Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕСС-ФАКТОР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПОСЛЕДСТВИЯ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митрухина Светлана Владимировна, Слюсарь Егор Сергеевич

Статья посвящена актуальной и малоизученной проблеме профессионального стресса в области социальной работы. В ней рассматриваются следующие вопросы: понятие и специфика профессионального стресса в социальной работе, стресс-факторы и последствия профессионального стресса, результаты эмпирического исследования с применением методики интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса А. Б. Леоновой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STRESS OF SOCIAL WORK SPECIALISTS: EXPERIENCE OF THEORETICAL ANALYSIS AND EMPIRICAL STUDY

The article is devoted to the actual and little-studied problem of professional stress in the field of social work. It discusses the following issues: the concept and specifics of occupational stress in social work, stress factors and consequences of occupational stress, the results of an empirical study using the methods of integral diagnosis and correction of occupational stress by A. B. Leonova.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.044.4+159.944.4]:303.4.025

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры психологии, социальной работы

Слюсарь Егор Сергеевич,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена актуальной и малоизученной проблеме профессионального стресса в области социальной работы. В ней рассматриваются следующие вопросы: понятие и специфика профессионального стресса в социальной работе, стресс-факторы и последствия профессионального стресса, результаты эмпирического исследования с применением методики интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса А. Б. Леоновой.

Ключевые слова: стресс, стресс-фактор, профессиональный стресс, последствия, эмпирическое исследование, методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса, социальная работа.

PROFESSIONAL STRESS OF SOCIAL WORK SPECIALISTS: EXPERIENCE OF THEORETICAL ANALYSIS AND EMPIRICAL STUDY

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Psychology and Social Work Department

Slyusar Egor Sergeevich,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to the actual and little-studied problem ofprofessional stress in the field of social work. It discusses the following issues: the concept and specifics of occupational stress in social work, stress factors and consequences of occupational stress, the results of an empirical study using the methods of integral diagnosis and correction of occupational stress by A. B. Leonova.

Key words: stress, stress factor, occupational stress, consequences, empirical research, methods of integral diagnosis and correction of occupational stress, social work.

Проблема профессионального стресса в современном мире является острой, напряжённое состояние приводит работника к мыслям об уходе с занимаемой должности, неудовлетворённости своим трудом и является одной из частых причин ухода из профессии. Профессиональные стрессы могут возникать при вхождении в новую профессиональную среду, изменении содержания работы, при внедрении инноваций в профессиональную деятельность,

при возникновении конфликтов, появлении препятствий для карьерного роста, при несоответствии личных и профессиональных качеств требованиям профессии и т. п.

Изучение профессионального стресса является актуальной темой для исследования, научный и практический интерес представляют вопросы своевременной диагностики, изучение причин, источников и последствий профессионального стресса, симптоматики пере-

живаний острого и хронического стресса, способы профилактики и др.

Социальную работу, наряду с другими «помогающими» профессиями (медицинский работник, психолог, педагог и др.), относят к стрессогенным, так как профессиональная деятельность часто приводит специалистов учреждений социальной сферы к состоянию физического и психического истощения [1].

Проблема профессионального стресса в социальной работе в отечественной науке является недостаточно изученной: в основном внимание исследователей сосредоточено:

- на изучении стресс-факторов, причин профессионального стресса в социальной работе (Е. С. Асмаковец, И. В. Черникова и др.);

- теоретическом и эмпирическом анализе результатов исследований синдрома эмоционального «выгорания» (И. Л. Балымов, О. П. Бусовикова, М. С. Дюжилова, Т. С. Ки-енко, Т. Н.Мартынова, М. И. Санькова, Г. А. Чомаева и др.):

- рассмотрении проблемы профессиональной деформации специалистов в области социальной работы и её профилактики (Ю. М. Кузьмина, М. А. Саманьков; Ю. В. Кириченко и др.).

Отсутствие системной информации о сущности феномена профессионального стресса у социальных работников, о причинах и специфике его проявлений затрудняет выбор адекватных методов профилактики. Поэтому полагаем вначале необходимым остановиться на сущности самого понятия «стресс».

Фундаментальная концепция стресса была сформулирована канадским физиологом Г. Се-лье, а само понятие «стресс» в научный оборот им введено в 1936 году. Чаще всего исследователями стресс рассматривается как ответная реакция организма на совокупность раздражителей, приводящую к нарушению физиологического и психического состояний человека. При этом следует отметить, что стресс -

неотъемлемая и необходимая часть жизни каждого из нас, которая сопровождает человека на всех этапах его существования: жить без стресса вообще невозможно, даже скучно и однообразно. Но стресс бывает разным: учёные выделяют два вида стресса в зависимости от характера его воздействия на человека. Речь идёт об эустрессе - нормальном стрессе, служащем целям сохранения и поддержания жизни организма, и дистрессе - патологическом стрессе, превышающем критический уровень и проявляющийся в болезненных симптомах.

