Д.Н. Соснина
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИСТА БАЛЕТА В УСЛОВИЯХ СЦЕНИЧЕСКОГО СТРЕССА
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета: академизм, музыкальность, техничность исполнения, амплитуда движения и актерское мастерство. Показано, что влияние психического стресса на успешность деятельности артиста определяется его устойчивостью к психическому стрессу. Делается вывод о необходимости психологического сопровождения подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях, конкурсах, гастролях.
Ключевые слова: артист балета, исследования, сценический стресс, успех.
Балетное искусство базируется на незыблемых традициях классического танца. Эти традиции опираются на законы биомеханики человеческого тела и эстетические принципы гармонии, красоты и логики как языка классического балета. Это искусство новых, технически оснащенных исполнителей, где профессиональная деятельность артистов связана с большими физическими, нервными и эмоциональными нагрузками. Квалификация артиста балета включает в себя не только комплекс профессиональных знаний и навыков, но и художественное воспитание, в силу которого уровень исполнения становится высоким искусством.
Выход на сцену для любого артиста - это желанная цель, ответственный момент и смысл его творчества, но успех на сцене зависит не только от уровня профессиональной подготовки: свое мастерство приходится демонстрировать в условиях, когда его оценивают педагоги-репетиторы, коллеги, а главное - зрители, что вызывает дополнительные эмоциональные переживания и повышенное чувство ответственности.1,2 Многие артисты балета, прекрасно готовые на репетиции, выходя на сцену, теряют способность контролировать происходящее и не могут успешно реализовать подготовленную тщательнейшим образом партию. Как правило, это всегда связано с повышенным
нервно-психическим напряжением (стрессом), именно в этих условиях артист наиболее подвержен его воздействию. И нет артиста, который ни разу не испытал перед выходом на сцену переживаний и волнений, связанных с его воздействием.
Большинство авторов научных работ о сущности и природе психического напряжения, которое возникает на сцене, затрагивают вопрос воздействия на актера разных стрессоров, мешающих творческому процессу, называя такую напряженность «боязнью рампы» или «страхом выступления» (Piparek, 1981; Kemp, 1982; Wills, Cooper, 1988; Davies, 1978; Baccer, 1988; Marchant-Haycox, Wilson, 1992).3 Но до сих пор нет конкретных научно обоснованных данных об устойчивости к стрессу именно артистов балета.
Особенно состояние психического стресса, вызывают у артистов балета выступления в наиболее ответственных спектаклях-премьерах, зарубежных гастролях и конкурсах.4 В этих условиях нередко размеры сцены и качество пола не соответствуют привычным и необходимым требованиям. На конкурсах идет соревнование, присутствует элемент борьбы за высокий результат, жесткая конкуренция. Во время зарубежных гастролей особенно возрастают напряжение и усталость, вызываемые необходимостью работать в различное время суток, при смене часовых поясов, повышаются физические нагрузки, обязательность выполнения сложных технических элементов без необходимого отдыха, опасность получения травмы и т.д. Все это способствует возникновению особого психологического состояния, обозначенного нами как «сценический стресс».
До сих пор вопросы устойчивости артистов балета к такому стрессу, равно как и вопросы влияния его на их исполнительскую деятельность, не были предметом специального научного исследования.
В последние годы возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (Березин Ф.Б., 1988; Запуска-лов СВ., Положий Б.С., 1993, Никифоров ГС, 2002; Матулене Г., 2002; Перре М, 2004; Леонова А.Б., 2004).
Общеизвестно, что влияние психического стресса на успешность деятельности, (труд, спорт, искусство) связано с индивидуальными особенностями человека и на разных лиц один и тот же уровень стресса может оказывать противоположное влияние: положительное или отрицательное. Для одних, он является оптимальным для работы и творчества, а для других - чрезмерным и разрушающим. Специальные психологические исследования показывают, что во многом успешность деятельности в экстремальных условиях определяется таким качеством как устойчивость к стрессу, т.е. способностью не поддаваться его отрицательному воздействию.5,6 Логично предположить, что и в балете способность противостоять отрицательному влиянию сценического стресса, так же может быть обусловлена стрессо-устойчивостью артиста.
Целью данной статьи являлось изучение влияния сценического стресса на качество исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от их стрессоустойчивости.
Исследование проводилось на базе Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Испытуемые - артисты балета, всего 80 чел. Особенности психического состояния и качество исполнения каждого артиста оценивались как на репетициях (фоновые данные), так и во время исполнения этой же партии на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли), т.е. в условиях сценического стресса.
