Научная статья на тему 'Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы'

Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1304
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / HIGHER EDUCATION / QUALITY OF TRAINING ОF SPECIALISTS / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / TRAINING OF TEACHING STAFF / EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розов Николай Христович

В статье ставится вопрос о необходимости включения в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических специальностей основ психологии и педагогики как необходимого условия содействия повышению качества специалистов для работы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of psychology and pedagogy for training of high-quality graduates of higher school

The article raises the question about the need to include the foundations of psychology and pedagogy in curricula of natural sciences and engineering specialties as a necessary condition for the promoting of quality of specialists for work in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №2

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Значение психологии и педагогики для подготовки высококачественных выпускников высшей школы

н. Х. Розов

(факультет педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected])

В статье ставится вопрос о необходимости включения в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических специальностей основ психологии и педагогики как необходимого условия содействия повышению качества специалистов для работы в современных условиях.

Ключевые слова: высшее образование, качество подготовки специалистов, педагогика, психология, подготовка преподавательских кадров, воспитание студентов.

Стратегический вектор нашей высшей школы чётко определён - все силы и ресурсы должны быть направлены на подготовку и воспитание фундаментально образованных профессионалов самого высокого класса, способных к успешной и эффективной работе по своей специальности . Ибо именно подлинные профессионалы являются «интеллектуальным капиталом страны», гарантами научно-технического и хозяйственного развития Родины, обеспечения её безопасности .

Любой настоящий специалист должен в совершенстве знать своё дело и выполнять его качественно . Это аксиома . Но слова «в совершенстве знать своё дело и выполнять его качественно» вовсе не означают, что специалисту достаточно отлично владеть современными теоретическими сведениями своей области науки и техники и уметь мастерски справляться с возникающими прикладными, практическими вопросами Сегодня, в условиях радикально изменившихся социально-экономических отношений и постиндустриального состояния науки и техники, исключительную важность имеет социализация специалиста, его умение работать с людьми, в «команде»

Речь идёт не только и не столько о бытовых, межчеловеческих взаимоотношениях, об обычных неизбежных «общественных» контактах и массовых мероприятиях Решающее значение приобретает тот фундаментальный факт, что практически все направления современной техники и науки, а тем более - современного производства и хозяйствования, всё явственнее становятся полигонами «согласованной

деятельности», совместного труда многих людей, плодом усилий больших групп работников . Поэтому выпускник вуза должен уметь комфортно работать в трудовом коллективе, строить деловые отношения с коллегами и начальством. Причём это касается не только производства - к примеру, посмотрите научные или технические публикации -почти любая из них выполнена коллективом авторов (особенно если она - на «стыке» дисциплин) . Точно также управленческая работа давно стала коллективной - иначе уже невозможно обеспечить чёткое и всестороннее руководство крупным делом . Век талантливых одиночек-профессионалов, как и век прирождённых одиночек-организаторов, увы, безвозвратно и неотвратимо уходит

Таким образом, современная реалистично ориентированная система высшего образования должна выполнять двуединую задачу. Она должна тщательно формировать профессиональную компетентность будущего специалиста - вооружать его глубокими знаниями по его специальности и прививать ему навыки и умения профессиональной деятельности . И в то же время она должна максимально тесно увязывать его профессиональную компетентность с требованиями работы в современных условиях, готовить его к тому, чтобы он оказался приспособленным к сложной и противоречивой трудовой жизни

В этом контексте целесообразно подробнее поговорить о реализации идеи, которая в последнее время привлекает к себе весьма широкое внимание - о «гуманитаризации» естественнонаучного и инженерно-технического образования, т е о практике пополнения учебных планов дисциплинами гуманитарного профиля . К сожалению, введение в учебные программы естественнонаучных и инженерно-технических специальностей высшей школы различных гуманитарных курсов происходит директивным путём, без анализа реального значения этих дисциплин для обеспечения качества будущей профессиональной деятельности специалиста, без учёта интереса основной массы студентов к содержанию этих предметов

Существует широко распространённая точка зрения, что введение таких курсов важно и нужно просто потому, что мы стремимся формировать «интеллигентов», «разносторонне образованных» членов общества Такая точка зрения обусловлена традиционным для нашего сознания представлением об «образованном человеке», который должен хорошо знать философию, разбираться в литературе и культуре, быть досконально знаком с отечественной историей, владеть несколькими иностранными языками, уметь «рассуждать о том, как государство богатеет», и т.д . Но в этом виртуальном образе, в этой многоцветной палитре «благих устремлений» есть одно большое «НО» Конечно, с абстрактных, умозрительных позиций было бы просто здорово, если бы каждый врач был знаком, скажем, с историей философии Однако

скажите, положа руку на сердце: попав на операционный стол, вы будете беспокоиться об уровне профессионализма хирурга или думать о том, досконально ли изучил он древнегреческих философов?

