Научная статья на тему 'Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации'

Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER EDUCATION / TEACHING PERSONNEL / PEDAGOGICS OF HIGH SCHOOL / TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR HIGH-SCHOOL TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розов Николай Христович

Обсуждается актуальный вопрос подготовки квалифицированных преподавательских кадров для высшей школы и повышения квалификации педагогического корпуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-school teachers: training and professional development

The topical problem of the training of qualified high-school teachers and the professional development for the teaching personnel is under discussion.

Текст научной работы на тему «Преподаватель высшей школы: подготовка и повышение квалификации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2013. № 1

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ:

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Н.Х. Розов

(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова;

e-mail: [email protected])

Обсуждается актуальный вопрос подготовки квалифицированных преподавательских кадров для высшей школы и повышения квалификации педагогического корпуса.

Ключевые слова: высшее образование, педагогические кадры, педагогика высшей школы, подготовка и повышение квалификации преподавателей высшей школы.

Сегодня активно обсуждается и энергично внедряется государственная концепция "научно-исследовательских университетов". Ее суть в том, что в системе высшего образования первостепенное внимание требуется обращать на развитие научной работы в инновационных направлениях, на максимальное повышение научного потенциала преподавателей и широкое развертывание ими исследовательских работ, в первую очередь — имеющих экономическую и практическую полезность. Поэтому преподаватели должны быть нацелены на привлечение студентов к научным исследованиям, совместным или даже самостоятельным. Именно "научные показатели" (число публикаций и патентов, грантов и премий, индекс цитируемости в реферируемых журналах, прежде всего — в зарубежных, уровень оснащенности лабораторий и объем финансирования исследований, число сотрудников — лауреатов Нобелевской премии и др.) являются главными индикаторами модных в наше время "рейтингов" для определения престижности университетов.

С этой концепцией напрямую связано расширение финансирования для закупки новейшего научного оборудования и модернизации лабораторной базы, создание "бизнес-инкубаторов" и специальных междисциплинарных исследовательских групп, приглашение крупных ученых из-за рубежа для руководства российскими научными коллективами. Особое значение предлагает-

ся придать расширению академической мобильности студентов и преподавателей, прежде всего — командированию за границу магистров и аспирантов. Одновременно меняется структура управления высшим образованием, на первые роли выдвигаются организация и контроль за научными исследованиями, составление отчетов о их проведении и результатах, о научных статьях и монографиях, о грантах и премиях, вычисление индекса Хирша каждого преподавателя и проч.

Нисколько не умаляя значения научной компоненты в функционировании вуза и профессиональной деятельности каждого педагога, хотелось бы акцентировать внимание на еще одном аспекте жизни университетов. К сожалению, о нем сегодня как-то слишком мало говорят, его значение непроизвольно или конъюнктурно оставляется в тени, как-то недооценивается и даже постепенно, но неуклонно снижается. Речь пойдет, казалось бы, о банальной, но фундаментальной и вечной истине: университет — прежде всего УЧЕБНОЕ заведение.

Главной для высшей школы всегда была и неизменно остается задача давать качественное образование всем студентам, готовить из них добротных специалистов. Причем не только единичных перспективных ученых-исследователей, способных генерировать новые идеи и двигать вперед науку, но и значительное число рядовых практических работников для, если угодно, рутинной, но абсолютно необходимой эффективной деятельности в различных сферах жизни общества. Ибо только достаточная масса профессионалов высокого класса, занятых самой различной — яркой творческой или черновой повседневной — работой, составляет тот "интеллектуальный капитал", который выступает гарантом успешного и динамичного экономического, научно-технического и социального развития страны.

Такие профессионалы не могут формироваться в вузовских аудиториях и лабораториях сами по себе, стихийно и автоматически. Этот процесс требует от всех сотрудников вузов огромных усилий, высокого профессионализма и креативности, человечности и терпеливого внимания. Но обеспечить эффективность этого процесса — прямая обязанность прежде всего вузовских преподавателей, ассистентов, доцентов, профессоров, непосредственно работающих со студентами. Особенно с начинающими: от того, насколько качественным и личностно ориентированным будет предметное обучение в начале университетского пути, насколько профессионально педагогически и психологически удастся разглядеть, оценить и обеспечить развитие потенциала персонально каждого младшекурсника, зависит успешность его дальней-

шей судьбы — и как специалиста-практика, и как ученого-исследователя.

