Оптимизация функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов
Т. А. Злоказова
В настоящее время быстрое развитие новых форм экономической деятельности, интенсификация и усложнение трудового процесса требуют оперативной адаптации профессионала к актуальным условиям труда, усвоения новых знаний и их незамедлительного включения в процесс выполнения профессиональной деятельности [Бодров, 2000; Дикая, 2002; Chmiel, 2000]. Непрерывное обучение, постоянное профессиональное совершенствование становится необходимым условием профессиональной эффективности и долголетия [Жуков, 2003]. В связи с данными обстоятельствами организации все чаще обращаются к интенсивным формам повышения квалификации персонала, в частности, тренинговым технологиям обучения [Макшанов, 1997; Bassi, Cheney & Van Buren, 1997].
Тренинговые формы обучения приобретают особую актуальность в современных условиях бизнеса благодаря их широким возможностям в моделировании реальной деятельности, изучении материала в контексте рабочих ситуаций в условиях коллективного решения профессиональных задач [Макшанов, 1997]. Совершенствование умений, усвоение и тренировка навыков работы, обогащение новым опытом достигается с помощью применения таких методов и технологий, которые обеспечивают высокую степень активности участников на протяжении всего перио-
да обучения [Жуков, 2003; Макшанов, 1997].
Необходимо отметить, что классический тренинг, в соответствии с запросами современных организаций, к настоящему моменту претерпел ряд изменений. В частности, в практике развития персонала крупных фирм и компаний возникло понятие «бизнес-тренинга» -интенсивного обучения, направленного на подготовку и развитие навыков профессионала для эффективной работы в данной организации [Кларин, 2002]. Основными особенностями бизнес-тренинга становятся: подчиненность целей и содержания обучения целям конкретной организации; краткосрочность, а также высокая интенсивность и насыщенность обучения.
Хотя эффективность тренинговых форм повышения квалификации персонала была доказана в серии научных работ, внимание исследователей и практиков было направлено в основном на оценку результатов тренингов: степени сформированности умений и навыков, профессиональных достижений специалиста, а также данных об экономической выгоде проведения тренингов для организации [Жуков, 2003; Patrick, 1992]. К сожалению, при изучении эффективности тренинга достаточно мало внимания уделялось анализу «цены» достигнутых результатов - степени напряжения ресурсов специалистов, затраченных при интенсивном обучении и оперативном переструкту-
рировании сложившихся структур профессионального опыта.
В то же время, очевидно, что обучение в процессе бизнес-тренинга предъявляет специфические требования к психофизиологическим ресурсам профессионала как участника тренингового процесса и, в частности, предполагает:
1. При работе с учебным материалом:
• активное осуществление мыслительной деятельности по отношению к предлагаемому теоретическому материалу; рефлексивной деятельности - к собственным действиям и действиям других участников [Давыдов, Неверко-вич и Самоукина, 1990];
• оперативное переключение внимания, мобилизацию интеллектуальных и энергетических ресурсов для выполнения различных типов тренинговых задач, интенсивно сменяющих друг друга [Макшанов, 1997];
• формирование и поддержание профессионалом познавательной мотивации, изыскательской позиции и открытости к новым знаниям [Жуков, 2003].
2. В отношении работы с собственным состоянием:
• активное управление эмоциями и противостояние естественным защитным реакциям в напряженных ситуациях, вызванных групповыми процессами, а также возможными противоречиями между интересами сотрудника и организации-заказчика обучения [Жуков, 2003; Кларин, 2002];
• гибкую подстройку к интенсивному темпу обучения и особенностям работы других участников; поддержание заданного темпа работы не только на фоне естественного развития утомления, но и, возможно, утомления, накоп-
ленного ранее [Ли, 2002; Макшанов, 1997; Хрящева (ред.), 2001].
Анализ изложенной информации позволяет сделать предположение, что условия обучения профессионалов в процессе бизнес-тренинга, обуславливающие необходимость активно задействовать перечисленные ресурсы, создают риск для развития таких неблагоприятных функциональных состояний (далее ФС) профессионалов как выраженное умственное и позото-ническое утомление, а также эмоциональная напряженность как следствие высокой значимости результатов обучения и рассматриваемых рабочих ситуаций, актуализации защитных реакций при перестройке привычных способов деятельности, активного межличностного взаимодействия.
В данных условиях становится очевидной необходимость поиска эффективных средств управления ФС участников бизнес-тренинга с целью оптимизации процессов освоения новых знаний и приобретения навыков. В ряде фундаментальных исследований было показано, что наличное ФС является одним из основных факторов обеспечения эффективности выполняемой деятельности, а развитие неблагоприятных состояний препятствует качественному выполнению рабочих задач с заданным результатом и, при определенных условиях, может потребовать от субъекта прекращения деятельности для восстановления требуемых ресурсов [Дикая, 2002; Леонова, 1989; Обознов, 2003].
В то же время анализ учебных пособий и научных работ, посвященных тренинговым формам обучения, показал, что исследования и методические
рекомендации в основном посвящены отдельным частным аспектам оптимизации состояний участников [Вачков, 2005; Жуков, 2003; Кларин, 2002; Ли, 2002; Макшанов, 1997; Хрящева (ред.), 2001 и др.]. Подобная степень проработки проблемы, на наш взгляд, недостаточна для разработки научно-обоснованных рекомендаций по формированию состояний, оптимальных с точки зрения осуществления учебной деятельности.
