Научная статья на тему 'Индивидуальные ресурсы оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе психологической саморегуляции'

Индивидуальные ресурсы оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе психологической саморегуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
598
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ДОМИНИРУЮЩАЯ СЕНСОРНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ ОБРАЗНОЙ СФЕРЫ / PSYCHOLOGICAL SELF-CONTROL / THE FUNCTIONAL CONDITION / A DOMINATING TOUCH MODALITY OF FIGURATIVE SPHERE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанщикова Валентина Владимировна

В статье представлена попытка повышения эффективности обучения психологической саморегуляции (ПСР) с помощью проведения комплексного эмпирического исследования доминирующей сенсорной модальности образной сферы профессиональных спортсменов и студентов, выступающей как индивидуальная особенность и рассматриваемой как фактор оптимизации функционального состояния в процессе ПСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual resources of athletes’ functional state optimization through applcation of self-regulation procedures

In clause attempt increase of a learning efficiency of psychological self-control by means of carrying out of complex empirical research of a dominating touch modality of figurative sphere of professional sportsmen and the students, acting as a specific feature and considered as the factor of optimization of a functional condition during of psychological self-control is presented.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные ресурсы оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе психологической саморегуляции»

Индивидуальные ресурсы оптимизации функционального состояния спортсменов в процессе психологической саморегуляции

В .В .Барабанщикова

В статье представлена попытка повышении эффективности обучения психологической саморегуляции (ПСР) с помощью проведения комплексного эмпирического исследования доминирующей сенсорной модальности образной сферы профессиональных спортсменов и студентов, выступающей как индивидуальная особенность и рассматриваемой как фактор оптимизации функционального состояния в процессе ПСР.

Ключевые слова: психологическая саморегуляция, функциональное состояние, доминирующая сенсорная модальность образной сферы.

Данная статья посвящена проблеме изучения индивидуальных ресурсов повышения эффективности методов оптимизации функциональных состояний (ФС) спортсменов.

Накопленные в психологической литературе данные свидетельствуют, что одним из самых эффективных и безопасных способов оптимизации своего состояния путем формирования у себя навыков устойчивого сопротивления действию неблагоприятных факторов является психологическая саморегуляция (ПСР) [5, 8, 9]. Более чем тридцатилетняя история внедрения программ ПСР в область профессионально-прикладных исследований подтверждает, что специально организованные тренинги по обучению ПСР успешно решают задачу формирования целенаправленного навыка саморегуляции состояния [6, 10]. Как следствие, существенно расширяется спектр возможностей профессионала по управлению текущим состоянием в различных целях, в том числе для купирования симптомов стрессовых состояний и изменения общего вектора динамики ФС.

Существует устойчивая традиция применения методов ПСР в спорте и учебной деятельности [3, 12, 13, 15]. Эти виды деятельности предъявляют повышенные требования к мобилизационным возможностям человека, что может привести к сбоям на уровне процессов психологической адаптации и, как следствие, нарушению психологического здоровья специалиста [5, 9, 16]. Таким образом, именно эти группы специалистов особенно нуждаются в

освоении приемов оптимизации своих состояний. Практика применения методов ПСР с целью психопрофилактики неблагоприятных ФС у представленного контингента выявила достаточно высокую эффективность и целесообразность использования данных методов.

Вместе с тем, остается открытым вопрос о повышении эффективности обучения ПСР путем подбора, разработки или адаптации методик и программ «прицельного действия»: максимально эффективных для определенных контингентов обучающихся. Ресурсами повышения эффективности методов ПСР могут служить как требования профессиональной деятельности к субъекту труда, так и индивидуальные особенности специалистов. Если первый путь, позволяющий повысить эффективность методов ПСР, активно реализуется в современных исследованиях [10], то проблематика изучения индивидуальных особенностей специалистов в контексте проведения ПСР в психологии практически не разрабатывалась. Тематика же, составляющая специфику данного исследования - изучение особенностей образной сферы как фактора, определяющего эффективность ПСР - ранее в литературе никогда не затрагивалась.

Таким образом, в условиях отсутствия специальных работ, посвященных изучению индивидуальных особенностей регуляции ФС, возрастает актуальность проведения отдельных теоретических и эмпирических исследований, направленных на поиск и анализ ресурсов, позволяющих выявить и определить возможные механизмы оптимизации ФС профессионалов. В данной статье представлена попытка частично заполнить этот пробел с помощью проведения комплексного эмпирического исследования доминирующей сенсорной модальности образной сферы профессиональных спортсменов и студентов, выступающей как индивидуальная особенность и рассматриваемой как фактор оптимизации ФС в процессе ПСР. Таким образом, цель данного исследования - выявить и проанализировать характер зависимости эффективности различных методов психологической саморегуляции ФС (в варианте методик нервно-мышечной релаксации и

сенсорной репродукции) от типа доминирующей сенсорной модальности образной сферы лиц, принимающих участие в релаксационном тренинге. Основную гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом: наиболее эффективными для индивидуального усвоения лицами, принимающими участие в релаксационном тренинге, будут те методы психологической саморегуляции функционального состояния, приемы которых напрямую адресованы к задействованию доминирующей сенсорной модальности образной сферы.

