Научная статья на тему 'Особенности методики образного обучения в технической подготовке юных борцов-дзюдоистов'

Особенности методики образного обучения в технической подготовке юных борцов-дзюдоистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методики образного обучения в технической подготовке юных борцов-дзюдоистов»

______ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ...______

УДК 37.025.6

С. Б. Нарзулаев, К. Г Кривощеков

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ БОРЦОВ-ДЗЮДОИСТОВ

В настоящее время для создания представления о технике спортивных упражнений в основном используются такие традиционные методы, как рассказ, объяснение, показ упражнения.

По данным ЮНЕСКО [1] использование традиционных методов обучения обеспечивает 20-процентный уровень овладения изучаемым материалом. Активные методы обучения позволяют повысить уровень овладения изучаемым материалом до 40% (по данным ЮНЕСКО). Таким образом, возникает вопрос о возможности и эффективности использования образного обучения в технике двигательных действий в учебно - тренировочном процессе.

Применив традиционную схему обучения - рассказ, показ и логическое обоснование техники, обучение взрослого значительно быстрее, чем ребенка. Причины здесь две. Во-первых, с возрастом уже известны основы физики и поэтому легче понять законы биомеханики, а во-вторых уже развито логическое мышление. У детей чувства преобладают над логикой и большую часть информации они воспринимают через образы. Поэтому, быстрее копируя внешнюю форму движений, дети задерживаются в совершенствовании скрытой от глаз внутренней сущности техники - взаимосвязи усилий, их величины и характера. Эти две составляющие спортивной техники следует соединять в обучении, а не постигать последовательно одну за другой. Для этого необходимо в общепринятые методики добавлять “образы”, заставляющие непроизвольно соединить внешнюю форму движений с необходимой внутренней структурой усилий. После показа необходимо, давая установку, включать “образы” главных действий. Нужно помнить, что “образ” или “образы” должны доминировать над остальными движениями, так как они формируют главное. Образы необходимо искать постоянно, потому - что здесь рецепта для всех нет. Иногда они очень индивидуальны, а находки неожиданны, отмечает Б. Валик [2]

Согласно данным нейрофизиологии и когнитивно - информационному подходу, эмоционально - образное восприятие окружающего мира гораздо древнее, чем понятийно - логическое восприятие. Зрительный канал является наиболее мощным в восприятии и переработки информации. Более половины нейронов коры головного мозга человека связаны с обработкой визуальной информации. Визуальный образ представляет собой первый способ фиксации знаний, рожденный на заре человеческой цивилизации и предшествующий письменности.

Спортсмен способен мысленно представить любое движение в совершеннейшем виде. Способен выстроить в своем сознании план выполнения абсолютно точного технического действия. Когда же есть точный план движения, то исполняющей части организма - мышцам и суставам гораздо легче физически выполнить то, что запрограммировано в головном мозге, в аппарате мышления. Методика образного обучения включает в себя (табл. 1)

Таблица 1

Методика образного обучения

I блок 1. Показ двигательное действие (бросок). 2. Рассказ о двигательном действии. 3. В медленном темпе показываются движения, на которые стоит обрати ть внимание, 4. Демонстрация двигательного действия (бросок).

Вербальное и визуальное объяснение

II блок Визуально (зрительно) геометрически четко, ясно и ярко представить показанное двигательное действие (бросок) в воображении в замедленном темпе, внимательно рассмотреть все детали движения; как двигаются руки, ноги, туловище (проделать это 3-4 раза). Использование очков создающих объёмное изображение.

Визуальное (зрительное) представление

III блок Зарисовка по фазам проводимого двигательного действия (броска); Выделение акцентируемого движения, при этом почувствовать его (услышать или издать определенный звук); Четкое представление динамической кривой движения и зарисовать ее,

Зарисовки (письменно) двигательных действий

IV блок Увидеть начало и конец двигательного действия (броска); Увидеть, услышать, почувствовать на что похоже это двигательное действие, то есть найти ассоциации, использование перцептивных упражнений.

Чуственное восприятие двигательное действие

V блок Увидеть, услышать, почувствовать двигательное действие, создать его образ; выразить свое отношение к образу, окрасигь его в цвет, установить эмоциональную связь; дать название образу; мысленно представить быстрое проведение двигательного действия (броска), при этом необходимо ощущать его, войти в него, стать им (проделать 1-2 раза).

Построение идеомоторного образа совершенствовани я двигательного действия

VI блок Отработка движения с партнером, при этом осознавать свои действия. Найти взаимосвязь, отношение двигательного действия (броска) с другими; определить в каких ситуациях, стойках, положениях соперника это двигательное действие (бросок) будет проходить более эффективно, чем другие; рассмотреть, какие захваты возможны при проведении двигательного действия (броска).

Практическая реализация (первичной) двигательного действия

VII блок Обработка броска с различными захватами, в разных ситуациях, в комбинациях с другими двигательными действиями (бросками).

Совершенствован ие двигательного действия

_______ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ...

Методика образного обучения дает возможность мысленно отработать приемы борьбы дзюдо. Начинать тренироваться лучше с визуализации знакомых предметов и ситуаций. Используя образную память, легче достичь ярких образов. Мозг испытывает более глубокое воздействие, если задействованы разные модальности: визуальная, аудиальная, кинестетическая.

Подготовка спортсменов на основе приемов визуализации (образного обучения) может рассматриваться как средство развития технических (двигательных) умений борцов.