Следовательно, высшей школе, для того чтобы эффективно готовить высококачественных специалистов, необходимо в первую очередь заботиться о формировании и поддержании высококвалифицированного педагогического коллектива. В частности, без решения проблемы подготовки педагогических кадров высокого уровня невозможно серьезно говорить о становлении и развитии научно-исследовательских университетов.

Какое же содержание вкладывается сегодня в понятие "современный высококвалифицированный преподаватель высшей школы"? Конечно, он обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, быть в курсе новых достижений в "своей" области знаний, следить за новыми научными статьями и монографиями, как российскими, так и зарубежными. Он должен активно заниматься и собственной исследовательской работой, систематически публиковать в журналах, докладывать на форумах и внедрять в практику свои научные результаты. Это необходимо потому, что без эффективной научно-исследовательской работы практически (за редчайшими исключениями) невозможна действительно эффективная преподавательская работа. И, чисто прагматически, потому, что без научных результатов и публикаций мало шансов успешно пройти переизбрание на следующий срок. Не секрет, что при принятии кадровых решений в вузах прежде всего учитываются отнюдь не педагогические способности и достижения, не методические наработки и учебные разработки, а "список научных трудов" и "индекс цитирования".

Однако было бы глубочайшим заблуждением рассматривать преподавателя университета просто как научного работника. Ибо это прежде всего педагог, Учитель, обучающий и воспитывающий молодое поколение. Конечно, творчество исследователя требует много упорного труда и серьезных умственных усилий: совсем не просто настойчиво "беседовать" с листами бумаги в библиотеке, терпеливо искать объяснение какому-нибудь факту или мучительно обдумывать план эксперимента в лаборатории. Но процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и творческим задаткам, по профессиональной целеустремленности и личностным интересам, по психологическим особенностям и учебной дисциплине, далеко не то же самое, что процесс участия в развитии фундаментальной или прикладной науки. Здесь требуются еще и совсем другие способности и даже — особый талант.

Преподаватель должен обладать глубокими и разносторонними познаниями в своей предметной области, быть в курсе новейших научных достижений — это аксиома. Но аксиомой является и то, что преподавание любой дисциплины — сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные достижения в творческих исследованиях сами по себе успеха совсем не гарантируют. Каждый может обратиться к своему студенческому прошлому — и легко вспомнит как тех преподавателей (часто без высоких научных званий), на занятия к которым все ходили с радостью и нетерпением, так и тех преподавателей (имевших подчас высокие научные заслуги), занятия которых происходили в скучающей полупустой аудитории. Ведь для обеспечения успеха педагогу мало быть ученым — надо еще глубоко владеть всем технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации учебного процесса. Необходимо не только отлично знать, что преподавать, но и отлично уметь преподавать.

Следуя новомодной терминологии, это можно было бы назвать "компетенцией преподавателя".

Процесс преподавания требует постоянного обдумывания приемов преподнесения знаний, опробования различных вариантов объяснений и выбора лучших из них, отбора методических "изюминок". Постоянно накапливая и осмысливая свой преподавательский опыт, обогащая его обсуждениями с коллегами, творческий педагог непрерывно собирает материал для реализации своей мечты — для формирования собственного стиля преподавания. Результаты такой деятельности достойны публикаций и обсуждений на конференциях, ибо действительно представляют собой научные исследования по теории и практике педагогического процесса высшей школы. В самом деле, разве работа над действительно оригинальным, отлично удовлетворяющим студентов "своим" курсом, над "своей" методикой, над "своим" учебником требует меньше таланта, сил, настойчивости, творчества, терпения, чем над научной статьей или монографией? Несомненно, что разработка авторских курсов лекций, создание новых методических разработок, написание современных учебников и учебных пособий, особенно по новым направлениям науки и техники, — актуальный, серьезный и уважаемый труд, крупный вклад в образование и науку, в развитие всего общества.