Г. Селье описал три стадии развития стрессовой ситуации [2, с.10]:

1) стадия тревоги, которая имеет следующие симптомы при первом появлении стрессора: происходит снижение уровня резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции, затем организм мобилизуется, защитные его силы активизируются и включаются резервные механизмы саморегуляции защитных процессов, тревога снижается и организм возвращается к нормальной активности. Это краткосрочные стрессы, которые называют острыми реакциями стресса;

2) стадия сопротивления; на этой стадии биологическая адаптация достигает максимума с точки зрения задействованных ресурсов организма, она наступает при продолжительном воздействии стрессора, происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем;

3) стадия истощения; эта стадия натупает при нарушении защитных механизмов в период воздействия чрезмерно интенсивных и длительных стресс-факторов. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии, сопротивляемость организма снижается,

следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Теперь раскроем сущность понятия «профессиональный стресс». Под профессиональным стрессом чаще всего понимают напряжённое состояние работника, которое возникает под воздействием эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, вызванных профессиональной деятельностью [1, с. 7; 3, с. 12].

Заметим, что небольшие профессиональные стрессы естественны и необходимы. Несмотря на возникающие трудности, если они реально преодолимы, такие препятствия мобилизуют работника для быстрого решения задач и достижения профессиональных целей.

В связи с рассматриваемой проблемой коротко сопоставим два смежных понятия по теме нашего исследования: профессиональный стресс и эмоциональное «выгорание». Несмотря на схожесть по некоторой симптоматике и фазам протекания процессов, они всё-таки отличаются: стресс - наиболее распространённое и часто встречающееся явление в той или иной профессиональный сфере; эмоциональное же выгорание происходит при определённых случаях, и это более растянутый во времени процесс; «выгорание» характерно для людей, имеющих высокие достижения в профессиональной деятельности [4, с. 59-60].

Далее непосредственно перейдём к предмету данного исследования. Анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме показал, что социальную работу относят к группе стрессогенных профессий [5, с. 195]. Причинами этого являются следующие стресс-факторы:

1) обстоятельства, обусловленные спецификой рабочего процесса, к которым относят:

- высокую коммуникативную нагрузку на специалиста, так называемый «человеческий фактор»;

- стрессовые ситуации в процессе профессионального взаимодействия с клиентом;

2) внешние объективные условия, материальные ресурсы, физические факторы:

- компенсация низких социальных ресурсов организаций социальной сферы морально-психологической поддержкой;

- перегрузки или недогрузки работой;

- дефицит ресурсов и времени;

- шум, многолюдность и т. п.;

3) внутренние субъективные обстоятельства:

- высокая эмоциональная нагрузка, когнитивная сложность, потребность в эмоциональном отклике, эмпатии;

- отсутствие необходимых профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) или профессионально-личностных качеств у работника (например, низкая стрессоустойчи-вость);

- недостаток профессионального опыта;

- неблагоприятный психологический климат в коллективе: конфликтность и напряжённые отношения с руководством или коллегами;

4) причины, вызванные спецификой профессиональной роли/статуса:

- ролевой конфликт, возникающий из противоречия между статусом защитника, удовлетворяющего потребности клиента, и сотрудника, выполняющего указания руководства социального учреждения;

- размытые границы профессии, нечётко определённые должностные обязанности;

- широкий спектр форм, методик, технологий оказания социальной помощи;

- повышенная моральная ответственность за благополучие клиентов;

- низкий престиж профессии;

- низкая оплата труда и др.

Воздействие профессионального стресса

проявляется в трёх основных областях: физиологической, эмоциональной и поведенческой.

Физиологические эффекты стресса могут включать повышение артериального давления, учащённое сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, расстройства сна, упадок сил. Эмоциональные эффекты стресса проявляются в виде агрессии, тревожности, депрессии, снижении когнитивных способностей (которые могут включать неспособность концентрироваться или принимать решения), эмоциональных срывов. Поведенческие последствия стресса могут включать несоблюдение трудовой дисциплины, опоздания, импульсивное поведение и трудности в общении; цинизм по отношению к своим клиентам и деперсонализацию [6, с. 54].

Исследования зарубежных авторов показывают, что стресс у социальных работников может привести к потере концентрации внимания, неспособности обрабатывать новую информацию, поспешному принятию необдуманных решений и выбору простых, но неэффективных способов [6, с. 54]. Исследователь Е. С. Асмаковец по результатам своего изучения приходит к выводу о том, что именно непосредственные социальные работники испытывают большее влияние рабочих проблем на личную жизнь по сравнению со специалистами по социальной работе и заведующими отделениями, в профессиональной деятельности которых отмечается меньше прямого контакта с получателем социальных услуг и погружённости в решение их повседневных проблем [1, с. 9-10].

