Научная статья на тему 'Социально-экономические особенности профессии "преподаватель высшей школы"'

Социально-экономические особенности профессии "преподаватель высшей школы" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / TEACHER OF THE UNIVERSITY / ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ" / FEATURES OF THE PROFESSION "TEACHER OF HIGHER EDUCATION" / ВУЗ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумаре Идрисс, Пескова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются особенности профессии «преподаватель высшей школы» в России. Содержание подготовки преподавателя той или иной специальности представляется в квалификационной характеристике нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND ECONOMIC FEATURES OF THE PROFESSION "TEACHER OF THE HIGH SCHOOL"

In the article features of the profession "teacher of higher education" in Russia are considered. The content of training a teacher of a particular specialty is presented in the qualification characteristic the teacher’s competence normative model that reflects the scientifically substantiated composition of professional knowledge, skills and habits.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические особенности профессии "преподаватель высшей школы"»

ЭКОНОМИКА ТРУДА LABOUR ECONOMICS

УДК 331:378 ББК 65.474.4 К 90

И. Кумаре,

аспирант кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград. Тел.: +7 (937) 502-41-38, e-mail: [email protected]

0.С. Пескова,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и финансов производственных систем и технологического предпринимательства, декан факультета послевузовского образования Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград. Тел.: +7 (927) 51866-67, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматриваются особенности профессии «преподаватель высшей школы» в России. Содержание подготовки преподавателя той или иной специальности представляется в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков.

Ключевые слова: преподаватель вуза, особенности профессии «Преподаватель высшей школы», вуз, высшая школа

1. Koumare,

Post-Graduate Student of Management and Finance, Production Systems and Technological Entrepreneurship Department, Volgograd State Technical University, Volgograd. Ph.: +7 (937) 502-41-38, e-mail: [email protected]

O.S. Peskova,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of Management and Finance, Production Systems and Technological Entrepreneurship Department, Dean of the Faculty of Postgraduate Education, Volgograd State Technical University, Volgograd. Ph.: +7 (927) 518-66-67, e-mail:[email protected]

SOCIAL AND ECONOMIC FEATURES OF THE PROFESSION "TEACHER OF THE HIGH SCHOOL"

Abstract. In the article features of the profession "teacher of higher education" in Russia are considered. The content of training a teacher of a particular specialty

is presented in the qualification characteristic - the teacher's competence normative model that reflects the scientifically substantiated composition of professional knowledge, skills and habits.

Keywords: teacher of the university, features of the profession "teacher of higher education", higher education institution, higher school.

В современных условиях профессия «Преподаватель высшей школы» является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным в этом. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Высшая школа как специфический социальный институт занимает особое место в системе образования (рис. 1).

Во-первых, ее высшие учебные заведения предназначены для обеспечения, прежде всего, профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с потребностями как общества, так и самих учащихся.

Во-вторых, преподаватели высших учебных заведений имеют дело не с детьми, а с взрослыми людьми со своими сложившимися целями и жизненными ценностями, со своей нравственно-этической парадигмой.

В-третьих, одной из важнейших задач высшей школы является выполнение научных исследований в соответствии с профилем кафедр. Результаты этих исследований часто составляют основу профессионально-квалификационного роста преподавателей и служат источником обновления и совершенствования содержания учебного материала.

В-четвертых, для многих высших учебных заведений характерной является ситуация, когда при высоком уровне профессиональной компетенции многих преподавателей у них отсутствует хотя бы какое-то педагогическое образование. Отмеченные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на содержании и характере педагогической деятельности в высшей школе, так как они в значительной степени определяются профессиональными и личностными качествами субъектов этой деятельности, то есть в данном случае преподавателей вузов. Преподаватель высшей школы является, как правило, и ученым, и педагогом

Социальный институт - высшее учебное заведение

Подготовка будущих специалистов, в соответствии с потребностями общества

Обучение сложившихся личностей общества

Выполнение научных исследований в соответствии со сложившимися научными школами (профилем кафедр)

