Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №2
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Профессия - преподаватель
Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])
Главной задачей высшей школы всегда была и неизменно остается задача давать качественное образование студентам. Для этого необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании квалифицированного преподавательского коллектива. В статье обсуждается, каким должен быть "современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы". Для обеспечения успеха педагогу необходимо не только успешно вести исследовательскую работу, не только отлично знать, что преподавать, но и уметь блестяще преподавать. Следуя новомодной терминологии, можно было бы сказать: необходимо иметь "компетенцию преподавателя".
Ключевые слова: высшая школа, качественное образование студентов, современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы, компетенция преподавателя.
В российскую систему высшего образования энергично внедряется новая для нас концепция "научно-исследовательских университетов" и даже "национальных исследовательских университетов" . Центральная идея этой концепции, навеянная ориентировкой на Запад, заключается, если говорить кратко, в том, что в вузах стратегическое значение следует придавать развитию научно-исследовательских работ в инновационных направлениях, максимально концентрировать потенциал, силы и время преподавателей на широком развертывании ими таких работ. И естественно именно "научные показатели" являются основными показателями при прохождении конкурса и главнейшими индикаторами модных в наше время "рейтингов" университетов
Безусловно, научно-исследовательская компонента должна, просто обязана присутствовать в функционировании каждого вуза и в профессиональной деятельности каждого педагога . Однако заметим, что эта компонента - отнюдь не современная "инновация": участие в научных исследованиях, публикация научных статей и монографий, вовлечение студентов в научную работу, руководство творчеством аспирантов и т п всегда представляли собой неотъемлемую, предусмотренную регламентом составляющую работы советской высшей школы . Если непредвзято оглянуться назад, то можно без труда вспомнить многочисленных
наших выдающихся ученых, наши всемирно известные научные школы, которые творили именно в стенах университетов и институтов .
Нисколько не умаляя значение научно-исследовательской деятельности в вузе, хотелось бы акцентировать внимание на другом, на наш взгляд - основном аспекте жизни университетов . К сожалению, о нем сегодня как-то слишком мало говорят, его значение непроизвольно или конъюнктурно оставляется в тени, недооценивается и даже постепенно, но неуклонно снижается . Речь пойдет, казалось бы, о банальной, но фундаментальной и вечной истине: университет - прежде всего УЧЕБНОЕ заведение . Выступая на Х съезде Российского союза ректоров (30 октября 2014 г .), Президент России В .В . Путин со всей определенностью особо это подчеркнул: "... главная задача высшего учебного заведения - подготовка специалистов .... Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить" .
Главной для высшей школы всегда была и неизменно остается задача давать качественное образование всем студентам, готовить из них добротных специалистов . Ибо только достаточная масса выпускников вузов (профессионалов высокого класса и рядовых практических работников), занятых самой различной (яркой творческой или черновой повседневной) абсолютно необходимой эффективной работой в различных сферах жизни общества, составляет тот "интеллектуальный капитал", который выступает гарантом успешного и динамичного административно-политического, хозяйственно-экономического, финансового, научно-технического, социального, культурного развития страны
Этот процесс требует от всех сотрудников вузов огромных усилий, высокого профессионализма и креативности, человечности и терпеливого внимания . Следовательно, высшей школе, для того чтобы выпускать высококачественных специалистов, необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании высококвалифицированного преподавательского коллектива
Содействовать этому должна глубоко продуманная и хорошо организованная система повышения квалификации вузовских преподавателей В "елютинские времена" такая система была создана и успешно функционировала, но к сожалению затем была разрушена реформаторами от образования Если мы не на словах, а на деле заинтересованы в том, чтобы добиться подъема отечественной высшей школы, мы должны возродить эту систему, создать схему ее эффективной неформальной работы, внести в нее новое современное содержание .
Сегодня только ленивый не говорит о том, что качество образования в России падает. Как правило, главной причиной вузовские преподаватели называют явно недостаточную подготовку выпускников школ, отсутствие интереса к профессии у студентов . Но будем и самокритичны: одна из причин, и далеко не последняя, - низкий научный уровень
далеко не единичного числа преподавателей, их слабая профессионально-педагогическая подготовка, неумение обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту и заинтересовать их Образование, которое дают некоторые наши вузы, трудно назвать "высшим"
Проблема повышения квалификации наших преподавателей, как молодых, так и старших поколений, требует большого внимания и деликатного подхода Нужно искать новые формы и стимулы повышения их квалификации . Жизнь идет вперед с фантастической быстротой, меняются ориентиры и ценности конкретных знаний, открываются новые факты, перспективные направления и даже целые науки, появляются неведомые раньше методики и технологии образования И для того, чтобы учить наших студентов на уровне, соответствующем сегодняшним условиям и требованиям, необходимо стимулировать рост профессионального уровня наших преподавателей в рамках системы повышения квалификации и переподготовки кадров
Каким же должен быть "современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы"?