Известно, что при сильном стрессе у человека меняется тембр голоса, интонация, ритм и темп речи. Эмоциональное состояние артистов непосредственно перед каждым исполнением в условиях фона (репетиция) и на сцене (перед спектаклем) оценивалось с помощью методики «Анализ интонационных (спектрографических) характеристик речи». Этот метод используется в космонавтике и медицине, а также в спортивной практике, для оценки уровня стресса у спортсменов, выходящих на старт.7 Важным преимуществом данного метода является то, что контроль эмоциональной нагрузки наблюдаемого может осуществляться в любых условиях. Отсутствие контактных датчиков
существенно упрощает и без того сложную процедуру эксперимента. Показателями стресса являлось изменение спектра речи, что проявлялось в падении интенсивности сигнала на низких частотах и увеличении ее на высоких. Анализ проводился путем записи определенной для всех испытуемых фразы с последующей ее обработкой с помощью профессиональной программы для звукорежиссеров «Sound forge - 09». Суть метода в следующем: регистрировалась интенсивность звукового сигнала в пяти диапазонах частот (от 20 до 3900 Гц) в фоновых условиях (на репетиции) и перед выходом на сцену. При сопоставлении данных спектрального анализа голоса с другими показателями стресса (по Т.А. Немчину, К. Люшеру, Б.А. Вяткину - С.В. Субботину, Ч.Д. Спилбергеру - Ю.Л. Ха-нину) выявлены значимые корреляционные взаимосвязи. Соответствующие данные приведены в табл. 1.
Таблица 1
Статистически значимые корреляционные взаимосвязи между
Голосовые реакции П°кайШ|аТелями стресса
Тревожность (Спилбергер-Ханин) Показатели эмоционального состояния на сцене (Люшер) Показатели эмоционального состояния на репетиции (Люшер) Стрессоустойчивость (Немчин) Стрессоустойчивость (Вяткин-Субботин)
Ст Лт Со Вк Со Вк Д-э Сп Рс Су
Сцена А0
А1 0.32* 0.36*
А2 0.32*
A3
A4 0.45** 0.42** 0.41**
А5 0.46** 0.36* -0.38* 0.34* 0 79*** 0.46** 0.45**
Продолжение таблицы 1
Голосовые реакции Показатели
Тревожность (Спилбергер-Ханин) Показатели эмоционального состояния на сцене (Люшер) Показатели эмоционального состояния на репетиции (Люшер) Стрессоустойчивость (Немчин) Стрессоустойчивость (Вяткин-Субботин)
Ст Лт Со Вк Со Вк Д-э Сп Рс Су
Репетиция А0 -0.44**
А1
А2
A3
A4 -0.36* -0.39* -0.4*
А5 - 0.34* -0.36* -0.39* -0.47** -0 51***
Условные обозначения:
Ст - ситуативная тревожность, Лт - личностная тревожность, Со - суммарное отклонение от вегетативной нормы, Вк - вегетативный компонент, Д-э - дистресс-эвстресс, Сп - стрессовые проявления,
Рс - реакции субъекта в экстремальных ситуациях, Су - стрессоустойчи-вость.
А0-А5 -диапазоны частот.
Уровень значимости: * - р<0.05, ** - p<0.01, *** - p<0.001
Для оценки качественных особенностей исполнительской деятельности артиста балета, условно было выделено и фиксировалось пять компонентов: «академизм» «техничность», «амплитуда, «музыкальность», «актерское мастерство». Качество исполнительской деятельности артистов оценивала группа экспертов по десятибалльной шкале методом фиксированного наблюдения с использованием видеозаписи, где 10 баллов было наивысшей оценкой. Эксперты - ведущие педагоги-репетиторы театра.
Стрессоустойчивость артистов определялась на основе совпадения результатов по методикам Т.А. Немчина8 и Б.А. Вяткина -
С.В. Субботина,9 что позволило выделить две группы испытуемых: «стрессоустойчивые» (42 чел.) и «стрессонеустойчивые» (38 чел.) Полученные данные обрабатывались методом математической статистики при помощи корреляционного и факторного анализа, а также ^критерия Стьюдента.
В ходе исследования было обнаружено, что состояние сценического стресса в условиях повышенной ответственности возникает у всех без исключения артистов, независимо от их стрес-соустойчивости. Это доказывается статистически значимыми изменениями показателей интонационных характеристик речи. Соответствующие данные приведены в табл. 2.
Как видно из таблицы, у всех испытуемых перед выходом на сцену повышается интенсивность звуков на высоких тонах, что говорит о повышенном эмоциональном возбуждении (стрессе), причем у «стрессонеустойчивых» изменения выражены ярче.
Посмотрим далее, как влияет состояние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельнос-
ти. ^ Для этого об
Показателцтв спектра речи
уюЩиеданны мые
Интенсивность звуков в диапазоне 1200-2100 Гц
Интенсивность звуков в диапазоне 2100-3900 Гц
стрессоустойчивые
Изменение по
устойчивыеб
стрессоустойчивые
стрессоне-устойчивые
затимся к табл. 3, где представлены соответ-
г кСшнивдавлненДястушиявях фона и сцены
ные
Фон
54,52
ка^т^е ета в и
ал!
