить их к межкультурной коммуникации. Школа становится не столько образовательным учреждением, сколько школой развития личности обучающегося.

Мотивационная компетенция учителя иностранного языка характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивацион-ной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [4].

2. Когнитивная компетенция опирается на глубокое осознание конечных целей обучения иностранному языку в школе, на знание особенностей овладения разными видами речевой деятельности, а также на знание познавательных возможностей учащихся и источников трудностей усвоения ими учебного материала. Именно гностические умения позволяют творчески осуществлять все другие структурно-операционные функции.

Научные знания, содержащие систему закономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогических и

методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности выбора профессии.

3. Диагностическая компетенция рассматривается К. Ингенкамп как процесс распознания явлений и определения их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров. Мы считаем, что такая трактовка позволяет выделить специфику педагогической диагностики как самостоятельного вида научно-методической деятельности, раскрыть ее сущность и задачи [5]. Диагностическая компетенция понимается как способность субъектного взаимодействия учителя и учеников, позволяющая систематически выявлять качественно-количественные характеристики процесса формирования коммуникативной компетенции обучающихся и результатов учебной иноязычной деятельности школьников. Диагностическая компетенция выполняет информационную, оценочную, контрольно-корректировочную, прогностическую и стимулирующую функции и осуществляется в процессе последовательной организации этапов целеполагания, реализации, постановки педагогического диагноза, корректировки, прогнозирования [6].

Диагностическая компетенция рассматривается как интегративное личностное образование, предусматривающее готовность и способность учителя иностранного языка применять знания и умения для успешного выполнения диагностической деятельности при формировании коммуникативной компетенции, и выражается в системной последовательности самостоятельных действий школьников, обогащающих их рефлексивный опыт.

4. Проектировочная компетенция учителя иностранного языка направлена на обеспечение эффективности процесса профессиональной подготовки и на формирование профессиональной компетентности специалиста иноязычного образования. Всякое проектирование обусловлено потребностью разрешения актуальной, профессиональной проблемы, носит творческий характер, опирается на мотивацию, ценностные ориентации, знания, умения и навыки, на профессиональный опыт и на личностную и профессиональную рефлексию, результатом

проектирования выступает модель определенного, профессионального объекта, которая обладает системными свойствами и в основе ее лежит новый способ решения профессиональной проблемы и предусматривает разнообразные варианты использования данной модели.

5. Коммуникативная компетенция учителя иностранного языка. Коммуникативные умения представляют собой дидактический компонент лингвострановедческой компетенции учителя иностранного языка и являются содержательными ориентирами для организации подготовки высококвалифицированных учителей на языковых факультетах педагогических вузов. Мотивационно-стиму-лирующий компонент коммуникативной компетенции включает умения создать у обучающегося внутреннюю потребность пользоваться иностранным языком как средством общения в ситуациях непосредственной межкультурной коммуникации [7].

6. Организаторская компетенция формируется с нравственным, этическим и патриотическим воспитанием учащихся в учебном процессе и во внеклассной работе средствами иностранного языка с учетом экстралингвистической, страноведческой информации.

7. Рефлексивная компетенция представляет собой умение анализировать собственную деятельность на каждом этапе учебного процесса, находить противоречия и недостатки, видеть способы их преодоления; учить обучающихся анализировать ошибки, выстраивать свою индивидуальную траекторию самокоррекции.

8. Креативная компетенция являет собой поиск собственного видения в оформлении проекта и его реализации, представлении, стремление уйти от шаблона, создание условий для творческого развития учащихся. Креативная компетенция предполагает создание и развитие предтестовых стратегий, стратегий во время тестирования и стратегий после тестирования. Данная компетенция является важным компонентом педагогического мастерства учителя иностранного языка и одним из условий эффективного контроля.

В процессе обучения у студентов языкового вуза формируется профессиональная лингводидактическая компетенция, которая проявляется в перечисленных выше компе-

тенциях, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Наша практика работы в школе показала, что кроме названных выше компетенций учитель иностранного языка должен обладать определенными профессионально значимыми качествами:

- уверенность в себе и своих возможностях организовать работу с классом так, что это прямым образом скажется на коммуникативной компетенции;

- оправданная требовательность к обучаемым, добросердечное, вежливое и отзывчивое отношение к ним;

- эмоциональная стрессоустойчивость, гипертерпимость;

- преобладание демократического стиля общения как со школьниками, коллегами, администрацией школы, так и с родителями;

- наличие широкого кругозора: знание страноведческого материала, знание культуры и истории не только страны изучаемого языка, но и своей региональной культуры, эрудиция;

- способность мгновенно реагировать на сложившуюся ситуацию: способность перестраивать урок в зависимости от уровня лингвистической подготовки класса, оптимально подбирать пути ее эффективного разрешения, уметь перестраиваться в ходе урока в зависимости от различных педагогических ситуаций;

- наличие элегантного педагогического имиджа (включающего в себя речевую культуру учителя ИЯ, внешний вид, прическу, макияж, мимику, жесты, манеру поведения).

Таким образом, в ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что лингво-дидактическая компетенция является одной из основных составляющих профессиональной компетентности специалиста иноязычно -го образования. Данная компетенция является интегративной характеристикой личности, направленной на формирование комплекса базовых и ключевых компетенций иноязычной деятельности, основанной на передаче и получении знании об иностранном языке в ходе сложной системы взаимодействия деятельности учителя и деятельности ученика.

1. Национальная доктрина об образовании в Российской Федерации. 2000. URL: http://

www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. Загл. с экрана.

2. Сороковых Г. В. Профессиональная подготовка специалиста иноязычного образования: теория и практика. М., 2011.

3. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. М., 2006.

4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: пер. с нем. М., 1991.

6. Марина А.Н. Педагогическая диагностика качества иноязычной подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2008.

7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Москва; Ростов-на-Дону, 2010.

Поступила в редакцию 2.10.2013 г.

UDC 881.111

FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER COMPETENCE IN THE LIGHT OF INNOVATION IN MODERN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Elena Ivanovna NIKONOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Linguistics and Linguodidactics Department; Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov, Moscow, Russian Federation, Lecturer of Theory and Practice of Intercultural Communication Department, e-mail: [email protected] The urgent problems of training of foreign language teachers in the implementation phase of the Federal state educational standard of higher education of the new generation are considered. The change of the paradigm of modern foreign language education involves fundamental changes in the content, structure, organization and technologies used in the training of bachelors of teacher education course in methods of teaching foreign languages. The conditions for the formation of future professionals of language education, where the main establishment is a foreign language teacher's professiogram, possessing a number of general and specific professional competencies, are determined. The specific role is given to the development of lingvodidactic competence as integrative personality characteristics, including subjectivity and professional qualities, formed on the basis of the main and additional specialist competencies of foreign language education. The lingvodidactic competence includes a number of components: motivational competence, cognitive competence, diagnostic competence, design competence, communicative competence, organizational competence, creative competence, reflective competence. The characteristic of each of the components of lingvodidactic competence describes the objectives and conditions of their formation, curriculum implemented in educational functions. The need and importance of building competencies listed in unity because of their interconnectedness and interdependence is scrutinized.

Key words: foreign language teacher; competence; competency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.