Научная статья на тему 'Профессия "актер": о способахсаморегуляции эмоциональных состояний'

Профессия "актер": о способахсаморегуляции эмоциональных состояний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1068
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессия "актер": о способахсаморегуляции эмоциональных состояний»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2005. № 1

А. С. Кузнецова, О. В. Шипарева

ПРОФЕССИЯ "АКТЕР": О СПОСОБАХ

САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Одним из важнейших актерских навыков является произвольный переход от ощущения себя профессионалом, осуществляющим определенную деятельность, к созданию выразительного художественного образа (Гройсман, 1998). В связи с этим для актера крайне важна способность произвольного регулирования собственного эмоционального состояния (ЭС). Изучение ЭС, свойственных актерам во время выступлений, и применяемых ими способов саморегуляции необходимо для того, чтобы лучше осмыслить специфику данной профессии и выработать конкретные рекомендации по преодолению ее негативного влияния на профессионала.

В предпринятом нами исследовании участвовали актеры драматического театра и студенты театрального училища, 14 женщин и 16 мужчин в возрасте 21—40 лет. Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе выявлялись профессиональные факторы, вызывающие у актеров негативные ЭС (с помощью вопросника трудового стресса), а также способы преодоления ими таких состояний (с помощью разработанной нами анкеты способов поддержки/оптимизации своего ЭС).

На втором этапе проводилась оценка ЭС испытуемых в ситуации выполнения ими основных трудовых задач. До (первый замер) и после спектакля (второй замер) актеры заполняли ряд бланковых вопросников. Применялись шкалы: реактивной тревожности Спилбергера—Ханина (Марищук и др., 1990), состояний (Леонова, 1984), острого физического утомления (Леонова, Медведев, 1981), дифференциальных эмоций, гнева/ярости, приподнятого/угнетенного состояния1. С частью испытуемых был проведен дополнительный замер — непосредственно во время спектакля, в антракте между действиями.

На третьем этапе с актерами проводился сеанс нервно-мышечной релаксации (НМР) на основе текста сеанса психологической саморегуляции (Леонова, Кузнецова, 1993). До и после этого

1 Психометрическая апробация двух последних методик, а также упомянутого выше вопросника трудового стресса проводится под руководством проф. А.Б. Леоновой в лаборатории психологии труда ф-та психологии МГУ.

сеанса у испытуемых замерялся пульс, они выполняли корректурную пробу (в течение двух минут), заполняли вопросник САН и шкалу реактивной тревожности Спилбергера—Ханина.

Результаты и обсуждение

I. Анализ данных, собранных при помощи вопросника трудового стресса, выявил четыре наиболее значимых для актеров источника негативных эмоций. Во-первых, недостаток личного времени, который связан с напряженностью и "неудобством" трудового графика (часто актер, чья основная работа начинается только вечером, вынужден проводить в театре целый день). Во-вторых, отсутствие поддержки руководителя (в данном случае режиссера). В-третьих, несправедливая оплата труда, под которой актеры подразумевают несправедливо низкую оплату. В-четвертых, наличие периодов вынужденного бездействия, которые могут быть длительными (если у актера нет роли в новой постановке и он участвует только в спектаклях старого репертуара) и кратковременными (например, во время репетиции актеры просто ждут своей очереди подняться на сцену).

С помощью разработанной нами анкеты были выделены способы внешнего и внутреннего воздействия на свое ЭС, наиболее часто используемые актерами: разговор с коллегами; дыхательная гимнастика; повторение про себя какой-либо фразы или текста; несложные физические упражнения; использование пауз в работе, чтобы посидеть с закрытыми глазами, побыть в одиночестве, подремать, выпить чая или кофе, заняться своим внешним видом (поправить макияж, прическу). Оценивая внешние способы с точки зрения их специфичности для актерской профессии, мы отнесли к группе специфичных дыхательную гимнастику и физические упражнения. Комплексы таких упражнений (для развития пластики и правильной постановки голоса), освоенные еще в театральном училище, по-видимому, помогают актерам сосредоточиться и настроиться на работу в спектакле. К группе неспецифичных можно отнести разговоры с коллегами и чай/кофе во время перерыва в работе (эти внешние способы доступны всем и широко применяются не только актерами).