41,87
39,
Сцена
58,05
и П9,5рч язи с вы
44,79
45,62
различий
Т
2,73
еск°99° с
кодом н
2,36
7,00
р
<0,01
остояни
сцену
<0,05
<0,001
Таблица 2 артистов
Таблица 3
Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости
Качественные особенности деятельности Испытуемые Результат (баллы) Достоверность различий
Фон Сцена Т Р
Академизм стрессоустойчивые 5,32 5,22 1,27 Незначимо
стрессоне-устойчивые 5,49 4,54 7,06 <0,001
Музыкальность стрессоустойчивые 5,29 5,27 0,26 Незначимо
стрессоне-устойчивые 5,51 4,35 8,84 <0,001
Техничность стрессоустойчивые 5,41 5,95 3,72 <0,001
стрессоне-устойчивые 5,78 3,92 13,27 <0,001
Амплитуда стрессоустойчивые 5,71 6,15 2,96 <0,001
стрессоне-устойчивые 6,43 4,51 14,08 <0,001
Актерское мастерство стрессоустойчивые 5,15 5,37 1,42 Незначимо
стрессоне-устойчивые 6,11 4,81 9,33 <0,001
представителей обеих групп испытуемых. Очевидно, что влияние стресса неоднозначно для устойчивых и неустойчивых к стрессу артистов балета.
Из таблицы видно, что в условиях сценического стресса качественные особенности деятельности в разных группах испытуемых изменяются по-разному.
Во-первых, у «стрессоустойчивых», качественные особенности деятельности, такие компоненты как «академизм», музыкальность» и «актерское мастерство» в условиях стресса значимым образом не изменяются. Очень важно отметить, что несколько выше на сцене показатели «техничности» и «амплитуды». Во-вторых, у «стрессонеустойчивых» артистов на сцене все показатели деятельности значимым образом ухудшаются, и самым существенным образом страдают такие компоненты как: «музыкальность» и «актерское мастерство».
Возникает вопрос, а одинаково ли качество исполнения было в обеих группах на репетиции (в фоне). Для этого обратимся к результатам исследований в табл. 4, где представлены соответствующие данные результатов фоновых испытаний.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что на репетиции (в фоне) «стрессонеустойчивые» артисты работают более музыкально, чем устойчивые к стрессу, у них выше уровень технического мастерства, амплитуда движений и особенно ярко выражено актерское
Компоненты деятельности Испытуемые Достоверность различий
] стрессо- < устойчивые з е стреосоне- ) $ устойчивые а * 1 еекольк < Р о превоеходят
Академизм 5.32 :г о 5.49 1, :<0.36 , з незначимо г
Музыкальность 5.29 1 "5.51 а кг„49еко е * «аете'ретвоу " незначимо
Техничность 5.41 5.78 0.87 незначимо
Амплитуда 5.15 6.11 2.17 незначимо
Актерское мастерство 5.71 6.43 1.46 < 0.05
Таблица 4
акого
мастерство. Но в условиях сценического стресса они значимым образом ухудшают свои фоновые данные по всем компонентам.
На основании данных нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. У артистов балета во время ответственных выступлений (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) перед выходом на сцену имеет место возникновение состояния повышенного нервно-психического напряжения, которое можно обозначить как «сценический стресс».
2. Состояние сценического стресса возникает у всех артистов независимо от их стрессоустойчивости, но у артистов, отличающихся низкой стрессоустойчивостью, оно выражено несколько значительней.
3. Состояние сценического стресса оказывает различное влияние на особенности исполнительской деятельности артистов, в зависимости от их устойчивости к стрессу: «стрессоустойчивые» в условиях сценического стресса существенно не снижают качество деятельности и даже в ряде случаев могут улучшать его. «Стрессонеустойчивые» в этих условиях значимым образом ухудшают качественные особенности исполнительской деятельности, и прежде всего в таких ее компонентах, как музыкальность, техничность и актерское мастерство.
Опыт наблюдений показывает, что, как правило, «стрессоустойчивые» отличаются относительной самостоятельностью, адекватной самооценкой своего эмоционального состояния, рациональной организацией поведения перед выходом на сцену. «Стрессонеустойчивые» плохо контролируют свое поведение перед выходом на сцену, очень часто не могут адекватно оценить свое эмоциональное состояние: они, как правило, излишне суетливы, не могут полностью сконцентрироваться и мобилизоваться на предстоящей деятельности. Это говорит о необходимости специального организованного психологического сопровождения при подготовке артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях, общее направление которого, может быть представлено схематически следующим образом:
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.
2 Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М., 1987. -С. 110 - 317.
3 Вильсон Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники. - М.: Когито-центр, 2001. - С. 280 - 309.
4 Там же.
5 Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 15 - 58.
6 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический проект, 2009. - С. 55 - 87, С. 116 - 132.
7 Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 78 - 107.
8 Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. - Л., 1983. -С. 12 - 20.
9 Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дисс...канд. психол. наук. / С.В. Субботин. -Пермь, 1992. - 152 с.
Abstract
The article presents the results of empirical study concerning stage stress influence on the qualitative peculiarities of ballet
dancers' masterly performance: academicism, musicality, technical skills of acting, movement amplitude and acting technique. It is shown that the influence of psychical stress on the artist's performance success is defined by his/her resistance to psychic stress. It is concluded that it's necessary to provide the ballet dancer with psychological help while preparing to important performances, competitions, tours.
Key words: ballet dancer, empirical study, concerning stage stress, success.