В качестве основания для проведения содержательной классификации средств оптимизации ФС в процессе бизнес-тренинга представляется целесообразным опираться на структуру базовых компонентов трудовой деятельности, разработанную в рамках системного подхода к психологическому изучению деятельности профессионала [Иванова, 2003; Леонова и Медведев, 1981]. Согласно данному подходу, базовыми компонентами трудовой деятельности являются: человек как субъект труда, цели труда, средства и орудия деятельности, процесс труда, условия труда. Применение системного подхода к анализу обучения персонала организаций в процессе бизнес-тренинга является продуктивным при рассмотрении обучения как специальной деятельности, направленной на развитие профессионально важных качеств.
Анализ научных исследований и методических пособий, затрагивающих обсуждаемую тему, позволил структурировать средства управления ФС в процессе бизнес-тренинга с точки зрения оптимизации каждого из компонентов учебной деятельности профессионала: 1) условий протекания учебного процесса; 2) средств, обеспе-
чивающих осознание и принятие целей обучения, объективацию результатов; 3) способов организации пространства и средств для индивидуальной и групповой работы; 4) характеристик учебного процесса; 5) учета индивидуальных особенностей обучающихся [Злоказова, 2007]. Обобщая результаты систематизации, важно отметить, что большинство средств управления состоянием участников в процессе тренингов представляет собой способы опосредованного воздействия на ФС и касается реорганизации объективного содержания и условий деятельности [Леонова и Кузнецова, 2007].
Непосредственно управлению состоянием посвящены классы психогимнастических, психотехнических упражнений [Вачков, 2005; Хрящева, 2001 (ред.); Цзен и Пахомов, 2006] и методов психологической саморегуляции [Вачков, 2005; Макшанов, 1997]. Психогимнастические средства представляют собой короткие игровые упражнения, которые направлены на активизацию внимания, памяти, либо носят универсальный характер - ориентированы на изменение целостного состояния [Кларин, 2002; Хрящева, 2001 (ред.); Цзен и Пахомов, 2006]. Необходимо отметить, что специального изучения эффективности данных техник не проводилось. Как следствие, рекомендации по их применению опираются скорее на общепсихологические знания о динамике ФС человека в течение дня и не содержат точных указаний относительно действия конкретных упражнений на определенные параметры ФС.
Класс средств психологической саморегуляции (далее - ПСР) включает
техники, которые позволяют человеку совершать активную, индивидуальную деятельность по управлению ФС [Кузнецова, 1993; Леонова, 1989; Леонова и Кузнецова, 2007; Лобзин и Решетников, 1986]. В существующих методических пособиях по проведению бизнес-тренингов техники ПСР в основном рассматриваются в качестве элементов медитативных и телесно-ориентированных упражнений, визуализаций [Вачков, 2005; Макшанов, 1997]. Важно, что в данной литературе отсутствует подробное описание существующих техник ПСР, методики их освоения, рекомендаций касательно оптимальных ситуаций для их использования.
Таким образом, несмотря на то, что эффективность использования методов ПСР с целью психопрофилактики неблагоприятных ФС в различных видах трудовой и учебной деятельности подтверждается рядом научных исследований [Барабанщикова, 2005; Кузнецова, 1993; Леонова и Кузнецова, 2007; Лобзин и Решетников, 1986], опыт применения данных техник для управления ФС профессионалов в процессе бизнес-тренингов описан достаточно скромно. На наш взгляд, такая ситуация может быть связана со следующими обстоятельствами:
• Возможности использования техник ПСР и примеры их прикладного применения касаются преимущественно долгосрочных тренинговых программ [Вачков, 2005]. Следовательно, существует необходимость адаптации методик ПСР к специфике интенсивного краткосрочного обучения: разработки вариантов методик, которые участник сможет быстро освоить и успешно применить для управления собственным со-
стоянием в процессе бизнес-тренинга.
• Тренеры зачастую избегают включать в программу элементы, не связанные с тематикой обучения, опасаясь негативной реакции участников и заказчиков обучения [Кларин, 2002; Хря-щева (ред.), 2001].
Решение перечисленных проблем приобретает особую актуальность в связи с прикладной задачей достижения высокой эффективности проводимых тренингов, как на уровне профессионала, так и организации в целом. В связи с вышеперечисленными обстоятельствами нами была предложена и реализована программа исследования, направленного на изучение целесообразности применения средств ПСР для оптимизации ФС профессионалов в процессе бизнес-тренинга [Злоказова, 2007]. Исследование было выполнено с целью определения эффективности применения приемов ПСР для оптимизации состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Определение и качественная характеристика эффектов профессионально-учебной нагрузки на ФС профессионалов в процессе бизнес-тренинга.
2. Качественная характеристика эффектов приемов ПСР и процедур самостоятельно организуемого участниками отдыха; определение их сравнительной эффективности.
Основные гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:
1. Высокая интенсивность обучения и активный характер участия в процессе бизнес-тренинга приводят к развитию неоптимальных функцио-
нальных состояний у участников тренинга.
2. Степень выраженности оптимизационных эффектов при применении приемов ПСР выше по сравнению с результатом действия процедур самостоятельно организованного участниками тренинга отдыха.