Способы внутреннего воздействия, направленные на работу человека с самим собой, достаточно сложно разграничить на специфичные и неспецифичные для профессии. Их применение зависит скорее от личностных характеристик человека. Однако регуляцию собственного состояния посредством произнесения определенных фраз можно признать специфичной для актеров, так как, произнося некое ключевое словосочетание, они, возможно,

формируют у себя определенную установку на работу1, а использование перерыва для того, чтобы побыть в одиночестве, посидеть с закрытыми глазами, подремать, можно отнести к группе общераспространенных (неспецифичных) способов саморегуляции ЭС.

Использование перерыва в работе для того, чтобы "заняться своим внешним видом, поправить макияж, прическу", трудно однозначно оценить как профессиональную необходимость (для актера внешность — тоже средство труда) или как собственно способ регуляции ЭС. Возможно, данный способ одновременно выполняет обе функции.

II. Замеры самооценки ЭС во время выполнения основных трудовых задач (до и после спектакля) выявили следующее: показатель по шкале состояний находится в зоне субъективного дискомфорта, однако реактивная тревожность умеренная, признаков острого физического утомления нет. Выражены положительные эмоции (особенно радость и интерес), а отрицательные эмоции и тревожнодепрессивные переживания не выражены. Статистический анализ обнаружил значимые различия между двумя замерами по пяти позициям: общему показателю положительных эмоций, показателям интереса, радости, реактивной тревожности и тревожно-депрессивных переживаний (табл. 1).

Наиболее значимыми для данной группы актеров компонентами положительных эмоций являются радость и интерес. После спектакля эти показатели значимо снизились2, так как деятельность, относительно которой возникали эмоции, завершилась. Но следует обратить внимание на то, что до спектакля показатели радости, интереса и общий индекс положительных эмоций находились на весьма высоком уровне, и это несмотря на то, что сами испытуемые признавали спектакли, во время которых проводилось исследование, "проходными" и не особенно значимыми. Следовательно, можно предположить, что обследованные актеры получают удовольствие от своей профессиональной деятельности как таковой.

Понижение после спектакля уровня тревожно-депрессивных переживаний, по-видимому, взаимосвязано со снижением тревожности в целом. Исследователи отмечают, что динамика показателей тревожности связана с профессиональным уровнем артиста: у более опытных артистов тревога возрастает перед выходом

1 Исследования в рамках грузинской школы (Натадзе, 1972) показали, что у актеров способность к формированию установки в целом выше, чем у представителей других профессий.

Третий компонент показателя положительных эмоций — удивление (Изард, 2000) — остался неизменным.

Таблица 1

Описательная статистика данных оценки испытуемыми (п=24) своего состояния до (первый замер) и после спектакля (второй замер)

Показатели Первый замер Второй замер Достоверн различий

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

Шкала состояний (ШС) 47.54 8.199 44.96 10.436 —

Депрессия (ДП) 18.46 4.0 17.79 5.107 —

Гнев (Г) 16.46 2.813 19.92 11.061 —

Утомление (Ут) 10.08 7.265 11.83 8.565 —

Реактивная тревожность (РТ) 43.0 9.745 37.04 8.765 -2.288 р<.022

Позитивные эмоции (ПЭ) 23.42 5.763 19.0 6.607 -2.975 р<.003

Интерес (И) 10.12 3.012 7.58 3.243 -2.736 р<..006

Удивление (У) 4.46 2.431 3.58 1.692 —

Радость (Р) 9.21 3.538 7.75 4.152 -1.981 р<.048

Негативные эмоции (НЭ) 14.08 3.525 15.54 7.751 —

Тревожно-депрессивные переживания (ТДП) 12.92 5.004 10.54 2.766 -2.031 р<.042

Примечание. Данные обрабатывались в статистическом пакете SPSS версия 11.0, сравнение показателей по двум замерам проводилось с помощью непараметрического критерия Вилкоксона.