Кроме личностных и профессиональных проблем, профессиональный стресс у отдельного специалиста может негативно сказаться в целом на организационной культуре и психологическом климате социального учреждения. К сожалению, находясь в таком сложном состоянии, вызванном профессиональной деятельностью, социальные работники не пользуются специальными способами снятия стресса, а применяют в

основном простые житейские приёмы: сон, общение с близкими людьми, еда, перерывы в работе, физическая активность и хобби [1, с. 13].

С целью выявления специфики проявления профессионального стресса у специалистов социальной сферы нами было проведено эмпирическое исследование. В нём приняли участие 70 специалистов (все - женщины) социальной сферы Республики Хакасия и юга Красноярского края. Возраст испытуемых составил от 22 лет до 61 года, стаж профессиональной деятельности в социальной сфере - от одного года до 36 лет.

Для диагностики профессионального стресса нами была использована «Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС)» А. Б. Леоновой. Она содержит шесть основных шкал:

- ТУ1 условия и организация труда;

- ТУ2 субъективная оценка трудностей в рабочей ситуации;

- ТУЗ вознаграждение за труд/социальный климат;

- ТУ4 переживания острого стресса;

- ТУ5 переживания хронического стресса,

- ТУ6 личностные/поведенческие деформации [7, с. 12-14].

Изучение состояния здоровья и риск-факторов респондентов показало, что 15 % из них были больны в последние шесть месяцев, 47 % испытуемых имеют хронические заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. 95 % респондентов не курят и 84 % из них изредка употребляют алкоголь. Больше половины социальных работников ведут активный образ жизни и занимаются спортом; все исследуемые отдыхали в течение последних нескольких месяцев. Изменения в личной жизни (переезд, свадьба, конфликты в семье) и в профессиональной деятельности (смена работы, повышение по службе) произошли у 20 % испытуемых.

Общий уровень стресса во всех группах у испытуемых - выраженный (50 Т-баллов).

В синдроме профессионального стресса выявлены следующие факторы риска:

- высокая субъективная оценка профессиональной ситуации (ТУ2 = 59), обусловленная сложностью выполняемых задач и несамостоятельностью их решения;

- выраженная неудовлетворённость вознаграждением за труд и социальным климатом в организации (ТУЗ = 46): низкая оплата труда и жёсткий контроль за исполнением со стороны руководства;

- выраженные переживания острого стресса (УУ4 = 48) в виде когнитивной напряжённости, снижении общего самочувствия; нарушении сна;

- выраженные переживания хронического стресса (ТУ5 = 54), которые сопровождаются тревожностью, проявлением признаков депрессии, психосоматическими реакциями;

- личностные/поведенческие деформации (УУ6 = 48), проявляющиеся в виде синдрома «выгорания» и в невротических реакциях.

Статистически достоверных различий между группами испытуемых не выявлено, кроме влияния такого фактора, как вознаграждение за труд: у специалистов по социальной работе данный фактор является более стрессогенным, чем у психологов (р = 0,047).

Итак, в результате проведённого теоретического анализа были выделены факторы профессионального стресса в социальной работе, обусловленные спецификой рабочего процесса, внешними объективными условиями, внутренними субъективными обстоятельствами, особенностями профессиональной роли/статуса.

По результатам эмпирического исследования у испытуемых был выявлен выраженный уровень профессионального стресса. Наиболее стрессогенными факторами являются сложность задач и автономия их исполнения, когнитивная напряжённость и сниженное общее самочувствие (> 62 Т-балла).

Соответственно, профилактические оптимизационные мероприятия должны быть направлены на снижение уровня стрессоген-ных факторов.

Библиографический список

1. Асмаковец Е. С. Стрессоры специалистов в области социальной работы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressory-spetsialistov-v-oblasti-sotsialnoy-raboty (дата обращения: 17.10.2021).

2. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие: авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. 142 с.

3. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 161 с.

4. Профилактика профессиональных деформаций в системе социальной работы: учебное пособие для вузов / под ред. М. В. Воронцовой. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 244 с.

5. Черникова И. В. Профессиональный стресс в деятельности специалиста по социальной работе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 11-1. С. 194-199. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-v-deyatelnosti-spetsialista-po-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 21.10.2021).

6. Chaudhry M. The identification of child neglect in social work practice. URL: https://usir.salford.ac.uk/id/eprint/41619/3/THE%20IDENTIFICATION%20OF%20CHILD%20NEGLECT%20IN%20SOCIAL %20W0RK%20PRACTTCE.pdf (дата обращения 21.10.2021).

7. Леонова А. Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС): методическое руководство. СПб: ИМАТОН, 2007. 56 с.

© Митрухина С. В., Слюсарь Е. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.