Преподаватель вуза одновременно - ученый и педагог

Рис. 1. Особенности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (авторская разработка)

одновременно. Только совмещение педагогической и научно-исследовательской работы способно наиболее полно раскрыть профессиональное мастерство и талант преподавателя вуза. Исследовательская работа наполняет внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогическая работа способствует глубокому обобщению и систематизации материала, более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез. Первое обстоятельство обеспечивает высокий профессиональный потенциал преподавателя, формируемый большой и систематической специальной подготовкой, самообразованием, самовоспитанием и самосовершенствованием. Эти процессы включают собственные исследования, участие в научных конференциях, регулярное знакомство с научно-технической информацией (путем знакомства с новой монографической литературой, специальными журналами, через Интернет, посещение специализированных выставок и т.п.).

Второе же обстоятельство в значительной мере остается неопределенным, поскольку до недавнего времени многие виды профессионального образования не предусматривали специальной психолого-педагогической подготовки. Поэтому многие преподаватели постигали закономерности и «секреты» педагогической деятельности, приобретали необходимые знания, умения и навыки только в результате жизненного опыта и практики преподавания, а также в результате осмысления (к сожалению, далеко не всегда критического) преподавательской деятельности своих педагогов и научных руководителей. Новые же реалии жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, рыночной экономики, глобализации всех видов мирохозяйственных связей и широкой информатизации самых различных сфер жизнедеятельности выдвигают и новые требования к педагогическому обеспечению преподавательской деятельности в высшей школе. Профессионализм педагога высшей школы заключается в эффективной реализации системы профессиональных знаний и умений (рис. 2).

профессиональные знания:

специальные (знание

теории своей науки и практические умения

применять их в практике преподавания); - психолого-педагогические (знание психологических и дидактичных основ

преподавания избранной

дисциплины, знание и учет психологических особенностей студентов и собственных личностных черт,

закономерностей восприятия студентами содержания).

профессиональные умения:

- методические (обладание методами, приемами и средствами донесения научной информации студентам);

- организационные (обладание умениями осуществлять оптимальную организацию собственной деятельности и руководить деятельностью студентов).

Рис. 2. Составляющие профессионализма преподавателя высшей школы

В настоящее время замечена тенденция «старения» кадрового состава российских высших школ, в среднем возраст преподавателя высшей школы составляет 52 года [1]. Данный факт говорит о том, что у выпускников вуза отсутствует видение себя в роли преподавателя, у них отсутствует желание поступать в аспирантуру, защищать докторские диссертации. Выпускники стремятся найти наиболее легкий и прибыльный путь. В Интернете, на многих сайтах по поиску работы, можно увидеть большое количество вакансий должностей с указанием высокой оплаты труда (35-45 тыс. руб. в месяц), не требующих наличия высшего образования или ученой степени, достаточным является лишь наличие желания работать и знать некоторые компьютерные программы на уровне уверенного пользователя [2].

На современного преподавателя высшей школы возлагаются многие обязанности (рис. 3).

Все перечисленное выше требует от преподавателя высшей школы огромной умственной нагрузки и трат внерабочего времени, при этом оплата труда преподавателя высшего учебного заведения находится в пределах от 15 ООО до 20 ООО рублей

[4].

Профессия «Преподаватель высшей школы» обладает определенными специфическими социально-экономическими особенностями. В системе высшего образования необходимо наличие таких благ, с помощью которых человек способен выбрать карьеру преподавателя высшей школы. Так, например, в американских вузах это связано с возможностью занятия постоянной штатной должности профессора, которая гарантирует высокую заработную плату на протяжении длительного периода времени (в среднем на протяжении 25 лет), наличие высокого пенсионного обеспечения и защиты от увольнения [5]. В России в советское время, когда

Обязанности преподавателя высшей школы

Учебная работа (подготовка курсов лекций, семинарских занятий и т.п.)