Поэтому необходимо всячески поддерживать поисковый интерес ко всем аспектам преподавательской работы, а общественное отношение к педагогическому творчеству должно быть такое же, как к научному.

Несомненна важность вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу. Однако совершенно очевидно, что участие в исследовании, которое представляет собой действительно настоящую научную работу, а не имитационную "деловую игру" в науку, немыслимо без глубокой изначальной предметной подготовки, без создания профессионального задела — овладения должным, достаточно богатым запасом основополагающих, базисных знаний. (Конечно, известны случаи, когда младшекурсники, даже школьники и даже люди без образования совершали открытия: инсайт может посетить любого. Но не стоит уповать на счастливые, но редчайшие исключения.) Значит, залогом успешного привлечения студентов к серьезным исследованиям в значительной степени является качество того "знаниевого" фундамента, который должен быть заложен на первых курсах университета. А это могут обеспечить только высококвалифицированные во всех отношениях педагоги.

Как же обстоят дела с преподавательскими кадрами в нашей высшей школе? Здесь надлежит рассмотреть несколько весьма серьезных вопросов.

Важнейший из них — как педагогический коллектив вуза пополнять креативными, творческими молодыми кадрами. Преподавателей "от Бога" в университет никто "со стороны" не пришлет, выращивать, готовить их для себя должен он сам. Еще С.И. Гессен в качестве одного из трех самых главных, узловых принципов высшей школы выделил "способность университета к самовосполнению путем подготовки преподавателей и ученых". В самом деле, где, кроме как в самом техническом университете, можно воспитать новое пополнение, например для кафедры "Холодная штамповка металлов"? Поэтому подготовка молодой профессионально компетентной и педагогически обученной преподавательской смены является для страны важнейшей, системообразующей функцией всех вузов, единственно могущей обеспечить надежную базу для дальнейшего поступательного развития всей системы формирования специалистов с высшим образованием.

Но как обычно осуществляется формирование этой смены? На кафедры приходят в основном молодые люди, традиционно отбираемые из числа обучавшихся в аспирантуре и успешно защитивших диссертации. Каждый из них действительно получил обширный багаж знаний по специальности, зарекомендовал себя перспективным исследователем. Однако они в абсолютном большинстве совершенно не знакомы с психологией и педагогикой высшей школы, с общими принципами, современными методами и практическими приемами эффективного преподавания, факти-

чески не имеют навыков реальной педагогической и воспитательной работы со студентами. Иначе говоря, они не владеют даже основами того, что называется "педагогическим мастерством", без которого невозможно эффективно преподавать. И потому его надо учить. Но в аспирантуре ничему такому не учат — специальная подготовка к преподавательской деятельности не предусматривается (поскольку трехлетнего срока с трудом хватает на выполнение диссертационной работы), а включаемая в аспирантский учебный план "педагогическая практика" (всего-то 50 часов) проходит зачастую формально и бессистемно или просто является фикцией.

Глубоко ошибочным представляется широко распространенное мнение, что любой толковый молодой исследователь за 3—4 года преподавания в вузе самостоятельно всему научится "методом проб и ошибок" и автоматически станет хорошим преподавателем. Даже если с этим согласиться, не слишком ли негуманно уготовить нескольким сменам его студентов роль "подопытных мышек" для самоформирования педагога? Не потеряем ли мы за годы такого эксперимента перспективных молодых людей, к которым не было найдено умелого подхода, которые не получили нужного внимания и должного обучения? Конечно, того, кто не хочет или не способен преподавать, все равно не удастся приобщить к таинствам этого мастерства. Но тому, кто чувствует призвание передавать свои знания молодежи, надо помочь безболезненнее (и для него, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога.

