Научная статья на тему 'Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета'

Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНИЧЕСКИЙ СТРЕСС / STAGE STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ АРТИСТА БАЛЕТА / BALLET DANCER'S RESISTANCE TO STRESS / КОМПОНЕНТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АКАДЕМИЗМ / COMPONENTS OF MASTERLY PERFORMANCE: ACADEMICISM / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / MUSICALITY / ТЕХНИЧНОСТЬ / АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЯ / MOVEMENT AMPLITUDE / АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / TECHNICAL SKILLS / ACTING TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соснина Дарья Николаевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета: академизм, музыкальность, техничность исполнения, амплитуда движения и актерское мастерство. Показано, что влияние психического стресса на успешность деятельности артиста определяется его устойчивостью к психическому стрессу. Делается вывод о необходимости психологического сопровождения подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях, конкурсах, гастролях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of empirical study concerning stage stress influence on the qualitative peculiarities of ballet dancers' masterly performancg: academicism, musicality, technical skills of acting, movement amplitude and acting technique. It is shown that the influence of psychical stress on the artist's performance success is defined by his/her resistance to psychic stress. It is concluded that it's necessary to provide the ballet dancer with psychological help while preparing to important performances, competitions, tours.

Текст научной работы на тему «Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета»

196 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^ Примечания

1. Гаевский, В. М. Дивертисмент: судьбы классического балета / В.М. Гаевский. - М., 1981.

2. Захаров, Р. В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. - М., 1989.

3. Классический танец. - Л., 1984.

4. Костровицкая, В. С. Школа классического танца / В.С. Костровицкий, А.А. Писарев. - Л., 1986. - С. 61.

5. МАХУ 200 лет. - М., 1973.

6. Тарасов, Н. И. Классический танец / Н.И. Тарасов. - М., 1981.

УСТОЙЧИВОСТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ СТРЕССУ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРТИСТА БАЛЕТА

Д. Н. Соснина

Пермский государственный педагогический университет

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета: академизм, музыкальность, техничность исполнения, амплитуда движения и актерское мастерство. Показано, что влияние психического стресса на успешность деятельности артиста определяется его устойчивостью к психическому стрессу. Делается вывод о необходимости психологического сопровождения подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях, конкурсах, гастролях.

Ключевые слова: сценический стресс, стрессоустойчивость артиста балета, компоненты исполнительской деятельности: академизм, музыкальность, техничность, амплитуда движения, актерское мастерство.

The article presents the results of empirical study concerning stage stress influence on the qualitative peculiarities of ballet dancers' masterly performancg: academicism, musicality, technical skills of acting, movement amplitude and acting technique. It is shown that the influence of psychical stress on the artist's performance success is defined by his/her resistance to psychic stress. It is concluded that it's necessary to provide the ballet dancer with psychological help while preparing to important performances, competitions, tours.

Key words: stage stress, ballet dancer's resistance to stress, components of masterly performance: academicism, musicality, technical skills, movement amplitude, acting technique.

Балет - такой вид искусства, который опирается на эстетические принципы гармонии, красоты, логики и целесообразности классического танца как языка движений тела. Балет нашего времени - это искусство новых, технически оснащенных исполнителей. Про-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 196-200

фессиональная деятельность артистов балета связана с большими физическими, нервными и эмоциональными нагрузками. Успех их выступления на сцене зависит не только от уровня профессионализма: им приходится демонстрировать свое мастерство в условиях, когда