Учебно-методическая работа (разработка учебных пособий, методических указаний, учебников)

Организационно-методическая работа (организация студенческих конкурсов, олимпиад, конференций)

Научно-исследовательская работа (руководство магистрантами, руководство аспирантами, рецензирование статей и авторефератов, оппонирование на защитах диссертаций, представление результатов исследований в научной периодике, индексируемой в международных базах данных)

Общественная и воспитательная работа преподавателя в учебном году

Рис. 3. Обязанности преподавателя высшей школы [3]

правительством был установлен высокий (в сравнении с иными сферами деятельности) уровень оплаты труда профессоров и доцентов, привело в данные учебные заведения большую часть талантливых людей, которым высшая школа обязана высоким авторитетом, который сохранился до настоящего времени. Но в настоящий момент времени в России рабочий московского метрополитена в среднем зарабатывает больше, нежели профессор столичного вуза, не говоря уже о том, что футболист какой-нибудь заурядной команды получает месячное денежное содержание в несколько раз больше, чем профессор. На основании вышеизложенного, в России на современном этапе оплата труда преподавателя никак не соответствует его общественной ценности.

При этом в настоящее время перед вузовскими преподавателями открылась возможность по дополнительному заработку «на стороне», которая в советское время была категорично ограничена. Важно отметить, что практика по дополнительному заработку очень широко распространена и среди преподавателей колледжей и университетов экономически и высокоразвитых благополучных стран.

Наиболее хорошо вознаграждаемой дополнительной работой преподавателя высшей школы является консультирование частных организаций. Но многие преподаватели также дополнительный заработок имеют и от чтения лекций в иных вузах, например, частных, литературным трудом, а также вне сферы образования и науки. Наличие возможности у преподавателя по продаже своих научных и образовательных услуг «на стороне» напрямую связано с имиджем университета, в котором он является работником, и с профилем преподаваемых им дисциплин. Достаточный дополнительный заработок в настоящее время могут получить лишь определенные представители ведущих вузов страны и лишь

по определенным дисциплинам и научным направлениям: компьютерщики, преподаватели иностранных языков, политологи, социологи, экономисты. В то же время если будет написан учебник, например, по химии или физике, то он должного денежного вознаграждения не принесет.

Если вести речь об экономических особенностях труда преподавателей высшей школы, то необходимо отметить также, что указанная категория работников своим временем распоряжается не так, как все другие работники наемного труда. Общепризнанным является тот факт, что часть рабочего времени преподавателя может быть отведена на так называемую внеаудиторную работу, которая может принимать совершенно разные формы [6]. В связи с чем рабочее время - это в определенном смысле своего рода форма поощрения профессорско-преподавательского состава, который числится в штате вуза.

К преимуществам преподавательской деятельности также можно отнести и наличие более высокой, нежели у других работников, продолжительности ежегодного отпуска, наличие права на творческие отпуска для научной работы, периодически (один раз в пятилетку) выделяемое время для повышения квалификации и стажировок, поездок на симпозиумы и конференции, в том числе за рубеж [7].

Также важно подчеркнуть, что научное общение является непременным условием продуктивной деятельности преподавателя-ученого. Система научных коммуникаций дает знание ему о том, кто занимается исследованием его проблемы, какие ее стороны подвергаются критике, на какие смежные области науки он сможет опереться в процессе разработки проблемы. При этом неформальные виды коммуникации играют наибольшую роль. Даже ученые, имеющие необщительный в житейском плане

характер, свое общение осуществляют посредством опосредованных и непосредственных контактов с коллегами в избранной области науки.

Вышеперечисленные социально-экономические особенности преподавателя высшей школы говорят о том, что его мотивация во многих случаях является иной, по сравнению с другими профессиями.

В настоящий момент времени отсутствуют единые научно обоснованные нормы времени работы преподавателя вуза, и в частности методики по пересмотру этих норм. На выбор методики по нормированию деятельности преподавателей влияние оказывают структура управления высшего учебного заведения, его категория и связанные с этим роль и место научной деятельности в вузе.

