Научная статья на тему 'Профессиональный выбор современного школьника: опыт экспериментального исследования'

Профессиональный выбор современного школьника: опыт экспериментального исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / INFORMATION WORK / CHOICE OF PROFESSION / CHOICE OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучинина Анастасия Олеговна, Осипова Татьяна Валерьевна

В статье раскрывается содержание методов профессионального самоопределения школьников, анализируется профессиональный выбор современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучинина Анастасия Олеговна, Осипова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional choice of the modern school student: experience of a pilot study

In article the maintenance of methods of professional self-determination of school students reveals, the professional choice of modern teenagers is an alyzed.

Текст научной работы на тему «Профессиональный выбор современного школьника: опыт экспериментального исследования»

Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального...

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» в ВятГГУ 25-26 сентября 2012 года прошла Всероссийская молодежная конференция «Развитие системы профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального социально-экономического развития»*. По результатам работы конференции были отобраны лучшие статьи молодых ученых, которые представлены в данной рубрике.

УДК 37.047

А. О. Аучинина, Т. В. Осипова

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрывается содержание методов профессионального самоопределения школьников, анализируется профессиональный выбор современных подростков.

In article the maintenance of methods of professional self-determination of school students reveals, the professional choice of modern teenagers is analyzed.

Ключевые слова: профориентация, информационная работа, выбор профессии, выбор профессионального учебного заведения.

Keywords: vocational guidance, information work, choice of profession, choice of professional educational institution.

При выборе жизненного пути важную роль играет профессиональный выбор. Учеными было замечено, что чем раньше молодой человек обоснованно подходит к выбору профессии, тем реже допускает ошибки в профессиональном самоопределении.

* № 114.741.11.0417

© Лучинина А. О., Осипова Т. В., 2012 42

Определиться с выбором профессии на основе учета особенностей личностного развития школьникам помогает Межшкольный учебный комбинат (МУК), в котором они параллельно с обучением в школе получают начальную профессиональную подготовку по определенной профессии, а также участвуют в профориентации.

Для учащихся, занимающихся в комбинате, ведущим видом деятельности является познавательно-профессиональная деятельность с ориентацией на производительный труд, на выбор профессии. Именно в период обучения в комбинате наиболее четко проявляются профессиональные интересы и склонности старшеклассников, особенно остро воспринимаются и переживаются противоречия между стремлением овладеть тем или иным видом деятельности и реальными возможностями самой личности, а также теми возможностями, которыми располагает комбинат. При этом важно, что учащимся недостаточно участвовать в том или ином виде производительного труда, для них становится важным рассматривать деятельность, которой они занимаются, через призму своих жизненных планов.

Межшкольный учебный комбинат является площадкой для осуществления профессиональных проб учащихся. Через профессиональные пробы происходит ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства; формирование профессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в профессиональной деятельности; развитие интереса к конкретной профессиональной сфере.

В МУК № 3 г. Кирова реализуются следующие программы профессиональных проб: «Основы про-

А. О. Лучинина, Т. В. Осипова. Профессиональный выбор современного школьника: опыт.

граммирования», «Овощное эльдорадо», «Методы воздействия на кровообращение», «Электричество и магнетизм», «Творческая мастерская художественной резьбы по дереву», «Игровая деятельность дошкольника», «Способы повышения долговечности работы автомобиля», «Шью сама: от простого к сложному», «Где взять деньги и что это такое?», «Художественная роспись по ткани» и другие.

Программа проб рассчитана на учащихся 8-9-х классов и ставит своей целью формирование опыта практической деятельности подростков в различных сферах профессиональной деятельности. По окончании профессиональных проб выпускники 9-го класса должны осознанно выбрать направление дальнейшего профессионального обучения в старших классах либо определить тип профессионального училища, гимназии и др. для продолжения образования.

Организация профессиональных проб с учащимися сопровождается активной профориентацион-ной и информационной работой, участвуя в которой школьники в ходе активного познания себя с точки зрения профессиональной перспективы постепенно подходят к принятию важного решения о выборе будущей профессии, а затем осуществляют выбор образовательного пути.