Теоретическое обоснование. Прежде всего, необходимо определить сам конструкт «доминирующая сенсорная модальность образной сферы». Образная сфера человека описывает круг явлений образов памяти и воображения, которые Б.Г. Ананьев и Б.Ф. Ломов назвали «вторичными образами» [1, 11]. В иностранной литературе авторы используют термин «imagery», перевод которого на русский язык представляет существенные затруднения [17]. Однако смысл этого понятия довольно близок к предложенному термину «образная сфера» [4].

Одной из значимых характеристик образной сферы является ее сенсорная модальность [2]. Большинство исследователей полагает, что у подавляющего числа людей доминирует зрительная система [1, 4, 18]. Однако Б.Г.Ананьев делает вывод, что нередко, особенно при одностороннем развитии и ранней специализации человека, возникают противоречия между различными видами чувствительности в общей сенсорной организации человека [1], что приводит к доминированию в образной сфере человека других сенсорных модальностей.

Таким образом, доминирующая сенсорная модальность образной сферы выступает как исходная инструментальная индивидуально-психологическая характеристика, задающая направление формированию интегративного полимодального образа собственного состояния у субъекта деятельности. Кроме того, такая индивидуальная характеристика может явиться фактором, опосредующим оптимизационные изменения ФС в процессе занятий ПСР. Это положение связано с собственно структурой построения сеансов ПСР.

Для данной работы были выбраны два самых действенных метода саморегуляции - нервно-мышечная релаксация (НМР) и сенсорная репродукция (СР). Оба эти метода ПСР содержат специфические приемы, которые обращаются к разным областям образной сферы. Приемы НМР ориентированы на то, чтобы человек смог почувствовать разницу в напряженной и расслабленной мышце, оценить эту разницу мысленно и запомнить, т.е. основная целевая направленность приемов НМР затрагивает именно уровень представлений, преимущественно опирающийся на кинестетическую модальность. Специфические приемы СР обращаются к зрительной модальности - образам, «картинкам», с помощью которых испытуемые отдыхают, - при формировании оперативного образа состояния, т.е. в данном методе первична зрительная модальность, которая запускает формирование общей картины отдыха.

Следующая задача, стоящая перед исследователем, - выбрать контингент испытуемых, у которых определенная сенсорная модальность будет доминировать особенно ярко. Учитывая вышесказанное, мы можем исследовать тех профессионалов, чья деятельность предъявляет повышенные требования к уровню сформированности той или иной модальности образной сферы. Исходя из этого предположения, была выбрана такая группа испытуемых как профессиональные спортсмены, боксеры и дзюдоисты. Кроме того, для того, чтобы сделать полученные результаты и на их основе выводы более надежными, мы задействовали группу испытуемых, чья деятельность не требует сверхразвития той или иной модальности образной сферы. Такой группой явились студенты-психологи, учащиеся старших курсов факультета психологии одного из московских вузов. Соответственно, в данном случае, возможно наблюдать индивидуальные особенности испытуемых, не подвергшихся особому влиянию своей модальностно неспецифичной деятельности.

Необходимо более подробно описать деятельность профессиональных спортсменов, боксеров и дзюдоистов, чтобы обосновать их участие в

проведенном исследовании. Бокс и дзюдо были выбраны для данной работы как виды спортивной деятельности, предъявляющие повышенные требования к уровню развития определенной модальности образной сферы и развивающие эту инструментальную характеристику.

Анализируя оба выбранные вида спорта - бокс и дзюдо, - многие исследователи отмечают, что и у боксеров, и у дзюдоистов наблюдается высокая чувствительность к воздействию факторов развития неблагоприятных ФС [14, 15]. Эти данные так же обосновывают выбор данного контингента для обучения методам ПСР.

Сходство выбранных противоборств заключается в том, что схватка в боксе и дзюдо всегда ограничена пространством татами или ринга. Коренным различием между боксом и дзюдо является дистанция между двумя противниками. Для боксеров это расстояние несравнимо больше, так как дзюдоисты в основном борются в непосредственном контакте с соперником [13, 14]. В отличие от бокса, восприятие соперника и его действий осуществляется борцом не только и не столько зрительно. В продолжение всей схватки дзюдоисты непосредственно соприкасаются друг с другом, благодаря чему соответствующие осязательно-кинестетические ощущения позволяют судить каждому из них о положении и движениях партнера. Для боксеров же центральным моментом является зрительное отражение действий соперника, чему и способствует определенное расстояние между боксерами на ринге. Соответственно, в данных видах спорта можно выделить такую индивидуальную особенность, как опора на разные виды чувствительности, или на разные модальности образной сферы спортсмена (см. табл.1).

Таблица 1

Анализ деятельности спортсменов

Задачи деятельности Предмет деятельности Средство деятельности Результат деятельности

БОКС: 1. Соревнования / 1рикидочные соревнования1

1 Прикидочными называют схватки/соревнования за право занять место в основном составе сборной, непосредственно участвующем в соревновании.