Конечно, он обязан постоянно повышать свой научный уровень, быть в курсе новых достижений в "своей" области знаний, следить за новыми научными статьями и монографиями, как российскими, так и зарубежными . Он обязан активно, систематически заниматься и собственной исследовательской работой, публиковать в журналах, докладывать на форумах и внедрять в практику свои научные результаты Это необходимо потому, что без серьезной собственной научно-исследовательской работы по большому счету невозможна действительно эффективная преподавательская работа
Однако было бы глубочайшим заблуждением сводить деятельность преподавателя университета просто к деятельности научного работника Ибо преподаватель университета - это прежде всего Учитель, обучающий и воспитывающий молодое поколение специалистов Процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремленности и личностным интересам, по психологическим особенностям и учебной дисциплине, требует помимо научных способностей еще и совсем другой, особый талант и настоящее человеколюбие
Аксиомой является то, что преподавание любой дисциплины - сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные достижения в творческих исследованиях сами по себе успеха совсем не гарантируют Каждый может обратиться к своему студенческому прошлому - и легко вспомнит как тех преподавателей (подчас без высоких научных званий), на занятия к которым с радостью и нетерпением ходили все сокурсники, так и тех
преподавателей (в том числе и имевших большие научные заслуги), занятия которых проходили в скучающей полупустой аудитории . Ведь для обеспечения успеха педагогу необходимо не только успешно творить новое, не только отлично знать, что преподавать, но и уметь блестяще преподавать . Следуя новомодной терминологии, можно было бы сказать: необходимо иметь "компетенцию преподавателя" . Поэтому необходимо у всех преподавателей высшей школы всячески и постоянно поддерживать и активно стимулировать поисковый интерес ко всем аспектам педагогической деятельности, а общественное отношение к педагогическому творчеству должно быть такое же, как и к научному
Несомненна важность вовлечения студентов в серьезную научно-исследовательскую работу. Однако совершенно очевидно, что участие студента в исследовании, которое представляет собой действительно настоящую научную работу, а не имитационную "деловую игру" в науку, немыслимо без его глубокой изначальной предметной подготовки, без овладения должным, достаточно богатым запасом основополагающих, базисных знаний . Значит, залогом успешного привлечения студентов к серьезным научным исследованиям в значительной степени является качество того "знаниевого" фундамента, который должен быть в них заложен в ходе обучения на первых курсах университета . А это могут обеспечить только высококвалифицированные во всех отношениях преподаватели - и в педагогическом, и в научном, и просто в человеческом
К сожалению, основная масса наших преподавателей не владеет даже основами того, что называется "педагогикой высшей школы", и более того, весьма скептически относится к этой науке В вузовские аудитории преподаватели попадают в основном после аспирантуры, но в нашей аспирантуре ничему такому до последнего времени не учили, никакой специальной подготовки к преподавательской деятельности не предусматривалось
В настоящее время мы наблюдаем целый ряд вызовов, диктуемых, во-первых, резким ростом объема информации, подлежащей усвоению и осмыслению студентами, во-вторых, появлением специфических административных требований к их "знаниям, умениям и навыкам" и переходом на "компетентностную парадигму" образования, в-третьих, изменением понимания и "индикаторной оценкой" как "качества" конкретного выпускника вуза, так и отдельного педагога и вуза в целом . Возможность достойно ответить на эти вызовы в значительной степени определяется знакомством преподавателя с общими фундаментальными положениями дидактики, осознанием им специфики процесса преподавания в современном университете, владением проектными и активными методами обучения, умением находить, использовать и создавать нужные педагогические приемы. Дать необходимые
конкретные знания по всем этим вопросам в рамках системы повышения квалификации должна специальная подготовка по педагогике высшей школы
В современных условиях главнейшую роль играет личностно-ориен-тированное обучение А это означает, что преподаватель должен получить необходимые познания в области психологии, овладеть психологическими инструментами Современный педагог высшей школы не может не быть знаком с теорией обучения и познания, обязан уметь слушать и понимать молодежь, уметь находить подход к каждому отдельному студенту и устанавливать контакт с целой аудиторией, управлять ею Кстати, всем подобным психологическим аспектам преподавания раньше, во времена "классно-урочной системы", уделялось весьма слабое внимание, а потому многие действующие преподаватели имеют обо всем этом довольно смутное представление