на сцену, а у начинающих — непосредственно во время выступления (Вильсон, 2001).

Остальные показатели в двух замерах значимо не различаются, однако обращает на себя внимание рост разброса оценок по показателю гнева после спектакля. Причем сильный разброс наблюдается даже среди актеров, занятых в одном и том же спектакле. Возможно, именно этот показатель связан с оценкой актером собственного выступления как успешного или неудачного.

Корреляционный анализ показателей в каждом из замеров выявил значимые корреляции между несколькими параметрами (соответствующие корреляционные плеяды представлены на рис. 1, 2). Анализ корреляционных плеяд обнаруживает в двух замерах несколько устойчивых связей между показателями. Связь показателей "реактивная тревожность" и "депрессия" может отражать

0

тдп

Рис. 1. Первый замер (до спектакля). Корреляционные плеяды. Сплошной линией отмечены положительные корреляции между показателями, штриховой — отрицательные. Обозначения показателей см. в табл. 1

У

ТДП

Рис. 2. Второй замер (после спектакля). Корреляционные плеяды. Сплошной линией отмечены положительные корреляции между показателями, штриховой — отрицательные. Обозначения показателей см. в табл. 1

Рис. 3. Третий замер (во время спектакля). Корреляционные плеяды. Сплошной линией отмечены положительные корреляции между показателями, штриховой — отрицательные. Обозначения показателей см. в табл. 1

как общее негативное ЭС актера, так и состояние его активной включенности в деятельность; отрицательная корреляция показателей "утомление" и "интерес" может отражать тот факт, что по мере роста утомления интерес к выполняемой деятельности снижается. В замере после спектакля возрастает общее количество связей, и показатели радости и общей оценки состояния начинают отрицательно коррелировать с утомлением, что, возможно, свидетельствует об увеличении роли этого показателя в общей оценке состояния во втором замере.

Данные, полученные в третьем замере (в антракте между действиями) на более ограниченной выборке, демонстрируют стабильность связи между реактивной тревожностью и депрессией — этот фактор включенности в деятельность проявляется во всех трех замерах. Однако в остальном картина сильно изменяется: возрастает количество связей, практически все показатели оказываются связанными между собой. Такая недифференцированная картина оценки своего состояния может быть объяснена тем, что во время спектакля все внимание актера сосредоточено на работе. А до и после выступления артист способен более четко оценить собственные ощущения. У исследователя может возникнуть вопрос о том, чье именно состояние оценивает актер во время выступления —

Таблица 2

Описательная статистика показателей состояния испытуемых (п=6) до и после сеанса НМР

Показатели До релаксации После релаксации

Среднее Ст. отклонение Среднее Ст. отклонение

Самочувствие 4.9 1.14 5.4 1.11

Активность 5.1 0.50 5.4 1.54

Настроение 5.0 1.31 6.1 0.94

РТ 46.12 7.33 37.8 5.70

Пульс 73.6 10.46 76.0 13.68

Точность 0.86 0.03 0.84 0.09

Продуктивность 92.2 17.36 101.6 12.20

свое или своего персонажа. Ведь признаком высокого профессионализма является достижение максимального слияния исполнителя со сценическим образом, следовательно, во время выступления актер не различает эмоции, связанные с внутренним миром персонажа, и эмоции, отражающие его собственное состояние (Захаров, 1988). Возможно, именно этим эффектом обусловлено большое количество связей между показателями в замере, проводившемся во время спектакля (рис. 3).

В целом состояние испытуемых до и после спектакля можно оценить как нормальное (все показатели находятся в пределах нормы). Следовательно, можно предположить, что те средства, которыми пользуются актеры для регуляции собственного состояния, вполне эффективны. Некоторые элементы, включенные в программу обучения актеров, не только выполняют свою прямую функцию, но еще и становятся довольно эффективным способом управления собственным состоянием.