Представляется, что вопрос о «гуманитаризации» естественнонаучного и инженерно-технического образования требует обстоятельного и всестороннего обсуждения . Часы, выделяемые учебным планом на гуманитарные предметы, должны сообщать студентам не «взгляд и нечто», а вполне прагматические сведения, которые тесно увязаны, полезны и даже необходимы прежде всего для обеспечения качественного выполнения будущим специалистом своих профессиональных обязанностей

На наш взгляд, реально и эффективно содействовать выполнению этих задач должно введение в учебные планы естественнонаучных и инженерно-технических направлений ориентированных курсов психологии и педагогики специально определённого объёма и тщательно разработанного содержания.

Именно в «психолого-педагогическом ключе» нам следует понимать и реализовать идею «гуманитаризации» высшего образования Познание человеком самого себя, своей духовной, мыслительной, эмоциональной сфер, тонких сторон межчеловеческих отношений, объективное понимание процессов учения, обучения и научения позволит любому специалисту более осмысленно и диалектично строить свой профессиональный и жизненный путь В частности, именно гуманитарная составляющая высшего образования должна готовить каждого к «нетривиальностям» и превратностям бытия . Учить спокойно воспринимать взлёты и стойко переносить падения капризной карьеры Объяснить, как «входить» в уже сложившийся трудовой коллектив, работать в нём, находить общий язык с коллегами, тактично передавать им свои знания и со временем мудро руководить ими . Жить в многоликом, поликультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе, быть терпимыми, толерантными, коммуникабельными, держать себя «в должных рамках»

Другой важный аспект учреждения «психолого-педагогической подготовки» студентов и аспирантов вузов связан с исключительно актуальной проблемой подготовки преподавательских кадров . Начнём с подготовки молодых преподавателей для вузов . Хорошо обучать студентов могут только отличные преподаватели Поэтому преподаватель вуза должен быть первоклассным специалистом в своей области науки и техники, обязан активно заниматься исследовательской работой, публиковать и внедрять в практику свои научные результаты Однако преподаватель вуза - это не просто знаток своего дела и исследователь

Процесс приобщения к знаниям студенческой аудитории, разнородной по интеллектуальному потенциалу и задаткам, по профессиональной

целеустремлённости и интересам, по психологическим особенностям и дисциплине, - далеко не то же самое, что процесс участия в развитии науки . Преподавание любой дисциплины - настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где даже отличное владение содержанием предмета и личные достижения в творческих исследованиях не гарантируют успеха . Необходимо ещё и отлично владеть всем технологическим комплексом приёмов передачи знаний и организации педагогического процесса, быть внимательным психологом и просто добрым человеком, умеющим «ладить» со своими студентами .

Настоящий преподаватель должен не только отлично знать, что преподавать, но и уметь блестяще преподавать. Следуя новомодной терминологии, можно сказать: необходимо иметь «компетенцию преподавателя» . Но преподавательские кадры «не падают с Луны», вузу никто «со стороны» их не пришлёт - их должны готовить сами вузы Действительно, где, кроме кафедр «Холодная штамповка металлов» различных вузов, могут воспитываться будущие ассистенты по этой специальности? Ещё С . И . Гессен в качестве одного из трёх самых главных, узловых принципов высшей школы выделил «способность университета к самовосполнению путём подготовки преподавателей и учёных»

На преподавательскую работу приходят, в основном, молодые люди, успешно завершившие аспирантуру . Они получили богатый багаж знаний по специальности, являются зачастую перспективными учёными Однако они не имеют должных представлений о педагогике и психологии учебного процесса и взаимоотношениях людей, практически не знакомы с общими принципами, современными методами и эффективными технологиями преподавания . А ведь перед каждым поколением молодых преподавателей встают извечные педагогико-личностные проблемы . Как проведение коллективного учебного процесса разумно сочеталось с задатками и возможностями конкретного обучаемого? Как требования единой общей программы согласовать с личными интересами, профессиональными пристрастиями и жизненными устремлениями каждого студента?

К сожалению, молодая смена не владеет даже основами того, что называется «педагогическим мастерством», без которого невозможно эффективно преподавать Как правило, всё ограничивается их подчас стёршимися или уже искажёнными воспоминаниями о собственном студенческом времени

Подготовка аспирантов к педагогической деятельности должна квалифицироваться как важнейшая и к тому же системообразующая функция высших учебных заведений, обеспечивающая дальнейшее развитие как науки, так и высшей школы.