Нельзя не упомянуть и еще один аспект целесообразности педагогической подготовки аспирантов, актуальный в связи с активно обсуждаемой сегодня задачей гуманизации образования. Мы весьма неохотно признаем, что среди окончивших аспирантуру (и даже среди "успешно защитившихся") имеется значительная группа тех, кто, будучи несомненно грамотным специалистом, оказывается не в состоянии самостоятельно продолжать глубокие научные исследования, активно генерировать новые идеи. Между тем многие из таких молодых людей проявляют серьезный интерес к преподаванию и готовы были бы им заниматься. Внедрение продуманной системы педагогической подготовки аспирантов откроет для них реальную возможность прийти на важную для общества работу, которая соответствует их уровню профессиональной квалификации. А вузам это позволит пополнить свой преподавательский корпус молодыми кадрами, что особенно важно для его омоложения и преодоления последствий "внешней и внутренней утечки мозгов".

Включение педагогической подготовки в учебный план аспирантуры послужит своеобразным фильтром, который позволит каждому аспиранту либо действительно укрепиться в своем желании стать молодым преподавателем, подготовиться к этой специфической деятельности, либо вовремя осознать, что это дело — "не его". А для закрепления системы подготовки аспирантов к полноценной педагогической работе имело бы смысл установить, что молодой человек, претендующий на преподавательскую должность, не может участвовать в конкурсных выборах без представления документа о педагогическом образовании.

Таким образом, решение проблемы формирования молодых педагогических кадров для высшей школы требует серьезно пересмотреть и модифицировать программу обучения в аспирантуре. Лет двадцать назад был сделан шаг в нужном направлении: вузам разрешили открывать программу "Преподаватель высшей школы", обучаясь на которой аспиранты могли бы, параллельно с работой над своими диссертациями, по своему желанию овладевать основами педагогического мастерства. Однако этот шаг не получил ни широкого распространения, ни реального продолжения.

Другой важный вопрос касается уже работающих в вузах преподавателей старших поколений. Безусловно, большая их часть — люди с большим стажем и богатым опытом работы, с глубокими профессиональными знаниями, внесшие серьезный вклад в науку, через руки которых прошло не одно поколение студентов. (Не будем лукавить — в наших вузах встречаются и те, кому преподавательская работа просто противопоказана — но не о них мы ведем речь.) Однако работа педагога требует постоянного и систематичного овладения все новыми и новыми методами, методиками, технологиями, средствами обучения, слежения за очередными научными достижениями. Не хотим никого обидеть, но скажем, что у целого ряда вузовских преподавателей такой "багаж" сформировался достаточно давно и не всегда соответствует современным требованиям и новым реалиям.

Исправить положение должна система повышения квалификации вузовских преподавателей. Такая система существовала и успешно функционировала в советском высшем образовании, но, к сожалению, затем была разрушена реформаторами от образования. Если мы действительно заинтересованы в том, чтобы добиться подъема нашей высшей школы, — мы должны возродить эту систему, создать новую схему ее работы, внести в нее новое содержание. Она должна максимально содействовать обеспечению абсолютно необходимого качества образовательной среды — постоянного повышения предметного и педагогического уровня

работников высшей школы. Поэтому целесообразно вкратце перечислить те направления, которые должны быть включены в программу этой системы.

В современных условиях главнейшую роль играет личностно ориентированное обучение, а это предполагает, что преподаватель владеет психологическими инструментами, понимает специфику процесса обучения и познания, коммуникабелен, готов слушать и понимать молодежь, способен находить подход к каждому отдельному студенту и устанавливать контакт с целой аудиторией, управлять ею. Всем подобным психологическим аспектам преподавания раньше, во времена "классно-урочной системы", уделялось весьма слабое внимание, многие преподаватели имеют обо всем этом весьма смутное представление.

Сегодня мы наблюдаем целый ряд вызовов, диктуемых резким ростом объема информации, подлежащей усвоению и осмыслению студентами, появлением специфических требований к их "знаниям, умениям и навыкам", переходом на "компетентностную парадигму" образования, изменением понимания и оценки как "качества" выпускника, так и качества работы отдельного педагога и вуза в целом. Возможность достойно ответить на эти вызовы в значительной степени определяется знакомством преподавателя с общими фундаментальными положениями дидактики, пониманием специфики процесса обучения в университете, владением проектными методами, умением использовать нужные педагогические приемы. Дать необходимые конкретные знания по всем этим вопросам, которые можно и нужно применить в практической работе со студентами, призвана педагогика высшей школы. И очень жаль, что значительная часть преподавательского корпуса практически не знает положений этой науки и весьма скептически относится к необходимости с ними познакомиться.