1. Оценка, распознание намерений противника. Зрительная информация, «считывание» предполагаемых действий противника. Функциональные: визуальные данные, предполагающие предугадывание действий противника Стратегия и тактика проведения приемов

2. Активное проведение приемов, прямо или косвенно ведущих к победе над противником. Зрительная и кинестетическая (мышечно- двигательная) информация Функциональные: приемы борьбы, их зрительная координация. Демонстрация определенного уровня спортивного мастерства

3. Оценка результатов проведения приемов. Зрительная информация, «считывание» действий противника. Функциональные: визуальные данные, оценивающие результаты проведенных приемов. Коррекция стратегии и тактики проведения приемов

4. Саморегуляция ФС, обеспечивающая соревновательную деятельность. Актуальное ФС спортсмена Функциональные: приемы ПСР, задействованные в сеансах Оптимизация актуального ФС спортсмена

БОКС: 2. Спортивные сборы

1). Общая физическая подготовка. Скоростные и силовые параметры спортсмена Функциональные: ощущения от тренируемых мышц, общая ориентация в пространстве. Ручные: спортивные снаряды. Поддержание и наращивание скоростно-силовых параметров

2). Тренировочные схватки - проведение приемов. Зрительная информация, «считывание» предполагаемых действий противника в процессе схватки. Функциональные: приемы борьбы, их зрительная координация. Демонстрация определенного уровня спортивного мастерства

3). Обучение ПСР. Актуальное ФС спортсмена Функциональные: приемы ПСР, задействованные в сеансах Овладение навыком ПСР

Задачи деятельности Предмет деятельности Средство деятельности Результат деятельности

ДЗЮ ДО: 1. Соревнование / Прикидочные соревнования.

1). Оценка, распознание намерений противника. Кинестетическая и зрительная информация. Функциональные: визуальные данные при выходе на ковер, кинестетические данные, предполагающие предугадывание действий противника Стратегия и тактика проведения приемов

2). Активное проведение приемов, прямо или косвенно ведущих к победе над противником. Кинестетическая информация, поступающая в процессе схватки. Функциональные: приемы борьбы, кинестетические ощущения, позволяющие подстраивать приемы под схватку. Демонстрация определенного уровня спортивного мастерства

3). Оценка Кинестетиче ская Функциональные: Коррекция стратегии и

результатов информация. кинестетические тактики проведения

проведения приемов. данные, оценивающие результаты проведенных приемов. приемов

4). Саморегуляция Актуальное ФС Функциональные: Оптимизация

ФС, спортсмена приемы ПСР, актуального ФС

обеспечивающая задействованные в спортсмена

соревновательную сеансах

деятельность.

ДЗЮДО: 2. Спортивные сборы.

1). Общая физическая Скоростные и Функциональные: Поддержание и

подготовка. силовые параметры ощущения от наращивание скоростно-

спортсмена тренируемых мышц, общая ориентация в пространстве. Ручные: спортивные снаряды. силовых параметров

2). Тренировочные Кинестетическая Функциональные: Демонстрация

схватки - проведение информация, приемы борьбы, определенного уровня

приемов. поступающая процессе схватки. в кинестетические ощущения. спортивного мастерства

3). Обучение ПСР. Актуальное ФС Функциональные: Овладение навыком

спортсмена приемы ПСР, задействованные в сеансах ПСР

Таким образом, при общности задач и результатов деятельности в обоих видах спорта обращает на себя внимание различие предметов деятельности: соответственно, зрительная или кинестетическая информация о противнике.

Спортивная деятельность предполагает раннюю возрастную профессионализацию спортсменов. Поэтому можно предположить, что тот или иной вид спорта развивает специфичную ему доминирующую модальность образной сферы: для дзюдо это будет кинестетическая, мышечная сфера, а для бокса - в первую очередь зрительная. Можно предполагать, что выбранные нами методики ПСР позволяют учитывать как специфику самой спортивной деятельности (дзюдо и бокса), так и индивидуальные особенности спортсмена. Таким образом, еще раз подчеркнем, что целью данного исследования явилось выявление и анализ характера зависимости эффективности различных методов ПСР (в варианте методик НМР и СР) от типа доминирующей сенсорной модальности образной сферы спортсменов и студентов.

Методика и организация исследования

Программа исследования включала два этапа реализации. На предварительном этапе исследования предполагалось выявить людей, способных максимально ярко и четко представить себе образы зрительной либо кинестетической модальности [4].

Основной этап - собственно проведение исследования по проверке гипотезы о влиянии выявленных особенностей (доминирующая визуальная или кинестетическая модальности образной сферы) на силу эффекта воздействия различных методик ПСР с целью оптимизации ФС.

На предварительном этапе в исследовании приняли участие 257 студентов 3 и 4 курсов факультета психологии вечернего отделения МГОПУ (возраст - от 19 до 30 лет; 17 мужчин и 240 женщин) и 16 спортсменов, мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по боксу и дзюдо (возраст - от 21 до 28 лет, 12 мужчин и 4 женщины). Выбор спортивных специализаций был сделан в соответствии с поставленной целью исследования.

По результатам предварительного этапа были отобраны испытуемые, продемонстрировавшие доминирование визуальной или кинестетической модальности образной сферы. Таким образом, на основном этапе в исследовании приняли участие 131 студент 3 и 4 курсов факультета психологии вечернего отделения МГОПУ (возраст - от 19 до 28 лет; 8 мужчин и 123 женщины) и 16 спортсменов, мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по боксу и дзюдо, члены Олимпийской сборной России (возраст - от 21 до 28 лет, 12 мужчин и 4 женщины). Все спортсмены продемонстрировали выраженное преобладание визуальной (боксеры) либо кинестетической (дзюдоисты) модальности формирования образа, что показали результаты методик предварительного этапа исследования.

Каждый из выбранных для основного этапа исследования испытуемых участвовал в сеансах каждого из двух задействованных в исследовании методов ПСР (нервно-мышечной релаксации и сенсорной репродукции). Пауза между сеансами релаксации составила 7 дней. Текущее ФС испытуемых измерялось

дважды: до (фоновый замер) и после (итоговый замер) каждого релаксационного сеанса.