Глубоко ошибочно расхожее мнение: любой толковый аспирант, если жизнь заставит и будет желание, за 3-4 года преподавания самостоятельно всему научится «методом проб и ошибок» и станет «классным» педагогом Даже если с этим согласиться, не слишком ли негуманно уготовить нескольким поколениям его учеников роль «лабораторных мышек» для самообучающегося педагога? Конечно, того, кто не хочет или не способен к педагогической работе, невозможно приобщить к таинствам этого мастерства Но тому, кто чувствует призвание к преподавательской карьере, любит работать с молодёжью, надо помочь безболезненнее (и для него самого, и для его учеников) преодолеть тернистый путь становления педагога

Что нужно реально сделать? В программу обучения аспирантов следует ввести обязательную и солидную подготовку к преподавательской деятельности Должен быть предусмотрен специально продуманный и прагматически ориентированный цикл обучения, включающий общую и педагогическую психологию, педагогику высшей школы, современные образовательные информационно-компьютерные технологии, методику преподавания «своей» конкретной дисциплины, а также реальную серьёзную преподавательскую практику Желательно овладение элементами актёрского мастерства, риторикой и техникой речи: ведь каждая лекция, каждый семинар должны быть в определенном смысле «театром одного актера», настоящим мастер-классом преподавателя

Все прекрасно понимают, что хорошие кадры специалистов для науки и техники нужно начинать готовить ещё в школе, под руководством отличных учителей Поэтому поговорим сейчас о школьных учителях

Конечно, формирование учительского корпуса массовых общеобразовательных средних школ - в первую очередь задача педагогических университетов (число которых по непонятным причинам в последние годы было волюнтаристским решением резко сокращено) Но в «(пост) перестроечные» времена обнаружилось, что (в условиях отсутствия централизованного распределения, проблематичности трудоустройства, перманентного кризиса производственной сферы, непрерывного сокращения научного и инженерного персонала), карьера и многих выпускников непедагогических вузов рано или поздно оказывается связанной с преподаванием в школе

Понимая это, часть студентов непедагогических вузов абсолютно добровольно (что особенно важно!) подключаются, параллельно с изучением основной специальности, к психолого-педагогическому обучению для получения педагогической квалификации «Преподаватель» . Такие вузы ставят своей задачей «штучную» подготовку педагогов, которые бы в максимальной степени использовали свои фундаментальные

предметные знания, главным образом, в специализированных и профильных школах и классах

Существует и еще один принципиальный аспект педагогической подготовки студентов непедагогических вузов, особенно актуальный в связи с насущной сегодня задачей гуманизации высшего образования . Мы постоянно заботимся о приеме на первый курс способной молодежи, много делаем для вовлечения студентов в исследовательскую работу -это замечательно . Однако мы весьма неохотно признаем, что на старших курсах имеется не только научно одарённая или просто «хорошо обучаемая» молодежь Появляется и заметная группа тех, кто оказывается не в состоянии полноценно «ассимилировать» глубокие, продвинутые разделы своей области знаний (и вовсе не из-за лености и нежелания работать!) или вдруг понимает, что они ему просто не интересны .

Мы обязаны продумать меры для того, чтобы помочь таким студентам с максимальной пользой для них и для дела Опыт свидетельствует, что многие из них проявляют серьезный интерес к преподаванию и с охотой готовы этим профессионально заниматься в средней школе . Развитие системы психолого-педагогической подготовки в непедагогических вузах открывает для них реальную возможность найти в будущем работу, которая соответствует их желаниям и уровню квалификации и принесет несомненную пользу развитию системы образования в стране

И, наконец, последняя и самая сложная тема о содержании и постановке «гуманитаризации» высшего образования

Как это ни печально, характерная особенность очень многих наших работников - отсутствие интереса к порученному делу, стремления относиться к нему ответственно и педантично, неумение трудиться с должной отдачей сил . Не сделать, тем более - вовремя, сделать кое-как, не предусмотреть, не позаботиться и не подстраховать, не предупредить, забыть, перепутать, потерять - всё это обычные глаголы для описания нашего «трудового менталитета» Именно в этом причина очень многих наших бед и неудач, аварий и катастроф