Преподаватели в западноевропейских высших учебных заведениях обладают высоким профессиональным и социальным положением, обеспечены достойной оплатой труда, при этом в вузе, где для них созданы определенные комфортные условия на рабочем месте, они имеют основной доход. Для российской высшей школы характерна тенденция старения педагогических коллективов из-за очень низкой оплаты труда у профессорско-преподавательского состава и столь же очень низкой пенсии [8].

Для решения задачи по увеличению степени адекватности статуса и значимости труда преподавателя высшей школы для того, чтобы превратить экономику России в инновационную и определить уровень нагрузки преподавателя, учитывая содержание и содержательность труда, необходимо:

- провести разработку единой системы учета нагрузки преподавателей в зачетных единицах для того, чтобы обеспечить мобильность преподавателей;

- управлять со стороны вуза консультационной деятельностью преподавателя или, по крайней мере, оказывать содействие преподавателю в осуществлении такого рода деятельности;

- разработать более многоступенчатую систему градации должностей преподавателей как фактора, который стимулирует стремление к развитию и карьерному продвижению преподавателей, в том числе в рамках одной должности;

- улучшить условия труда и качество рабочих мест преподавателей.

Таким образом, если сочетать финансовое обеспечение, регулируемое государством, учитывая социально-экономическую значимость труда профессорско-преподавательского состава и грамотную методику расчета нагрузки, можно обеспечить мотивированное отношение преподавателей высшей школы к работе.

Примечания:

1. Средний возраст российского учителя - 52 года. URL: https://luol-carmelo. livejournal.com/172554.html.

2. Сорокина М.А. Особенности профессии, труда, здоровья и образа жизни преподавателей высшей школы в современных социально-экономических условиях // Медицина и экология. 2017. № 4. С. 33-37.

3. Сидаш Н.С. Характеристика современного преподавателя высшей школы // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 217-222.

4. Зарплата преподавателя вуза в 2016-2017 году. // Финансовый базис. Самые актуальные новости финансового мира. Просто о сложном. URL: http://finbazis. ru/zarplata-prepodavatelya-vuza/.

5. Романкова Л.И. Преподаватель высшей школы как профессия // Экономика образования. 2001. № 6. С. 27-38.

6. Преподаватель высшей школы как профессия / под общей ред. д-ра пед. наук, проф. В.М. Петровичева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 308 с.

7. Селянская Г.Н. Маркетинговое управление кадровым потенциалом вуза: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 220 с.

8. Гатиятуллина Г.В. Образ современного преподавателя высшей школы в представлениях студентов технического вуза // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-3. С. 390-391.

References:

1. The average age of the Russian teacher is 52 years. URL: https://luol-carmelo. livejournal.com/172554.html.

2. Sorokina M.A. Features of the profession, labor, health and lifestyle of teachers of higher education in modern socio-economic conditions // Medicine and Ecology. 2017. No. 4. Pp. 33-37.

3. Sidash N.S. Characteristics of the modern teacher of higher education // Pedagogical education in Russia. 2014. No. 8. Pp. 217-222.

4. Salary of the university teacher in 2016-2017 // Financial basis. The most relevant news of the financial world. Just about complicated. URL: http://finbazis.ru/ zarplata-prepodavatelya-vuza/.

5. Romankova L.I. Teacher of higher education as a profession // Economics of education. 2001. No. 6. Pp. 27-38.

6. Teacher of higher education as a profession / Ed. V.M. Petrovicheva. Tula: Publishing House of Tula State University, 2010. 308 p.

7. Selyanska G.N. Marketing management of personnel potential of high school: Dis. ... cand. econ. sciences. M., 2003. 220 c.

8. Gatiyatullina G.V. The image of a modern teacher of higher education in the representations of students of a technical college // International Student Scientific Bulletin. 2016. No. 5-3. Pp. 390-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.