Методика
Исследование было реализовано в рамках коммуникативных бизнес-тренингов, посвященных развитию знаний, умений и опыта в сфере межличностного общения. Участники тренингов - руководители отделов продаж, менеджеры по продаже, операторы справочных служб, бизнес-тренеры.
В ряде исследований было показано, что специалисты профессий со-циономического типа (в которых коммуникативная составляющая имеет ключевое значение) наиболее подвержены риску развития состояния выгорания, которое является следствием интенсивного общения и высокой нагрузки на эмоциональную сферу [Водопьянова и Старченкова, 2005; Никифоров (ред.), 2003]. Эмоциональная устойчивость и умение управлять собственным ФС является для данных специалистов профессионально важным качеством, а предлагаемые в исследовании методы ПСР - актуальными и востребованными как в процессе тренинга, так и при решении рабочих задач. Поэтому в качестве экспериментальной модели для проверки основной гипотезы исследования был выбран именно коммуникативный бизнес-тренинг для специалистов социономичес-ких профессий.
В целом в исследовании были за-
действованы 92 участника бизнес-тренингов: 20 мужчин и 72 женщины в возрасте от 20 до 46 лет; стаж работы на занимаемых должностях - от 1 месяца до 8 лет. Каждая тренинговая группа включала сотрудников одной организации (всего 10 тренинговых групп). Продолжительность тренингов - 2-4 дня. Обучение проходило в течение 7-8 часов, начиная с 10.00, с часовым перерывом на обед и двумя 15-ти минутными перерывами.
В качестве средств оптимизации ФС, обследуемых в процессе тренингов, применялись два вида активного воздействия, целью которых было формирование такого состояния, которое было бы оптимально для последующего выполнения тренингового задания (итогового теста):
1. Десятиминутная пауза для отдыха, самостоятельно организуемого участниками. Обследуемым предлагалось индивидуально подготовиться к выполнению итогового теста, не разговаривая друг с другом и не выходя из помещения.
2. Сеанс а) нервно-мышечной релаксации (НМР) или б) НМР с элементами аутогенной тренировки. Техника НМР, воздействуя на определенные физиологические системы, позволяет снижать тонус поперечно-полосатой мускулатуры внутренних органов, сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата, а также способствует эмоциональному успокоению, возникновению положительных эмоций, чувства покоя и удовлетворенности. Выбор данной техники в качестве основного средства оптимизации ФС участников тренинга обусловлен ее доступностью и простотой с точки зрения первоначаль-
Таблица 1
Перечень используемых методик и диагностических показателей
Методики* Показатели**
Уровень субъективных проявлений ФС
1. Методика «Шкала состояний» (Русскоязычная адаптация - А. Б. Леонова, 1984) 1. Индекс субъективного комфорта (ИСК)
2. Методика «Шкала ситуативной тревожности (Русскоязычная адаптация - Ю. Л. Ханин, 1977) 2. Индекс ситуативной тревожности (РТ)
3. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (Русскоязычная версия опросника К. Изарда - А. Б. Леонова, 1987) 3. Индекс текущих позитивных эмоций (ПЭ)
4. Методика для оценки острого утомления (А. Б. Леонова, 1984) 4. Индекс острого утомления (ОУ)
Уровень физиологического обеспечения
5. Измерение артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) 5. Частота сердечных сокращений (ЧСС)
6. Систолическое давление (АДс)
7. Диастолическое давление (АДд)
8. Вегетативный индекс Кердо - показатель баланса вегетативной регуляции (ИК)
Уровень оценки результатов выполнения нагрузочного теста
6. Тест на точное восприятие информации (итоговый тест) 9. Точность восприятия информации - количество ошибок по тесту (ОШ)
* Подробное описание и ссылки на публикации можно найти в ряде источников [Злоказова, 2007; Леонова и Капица, 2003; Леонова и Кузнецова, 2007].
** В скобках даны сокращенные названия показателей, используемые в дальнейшем в тексте.
ного обучения средствам произвольного расслабления [Леонова и Кузнецова, 2007].
Данные виды активного воздействия соответствуют двум группам эмпирического исследования: группе самостоятельно организованного отдыха (30 участников) и группе ПСР (62 участника). Обследуемые не имели опыта участия в сеансах ПСР и не проходили специального обучения данным методам.
Выбор методик для исследования ФС участников тренингов осуществлялся в соответствии с основными принципами структурно-интегративного подхода к диагностике и коррекции ФС (см.
таблицу 1) [Леонова, 1989]. Данный подход включает выявление структуры разноуровневых показателей проявлений состояния (на уровнях характеристик функционирования физиологических систем, основных психических процессов, субъективных переживаний и результативности деятельности), которое служит цели реконструкции сложившегося в конкретной ситуации механизма регуляции деятельности [Леонова, 1989; Леонова и Медведев, 1981].
Исследование проводилось на 2-3 день тренингов. Сеанс ПСР или процедура самостоятельно организованного отдыха проводились в фиксированный
временной интервал - во второй половине дня (15.30 - 16.00) после 5-6 часов интенсивного обучения. В течение тренингового дня проводилось три диагностических серии для оценки ФС: 1) в начале учебного дня (через 40 минут после начала тренинга); 2) во второй половине дня, перед паузой для отдыха; 3) после паузы для отдыха.