Преподавание любого предмета в университете XXI в. уже немыслимо без полноценного освоения современных информационно-компьютерных образовательных технологий. Речь уже идет не о техническом владении компьютером, не об использовании простейших программ и опций. На повестке дня — активное привлечение компьютера, Интернета и электронных и мультимедийных продуктов при проведении занятий, при проверке результатов, для развития у студентов навыков самостоятельного получения знаний, внедрение дистанционного обучения, освоение интерактивных методов обучения и др. Примерно 30 лет назад все преподаватели вузов проходили курсы "компьютерного ликбеза". Сейчас настало время осваивать новое.

Педагогическая деятельность — это большое и трудное искусство, своеобразный "театр одного актера", а каждое занятие — своеобразный мастер-класс. И потому педагог должен по возможности осваивать элементы актерского мастерства, ораторского искусства, риторики, культуры и техники речи, тактики толерантного ведения дискуссии.

Конечно, в рамках повышения квалификации должно быть уделено внимание профессиональному, научному росту преподавателя. Должно быть выделено специальное время для завершения диссертации или монографии, для оформления научной публикации или учебного пособия. Но важное значение имеет и овладение педагогом новыми практическими приемами методики преподавания конкретной, "своей" дисциплины. Здесь ставка должна быть сделана прежде всего на стимулирование собственных подходов и разработок в преподавании, на поиск оригинальных методических находок, на их обсуждение и публикацию. Методика преподавания науки — это, по большому счету, неотъемлемая часть самой науки, ибо без обучения, пропаганды, популяризации, распространения наука существовать и развивать -ся не может. Недаром в программы многих международных конференций наряду с "научными" секциями входят и специальные секции по методике преподавания.

Наконец, надо сказать о необходимости знакомства с целями и задачами воспитательной работы со студентами, об освоении современных методик ее организации. Еще совсем недавно само слово "воспитание" было объявлено у нас чуть ли не ругательным, но жизнь убедительно продемонстрировала, к каким катастрофическим последствиям это привело. И потому преподаватель должен не просто передать студентам некую сумму знаний, приобщить их к самостоятельному труду, мышлению и поиску, но и помочь им стать людьми XXI в., гражданами нашей Родины, членами трудового коллектива. Это особенно сложная и особенно важная задача, которую хорошо выразил И. Кант: "Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать".

Проблема повышения квалификации наших преподавателей старших поколений требует большого внимания и деликатного подхода. Жизнь идет вперед с фантастической быстротой, меняются ориентиры и ценности конкретных знаний, открываются новые факты, направления и даже науки, появляются неведомые раньше методики и технологии образования. И для того чтобы учить наших студентов на уровне, соответствующем сегодняшним условиям и требованиям, необходимо заинтересовать преподава-

телей в овладении педагогическими знаниями и во внедрении педагогических инноваций и создать для этого все возможности.

Обсуждая дальнейшее развитие высшей школы, мы всегда должны предвидеть, какие специалисты и в каком количестве будут необходимы. От этого зависит расширение или сокращение числа обучающихся, открытие новых и закрытие уже не нужных направлений подготовки. Но существуют "вечные" профессии; к ним относится и профессия преподавателя вуза. Реализация программы педагогического обучения аспирантов и создание эффективной системы повышения квалификации практикующих педагогов обеспечат нашей высшей школе реальную возможность готовить для себя нужные элитарные научно-педагогические кадры. Задача планомерного и целенаправленного формирования таких кадров наконец-то должна войти в список приоритетов государственной политики в области образования.

HIGH-SCHOOL TEACHERS:

TRANING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

N.Kh. Rozov

The topical problem of the training of qualified high-school teachers and the professional development for the teaching personnel is under discussion.

Key words: higher education, teaching personnel, pedagogics of high school, training and professional development for high-school teachers.

Сведения об авторе

Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: (495) 939-32-81; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.