В МУК № 3 г. Кирова в 9-х классах реализуются разработанные нами профориентационный курс «Я и профессия» и информационный курс «Твой выбор».

Программа курса «Я и профессия» ориентирована на освоение учащимися знаний о самих себе и о мире профессионального труда. Исходя из этого на занятии используются два основных метода: развивающая психолого-педагогическая диагностика и социально-психологический тренинг.

На тренинге применяются такие методы групповой работы, как:

- психотехнические (психогимнастические) упражнения: по созданию атмосферы доверия и открытости в группе (организации процедуры знакомства); по снятию напряженности и зажимов; формирующие обратную личностную связь; направленные на развитие креативности и другие;

- групповые дискуссии;

- игровые методы (деловая и ролевая игра).

Курс «Я и профессия» состоит из двух разделов:

«Образ «Я» и «Мир профессионального труда».

Первый раздел «Образ «Я» способствует самопознанию и всесторонней, объективной оценке особенностей личности, а также определению недостающих качеств, которые предстоит сформировать для успешного построения профессиональных планов.

Данный раздел содержит темы: Профессиональные интересы и склонности; Какой Я, или Что Я думаю о себе (в форме тренинга); Темперамент и характер; Я уникальная и неповторимая личность

(тренинг); Способности и их роль в выборе профессии; Прояснение жизненных ценностей (тренинг).

Второй раздел «Мир профессионального труда» посвящен изучению ситуации на современном рынке труда и построению личностных и профессиональных целей. В этом разделе школьники узнают об огромном разнообразии мира профессий, особенностях профессионального труда, позволяющего проникнуть в сущность профессиональной деятельности.

Он содержит следующие темы: Разнообразие профессиональной деятельности; Что Я думаю о профессиях (тренинг); На пути к профессиональной цели (тренинг); Взгляд из будущего (тренинг).

Информационный (ориентационный) курс «Твой выбор» является путем реализации важной цели определения образовательного маршрута.

Для реализации данной цели в процессе преподавания курса используются разнообразные методы обучения:

- информационное воздействие;

- информационные (профориентационные) игры и упражнения;

- специально организованные дискуссии;

- активизирующие опросники (со специальными вопросами, провоцирующими размышления о сложных ценностно-смысловых аспектах самоопределения);

- индивидуальные беседы-консультации (с применением активизирующих вопросов, технологий по анализу ситуаций самоопределения и т. п.);

- совместное с классом рассмотрение задач-ситуаций личностного и профессионального самоопределения;

- приглашение на занятия других (авторитетных и интересных для данной аудитории) специалистов.

Теоретическая часть курса включает изучение мира профессий, особенностей образовательной среды, рынка труда, основ технологии поиска работы и построения профессиональной карьеры.

Практические занятия предполагают изучение профессиограмм, оценку и самооценку качеств личности и составление образовательной программы на основе полученных знаний, описание профессий по схеме.

Программой курса предусмотрены экскурсии в профессиональные учебные заведения и на предприятия. Во время экскурсий особое внимание обращается на знакомство со спецификой организации работы, особенностями профессий. При составлении плана экскурсий мы опираемся на запросы учащихся.

Исходя из данных направлений обучения курс содержит следующие темы: Молодёжь и рынок труда. Слагаемые успеха; Анализ профессий; Пути получения профессии; Мотивы выбора профессии;

Система профессиональной ориентации старших школьников и студентов для обеспечения регионального.

Ошибки выбора профессии; Факторы выбора профессии; Планирование профессиональной карьеры; Технология поиска работы; Построение образовательной программы.

Результатом проведения данного курса должно быть построение индивидуальной образовательной программы.

Для фиксации результатов психологической диагностики и продвижения в решении задач самоопределения каждый учащийся имеет рабочую тетрадь к изучению каждого курса. Основная цель подобной фиксации - накопление материала для анализа.