Задача выделение ярких типов визуальной или кинестетической направленности решалась с помощью следующих методических средств.

1. Опросник «Образная сфера» [4];

2. Качественный анализ сочинений, описывающих день испытуемого;

3. Наблюдение за глазодвигательными паттернами.

Методики основного этапа исследования были подобраны исходя из методологии оценки проявлений ФС на трех уровнях: физиологическом, психологическом и поведенческом (см. табл. 2) [9].

Таблица 2

Комплекс диагностических методик и их показатели

Методики Показатели ФС

Методика САН [7] 1. Показатели самооценки:

• самочувствие • активность • настроение

Методика "Шкала реактивной тревожности" Спилбергера, Ханина [12] • реактивная тревожность (РТ)

Измерение артериального давления (АД) и пульса 2. Физиологические показатели:

• систолическое АД • диастолическое АД • пульс • вегетативный индекс Кердо [9]

Корректурная проба Бурдона [12] 3. Поведенческие показатели:

• точность выполнения корректурной пробы • продуктивность выполнения корректурной пробы

Выполнение корректурной пробы было взято в качестве модели, позволяющей имитировать отдельные виды ключевых задач, выполняемых испытуемыми. Поэтому данные этой методики были использованы не столько с точки зрения измерения когнитивных показателей состояния (характеристики внимания), сколько с целью анализа особенностей реализации деятельности испытуемыми.

Следует особо отметить, что анализ всех показателей ФС и студентов, и спортсменов осуществлялся с помощью идентичного набора методик. Исключение составила только методика корректурной пробы Бурдона, - для

спортсменов она была предоставлена в варианте колец Ландольта. Это связано со спецификой деятельности испытуемых. Для студентов является типичной ситуация переработки больших массивов буквенной информации, что и послужило основанием для выбора буквенной корректурной пробы Бурдона. Для спортсменов боксеров характерно быстрое зрительное «считывание» противника, а для дзюдоистов - «чувствование» противника по микродвижениям. Подобный тип информационной нагрузки может быть отражен в варианте корректурной пробы Ландольта, где испытуемым предлагалось вычеркивать определенным образом кольца с разноориентированными разрывами. Однако был также принят во внимание тот факт, что для спортсменов занятия ПСР являются собственно одной из основных задач их профессиональной деятельности. Поэтому об эффективности деятельности испытуемых в данном случае могут свидетельствовать и субъективные показатели состояния.

Результатов исследования

Описательная статистика результатов каждого этапа исследования представлена в таблицах 3 и 4 соответственно.

Анализ статистически значимых различий значений диагностических показателей данных студентов визуальной и кинестетической групп по 1;-критерию показал, что студенты визуальной группы значимо ярче представляют образы визуальной модальности, чем представители кинестетической группы (К = 131, 1 = 13,281, р<0,001). В свою очередь, студенты кинестетической группы значимо ярче формируют у себя образы кинестетической модальности (К = 131, 1 = -10,807, р<0,001). Подобное сравнение данных было осуществлено для второй исследуемой группы -спортсменов. Полученные результаты были полностью согласованы с результатами испытуемых-студентов (N=16, Ц=6.5, р<0,01 (боксеры): N=16, и=11.5, р<0,05 (дзюдоисты)).

Сравнение данных двух групп студентов для выявления эффекта воздействия разных типов релаксационных процедур - методик НМР и СР -осуществлялось с помощью ^критерия для связных выборок. После применения сеанса НМР у студентов-визуалов был отмечен позитивный сдвиг только со стороны физиологических показателей ФС, тогда как у студентов-кинестетиков значимо улучшились значения показателей каждого из уровней проявления ФС (физиологического, психологического, и поведенческого). После проведения сеанса СР наблюдалась обратная картина: у студентов-визуалов позитивные изменения произошли на всех уровнях ФС, а у представителей кинестетической группы позитивный сдвиг значений отмечался только по показателям систолического артериального давления и реактивной тревожности. Таким образом, в целом ФС студентов визуальной группы значимо улучшилось именно после применения СР (р<0,05), а ФС студентов кинестетической группы - после применения НМР (р<0,05). В других случаях, когда используемая методика ПСР не соответствовала доминирующей сенсорной модальности в группе студентов, нельзя однозначно говорить о позитивной динамике ФС в целом, так как наблюдаются только положительные сдвиги по частным показателям (все данные представлены в таблице 5).

Также эффекты взаимодействия между доминированием той или иной сенсорной модальности испытуемых-студентов и эффективностью применения процедур ПСР оценивались с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Формально при анализе данных обследуемых можно выделить три основных фактора, влияющих на значения показателей ФС: фактор метода ПСР (НМР - первый уровень фактора, СР - второй уровень), фактор группы обследуемых (визуальная группа - первый уровень фактора, кинестетическая -второй уровень), фактор диагностического замера (фоновый замер - первый уровень фактора, итоговый замер - второй). Для того чтобы упростить картину данных в связи с задачей анализа сдвига значений диагностических показателей мы редуцировали фактор диагностического замера, вычислив величину сдвига значения для каждого показателя - от фонового к итоговому замеру. Таким

образом, нами анализировалось влияние оставшихся двух факторов на искусственно созданные показатели изменения состояния. Как известно, наличие взаимодействия факторов свидетельствует о том, что влияние одного фактора на зависимую переменную, в свою очередь, зависит от уровня, принятого другим фактором. Основная гипотеза нашего исследования состоит именно в том, что сила эффекта каждого метода ПСР будет зависеть от того, к какой именно группе, визуальной или кинестетической, принадлежит обследуемый. Следовательно, эта гипотеза будет подтверждаться эмпирически в случае, если двухфакторный дисперсионный анализ выявит взаимодействие факторов «Метод ПСР» и «Группа обследуемых».

