196 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^ Примечания
1. Гаевский, В. М. Дивертисмент: судьбы классического балета / В.М. Гаевский. - М., 1981.
2. Захаров, Р. В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. - М., 1989.
3. Классический танец. - Л., 1984.
4. Костровицкая, В. С. Школа классического танца / В.С. Костровицкий, А.А. Писарев. - Л., 1986. - С. 61.
5. МАХУ 200 лет. - М., 1973.
6. Тарасов, Н. И. Классический танец / Н.И. Тарасов. - М., 1981.
УСТОЙЧИВОСТЬ К ПСИХИЧЕСКОМУ СТРЕССУ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРТИСТА БАЛЕТА
Д. Н. Соснина
Пермский государственный педагогический университет
В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета: академизм, музыкальность, техничность исполнения, амплитуда движения и актерское мастерство. Показано, что влияние психического стресса на успешность деятельности артиста определяется его устойчивостью к психическому стрессу. Делается вывод о необходимости психологического сопровождения подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях, конкурсах, гастролях.
Ключевые слова: сценический стресс, стрессоустойчивость артиста балета, компоненты исполнительской деятельности: академизм, музыкальность, техничность, амплитуда движения, актерское мастерство.
The article presents the results of empirical study concerning stage stress influence on the qualitative peculiarities of ballet dancers' masterly performancg: academicism, musicality, technical skills of acting, movement amplitude and acting technique. It is shown that the influence of psychical stress on the artist's performance success is defined by his/her resistance to psychic stress. It is concluded that it's necessary to provide the ballet dancer with psychological help while preparing to important performances, competitions, tours.
Key words: stage stress, ballet dancer's resistance to stress, components of masterly performance: academicism, musicality, technical skills, movement amplitude, acting technique.
Балет - такой вид искусства, который опирается на эстетические принципы гармонии, красоты, логики и целесообразности классического танца как языка движений тела. Балет нашего времени - это искусство новых, технически оснащенных исполнителей. Про-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 196-200
фессиональная деятельность артистов балета связана с большими физическими, нервными и эмоциональными нагрузками. Успех их выступления на сцене зависит не только от уровня профессионализма: им приходится демонстрировать свое мастерство в условиях, когда
11_Tä8ägTääieä.p65 196 1 23.03.2011, 9:58
Образование в сфере культуры 197
их оценивают педагоги-репетиторы, коллеги, родные и близкие люди, а главное - зрители, что вызывает дополнительные эмоциональные переживания и повышенное чувство ответственности (см.: 1, 2, с. 110-317). Поэтому, как правило, выход артиста на сцену связан с повышенным нервно-психическим напряжением (стрессом). Особенно состояние психического стресса вызывают у артистов балета выступления в наиболее ответственных спектаклях - премьерах, зарубежных гастролях и конкурсах (см.: 3, с. 280-309). В этих условиях нередко размеры сцены и качество пола не соответствуют привычным и необходимым требованиям. На конкурсах идет соревнование, присутствует элемент борьбы за высокий результат, жесткая конкуренция. Во время зарубежных гастролей особенно возрастают напряжение и усталость, вызываемые необходимостью работать в различное время суток, при смене часовых поясов, повышаются физические нагрузки, обязательность выполнения сложных технических элементов без необходимого отдыха, опасность получения травмы и т.д. Все это способствует возникновению особого психологического состояния, обозначенного нами как «сценический стресс».
До сих пор вопросы устойчивости к стрессу артистов балета, равно как и влияние такого состояния на исполнительскую деятельность, не были предметом специального исследования. Общеизвестно, что влияние психического стресса на успешность деятельности, (труд, спорт, искусство) связанно с индивидуальными особенностями человека. Одно то же состояние стресса на разных людей может оказывать противоположное воздействие: положительное или отрицательное. Для одних стресс является оптимальным для работы и творчества, а для других - чрезмерным и разрушающим. Специальные психологические исследования показывают, что во многом успешность деятельности в экстремальных условиях определяется таким качеством, как устойчивость к стрессу, то есть способностью не поддаваться его отрицательному воздействию (см.: 4, с. 15-58, 5, 55-87,
116-132). Логично предположить, что и в балете способность противостоять отрицательному влиянию сценического стресса, так же может быть обусловлена стрессоустойчивос-тью артиста.
Поэтому появляется необходимость изучения влияния сценического стресса на качество исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от их стрессоустойчиво-сти.
Исследование проводилось на базе Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Испытуемые - артисты балета, всего 80 чел. Особенности психического состояния и качество исполнения каждого артиста оценивались как на репетициях (фоновые данные), так и во время исполнения этой же партии на сцене (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли), то есть в условиях сценического стресса. Психическое состояние артистов непосредственно перед каждым исполнением в условиях фона и на сцене оценивалось с помощью методики «Анализ интонационных (спектрографических) характеристик речи». Известно, что при сильном стрессе (горе, ярости, страхе и др.) меняется тембр голоса, интонация, ритм и темп речи. Этот метод используется в космонавтике и в спортивной практике, для оценки уровня стресса у спортсменов, выходящих на старт (см.: 4, с. 78-107). Показателем стресса являлось изменение спектра речи, что проявлялось в падении интенсивности сигнала на низких частотах и увеличении ее на высоких. Анализ проводился путем записи определенной для всех испытуемых фразы с последующей ее обработкой с помощью профессиональной программы для звукорежиссеров Sound forge-09. Регистрировалась интенсивность звукового сигнала в диапазонах частот (спектров) от 20 до 3900 Гц. Сопоставление данных спектрального анализа голоса с другими показателями стресса показали его хорошую валидность.