В работе МУК № 3 информационный курс «Твой выбор» реализуется с 2005 г., курс «Я и профессия» - последние три года (ранее был диагностический курс «Профессиональное самоопределение»).

Ниже приведены сравнительные результаты проведения данных курсов за последние два года.

В 2010-2011 учебном году проходили обучение 300 девятиклассников из школ № 7, 22, 27, 39, 57, 59, 70, 71, инт. № 6, лицея № 21.

В 2011-2012 учебном году проходили обучение 167 учащихся из школ № 7, 30, 39, 74, инт. № 6, лицея № 21.

Проанализируем профессиональный выбор школьников по двум направлениям:

1) выбор профессии,

2) выбор профессионального учебного заведения.

Выбор профессии. Определившихся с выбором

профессии - большинство девятиклассников: в 2010-2011 гг. - 91%, в 2011-2012 гг. - 83%.

Большинство учащихся 9-х классов по итогам курсов выбрали профессии медсестры и машиниста (11 и 10% соответственно). Отметим, что рейтинг профессии медсестры в 2011-2012 гг. особенно увеличился (в прошлом году он составлял 7%), профессия же машиниста в последнее время была в тройке самых популярных.

На третьей позиции - профессия повара, её выбрало вдвое больше учащихся по сравнению с прошлым годом (9% - в этом году и 4% - в прошлом, когда она была на 5-м месте).

Четвертое место заняли профессии врача и юриста (по 7%), причем профессия врача стала чуть более популярной, с профессией юриста ситуация не изменилась.

На пятом месте оказалась профессия экономиста (6%), на шестом - следующие профессии: дизайнер, менеджер, программист, билетный кассир, бухгалтер, фармацевт, автослесарь/автомеханик (по 4%). Причем профессия дизайнера стала менее популярной. Профессия же менеджера - более популярной.

В 2011-2012 гг. отсутствуют выборы профессий парикмахера, сотрудников правоохранительных органов.

Выбор профессионального учебного заведения. В результате проведённой работы поставленная цель - создание условий для осуществления осознанного выбора своего образовательного пути -успешно реализуется: большинство учащихся готовы к построению образовательной перспективы.

Если сравнивать результаты 2011-2012 учебного года с прошлым 2010-2011 учебным годом, определившихся с выбором учебного заведения немного больше: процент основного выбора увеличился с 71 до 77%, процент выбора запасного учебного заведения - с 27 до 33%.

Низкий процент выбора запасного учебного заведения можно объяснить излишней самоуверенностью школьников в вопросе поступления в желаемое учебное заведение, а также социальной незрелостью и нежеланием знакомиться с различными образовательными возможностями, что в свою очередь можно объяснить превалированием ведущего вида деятельности в этом возрасте - общения со сверстниками.

Большинство девятиклассников (47%) выбрали учебные заведения среднего профессионального образования (в 2010-2011 гг. - 52%). Ситуация с лидерством этого направления обучения не меняется последние пять лет.

На 2-м месте - высшие профессиональные учебные заведения, которые составляют 28% выборов, и на 3-м месте - учреждения начального профессионального образования, которые выбрали 25% учащихся.

Надо отметить, что за последние пять лет ситуация с выбором уровней профессионального обучения остается прежней.

Только в 2006-2007 учебном году ситуация была отличной от сегодняшней. Самое большое количество выборов приходилось на учреждения начального профессионального образования, что свидетельствует о снижении популярности профессий начального профессионального образования и непрестижности, с точки зрения современных подростков, обучения в данных учреждениях.

Следует отметить, что большинство выборов учащихся являются обоснованными и, что особенно важно, ориентированными на ситуацию на современном рынке труда: самые встречаемые выборы профессий девятиклассников являются наиболее востребованными.

Анализ результатов, полученных по итогам курсов, позволяет сделать вывод о том, что современные девятиклассники при выборе будущей профессии стараются учитывать требования рынка труда, возможности трудоустройства, а также собственные интересы и способности, что и является целью профориентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.