Данный анализ проводился для каждого диагностического показателя ФС. Для большинства показателей влияние факторов выявлено не было. Исключение составил только сдвиг показателя точности выполнения корректурной пробы, который является одним из наиболее стабильных показателей позитивного/негативного изменения ФС [Леонова, 1984]. Анализ показал, что главного эффекта фактора группы (Б (1, 258) = 1,935, р<0,165) не обнаружено. Так же не был выявлен главный эффект фактора метода (Б (1, 258) = 0,760, р<0,384). Но было обнаружено значимое взаимодействия обоих факторов (Б (1, 258) = 12,869, р<0,001).

На рисунке 1 представлены средние величины сдвига показателя точности выполнения корректурной пробы, иллюстрирующие результаты двухфакторного дисперсионного анализа.

3 Н А

4 Е Н И Е

С

Д В И Г

А

Рис. 1. Зависимость среднего сдвига показателя точности выполнения корректурной пробы от факторов метода ПСР и группы обследуемых.

Анализ характера воздействия разных методик ПСР в каждой из групп спортсменов свидетельствует о том, что после сеанса НМР и у боксеров, и у дзюдоистов произошел позитивный сдвиг по ряду показателей ФС. При этом у боксеров значимо улучшились показатели самооценки состояния и физиологические показатели (р<0,05), а у дзюдоистов улучшились показатели самооценки, но снизилась точность выполнения корректурной пробы (р<0,05). В результате применения методики СР достоверные сдвиги показателей ФС наблюдались только по группе боксеров (р<0,05). У них также имела место позитивная динамика показателей самооценки состояния и физиологических показателей, а точность выполнения корректурной пробы уменьшалась (см. таблицу 6).

Обсуждение результатов

Предварительный этап исследования позволил выделить испытуемых с доминированием визуальной или кинестетической модальности образной сферы. В соответствии с данными опросника «Образная сфера» испытуемые студенты и спортсмены используют доминирующую у них сенсорную

1 - НМР, 2 - СР

модальность, запуская конструирование полимодального образа. Полученные данные смогли подтвердить наше предположение о функциональной природе и инструментальной роли такого психологического конструкта как «доминирующая сенсорная модальность образной сферы».

Кроме того, полученные результаты позволяют отметить тот факт, что в результате воздействия любого сеанса ПСР значения физиологических показателей ФС улучшились. Это означает, что любая процедура ПСР может оптимизировать физиологические появления ФС независимо от доминирования у испытуемого той или иной модальности образной сферы. Однако динамика остальных измеряемых показателей ФС определялась по большей мере эффектами релевантности применяемой процедуры ПСР доминированию той или иной сенсорной модальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты студентов.

Полученные данные показывают, что в результате применения методик ПСР, ориентированных на формирование образов различной сенсорной модальности, ФС студентов изменялось в соответствии с тем, какая именно сенсорная модальность образной сферы доминировала в группе обследованных (см. таблицу 7). Выявленная зависимость нашла свое отражение, прежде всего, в сдвиге значений показателя точности выполнения корректурной пробы, представляющей собой модель ключевой задачи в деятельности студентов. В динамической картине сдвигов отдельных показателей ФС появление такого устойчивого вектора, связанного с эффективностной стороной деятельности, является главным критерием улучшения ФС в результате применения релевантной методики ПСР.

Анализ сдвигов остальных показателей ФС в двух группах студентов также подтверждает это предположение. При этом важно учесть, что позитивный эффект релаксационных процедур может проявиться 1) в улучшении отдельных проявлений ФС, отраженной в диагностических показателях ФС, 2) в смене одного состояния другим. О реальном оптимизационном эффекте можно говорить только в последнем случае.

Полученные данные свидетельствуют, что ФС студентов визуальной группы значимо улучшилось именно после применения сеанса СР, а ФС представителей кинестетической группы - после применения сеанса НМР. В других случаях позитивные сдвиги имели скорее фрагментарный характер. Таким образом, эффективность использованных методик ПСР в плане целостной оптимизации ФС имела место в тех случаях, когда содержание релаксационных воздействий соответствовало типу доминирующей сенсорной модальности в образной сфере студентов.

Таким образом, обобщение полученных данных показывает, что за разделением всех студентов, принявших участие в исследовании, на две группы стоит такая индивидуальная особенность как преобладающая модальность образной сферы.

Результаты спортсменов.

Несмотря на то, что вторая наша исследуемая группа - спортсмены - не была достаточно многочисленной, мы получили результаты, весьма сходные с результатами, описанными в предыдущем разделе.