Порядок проведения диагностики в трех диагностических сериях был следующим: измерение ЧСС и АД, заполнение опросников субъективной оценки ФС. В конце последней диагностической серии (после паузы для отдыха) для оценки эффекта активного воздействия на результативность деятельности проводился тест на точное восприятие информации. Выбор данного теста обусловлен его согласованностью с тематикой обучения, а также типичностью подобных заданий в процессе тренинга.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного пакета SPSS (версия 13) в соответствии с задачами исследования:
• для качественной характеристики показателей ФС в течение дня использовались данные описательной статистики;
• для сравнительного анализа динамики показателей ФС в течение дня в разных группах исследования применялись методы параметрической статистики (t-критерий Стьюдента);
• с целью определения структурных особенностей ФС на различных этапах тренинга проводился факторный анализ по методу главных компонент с вращением Varimax.
Также для сбора материалов об отношении участников тренинга к исполь-
зуемым типам отдыха проводился качественный анализ результатов бесед с обследуемыми.
Результаты и их обсуждение
1. Динамика ФС профессионалов в процессе бизнес-тренинга.
Собранные в начале учебного дня (через 30-40 минут после начала тренинга) данные показали, что значения показателей текущего состояния находятся в границах нормы (см. таблицу 2). В пользу позитивного восприятия участниками происходящего на тренинге свидетельствуют выраженность позитивных переживаний по шкалам «Интерес» и «Радость». Был зарегистрирован умеренный уровень реактивной тревожности, что можно трактовать как наличие общего эмоционального тонуса, характерного для готовности выполнять определенную деятельность и свидетельство вовлеченности обучающихся в тренинговый процесс [Леонова и Кузнецова, 2007].
Таким образом, состояние участников в начале дня можно охарактеризовать как соответствующее направленности на решение тренинговых задач - состояние адекватной мобилизации функциональных ресурсов. Реализация процесса формирования оптимального ФС происходит при активном задействовании мотивационного компонента деятельности, который является необходимым условием обеспечения мобилизации необходимых ресурсов. В процессе бизнес-тренинга мотивационная направленность обеспечивается путем совместной постановки индивидуальных задач обучения и их согласования с целями организации, с перспективами профессионального роста.
Таблица 2
Динамика показателей ФС под влиянием учебной нагрузки по всей группе обследуемых
Показатели Замеры
1 замер - начало учебного дня 2 замер - вторая половина дня до паузы для отдыха Значимые сдвиги показателей (^критерий Стью-дента)*
Среднее (ст. откл) Среднее (ст. откл) Уровень значимости, значение Ё-критерия
ЧСС 81.82 (10.68) 81.68 (9.98) -
АДс 121.21 (11.07) 120.41 (14.36) -
АДд 79.23 (9.22) 77.46 (10.81) р<0.1 (+), t=1,739
ИК 1.50 (15.62) 4.26 (14.71) р<0.1 (-), t= -1,697
ИСК 50.39 (9.14) 47.98 (9.21) р<0.05 (-), t=2,354
РТ 36.23 (7.19) 36.67 (6.05) -
ПЭ 23.55 (5.10) 22.07 (6.10) р<0.05 (-), t=2,525
- Интерес 9.75 (2.47) 9.07 (2.87) р<0.05 (-), t=2,439
- Радость 9.10 (2.79) 8.55 (2.94) р<0.1 (-), t=1,749
- Удивление 4.71 (2.26) 4.45 (2.18) -
ОУ 7.64 (6.51) 9.67 (7.05) р<0.01 (-), t= -2,920
* В скобках обозначен характер сдвигов диагностических показателей: (-) - ухудшение, (+) - улучшение.
Для оценки эффектов учебной нагрузки был проведен анализ текущего ФС во второй половине дня тренинга (см. таблицу 2). Данные позволяют сделать вывод о том, что спустя 5 часов интенсивной тренинговой работы наблюдалась негативная динамика показателей субъективной оценки ФС, проявляющаяся в усилении признаков субъективного дискомфорта, росте уровня утомления, снижении выраженности позитивных эмоциональных переживаний (прежде всего, по компонентам «Интерес» и «Радость»). Вместе с тем, уровень реактивной тревожности значимо не изменился и остался в рамках нормативных значений.
Накопление негативных изменений в текущем ФС обусловлены характером обучения в процессе тренинга: преобладающим задействованием когнитивных и эмоциональных ресурсов (большой объем коммуникаций, актив-
ное межличностное взаимодействие как основная тема и форма работы, интенсивная обратная связь от участников и тренера), и низкой физической нагрузкой: физиологические показатели остаются в границах нормы, на уровне тенденции отмечается снижение диа-столического АД, а также рост значений индекса Кердо.
Анализ факторной структуры ФС подтверждает выявленные особенности негативной динамики состояния (см. таблицу 3). Факторная структура показателей ФС в начале дня представлена тремя основными блоками: субъективная оценка ФС, физиологическое обеспечение и энергетическая мобилизация, что можно интерпретировать как сбалансированную структуру текущего состояния. Это свидетельствует об оптимальности ФС для выполнения текущей деятельности и формировании готовности к работе.
