ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 3
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АСПИРАНТОВ -СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ВУЗОВ
Л.В. Попов, Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
Обоснована необходимость педагогического образования аспирантов. Утверждается, что современный квалифицированный преподаватель вуза обязан владеть проектными педагогическими методами, технологическим комплексом передачи знаний и организации учебного процесса. Предлагается прагматически ориентированный цикл обучения и подготовки аспирантов к преподавательской деятельности.
Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические методы, организация учебного процесса, подготовка к преподавательской деятельности.
Задачи высшей школы обычно формулируют следующим образом: качественное обучение студентов избранной ими специальности и их подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Тем самым должно обеспечиваться воспитание кадров, необходимых обществу и государству для работы в производственных, организационных, социальных, культурных и научных областях общественной жизни.
К сожалению, гораздо реже акцентируется внимание на еще одной существенной обязанности вузов. Качественное обучение студентов и аспирантов могут гарантировать только высококвалифицированные преподаватели. Это аксиома. Но преподавательские кадры нам никто "со стороны" не пришлет. Для системы высшего образования страны их обязаны готовить сами вузы. Поэтому подготовка молодой профессионально компетентной и педагогически обученной преподавательской смены должна квалифицироваться как важнейшая и к тому же системообразующая функция всех высшихучебных заведений, обеспечивающая базу для дальнейшего развития экономики, науки, высшей школы.
Несомненно, что классическое университетское образование по своей внутренней логике и изначальной идее должно представлять собой неразрывное единство двух компонент. Первая — научная, состоящая в фундаментальном изучении одной из областей знаний и активном усвоении начальных исследовательских навыков, готовящая к творческой работе в научном учреждении или к эффективной деятельности в заведении
прикладного профиля. Вторая компонента — психолого-педагогическая и методическая, обеспечивающая глубокую теоретическую подготовку и практическое освоение основ науки и искусства обучения, готовящая к квалифицированной преподавательской деятельности. Именно такую картину мы наблюдаем, прослеживая историю европейских университетов в эпоху Средневековья и Нового времени.
В последние годы серьезное внимание на педагогическую сторону образования студентов и аспирантов начало обращать и сообщество инженерных вузов, в которых все шире распространяется программа "Инженерная педагогика". Это неудивительно — технические университеты (как и любые другие высшие учебные заведения) должны сами готовить своих питомцев к квалифицированной преподавательской работе по профилю основной специальности. В самом деле, кто, кроме самого технического университета, сможет взрастить молодые преподавательские кадры для кафедр "Холодная штамповка металлов" или "Технология производства красителей"?
История науки свидетельствует, что без квалифицированной и кропотливой индивидуальной преподавательской работы с учениками разного уровня обучения в определенной мере теряет свое значение, свой потенциал творческая деятельность даже самого талантливого ученого. Ведь перспективы любых его теоретических идей, концепций и построений, любых прикладных разработок, конструкций и изобретений неотделимы от воспитания им своих продолжателей и последователей, создания своей научной школы. А история образования подтверждает, что педагогическое мастерство и преподавательский дар в свою очередь невозможно в полной мере реализовать и по-настоящему увлечь своих учеников без глубокой компетентности в науке, без самостоятельного и упорного исследовательского поиска.
Преподаватель вуза должен быть первоклассным специалистом в своей области знаний, должен активно заниматься исследовательской работой и внедрять в практику ее результаты. Однако преподаватель вуза — это не просто научный работник, исследователь. Он прежде всего учитель, воспитатель студентов. Процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и задаткам, по профессиональной целеустремленности и интересам, по психологическим особенностям и дисциплине, — далеко не то же самое, что процесс участия в развитии науки. Настоящий преподаватель должен не только отлично знать, что преподавать, но и отлично уметь преподавать.
Преподавание любой дисциплины — настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где даже отличное владение содержанием предмета и личные достижения в творческих исследованиях сами по себе еще не гарантируют успеха.
Квалифицированный преподаватель вуза должен обладать серьезными, на современном уровне знаниями по психологии, педагогике высшей школы, дидактике, частной методике, образовательным технологиям (прежде всего информационно-компьютерным). Иначе говоря, он обязан глубоко владеть проектными педагогическими методами, всем технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации педагогического процесса. Более того, квалифицированный современный преподаватель вуза должен не просто владеть этими методами и технологиями, но быть способным к их активному и эффективному использованию. Но и этого мало. Ему необходимо еще быть внимательным психологом, следует воспитать в себе такие обязательные для преподавателя качества, как культура речи, артистизм поведения, коммуникабельность. Ибо каждое занятие, каждая лекция, каждый семинар должны быть в определенном смысле "театром одного актера" — преподавателя.