11_Tä8ägTääieä.p65 196 1 23.03.2011, 9:58

Образование в сфере культуры 197

их оценивают педагоги-репетиторы, коллеги, родные и близкие люди, а главное - зрители, что вызывает дополнительные эмоциональные переживания и повышенное чувство ответственности (см.: 1, 2, с. 110-317). Поэтому, как правило, выход артиста на сцену связан с повышенным нервно-психическим напряжением (стрессом). Особенно состояние психического стресса вызывают у артистов балета выступления в наиболее ответственных спектаклях - премьерах, зарубежных гастролях и конкурсах (см.: 3, с. 280-309). В этих условиях нередко размеры сцены и качество пола не соответствуют привычным и необходимым требованиям. На конкурсах идет соревнование, присутствует элемент борьбы за высокий результат, жесткая конкуренция. Во время зарубежных гастролей особенно возрастают напряжение и усталость, вызываемые необходимостью работать в различное время суток, при смене часовых поясов, повышаются физические нагрузки, обязательность выполнения сложных технических элементов без необходимого отдыха, опасность получения травмы и т.д. Все это способствует возникновению особого психологического состояния, обозначенного нами как «сценический стресс».

До сих пор вопросы устойчивости к стрессу артистов балета, равно как и влияние такого состояния на исполнительскую деятельность, не были предметом специального исследования. Общеизвестно, что влияние психического стресса на успешность деятельности, (труд, спорт, искусство) связанно с индивидуальными особенностями человека. Одно то же состояние стресса на разных людей может оказывать противоположное воздействие: положительное или отрицательное. Для одних стресс является оптимальным для работы и творчества, а для других - чрезмерным и разрушающим. Специальные психологические исследования показывают, что во многом успешность деятельности в экстремальных условиях определяется таким качеством, как устойчивость к стрессу, то есть способностью не поддаваться его отрицательному воздействию (см.: 4, с. 15-58, 5, 55-87,

116-132). Логично предположить, что и в балете способность противостоять отрицательному влиянию сценического стресса, так же может быть обусловлена стрессоустойчивос-тью артиста.

Поэтому появляется необходимость изучения влияния сценического стресса на качество исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от их стрессоустойчиво-сти.

Исследование проводилось на базе Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Испытуемые - артисты балета, всего 80 чел. Особенности психического состояния и качество исполнения каждого артиста оценивались как на репетициях (фоновые данные), так и во время исполнения этой же партии на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли), то есть в условиях сценического стресса. Психическое состояние артистов непосредственно перед каждым исполнением в условиях фона и на сцене оценивалось с помощью методики «Анализ интонационных (спектрографических) характеристик речи». Известно, что при сильном стрессе (горе, ярости, страхе и др.) меняется тембр голоса, интонация, ритм и темп речи. Этот метод используется в космонавтике и в спортивной практике, для оценки уровня стресса у спортсменов, выходящих на старт (см.: 4, с. 78-107). Показателем стресса являлось изменение спектра речи, что проявлялось в падении интенсивности сигнала на низких частотах и увеличении ее на высоких. Анализ проводился путем записи определенной для всех испытуемых фразы с последующей ее обработкой с помощью профессиональной программы для звукорежиссеров Sound forge-09. Регистрировалась интенсивность звукового сигнала в диапазонах частот (спектров) от 20 до 3900 Гц. Сопоставление данных спектрального анализа голоса с другими показателями стресса показали его хорошую валидность.

Качественные особенности исполнительской деятельности артистов: академизм, техничность, амплитуда, музыкальность, актерское мастерство, оценивались группой экс-

11_Ta6agiaaiea.p65 197 1 23.03.2011, 9:58

198 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^

пертов по десятибалльной шкале методом фиксированного наблюдения с использованием видеозаписи, где 10 баллов было наивысшей оценкой. Экспертами выступали ведущие педагоги-репетиторы театра.

Стрессоустойчивость артистов определялась на основе совпадения результатов по методикам Т.А. Немчина (см.: 6, с. 12-20) и Б.А. Вяткина - С.В. Субботина, что позволило выделить две группы испытуемых: «стрессоус-

тойчивые» (42 чел.) и «стрессонеустойчивые» (38 чел.)

В ходе исследования было обнаружено, что состояние стресса имеет место во время сценических выступлений у всех артистов, независимо от их стрессоустойчивости. Это доказывается статистически значимыми изменениями показателей интонационных характеристик речи. Соответствующие данные приведены в таб. 1.