Преподавание любого предмета в университете XXI в . немыслимо без полноценного освоения современных информационно-компьютерных и мультимедийных образовательных технологий Речь уже идет не о техническом "управлении компьютером", не об умении использовать простейшие программы и опции Образно говоря, сегодня преподавание должен осуществлять тандем "преподаватель - компьютер" На повестке дня - активное привлечение компьютера, интернета, электронных и мультимедийных продуктов для проведения занятий, проверки результатов обучения, развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, внедрение дистанционного обучения, использование интерактивных методов обучения и др Все мы помним, как еще совсем недавно преподаватели вузов проходили курсы "компьютерного ликбеза"; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперед
Педагогическая деятельность - это большое и трудное искусство, своеобразный "театр одного актера", а каждое занятие - своеобразный мастер-класс И потому педагогу следует по возможности осваивать элементы актерского мастерства, ораторского искусства, риторики, грамотности и техники русской речи, тактики и логики толерантного ведения дискуссии И конечно каждый преподаватель должен расширять свой культурный кругозор, знать и понимать настроения и желания молодежи, быть настоящим интеллигентом, гражданином и гуманистом Преподаватель должен познакомиться с основами экономики образования, образовательного права, молодежной политики
Исключительно важное значение имеет овладение педагогом новыми практическими приемами методики преподавания конкретной, "своей" дисциплины, причем он должен не только их знать, но быть способен их активно и эффективно применять и творчески развивать Здесь ставка должна быть сделана прежде всего на стимулирование
собственных подходов и разработок в преподавании, на поиск оригинальных, авторских методических находок, на их обсуждение и публикацию . Методика преподавания любой науки - это, по большому счету, неотъемлемая часть самой этой науки, ибо без обучения, пропаганды, популяризации, распространения, без складывающихся творческих коллективов преподавателей и студентов наука существовать и развиваться не может. Именно с мастерского преподавания начинается формирование научной школы Недаром в программы международных конференций по отдельным областям знания, наряду с "научными" секциями, почти всегда входят и специальные секции по методике преподавания соответствующей дисциплины
Наконец, надо специально подчеркнуть необходимость обеспечить знакомство преподавателей с целями и задачами воспитательной работы со студентами, освоения ее содержания и современных методик ее организации . Еще совсем недавно само слово "воспитание" было объявлено у нас чуть ли не ругательным, но сама жизнь убедительно продемонстрировала, к каким катастрофическим последствиям это привело Сегодня перед преподавателем снова ставится задача не просто передавать своим студентам некую сумму знаний, приобщить их к самостоятельному труду, мышлению и творчеству, но и помогать им стать людьми XXI в . , гражданами нашей Родины, эффективно и честно работающими членами трудового коллектива Очень четко и емко в своем выступлении на Х съезде Российского союза ректоров сформулировал эту задачу В В Путин: "Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего... Но если мы... не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, . у нас с вами не будет страны"
Как это ни печально, характерная особенность многих наших даже весьма успешных выпускников вузов - отсутствие интереса к порученному делу, стремления относиться к нему ответственно и педантично, неумение трудиться с должной отдачей сил, а подчас и нежелание вообще просто работать . Не сделать, тем более - вовремя, или сделать кое-как, не предусмотреть, не согласовать, не позаботиться и не подстраховать, не предупредить, забыть, перепутать, потерять - все это обычные глаголы для описания нашего "трудового менталитета" . Мы всегда делали акцент прежде всего на передаче знаний и обучении навыкам . "Суровая правда жизни" показывает, что еще более актуальной является задача воспитания умения и желания отлично, добросовестно работать, быть исполнительным, аккуратным и дисциплинированным, болеющим за результат труда . Этот аспект подготовки кадров и называют "воспитательной работой"
a PROFESSION IS A TEACHER
N. Kh. Rozov
The main task of the higher school always was and steadily there is a task to give quality education to the students. For this purpose it is necessary first of all to care of formation and maintenance of the qualified teaching collective. In this article it is discussed what "the modern highly skilled teacher of the higher school" must be. For providing of success a teacher needs not only to conduct successfully research work, not only perfectly know what to teach, but also to be able to teach brilliantly. Following modern terminology, it would be possible to say: it is necessary to have "the competence of teacher".
Key words: higher school, quality education to the students, the modern highly skilled teacher of the higher school, the competence of teacher.
Сведения об авторе
Розов Николай Христович - доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Тел.: (495) 939-32-81. E-mail: fpo.mgu@ mail.ru.