Таблица 3
Факторная структура ФС в течение тренингового дня по всей группе обследуемых
В начале дня Фактор 1- Субъективная оценка состояния (вес - 2,25; 28,1 % дисперсии) ИСК (-.889), ОУ (.773), РТ (.695), ПЭ (-.610)
Фактор 2 - Физиологическое обеспечение (вес - 1,90; 23,7% дисперсии) АДс (.920), АДд (.864)
Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,77; 22,2% дисперсии) ЧСС (.940), ИК (.855)
Во второй половине дня - до паузы для отдыха Фактор 1 - Субъективная оценка состояния (вес - 2,70; 33,8 % дисперсии) ИСК (.897), ПЭ (.817), ОУ (-.779), РТ (-.771)
Фактор 2 - Физиологическая регуляция ФС (вес - 2,11; 26,4% дисперсии) АДд (.945), АДс (.837), ИК (-.654)
Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,49; 18,6% дисперсии) ЧСС (.947), ИК (.727)
Во второй половине дня - после паузы для отдыха Фактор 1 - Субъективная оценка состояния (вес - 2,38; 26,4 % дисперсии) ПЭ (.843), РТ (-.822), ИСК (.786), ОУ (-.604)
Фактор 2 - Физиологическая регуляция ФС (вес - 2,02; 22,4% дисперсии) АДд (.934), АДс (.869), ИК (-.573)
Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,68; 18,7% дисперсии) ЧСС (.939), ИК (.788)
Фактор 4 - Результативность выполнения деят-ти (вес - 1,01; 11,3% дисперсии) ОШ (.971)
Во второй половине дня происходит переструктурирование ФС, отражающее отмеченные эффекты развития утомления и приводящее к осознанию негативной динамики ФС на уровне субъективного отражения. Изменения в структуре ФС отчетливо видны в перераспределении физиологических показателей: интегратив-ный показатель индекса Кердо, ранее вместе с показателем ЧСС формирующий блок энергетической мобилизации, теперь присоединяется также к фактору физиологического обеспечения (показателям артериального давления), образуя новый блок физиологической регуляции ФС. Смысл данных структурных перестроек заключается в следующем: на данном этапе тренинга обеспечение нужной
для работы направленности физиологических процессов (доминирования симпатического отдела вегетативной системы) реализуется через подключение дополнительных физиологических ресурсов. Обобщая полученные результаты, можно сделать заключение о развитии начальной стадии утомления: на уровне субъективной оценки состояния появляются признаки дискомфорта и утомления, на физиологическом уровне нужный уровень работоспособности пока поддерживается за счет активизации компенсаторных механизмов - привлечения дополнительных физиологических ресурсов к регуляции ФС.
Важно отметить, что применяемые опосредованные способы оптимизации ФС и периодическое проведение психогимнастических упражнений в первой
Таблица 4
Динамика показателей ФС под влиянием паузы для отдыха по всей группе обследуемых
Показатели Замеры
2 замер - вторая половина дня до паузы для отдыха 3 замер - после паузы для отдыха Значимые сдвиги показателей (Ё-критерий Стьюдента)*
Среднее (ст. откл) Среднее (ст. откл) Уровень значимости, значение ^критерия
ЧСС 81.68 (9.98) 78.45 (10.49) р<0.01 (+), t=4,289
АДс 120.41 (14.36) 118.74 (12.58) р<0.1 (+), t=1,830
АДд 77.46 (10.81) 76.24 (9.19) -
ИК 4.26 (14.71) 1.14 (15.84) р<0.05 (+), t=2,498
ИСК 47.98 (9.21) 51.83 (8.13) р<0.01 (+), t= -3,936
РТ 36.67 (6.05) 33.42 (6.15) р<0.01 (+), t=7,155
ПЭ 22.07 (6.10) 23.25 (6.42) р<0.05 (+), t= -2,484
- Интерес 9.07 (2.87) 9.62 (2.68) р<0.05 (+), t= -2,073
- Радость 8.55 (2.94) 8.75 (2.99) -
- Удивление 4.45 (2.18) 4.88 (2.53) р<0.05 (+), t=-2,375
ОУ 9.67 (7.05) 6.62 (5.20) р<0.01 (+), t=6,052
ОШ 2.87 (2.22)
* В скобках обозначен характер сдвигов диагностических показателей: (-) - ухудшение, (+) - улучшение.
половине тренингового дня только в некоторой степени способны компенсировать такие особенности тренинговой нагрузки, как интенсивный темп обучения, необходимость следования заданному регламенту и активного участия в групповых формах работы.
2. Эффекты отдыха и восстановления ресурсов. Рассмотрим, прежде всего, как повлияло на ФС участников включение в процесс тренинга паузы для отдыха безотносительно к ее содержанию (см. таблицу 4). Эффекты отдыха и оптимизации ФС проявились, прежде всего, в позитивной динамике показателей субъективной оценки состояния: значимом повышении уровня субъективного комфорта и положительных эмоциональных переживаний, зна-
чимом снижении острого утомления. Снижение реактивной тревожности в границах нормативных значений является следствием позитивной динамики физиологических показателей ФС, которые после паузы для отдыха также отражают эффекты оптимизации: в границах диапазона оптимальных значений снижаются показатели частоты сердечных сокращений, индекса Кердо, на уровне тенденции снижается систолическое АД.
Факторная структура показателей ФС после паузы для отдыха становится более сходной со структурой показателей в начале учебного дня, происходящие изменения свидетельствуют о наличии тенденции к повышению ее сбалансированности(см.таблицу 4).