На преподавательскую работу приходят в основном молодые люди, успешно завершившие аспирантуру. Они получили богатый багаж знаний по специальности, являются зачастую перспективными учеными. Однако они не имеют практически никаких представлений о педагогике высшей школы и психологии учебного процесса, не знакомы с общими принципами, современными методами и эффективными приемами преподавания. И их надо учить педагогическому мастерству. В современной педагогике есть такой термин — "компетенция", означающий не только хорошее знание чего-то, но и умение это "что-то" эффективно применять в своей деятельности. Компетенция преподавателя состоит в том, что он, помимо глубокого знания своего предмета, должен еще в совершенстве владеть технологией "реализации" знаний в ходе образовательного процесса, уметь по-человечески общаться со студентами.
Глубоко ошибочно расхожее мнение: любой толковый аспирант, если жизнь заставит и будет желание, за 3—4 года преподавательской работы самостоятельно всему научится "методом проб и ошибок" и станет "классным" педагогом. Но даже если он таковым действительно станет, не слишком ли негуманно уготовить нескольким поколениям его учеников роль "лабораторных мышек" для самообучающегося педагога? Не потеряем ли мы за годы такого эксперимента перспективных молодых людей, к которым не удалось найти должного педагогического подхода? Конечно, того, кто не хочет или не способен к преподавательской работе, невозможно приобщить к таинствам этого мастерства. Но тому, кто чувствует призвание к преподавательской карьере, любит работать с молодежью, надо помочь безболезненнее (и для него самого, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога.
Нельзя не указать и еще один принципиальный аспект целесообразности педагогической подготовки аспирантов, актуальный в связи с активно обсуждаемой сегодня задачей гуманизации высшего образования. Мы много делаем для повышения качества профессионального обучения в аспирантуре, для активизации научного поиска аспирантов — и это замечательно. Однако мы весьма неохотно признаем, что среди окончивших аспирантуру (в том числе — и среди успешно "защитившихся") имеется не только "научно перспективная" молодежь. Проявляется и достаточно заметная группа тех, кто, будучи несомненно грамотным специалистом, оказывается не в состоянии самостоятельно продолжать исследовательскую работу, лишен необходимой подлинной творческой искры, не способен "генерировать идеи".
Как помочь таким молодым людям определить свое место в жизни с учетом полученного ими отличного образования? Многие из них проявляют серьезный интерес к преподаванию и с охотой готовы им профессионально заниматься. Внедрение и развитие продуманной системы педагогической подготовки аспирантов открывает для них реальную возможность найти работу, которая соответствует их желанию и уровню квалификации. А многим вузам это позволит пополнить свой преподавательский корпус молодыми кадрами, что особенно важно для преодоления последствий "внешней и внутренней утечки мозгов".
Нельзя не учитывать еще один фактор. В нынешние времена самостоятельная трудовая карьера многих выпускников аспирантуры (в условиях проблематичности трудоустройства по специальности в научно-исследовательские и иные учреждения, их недостаточного финансирования, структурных кризисов производственной сферы, сокращения персонала) рано или поздно оказывается полностью или частично связанной с преподаванием в учебных заведениях просто в силу необходимости найти дополнительный источник средств к существованию.
Исключительно важно и "общечеловеческое" значение психолого-педагогического образования аспирантов. Оно дает молодому человеку реально необходимые для повседневной жизни познания в психологии, педагогике, воспитывает умение разбираться в поведении людей, контактировать с людьми, передавать им свои знания, руководить командой при выполнении общего дела, быть терпимым, терпеливым, тактичным, толерантным, коммуникабельным. Все это, безусловно, пригодится и поможет и на работе, и в семье, и в любом коллективе.
Как это ни печально, характерная особенность многих наших даже весьма квалифицированных работников — отсутствие интереса к порученному делу, стремления относиться к нему ответственно и педантично, неумение трудиться с должной отдачей сил, а подчас и нежелание вообще просто работать. Не сделать, тем более вовремя, или сделать кое-как, не
предусмотреть, не согласовать, не позаботиться и не подстраховать, не предупредить, забыть, перепутать, потерять — все это обычные глаголы для описания нашего "трудового менталитета". Мы всегда делали акцент прежде всего на передаче знаний и обучении навыкам. "Суровая правда жизни" показывает, что не менее актуальной является задача обучения умению и воспитания желания отлично, добросовестно работать, быть исполнительным, аккуратным и дисциплинированным, болеющим за результат труда. Этот аспект подготовки кадров называют "воспитательной работой". Он связан с трудными и долгими, но исключительно важными усилиями по перестройке нашего менталитета. Психологическое обучение могло бы стать очень действенным составным элементом воспитания в вузе нового поколения работников.