В ходе подготовки кадров мы всегда делали акцент на передаче знаний, выработке навыков, развитии умений «Суровая правда жизни» показывает, что не менее (если не более!) актуальной является задача воспитания у студенческой молодёжи желания хорошо работать, быть исполнительным, аккуратным и дисциплинированным, болеющим за качественный результат своего труда . Этот аспект подготовки кадров иногда называют «воспитательной работой»

Он связан с безумно трудными и долгими усилиями по перестройке российского менталитета, которые уже много веков и достаточно безуспешно предпринимали церковь, диктаторские и либеральные режимы, цари, императоры, коммунисты и «демократы» Особенность

проблемы в том, что менталитет не связан с социально-экономическим строем . Раньше, проклиная безобразное состояние процесса труда, некачественную и безответственную работу, бесконечные перекуры, прогулы, хищения и прочее, обычно любили говорить: «Вот если бы был хозяин - всё было бы как надо» Сегодня так называемые «хозяева» объявились - но по-прежнему во многом нет порядка, организованности, качества, дисциплины труда, честности, ответственности перед собой и перед обществом

Не так давно, в 90-е годы, воспитательная работа в вузах была предана анафеме, считалась «унижением личности» и «вмешательством в частную жизнь человека», а само слово «воспитание» стало чуть ли не ругательным . Эти мрачные времена прошли, и сегодня мы снова начинаем говорить о важности формирования нравственного, духовного, культурного облика молодого специалиста Перед преподавателем вуза снова ставится задача не просто передавать своим студентам некую сумму знаний, приобщить их к мышлению и творчеству, но и помогать им стать людьми XXI в . , гражданами нашей Родины, эффективно и честно работающими членами трудового коллектива Очень чётко и ёмко в своём выступлении на Х съезде Российского союза ректоров (30 октября 2014 г .) сформулировал эту задачу В . В . Путин: «Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего<...> . Но если мы <...> не воспитаем человека, <...> осознающего себя частью большой великой многонациональной и многоконфессиональной общности, <...> у нас с вами не будет страны» .

Воспитательная работа - это очень сложная вещь, это особо тонкое искусство Об этом хорошо сказал ещё И Кант: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать» . И если воспитание должны воплощать преподаватели вузов, то значит их надо обучать научным основам и практическим приёмам этой новой для них деятельности Прежде всего - психологии и педагогике, ибо в первую очередь они являются инструментами воспитательной работы

В саму программу подготовки специалистов целесообразно включить прагматически ориентированное обучение психологии и научной организации труда, взаимодействию в коллективе, умению умно и творчески подчиняться начальству, умело и справедливо руководить подчинёнными, терпеливо и доходчиво объяснять сотрудникам непонятное, находить выход из конфликтной ситуации, слушать и слышать других, работать с людьми, находить общий язык с партнёрами и клиентами, «быть членом команды»

Для этого нужны умные и конкретные разработки по воспитанию К сожалению, имеющиеся в изобилии «сочинения» теоретиков

воспитания далеки от образовательной практики, изобилуют банальностями, написаны в ключе «надо», но не содержат ключа «как» .

Мы все время говорили о роли психолого-педагогического образования в плане профессиональной и преподавательской деятельности . Но такие познания необходимы и просто неоценимы на каждом шагу! Общение с друзьями . Семейные отношения и коллизии . Воспитание собственных детей . Поддержание собственного комфортного психологического уровня ... Эти и многие другие общечеловеческие проблемы и вопросы окружают нас со всех сторон . Чем глубже мы захотим вникнуть в психологию и педагогику, тем легче нам будет работать, тем увереннее мы будем понимать жизнь.

Человека нельзя заставить познать что-то, что он знать не хочет, что кажется ему малоинтересным или малосущественным . Именно так многие относятся к психологии и педагогике, не осознавая, какую силу получит человек, хотя бы немного понимающий себя и окружающих Но с возрастом всё более и более становится ясно, что мир человека -самый сложный из миров - надо постигать . И потому книги по психологии и педагогике постепенно занимают всё более заметное место в «самообразовательном чтении» . Хорошо бы, чтобы такое чтение началось для каждого как можно раньше

ТнЕ IMPORTANCE OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY FOR TRAINING OF HIGH -QUALITY GRADUATES OF HIGHER SCHOOL

N. Kh. Rozov

The article raises the question about the need to include the foundations of psychology and pedagogy in curricula of natural sciences and engineering specialties as a necessary condition for the promoting of quality of specialists for work in modern conditions.

Key words: higher education, quality of training of specialists, pedagogy, psychology, training of teaching staff, education of students.

Сведения об авторе

Розов Николай Христович - доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел. 8 (495) 939-32-81. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.