Применение НМР привело к позитивным изменениям ФС и у боксеров, и у дзюдоистов (см. таблицу 8). При этом у боксеров улучшились показатели самооценки состояния и физиологические показатели, а у дзюдоистов улучшились показатели самооценки состояния, и снизилась точность выполнения корректурной пробы. В последнем случае имеет место парадоксальный факт разнонаправленных сдвигов ФС у дзюдоистов под влиянием релевантной методики ПСР. Его можно объяснить большей восприимчивостью спортсменов данной категории к воздействию НМР. После проведения сеанса спортсмен полностью переключался на осознание позитивных изменений собственного состояния, что соответствовало актуализации мотивации на полноценный отдых. Решение тактических задач по ведению боя отходило на второй план, что проявилось в снижении точности выполнения нагрузочного теста. При этом продуктивность теста по скоростным характеристикам выполнения осталась сохранной. Эти данные позволяют

утверждать, что в результате занятий НМР у дзюдоистов активизировалась работа по осознанию и управлению собственным состоянием, что явилось предметом самостоятельной деятельности на этапе отдыха и отразилось в улучшении данных по методикам самооценки состояния.

Аналогичная динамика наблюдается и в результатах применения методики СР. У боксеров произошло изменение показателей ФС на всех уровнях проявлений. Внимание боксера полностью переключилось на работу с собственным состоянием, что отразилось в позитивной динамике физиологических и субъективных показателей ФС. При этом точность выполнения нагрузочного теста не представляется столь значимой, так как иррелевантна главной направленности деятельности спортсменов на отдых во время релаксационного тренинга.

Таким образом, при применении релевантных методик ПСР - сеанса НМР для дзюдоистов и сеанса СР для боксеров - отмечалась смена мотивационных установок с активной включенности в схватку на мотивацию отдыха и полноценного управления собственным состоянием. Это проявлялось в снижении эмоциональной напряженности по индексу реактивной тревожности и улучшении показателя настроения по методике САН. Этому соответствуют позитивные сдвиги физиологических показателей ФС и сохранность продуктивности нагрузочного теста, прежде всего, со стороны скоростных характеристик выполнения.

Сравнение результатов студентов и спортсменов.

Анализ данных свидетельствует, что доминирование той или иной сенсорной модальности обусловлено, прежде всего, спецификой деятельности испытуемых. На предварительной стадии исследования была показана возможность тренировки сенсорной модальности как результата занятий определенными видами деятельности, в частности, конкретным видом спорта. Это подтверждается данными, полученными на выборке студентов, находящихся на начальном этапе профессионализации. Из общего числа обследованных студентов (257 человек) только 131 человек

продемонстрировали доминирование определенной модальности в образной сфере, что соответствует литературным данным относительно неоднозначной выраженности той или иной сенсорной модальности в образной сфере у лиц, чья деятельность не предъявляет адресных требований к уровню развития того или иного типа сенсорной модальности [1, 4]. Вместе с тем, из 16 обследованных спортсменов каждый продемонстрировал максимальный уровень развития соответствующей их виду спорта сенсорной модальности. На основании этого можно считать доказанным тезис о том, что именно содержание деятельности обуславливает высокий уровень развития определенного типа сенсорной модальности как необходимого профессионально важного качества.

Обращаясь к обнаруженным различиям в воздействии методов ПСР на ФС обследованных студентов и спортсменов, необходимо отметить, что для представителей кинестетических групп в обеих выборках более действенной оказалась методика НМР, а для представителей визуальных групп - методика СР. При этом симптомокомплексы проявлений формируемого ФС в выборках студентов и спортсменов были различными. У студентов при воздействии релевантного их индивидуальным особенностям метода ПСР наблюдалась смена ФС на более позитивное по всем показателям, что свидетельствует о генерализованном позитивном эффекте воздействия ключевой релаксационной процедуры. Для спортсменов характерно более направленное влияние релевантных методик ПСР. В этих случаях позитивная динамика отмечается со стороны физиологических показателей ФС и субъективных оценок состояния, тогда как показатели выполнения нагрузочного теста, связанного с непосредственным решением тактических задач проведения схватки, не улучшается, что связано, по нашему мнению, с большей дифференциацией в сознании спортсменов высшей квалификации типов мотивационной направленности, важных для успешности их деятельности, - ориентации на решение соревновательной задачи и мотивации на отдых и восстановление. Поэтому при использовании методик ПСР, релевантных рассмотренным видам

единоборств, спортсмены переключают свое внимание с процессуальных аспектов соревновательной деятельности на собственно переживаемое состояние, которое обеспечивает полноценность отдыха. Эффективным средством такого переключения служат те сенсорные модальности, которые лучше всего «освоены» спортсменами при достижении высокого уровня профессионального мастерства в соответствующем виде спорта.

Заключение и выводы

Полученные в данном исследовании результаты позволили подтвердить выдвинутое предположение о том, что наиболее эффективными для индивидуального овладения будут те методы ПСР, содержание которых адресовано к актуализации доминирующей сенсорной модальности образной сферы у испытуемых, принимающих участие в релаксационном тренинге. Так же можно сделать вывод о том, что для повышения эффективности программ релаксационных воздействий на индивидуальном уровне целесообразно использовать те методы ПСР, содержание которых позволяет непосредственно обеспечить формирование образа оптимального ФС на основе доминирующих типов сенсорной модальности в образной сфере. Последний вывод говорит о том, что актуализация доминирующей сенсорной модальности образной сферы является тренируемым навыком, выступающим как профессионально важное качество в разных видах труда, в частности, в спорте высших достижений.

Кроме того, данное исследование позволило выявить несколько существенных моментов, которые могут стать базисом для дальнейших работ.