В середине 90-х гг. Министерство образования РФ издало целый ряд директивных документов, устанавливающих возможность и регламентирующих порядок получения аспирантами квалификации "Преподаватель высшей школы". Тем самым аспиранты, параллельно с обучением на своей кафедре, у своего научного руководителя, обрели право по своему желанию подготовиться к преподавательской деятельности и закрепить эту подготовку соответствующим государственным дипломом.
В Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова были предприняты специальные шаги для того, чтобы педагогическая компонента классического университетского образования заняла должное и достойное место. Для полноценного решения проблемы педагогической подготовки в 1997 г. Ученый совет МГУ одобрил идею ректора академика В.А. Садовничего об открытии факультета педагогического образования (ФПО). Прошедшие годы показали, что аспиранты других факультетов МГУ проявляют значительный интерес к обучению на ФПО. Отметим также, что реализуемая программа "Преподаватель высшей школы" привлекает аспирантов и молодых преподавателей многих вузов Москвы.
Анализируя опыт работы ФПО МГУ, нам хотелось бы выдвинуть несколько предложений для обсуждения, касающихся дальнейших путей подготовки аспирантов к педагогической деятельности,
На наш взгляд, в программу обучения аспирантов следует ввести обязательную подготовку к преподавательской деятельности. В этой программе должен быть предусмотрен специально продуманный и прагматически ориентированный цикл обучения, включающий общую и педагогическую психологию, педагогику высшей школы, современные образовательные информационно-компьютерные технологии, методику преподавания "своей" конкретной дисциплины, а также реальную преподавательскую практику. Завершением цикла должен стать кандидатский экзамен.
Для реализации такого плана прежде всего необходимо решить, как выделить в программе аспирантской подготовки специальное время. Несомненно, что осуществление полноценной педагогической подготовки аспирантов возможно, лишь если мы увеличим нормативный срок обучения в очной аспирантуре до четырех лет. Впрочем, трезво оценивающие положение дел специалисты считают, что трех лет недостаточно даже на реализацию сегодняшней аспирантской программы. Об этом же, в частности, говорит и печальная статистика "за-щищаемости" диссертаций в срок.
Далее, пора всерьез реформировать систему обучения английскому языку в школе и в студенческие годы — так, чтобы отказаться от странной и малоэффективной практики его "доучивания" в аспирантуре. Поступающий в аспирантуру уже должен уметь читать и объясняться по-английски хотя бы в рамках тематики своей специальности — это следует считать непреложным базовым требованием при приеме в аспирантуру. И тогда мы сможем освободиться от расходования времени на занятия языком.
Определенные сомнения вызывает и целесообразность курса "Методология и история науки". Он явно не отвечает актуальной сегодня задаче прагматической, практико-ориентированной подготовки специалиста с учетом в первую очередь интересов и потребностей работодателей. Да и научный багаж молодого аспиранта, занимающегося конкретной поставленной ему задачей, подчас слишком скуден для подлинного понимания философских обобщений и глубокого проникновения в методологические проблемы своей науки. Куда полезнее и практичнее был бы курс психолого-педагогической направленности, в рамках которого аспиранты получат представления о психологии учения и обучения, о формировании абстракций, рефлексии, о понятиях креативности, инсайта, эвристики и т.д. Помимо подготовки к будущей педагогической деятельности это позволило бы молодежи более ясно понимать суть научного творчества.
Несомненно, что широкая реализация образовательной программы педагогического обучения аспирантов даст возможность нашей высшей школе эффективно готовить нужные высококвалифицированные, элитарные научно-педагогические кадры. Задача планомерного и целенаправленного формирования таких кадров должна наконец войти в список приоритетов государственной политики в области образования и быть подкреплена нормативно-правовыми документами. Нам действительно давно уже нужна государственная программа подготовки педагогических кадров для вузов.
PEDAGOGIC EDUCATION OF POST-GRADUATE STUDENTS -CORE SYSTEM FUNCTION OF HIGH SCHOOLS
L.V. Popov, N.H. Rozov
Necessity of pedagogic formation of post-graduate students is proved. It is assured, that the modern qualified high school teacher ought to master contemplated pedagogic methods and technological toolkit for a knowledge transfer and organization of educational process. It is offered a pragmatically focused sequence of training and preparation of post-graduate students for teaching function.
Keywords: pedagogic formation, pedagogic methods, the organization of educational process, preparation for teaching activity.
Сведения об авторах
Попов Лев Владимирович — кандидат химических наук, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-32-81; e-mail: [email protected]
Розов Николай Христович — доктор физико-математических наук, профессор, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. (495) 939-32-81; e-mail: [email protected]