Качественные особенности исполнительской деятельности артистов: академизм, техничность, амплитуда, музыкальность, актерское мастерство, оценивались группой экс-
11_Ta6agiaaiea.p65 197 1 23.03.2011, 9:58
198 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
пертов по десятибалльной шкале методом фиксированного наблюдения с использованием видеозаписи, где 10 баллов было наивысшей оценкой. Экспертами выступали ведущие педагоги-репетиторы театра.
Стрессоустойчивость артистов определялась на основе совпадения результатов по методикам Т.А. Немчина (см.: 6, с. 12-20) и Б.А. Вяткина - С.В. Субботина, что позволило выделить две группы испытуемых: «стрессоус-
тойчивые» (42 чел.) и «стрессонеустойчивые» (38 чел.)
В ходе исследования было обнаружено, что состояние стресса имеет место во время сценических выступлений у всех артистов, независимо от их стрессоустойчивости. Это доказывается статистически значимыми изменениями показателей интонационных характеристик речи. Соответствующие данные приведены в таб. 1.
Таблица 1
Изменение показателей психического состояния артистов в связи с выходом на сцену
Показатели спектра речи
Испытуемые
Фон Сцена Т Р
Интенсивность звуков в диапазоне 1200-2100 Гц стрессоустойчивые стрессонеустойчивые 54,52 58,05 2,73 <0,01
53,19 59,51 6,99 <0,001
Интенсивность звуков в диапазоне 2100-3900 Гц стрессоустойчивые стрессонеустойчивые 41,87 44,79 2,36 <0,05
39,88 45,62 7,00 <0,001
Средние данные Достоверность различий
Как видно из таблицы, у всех испытуемых перед выходом на сцену повышается интенсивность звуков на высоких тонах, что говорит о повышенном эмоциональном возбуждении (стрессе).
Посмотрим далее, как влияет состояние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности. Для этого обратимся к табл. 2, где представлены соответствующие данные качеств исполнения в условиях фона и сцены представителей обеих групп испытуемых. Очевидно, что влияние стресса неоднозначно для устойчивых и неустойчивых к стрессу артистов.
Из таблицы видно, что: во-первых, в условиях сценического стресса «стрессоустойчивые» артисты несколько улучшают качественные особенности исполнения по отношению к фону по всем показателям, а «стрессонеустойчивые» статистически значимым образом их ухудшают; во-вторых, влияние стресса на различные особенности исполнительской деятельности неоднозначно. В меньшей степени под его влиянием изменяются «техничность», «академизм», «амплитуда», в большей - творческие особенности - «музыкальность» и «актерское мастерство». Следует отметить, что на репетиции (фон) «стрессонеустойчивые» артисты от-
11_îâôàçîâàièà.p65 198 1 23.03.2011, 9:58
^ Образование в сфере культуры 199
Таблица 2
Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской деятельности артистов балета в зависимости от стрессоустойчивости
Качественные особенности деятельности Испытуемые Результат(баллы) Достоверность различий
Фон Сцена Т Р
Академизм стрессоустойчивые 5,32 5,22 1,27 Не значимо
стрессонеустойчивые 5,49 4,54 7,06 <0,001
Музыкальность стрессоустойчивые 5,29 5,27 0,26 Не значимо
стрессонеустойчивые 5,51 4,35 8,84 <0,001
Техничность стрессоустойчивые 5,41 5,95 3,72 <0,001
стрессонеустойчивые 5,78 3,92 13,27 <0,001
Амплитуда стрессоустойчивые 5,71 6,15 2,96 <0,001
стрессонеустойчивые 6,43 4,51 14,08 <0,001
Актерское мастерство стрессоустойчивые 5,15 5,37 1,42 Не значимо
стрессонеустойчивые 6,11 4,81 9,33 <0,001
личаются большей музыкальностью, чем устойчивые к стрессу, у них выше уровень технического мастерства, амплитуда движений и особенно ярко выражено актерское мастерство.
Итак, сделаем некоторые выводы. У артиста балета во время ответственных выступлений (премьеры, конкурсы, зарубежные гастроли) перед выходом на сцену имеет место возникновение состояния повышенного нервно-психического напряжения, которое можно обозначить как «сценический стресс».
Влияние стресса на деятельность артистов балета неоднозначно.
Влияние сценического стресса на качественные особенности исполнительской дея-
тельности артистов балета обусловлено уровнем их стрессоустойчивости.
«Стрессоустойчивые» артисты в условиях сценического стресса существенно не снижают качество деятельности и даже в ряде случаев могут улучшать его. «Стрессонеустойчивые» артисты в этих условиях значимым образом ухудшают качественные особенности исполнительской деятельности, и прежде всего в таких ее компонентах, как музыкальность, техничность и актерское мастерство.
Следовательно, необходимо специально организованное психологическое сопровождение подготовки артиста балета к выступлению в ответственных спектаклях.
11_ТабадТаа1ёа.р65 199 1 23.03.2011, 9:58
200 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^ Примечания
1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004.
2. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность / Л.Д. Блок. - М., 1987.
3. Вильсон, Г. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Г. Вильсон.
- М.: Когито-центр, 2001.
4. Вяткин, Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
5. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык.
- М.: Академический проект, 2009.
6. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л., 1983.
11_Tä8ägTääieä.p65 200 1 23.03.2011, 9:58