Данное исследование проводилось на базе СДЮСШОР “Янтарь” г. Се-верска в течение трех лет. В исследовании участвовали борцы - дзюдоисты 12-15 лет на этапе углубленного изучения спортивной техники. Педагогические наблюдения и результаты анкетирования показали, что необходимо провести поиск более адекватных педагогических воздействий, обеспечивающих тренеров и спортсменов такими знаниями, которые были бы направлены на системное изучение, как научно-методических направлений процесса технической, теоретической, психологической подготовки, состава, структуры, функциональных; закономерностей методики преподавания и обучения, так и на изучение личности и индивидуально психологических особенностей спортсмена.

В основе организации занятий с использованием образного обучения учитывались следующие особенности методики:

1) чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение;

2) идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством спортсмена;

3) исследования ряда авторов, подтверждая исследования А. В. Алексеева (1985г.), в частности А. Ц. Пуни (1957г.), Ю. 3. Захарьянци В. И. Силина, Е. Н. Суркова (19.52г.) [6; 7; 8], доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки;

4) начиная разучивать новый элемент спортивной тренировки, надо представлять его исполнение в замедленном темпе;

5) при овладении новым техническим элементом мысленно представить его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела спортсмена в момент выполнения этого элемента.

Данная методика разрабатывапась с учетом исследования индивидуальных особенностей воображения. Основное содержание занятий строилось из компонентов визуального (зрительного) мышления. Занятия проводились 6 раз в неделю по 90 минут. Предложенная методика организации занятий была проведена в ходе естественного эксперимента. Для этого определялась динамика исследуемых показателей, и проводился сравнительно - сопоставительный анализ.

Для определения состояния проблемы применения в практике борьбы дзюдо образного обучения проводилось анкетирование.

Для определения психических состояний, их уровня развития исследовались индивидуальные особенности воображения.

С целью определения эффективности использования технологии образного обучения, проводилось исследование специальной подготовки.

В результате анализа анкетных данных тренеров мы выяснили, что около половины тренеров не знакомы с понятием “образное обучение”. Не значительный процент опрошенных обучают спортсменов этому виду деятельности. Подавляющее большинство тренеров используют в работе практические методы, примерно половина теоретические. Выделяют в рассуждениях оперативную сторону идеомоторной тренировки значительный процент педагогов. Вместе с тем, те, кто применяют в учебно-тренировочном процессе образы и идеомоторную тренировку отмечают положительный эффект от этой работы. О недостаточной подготовке тренеров, недостаточном количестве методической, психологической литературы говорит большинство опрошенных.

Анализируя полученные данные индивидуальных особенностей воображения за период педагогического эксперимента, можно отметить достоверные изменения (Р<0,05) в уровне сложности воображения. Также наблюдается тенденция изменения степени стереотипности воображения и положительной динамикой к творчеству и оригинальности мышления. Показатели фиксированности и гибкости (ригидности) воображения за период педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах изменились незначительно (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей индивидуальных особенностей воображения юных борцов - дзюдоистов за период педагогического эксперимента

Показатели Контрольная Экспериментальная

До После . ..... До ... ... После

Уровень сложности воображения 2,5+1,18 2,8+1,16 2,6±1,15 3,3+1,35*

Г ибкость воображения и степень фиксированности образов и представлений (%) 31,25 35 33,75 41

Степень стереотипности воображения (%) 66,25 53 70 45

*- достоверность изменений по сравнению с исходными значениями (Р<0,05).

______ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ...

Результаты исследования специальной физической подготовленности показывают, что в процессе занятий борьбой дзюдо с использованием технологии образного обучения произошло улучшение показателей, характеризующих уровень развития двигательных качеств (табл. 3).

Таблица 3

Изменение специальной физической подготовленности борцов экспериментальной и контрольной группы за период педагогического эксперимента

№ Показатели Экспериментальная группа р >< Контрольная группа Р ><

Начало эксперим ента Конец эксперим ента Начало Конец

1 Лазание по канату без помощи ног с грузом (кг) 10 ±0,65; 11,9 ± 0,64; Р< 9 ± 0,64; 9,5 ±0,59 Р<

2. Жим штанги лежа (кг) 46 ± 1,56; 49 ±1,34; Р< 47 ± 1,34; 48 ±1,30 Р>

3. Пятерной прыжок с места на одной ноге (сумма правой и левой) -(см) 12,54 ± 0,16; 12,75 ± 0,61; Р< 12,45 ± 0,61; 12,48 ± 0,15 Р>

4. Десять бросков на скорость (см) 10,84 ± 0,26; 10,58 ± 0,25; Р< 10,8 ± 0,25; 10,7 ± 0,23 Р>

Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод, что предложенная методика образного обучения в технической подготовки юных борцов - дзюдоистов оказывает положительное влияние не только на уровень развития воображения и творчества спортсмена, но и способствует повышению уровня двигательными качествами, в частности техническими действиями.

Библиографический список

1. Лотман, Ю. М. Семантика кино и проблемы киноэстетики. - Таллин. :Ээс-ти Раамат. 1973. — 187 с.

2. Валик, Б. Теория и практика физической культуры. - 1990 — № 3.

3. Сидоров, А. А. и др. Педагогика: Учеб. для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине “Физическая культура”. - М. 2000.

4. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. - М. 1996.

5. Немов, Р. С. Введение в научное психологическое исследование с элемн-тами математической статистики. 3-е изд. - М., 1998.

6. Алексеев, А. В. Себя преодолеть. - М.: ФиС. 1985. - С. 191

7. Пуни, А. Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков. -Л., 1957.-С. 28-29.

8. Захарьянц, Ю .3., Силина В. И., Сурков Е. Н. Роль «слова» и «показа» в запоминании гимнастических упражнений. - Теория и практика физ. культ. -1952 .-№7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.