Во-первых, такая индивидуальная особенность образной сферы как ее сенсорная модальность является неотъемлемой характеристикой любого человека, выявляющейся с помощью определенных диагностических методов. Нами были подтверждены теоретические данные о том, что есть определенные различия в образной сфере у разных участников исследования. Основной задачей будущих исследований представляется разработка тех методик, с помощью которых вышеназванные различия можно будет выявить с высокой

степенью достоверности. Соответственно, при наличии продуктивного подхода к организации ПСР - в контексте учета индивидуальных особенностей образной сферы при выборе приема саморегуляции, задача будущих исследований состоит в построении адекватного психологического инструмента, позволившего бы диагностировать эти особенности. Поставленная задача может быть решена в дальнейших исследованиях по данной тематике.

Во-вторых, существенным моментом представленной работы является изучение механизмов формирования релаксационного состояния в рамках каждой из исследуемых доминирующих модальностей. Проведенное исследование позволило выявить ряд интересных тенденций особенностей формирования доминирующей сенсорной модальности образной сферы в ответ на адресные требования профессиональной деятельности. В дальнейшем представляется перспективным проанализировать взаимовлияния профессиональной деятельности и доминирующей сенсорной модальности в специально организованном эмпирическом исследовании в связи с тем, что такая задача не ставилась в данной работе из-за ограничений, накладываемых ее объемом.

Как бы то ни было, уже сейчас полученные результаты позволяют дать некоторые рекомендации для организации процесса обучения методам ПСР. Учитывая вышеуказанные особенности образной сферы студентов и спортсменов и специфику их профессиональной деятельности возможно сделать программу обучения более эффективной, сделав упор на те приемы, которые лучше всего воспринимаются человеком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. - СПб.: «Алетейя», 2002.

3. Голубев Р. А. Еще раз о спортивном аутотренинге. - Минск: Полымя, 1991. - 144 с.

4. Гостев А.А. Образная сфера человека. - М.: Институт психологии РАН, Всероссийский научно-исследовательский Центр традиционной народной медицины «Эниом», 1992.

5. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - 318 с.

6. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. - М: «Наука», 1991. Том 12, №1, с. 55-65.

7. Доскин Д. А., Лаврентьева Д. А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973, №6.

8. Кузнецова А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния человека: ресурсы профессионального развития // Психология психических состояний: Вып. 5 / под ред. А.О. Прохорова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 512 с. Сс. 329-358.

9. Леонова А.Б. Психологические средства оценки и регуляции функциональных состояний человека / Дисс. ... докт. психол. наук. - М., 1989.

10. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - М.: МГУ, 1993.

11. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: «Педагогика», 1991.

12. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. Изд. 2. - М., 1990.

13. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. - СПб: Питер, 2002. - 384 с.

14.Таймазов В. А. Основы обучения бою на средней дистанции. - СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.

15.Эмоционально-волевя подготовка спортсменов / Агишева Н.К., Алексеев А.В., Виш И.М. и др.; Под ред. А.Т. Филатова. - Киев: Здоров'я, 1982. - 296 с.

16. Cooper C.L., Payne R. Stress at work. Chichester: Wiley, 1978

17. Hilgard E.R. Divided consciousness: multiple controls in human thought and action. 1977 by John Wiley & Sons, Inc.

18. Marks David F. Consciousness, mental imagery and action // British journal of psychology (1999), 90, pp.567-585.

Таблица 3. Описательная статистика (студенты).

НМР СР

Показатели Визу альная группа (N=73) Кинестетическая группа (N=58) Визуальная г руппа (N=73) Кинестетическая группа (N=58)

ФС Фоновый замер Итоговый замер Фоновый замер Итоговый замер Фоновый замер Итоговый замер Фоновый замер Итоговый замер

Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст

Самочув-ствие 4,8 1,1 4,9 1,19 4,9 0,86 5,3 0,85 4,9 1,15 5 1,06 4,8 1,2 4,9 1,16

Активность 4,5 1,03 4,2 1,37 4,6 1 4,8 1 4,6 1 4,6 1,17 4,6 1,3 4,5 1,26

Настроение 5,2 1,27 5,4 1,25 5,4 0,93 5,7 0,97 5,3 1 5,5 0,86 5,1 1,3 5,3 1,22

Реактивная 39,49 9,66 36,38 11 39,81 8,5 34,59 7,3 38,7 9,3 34,86 6,9 41,4 11,9 38,55 9,8

тревожность

Систоличес- 115 10 112 10 115 10 114 10 115 10 113 10 115 10 112 10

кое АД

Диастоли- 77 10 75 10 75 10 74 5 75 10 73 10 75 10 73 10

ческое АД

Пульс 79 12 75 12 82 13 80 10 77 14 74 12 78 12 77 12,4

Индекс Кердо -0,25 18 -1,62 18 7,56 16,7 4,36 15,3 -0,78 21 -0,99 18 1,5 16 2,36 20

Продуктив- 237 59 245 63 228 67 250 60 289 89 282 78 273 78 267 70

ность

Точность 0,88 0,12 0,87 0,13 0,86 0,16 0,9 0,13 0,89 0,11 0,9 0,1 0,9 0,11 0,9 0,1

Таблица 4. Описательная статистика (спортсмены).