Таблица 1

Изменение показателей психического состояния артистов в связи с выходом на сцену

Показатели спектра речи

Испытуемые

Фон Сцена Т Р

Интенсивность звуков в диапазоне 1200-2100 Гц стрессоустойчивые стрессонеустойчивые 54,52 58,05 2,73 <0,01

53,19 59,51 6,99 <0,001

Интенсивность звуков в диапазоне 2100-3900 Гц стрессоустойчивые стрессонеустойчивые 41,87 44,79 2,36 <0,05

39,88 45,62 7,00 <0,001

Средние данные Достоверность различий

Как видно из таблицы, у всех испытуемых перед выходом на сцену повышается интенсивность звуков на высоких тонах, что говорит о повышенном эмоциональном возбуждении (стрессе).

Посмотрим далее, как влияет состояние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности. Для этого обратимся к табл. 2, где представлены соответствующие данные качеств исполнения в условиях фона и сцены представителей обеих групп испытуемых. Очевидно, что влияние стресса неоднозначно для устойчивых и неустойчивых к стрессу артистов.

Из таблицы видно, что: во-первых, в условиях сценического стресса «стрессоустойчивые» артисты несколько улучшают качественные особенности исполнения по отношению к фону по всем показателям, а «стрессонеустойчивые» статистически значимым образом их ухудшают; во-вторых, влияние стресса на различные особенности исполнительской деятельности неоднозначно. В меньшей степени под его влиянием изменяются «техничность», «академизм», «амплитуда», в большей - творческие особенности - «музыкальность» и «актерское мастерство». Следует отметить, что на репетиции (фон) «стрессонеустойчивые» артисты от-

11_îâôàçîâàièà.p65 198 1 23.03.2011, 9:58

^ Образование в сфере культуры 199

Таблица 2

Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости

Качественные особенности деятельности Испытуемые Результат(баллы) Достоверность различий

Фон Сцена Т Р

Академизм стрессоустойчивые 5,32 5,22 1,27 Не значимо

стрессонеустойчивые 5,49 4,54 7,06 <0,001

Музыкальность стрессоустойчивые 5,29 5,27 0,26 Не значимо

стрессонеустойчивые 5,51 4,35 8,84 <0,001

Техничность стрессоустойчивые 5,41 5,95 3,72 <0,001

стрессонеустойчивые 5,78 3,92 13,27 <0,001

Амплитуда стрессоустойчивые 5,71 6,15 2,96 <0,001

стрессонеустойчивые 6,43 4,51 14,08 <0,001

Актерское мастерство стрессоустойчивые 5,15 5,37 1,42 Не значимо

стрессонеустойчивые 6,11 4,81 9,33 <0,001

личаются большей музыкальностью, чем устойчивые к стрессу, у них выше уровень технического мастерства, амплитуда движений и особенно ярко выражено актерское мастерство.

Итак, сделаем некоторые выводы. У артиста балета во время ответственных выступлений (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) перед выходом на сцену имеет место возникновение состояния повышенного нервно-психического напряжения, которое можно обозначить как «сценический стресс».

Влияние стресса на деятельность артистов балета неоднозначно.

Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской дея-

тельности артистов балета обусловлено уровнем их стрессоустойчивости.

«Стрессоустойчивые» артисты в условиях сценического стресса существенно не снижают качество деятельности и даже в ряде случаев могут улучшать его. «Стрессонеустойчивые» артисты в этих условиях значимым образом ухудшают качественные особенности исполнительской деятельности, и прежде всего в таких ее компонентах, как музыкальность, техничность и актерское мастерство.

Следовательно, необходимо специально организованное психологическое сопровождение подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях.

11_ТабадТаа1ёа.р65 199 1 23.03.2011, 9:58

200 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^ Примечания

1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004.

2. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. - М., 1987.

3. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Г. Вильсон.

- М.: Когито-центр, 2001.

4. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

5. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык.

- М.: Академический проект, 2009.

6. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л., 1983.

11_Tä8ägTääieä.p65 200 1 23.03.2011, 9:58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.