Поскольку результаты показали, что тренинговая нагрузка в первой половине учебного дня сказалась в основном на уровне субъективной оценки ФС, интересно отметить, что и эффекты дополнительно организованной паузы для отдыха на ФС проявились преимущественно на данном уровне. Этот эффект обусловлен тем, что сама по себе пауза для отдыха являлась содержательно и процедурно отличной от организации остальных тренинговых задач, что способствовало снятию признаков утомления и позитивно отразилось на эмоциональном состоянии участников. Возможно, на полученный результат повлияло и то, что участники получили возможность заняться строго индивидуальной работой по управлению ФС.
Таким образом, в целом полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: применение специально организованной паузы для отдыха и восстановления, вне зависимости от ее содержательного наполнения, приводит к оптимизации ФС. Оптимизационные эффекты проявляются в снятии физиологического напряжения, позитивной динамике большинства показателей субъективной оценки состояния, отражающих уровень общей работоспособности и степень включенности в процесс обучения.
Обратимся к обсуждению эффектов отдыха и восстановления в зависимости от типа используемых оптимизационных процедур. Прежде всего, представляется важным проанализировать субъективное восприятие участниками предложенных средств оптимизации ФС. Результаты бесед с участниками тренингов позволяют выявить определенные различия в восприятии ими предложен-
ных типов оптимизационных процедур.
Так, большинство обследуемых группы самостоятельно организованного отдыха отметили положительный эффект дополнительной паузы в работе и проявили интерес к анализу результатов диагностики (20 из 30 человек). Однако некоторые участники отмечали чрезмерную продолжительность паузы для отдыха и выражали сожаление по поводу «впустую потраченного» учебного времени (8 из 30 человек), особенно в тех случаях, когда по данным методик оценки ФС не наблюдалось выраженного позитивного эффекта или, более того, выявлялся негативный эффект (7 из 30 человек).
Проведение сеанса ПСР также в целом было воспринято с интересом, и участники сообщили о позитивных изменениях ФС (46 из 62 человек). Усталость и ухудшение настроения после сеанса релаксации, а также трудности в выполнении новых, незнакомых упражнений отметили 7 из 62 человек. Негативные реакции (или, скорее, скептическое отношение) в основном были связаны, по словам участников, с непривычностью данного типа отдыха и предполагаемыми затруднениями полноценной реализации приемов ПСР на рабочем месте (10 из 62 человек). Однако в отличие от общего мнения группы самостоятельно организованного отдыха, высказывания участников группы ПСР скорее были направлены на прояснение условий успешного применения приемов ПСР и свидетельствовали об интересе к данным средствам.
Таким образом, привлечение методов активной саморегуляции состояния, как нам представляется, позволяет снять противоречие между требовани-
Таблица 5
Значимые сдвиги диагностических показателей группы самостоятельно организованного отдыха и объединенных групп ПСР после паузы для отдыха
критерий Стьюдента)*
Показатели Группа
Самостоятельно организованный отдых (п=30) Группа ПСР (п=62)
Субъективная оценка состояния ИСК: р<0.05 (+), t=-2,578 РТ: р<0.01 (+), t=2,891 ОУ: р<0.01 (+), t=4,628 ИСК: р<0.01 (+), t=-3,079 ПЭ: р<0.05 (+), t=-2,404 РТ: р<0.01 (+), t=6,778 ОУ: р<0.01 (+), t=4,187
Физиологические показатели Отсутствие эффекта ЧСС: р<0.01 (+), t=5,219 АДс: р<0.05 (+), t=2,212 АДд: р<0.1 (+), t=1,909 ИК: р<0.01 (+), t=2,525
* В скобках обозначен характер сдвигов диагностических показателей: (-) - ухудшение, (+) - улучшение.
ем к содержательной насыщенности обучения и необходимостью привлечения дополнительных средств коррекции ФС. Участники в группах ПСР не только смогли улучшить собственное состояние, но и получили возможность ознакомиться с конкретной техникой саморегуляции ФС, что обеспечило конструктивное отношение к предложенной оптимизационной процедуре.
Анализ показателей ФС после проведения паузы для отдыха и восстановления состояния позволил более точно охарактеризовать эффекты использованных типов оптимизационных процедур. Значимые изменения показателей ФС обобщены в таблице 5.
Так, после самостоятельно организованного отдыха происходит оптимизация ФС на уровне показателей субъективной оценки ФС: получен значимый рост уровня субъективного комфорта, снижение уровня реактивной тревожности и утомления. Результаты выполнения нагрузочного теста - 2.8 ошибок из 13 возможных (что соответствует среднему значению данного показателя по всей выборке обследуемых - 2.87 ошибок).
Достигнутый позитивный эффект связан, предположительно, с формированием у участников определенного отношения к заданию: интереса к итоговому тесту и оценки его как своеобразного вызова; восприятия предоставленного времени как паузы для отдыха, возможности передохнуть и самостоятельно организовать свое время. Позитивный эффект мог быть достигнут также благодаря использованию участниками привычных приемов купирования неблагоприятных симптомов ФС и настроя на предстоящую деятельность [Нартова-Бочавер, 1997].