НМР СР

Показатели ФС Визуальная группа: бокс (N=7) Кинестетическая группа: дзюдо (N=9) Визуальная группа: бокс N= 7) Кинестетическая группа: дзюдо (N=9)

Фоновый замер Итоговый замер Фоновый замер Итоговый замер Фоновый замер Итоговый Фоновый замер Итоговый замер

замер

Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст Среднее ст

Самочув-ствие 5,3 0,62 5,7 0,77 5,05 0,9 5,1 0,88 5,5 0,74 5,5 0,54 4,3 1,5 4,8 1,1

Активность 4,9 0,92 5,2 1,14 4,89 0,77 4 1,2 5,2 0,89 5,1 1,3 4,2 1,5 4,2 1,3

Настроение 5,9 0,73 6,1 0,63 5,59 0,85 5,8 0,59 5,6 0,57 6,0 0,54 5 0,9 5,4 0,93

Реактивная 32,29 8,75 27,86 6,2 34,67 5,4 30,33 6,6 33,14 7,2 30,71 8,5 35,78 8 34,33 7,4

тревожность

Систоличес- 132 15 125 10 126 10 121 10 133 10 125 10 122 15 115 10

кое АД

Диастоли- 90 5 85 10 83 5 80 5 92 5 85 5 77 15 78 5

ческое АД

Пульс 76 17 70 19 58 5 61 9 67 11 64 10 64 10 61 10

Индекс Кердо -25,65 34,8 -31,72 39,2 -43,33 18,1 -34,93 27 -40,34 24,4 -35,25 23 -25,7 42,1 -32,23 31,3

Продуктив- 174 78 179 67 220 53 221 53 212 65 189 38 255 57 238 49

ность

Точность 0,84 0,13 0,89 0,08 0,93 0,06 0,86 0,1 0,91 0,06 0,86 0,09 0,94 0,05 0,93 0,07

Таблица 5.

Сравнительная эффективность методик ПСР (студенты, икритерий для связных выборок).

Методики Показатели НМР СР

Визуал. группа (N=73) Кинестет. группа (N=58) Визуал. группа (N=73) Кинестет. группа (N=58)

САН Шкала реактивной тревожности Самочувствие -1.1* -3.5** -0.8 -0.6

Активность 2.1 -1.1 0.4 0.6

Настроение -1.6 -2.3* -2.2* -1.2

Реактивная тревожность 3.7** 5.6** 5.3** 2.4*

Давление Систолическое 2.3* 0.5 1.3 2.6*

Диастоличекое 2.4* 0.7 2.2* 1.6

ЧСС Пульс 3.1* 2.4* 2 7** 0.4

Индекс Кердо 0.7 1.4 0.1 -0.3

Корректурная проба Продуктивность -1.3 -3.5** 1.03 0.8

Точность 1.1 -3.2** -1.9* 0.6

* - р<.05 ** - р<.01

Таблица 6.

Сравнительная эффективность методик ПСР (спортсмены, критерий Вилкоксона).

Методики Показатели НМР СР

Визуал. группа бокс(^=7) Кинестет. группа дзюдо(М=9) Визуал. группа бокс(^=7) Кинестет. группа дзюдо(М=9)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САН Шкала реактивной тревожности Самочувствие -2.1* -0.1 -0.4 -1.7

Активность -1.4 -1.5 -0.2 -0.4

Настроение -0.6 -1.1 -2.2* -1.6

Реактивная тревожность -2.4* -2* -1.7 -0.9

Давление Систолическое -2.1* -1.4 -2.2* -1.3

Диастоличекое -1.9 -1.2 -2.3* -0.4

ЧСС Пульс -1.4 -0.9 -1.4 -1

Индекс Кердо -0.7 -1 -1.3 -1

Корректурная проба Продуктивность -0.5 0 -0.7 -1.2

Точность -1.6 -2.3* -2.1* -0.1

* - р<.05 ** - р<.01

Таблица 7. Анализ результатов студентов

Группы показателей ФС НМР СР

Визуальная группа (N=73) Кинететическая группа (N=58) Визуальная группа (N=73) Кинететическая группа (N=58)

Показатели самооценки Негативный сдвиг Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг

Физиологические показатели Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Без изменений

Показатели выполнения деятельности Без изменений Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Без изменений

Таблица 8. Анализ результатов спортсменов

Группы показателей ФС НМР СР

Визуальная группа (N=7) Кинететическая группа (N=9) Визуальная группа (N=7) Кинететическая группа (N=9)

Показатели самооценки Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Позитивный сдвиг Без изменений

Физиологические показатели Позитивный сдвиг Без изменений Позитивный сдвиг Без изменений

Показатели выполнения деятельности Без изменений Негативный сдвиг Негативный сдвиг Без изменений

INDIVIDUAL RESOURCES OF ATHLETES' FUNCTIONAL STATE OPTIMIZATION THROUGH APPLCATION OF SELF-REGULATION

PROCEDURES

Barabanshchikova V. V.

An application of self-regulation in athletes forms a long tradition in Russian work and organizational psychology. Obtained data allowed to extract two main principles of self-regulation programs' adaptation: 1) taking into account the grade of fit between self-regulation means and the nature of human functional states' (HFS) negative transformations in work process; 2) acceptance of individual sensitivity to various self-regulation means. An individualized approach in using self-regulation techniques promotes a higher effectiveness in their application and can be considered as a perspective way for improving HFS and human reliability in different work settings. This paper is devoted to investigation of the dominant sensory modality of imagery as one of individual traits that could be viewed as the basis for choosing the most adequate and individually efficient self-regulation technique.

Key-words: self-regulation, human functional state (HFS), dominant sensory modality of imagery.

Барабанщикова Валентина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. vbarabanshikova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.