III. Как уже говорилось выше, актеру, для того чтобы "войти в образ", максимально точно отразить переживания своего героя на сцене, приходится использовать в качестве основного инструмента свои эмоции. Управление ими — один из наиболее важных актерских навыков. В разное время в театральных вузах предпринимались попытки внедрения в учебный процесс курсов по обучению студентов методам саморегуляции (Гройсман, 1998). Насколько нам известно, широкого распространения эти курсы не получили, но применение подобных методик давало положительные результаты (Алексеев, 1986).

Нами было опробовано применение методики нервно-мышечной релаксации (НМР) на студентах-актерах Московского областного высшего училища искусств. В результате значимые различия

показателей до и после сеанса НМР были получены лишь по нескольким позициям: после сеанса повысилось настроение, снизилась реактивная тревожность, а также повысилась продуктивность в корректурной пробе (табл. 2). Остальные показатели изменились незначительно. Сдвиг по показателю "самочувствие" статистически не значим, но тем не менее после сеанса его значение поднялось до нормы. О том что в субъективной оценке состояния произошли изменения, свидетельствуют и отчеты испытуемых. Следовательно, методику НМР можно применять в процессе репетиционных занятий для коррекции неблагоприятных состояний. Это позволит более эффективно использовать репетиционное время и экономить силы актеров.

По результатам данного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Состояние актеров при выполнении типичных профессиональных задач находится в пределах нормы. 2. Во время спектакля актеры оценивают свое состояние менее дифференцированно и подробно, чем до и после выступления. 3. Поставлена проблема более четкого разведения состояния актера как профессионала, исполняющего роль, и состояния сценического персонажа. 4. Выявлены способы поддержки или оптимизации текущего состояния, используемые данной группой актеров. 5. Указанные способы часто выполняют двойную функцию: как профессиональное средство подготовки к спектаклю и как индивидуальный способ регуляции состояния. 6. Выявленные способы можно считать достаточно эффективными. 7. Применение специальных методик психологической саморегуляции для группы актеров в процессе репетиций позволяет улучшить их состояние.

Заключение. Современная психология предоставляет актерам возможность расширить собственное понимание закономерностей актерского искусства (Вильсон, 2001). Поиск наилучших выразительных средств, проводимый в театрах зачастую интуитивно, можно обогатить научными разработками. Психология может исследовать механизмы взаимодействия между актерами и зрительской аудиторией, приближаясь к пониманию и объяснению феномена установления живого эмоционального контакта между зрителем и артистом (Гройсман, 1998). Средствами психологии можно определить, какие люди (какого склада, с каким типом характера) предпочитают профессии, связанные с исполнительским искусством, какие черты необходимо развить в себе, чтобы достичь высоких результатов в данной профессии. Психология может создать набор рекомендаций по преодолению негативных влияний профессии и предложить актеру наиболее эффективные способы регуляции собственного состояния.

Но изучение театра важно и для самих психологов, поскольку сценическое искусство отражает все значимые стороны человечес-

кой жизни, в театральных постановках разыгрываются основные человеческие конфликты, действующие лица и исполнители вновь и вновь размышляют со сцены о вечных ценностях и вечных вопросах, волнующих человека. «Психология как "наука о поведении и опыте" и театр как "зеркало жизни" способны много дать друг другу» (Вильсон, 2001, с. 19).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев А.В. Психическая саморегуляция в процессе обучения мастерству актера // Диагностика и развитие актерской одаренности / Под ред. С. Бол-хонцева. Л., 1986.

Вильсон Г. Психология артистической деятельности. М., 2001.

Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. М., 1998.

Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988.

Изард К. Психология эмоций. СПб., 2000.

Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стресса. М., 1993.

Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981.

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1990.

Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972.

Поступила в редакцию 28.11.03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.