После сеансов ПСР происходит изменение ФС как на уровне субъективных оценок: рост уровня субъективного комфорта и позитивных эмоций, снижение уровня утомления и реактивной тревожности; так и на физиологическом уровне: снижение показателей ЧСС и индекса Кердо, диастолического и систолического АД в границах нормы. Результаты выполнения нагрузочного теста также достаточно высоки и составляют 2.9 ошибок из 13 возможных. Таким образом, сравнение динамики ФС в результате применения обсужда-
Таблица 6
Факторная структура показателей ФС группы самостоятельно организованного
отдыха и группы ПСР
Самостоятельно организованный отдых Сеанс ПСР
Во второй половине дня -до паузы для отдыха Фактор 1 - Субъективная оценка состояния (вес - 2,80; 33,8 % дисп.) ИСК (.895) ПЭ (.878) РТ (-.798) ОУ (-.711) Фактор 1 - Субъективная оценка состояния (вес - 2,68; 33,5 % дисп.) ИСК (.886) ОУ (.812) ПЭ (.808) РТ (-.739)
Фактор 2 - Физиологическая регуляция ФС (вес - 2,21; 26,4% дисп.) АДд (.931) АДс (.761) ИК (-.654) Фактор 2 - Физиологическая регуляция ФС (вес - 2,11; 26,4% дисп.) АДд (.942) АДс (.876) ИК (-.602)
Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,45; 18,6% дисп.) ЧСС (.947) ИК (.743) Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,56; 19,4% дисп.) ЧСС (.925) ИК (.764)
Во второй половине дня - после паузы для отдыха Фактор 1 - Эмоциональный комфорт (вес - 2,28; 25,3 % дисп.) РТ (-.888) ИСК (.855) ПЭ (.830) Фактор 1 - Субъективная оценка состояния (вес - 2,46; 27,3 % дисп.) ПЭ (-.846) РТ (.802) ИСК (-.752) ОУ (.722)
Фактор 2 - Физиологическая регуляция ФС (вес - 2,15; 23,9% дисп.) АДд (.936) АДс (.804) ИК (-.755) Фактор 2 - Физиологическое обеспечение (вес - 2,04; 22,7% дисп.) АДд (.940) АДс (.891)
Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,47; 16,3% дисп.) ЧСС (.961) ИК (.570) Фактор 3 - Энергетическая мобилизация (вес - 1,74; 19,3% дисп.) ЧСС (.927) ИК (.847)
Фактор 4 - Субъективная оценка готовности к деят-ти (вес - 1,15; 12,8% дисп.) ОУ (-.809) ОШ (.675) Фактор 4 - Результативность выполнения деят-ти (вес - 1,01; 11,3% дисп.) ОШ (.982)
емых типов оптимизационных средств свидетельствует о наличии более глубокого оптимизирующего эффекта при использовании целенаправленных средств ПСР: позитивные изменения показателей ФС участников в группе ПСР носят комплексный характер и затрагивают как показатели субъективной оценки состояния, так и физиологические показатели.
Данные факты подтверждают изменения на уровне структурных взаимосвязей показателей ФС участников
групп самостоятельно организованного отдыха и ПСР (см. таблицу 6). После проведения паузы для отдыха факторная структура ФС участников группы ПСР, представленная четырьмя блоками, становится более сбалансированной и сходной со структурой показателей в начале дня (показатель точности выполнения итогового теста составляет отдельный четвертый фактор).
Факторная структура показателей ФС группы самостоятельно организованного отдыха также включает четыре
блока, однако содержательная интерпретация позволяет сделать заключение об иных связях показателей ФС. В частности, следует обратить внимание на второй фактор, сохраняющий взаимосвязи показателей артериального давления и индекса Кердо (в отличие от данного блока в группе ПСР), что подтверждает отсутствие выраженного восстановительного эффекта на физиологическом уровне регуляции ФС. По поводу содержания четвертого фактора можно предположить, что более высокие значения показателя ситуативного утомления в обсуждаемой группе являются следствием большей включенности в процесс обучения, которая, в свою очередь, обеспечивает более успешное выполнение итогового теста.
Таким образом, анализ средних значений показателей ФС и их структурных взаимосвязей позволяет сделать вывод о том, что организованный процесс позитивного изменения ФС при помощи приемов ПСР в вариантах: а) нервно-мышечной релаксации и б) нервно-мышечной релаксации с элементами аутогенной тренировки, оказывает больший оптимизирующий эффект по сравнению со спонтанной самостоятельной саморегуляцией. Это достигается благодаря расширению ресурсов саморегуляции текущего состояния при помощи мощных восстановительных возможностей приемов ПСР [Лобзин и Решетников, 1986]. Данный эффект управляющих самовоздействий отражается в системных сдвигах показателей ФС и охватывает все уровни его проявления. Характерно, что полученные результаты достигнуты даже при однократном применении приемов ПСР у людей, не имеющих опыта использо-
вания специальных навыков психологической саморегуляции состояния.
Заключение
В проведенном исследовании были реализованы следующие задачи: осуществлен подбор конкретных средств психологической саморегуляции ФС, а также их адаптация к содержанию и условиям обучения в процессе бизнес-тренинга, проведено научное обоснование возможностей прикладного применения приемов ПСР для коррекции ФС участников тренинга.
Полученные в эмпирическом исследовании данные подтвердили выдвинутое предположение о недостаточности традиционно применяемых средств поддержания оптимального ФС профессионалов в процессе интенсивного обучения. Установлено снижение ФС участников под влиянием тре-нинговой нагрузки, в первую очередь, в отношении психологических ресурсов, непосредственно задействованных в обеспечении эффективности учебного процесса.
В ходе исследования была выявлена позитивная динамика показателей ФС в результате включения в тренинг дополнительных приемов, направленных на профилактику развития неблагоприятных состояний; а также показано наличие более глубокого оптимизирующего эффекта приемов ПСР по сравнению с самостоятельно организуемыми участниками процедурами восстановления и настроя на предстоящую учебную деятельность. Результаты бесед с участниками тренинга в целом подтвердили важность включения дополнительных средств управления ФС в содержательный контекст тренинга и обоснования их целесообразности для повышения
результативности профессиональной деятельности. Таким образом, одним из актуальных направлений дальнейших исследований в данной области может стать разработка дополнительных средств коррекции ФС на отдельных этапах тренингового обучения и научное обоснование их эффективности.
Реализованная программа исследования, включающая краткое теоретическое ознакомление с характеристикой средств ПСР, практическое применение конкретного метода ПСР, а также индивидуальную обратную связь об эффектах сеанса саморегуляции ФС, может быть включена в качестве самостоятельного учебного модуля в программы тренингов повышения коммуникативной компетентности, а также иные виды профессиональных тренингов при внесении соответствующих корректив. Несмотря на конкретную ориентацию исследования на процесс именно бизнес-тренинга, сфера его применения может быть существенно расширена: полученные данные могут быть использованы при разработке программ оптимизации ФС в современных формах интенсивного профессионального обучения.
Литература:
1. Барабанщикова В. В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
2. Бодров В. А. Информационный стресс. - М.: ПЭР СЭ, 2000.
3. Вачков И. В. Основы психотехнологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Ось-89, 2005.
4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005.
5. Давыдов В. В., Неверкович С. Д., Самоуки-на Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении
руководителей // Вопросы психологии. - 1990. №3. - С. 76-84.
6. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности. Дисс. ... докт. психол. наук.
- М., 2002.
7. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. - М.: Гардарики, 2003.
8. Злоказова Т. А. Психологическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2007.
9. Иванова Е. М. Психологическая системная профессиография. - М.: ПЭР СЭ, 2003.
10. Кларин М. В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М.: Дело, 2002.
11. Кузнецова А. С. Методы психологической саморегуляции и психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека в связи с особенностями профессиональной деятельности. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1993.
12. Леонова А. Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека. Дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1989.
13. Леонова А. Б., Капица М. С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека // Стрелков Ю. К. (ред.). Практикум по инженерной психологии и эргономике. - М.: Академия, 2003. - С. 136-166.
14. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека.
- М.: Смысл, 2007.
15. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности.
- М.: МГУ, 1981.
16. Ли Д. Практика группового тренинга. - СПб.: Питер, 2002.
17. Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. - М.: Медицина, 1986.
18. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. - СПб.: Образование, 1997.
19. Нартова-Бочавер С. К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. Т.18, №5. - С. 20-30.
20. Никифоров Г. С. (ред.). Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. - Спб.: Питер, 2003.
21. Обознов А. А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды). - М.: Инст-т психологии РАН, 2003.
22. Хрящева Н. Ю. (ред.). Психогимнастика в тренинге. - СПб.: Речь, Инст-т Тренинга, 2001.
23. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. - М: Независимая фирма «Класс», 2006.
24. Bassi L. J., Cheney S. and Van Buren M. Training
industry trends 1997 // Training and Development. November, 1997. p. 46-59.
25. Chmiel N. (ed.) Introduction to work and organizational psychology: a European perspective.
- Oxford: Blackwell, 2000, p. 100-125.
26. Patrick J. Training: Research and Practice. -London: Academic Press, 1992.
Психокоррекция защитной сферы осужденных, употреблявших
психоактивные вещества
Т. И. Савельева
Для успешного проведения психо-коррекционной и психопрофилактической работы необходимо учитывать те сопротивления, которые осужденный, как и всякий клиент психотерапевта, оказывает в процессе получения психологической помощи. Эти сопротивления исходят из защитной сферы и впервые были описаны З. Фрейдом.
Для исследования защитной сферы личности мы использовали распространенный тест-опросник «Индекс жизненного стиля» LSI (Р. Плутчи-ка, Г. Келлермана, Х. Конта).
Сравнительный анализ предпочитаемых типов психологических защит
у осужденных, употреблявших ПАВ, и осужденных, не употреблявших ПАВ, показывает, что защитная сфера у них различается (рис. 1). Для осужденных, употребляющих ПАВ, ведущими психологическими защитами являются регрессия и рационализация, а для осужденных, не употреблявших ПАВ, ведущей является отрицание.
Рассмотрим поподробнее эти защиты:
Регрессия - переход личности на инфантильный способ реагирования. Бессознательное использует регрессию, когда личность не в состоянии принять реальность такой, какая она есть,
"нормы Вассермана осужденные, не употреблявшие ПАВ осужденные, употреблявшие ПАВ
Рис. 1. Средние показатели по тест-опроснику «Индекс жизненного стиля» в разных группах испытуемых в сравнении с нормами Вассермана.